Сочинение рассуждение на тему все мы родом из детства

9 вариантов

  1. Конкурс педагогического мастерства и общественного признания «ПЕДАГОГ ГОДА ЮВАО – 2015»
    НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА ЮВАО»
    Эссе на тему «Мы родом из детства»
    Человек проходит длительный
    и насыщенный путь развития и изменения.
    У каждого из нас этот путь,
    жизненный путь, неповторим и уникален.
    Но все «мы родом из детства».
    Каждый ребенок мечтает поскорей повзрослеть, а каждый взрослый, наоборот, вернуться в детство. Когда мне было лет пять или шесть, я хотела быстрее вырасти, чтобы дотягиваться до ручки холодильника. Сейчас я с легкостью открываю холодильник, но мне снова хочется вернуться в то время, когда я была самой маленькой в семье. Вот такой смешной парадокс.
    В. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Значит нужно сделать их дни разнообразней. Пусть они, маленькие, смотрят на мир широко открытыми глазами, не боясь укоров, одергиваний, но обращая на них внимание. По словам Ж.-Ж. Руссо: «Не удастся никогда создать мудрецов, если убивать в детях шалунов».
    Пусть наши дети больше смеются. Детский смех – показатель душевного и физического здоровья, радостного восприятия бытия, доверия к людям. Глядя на беззаботных, озорных, шумных ребятишек, испытываешь ощущение счастья. Что такое счастье? « Счастье – это мягкие, теплые ладошки, за диваном – фантики, на диване – крошки. Что такое «счастье» – проще не ответить: счастье есть у каждого, у кого есть дети».
    « Я вспоминаю детство,
    и у меня заболевает
    нежностью сердце »
    (А. Мариенгоф)
    Медленно, задумчиво открываю старый семейный фотоальбом. Не брала его в руки, пожалуй, более пятнадцати лет. Что хочу увидеть я на  непрофессиональных  черно-белых фотографиях? Моменты счастья: родителей, которые с любовью смотрят на нас с сестрами, запачканных в земле с овощных грядок; подругу – сверстницу хохотушку  с соседней улицы, дарящую плюшевого бегемота на мой первый большой юбилей – десять лет; первую школьную учительницу, которая зачитывает мне, восхищенной, грамоту за успешное окончание учебного года. Сколько же радостных моментов подарила мне та золотая пора.
    Как хочется порой вернуться в детство
    В то времечко прекрасное, когда
    Над колыбелькою твоей склоняясь, мама
    от всех напастей защитить могла.
    Когда ты шишки набивал, сбивал коленки,
    Ты понимал, что это не беда,
    что боли все развеются, ты верил.
    Ведь рядом была мамочка всегда.
    Мы, к сожаленью, так взрослеем быстро,
    Торопим время, годы мчатся вскачь…
    А коль становится нам грустно очень…
    Так в детство хочется вернуться, хоть аж плачь…
    (Н. Лузанова)
    Почему детство – золотая пора? Здесь нет места фальши. Если ты дружишь, то готов поделиться всем. Если любишь – то до последнего вздоха. Если не хочешь учить стишок – так прямо и говоришь. В детстве все как-то легко: не боишься показаться смешным, не стесняешься многих вещей, можешь себе позволить показать свои настоящие эмоции. Еще в детстве много волшебства: здесь живут зубные феи, Баба Яга, Дед Мороз и Снегурочка. Родители с легкостью выдумывают необычные объяснения разным явлениям жизни, а ты в них веришь. И звучат эти объяснения порой лучше, чем горькая правда.
    Когда ты маленький, тебя особо не беспокоит, во что ты одет, красивая ли у тебя причёска. Здесь главное – много сладостей и кукла, которая умеет ходить. Во всяком случае, так было у меня. Радости детства сейчас выглядят мелкими, но тогда казались очень важными.
    Ф. М. Достоевский писал:  «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома…прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь».
    Ребёнок – создание нежное, хрупкое, ранимое, как весенний цветок. Переусердствуешь в строгости, в благородном стремлении вырастить хорошего человека – сломаешь его. Я как мама двух дочек, как педагог  со стажем часто задаюсь вопросами: « Как заботиться, не утомляя, как воспитывать, не огорчая, как неназойливо сделать жизнь детей красивей, лучше». Детство быстро пролетает. Но этот отрезок времени  –  самый важный период в развитии личности, в то время, о котором мы вспоминаем с доброй улыбкой на протяжении всей жизни.
    Существует мнение о том, что мы сами управляем своей судьбой и направляем свое развитие, но это не всегда оправданно. Конечно, у нас у всех есть силы создать жизнь, которой мы хотим, о которой мечтаем. Все мы имеем возможность полностью реализовать свою судьбу, но лишь некоторым посчастливилось получить такое воспитание, которое гарантированно, без лишних проблем, приводит к желанным результатам. Наше «Я» формируется в детстве. Все мы являемся произведениями тех, кто находится рядом с нами в годы детства, тех, кто нас любит либо отказывает нам в любви. Для любого человека поддержка и любовь – величайший дар. Любовь проявляется сильнее всего тем, что мы освобождаем тех, кого любим, от ограничивающих рамок, от комплексов и вдохновляем их на создание достойной жизни. В самом начале жизни каждый из нас подобен нераскрытому цветку. Только после того, как цветок получит тепло и любовь, он раскроется и станет видна вся его красота. Так же и ребенок нуждается в родительской заботе, внимании и одобрении для того, чтобы раскрыться. Если он не получит достаточно любви и одобрения, то его бутон так и не расцветет.
    Мне снова захотелось в детство… Но, как известно нам, туда билетов нет! Вернуть его, нет никакого средства! И лишь в душе – далёкий тёплый свет!

  2. Марина Ефимова
    Эссе «Все мы родом из детства»
    Все взрослые сначала были детьми,
    только мало кто из них об этом помнит.
    А. де Сент Экзюпери
    Все мы родом из детства – веселого, озорного, счастливого и безвозвратного. Каждый из нас частенько окунается в детские воспоминания неважно веселые или грустные, зато всегда неповторимые.
    Как хочется порой сбросить с себя маску силы и непоколебимости, которая отличает взрослого от ребенка. А я могу это сделать! Я – воспитатель! И каждый день я возвращаюсь в мир детства наполненный звонким смехом, песнями, играми, беззаботностью, шалостью, иногда слезами,в общем всем тем чем наполнено детство.
    Воспитатель – профессия особая. В детский сад приходит маленький человечек, впервые отрываясь от мамы. И ты должен стать «второй мамой», потому что без полного доверия, понимания, любви научить и воспитывать невозможно. Иногда от усталости опускаются руки. Но наступает новый день, вновь переступаю порог группы и детские глаза, полные любопытства, ожидания чего-то интересного смотрят на меня. И я встречаю каждого с улыбкой, теплотой. Я люблю слушать детский смех, нет ничего удивительнее этого звука. Если ребенок смеется, значит,он здоров, у него все хорошо.
    Во труд воспитателя был нелёгким. Но наша профессия, как никакая другая, окружена любовью, и прекрасно, когда это взаимная любовь. Каждый день приходя на работу, задаюсь вопросом,что готовит мне новый день? Вот они дорогие мои малыши, смотрят на меня своими любопытными глазками, такие разные. В одних- настороженность, в других интерес,в чьих-то пока равнодушие. У каждого свой особый мир, которому надо помочь раскрыться. Я с пониманием отношусь к словам и поступкам каждого ребёнка. Мы вместе радуемся успехам друг друга, стараюсь отдать им частицу своих знаний,а от них беру что-то для себя:»Обучая учусь» (Сенека).Прислушиваюсь к суждениям детей. Ребенок,познавая мир видит в нем столько, сколько не может увидеть взрослый. Он радуется всему новому летящей бабочке, новой игрушке, поющей птице, интересной книге. Я считаю, что очень важно развивать у себя способность и понимание внутреннего мира воспитанника, умение войти в мир ребёнка. Чтобы понять ребёнка, необходимо стать ему партнёром. Детский сад должен стать домом радости, домом познания.
    Считаю, что в педагогике должны работать те люди, которые любят детей. Ведь суть профессии – дарить. Дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель: шить, рисовать, заниматься цветоводством, огородничеством, петь с детьми, танцевать, постоянно усовершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием.
    В. А. Сухомлинский писал: «Детство зависит от того, какой взрослый находится рядом с ребёнком, кто вводит его в жизнь». Наверное, неслучайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад. Мне хочется, чтобы в нашем детском саду всегда жили счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества. Мне хочется стать для детей самым близким другом, показать, как красив окружающий мир, как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии.
    Я мечтаю о том,чтобы кто-нибудь из моих малышей, став взрослым мог сказать:«В начале жизни мне повезло, мне встретился человек, которому было не все равно, каким я стану. Я доверял ему детские секреты, а он научил меня понимать главное в себе, других людях, жизни. Он научил меня любить этот мир и жить, распахнув свое сердце.

  3. 3
    Текст добавил: Сбежавшая_невеста

    Мы привыкли к тому, что дети добры и нетребовательны, они многое прощают нам, взрослым. Быстро забывая обиды, готовы вновь открыть свою душу.
    Мы же часто сетуем на то, что работа в школе буквально поглощает все свободное и несвободное время. Ребенок же в это время ждет. Он ждет, когда мы будем готовить с ним «Осенний бал», поедем в кино или отправимся в поход. Он готов рассказать в своем сочинении обо всем: как зовут его щенка, с какой игрушкой он и сейчас ложится спать, с кем вчера дорога из школы вдруг показалась такой короткой. Порой поражает, насколько откровенным может быть ребенок, и в то же время появляется мысль: «А заслужил ли я это?» Да, мы заслужили это. Потому как «маленький человек» необъяснимым ему самому чувством увидел в нас того, кто «сохранил в себе кусочек детства», способность к пониманию.
    Детство быстро пролетает. Кажется, что это всего несколько лет в нашей жизни, какой-то небольшой отрезок времени. Да, но ведь это самый важный период в развитии личности, то время, о котором мы вспоминаем после на протяжении всей жизни. Бывает, что ситуация кажется безысходной и неоткуда черпать силы, тогда воспоминания из детства вдруг неожиданно открывают бездонный источник, и понимаешь – решение есть!
    Профессия учитель ко многому обязывает. Насколько приятными будут воспоминания ребенка о детстве? Помогут ли они ему в дальнейшей жизни? В какие цвета окрасится эта важная страничка? Поверьте, очень важно, чтобы в ней преобладали яркие, радужные оттенки. Мы в ответе за это. Все мы родом из детства!

  4. Все мы родом из детства…
    Эти слова, принадлежащие знаменитому французскому летчику, писателю, философу Антуану Экзюпери, давно стали крылатым выражением. В них заключена глубокая правда, ведь все, что все, что мы берем с собой во взрослую жизнь, было обретено нами в детские годы.
    Детство – не только самый уютный уголок души, где живут светлые воспоминания, это еще и прочный фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь и судьба человека. С высоты прожитых лет и жизненных испытаний детские годы многим из нас кажутся маленьким раем, когда исполнялись все мечты и желания.
    Но зачастую мы забываем о том, что взросление – это тоже работа. Это становление характера, это опыт, «сын ошибок трудных». Как легко мы забываются синяки и шишки, набитые на коленках! Но душевные обиды и психологические травмы, полученные в детстве, остаются с нами на всю жизнь.
    Именно поэтому очень важно, чтобы в момент взросления рядом с маленьким человеком были добрые, мудрые и любящие взрослые.
    Воспитать человека! Всего два слова, но за ними целенаправленный, повседневный, порой невидимый труд – труд родителей, наставников, педагогов.
    Мне выпало настоящее счастье – быть рядом со своими воспитанниками в самый интересный период их жизни, период дошкольного детства. В этом возрасте дети открыты и непосредственны, они каждый день готовы к познанию нового.
    За период с 3-х до 5-ти лет ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Как говорил Корней Чуковский в знаменитой книге «От 2-х до 5-ти», «ребенок – это великий труженик». Освоение родного языка, становление социального поведения, выработка основных навыков самообслуживания, развитие моторики… Ребенок этого возраста получает основной багаж знаний, накопленный человечеством за тысячелетнюю историю!
    В этот период важно помнить, что природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребёнок от рождения имеет свои достоинства и недостатки. Как не бывает как полностью положительных и идеальных детей, так не бывает и детей, состоящих из одних недостатков. Я убеждена, что в каждом ребёнке можно что-то развить, а что-то сгладить, сделать менее заметным.
    Главное – любить малыша, быть внимательным и чутким к нему. Важно чаще улыбаться ребёнку, обнимать его, активно слушать и слышать, помогать, если он просит о помощи, и давать возможность проявить самостоятельность.
    Это самое ценное, что мы можем дать нашим детям. Конечно, от всех бед не убережешь, но как хочется, чтобы такие понятия, как любовь, защищенность и уверенность в своих силах пришли в их жизнь из сказочной страны под названием «Детство»!

  5. Ответ оставил Гость
    Мы привыкли к тому, что дети добры и нетребовательны, они многое прощают нам, взрослым. Быстро забывая обиды, готовы вновь открыть свою душу.
    Мы же часто сетуем на то, что работа в школе буквально поглощает все свободное и несвободное время. Ребенок же в это время ждет. Он ждет, когда мы будем готовить с ним «Осенний бал», поедем в кино или отправимся в поход. Он готов рассказать в своем сочинении обо всем: как зовут его щенка, с какой игрушкой он и сейчас ложится спать, с кем вчера дорога из школы вдруг показалась такой короткой. Порой поражает, насколько откровенным может быть ребенок, и в то же время появляется мысль: «А заслужил ли я это?» Да, мы заслужили это. Потому как «маленький человек» необъяснимым ему самому чувством увидел в нас того, кто «сохранил в себе кусочек детства», способность к пониманию.
    Детство быстро пролетает. Кажется, что это всего несколько лет в нашей жизни, какой-то небольшой отрезок времени. Да, но ведь это самый важный период в развитии личности, то время, о котором мы вспоминаем после на протяжении всей жизни. Бывает, что ситуация кажется безысходной и неоткуда черпать силы, тогда воспоминания из детства вдруг неожиданно открывают бездонный источник, и понимаешь – решение есть!
    Профессия учитель ко многому обязывает. Насколько приятными будут воспоминания ребенка о детстве? Помогут ли они ему в дальнейшей жизни? В какие цвета окрасится эта важная страничка? Поверьте, очень важно, чтобы в ней преобладали яркие, радужные оттенки. Мы в ответе за это. Все мы родом из детства!

  6. Время детского возраста – с рождения ребенка до отрочества, приблизительно, до 11 – 13 лет. Но в наше время этот срок отодвинулся, и детьми считаются порой восемнадцатилетние юноши и девушки, наехавшие на ребенка на переходе или застрелившие случайно прохожего. Ну что взять с малолетних и неразумных деток – конечно же, ничего. А на нет и суда нет.
    Детство – это единственное время, когда ты ни за что не отвечаешь: тебе не надо работать и кормить семью, учить детей и лечить маму с папой, выплачивать ипотеку и кредиты. Это – самое беззаботное время в жизни человека. Да, проблемы, конечно, есть. Но какими же смешными они потом окажутся!
    Это – единственное время, когда ты безгранично веришь в волшебство и чудеса. И только тогда повсюду летают красивые феи и машут волшебными палочками. А толпы Дедов Морозов с мешками подарков бегают по предновогоднему городу в поисках именно тебя. И можно написать письмо Деду Морозу, чтобы он исполнил твое самое заветное желание – он же реально существует. А человеку надо во что-нибудь верить – не важно, во что: без веры жить нельзя.
    В детстве тебя любят просто так, а не за что-то: за деньги, гектары земли, власть и красный диплом. Тебе радуются, когда ты приходишь в этот мир, когда ты заходишь в комнату, когда просыпаешься и съедаешь манную кашу.
    Весь мир кажется огромным и замечательным: луна и звезды – большими и яркими, краски – сочными, мамины духи – волшебными, мама – самой красивой, а папа – самым умным и сильным. И даже пятиметровая кухня – просторной.
    Все кажется удивительно легким: легко подойти к понравившейся девочке, взять ее за руку и предложить дружбу. Легко прыгать через прыгалки, скакать на одной ножке. И петь у всех получается, и танцевать. И стихи в детстве все читают здорово, как кажется. Да и рисуют красиво. И куда это все потом девается?
    В детстве очень легко прятаться: надо просто закрыть глаза. И – все! Уши тоже можно заткнуть для лучшего эффекта. А если залезть с головой под одеяло, то тебя вообще никто не найдет. Очень здорово прятаться в шкафу: и место есть, и дышать хорошо. Поэтому, в детстве надо использовать все возможности – потом-то спрятаться от проблем не удастся.
    В детстве у тебя ничего не болит. Да, выпадет молочный зуб. Или появится ссадина на коленке. Но ноги бегают быстро, руки поднимаются высоко, глаза смотрят зорко. И усталости к вечеру нет – бегал бы и бегал.
    Когда ничего не болит – очень здорово. Но когда не болит душа, это – вдвойне здорово. А у тебя в детстве душа еще не болит: все живы-здоровы и могут позаботиться о себе без твоего участия.
    Мечты в детстве – очень яркие. Они просто должны сбыться. Обязательно! И я стану самой красивой, умной, выучусь в «фейной школе» на главную фею, удачно выйду замуж за принца и заведу беленького котеночка. Или стану самым сильным дядей в Пензенской области, женюсь на богатой бабушке, а она скоро умрет и оставит мне свой дворец и лошадку пони.
    Засыпать в детстве – легко, и просыпаться – легко. И радостно: а это – главное. И улыбаться утром не чему-то, а просто так.
    Счастливое детство, как говорили при социализме, не вернуть. И хотя в старости многие возвращаются в детство или «впадают в него», это считается уже диагнозом. Да, таких стариков очень жаль, их пытаются лечить и реабилитировать. А, может быть, им там – хорошо? В этой «самой золотой поре»? Но мы, к сожалению, об этом никогда не узнаем.

    Сочинение 2

    Что такое детство? Это сладкие моменты того времени, когда мы были детьми или моменты, о которых мы любим забывать и не говорить, потому что они наносят вред сердцам, чувствам. Для некоторых людей детство – лучшее в их жизни, а для других – худшее. Когда мы дети, то понимаем, что такое плохо, а что хорошо и когда вырастаем, пытаемся применить то, чему научились с детства, но приходит новый урок – трудно понять, как и с кем его применять.
    Люди, у которых было веселое и беззаботное детство, рады рассказать своим детям, внукам, приключениям, небрежности, с которой они столкнулись в детстве. Мое детство, как и большинство детей, было прекрасным. Я и мои сверстники жили в другом мире, где царили веселье и игры. Вымышленный мир магии, где все возможно. Тогда мы не осознавали, в каком хрупком и жестоком мире мы живем.
    Теперь, когда мы стали больше, то понимаем, как были счастливы. Тогда мы хотели пойти в школу, но не знали, что это за ответственность. Как мы хотим вернуться в детский сад и продолжать играть беззаботно. Дело в том, что детство не может обойтись без обычного противостояния с кем-то, но тогда мы боролись только за куклу или игрушку. Это было наше детство, мы были самыми счастливыми детьми – с самыми заботливыми родителями, братьями и сестрами. Когда хотели что-то, то получали это, нам давали это. Теперь, если мы хотим чего-то, то должны это заслужить, потому что мы большие и можем проявить себя.
    Детство! Это замечательный момент нашей жизни! Каждый хочет быть ребенком, беззаботным и любящим существом. К сожалению, этого не может быть, потому что у каждого человека есть лестница, по которой можно взобраться, а детство только в самом начале.
    Детство – это период, в который мы строим себя как людей, как отдельную личность. Это готовит нас к реальной жизни. В этот период жизни лучше, если человека наделяют и одаривают вниманием, нежностью, любовью, теплотой, тогда он понимает ценность всего существования. Каждый родитель должен обучать своего ребенка, чтобы он мог расти как человек – более терпимым и разумным в жизни.
    Мое детство.. хорошо, что оно есть, чтобы согреть меня в холодные дни, чтобы бросить меня в радостные воспоминания. Дорогая память о днях, которые я сохраню в своем сердце. Удивительный мир, который так близок, но при этом остался так далеко, не является более доступным теперь, остается волшебной страной, про поездку в которую так приятно вспоминать.

  7. (1) Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. (2) Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3) Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку.
    Полный текст:
    По Д.А. Гранину
    Сочинение
    Все мы родом из детства, и у каждого оно происходило в индивидуальном порядке. О том, в чем заключается ценность детства, предлагает нам порассуждать в своем тексте Д.А. Гранин.
    Рассказчик, рассуждая над проблемой, окунает читателя в мир своего детства. Герой с радостью на сердце вспоминает те беззаботные времена, когда «не было еще чувства долга, не было обязанностей», и каждый жил так, как хотел, в своем отдельном мире, «среди муравьев, травы, ягод, гусей». Писатель подводит нас к мысли о том, что в детстве мы могли быть кем угодно, постоянно меняясь и развиваясь. Сверху на нас не нависали такие понятия как «долг» и «обязанность», было лишь «чистое ощущение восторга своим существованием под этим небом», которое очень редко появляется у взрослых.
    Мысль писателя такова: детство – это самая яркая и запоминающаяся пора в нашей жизни, неслучайно именно она вспоминается нам в старости. Человек рожден и предназначен для детства, потому что только в эту пору он может быть по-настоящему счастливым. «…Детство – самостоятельное царство, отдельная страна… она, если угодно, и есть главная часть жизни…».
    Нельзя не согласиться с Д.А. Граниным. Я тоже считаю, что самой счастливой и беззаботной порой в нашей жизни является самое её начало. Ценность детства заключается в том, что лишь в этот период жизни человек имеет возможность по-настоящему любить и ценить жизнь, быть свободным от суеты внешнего мира и от надуманных рамок, предрассудков и проблем.
    Например, главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов», будучи уже взрослым мужчиной, засыпает с мыслями о том, насколько сладким и беззаботным было его детство. В этом сне Илья Ильич вспоминает ту волшебную атмосферу, в которой жила его семья, то «сонное царство», погрузиться в которое было одно удовольствие. Детство Обломова проходило в любви и заботе, родители старались максимально оградить маленького Илью от любых трудностей, и потому так радостно этому герою вспоминать те счастливые, но, к сожалению, ушедшие года.
    О своем детстве любил писать Эдуард Асадов. В стихотворении «Ах, как же я в детстве любил поезда…» писатель выражает своё восхищение тем эмоциям, которые в те времена вызывали самые обычные вещи. Он любил верхние полки поездов за те приключения, которые на них происходили. При этом лирический герой искренне не понимает, почему взрослые ведут такие скучные разговоры в поездах, почему не видят такие прекрасные вещи в мелочах. Ребенка в этом стихотворении восхищает все: «особенный чай в стакане», проносящиеся кадры, шлагбаум и, в целом, вся атмосфера путешествия. Ведь за что еще можно любить жизнь? В детстве такого вопроса не возникает.
    В заключение хотелось бы сказать, что начало жизни обычно запоминается самыми яркими и счастливыми деталями. Да, возможно, не у каждого было счастливое детство. Однако плохое запоминается редко, но то, как видит и чувствует мир ребенок, забыть сложно, потому что это исключительно и неповторимо.

  8. Подробности
    Автор: Буркина Евгения Владимировна
    Все мы родом из детства.
    В. Астафьев
    Случалось ли вам когда-нибудь заблудиться в лесу? Или быть застигнутым врасплох вспышками молнии? А может быть, внезапно поднявшийся ураган уносил прочь ваше спокойствие?
    Молния, землетрясение, ураган – вот далеко ещё не весь перечень тех природных стихий, которые заставляют нас, взрослых, на мгновение почувствовать себя беспомощными и неуверенными, уязвимыми и растерянными. Тотчас спадает та маска силы и расчетливой непоколебимости, которая отличает взрослого человека от ребенка. Да, силы природы вновь заставляют человека почувствовать, что он дитя.
    Как известно, беспомощным чувствовать себя очень неприятно. Но всегда ли каждый из нас задумывается о том, легко ли живется маленькому человеку в мире взрослых? Что происходит с тонкой конструкцией души ребенка, которому необходимо, изучая жизнь, постараться найти в ней своё место? Как ему ни сломать себя, как сохранить целостность и гармонию?
    Великий гуманист, педагог и писатель Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) в своей книге «Как любить ребёнка» сказал: «Будь самим собой, ищи свой собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде, чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить. Будь самим собой и присматривайся к детям тогда, когда они могут быть самими собой. Присматривайся, но не предъявляй требований. Тебе не заставить живого, задорного ребенка стать сосредоточенным и тихим; недоверчивый и угрюмый не сделается общительным и откровенным; самолюбивый и своевольный не станет кротким и покорным. Дети ищут свой путь». Нужно помнить о том, что каждый день, час, момент, важны в жизни ребенка.
    Мы привыкли к тому, что дети добры и нетребовательны, они многое прощают нам, взрослым. Быстро забывая обиды, готовы вновь открыть свою душу.
    Мы же часто сетуем на то, что работа в школе буквально поглощает все свободное и несвободное время. Ребенок же в это время ждет. Он ждет, когда мы будем готовить с ним «Осенний бал», поедем в кино или отправимся в поход. Он готов рассказать в своем сочинении обо всем: как зовут его щенка, с какой игрушкой он и сейчас ложится спать, с кем вчера дорога из школы вдруг показалась такой короткой. Порой поражает, насколько откровенным может быть ребенок, и в то же время появляется мысль: «А заслужил ли я это?» Да, мы заслужили это. Потому как «маленький человек» необъяснимым ему самому чувством увидел в нас того, кто «сохранил в себе кусочек детства», способность к пониманию.
    Детство быстро пролетает. Кажется, что это всего несколько лет в нашей жизни, какой-то небольшой отрезок времени. Да, но ведь это самый важный период в развитии личности, то время, о котором мы вспоминаем после на протяжении всей жизни. Бывает, что ситуация кажется безысходной и неоткуда черпать силы, тогда воспоминания из детства вдруг неожиданно открывают бездонный источник, и понимаешь – решение есть!
    Профессия учитель ко многому обязывает. Насколько приятными будут воспоминания ребенка о детстве? Помогут ли они ему в дальнейшей жизни? В какие цвета окрасится эта важная страничка? Поверьте, очень важно, чтобы в ней преобладали яркие, радужные оттенки. Мы в ответе за это.
    < Назад Вперёд >

  9. 10. В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей. Что ценно для Маленького принца? Для обитателей астероидов? Для рассказчика?
    Для Маленького принца ценностью является его планета, его роза, восход солнца, дружба. Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и так далее. Рассказчик, пообщавшись с Маленьким принцем, начинает по-особому смотреть на мир: “Мне смешны были злополучные болт и молоток, жажда и смерть. На звезде, на планете — на моей планете по имени Земля — плакал Маленький принц, и надо было его утешить”.
    11. Чему учит история отношений Маленького принца и розы?
    Эта история учит внимательному отношению к тем, кто находится рядом, она учит заботе, пониманию. “Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь”, — говорит герой.
    12. Кого встречает во время своего путешествия герой? Для чего нужны обитатели астероидов?
    Путешествуя и перелетая с астероида на астероид, мальчик встречает разных людей, занятых одним делом: короля, честолюбца, пьяницу, делового человека, фонарщика, географа. Это взрослые, многие из них совсем забыли об истинных ценностях, они не могут восторгаться красотой (пьяница, деловой человек, честолюбец). Каждый из них является носителем какой-то одной идеи: король — идеи власти; фонарщик — идеи верности данному слову; географ — идеи накопления знаний и так далее. Но все они очень ограничены, так как живут лишь одной идеей, не замечая прелести мира.
    13. Как оценивает их Маленький принц?
    “Взрослые очень, очень странный народ… взрослые… поразительный народ”. Многие из встреченных людей не вызывают у героя симпатии.
    Слово учителя. В письме к матери Экзюпери писал: “Мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр… всегда будет мне казаться безнадёжно более истинным, чем любой другой”. «Маленький принц» — сказка символическая: юный герой — это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолёта в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убеждён, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца:
    “— Люди у тебя на Земле, — сказал Маленький принц, — выращивают пять тысяч роз в одном саду… и не находят того, чего ищут…
    — Да, не находят… — подтвердил я.
    — А между тем то, чего они ищут, можно бы найти в одной-единственной розе или в глотке… Но глаза слепы. Надо искать сердцем”.
    Сказка «Маленький принц» — это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. Современник писателя Пьер Декс так высказался о ней: “Нужно суметь прочесть в простых словах этой сказки много настоящей боли, самую душераздирающую драму, когда-либо выпавшую на долю человека. Требования, предъявляемые Сент-Экзюпери к людям, слишком велики, чересчур возвышенны для общества, в котором он жил”. И это так. Экзюпери оставался в душе ребёнком, остро ощущающим разлад среди людей.
    14. В чём заключается конфликт в сказке?
    Экзюпери изображает столкновение двух миров: мира взрослых и мира детства; между ними нет взаимопонимания, взрослые забыли вечные истины, они слишком увлечены подсчётами, заражены честолюбием, они иные. “Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут… Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую…” — говорит малыш лётчику. А в разговоре со стрелочником звучит мысль о разнице мировосприятия детей и взрослых.
    “— Ничего они не хотят, — сказал стрелочник. — Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.
    — Одни только дети знают, чего ищут, — промолвил Маленький принц. — Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут…” (гл. XXII).
    Лис тоже говорит о взрослых: “У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазине. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому люди больше не имеют друзей”.
    15. Тема ответственности в сказке. За что должен быть в ответе человек?
    Каждый должен отвечать за свою планету — вспомним правило Маленького принца: он считал необходимым выпалывать каждый день баобабы: “Непременно надо каждый день выпалывать баобабы…” Лётчик говорит: “А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься”.
    Учитель. Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупирована фашистами. Существует мнение, что баобабы — это символ фашистской угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное сорное растение, и привела к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призывал всех людей планеты к ответственности за всё происходящее на Земле.
    16. Для чего нужен Лис?
    Он говорит мудрые слова, заставляет и героя, и нас задуматься над проблемой дружбы и ответственности. (Зачитать в классе отрывок — разговор с Лисом, гл. XXI.)
    17. Какие мудрые выражения есть в сказке? (Дети получили предварительное домашнее задание: выписать их в тетрадь.)
    Себя судить куда труднее, чем других.
    Одни только дети знают, что ищут.
    Там хорошо, где нас нет.
    Зорко одно лишь сердце.
    Самое главное — то, чего не увидишь глазами…
    Вода бывает нужна и сердцу…
    У каждого человека свои звёзды.
    Единственная настоящая роскошь на Земле — роскошь человеческого общения.
    Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
    Власть прежде всего должна быть разумной.
    III. Подведение итогов.
    Слово учителя. Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия — это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово “философия” используют как синоним к слову “мудрость”. В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях, об отношениях людей. Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц — это не только образ конкретного героя, но и символ ребёнка вообще; роза — это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис — это символ природы, друга; астероид малыша — это символ планеты, а ещё — это далёкий для многих взрослых мир детства…
    18. Попробуйте сформулировать идею сказки.
    Мир детства хрупок и чист, дети — это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети — это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства…
    Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение лётчика в пустыне — встреча с обитателем далёкой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. И если вы сохраните в своей душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца…
    Фонограмма песни М. Таривердиева и Н. Добронравова «Маленький принц».
    Домашнее задание. Напишите письмо Маленькому принцу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *