Сочинение рассуждение на тему только в предложении получают свое значение

3 варианта

  1. Контрольный текст :
    (1)На рассвете мы с Ленькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2) Идти было скучно.
    — (3) Ты бы, Леня, рассказал чего-нибудь повеселей.
    — (4) Чего рассказывать? — ответил Ленька. — (5) Разве про старушек в нашей деревне. (6) Старушки эти — дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7) Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8) Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9) Небось видели?
    (10) Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11) Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12) То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13) Толпа дам и мужчин в наглухо застегнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
    — (14) Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, — продолжил Леня. — (15) Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола
    снимать. (16) Встревает тут Федосья, баба из Пyстыни: (17) «У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18) Что-то на тех досках нацарапано — не пойму. (19) Эти доски и пригодятся». (20) Я пришел к Пожалостиным, сказал, в чем дело, и попросил эти
    доски показать. (21) Старушка выносит доски, завернутые в чистый рушник. (22) Я взглянул и замер. (23) Мать честна?я, до чего тонкая работа, до чего твердо вырезано! (24) Особенно портрет Пугачева — глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25) «Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», — говорю ей. (26) 3аплакала она и говорит: (27) «Что вы! (28) Это народная ценность, я их ни за что не отдам». (29) В общем, спасли мы эти доски — отправили в Рязань, в музей. (30) Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31) Я вышел и…
    говорю: (32) «Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33) Чело век вышел из пастухов, десятки лет учился на черном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта…»
    — (34) Таланта! — повторил Леня громче. — (35) Это понимать надо! (36) Это беречь и ценить надо! (37) Ведь правда?
    (По К. Г. Паустовскому)
    «Только в предложении получают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки», — утверждал в одной из своих работ известный русский филолог Ф. И. Буслаев. И это действительно так, поскольку использование окончаний и приставок в отдельных словах несколько изменяет их смысл, но не придает им такого глубокого значения, как в предложении.
    Если обратиться к контрольному тексту, то в нем можно найти массу примеров использования приставок и окончаний для того, чтобы придать предложению больше выразительности и подчеркнуть именно значение слова с приставкой. Такое предложение (3) мы встречаем уже в начале текста. В этом предложении слово «повеселей» определяет тематику ожидаемого рассказа и является логическим подтверждением предыдущего предложения, причем слово без приставки было бы здесь совсем неуместно.
    Не меньшее значение в приведенном тексте имеют и отдельные слова. Из рассказа мы понимаем, что героя повествования все в деревне называют никак иначе, чем Ленька. Автор же обращается к нему полным именем — Леня, тем самым отбрасывая пренебрежение и выказывая пастуху уважение (14).
    Что касается использования в тексте различных окончаний, то их присутствие обеспечивает повествованию более яркую эмоциональную окраску и позволяет передать ценность, того, о чем идет речь в рассказе. Примером тому могут служить предложения (28) и (33).
    А необычное слово «таланта» в сочетании с восклицательным знаком подводит итог рассказу пастуха и передает безграничное уважение Леньки к таланту человека, который был таким же пастухом, как и он сам, уважение к человеческому труду, настойчивости и умениям.
    Исходя из этих рассуждений, можно сделать вывод, что отдельные слова, их приставки и окончания обретают смысл только в цельных предложениях, входящих в какое-либо повествование.

  2. 7
    Будьте внимательны! Окончания есть только у изменяемых слов! Неизменяемые слова окончаний не имеют: наречия (весело, по-новому), деепричастия (приехав, отдыхая), инфинитив (лежать, беречь), форма сравнительной степени прилагательных (быстрее, красивее), несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки), служебные части речи (из, если, только).
    8
    С помощью окончания выражаются следующие грамматические значения 1) значение рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений: голуб-ое неб-о, голуб-ого неб-а ; 2) значений падежа числительных: дв-а, дв- ух ; 3) значение лица, числа и рода глагола: сиж-у, сид-ишь, сид-ят. Одно окончание может выражать: 1) только одно грамматическое значение: значение падежа (тр-ех ), значение числа (читал-и); 2) два грамматических значения: значение рода и числа (читал-а), значение числа и падежа (чернил-а); 3) три грамматических значения: значение рода, числа и падежа (рыж-ую).
    9
    Помните! При изменении слова или образовании какой-либо его формы: числа (дом дома, добр добры, второй вторые); рода (красный красное красная, низок низко низка, отвечал отвечало отвечала, рисующий рисующее рисующая); падежа (стол стола столу столом столе, сражающиеся сражающихся сражающимся сражающимися); лица (решаю решаешь решает, решаем решаете решают) изменяются окончания.
    10
    11
    (1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик кто дальше. (3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке. (5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задёргалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слёзы от самой маленькой обиды. (7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было. (10)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда всё забудется, я как ни в чём не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (13)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?» (15)В урочный день и час, на большой перемене, я подошёл к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно. (17)Да уж… (18)Я знаю, ты драться начнёшь. (19)Отплачивать. (20)Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжём теплинку. (22)Между тем положение моё осложнилось. (23)Одно дело нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чьё мясо съела, а другое дело весь этот разговор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошёл, было бы куда всё проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился. (26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так всё точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)Значит, я накалился и готов к отмщению. (29)На горе, где начались маленькие ёлочки, выпал удачный момент. (30)Как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы ещё больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы. (32)Смотри, смотри! закричал Витька, показывая на круглую норку. (33)Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (34)Давай раскопаем? (35)Может, там мёду полно.
    12
    (36)«Ну ладно, эту норку мы раскопаем, решил я, потом уж я с тобой разделаюсь!» (37)На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку. (39)Айда за солью! предложил Витька. (40)Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить. (42)А я думал, лелея по-прежнему свой злодейский замысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу!» (43)Мы принесли соль и два куриных яйца. (44)Теперь давай ямку копать. (45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдём домой, и тут я буду должен… (47)Что бы ещё такое придумать, так не хочется идти домой… (48)Бежим на речку, говорю я Витьке. (49)Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьём холодненькой. (51)Ну вот, мы и попили, и умылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идёт вперёд. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть! (56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя. (58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что-нибудь интересное придумает. (61)Ладно! (62)Если он ещё раз стукнет меня между лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь ладно. (64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели. (По В. Солоухину)
    13
    Работаем с текстом. 1) Приставки придают особую выразительность глаголам. Найдите в тексте приставки, образующие глаголы с пространственным значением; приставки, образующие глаголы с количественно-временными значениями. Найдите глаголы с приставками, которые а) указывают на степень интенсивности действия, б) на разнообразные оттенки его проявления, в) придают словам разговорную окраску. 2) Сделайте вывод о функции приставок. 3) Попробуйте переделать любое предложение, поставив все слова в начальную форму. Что изменилось? Сделайте вывод о функциях окончания.
    14
    15
    Филолог Ф.И. Буслаев был убежден: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». С этим сложно не согласиться. Приставки придают новые оттенки словам, а окончания служат для выражения грамматических значений слов и их связей. Смысл же слова невозможно понять, не принимая во внимание контекст предложения. Обратимся за примерами к рассказу В. Солоухина. Так, приставка в слове «распрямившись» в предложении 4 указывает на изменение состояния: наклонившийся рассказчик, выпрямил спину, а окончание глаголов «стукнет», «не спущу» (предложение 62) – показатель такой глагольной категории, как будущее время. Действительно, только в предложении можно увидеть богатство значений слов, оценить важность окончаний и приставок. Я не могу не согласиться с мнением филолога Ф.И. Буслаева.
    16
    Слова обретают определённый смысл лишь в законченном высказывании, в построении которого участвуют словообразующие и формообразующие морфемы. В тексте В. Солоухина можно найти множество примеров, доказывающих это утверждение. Так, в предложении 40 приставка в слове «перебежать» придает глаголу «бежать» значение «преодолеть», то есть бежать до тех пор, пока препятствие не закончится. Окончание также играет огромную роль. Например, у существительных оно выражает значение рода, числа, падежа; без этой функции нарушилось бы логика речи и устной, и письменной. Так, в предложении 1 слово «участок» в словосочетании «копать на участке» могло быть употреблено только с этим окончанием, указывающим на единственное число, мужской род, предложный падеж. Следовательно, справедливо утверждение Ф.И. Буслаева о том, что «только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
    17
    «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки»,- был уверен филолог Ф.И. Буслаев, и я целиком разделяю эту точку зрения. Действительно, слова обретают определённый смысл лишь в законченном высказывании, в построении которого участвуют словообразующие и формообразующие морфемы. Обратимся к тексту В.Солоухина и докажем это утверждение. Приставка за- в глаголе «закричал» (предложение 32) не только имеет значение начала действия, но и указывает на совершенный вид этого глагола. А если бы прилагательное «толстый» в предложении 4 не было согласовано в роде, числе и падеже с существительным «прут» и не стояло в единственном числе мужского рода творительного падежа, на что указывает окончание –ым, то вряд ли бы стал понятен смысл высказывания. Следовательно, филолог Ф.И.Буслаев был прав.
    18
    19
    Литература Литневская Е. И. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников» Лачимова Л.Я., Гусева Е.В., Бегаева Е.В., Янсюкевич А.А. «Современный русский язык. Практическое пособие»ю М., «Экзамен», 2005

  3. Вопрос: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
    знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении
    получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
    Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
    цитирование.
    (1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать
    глухарей. (2)Идти было скучно.
    – (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
    – (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в
    нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника
    Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из
    сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в
    Рязани. (9)Небось видели?
    (10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на
    стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось
    мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты
    старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа
    дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов
    девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
    – (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. –
    (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола
    снимать.
    (16)Встревает тут Федосья, баба из Пyстыни: (17)«У Пожалостиных
    в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках
    нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
    (20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти
    доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник.
    (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честна?я, до чего тонкая работа, до чего
    твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя:
    кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение,
    иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.
    (26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я
    их ни за что не отдам».
    (29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей. (30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски
    спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность
    этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов,
    десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда
    вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта…»
    – (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо!
    (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?
    (По К.Г. Паустовскому)*
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
    знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении
    получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
    Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
    цитирование.
    (1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать
    глухарей. (2)Идти было скучно.
    – (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
    – (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в
    нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника
    Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из
    сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в
    Рязани. (9)Небось видели?
    (10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на
    стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось
    мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты
    старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа
    дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов
    девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
    – (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. –
    (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола
    снимать.
    (16)Встревает тут Федосья, баба из Пyстыни: (17)«У Пожалостиных
    в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках
    нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
    (20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти
    доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник.
    (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честна?я, до чего тонкая работа, до чего
    твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя:
    кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение,
    иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.
    (26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я
    их ни за что не отдам».
    (29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей. (30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски
    спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность
    этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов,
    десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда
    вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта…»
    – (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо!
    (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?
    (По К.Г. Паустовскому)*

    Ответы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *