Сочинение рассуждение на тему в чем актуальность слово о полку игореве
5 вариантов
«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
«Слово о полку Игореве» – это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.
В «Слове о полку Игореве» рассказывается о походе русских князей в 1185 году против кочевников половцев. Поход закончился трагически: княжеские дружины были разбиты половцами, а сами князья попали в плен. Казалось бы, зачем же рассказывать о поражении, если в сражениях русские гораздо чаще одерживали блистательные победы? Автор повествует об этом ужасном событии, чтобы объяснить своим соотечественникам причины трагедии. Кроме того, всегда, когда возникала необходимость постоять за родину, русские воины проявляли столько мужества и самопожертвования, что не восхититься и не рассказать об их воинской доблести невозможно. И эти истины находят отклик в наши дни. Неважно победил ты или проиграл сражение, важно, что ты сражался доблестно и самоотверженно, защищая свою родину.
Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением.
Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху. Единство русских земель – это тот стержень, на котором держится вся истории России. Мы знаем немало кровопролитных войн, целью которых было объединение русских земель, сначала под главенством Киева, а затем и Москвы. Вернувшись в настоящее, мы понимаем, что это объединение, а вернее войны, как средство, до сих пор продолжаются в России сегодняшней. Может быть, стоит внимательнее вчитаться в строки бессмертного памятника литературы, и тогда мы найдем ответы на мучающие нас сегодня вопросы.
Произведение «Слово о полку Игореве», это не просто рассказ или былина, это — наша история, наши корни. Произведение нельзя просто читать, это трудно и невозможно, его надо прочувствовать. Когда начинаешь чтение, внутри начинает звучать тихая мелодия, она, то грустная, то, наполнена гордостью, то — состраданием. Смысл произведения улавливаешь не сразу, в начале, только напевность. Мы живем в огромной стране, но не чувствуем этого, а в произведении такая огромная ширь, читая его, представляешь просторы Руси, поля, луга, реки. Как автору удается передать такие ощущения? Какой необъятный талант позволяет сделать ему это?
Русь просторная, многострадальная, противоречивая и бунтарская, — все в «Слове о полку Игореве». Молодые князья, необдуманно положившие на поле брани русских воинов. Междоусобицы, героизм простых людей, понимание своих ошибок, актуально для наших дней. Происходят другие события, но ошибки нашего народа прежние.
Но как бы, ни была трудна наша дорога, какие бы препятствия не возникали на пути у нашего народа, все равно русский народ выберется, победит. Этой надеждой дышит «Слово о полку Игореве», с этой надеждой всегда живет Русь. И как показывает история, надежды всегда сбываются.
Очень важно, что до нашего времени дошло произведение «Слово о полку Игореве», даже не с точки зрения освещения происходивших событий, а с точки зрения искусства, поэзии, ведь только в песне, стихах, музыке можно понять и почувствовать душу человеческую. А русская душа, сама как произведение искусства, и нет ее загадочнее и красивее.
АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ
Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу.
Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев.
Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу.
В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель.
Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
Но великая историческая ценность произведения заключается не только в отражении событий тех времен, не только в изображении великого русского народа и необъятных просторов Русской земли. «Слово о полку Игореве» — это еще и уникальный памятник художественного слова, свидетельствующий о том, что накануне монголо-татарского нашествия древняя русская литература накопила большой творческий опыт. Автор выступает здесь не простым летописцем, не только свидетелем исторических битв и большим знатоком Руси, но и талантливейшим литератором, обладающим способностью в живописных деталях, с помощью искусных художественных приемов передать чувства, эмоции, переживания, волнения, тревоги, донести до читателей основную мысль своего произведения. Для достижения этой главной цели он использует приемы и книжной литературы, летописей и исторических документов, и элементы устного народного творчества, и мифологические, языческие мотивы.
При этом все перечисленное складывается в стройную лирическую песнь, понятную и доступную любому человеку. В поэме присутствует обращение к образу полулегендарного древнерусского певца Бояна. Но, относясь с уважением к таланту предшественника, «внука Велеса», который был языческим покровителем поэтов и поэзии, автор «Слова…» создает свое, не похожее ни на одно из существовавших до того времени, произведение.
Он пишет его по «своему замыслу», следуя стилю былин того времени, умело сочетая фольклорные мотивы, ораторские приемы и книжную письменность.
Образы, созданные автором «Слова…», восхищают цельностью, правдивостью, величием души. Мы видим здесь настоящих мужчин, как простых, честных и трудолюбивых пахарей, так и смелых, благородных воинов. Перед нами открывается также глубина и красота женской души, представленная в образе Ярославны — верной и преданной жены князя Игоря. Эти образы стали воплощением горестей и радостей русского народа, его надежд, его стремлений и разочарований. Русские женщины скорбят о поражении войска, они сожалеют о пленении князя, о гибели многих русских воинов.
Но нежность и любовь, красота и гармония, заключенные в их образах, смягчают даже горечь утрат и боль поражения. Их скорбь не безнадежна, их печаль светла и полна веры в счастливое возвращение любимых. И эта вера, эта надежда передаются всем русским женщинам, всему русскому народу.
Персонажи поэмы объединены высоким чувством патриотизма, человечности, любви к Русской земле и русской природе.
В «Слове о полку Игореве» перед нами проходят художественно воссозданные картины жизни нашего народа в далеком прошлом, в одну из самых трудных эпох его развития. Но произведение ценно не только своей исторической значимостью, не только художественным своеобразием и совершенством. Оно заключает в себе идеи, актуальные во все времена. Поэма близка и дорога всем людям идеей мира, защиты созидательного труда от разрушительного влияния войн. Она несет великую мысль о единении народа, о величии духа, о благородстве, мужестве, решительности, о мудрости и красоте души. В «Слове…» чувствуется великий и прекрасный русский дух, высокое сознание автором своей ответственности, писательского призвания, общественного долга.
Доклад «В чём актуальность этого произведения в на ши дни?» В 1991 году распалась могучая держава — Союз Советских Социалистических Республик. Произошло это не по народной воле, а по келейному сговору лидеров трёх республик, укрыв шихся в Беловежской пуще. Россия никогда не была парла ментской страной, люди по большей части привыкли прини мать происходящие во власти перемены как неизбежную данность, поэтому разрушение великого государства, вызвав резко негативную реакцию большинства населения, стало всё же реальностью. Конечно, центробежные силы тоже были, и как раз на них опиралась новая власть. Однако большинство россиян, только начавших приобщаться к свободному волеизъявлению, всё ещё относились (многие и сейчас относятся) ко власти, как к чему-то неизбежному, на что нельзя повлиять. Такое отношение имеет очень давнюю историческую традицию, и её обязательно надо учитывать.
Можно провести такую аналогию: политически неопытные люди поверили трескучим фразам о «национальном самоопре делении», как часто верят громким словам и обещаниям неко торые подростки, которые не могут разобраться в причинах и следствиях и вынуждены происходящие в мире взрослых собы тия рассматривать только с одной, внешней стороны. Теперь, когда количество людей во власти увеличилось пропорциональ но количеству новых государств, и политики этих новых госу дарств стали более самовластны в своих решениях, нежели это могло быть в рамках одной страны, они приложат все усилия, чтобы такой власти не лишиться. Точно так же и в Киевской Руси каждый удельный князь мечтал быть полновластным господином, нимало не заботясь при этом о своих подданных. Желания таких князей, считающих себя обделёнными, сбылись, единая Русь раскололась на десят ки мелких государств, враждующих между собой. Каждый князь думал уже не об опасности всей Русской земле, а о лич ной безопасности и был готов ради расширения своего влияния губить тысячами своих подданных и призывать на помощь чу жеземцев.
«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
«Слово о полку Игореве» – это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.
В «Слове о полку Игореве» рассказывается о походе русских князей в 1185 году против кочевников половцев. Поход закончился трагически: княжеские дружины были разбиты половцами, а сами князья попали в плен. Казалось бы, зачем же рассказывать о поражении, если в сражениях русские гораздо чаще одерживали блистательные победы? Автор повествует об этом ужасном событии, чтобы объяснить своим соотечественникам причины трагедии. Кроме того, всегда, когда возникала необходимость постоять за родину, русские воины проявляли столько мужества и самопожертвования, что не восхититься и не рассказать об их воинской доблести невозможно. И эти истины находят отклик в наши дни. Неважно победил ты или проиграл сражение, важно, что ты сражался доблестно и самоотверженно, защищая свою родину.
Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением.
Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху. Единство русских земель – это тот стержень, на котором держится вся истории России. Мы знаем немало кровопролитных войн, целью которых было объединение русских земель, сначала под главенством Киева, а затем и Москвы. Вернувшись в настоящее, мы понимаем, что это объединение, а вернее войны, как средство, до сих пор продолжаются в России сегодняшней. Может быть, стоит внимательнее вчитаться в строки бессмертного памятника литературы, и тогда мы найдем ответы на мучающие нас сегодня вопросы.
Произведение «Слово о полку Игореве», это не просто рассказ или былина, это — наша история, наши корни. Произведение нельзя просто читать, это трудно и невозможно, его надо прочувствовать. Когда начинаешь чтение, внутри начинает звучать тихая мелодия, она, то грустная, то, наполнена гордостью, то — состраданием. Смысл произведения улавливаешь не сразу, в начале, только напевность. Мы живем в огромной стране, но не чувствуем этого, а в произведении такая огромная ширь, читая его, представляешь просторы Руси, поля, луга, реки. Как автору удается передать такие ощущения? Какой необъятный талант позволяет сделать ему это?
Русь просторная, многострадальная, противоречивая и бунтарская, — все в «Слове о полку Игореве». Молодые князья, необдуманно положившие на поле брани русских воинов. Междоусобицы, героизм простых людей, понимание своих ошибок, актуально для наших дней. Происходят другие события, но ошибки нашего народа прежние.
Но как бы, ни была трудна наша дорога, какие бы препятствия не возникали на пути у нашего народа, все равно русский народ выберется, победит. Этой надеждой дышит «Слово о полку Игореве», с этой надеждой всегда живет Русь. И как показывает история, надежды всегда сбываются.
Очень важно, что до нашего времени дошло произведение «Слово о полку Игореве», даже не с точки зрения освещения происходивших событий, а с точки зрения искусства, поэзии, ведь только в песне, стихах, музыке можно понять и почувствовать душу человеческую. А русская душа, сама как произведение искусства, и нет ее загадочнее и красивее.
АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ
Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу.
Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев.
Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу.
В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель.
Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
Но великая историческая ценность произведения заключается не только в отражении событий тех времен, не только в изображении великого русского народа и необъятных просторов Русской земли. «Слово о полку Игореве» — это еще и уникальный памятник художественного слова, свидетельствующий о том, что накануне монголо-татарского нашествия древняя русская литература накопила большой творческий опыт. Автор выступает здесь не простым летописцем, не только свидетелем исторических битв и большим знатоком Руси, но и талантливейшим литератором, обладающим способностью в живописных деталях, с помощью искусных художественных приемов передать чувства, эмоции, переживания, волнения, тревоги, донести до читателей основную мысль своего произведения. Для достижения этой главной цели он использует приемы и книжной литературы, летописей и исторических документов, и элементы устного народного творчества, и мифологические, языческие мотивы.
При этом все перечисленное складывается в стройную лирическую песнь, понятную и доступную любому человеку. В поэме присутствует обращение к образу полулегендарного древнерусского певца Бояна. Но, относясь с уважением к таланту предшественника, «внука Велеса», который был языческим покровителем поэтов и поэзии, автор «Слова…» создает свое, не похожее ни на одно из существовавших до того времени, произведение.
Он пишет его по «своему замыслу», следуя стилю былин того времени, умело сочетая фольклорные мотивы, ораторские приемы и книжную письменность.
Образы, созданные автором «Слова…», восхищают цельностью, правдивостью, величием души. Мы видим здесь настоящих мужчин, как простых, честных и трудолюбивых пахарей, так и смелых, благородных воинов. Перед нами открывается также глубина и красота женской души, представленная в образе Ярославны — верной и преданной жены князя Игоря. Эти образы стали воплощением горестей и радостей русского народа, его надежд, его стремлений и разочарований. Русские женщины скорбят о поражении войска, они сожалеют о пленении князя, о гибели многих русских воинов.
Но нежность и любовь, красота и гармония, заключенные в их образах, смягчают даже горечь утрат и боль поражения. Их скорбь не безнадежна, их печаль светла и полна веры в счастливое возвращение любимых. И эта вера, эта надежда передаются всем русским женщинам, всему русскому народу.
Персонажи поэмы объединены высоким чувством патриотизма, человечности, любви к Русской земле и русской природе.
В «Слове о полку Игореве» перед нами проходят художественно воссозданные картины жизни нашего народа в далеком прошлом, в одну из самых трудных эпох его развития. Но произведение ценно не только своей исторической значимостью, не только художественным своеобразием и совершенством. Оно заключает в себе идеи, актуальные во все времена. Поэма близка и дорога всем людям идеей мира, защиты созидательного труда от разрушительного влияния войн. Она несет великую мысль о единении народа, о величии духа, о благородстве, мужестве, решительности, о мудрости и красоте души. В «Слове…» чувствуется великий и прекрасный русский дух, высокое сознание автором своей ответственности, писательского призвания, общественного долга.
Доклад «В чём актуальность этого произведения в на ши дни?» В 1991 году распалась могучая держава — Союз Советских Социалистических Республик. Произошло это не по народной воле, а по келейному сговору лидеров трёх республик, укрыв шихся в Беловежской пуще. Россия никогда не была парла ментской страной, люди по большей части привыкли прини мать происходящие во власти перемены как неизбежную данность, поэтому разрушение великого государства, вызвав резко негативную реакцию большинства населения, стало всё же реальностью. Конечно, центробежные силы тоже были, и как раз на них опиралась новая власть. Однако большинство россиян, только начавших приобщаться к свободному волеизъявлению, всё ещё относились (многие и сейчас относятся) ко власти, как к чему-то неизбежному, на что нельзя повлиять. Такое отношение имеет очень давнюю историческую традицию, и её обязательно надо учитывать.
Можно провести такую аналогию: политически неопытные люди поверили трескучим фразам о «национальном самоопре делении», как часто верят громким словам и обещаниям неко торые подростки, которые не могут разобраться в причинах и следствиях и вынуждены происходящие в мире взрослых собы тия рассматривать только с одной, внешней стороны. Теперь, когда количество людей во власти увеличилось пропорциональ но количеству новых государств, и политики этих новых госу дарств стали более самовластны в своих решениях, нежели это могло быть в рамках одной страны, они приложат все усилия, чтобы такой власти не лишиться. Точно так же и в Киевской Руси каждый удельный князь мечтал быть полновластным господином, нимало не заботясь при этом о своих подданных. Желания таких князей, считающих себя обделёнными, сбылись, единая Русь раскололась на десят ки мелких государств, враждующих между собой. Каждый князь думал уже не об опасности всей Русской земле, а о лич ной безопасности и был готов ради расширения своего влияния губить тысячами своих подданных и призывать на помощь чу жеземцев.