Сочинение на тему катерина нравственный идеал островского в пьесе

10 вариантов

  1. Драма Островского «Гроза» является самым значительным произведением драматурга. Она была| написана в 1860 г., в период общественного подъема. Основной темой этого произведения является тема купечества. В «Грозе» мы видим, в чем проблема этого сословия. Давно установленные порядки, устарели, и некоторые начинают им противиться, но такие люди, как Кабанова, Дикой, не хотят ничего менять. Общество подобных людей Н. Добролюбов в своей статье называет «темным царством». Ом раз же Материны противостоит им, тянется к свободе, к счастью.
    Катерина росла легко, беззаботно и радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества она говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре.
    Я думаю, что Островский специально создал именно женский образ, который стоит отдельно от всех остальных. Свободолюбивая Катерина оказывается самой бесправной и слабой. На мой взгляд, вся несчастье этой героини в том, что ей не к кому обратить свои чувства и мысли, так как никто ее не понимает.
    Образ Катерины — центральная фигура всей пьесы. В нем ясно виден протест против всего общества, в котором она живет. Но для меня эта героиня — прежде всего человек. Она необразованная и, казалось бы, должна быть нам неинтересной. Но для меня она стала бы интересным собеседником со своими понятиями и взглядами на все окружающее ее. Ее характер одновременно и прост, и спокоен. Катерина стремится к гармонии, миру, она набожна и своей внешней простотой и искренности напоминает ребенка. В то же время она способна на совсем неожиданные поступки, что свидетельствует о ее внутреннем неспокойствии.
    Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичен; Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, добрОжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой жен ны невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против «темного царства», которое, не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказывает свою правоту, нравственную победу над «темным царством».
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, ка| Паратов в «Бесприданнице», он даже не разговаривал с ней. Возможно, причина в том, что ей нед вал о чего-то чистого и светлого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была светлым. Эта любовь не давала Катерине окончательно зачахнуть, она поддерживала ее. Катерина пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость. Такой поступок можно называть бунтом — бунтом против покорности судьбе, против бесправия. Катерина понимала, что совершает грех, но понимала и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она приносит чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувство приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться люба зная, что другого случая не будет.
    Но Катерина не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться, она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее бог живет в ней, бог — ее совесть. Девушку мучат два вопроса: как она верна домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, И как она будет жить с пятном на с~ совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, в могилу— все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо». Преследует своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
    Я думаю, что самоубийство для нее было лучшим способом уйти от всех проблем и страдай которые дала ей жизнь. Кроме того, в этом мире ее ничего не держало: ни семья, ни дети, ни ка либо идеи, ради которых следовало бы жить. Самое большое противоречие ее характера — то, она, будучи такой религиозной, смогла совершить страшный грех — самоубийство, тогда как по христианским законам она должна была жить и терпеть мучения.Образ Катерины призывает к свободе и духовному раскрепощению. По словам Добролюбова, «она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не напрасны: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, начал рушиться мир Кабанихи (потеряв авторитет, ей остается только уйти в монастырь). Недаром пьесу запрещали к постановке, углядев в ней «завуалированный призыв к возмущению». Обыватели не пускали на пьесу своих дочерей.
    Для меня же образ Катерины — это облик прекрасной, чистой, светлой русской души. Это то, что – побуждает меня бороться с «темными» силами самодурства, невежества, хамства, приспособленчества, которые есть и по сей день.
    Несмотря на слабость, робость Катерины, я ставлю ее выше всех остальных героев этой пьесы, так как она была единственной, кто никому не желал зла, но одновременно поставила перед собой четкую задачу: либо достичь чего-то лучшего, либо умереть, но только не смириться с окружающим ее произволом. И это мужество, жажда правды и свободы заставляют преклониться перед Катериной. Да, вероятно, она не столь идеальна, у нее есть свои недостатки, но смелость героини достойна похвалы.

  2. Драма «Гроза», написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Островского. Она входит в цикл пьес о «темном царстве» самодуров. В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: «Кто бросит луч света в мрак темного царства?» Ответ на этот вопрос был дан А. Н.Островским его новой пьесой «Гроза», Две тенденции драматургии писателя — обличение и психологизм — очень хорошо обнаружились в этом его произведении. «Гроза» — драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане, чиновники. Образ Катерины, главной героини пьесы, является самым ярким.
    Добролюбов, подробно анализируя это произведение, пишет, что Катерина — «луч света в темном царстве». Почему же именно она? Потому что только Катерина, слабая женщина, выступила с протестом, только о ней мы можем говорить как о сильной натуре. Хотя, если рассматривать поступки Катерины поверхностно,. Можно сказать обратное. Это мечтательница девушка, которая сожалеет о детских годах, когда она жила, точно птичка на воле, с постоянным ощущением счастья, радости и маменька в ней души не чаяла.
    Любила она в церковь ходить и не подозревала, какая ее ждет жизнь. Но закончилось детство. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы — это птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей «темного царства», но не может так жить.
    Уже в первой встрече со зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой, сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Ведь мы помним, что тихая, скромная Катерина, от которой иногда не услышишь и слова, еще будучи ребенком, чем-то обиженная дома, уплыла одна в лодке по Волге. В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама знает это и говорит: «Такая уж я зародилась горячая». В разговоре с Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: «Отчего люди не летают?», которые кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой возможности.
    Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает, как тяжело ей переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови («Да здесь все как из-под неволи»), Случайно вырвавшиеся слова героини говорят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где подавляется и убивается любое живое чувство. Героиня изо всех сил сражается против «темного царства», и именно то, что она не может до конца смириться с кабановским гнетом, обостряет уже давно назревавший конфликт. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Всепоглощающее чувство охватило Катерину, когда она встретила Бориса. Героиня одерживает победу над собой, в ней открывается способность глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая говорит о ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском мире искренние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится разговоров: «Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского стыда?
    » Катерина полюбила человека, в котором нашла что-то непохожее на окружающих, но это было не так. Мы видим явный контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью героини и приземленным, осторожным увлечением Бориса. Но даже в такой трудной ситуации Катерина пытается быть верной себе, своим жиз-‘ ненным принципам, она стремится подавить любовь, которая сулит так много счастья и радости. Героиня умоляет мужа взять ее с собой, так как предвидит то, что с ней может случиться. Но Тихон равнодушен к ее мольбам. Катерина хочет дать клятву верности, но и тут Тихон не понимает ее. Она и дальше пытается уйти от неизбежного. В момент первой встречи с Борисом Катерина колеблется. «Зачем ты пришел, погубитель мой? » — говорит она. Но по воле судьбы происходит то, чего она так боялась. Катерина не могла жить с грехом.
    В четвертом акте пьесы мы видим ее покаяние. Выкрики сумасшедшей барыни, удары грома, неожиданное появление Бориса приводят впечатлительную героиню в небывалое волнение, заставляют ее покаяться в содеянном, тем более что Катерина всю жизнь боялась умереть «со своими грехами» — не покаявшись. Но в этом не только слабость, но и сила духа героини, которая не могла, подобно Варваре с Кудряшом, жить утехами потаенной любви, не побоялась людского суда. Не удар грома сразил молодую женщину. Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, ища освобождения от невыносимых мук такой жизни. Она считает, что домой идти, что в могилу, даже «в могиле лучше». Она кончает жизнь самоубийством. Большое мужество нужно для такого решения, и недаром ей, мертвой, завидует оставшийся «жить…
    Да мучиться» Тихон. Своим поступком Катерина доказала свою правоту, нравственную победу над «темным царством». Катерина соединила в себе гордую силу, независимость, которую Добролюбов расценил как знак глубокого протеста против внешних, в том числе социальных, условий жизни. Катерина, которая своей искренностью, цельностью и безоглядностью чувств враждебна этому миру, подтачивает «темное царство». Слабая женщина смогла выступить против него и одержала победу. Героиня Островского — поистине луч света в «темном царстве». В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил все лучшие черты личности человека: вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.

  3. Катерина — представительница женщин с горячим сердцем.
    Корифей русской литературы, Александр Николаевич Островский (1823-1886) являлся, по выражению Льва Толстого, «общенародным в самом широком смысле писателем». В творчестве Островского замечателен колорит русской жизни: в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков — во всей самобытности национального характера и национального уклада отражен нравственный идеал народа.
    Не всякому большому писателю выпадает на долю при жизни услышать слова полного и заслуженного признания. Островский узнал это счастье. В 1882 году, когда праздновали 35-летний юбилей его литературной деятельности, Гончаров прислал драматургу письмо, в котором были такие слова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского» (1).
    Как, наверное, волновался Островский, когда читал это письмо, как
    дрожал в его руке листок почтовой бумаги! Ведь какую долгую дорогу, состоявшую из борьбы за свое призвание, непонимания и прямой клеветы, счастливых и изнурительных трудов, должен был он пройти. Прежде чем завоевал заслуженное им место на российских подмостках.
    Существует ряд монографий, статей, посвященных исследованию творчества А.Н. Островского (Б.О. Костелянец, 1982, А.Л. Штейн, 1967 и др.)
    А.Л. Штейн в своем труде «Три шедевра А.Островского анализирует пьесы «Гроза» и «Бесприданница», главные героини которых и есть женщины с горячими сердцами.
    Островский был наследником не только Гоголя, но и Пушкина. В образе Катерины с особой силой выразилось поэтическое пушкинское начало творчества Островского. Катерина из той же плеяды русских женщин, что и пушкинская Татьяна.
    На основе данных выдающихся исследователей попытаемся выявить и проследить судьбу героини с горячим сердцем. Источником работы явился текст пьесы «Гроза», которая  посвящена женской судьбе.
    Лучшей статьей о «Грозе» справедливо считается статья Добролюбова «Луч света в темном царстве». Добролюбов отметил в пьесе главное: сильный и цельный характер Катерины, ее внутренняя свобода и нежелание покоряться власти Домостроя говорит о том, что в народе есть силы, способные сокрушить «темное царство» старой России.
    Хотя пьеса и заканчивается гибелью героини, но Добролюбов справедливо писал: «В «Грозе» есть… что-то освежающее и ободряющее…
    самый характер Катерины… веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».
    Русский артист А.И. Южин пишет о «Грозе» в статье под названием «Романтизм и Островский», что душевная жизнь Катерины, ее мечтательность и страстность заключают в себе нечто романтическое. Ведь именно романтики первые дали изображение мечтательной души.
    Сопоставление разных точек зрения на образ Катерины, попытаемся представить в виде  таблицы, которую заполним тезисами из статей «Луч света в темном царстве» Добролюбова и «Мотивы русской драмы» Писарева.
    Добролюбов
    Писарев
    …Прежде всего Вас поражает своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его, всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается в нем органически…
    …Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, они для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться, хотя бы это имело самые гибельные последствия…
    …Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает ее организм , самое ничтожное событие, самый пустой разговор производит в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты…
    …Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую, она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра…
    Эту таблицу можно продолжить, но уже эти тезисы демонстрируют нам расхождения в оценках критиков, столкновение мнений.
    Будем придерживаться точки зрения Добролюбова.
    Характер Катерины раскрывается через быт. Возникает вопрос: почему Островский воплотил черты народного характера в образе женщины из купеческого сословия?
    Катерина — купеческая жена и происходит, очевидно, из купеческого звания. Семья была не из бедных, и это открывало Катерине досуг, которого не было задавленной крепостным трудом крестьянки. То, что Катерина, как женщина, не имела дела с прозаическими делами купеческого сословия, спасло ее от воздействия меркантильного, торгашеского духа. Катерина сохранила свой духовный мир.
    Тип Катерина — народный тип, и красота ее соответствует народным представлениям о женской красоте.
    Катерина — женщина необыкновенная по глубине и силе своей душевной жизни. «Какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится, – говорит о ней Борис. И Кудряш сразу узнает, о ком идет речь: «Так это молодая Кабанова, что ль?» (2) Т. 1. с. 310 В дальнейшем ссылки на это издание даны в тексте с указанием тома и страницы).
    Ее характер воплощает душевное богатство и поэтическое обаяние русской женщины.
    Катерина живет духовными интересами. Она наделена поэтическим восприятием жизни.
    Она эстетически одарена. Шитье по бархату, пение молитв и чтение духовных стихов, стройность и четкость религиозного обряда — все это воздействует на неё прежде всего эстетически.
    Для катерина религия не только основа эстетических впечатлений, но и основа нравственности. Объясняется это тем, что в старой Руси вся духовная жизнь была связана с церковью.
    По характеру своему Катерина далека от религиозного смирения. Она воспитана волжским раздольем. У неё сильный и непокорный характер, страстный темперамент, у неё внутренняя независимость и тяга к воле, стихийное чувство справедливости. Характеру Катерины свойственна обаятельная доверчивость и открытость. Так открывается она Варваре, в которой почувствовала живую душу. Она говорит ей, что мечтает летать, жалеет, что она не птица. В этом порыве, вдохновляемом волжским простором и ширью, выразилось стремление Катерины оторваться от грубой своекорыстной
    прозы города Калинова. Полет для неё — символ чистой и свободной жизни,не замутненного житейской грязью существования.
    Катерина — трагическая героиня, её душевная жизнь является трагически неразрешимой.
    «Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски, до гробовой доски…» – слова Катерины, которая воспитана в духе старых патриархальных представлений о жизни. (Т.1, 311).  Церковный брак для нее святыня. Поэтому охватившую её страсть Катерина воспринимает как нечто дьявольское и греховное. Так возникает внутренняя, терзающая Катерину, борьба.
    Суд совести для неё значит больше, чем людские мнения и людской суд. Движимая своей страстью, она говорит Борису: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» (Т.1, 312). Покаяние Катерины не только результат мучительной внутренней борьбы, которая идет в ней, но и выражение ее органической правдивости.
    Катерина видит в своем проступке «грех» и нарушение нравственных представлений, которым привыкла следовать с детских лет. Она взбудоражена и выведена из равновесия.
    Островский дает безукоризненно точное изображение её психологического состояния: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьёт, бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давече утром плакать принялась, так и рыдает». Само по себе такое состояние способно толкнуть человека на отчаянные поступки. Но чтобы покаяться, Катерине нужна была особая обстановка. Прежде всего, гроза, которой боится она, да и не одна она, но и другие присутствующие женщины.
    Говоря о романтизме, Южин вспоминает  образ грозы. В первый раз гроза разразилась в первом акте. Тогда же появилась и сумасшедшая барыня. Это предвестие и предупреждение. В четвертом акте снова появляется сумасшедшая  барыня и снова гремит гроза.
    Душевное состояние Катерины таково, что и гроза и сумасшедшая барыня приобретают в её сознании как бы символическое значение.
    Реальная гроза становится символическим воплощением грозы, гремящей в душе Катерины, предвестием кары, которая грозит ей за её преступление. Гроза — это страшное смятение её души. Это тревожное настроение усиливается шуткой Тихона, которая случайно и неожиданно совпала с мыслями Катерины: «Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроется, нет,  шалишь! Всё знаю!» (Т.1, 320)
    Но покаяние не истерика и не нервный припадок.
    Поведение Катерины и дальше трагически непоследовательно. После покаяния она пошла искать Бориса, чтобы проститься с ним. Сцена прощания с Борисом аналогична сцене прощания с Тихоном. Борис так же не оправдал надежд Катерины, как не оправдал их Тихон. Он бескрылый и слабый человек. Круг замкнулся.
    Что делать Катерине? Возвратиться домой под гнёт Кабанихи она не может. Остаётся самоубийство. Оно запрещено церковью. Но в последний момент в сознании Катерины любовь оказывается яем-то более сильным, чем церковь. «Грех! Молиться не будут! Кто любит, тот будет молиться!» (Т.1, 329)
    В гибели её проявилась сила и цельность её характера. Её внутреннее непокорство.
    Катерина изменила мужу, но поскольку она признает справедливость и моральную незыблемость брачных уставов, она воспринимает свой поступок как трагическую вину. Основать своё счастье на нарушении нравственности она не могла и потому погибла. Это нравственная чистота и неподкупность Катерины — проявление её высокой человечности.
    Литература
    Гончаров И.А. Собр. соч. в 8 тт. Т.8 — М.: Художественная литература, 1980. С. 475
    Островский А.Н. Избранные сочинения: В 2 тт. – М.: Мир книги,   Литература, 2001.
    Журавлева А.И.  А.Н.Островский — комедиограф. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981, 216 с.
    Журавлева А.И., Некрасов В.И.  Театр Островского: книга для учителя. М., 1986
    Лакшин В.Я. (1868-1871) // Островский А.Н. Избранные сочинения: В 2 т.т. Т.1 М.: Мир книги, литература, 2001. – 480с.
    Лебедев Ю.В.  А.Н. Островский. Русская литература 19 века. Вторая половина. Книга для учителя, М., 1990
    Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. М., 1974
    Скатов Н.Н. Далекое и близкое. Литературно-критические очерки. – М.: Современник, 1981. – 351с.
    Холодов Е.Г. Мастерство Островского Москва, «Искусство», 1967, 544с.
    Штейн А.Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. – М.: Советский писатель, 1973,- 432с.
    Штейн А.Л. Три шедевра А.Н. Островского. М., «Советский писатель», 1967, 180с.

  4. Катерина – главная героиня драматического произведения А. Н. Островского «Гроза». Она – супруга Тихона, и, соответственно, невестка его матери – Кабанихи. Главный замысел этой драмы – противостояние Катерины с «тёмным царством», полчищем самодуров, грубиянов и деспотов.
    Выяснить причину конфликта и трагичность концовки драмы можно, узнав представления главной героини о самой жизни. В пьесе показываются истоки характера Катерины. Она сама повествует о своём детстве и юности. Здесь изображена совершенная версия патриархальных взаимодействий и всей патриархальной сферы. Катерина жила свей жизнью, была вольна в своих действиях. И такая свобода не противоречила вековым формированием замкнутого бытия, бытия, сложенного лишь из домашних трудов. От разных путниц и богомолок, которых было много в доме её семьи, она наслушалась рассказов о мире, где человек не ставит себя против общего и вне данной общности. В этом мире нет насильственных деяний и принуждения. У Катерины сформировался чёткий нравственный идеал – тихая семейная гармония в рамках патриархата. Однако девушка живёт в то время, когда дух такой морали иссяк. А основами здесь стали насилие и приказы.
    Катю выдали замуж в молодом возрасте. Её судьбу определила её же семья. И для девушки такое казалось вполне нормальным делом. Она появляется в семье Кабановых. Она готова любить и чтить свекровь. При этом ожидает, что супруг станет господином над ней, а ещё будет оберегать и защищать её. Но Тихон оказывается слабым и не годным для лидерства в патриархальной семье.
    Жизнь Катерины кардинально изменилась. Из вольного, радужного мира она попадает в мир, пронизанный ложью и жестокостью. Они искренне хочет стать чистой и совершенной.
    Девушка посещает церковь, уже не испытывая былого восторга. Её религиозный настрой только усиливается по степень развития её душевной грозы. И дисбаланс между её внутренними переживаниями и тем, что требуют библейские заповеди, не позволяют ей молиться с прежним упоением. Катерину переполняет тревога, не дающая её спокойно любоваться природными пейзажами. И она вынуждена терпеть и грезить. Ей уже сложно жить своими мыслями, ведь суровая реальность возвращает её в мир унижений и мучений.
    Девушка живёт в обстановке, вынуждающей её обманывать. Но Катя – не такая. Она испытывает сильное влечение к Борису. Ведь он отличается от всего её окружения, а также девушка остро нуждается в любви. Эта потребность не нашла откликов в муже. Также Катерина смертельно устала от монотонной жизни. От такой жизни нужно было таиться и вовсе убегать. Но Катя покорно к ней возвращалась. И от этого ей было очень горестно. Кате не даёт покоя её грех. И страх перед надвигающейся грозой становится всё сильнее. И тогда девушка решается покаяться и признаться во всём своему супругу и его матери.
    В этом случае её ждёт судьба безропотной рабыни мужа и исполнительницы повелеваний свекрови. Но характер девушки иной. Она не желает такой судьбы, она хочет испытывать былое чувство свободы. А если ей запрещают быть вольной, то ей уже ничего не надо в жизни, да и сама жизнь ей уже чужда. Девушка решается на крайний шаг – самоубийство. Её пугает мысль, что это деяние – грех. Катя больше никого не обвиняет, просто её жить уже не вмоготу. И в последние мгновения в её воображении мелькает весь тот бытовой кошмар. С неё хватит! Она больше не будет подчиняться бездушной свекрови и жить взаперти с мужем – тряпкой. Смерть – её путь к свободе.

  5. Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.
    Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой.
    Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.
    Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.
    Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.
    Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.
    Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.

  6. Катерина — жена Тихона и невестка Кабанихи.
    Образ К. выражает сильный характер, просыпающуюся личность в патриархальных условиях. Автор раскрывает истоки характера героини в рассказе К. о своей жизни в девичестве. В этом рассказе рисуются идеальный патриархальный мир. Главное в нем — огромное чувство взаимной любви.
    В девическом мире К. были те же порядки, что и в мире Кабанихи. Просто в родительском доме К. занимала положение любимой дочери, а в доме Кабанихи — подчиненной невестки. Именно поэтому в ее прошлой жизни не было места принуждению и насилию. Гармония патриархальной семейной жизни — нравственный идеал К. Этой гармонии она не находит в доме своего мужа: «Да здесь все как будто из-под неволи». К. отдали замуж юной, судьбу ее решила семья. Тогда она воспринимала это естественно, ведь таков обычай. К. готова подчиняться, но подчиняться с уважением и любовью. Попав к Кабановым, она видит, что уважать и любить ей здесь некого. Со временем в душе К. рождается новое отношение к миру и к себе: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю…» Оно проявляется в ее самостоятельном выборе — любви к Борису. Но эту проснувшуюся любовь религиозная К. воспринимает как страшный грех. Поэтому К. всячески сопротивляется своему чувству, но ей не хватает сил и поддержки: «точно я стою над пропастью…, а удержаться мне не за что». Религиозность К. усиливается по мере нарастания ее душевной грозы. Героиня чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, связанным с ее «грешной» любовью: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». После своей измены мужу К. кается всенародно в своем грехе без надежды на понимание и прощение. Именно полное отсутствие надежды толкает героиню на еще более тяжкий грех — самоубийство. Полная невозможность примирить свою любовь к Борису с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, куда ее заточила Кабаниха, убивает К.

  7. Александр Николаевич Островский — это не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Пьесы его привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. Его персонажи — люди своей эпохи, и вместе с тем многое в них нам близко. Они совершают добрые и дурные поступки, они радуются и страдают, любят и изменяют, живут некоторые честно, некоторые безнравственно. Знакомясь с ними, мы должны задуматься и о своей жизни, о жизни наших близких, друзей, о нашей морали. Ведь грех в широком понимании этого слова — нарушение каких-то принципов общечеловеческой нравственности.
    В пьесах Островского всегда звучит протест против унижения человека, против делячества, против подмены нравственных идеалов, когда порядочность ценится гораздо ниже, чем доходное место, когда настоящая любовь уступает место “выгодной партии”. Это не просто приметы давно ушедшего времени, это симптомы тяжелой и затяжной болезни, с которой еще и нам с вами предстоит бороться.
    “Гроза” была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Эта поездка обогатила писателя новыми впечатлениями, дала ему возможность познакомиться с жизнью населения Верхней Волги, с основными промыслами, обычаями, обрядами, песнями, с природой края. Герои “темного царства” живут, даже не подозревая, насколько оно, это “царство”, уродливо и темно. Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю, самодуры издеваются над своими домочадцами, здесь сведения об иных землях получают от невежественных странниц, здесь полагают, что Литва “на нас с неба упала”. Островский показал город вымышленный, но он выглядит очень достоверно. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции,
    Создается впечатление, что Калинов отгорожен от всего мира высочайшим забором и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что это уникальный русский городок, что в других местах жизнь совсем другая, без греха и невежества? Нет, это типичная картина русской провинциальной действительности, драматург сконцентрировал внимание на самом главном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта. Что же так сдерживает его развитие? Почему здесь нет места новому, свежему? Потому что вся эта жизнь основана на привычных, устаревших законах, которые представляются совершенно нелепыми. Цепляться за старое, устоявшееся, регламентирующее все стороны бытия (экономику, быт, семью, нравственность), — это страшный тормоз в развитии любого города, народа, государства. Это стояние на месте. Застой. Последствия его страшны и порой непредсказуемы. Он прежде всего бьет по человеку, либо отупляя его, превращая в бездумного исполнителя, либо заставляя его ловчить, приспосабливаться, грешить, либо вызывая в нем чувство протеста. Застой тогда возможен, когда он поддерживается людьми, имеющими власть. Таковыми в Калинове являются Дикой и Кабанова.
    В Диком есть черты, присущие народу. Так, явления природы он воспринимает в чисто религиозных традициях. На просьбу Кулигина дать денег на громоотвод Дикой гордо отвечает: “Все суета”. Когда же Кулигин заявил, что гроза — это елестричество, Дикой, сердясь более и более и топнув ногой, с искренним гневом восклицает: “Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”. Слова Кулигина — в представлении Дикого — это уже преступление перед тем, что даже он, Дикой, уважает.
    Подобное отношение к силам природы присуще всем: калиновцам, в том числе и Катерине, наделенной обостренным чувством совести. Как воспринимает Катерина грозу? Как божью кару, которой ей не избежать, потому что даже думы о Борисе — это, по ее взглядам, грех.
    Дикой не исключение для Калинова, а порождение всего уклада калиновской жизни. Страшно то, что такое отношение к домашним, к бесправным калиновцам воспринимается всеми как норма. Дикой может себе позволить все: и обругать ни за что, и, кланяясь, просить у мужика прощения. “Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся”. Не ис к’уража кланялся: дескать, я и обругать могу, и мужику поклониться — пожалуйста! Не от угрызений совести (зря человека обидел). Столь необычное поведение самодура объясняется тем, что история с мужиком произошла вс время великого поста, когда грешить особенно опасно. Но религиозность Дикого, его страх перед наказанием Бога далеки от подлинно христианской морали, от человечности, которой наделена Катерина.
    Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. Она является антиподом Катерины. Правда, их обеих объединяет самое серьезное отношение к домостроевским порядкам и бескомпромиссность. Кажется, ее искренне огорчает падение нравственности среди молодого поколения, неуважительное отношение к законам, которым она сама подчинялась безоговорочно. Она ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно лишь при соблюдении правил, предписанных домостроем. Любое отступление от них — страшный грех. Себя Марфа Игнатьевна считает порядочной, безгрешной женщиной. Привечая странниц, она уверена, что совершает богоугодное дело. Но их славословие, этот елей, что льют они на душу Кабанихи, восторгаясь ею и ее порядками, — это тоже грех. Гордыня и ханжество — вот пороки, присущие этой властной и себялюбивой женщине. Самый страшный грех Марфы Игнатьевны — это то, что она между делом, походя, разрушает людские судьбы, диктуя им свою волю, определяя их поведение, их отношение к миру и друг к другу. Она погубила Катерину, калечила жизнь Тихону, покушается на судьбу Варвары. И все это совершается под видом благочестия, с именем Бога на устах.
    Сын Тихон женат. До сих пор он жил только ее, матери, умом, был ее собственностью, никогда и ни в чем ей не перечил. В результате из него вырос человек, лишенный самостоятельности, твердости, умения постоять за себя. Безвольный, робкий, страдающий от материнского крутого нрава, он ищет забвения в пьянстве, в этом греховном пороке. И жена ему попалась какая-то чудная, какая-то сама не своя, не как все. Да и любит он Катерину, не может и не хочет держать ее в страхе, не требует от нее почитания. Мать чувствует, что постепенно сын уходит из-под ее власти, что у него появляется своя жизнь, что к жене он относится не как хозяин, а по-своему тянется к ней. Почтительное отношение к родителям — качество очень ценное. Да только тревожно за Тихона: ему смертельно надоела власть, вечное брюзжание “маменьки”, но ни себя, ни Катерину защитить он не сумеет и не посмеет. Тихон не готов исполнять роль мужа, главы семьи. Не может он вызвать уважения у Катерины. Духовные запросы его ничтожны. А мужчина — это защитник, на нем должна лежать забота о семье, о ее благополучии.
    Не такова Варвара. Она смелее, хитрее, живее Тихона. Небогатый жизненный опыт подсказал ей, что для собственного спокойствии и во избежание неприятностей лучше всего жить по принципу “шито да крыто”, обманывать, ловчить, грешить. Ничего безнравственного в том она не видит, угрызения совести ее не мучает, она старается с наименьшими для себя потерями брать от жизни что можно. Правда, запросы ее невелики — погулять вволю с полюбившимся ей Кудряшом да не держать отчета перед матерью за каждый свой шаг.
    Искренность, непосредственность, эмоциональность Катерины не могут встретить понимания в мире лжи и деспотизма. Душе ее тесно и тяжело в атмосфере кабановского дома. Все обернулось против Катерины. Женщина гордая, волевая, она отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества и лжи, жестоких законов, полюбила бескрылого и несамостоятельного Бориса. Свободолюбивая, она постоянно испытывает домашний гнет, вынуждена сносить бесконечные и несправедливые попреки свекрови. Любящая детей, она лишена радости материнства. Ей очень одиноко в Калинове.
    В воспоминаниях она поэтизирует свое детство, свою жизнь в родительском доме. И все же ее характер сформировался именно в патриархально-купеческой среде. В этом тоже истоки ее трагедии. Там ее выдали замуж за сына Кабановой, там, конечно, никогда бы не поняли ее чувства к Борису. Катерина в мечтах создала какой-то особый образ, совершенно не похожий на настоящего Бориса, и полюбила его, таинственного, благородного, необычного мужчину, оказавшегося на самом деле прозаичным и слабым.
    Вялый и неинтересный, он в наших глазах (но не Катерины!) проигрывает в сравнении с Тихоном, в котором есть нечто живое и доброе. В основе образа Бориса —бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров, четких нравственных принципов, чувства собственного достоинства. Как известно, ради сестры он терпит издевательства дяди, будучи заранее уверенным, что ни он, ни его сестра не получат от Дикого ни копейки. Общение с Катериной не возвысило, не окрылило его, а оказалось лишь новым бременем, усугубило его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не закаляют, а сильнее пригибают к земле.
    Катерина же любит сильно, глубоко, самозабвенно; честная, светлая, тонко чувствующая, решительная натура, она всегда верна себе. Прощание с Борисом словно подвело черту. Возвращение домой означает для нее духовную смерть, продолжение бесконечной пытки. В смерти, мысль о которой все более овладевает Катериной, она мечтает обрести подлинную жизнь — в пении птиц, в цветении трав. Поэтому кончина рисуется в ее воображении светлыми, а не мрачными красками.
    Над религиозным страхом совершить самый тяжкий грех, самоубийство, одерживает верх натура вольной птицы, характер страстный, непокорный: “Умереть бы теперь… Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться”. Катерина уходит из жизни с верой в милосердие и сострадание, с горячей верой в любовь. А это главное.
    Важно, что страдания Катерины вызвали сочувствие у калиновцев. Добрый Кулигин советовал Тихону: “Вы бы простили ей да и не поминали никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха”. Правда, сама Катерина, наделенная столь обостренной совестью, вряд ли могла снять с себя вину. Она принародно кается, своим судом себя судя. Ее смерть потрясла смиренного, спившегося Тихона, прозревающего до страшного открытия: “Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…”
    Пьеса по сей день задает нам много вопросов. Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук совести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни купеческой семьи и лишается высокого трагедийного накала. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной. Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, не казнила за грехи, истинные и мнимые, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина — Катериной. И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, поступает в соответствии со своими принципами, руководствуется своими взглядами на грех и добродетель.
    Прочитав пьесу, мы можем соглашаться или не соглашаться с Катериной, принимать или нет ее мировоззрение, понимать или осуждать ее поступки, но каждый непременно должен задуматься о том, что есть добро и зло, жизнь и смерть, грех и искупление.

  8. Проблема нравственного закона и нравственной свободы является одной из ведущих в русской и мировой литературе. Иными словами ее можно сформулировать, на мой взгляд, как проблему чувства и долга. Известно, что она была характерна еще для классицистической трагедии, в которой герой, вынужденный выбирать долг, непременно погибает, сраженный роковой дилеммой. Однако эта же проблема становится основной и в реалистической драме А. Н. Островского «Гроза».
    Все основные персонажи этого произведения стоят перед труднейшим выбором – закон или свобода? В первую очередь, это относится к главной героине «Грозы» – Катерине Кабановой.
    Живя в семье мужа, эта молодая женщина чувствует себя несчастной. Я думаю, героиня всей душой стремилась полюбить Тихона Кабанова, как-то наладить с ним жизнь. Но это ей не удавалось. Муж Катерины всегда и во всем подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Да и как ей было не подчиниться – Кабаниха держала в страхе не только своих родных, но и весь город.
    Лицемерно-бессмысленое поведение, принятое у Кабановых, противоречит светлой и искренней натуре Катерины, ее представлениям о счастливой семейной жизни. Эта героиня тоже воспитывалась в патриархальном духе, но для нее важнее внутреннее, то, что есть на самом деле, а не то, что кажется.
    Именно поэтому ее мечты оказываются разбиты. Она не находит для себя никакой отдушины. Мне кажется, Катерина понимает, что в таких условиях она, рано или поздно, все равно погибнет. И ее душа начинает протестовать. Недаром героиня говорит Варваре: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду».
    Именно поэтому, следуя неосознанному желанию счастья, Катерина решается на роман с Борисом Григорьевичем. Идя к нему на свидание, она уже знает, что скоро умрет, потому что не сможет жить с тяжестью измены. Но героиня все же решается на нее. И то время, что Катерина проводит с Борисом Григорьевичем, становится для нее настоящим счастьем, той отдушиной, о которой героиня так грезила.
    Но, даже окунувшись в любовь, она никогда не забывала о том, что совершила тяжелый грех. И когда из поездки вернулся Тихон, ощущение вины у Катерины только усилилось. И вот, во время грозы, не выдержав, женщина признается в измене «перед всем честным народом»: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»
    После такого признания жизнь героини превратилась в ад. Конечно, в первую очередь, из-за собственных душевных мук. В дилемме «нравственный закон – нравственная свобода» Катерина, с одной стороны, выбрала свободу. Однако она прекрасно сознавала, какую цену ей придется заплатить за свою запретную любовь.
    Важно, что, с другой стороны, в силу воспитания, жизненных и религиозных взглядов, именно семейный долг (нравственный закон) Катерина считала высшей ценностью. Любовь к Борису была искренней, но осознавалось ею как запретная и греховная, как некий протест против условий окружающей жизни. Именно поэтому, мне кажется, она не принесла героине настоящего счастья и обрекла ее на гибель.
    Свой выбор между законом и свободой совершают и другие герои «Грозы», в частности, Варвара Кабанова. Эта девушка – полная противоположность Катерины. Ее также не устраивают те правила, по которым приходится жить в доме матери. Однако Варвара давно сделал свой выбор – в пользу чувства, вернее, своего желания. Поэтому она совершает то, что хочет – гуляет с Кудряшом, не ночует дома. Но, и это очень важно, дочь Кабанихи искусно скрывает свои действия. Она прекрасно понимает, что в лицемерном калиновском обществе главное не то, что есть на самом деле, а та видимость, которая создается. И Варвара, с «доброй руки» своей матери, которая проповедует ту же философию, научилась врать и лицемерить, делая то, что ей хочется.
    Выбор «долг или чувство» стал трагическим для Тихона Кабанова. В силу своей слабой натуры, страха перед матерью, инертности этот герой выбирает «сыновний долг», несмотря на то, что его сердце говорит совсем о другом. Именно потому, что Тихон боится свою мать, он позволяет ей обижать Катерину, наговаривать на нее, унижать. Герой сам чувствует неправильность своего поведения, «неправильность» всего уклада жизни в их семье и в городе, но не может осмелиться даже подумать об этом. И лишь потеряв жену, ослепленный горем, Тихон бросает обвинения в лицо матери как главной представительнице патриархального купеческого общества, его лицемерных устоев.
    Однако мы видим, что и этот герой дает волю своему «чувству» – когда освобождается из «ежовых рукавиц» Кабанихи. В деловых поездках он начинает пить и кутить, чтобы как-то усмирить свою тоску.
    Выбор в пользу долга делает и Борис Григорьевич, предавший любовь к Катерине из-за наследства, которое он должен получить от Дикого. Думаю, предает свою жизнь и сама Кабаниха, делающая выбор в пользу долга – общественного мнения, законов патриархального общества.
    Таким образом, мы видим, что практически все герои драмы Островского «Гроза» стоят перед выбором : нравственный закон или нравственная свобода, долг или чувство. И практически все они, совершая этот выбор, лицемерят: для людей они выбирают «закон» (то есть живут по традиционным законам патриархального общества), для себя же – «свободу» (истинные желания, которые искусно скрывают). Исключением, на мой взгляд, становятся лишь два героя. Во-первых, это Дикой, который никого и ничего не боится, потому что имеет неограниченную власть. И это Катерина Кабанова, которая, единственная из всех, серьезно подошла к своему выбору, сознательно сделала его и приняла всю полноту ответственности за принятое решение.

  9. Немало сильных характеров создано мастерами русской литературы, немало горячих сердец воспето. Но всегда или почти всегда судьбы таких героев более чем печальны — они по-настоящему трагичны! Трагедия твердости духа, веры в мечту, приверженности своим идеалам и стремлениям, трагедия добра и красоты. Одной из таких трагедий стала судьба Катерины — героини драмы А. Н. Островского “Гроза”.
    В устах Кулигина, местного механика-самоучки, звучит песня “Среди долины ровныя”, которая стала поэтическим зерном всего произведения: чем богаче духовно, чем выше нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. “Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?” — отчаянно спрашивает героиня. “Куда мне бедной деться? За кого мне ухватиться?”
    Известный критик Н. А. Добролюбов писал, что в “Грозе” “выражен русский сильный характер”, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. “Не с инстинктом буйства и разрушения, но и не с практической ловкостью улаживать для высоких целей свои собственные делишки, не с бессмысленным, трескучим пафосом, но и не с дипломатическим, педантским расчетом является он перед нами… нет, он сосредоточенно решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны”.
    Катерина Островского живет в ту эпоху, когда все нравственные ценности и устои постепенно отмирают, когда невозможна гармония между стремлениями отдельного человека и правилами окружающей его среды, когда все отношения держатся лишь на угнетении, насилии и жестокости.
    Чуткой душе героини чужд и противен этот мир. И что самое ужасное, почти все, кто принадлежит к этому миру по рождению и воспитанию, не видят этих перемен. “Да ведь и у нас то же самое”, — восклицает Варвара, выслушав рассказ Катерины о жизни до замужества. Но для самой героини эта разница очевидна: в доме свекрови для нее все “будто из-под неволи!”. А раньше было иначе.
    В родительском доме Катерина жила, “точно птичка на воле”: день ее начинался и кончался молитвой, а остальное время занимали прогулки по саду. Ее юность овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, златоглавые храмы, райские сады. И это лучшее свидетельство незаурядности ее натуры.
    В семье Кабановых героиня не только вынуждена жить в чуждой ей среде, но и сама она начинает меняться под влиянием правил этого мира. Нет, в моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается. Только она отчетливо начинает понимать, что никому в окружающем ее мире нет дела до подливной сути этих ценностей.
    Девушка входит в чужую семью с желанием любить, почитать свекровь и мужа. Но и от мужа она ожидает такой же любви и поддержки. Только Тихон не оправдал ее ожиданий. Он совершенно не отвечает нравственному идеалу героини, ее представлениям о том, каким должен быть муж.
    В своих поступках, поведении Катерина привыкла исходить не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств — искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств.
    Попав в неволю, столкнувшись с миром самодурства, ханжества, отсутствия любви и взаимного уважения, она испытывает возросшую потребность жить свободно. А возможность удовлетворить такую потребность видит в любви. Постепенно Катерина приходит к тому, что начинает сама нарушать те неписаные законы, которые годами формировались и укреплялись в ее душе. В этом и заключается основная трагедия героини.
    Когда “падение” свершилось, Катерина словно поднимается над самой собой, она ощущает в себе невиданные силы, она чувствует волю, и это придает ей необыкновенную смелость: “Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!” — говорит она Борису. Печально, что возлюбленный Катерины оказался человеком безвольным, находящимся в зависимости от своего дяди, сознательно терпящим его самодурство.
    Любовь дала Катерине ощущение свободы, которой ей так не хватало. Но именно с этого ощущения, с этого прилива смелости и сил начинается главная трагедия Катерины. Сознание совершенного греха охватывает ее целиком и становится совсем нестерпимым, когда короткое счастье на воле заканчивается. И сознание это тем более мучительно, что сама героиня исключает для себя прощение и милосердие — это исключает ее вера, ее глубокая религиозность. Она не видит другого выхода, кроме смерти. Гибель Катерины неизбежна, и ее уже ничто не может остановить и предотвратить. Хотя бы потому, что ни самосознание самой героини, ни общественный уклад, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней чувству воплотиться в бытовой жизни.
    Решение покончить с собой приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: “Смерть по грехам страшна”. Так что если Катерина не боится, значит, грехи ее искуплены. Она умирает в тот момент, когда смерть для нее становится единственным достойным исходом, единственным спасением того высшего, что сохранилось в ней. Эта гибель напоминает нам молитву юной героини в храме, возвращая нас к началу трагедии. И это особенно укрепляет нас в мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами “темного царства” Диких и Кабановых.

  10. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”, жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд.
    Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: “Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю”. Но это была “воля”, совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: “Да ведь у нас то же самое”. “Да здесь все как будто из под неволи”, – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.
    Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь (“Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…” – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: “Мне жалко его очень!” И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.
    Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.
    Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.
    Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *