Сочинение рассуждение на тему в чем актуальность слово о полку игореве

5 вариантов

  1. «Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
    «Слово о полку Игореве» – это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
    Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
    Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
    Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
    В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.

  2. В «Слове о полку Игореве» рассказывается о походе русских князей в 1185 году против кочевников половцев. Поход закончился трагически: княжеские дружины были разбиты половцами, а сами князья попали в плен. Казалось бы, зачем же рассказывать о поражении, если в сражениях русские гораздо чаще одерживали блистательные победы? Автор повествует об этом ужасном событии, чтобы объяснить своим соотечественникам причины трагедии. Кроме того, всегда, когда возникала необходимость постоять за родину, русские воины проявляли столько мужества и самопожертвования, что не восхититься и не рассказать об их воинской доблести невозможно. И эти истины находят отклик в наши дни. Неважно победил ты или проиграл сражение, важно, что ты сражался доблестно и самоотверженно, защищая свою родину.
    Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением.
    Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху. Единство русских земель – это тот стержень, на котором держится вся истории России. Мы знаем немало кровопролитных войн, целью которых было объединение русских земель, сначала под главенством Киева, а затем и Москвы. Вернувшись в настоящее, мы понимаем, что это объединение, а вернее войны, как средство, до сих пор продолжаются в России сегодняшней. Может быть, стоит внимательнее вчитаться в строки бессмертного памятника литературы, и тогда мы найдем ответы на мучающие нас сегодня вопросы.

  3. Произведение «Слово о полку Игореве», это не просто рассказ или былина, это — наша история, наши корни. Произведение нельзя просто читать, это трудно и невозможно, его надо прочувствовать. Когда начинаешь чтение, внутри начинает звучать тихая мелодия, она, то грустная, то, наполнена гордостью, то — состраданием. Смысл произведения улавливаешь не сразу, в начале, только напевность. Мы живем в огромной стране, но не чувствуем этого, а в произведении такая огромная ширь, читая его, представляешь просторы Руси, поля, луга, реки. Как автору удается передать такие ощущения? Какой необъятный талант позволяет сделать ему это?
    Русь просторная, многострадальная, противоречивая и бунтарская, — все в «Слове о полку Игореве». Молодые князья, необдуманно положившие на поле брани русских воинов. Междоусобицы, героизм простых людей, понимание своих ошибок, актуально для наших дней. Происходят другие события, но ошибки нашего народа прежние.
    Но как бы, ни была трудна наша дорога, какие бы препятствия не возникали на пути у нашего народа, все равно русский народ выберется, победит. Этой надеждой дышит «Слово о полку Игореве», с этой надеждой всегда живет Русь. И как показывает история, надежды всегда сбываются.
    Очень важно, что до нашего времени дошло произведение «Слово о полку Игореве», даже не с точки зрения освещения происходивших событий, а с точки зрения искусства, поэзии, ведь только в песне, стихах, музыке можно понять и почувствовать душу человеческую. А русская душа, сама как произведение искусства, и нет ее загадочнее и красивее.

  4. АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ

    Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защи­тить родную землю и отбросить врага в глубь сте­пей. Это произведение неизвестного древнерус­ского автора с первой до последней строчки про­низано великим духом патриотизма, безгранич­ной любовью к родине, к русскому народу.
    Автор «Слова…» обращается и к героическо­му прошлому страны, описывает великие побе­ды русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святослави­ча, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полнос­тью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Рус­скую землю, жестоко страдающую от многолет­них междоусобных войн князей и опустошитель­ных набегов половцев.
    Выступая против степных кочевников с раз­розненными, малочисленными силами, правите­ли не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли не­приятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
    Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы проти­востоять такому сильному врагу.
    В «Слове о полку Игореве» русский народ вы­ступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напо­ром вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин пока­заны в поэме настоящими богатырями, обладаю­щими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
    Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бро­сить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сра­жается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными по­ловцами до последнего вздоха. Она знает, что от­стаивает честь своей земли, а это — самая высо­кая и благородная цель.
    Всеми этими качествами русские воины, не­сомненно, во много раз превосходили половец­кую орду, стремящуюся лишь к наживе, крово­пролитию и захвату новых земель. И если бы мо­гучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
    Показывая мужество и благородство русско­го войска, готового до последней капли крови за­щищать родную землю, автор рисует и величе­ственный, прекрасный образ самой Руси. От ши­рокой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могу­чую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
    Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Черни­гов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огром­ное пространство непосредственно введено в ос­новное действие, оно живет жизнью русских лю­дей, сочувствует потерям, радуется победам, пре­достерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях ри­сует подробности походной жизни, степных пе­реходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
    Но великая историческая ценность произве­дения заключается не только в отражении собы­тий тех времен, не только в изображении вели­кого русского народа и необъятных просторов Русской земли. «Слово о полку Игореве» — это еще и уникальный памятник художественного слова, свидетельствующий о том, что накануне монголо-татарского нашествия древняя русская литература накопила большой творческий опыт. Автор выступает здесь не простым летописцем, не только свидетелем исторических битв и боль­шим знатоком Руси, но и талантливейшим лите­ратором, обладающим способностью в живопис­ных деталях, с помощью искусных художествен­ных приемов передать чувства, эмоции, пережи­вания, волнения, тревоги, донести до читателей основную мысль своего произведения. Для дос­тижения этой главной цели он использует при­емы и книжной литературы, летописей и истори­ческих документов, и элементы устного народно­го творчества, и мифологические, языческие мо­тивы.
    При этом все перечисленное складывается в стройную лирическую песнь, понятную и доступ­ную любому человеку. В поэме присутствует об­ращение к образу полулегендарного древнерус­ского певца Бояна. Но, относясь с уважением к таланту предшественника, «внука Велеса», кото­рый был языческим покровителем поэтов и по­эзии, автор «Слова…» создает свое, не похожее ни на одно из существовавших до того времени, про­изведение.
    Он пишет его по «своему замыслу», следуя стилю былин того времени, умело сочетая фоль­клорные мотивы, ораторские приемы и книжную письменность.
    Образы, созданные автором «Слова…», восхи­щают цельностью, правдивостью, величием души. Мы видим здесь настоящих мужчин, как простых, честных и трудолюбивых пахарей, так и смелых, благородных воинов. Перед нами от­крывается также глубина и красота женской души, представленная в образе Ярославны — вер­ной и преданной жены князя Игоря. Эти образы стали воплощением горестей и радостей русско­го народа, его надежд, его стремлений и разоча­рований. Русские женщины скорбят о поражении войска, они сожалеют о пленении князя, о гибе­ли многих русских воинов.
    Но нежность и любовь, красота и гармония, заключенные в их образах, смягчают даже горечь утрат и боль поражения. Их скорбь не безнадеж­на, их печаль светла и полна веры в счастливое возвращение любимых. И эта вера, эта надежда передаются всем русским женщинам, всему рус­скому народу.
    Персонажи поэмы объединены высоким чув­ством патриотизма, человечности, любви к Рус­ской земле и русской природе.
    В «Слове о полку Игореве» перед нами прохо­дят художественно воссозданные картины жиз­ни нашего народа в далеком прошлом, в одну из самых трудных эпох его развития. Но произве­дение ценно не только своей исторической зна­чимостью, не только художественным своеобра­зием и совершенством. Оно заключает в себе идеи, актуальные во все времена. Поэма близка и дорога всем людям идеей мира, защиты сози­дательного труда от разрушительного влияния войн. Она несет великую мысль о единении наро­да, о величии духа, о благородстве, мужестве, решительности, о мудрости и красоте души. В «Слове…» чувствуется великий и прекрасный русский дух, высокое сознание автором своей от­ветственности, писательского призвания, обще­ственного долга.

  5. Доклад «В чём актуальность этого произведения в на ши дни?» В 1991 году распалась могучая держава — Союз Советских Социалистических Республик. Произошло это не по народной воле, а по келейному сговору лидеров трёх республик, укрыв шихся в Беловежской пуще. Россия никогда не была парла ментской страной, люди по большей части привыкли прини мать происходящие во власти перемены как неизбежную данность, поэтому разрушение великого государства, вызвав резко негативную реакцию большинства населения, стало всё же реальностью. Конечно, центробежные силы тоже были, и как раз на них опиралась новая власть. Однако большинство россиян, только начавших приобщаться к свободному волеизъявлению, всё ещё относились (многие и сейчас относятся) ко власти, как к чему-то неизбежному, на что нельзя повлиять. Такое отношение имеет очень давнюю историческую традицию, и её обязательно надо учитывать.
    Можно провести такую аналогию: политически неопытные люди поверили трескучим фразам о «национальном самоопре делении», как часто верят громким словам и обещаниям неко торые подростки, которые не могут разобраться в причинах и следствиях и вынуждены происходящие в мире взрослых собы тия рассматривать только с одной, внешней стороны. Теперь, когда количество людей во власти увеличилось пропорциональ но количеству новых государств, и политики этих новых госу дарств стали более самовластны в своих решениях, нежели это могло быть в рамках одной страны, они приложат все усилия, чтобы такой власти не лишиться. Точно так же и в Киевской Руси каждый удельный князь мечтал быть полновластным господином, нимало не заботясь при этом о своих подданных. Желания таких князей, считающих себя обделёнными, сбылись, единая Русь раскололась на десят ки мелких государств, враждующих между собой. Каждый князь думал уже не об опасности всей Русской земле, а о лич ной безопасности и был готов ради расширения своего влияния губить тысячами своих подданных и призывать на помощь чу жеземцев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *