Сочинение рассуждение на тему старая черепаха

10 вариантов

  1. Главный герой Вася в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.
    Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо… ” Вася переживает.
    Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.
    В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.
    Вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира? ”
    Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу.
    Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? Солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.

  2. СТАРАЯ ЧЕРЕПАХА
    (1)– Мама, смотри! — раздался ликующий Васин вопль.
    (2)Она подошла к сыну. (3)В углу зоомагазина, на дне выстланного соломой ящика, шевелились две крошечные черепашки. (4)Они были не больше Васиного кулака, удивительно новенькие и чистенькие. (5)Черепашки бесстрашно карабкались по стенкам ящика, проворно двигая светлыми лапками с твёрдыми коготками.
    (6)– Мама! — проникновенно сказал Вася, он даже не добавил грубого слова «купи».
    (7)– Хватит нам возни с Машкой, — устало отозвалась мать.
    (8)– Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!
    (9)Вася никогда ни в чём не знал отказа, ему всё давалось по щучьему веленью. (10)Это хорошо в сказке, но для Васи сказка слишком затянулась. (11)Осенью он пойдёт в школу. (12)Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением? (13)Мать отрицательно покачала головой.
    (14)– Нет, три черепахи в доме — это слишком!
    (15)– Хорошо, — сказал Вася с вызывающей покорностью. (16)– Если так, давай отдадим Машку, она всё равно очень старая.
    (17)Не было на свете более ненужного существа, чем Машка, но и она на что-то годилась: на ней можно было сидеть и даже стоять. (18)Днём старая черепаха всегда хоронилась в укромных местах, но сейчас Васе повезло: он сразу обнаружил Машку под своей кроватью. (19)Вася спрятал Машку под рубаху и быстро вышел на улицу.
    (20)Над поредевшим, полусонным от жары базаром высоко и печально звучал детский голос:
    (21)– Черепаха! (22)Продаётся черепаха!
    (23)Вася произносил эти слова всё глуше, он словно и боялся, и хотел быть услышанным.
    (24)– Ого, черепаха! (25)Вот это-то мне и надо! (26)Продаёшь, малец?
    (27)Перед Васей стоял рослый, плечистый человек и с каким-то детским восхищением глядел на старую черепаху.
    (28)– Да…
    (29)– Сколько просишь?
    (30)– Девять… — смущённо сказал Вася, припомнив цену, какую в зоомагазине просили за двух черепашек.
    (31)Мужчина отдал деньги, сунул Машку в широкий карман своей куртки и пошёл к дому с палисадником, в котором он жил, а Вася растерянно глядел ему вслед. (32)В носу у него странно пощипывало, но он нахмурил брови, задержал на миг дыхание, и пощипывание прекратилось. (33)Тогда он крепко зажал в кулаке деньги и со всех ног бросился к зоомагазину.
    (34)Когда Вася принёс домой двух маленьких черепашек и в радостном возбуждении поведал матери о всех своих приключениях, она почему-то огорчилась, но не знала ни что сказать, ни как поступить в этом случае. (35)А раз так, лучше обождать и подумать — дети такие сложные и трудные люди…
    (36)Ложась спать, он сказал матери счастливым, усталым, полусонным голосом:
    (37)– Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!
    (38)– Выходит, старый-то друг не лучше новых двух, — заметила мать, наклоняясь к сыну и накрывая его одеялом.
    (39)Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, будучи сказаны ко времени, вновь и вновь возникают в памяти и не дают тебе жить.
    (40)«Но что я такое сделал? — спрашивал он себя с тоской. (41)–Продал старую, совершенно ненужную мне черепаху». (42)– «Да, она тебе не нужна, — прозвучал ответ, — но ты ей нужен. (43)Всё, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был?» (44)– «Я кормлю птиц и рыб, я меняю им воду». (45)– «Да, пока тебе с ними весело, а не будет весело, ты сделаешь с ними то же, что и с Машкой». (46)– «А почему же нельзя так делать?»
    (47)Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце, впервые познавшем простую, но неведомую прежде истину: не только мир существует для тебя, но и ты для мира. (48)И с этим новым чувством возникло в нём то новое неотвратимое веление, название которого — долг — Вася узнает гораздо позднее. (49)И это веление заставило Васю вскочить с кровати и быстро натянуть одежду. (50)Возможно, что мать сквозь сон уловила какой-нибудь непривычный шум или почувствовала тревожную пустоту комнаты, в которой больше не было её сына. (51)Мать заглянула в черепаший ящик — черепашек не было, и она сразу всё поняла. (52)Набросив на плечи плащ, она вышла из дому и быстро зашагала туда, где, по рассказу Васи, находился белый домик с палисадником. (53)Вскоре она увидела впереди фигурку сына.
    (54)Она шла и думала о том, что очень трудно вырастить человека, для этого надо глубоко и трудно жить, и какое счастье, если у её мальчика будет сильное и верное сердце. (55)Мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому доброму подвигу своего сына…
    (По Ю. Нагибину)
    Напишите сочинение по прочитанному тексту.
    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
    Объём сочинения — не менее 150 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  3. В рассказе Юрия Нагибина “Старая черепаха”поднимается проблема взаимодействия людей и домашних питомцев, особенно детей и уже старых, надоевших питомцев. Мальчик Вася засматривается на новых черепашек, а свою старую Машку решает продать. Но потом его начинает мучить совесть, все-таки к Машке он привязался, хорошо ее знает и он решает вернуть старую черепаху себе.
    Главная проблема рассказа “Старая черепаха” в том, что мы в ответе за тех, кого приручили, даже если они уже ” в возрасте”. Домашние питомцы – не игрушка, с ними по принципу “надоело, выброшу” – нельзя обращаться. Это живые существа, они к нам привыкают, нуждаются в нашей опеке, защите, уходе.
    Главные герои произведения:
    Мальчик Вася – хозяин Машки, который захотел новых черепашек. Очень хороший мальчик, смелый и решительный в конце, он осознал свою ошибку и готов ее исправить.
    Мама Васи – она не купила двух черепашек, она напомнила Васе про Машу и что сын с ней (черепахой) нехорошо поступил. Она не стала вмешиваться и исправлять Васину ошибку, лишь немного его подстраховала. Очень мудрая женщина.
    Старая черепаха по кличке Машка, из-за которой это все и произошло. А еще двое маленьких черепашек, которых Вася купил взамен Машки.
    Грузчик, который купил черепаху.
    Краткое содержание рассказа “Старая черепаха” Юрия Нагибина читайте здесь.

  4. Главный герой Вася в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.
    Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо… ” Вася переживает.
    Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.
    В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.
    Вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира? ”
    Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу.
    Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? Солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.

  5. Главный герой рассказа Юрия Нагибина «Старая черепаха» — мальчик по имени Вася. Вася никогда ни в чем не знал отказа, всегда получал желаемое. Но когда он в очередной раз попросил у мамы купить ему двух новых черепашек, мама ответила отказом. Дело в том, что у Васи уже была черепаха по кличке Машка, но она была очень старой, и играть с ней Васе было уже неинтересно.
    Но потом Вася придумал, как добиться желаемого. Пользуясь тем, что мама задремала во время чтения книги, мальчик взял черепаху и отправился на рынок, чтобы продать ее. Желающих долго не находилось, но Васе повезло и один человек купил у него черепаху для своего сына. Вот только с собой у него была не вся сумма, и Васе пришлось отправиться с этим человеком к его дому. Покупатель вынес из дома недостающие деньги, и Васе вдруг стало жалко расставаться с Машкой. Но желание заполучить новых черепашек было сильнее, и Вася только сказал этому человеку, чем лучше всего кормить Машку.
    Потом он побежал в зоомагазин и вернулся оттуда домой с черепашками. Мама не стала его ругать, а только сказала, что старый друг вовсе не лучше новых двух, как гласит пословица.
    Вася до конца дня играл с черепашками, которые были более резвыми в сравнении со старой черепахой. Но когда он лег спать, мысли о Машке не дали ему уснуть. Мальчик пытался разобраться со своими чувствами, и никак не мог понять, что же не дает ему покоя? Но потом он понял, что хоть ему уже и не нужна была старая черепаха, но зато он был нужен ей! Только Вася знал, как правильно ухаживать за Машкой, он знал, что по ночам ее надо устраивать в темном месте, а на зиму оборудовать для черепахи теплое гнездо, чтобы она могла впасть в спячку.
    Думая о черепахе, Вася понял, что недоволен собой. Всю сознательную жизнь он видел, что окружающие заботятся о нем, но сам он никогда ни о ком не заботился. Поняв это, Вася среди ночи встал с кровати, оделся, взял новых черепашек и еще несколько любимых игрушек и отправился к тому дому, где теперь обитала Машка.
    Мать каким-то неведомым образом почувствовала, что сына нет в его комнате. Она увидела, что черепашек тоже нет, и поняла, куда Вася направился. Вскоре мать сумела нагнать Васю на одной из улиц, но она не стала к нему подходить, чтобы не мешать сыну совершать свой первый в жизни добрый поступок.
    Таково краткое содержание рассказа.
    Главная мысль рассказа Нагибина «Старая черепаха» заключается в том, что не только мир существует для человека, но и человек существует для мира. Мальчик Вася понимал, что о нем все заботятся, но ему никогда не приходило в голову, что он тоже обязан заботиться о других. И только после продажи старой черепахи Машки Вася осознал, что черепаха нуждалась в его заботе и внимании, а он отдал ее чужим людям.
    Рассказ Нагибина «Старая черепаха» учит не быть эгоистом, и всегда заботиться о тех, кто нуждается в поддержке и внимании.
    В рассказе мне понравился главный герой, мальчик Вася, который без помощи взрослых сумел понять, что такое хорошо и что такое плохо. У Васи хватило решимости, чтобы исправить свою ошибку, и он среди ночи отправился возвращать домой старую черепаху Машку.

    Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Старая черепаха»?

    Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
    Доброта без разума пуста.
    Сумел ошибиться, умей и исправить.

  6. Разделы:
    Литература
    Цели:
    обучающая: осмысление текста, позиции
    автора в нем через анализ произведения,
    формирование навыков исследования как способа
    освоения действительности; обучение
    самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
    развивающая: развитие логического мышления;
    коммуникативной функции, исследовательских
    умений, творческих способностей;
    воспитательная: формирование чувства
    ответственности, сопереживания и взаимопомощи в
    работе по группам; воспитание нравственных
    ценностей, бережного отношения к слову в работе
    над текстом; привитие интереса к предмету,
    эстетического вкуса при подготовке проектов.
    Оборудование: работы учащихся
    (рисунки, коллажи, исследовательские работы,
    сочинения), оценочные листы.
    Форма организации учебной деятельности:
    групповая.
    Форма урока: защита проектов.
    В основе урока – метод проектов.
    Согласно требованиям, предусмотренным данной
    технологией, дети за неделю до проведения урока
    разделились на группы и выбрали себе задания:
    Тема
    “Нравственный выбор Васи”

    Подтемы в теме проекта
    Состав творческой группы
    Вопросы для раскрытия подтемы
    Форма выражения итогов проектной
    деятельности
    Вася – главный герой рассказа.
    Ванеев Д.,Бузулуков Д.,
    Журавлева М.,
    Скороход Р.,
    Холоднов М.,
    Ярцева М.,
    Федоров Н.
    Портрет литературного героя. Чего хочет
    Вася и как ведет себя при этом? (Примеры из текста)
    Какие черты характера раскрываются в поступках
    Васи? Как меняется душевное состояние мальчика?
    (Сравнить, сделать выводы, опираясь на текст.)
    Отношение автора к Васе (Лексическая работа).
    Словесное рисование, рисунок-портрет.
    Инсценировка фрагментов рассказа.Устное
    выступление.
    Исследовательская работа.
    Проблемы, поставленные в рассказе.
    Бобылева Н.,Обухова И.,
    Ифутина К.,
    Рычкова Т.,
    Васильева В.
    Как автор изображает черепаху и почему?
    Почему Вася решил вернуть себе черепаху? Как он
    приходит к этому решению? Почему в начале
    рассказа автор называет поступок мальчика
    свершением, а в конце – подвигом? Почему автор
    сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”?“Старый
    друг лучше новых двух”?
    “Мир существует для тебя, но и ты для мира”?
    Объяснить значение слов “нрав”,
    “нравственность”, “нравиться”. Что в них
    общего?
    Коллаж “Милосердие”.Коллаж
    “Свершение – подвиг”.
    Сочинение.
    Сочинение.
    Письменный ответ на вопрос.
    Особенности композиции рассказа.
    Карпукова О.,Самигулин Э.,
    Орехова А.
    Традиционно ли построение рас-сказа?
    Определить его части. Вспомнить известные
    стилистичес-кие приемы. Подумать, какой
    стилистический прием лежит в основе рассказа.
    Привести аргу-менты. Объяснить роль данного
    стилистического приема.
    Исследовательская работа
    Данный урок является итоговым в работе
    учащихся, которая проводилась во внеурочное
    время. Здесь представлены материалы,
    подготовленные учащимися.
    Участники творческих групп поочередно
    защищают свои проекты, учитель же является
    связующим звеном в этой цепи и обеспечивает
    логическую стройность урока. Он же корректирует
    работы, задавая дополнительные вопросы ученикам,
    если есть необходимость.
    Ход урока.
    I. Объявление темы урока.
    Выступление первой творческой группы.
    К доске выходит ученик.

    – Я Вася. Мне всего 6 лет. Я маленький, худенький
    мальчик. В книге нет описания моего портрета,
    поэтому читатели представляют меня по-разному:
    кто – светлым, кто – темным (показывает на
    рисунки с его портретами). Автору важно было
    показать не внешность, а характер. А характер мой
    изменился после одной истории. Вот как это
    начиналось. Я пришел с мамой в зоомагазин… (Ученики
    инсценируют эпизод рассказа
    )
    Сценка прерывается комментариями ученицы по
    теме “Какие черты характера раскрываются в
    поступках Васи?”
    Она отмечает, что главный
    герой в начале рассказа капризный, упрямый,
    равнодушный к своей черепахе.

    Продолжение сценки.
    Дальнейшее выступление ученицы:

    – Мальчик совестливый, переживает случившееся.
    Бессонной ночью осознает ответственность перед
    старой черепахой. Вместо равнодушия появляется
    сострадание и не только к Машке, но и ко всей
    природе.

    Учитель:
    поступки – это внешнее
    выражение состояния человека. А что происходит в
    душе Васи?

    Проект ученика “Душевное состояние Васи”.

    – Чувства мальчика постоянно меняются. Увидев
    черепашек, Вася издает “ликующий вопль”. Но
    тут же его душевное состояние омрачается: мама не
    разрешает купить черепашек. Расстроенному
    мальчику везде видятся черепашки (цитата). В
    своей рассеянности мальчик даже не ощутил
    обычной радости купанья, равнодушно вышел из
    воды и медленно побрел за матерью.
    Старая черепаха кажется мальчику самым
    “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и
    обижается на то, “что она так равнодушно с
    ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг
    испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он
    натворил, но в душе у него стало плохо,
    поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед
    уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него
    странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать,
    думы одолевали его “не о том, какой вот он
    молодец, сумел раздобыть этих двух веселых
    малышей… а все о той же некудышной Машке.
    Думается тревожно, нехорошо…” Вася переживает.
    В конце концов все чувства мальчика сменились
    одним – недовольством собой. Он понимает, что
    поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.

    Учитель:
    мы познакомились с главным
    героем рассказа “Черепаха”. А теперь давайте
    подумаем над проблемами, которые ставит автор
    перед нами, читателями, рассказывая историю Васи.

    Выступает II группа учащихся.

    Одна ученица называет проблемы, обозначенные в
    рассказе, а вторая ученица записывает их на
    доске:

    Проблемы
    – милосердия
    – совести
    – долга
    – подвига

    Далее поочередно выходят к доске учащиеся
    “защищать” свои коллажи по двум названным
    проблемам: “Милосердие” и “Свершение –
    подвиг”.

    Ученица:
    некоторые проблемы
    сформулированы самим автором. Так он заставляет
    нас задуматься над словами мамы “Старый друг
    лучше новых двух?”

    Чтение сочинения-рассуждения по обозначенной
    проблеме.
    Ученица:
    следующая проблема,
    сформулированная автором, – это вывод, к которому
    приходит мальчик бессонной ночью: “Не
    только мир существует для тебя, но и ты
    существуешь для мира?”


    Чтение сочинения-рассуждения по данной
    проблеме.
    Учитель:
    а как перечисленные
    проблемы связаны с темой урока? Чтобы это понять,
    обратимся к словарику. (Разворачивается доска,
    где записаны определения слов “нрав”,
    “нравиться”, “нравственность”. Ученица
    объясняет значения слов – класс пишет в
    тетрадях). Делается вывод о том, что значения
    однокоренных слов связаны с правилами поведения
    человека в обществе.

    Учитель:
    то, о чем мы говорим:
    душевное состояние Васи, его поступки, проблемы
    произведения – все связано с нравственностью, а
    значит с темой урока.
    Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к
    милосердию, от безответственности к чувству
    долга, от свершения к подвигу.
    Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с
    “солдатом с ружьем за спиной”?

    Ответ:
    солдат – это защитник, а Вася
    защищает Машку, спасает ее от возможной беды.

    Учитель:
    мы часто, помимо главного
    героя, называем автора. Какую роль играет автор в
    произведении?

    Ответ:
    автор объясняет поведение
    героя, помогает понять душевное состояние
    мальчика, отношение самого автора к нему.

    Проект “Отношение автора к Васе”.

    В начале рассказа автор описывает Машку
    глазами мальчика, который хочет избавиться от
    своего маленького друга. Поэтому перед нами
    предстает не черепаха, а как говорит автор,
    “что-то”, словно бы ненужная вещь (цитата). В
    описании черепахи нет любви, об этом говорят
    метафоры: “приплюснутая голова”, “мертвая
    птица”. Рисуя черепаху глазами Васи, автор тем
    самым заставляет задуматься о главном герое,
    какой он человек. Очевидно, сам автор им
    недоволен. Вася совершил проступок и стремиться
    исправить его. После бессонной ночи, когда
    открылась мальчику истина, мы видим иное
    отношение автора к герою. Если, отдав Машку, Вася
    проявил бессердечность, то в конце рассказа в
    тексте появляются фразы, говорящие о его
    милосердии: “Ответ был в его растревоженном
    сердце”, “Нет” – сказало Васе его новое, мягкое,
    горячее сердце”, “…защемило сердце мальчика”.

    Учитель:
    ребята, в своих проектах вы
    все отмечаете, что Вася в начале рассказа один, а
    в конце – другой. Давайте посмотрим, а связано ли
    содержание рассказа с его композицией?

    Проект “Особенности композиции рассказа
    Ю. Нагибина “Черепаха”

    – В основе рассказа прием антитезы.
    Противопоставлены черепахе: старая, ставшая
    ненужной Машка и молодые резвые маленькие
    черепашата. Противопоставлено отношение к ним
    как мальчика, так и его мамы. В начале рассказа
    Вася перед нами безответственный человек, а в
    конце в нем появляется “неотвратимое веление,
    название которого – долг”. Взаимоотношение
    главного героя с мамой также противоречивы. Вася
    никогда ни в чем не знал отказа, а теперь ему мать
    отказала. На приеме антитезы построены и
    взаимоотношения мальчика с природой (цитата).
    Противопоставлены и поступки Васи, поэтому в
    начале рассказа автор называет его поведение
    “едва ли не самым трудным испытанием”, а в конце
    – “первым добрым подвигом Васи”.
    II. Подведение итогов:
    заполнение учащимися индивидуальных карт, в
    которых они оценивают свою деятельность.
    совместное обсуждение работ учащихся.

    III. Домашнее задание: составить
    кроссворд к рассказу “Черепаха”.
    3.03.2006

  7. Главный герой Вася в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе. Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо… ” Вася переживает. Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе. В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку. Вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира? ” Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу. Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? Солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.

  8. Сочинение на тему старая черепаха

    Ответы:

    Главный герой Вася в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.
    Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо… ” Вася переживает.
    Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.
    В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.
    Вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира? ”
    Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу.
    Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? Солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.

  9. 9
    Текст добавил: Эксклюзивчик

    Читать поучительный рассказ “Старая Черепаха”. Рассказ для детей о долге и дружбе . Прослушать аудио версию рассказа можно  по ссылке.
    Вася втянул воздух, округлив ноздри, и до самой глубины его проняло крепким, душным запахом зверя. Он поднял глаза. Над дверью висела небольшая вывеска, на ней пожухлыми от южного солнца красками было выведено: “Зоомагазин”. За пыльным стеклом витрины мальчик с трудом разглядел пыльное чучело длинноногой и клювастой птицы.
    Как плохо мы знаем улицы, по которым ходим изо дня в день! Сколько раз ходил Вася на пляж этой самой улицей, знал там каждый дом, фонарь, каштан, витрину, каждую выщерблину тротуара и выбоину мостовой, и вдруг обнаружилось, что самого главного на этой улице он не приметил.Но думать об этом не стоит, скорее туда, в этот чудесный, таинственный полумрак…
    Мать с привычной покорностью последовала за сыном. Тесный, темный магазин был необитаем, но, словно покинутая берлога, хранил живой, теплый дух недавних жильцов. На прилавке лежала горка сухого рыбьего корма, под потолком висели пустые птичьи клетки, а посреди помещения стоял подсвеченный тусклой электрической лампочкой аквариум, устланный ракушками; длинные извилистые водоросли, слегка подрагивая, обвивали осклизлый каменный грот. Все это подводное царство было отдано в безраздельное владение жалкому, похожему на кровеносный сосудик мотылю, который тихонько извивался, приклеившись к ребристой поверхности ракушки.
    Вася долго стоял у аквариума, словно надеясь, что мертвое великолепие водяного царства вдруг оживет, затем понуро направился в темную глубь магазина. И тут раздался его ликующий вопль:
    – Мама, смотри!
    Мать сразу все поняла: такой же самозабвенный вскрик предшествовал появлению в доме аквариума с причудливыми рыбками, клеток с певчими птицами, коллекции бабочек, двухколесного велосипеда, ящика со столярными инструментами…
    Она подошла к сыну. В углу магазина, на дне выстланного соломой ящика, шевелились две крошечные черепашки. Они были не больше Васиного кулака, удивительно новенькие и чистенькие. Черепашки бесстрашно карабкались по стенкам ящика, оскальзывались, падали на дно и снова, проворно двигая светлыми лапками с твердыми коготками, лезли наверх.
    – Мама! – проникновенно сказал Вася, он даже не добавил грубого слова “купи”.
    – Хватит нам возни с Машкой, – устало отозвалась мать.
    – Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!
    Вася никогда ни в чем не знал отказа, ему все давалось по щучьему веленью. Это хорошо в сказке, но для Васи сказка слишком затянулась. Осенью он пойдет в школу. Каково придется ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением? Мать отрицательно покачала головой.
    – Нет, три черепахи в доме – это слишком!
    – Хорошо, – сказал Вася с вызывающей покорностью. – Если так, давай отдадим Машку, она все равно очень старая.
    – Ты же знаешь, это пустые разговоры.
    Мальчик обиженно отвернулся от матери и тихо произнес:
    – Тебе просто жалко денег…
    “Конечно, он маленький и неповинен ни в дурном, ни в хорошем, – думала мать,- надо только объяснить ему, что он неправ”. Но вместо спокойных, мудрых слов поучения она сказала резко:
    – Довольно! Сейчас же идем отсюда!
    Для Васи это было странное утро. На пляже каждый камень представлялся ему маленькой золотистой черепашкой. Морские медузы и водоросли, касавшиеся его ног, когда он плавал у берега, также были черепашками, которые ластились к нему, Васе, и словно напрашивались на дружбу. В своей рассеянности мальчик даже не ощутил обычной радости купания, равнодушно вышел из воды, по первому зову матери и медленно побрел за ней следом. По дороге мать купила его любимый розовый виноград и протянула тяжелую гроздь, но Вася оторвал одну только ягоду, и ту позабыл съесть. У него не было никаких желаний и мыслей, кроме одной, неотвязной, как наваждение, и когда они пришли домой, Вася твердо знал, что ему делать.
    Днем старая черепаха всегда хоронилась в укромных местах: под платяным шкафом, под диваном, уползала в темный, захламленный чулан. Но сейчас Васе повезло: он сразу обнаружил Машку под своей кроватью.
    – Машка! Машка! – позвал он ее, стоя на четвереньках, но темный круглый булыжник долго не подавал никаких признаков жизни. Наконец в щели между щитками что-то зашевелилось, затем оттуда высунулся словно бы птичий клюв, и вслед за ним вся голая, приплюснутая голова с подернутыми роговой пленкой глазами мертвой птицы. По сторонам булыжника отросли куцые лапы. И вот одна передняя лапа медленно, будто раздумывая, поднялась, слегка вывернулась и со слабым стуком опустилась на пол. За ней, столь же медленно, раздумчиво и неуклюже заработала вторая, и минуты через три Машка выползла из-под кровати.
    Вася положил на пол кусочек абрикоса. Машка вытянула далеко вперед морщинистую, жилистую шею, обнажив тонкие, также изморщиненные перепонки, какими она прикреплялась к своему панцирю, по-птичьи клюнула дольку абрикоса и разом сглотнула. От второй дольки, предложенной Васей, Машка отвернулась и поползла прочь. В редкие минуты, когда Машке приходила охота двигаться, ее вытаращенные глаза не замечали препятствий, сонным и упрямым шагом, мерно переваливаясь, шла она все вперед и вперед, стремясь в какую-то, ей одной ведомую, даль.
    Не было на свете более ненужного существа, чем Машка, но и она на что-то годилась: на ней можно было сидеть и даже стоять. Вася потянулся к Машке и прижал ее рукой; под его ладонью она продолжала скрести пол своими раскоряченными лапами. Ее панцирь, состоящий из неровных квадратиков и ромбов, весь словно расшился от старости, на месте швов пролегли глубокие бороздки, и Вася почему-то раздумал на нее садиться. Он поднял Машку с полу и выглянул в окно. Мать лежала в гамаке, ее легкая голова даже
    не примяла подушки, книга, которую она читала, выпала из ее опущенной вниз руки. Мать спала. Вася спрятал Машку под рубаху и быстро вышел на улицу.
    Над поредевшим, полусонным от жары базаром высоко и печально звучал детский голос:
    – Черепаха! Продается черепаха!
    Васе казалось, что он стоит так уже много-много часов, прямые, жестокие лучи солнца пекли его бедную неприкрытую голову, пот стекал со лба и туманил зрение, каменно-тяжелая Машка больно оттягивала руки. Во всем теле ощущал он томительную, ломящую слабость, его так и тянуло присесть на пыльную землю.
    – Черепаха! Продается черепаха!
    Вася произносил эти слова все глуше, он словно и боялся и хотел быть услышанным. Но люди, занятые своим делом, равнодушно проходили мимо него; они не видели ничего необычного в том, что для Васи было едва ли не самым трудным испытанием за всю его маленькую жизнь. Если бы вновь очутиться в родном, покинутом мире, где ему так хорошо жилось под верной маминой защитой!
    Но едва только Вася допускал себя до этой мысли, как родной дом сразу утрачивал для него всю прелесть, становился немилым и скучным: ведь тогда пришлось бы навсегда отказаться от веселых золотистых черепашек.
    – Ого, черепаха! Вот это-то мне и надо!
    Вася так углубился в себя, что вздрогнул от неожиданности и чуть не выронил Машку из рук. Перед ним стоял рослый, плечистый человек, видимо портовый грузчик, и с каким-то детским восхищением глядел на старую черепаху.
    – Продаешь, малец?
    – Да…
    – Сколько просишь?
    – Девять… – смущенно сказал Вася, припомнив цену, какую в зоомагазине просили за двух черепашек.
    – Девять? А меньше не возьмешь?
    – Не могу…- прошептал Вася, ему было очень стыдно.
    – Ну, коли не можешь, плачу! У меня, понимаешь, сынишка завтра домой, на Тамбовщину, уезжает, так охота ему что-нибудь эдакое подарить…
    Грузчик порылся в карманах и достал две зеленые и одну желтую бумажку.
    – Нет у меня с собой девяти, понимаешь, – сказал он озабоченно, – ровно семь.
    Вася был в отчаянии, он не знал, чем помочь этому большому и, видимо, доброму человеку. “Никогда, никогда больше не буду я торговать”.
    – Постой-ка, малец, – нашелся вдруг грузчик, – я тут близко живу, зайдем ко мне, я тебе вынесу деньги!..
    И вот они вместе зашагали с базара. Вася был очень счастлив, все так хорошо вышло, он был горд своим первым жизненным свершением, к тому же ему нравилось шагать сейчас рядом с этим сильным и мужественным человеком, как равному с равным. Справа, в прозоре улицы, открылось полуденное море, и на его сверкающем фоне Вася увидел, как железные руки кранов трудятся над маленьким суденышком, стоявшим у причала. Огромные мягкие тюки один за другим спускались с неба на палубу, и мальчику казалось странным, что суденышко не тонет под всем этим грузом. Он хотел было спросить своего спутника, в какие края отплывает пароход, но не успел.
    – Вот и пришли, малец. Обожди тут, я мигом!
    Вася стоял перед белым одноэтажным домиком, окруженным густо разросшимися кустами акации. Ему показалось странным, что такой большой человек живет в таком маленьком домике, но он тотчас же забыл об этом и стал внимательно вглядываться в окна, расположенные по фасаду. Ему очень хотелось увидеть мальчика, которому достанется Машка.
    – Эх, жаль, сынишки нет дома, – сказал, появившись, грузчик, – а то познакомились бы. Он у меня самостоятельный, такой вот, как ты, малец. На, принимай монету! Да ты посчитай, денежки счет любят!
    – Нет, зачем же… – пробормотал Вася и протянул покупателю Машку.
    Тот взял ее в свои большие ладони и приложил к уху, словно часы.
    – А она не пустая внутри-то?
    Машка, как назло, не показывалась из своего каменного жилища, и Васе даже стало обидно, что она так равнодушно с ним расстается. А грузчик, примостив черепаху против глаз, заглядывал в щель между щитками.
    – Нет, вроде что-то там трудится! Ну, бывай здоров, малец, спасибо тебе.
    – Вот что, ее зовут Машкой… – вдруг быстро и взволнованно заговорил Вася. – Она очень фрукты любит и молоко тоже пьет; это только считается, что черепахи не пьют молока, а она пьет, правда, пьет…
    – Ишь ты,- усмехнулся грузчик, – простая тварь, а туда же!
    Он сунул Машку в широкий карман своей куртки и пошел к дому. А Вася растерянно глядел ему вслед. Он хотел еще очень много рассказать о Машке, о ее повадках, капризах и слабостях, о том, что она хорошая и добрая черепаха и что он, Вася, никогда не знал за ней ничего плохого. В носу у него странно пощипывало, но он нахмурил брови, задержал на миг дыхание, и пощипывание прекратилось. Тогда он крепко зажал в кулаке деньги и со всех ног бросился к зоомагазину.
    Когда Вася принес домой двух маленьких черепашек и в радостном возбуждении поведал матери о всех своих приключениях, она почему-то огорчилась, но не знала ни что сказать, ни как поступить в этом случае. А раз так, лучше обождать и подумать, ведь дети такие сложные и трудные люди…
    – Да, да, – только и сказала она задумчиво и печально, – милые зверушки.
    Вася не заметил, как прошла вторая половина дня. Малыши были на редкость забавные, смелые и любознательные. Они оползали всю комнату, двигаясь кругами навстречу друг другу, а столкнувшись, не сворачивали в сторону, а лезли друг на дружку, стукаясь панцирем о панцирь. Не в пример старой, угрюмой Машке они не стремились забиться в какой-нибудь потайной угол, а если и хоронились порой, то это выглядело, как игра в прятки. И привередами они тоже не были: чем бы ни угощал их Вася – яблоками ли, картошкой, виноградом, молоком, котлетой, огурцом, – они все поглощали с охотой и, тараща бусинки глаз, казалось, просили еще и еще.
    На ночь Вася уложил их в ящик с песком и поставил на виду, против изголовья своей кровати. Ложась спать, он сказал матери счастливым, усталым, полусонным голосом :
    – Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!
    – Выходит, старый-то друг не лучше новых двух, – заметила мать, накрывая сына одеялом.
    Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, будучи сказаны ко времени, вновь и вновь возникают в памяти и не дают тебе жить. В конце концов Машка даже и не друг ему, Васе, а просто старая, дряхлая черепаха, и ему вовсе не хочется думать о ней. И все-таки думается ему не о том, какой вот он молодец, что сумел раздобыть этих двух веселых малышей, с которыми так интересно будет завтра играть, а все о той же никудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо…
    Почему не сказал он тому человеку, что на ночь Машку надо прятать в темноту? А теперь, наверное, зеленый свет месяца бьет в ее старые глаза. И еще не сказал он, что к зиме ей надо устроить пещерку из ватного одеяла, иначе она проснется от своей зимней спячки, как это случилось в первый год ее жизни у них, и тогда она может умереть, потому что в пору спячки черепахи не принимают пищи. Он даже не объяснил толком, чем следует кормить Машку, ведь она такая разборчивая…
    Конечно, он может завтра же пойти и все сказать, но захотят ли новые хозяева столько возиться со старой Машкой? Правда, тот человек, кажется, очень добрый, утешал себя Вася, наверное, и сын у него такой же добрый. Но успокоение не приходило. Тогда он натянул одеяло на голову, чтобы скорее уснуть, но перед ним вновь возникли голые, немигающие птичьи глаза Машки, в которых отражался беспощадный зеленый свет месяца.
    Вася сбросил одеяло и сел на кровати. Он уже не испытывал ни жалости к Машке, ни раздражения против матери, отказавшейся держать в доме трех черепах. Все это вытеснилось в нем каким-то непонятным, болезненным чувством недовольства собой, обиды на себя. Это чувство было таким большим и незнакомым, что оно не помещалось в Васе, ему нужно было дать выход, и Вася попытался заплакать. Но ничего не получилось, это горькое, едкое чувство высушило в нем все слезы.
    Впервые Васе перестало казаться, что он самый лучший мальчик в мире, достойный иметь самую лучшую маму, самые лучшие игрушки, самые лучшие удовольствия. “Но что я такое сделал? – спрашивал он себя с тоской. – Продал старую, совершенно ненужную мне черепаху”. – “Да, она тебе не нужна, – прозвучал ответ,- но ты ей нужен. Все, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был?” – “Я кормлю птиц и рыб, я меняю им воду”. – “Да, пока тебе с ними весело, а не будет весело, ты сделаешь с ними то же, что и с Машкой”. – “А почему же нельзя так делать?”
    Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце, впервые познавшем простую, но неведомую прежде истину: не только мир существует для тебя, но и ты для мира. И с этим новым чувством возникло в нем то новое неотвратимое веление, название которого – долг – Вася узнает гораздо позднее. И это веление заставило Васю вскочить с кровати и быстро натянуть одежду.
    . Свет месяца лежал на полу двумя квадратами, перечеркнутыми каждый черным крестом. В тишине отчетливо тикали мамины крошечные ручные часики. Разбудить маму? Нет, сказало Васе его новое, мягкое, горячее сердце: мама устала, и ей так трудно бывает уснуть. Ты сам должен все сделать…
    Вася нащупал ящик и достал черепашек, два гладких, тяжелых кругляша, как будто налитых ртутью. Но этого может оказаться мало, а он должен действовать наверняка. Сунув черепашек под рубашку, Вася отправил туда же коробку с новыми оловянными солдатиками, затем подумал, снял с гвоздя ружье и повесил его
    через плечо.
    Выйдя из комнаты, мальчик тихонько притворил за собой дверь. Он и раньше подозревал, что ночью в мире творятся странные дела, и сейчас с каким-то замирающим торжеством сказал себе: “Так я и знал”, увидев, что яблоневый садик подкрался почти к самому крыльцу, а флигелек, в котором жили хозяева, отвалился в черную, затененную глубь двора.
    По двору носились щенки старой Найды, и каждый щенок катил перед собой черный клубок своей тени. Ласковые и приветливые днем, они не обратили ни малейшего внимания на Васю, занятые своим ночным делом. Только сама Найда, втянув ноздрями Васин запах, глухо заворчала и звякнула цепью. Чувство незнакомой враждебности мира тоскливо щемило сердце мальчика.
    Трудным шагом приблизился Вася к деревьям, побеленным луной. Не было ни малейшего ветерка, но все листочки на деревьях шевелились, шорох и слабый скрип стояли над садом, будто деревья сговаривались о чем-то своем, ночном. И Васе вспомнилась его придумка, будто деревья по ночам ходят купаться в море. Он придумал это вполусерьез, удивленный тем, что за все их пребывание в здешнем крае ни разу не выпал дождь, а ведь деревья не могут жить без влаги. Но сейчас эта придумка неприятно охолодила ему спину.
    Что-то пронеслось мимо его лица, задев щеку легким трепетанием крыльев. Летучая мышь? Нет, летучая мышь распарывает тьму с такой быстротой, что ее скорее угадываешь, чем видишь. А сейчас он успел заметить за частым биением крыльев толстенькое веретенообразное туловище.
    “Мертвая голова!” – догадался Вася и тотчас же увидел ее: большая бабочка, сложив треугольные крылья, уселась на ствол яблоньки, освещенный как днем. На ее широкой спинке отчетливо рисовался череп с черными пятнами глазниц и щелью рта. Неутомимый ночной летун был в его руках, отныне его коллекция пополнится новым, крупным экземпляром. Вася уже почувствовал, как забьется, щекоча ладонь, накрытая рукой гигантская бабочка. Но полный какого-то нового, бережного отношения ко всему живому, Вася подавил в себе чувство охотника и лишь погладил мизинцем вощеную спинку бражника. Словно доверяя ему, бражник не сорвался в полет, а сонно пошевелил усиками и переполз чуть выше. На своем коротком пути он задел спящего на том же стволе жука. Жук приподнял спинные роговицы, почесал одну о другую задние ножки и, не вступая в спор,- места на всех хватит, – чуть подвинулся, да только неумело: отдавил ножку своей соседке, какой-то длинной сухой козявке. И вот десятки мелких существ заворошились на стволе яблоньки и снова улеглись спать.
    Вася с улыбкой наблюдал их сонную кутерьму, он даже не подозревал, что их так много здесь, на этом тонком стволике. Хоронятся, таятся днем, сколько силе-
    нок тратят, чтобы уберечься от него, Васи, а сейчас – нате-ка! – разлеглись во всей своей беззащитности. И он мысленно пожелал им спокойной ночи, как старший собрат по жизни.
    Вася вышел на улицу спокойным и уверенным шагом сильного и доброго человека, но он еще далеко не стал хозяином ночи. Луна высоко стояла в небе. Залитая ее светом, холодно и странно светилась бледная ширь улицы. А на дальнем ее конце вздымалась глухая черная стена, рассеченная серебряной щелью. “Море!” – страшновато вспыхнула догадка. Днем плоское, как вода в блюдце, море стало сейчас на дыбы, грозно нависло над городом. Вася оглянулся на калитку.
    “Не смей!” – сказал он себе и заставил себя думать о том, куда и зачем он идет, и думал до тех пор, пока тело его стало послушно не страху, а большой и важной мысли…
    Возможно, что мать сквозь сон уловила какой-нибудь непривычный шум или почувствовала тревожную пустоту комнаты, в которой больше не было ее сына. Она встала, натянула платье, нащупала босой ногой туфли и подошла к Васиной постели. Одеяло лежало комком, простыня хранила маленькую вдавлину, след его тела. Мать заглянула в черепаший ящик – черепашек не было, и она сразу все поняла. Набросив на плечи плащ, она вышла из дому и быстро зашагала туда, где, по рассказу Васи, находился белый домик с палисадником. Вскоре она увидела впереди фигурку сына.
    Вася шел по середине улицы, обсаженной густыми темными каштанами. Он казался таким крошечным на пустынной мостовой, под высокими деревьями, что у нее сжалось сердце, и чтобы побороть это ненужное сейчас чувство, она стала смотреть на его длинную, будто бы взрослую тень, тень солдата с ружьем за спиной. Она шла и думала о том, что очень трудно вырастить человека, для этого надо глубоко и трудно жить, и какое счастье, если у ее мальчика будет сильное и верное сердце. Мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому доброму подвигу своего сына..,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *