Сочинение рассуждение на тему зимний дуб

8 вариантов

  1. Во-первых, казалось бы, нам, людям 21 века, должно быть непонятно слово «давеча» (предложение 31). Но, вчитавшись в смысл фразы, мы понимаем, что хотел сказать солдат, используя это устаревшее просторечное слово: « Недавно, незадолго до момента разговора». Это ли не пример того, что все слова языка живут?
    Во-вторых, с этих же позиций мы можем рассмотреть просторечное слово «страсть» (предложение32). Это многозначное слово в данной фразе имеет значение «очень сильно». То есть французский мальчик, по словам конвоира, очень сильно был голоден… Вот пример, доказывающий, что все слова в русском языке не уходят в небытие, а живут, волнуют, дышат…
    Таким образом, предложенное для анализа высказывание русского поэта, публициста А.С. Хомякова справедливо.
    Текст
    (1)Со времени своего производства в офицеры и в особенности с поступления в действующую армию, шестнадцатилетний Петя Ростов находился в постоянно возбуждённом и счастливом состоянии радости от того, что он взрослый, и старался не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства.
    (2)Когда 21 октября 1812 года его генерал выразил желание послать кого-нибудь со срочным донесением в партизанский отряд под командованием Денисова, Петя так просил послать его, что генерал не мог отказать. (3)Но, отправляя мальчика, он запретил ему участвовать в каких бы то ни было действиях отряда, помня безумный поступок Пети в сражении под Вязьмой, когда тот поскакал в цепь под огонь французов, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан.
    (4)Вечером, когда офицеры отряда сидели за столом в маленькой избушке и Петя вместе со всеми ел поджаренную на вертеле душистую баранину, он обратился к Денисову:
    – (5)Так что же вы думаете, Василий Фёдорович, ничего, что я с вами останусь на денёк? (6)Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… (7)Только вы меня пустите, пожалуйста, в самую… в главную…
    – (8)В самую главную, Пётр Ильич, – повторил Денисов, и глаза его сощурились улыбкой.
    (9)Немного успокоившись, Петя стал перебирать в памяти события прошедшего дня и вспомнил о молоденьком французе-барабанщике, которого взяли в плен. (10)«Нам-то отлично, а ему каково? (11)Куда его дели? – думал Петя. –(12)Спросить бы можно, да скажут, что мальчик мальчика пожалел. (13)Стыдно будет, если я спрошу? (14)Ну, да всё равно!» (15)И тотчас же, покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал:
    – (16)Господа, а можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? (17)Дать ему чего-нибудь перекусить… (18)Может, он голоден…
    – (19)Да, жалкий мальчишка, – сказал Денисов, не найдя ничего стыдного в этом напоминании. –(20)Позвать его сюда. (21)Винсент Боссе его зовут.
    – (22)Я позову, –сказал Петя и выбежал на двор.
    – (23)Вам кого, сударь? – спросил голос из темноты. (24)Петя отвечал.
    – (25)А! (26)Весеннего? – сказал казак. –(27)Он там у костра грелся.
    – (28)Эй, Весенний! (29)Висеня! – послышались в темноте передающиеся голоса и смех.
    – (30)А мальчонка шустрый, – сказал гусар, стоявший подле Пети. – (31)Мы его покормили давеча. (32)Страсть голодный был!
    (33)В темноте послышались робкие, неуверенные шаги, и, шлёпая босыми ногами по грязи, пленный барабанщик подошёл к двери.
    – (34)Хотите есть? – сказал Петя по-французски. – (35)Не бойтесь, вам ничего не сделают. (36)Войдите, войдите.
    – (37)Благодарю, сударь, – отвечал барабанщик дрожащим, почти детским голосом и стал обтирать о порог свои испачканные в грязи ноги. (38)Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел этого сделать даже с глазу на глаз. (39)Потом в темноте взял его за руку и пожал её.
    (40)«Ах, что бы мне для него сделать?» – проговорил сам с собою Петя и отворил дверь, чтобы пропустить мальчика.
    (41)Когда барабанщик вошёл в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. (42)Он только ощупывал деньги, лежавшие в кармане, и был в сомнении, не стыдно ли будет дать их несчастному барабанщику.
    Л.Н.Толстой
    Сочинение на ГИА 2013 года по тексту Л.Н.Толстого (цитата А.С.Хомякова).Вариант 3
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и публициста А.С.Хомякова: «Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического: все волнует, дышит, живет».
    Русский поэт, публицист А.Н.Хомяков писал: «Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического: все волнует, дышит, живет». Я с ним согласна. Его слова подтверждаются примерами отрывка из романа Л.Н. Толстого « Война и мир».
    «Вам кого, сударь?» (предложение 23). Слово «сударь» звучит из темноты в адрес Пети Ростова. Это общепринятое обращение того давнего времени. Из контекста легко понимается его значение. И кто знает, может, через несколько лет это слово станет общеупотребительным, вновь вернется в нашу речь.
    Именно это произошло со словом «господа» (предложение 16). А ведь не так давно оно почти исчезло из употребления и даже носило несколько негативный, ироничный оттенок. А сегодня понятно всем нам и живет не только в произведениях художественной литературы, но и часто используется в речи современного человека.
    Это ли не доказывает, что в русском языке нет «… ничего осадочного или кристаллического: все волнует, дышит, живет»?
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 27 (2 вариант)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания советского поэта М. В. Исаковского: «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
    Прочитав предложенный текст, я убедилась в справедливости слов советского поэта М. В. Исаковского: «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». Приведу примеры из текста Ю.Т. Грибова.
    Смысл этих слов я понимаю так: грамотно писать и говорить еще на школьной скамье учит нас грамматика, изучающая строение слов, виды словосочетаний, типы предложений, разновидности обособлений. Во-первых, остановлюсь на такой синтаксической единице, как словосочетание. В подтверждение приведу пример из предложения 1, которое состоит из четырех словосочетаний. Например, словосочетание « картофельных полей». Связь между словами здесь выражается при помощи окончаний: в зависимом прилагательном – «ых», а в главном слове, выраженном существительным в родительном падеже множественного числа, – «ей».
    Во-вторых, в предложении 5 нахожу обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом «бывая здесь», который по правилам грамматики зависит от глагола «создал» и, согласно правилам пунктуации, выделяется запятыми.
    Следовательно, можно сделать вывод: утверждение поэта М.В.Исаковского верно.
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К.Г Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
    Я согласна с автором высказывания о безграничных возможностях русского языка, так как считаю, что в нем есть множество способов выразить даже самое необъяснимое.
    Справедливость этого утверждения можно доказать на примере предложения 26. Обратим внимание на то, как мастерски использует Ю. Яковлев звукопись, подбирая слова, в которых повторяются одни и те же звуки. Они слышатся и в метафоре «переливались нефтяные разводы», и в олицетворениях «рухнула радуга», «обломки прибило». Все эти слова и сочетания слов позволяют нам убедиться в гибкости и выразительности звучащей речи, точнее представить картину произошедшего.
    Автор переживает за своего героя, сочувствует собаке, и его отношение к этой истории проявляется через грамматические явления, например, в предложении 41. Вводное слово «наверное» и многоточие в конце предложения вносят эффект сомнения, прерванности мысли, вызванных волнением и переживаниями говорящего.
    Следовательно, К.Г. Паустовский был прав, утверждая, что «…нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Я думаю, что смогла убедить вас в этом.
    Я разделяю точку зрения языковеда Г. Степанова “Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают”. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    Лексика – это один из наиболее богатых и загадочных разделов русского языка. Задумайтесь, как много вокруг нас слов. Посмотрите, как много значений может появиться со временем у изначально однозначного слова. В качестве примера можно привести предложение 9. Здесь используется троп, который носит название метафора. Метафора – употребление слова в переносном значении. “Солнце – князь Земли”, в этом предложении автор хочет донести до читателя, насколько велико значение Солнца в нашей жизни.
    Понятие “грамматика” определяется как раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, а также закономерности построения правильных речевых конструкции на этом языке. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к 15 предложению. Здесь мы можем наблюдать такое явление, как инверсия (“А как прозывается она?). С помощью инверсии автор подчеркивает главное, выделяет то, что, по его мнению, имеет существенное значение для читателя.
    Нам удалось доказать, что “Словарь языка………………… они думают”

  2. Русский писатель XX века Константин Георгиевич Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
    На мой взгляд, это очень мудрые слова. Ярким подтверждением этому является текст Ю. Нагибина.
    Что происходит с человеком, когда он остаётся наедине с природой? Он становится самим собой. Так и Анна Васильевна, учительница русского языка, пройдя тот же путь, что и её ученик, поняла, что каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.
    Ярким изобразительным приёмом в тексте Нагибина, как мне кажется, является сравнение – изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. Важнейшая функция сравнения — художественное описание объекта.
    Посмотрим описание дуба, приведенное в предложениях 5 – 11. Каждое слово здесь несет на себе важный смысловой заряд. Казалось бы, что удивительного: снег набился в разрезы коры… Но автор находит яркое сравнение, и ствол Анне Васильевне кажется «прошитым серебряными нитями»…Да, действительно, сравнения помогают увидеть в предмете новые, доселе невидимые стороны.
    В этом же отрывке нахожу еще одно интересное сравнение. Листва с дуба не облетела осенью, и каждый листок покрыт снегом, как «чехольчиком». Все вместе взятые «чехольчики» блестят «мириадами крошечных зеркал».
    Сравнения в форме творительного падежа, использованные автором, являются характерной чертой устного народного творчества. Всего несколько слов, а какая прекрасная картина нарисована при помощи эпитета, метафоры и сравнения!
    Я никогда не устану повторять, как богат наш русский язык, какие неисчерпаемые возможности он имеет, чтобы обычное слово зазвучало по-новому, превратилось в зрительный образ, навсегда осталось в памяти.
    Татьяна Ивановна Чубенко
    Спасибо Татьяне Ивановне за высланное сочинение!

  3. Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 32
    (По сборнику типовых экзаменационных вариантов
    под редакцией И. П. Цыбулько. 36 вариантов.)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
    Я полностью согласна с высказыванием, взятым из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Ярким подтверждением этому является текст Альберта Анатольевича Лиханова.
    Допустим, А. А. Лиханов написал бы, что учительница плакала, столкнувшись с «недетской детской бранью» и дикой дракой первоклассников. Это звучало бы обычно. А если представить, что она «завыла в полный голос», то сразу видишь печальную картину, а именно, бессилие, страх учителя перед возникшей проблемой.
    Почему же учительница, повзрослев и набравшись опыта, перестала плакать, сталкиваясь с проблемными ситуациями? Она, к сожалению, поняла, что «слезами горю не поможешь» и только упорной работой можно исправить ошибки. Точно помогают выразить авторскую мысль употреблённые учительницей фразеологизмы: «надо браться за дело, закатав рукава», не бояться «признать ошибку», «тяжкий грех валить» «с больной головы на здоровую».
    Могу с уверенностью сказать, что если фразеологизмы – жемчужные россыпи, то наша речь с ними похожа на яркое, цветное полотно.(162 сл.)

    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 17
    (По сборнику типовых экзаменационных вариантов
    под редакцией И. П. Цыбулько. 36 вариантов.)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского писателя Н. Шамфора: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
    По мнению французского писателя Николя де Шамфора, «автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Я согласна с этим высказыванием. Действительно, и автор, и читатель – это два звена одной цепи. И вы, и я постоянно думаем. А можно ли думать без слов? По собственному опыту знаю, что всё можно выразить словом.
    По тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно многое сказать о нём. Чтобы передать жёсткость речи женщины-начальницы и выразить её особое эмоциональное состояние, автор использует в 14-22 предложениях парцелляцию.
    Предложение 42 подтверждает мысль о том, что Альберт Лиханов тщательно подбирал слова, чтобы вложить их в уста медсестры, циничной, жёсткой, оценивающей маленьких брошенных детишек как товар. Возмущает спокойствие, с которым она говорит: «Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много…»
    Согласна с мнением Н. Шамфора в том, что автор словами рисует образы, картины, описывает поступки, действия для того, чтобы дать возможность нам, читателям, представить их, передать свои эмоции, вызвать ответные чувства и переживания. (160 сл.)
    Сочинение на ГИА 2013 года по тексту «Зимний дуб» Ю. Нагибина
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
    Русский писатель XX века Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
    На мой взгляд, очень мудрые слова. Ярким подтверждением этому является текст Ю. Нагибина.
    Что происходит с человеком, когда он остаётся наедине с природой? Он становится самим собой. Так и Анна Васильевна, учительница русского языка, пройдя тот же путь, что и её ученик, поняла, что каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.
    Сравнение – это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. Важнейшая функция сравнения — художественное изображение объекта.
    Вспомним описание дуба, приведенное в предложениях 5 – 11. Каждое слово здесь несет в себе важный смысловой заряд. Казалось бы, что удивительного во фразе «снег набился в разрезы коры»? Но автором найдено яркое сравнение, благодаря которому ствол кажется Анне Васильевне «прошитым серебряными нитями». И я вслед за нею вижу ту же картину.
    В этом же отрывке нахожу еще одно интересное сравнение. Листва с дуба не облетела осенью, и каждый листок покрыт снегом, как «чехольчиком». Все вместе взятые «чехольчики» блестят «мириадами крошечных зеркал». Как красиво!
    Сравнения в форме творительного падежа, использованные автором, взяты им из богатейшего устного народного творчества.
    Бесспорно, сравнения помогают ярче представить описываемые предметы. (201 сл.)
    ИЛИ
    Я никогда не устану повторять, как богат наш русский язык, какие неисчерпаемые возможности он имеет, чтобы обычное слово зазвучало по-новому, превратилось в зрительный образ, навсегда осталось в памяти.(222 сл.)

  4. Хотелось бы процитировать слова небезызвестного русского писателя 20 века, Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
    Нахожу эти слова преисполненными мудрости и житейским опытом. Доказательством тому может служить текст Ю. Нагибина «Зимний дуб». О нём и хотелось бы поговорить.
    Природа-тайна. Природа-загадка. Природа подобна ящику Пандоры. Что она укрывает внутри? Как это отражается и воспринимается человеком, который остался наедине с природой? А вот как — человек становится самим собой.
    Это мы можем отнести и к Анне Васильевне, преподавателю русского языка в деревенской школе. Она прошла тот же путь, что некогда прошёл и её ученик, осознала, что каждый человек — это тайна, это загадка леса, которая ждёт, чтобы её раскрыли.
    В своём тексте, Нагибин часто обращается к такому изобразительному приёму, как сравнение. Основная функция сравнения — описание художественной стороны объекта. Данный приём основывается на сопоставлении одного понятия или явления с другим.
    Примером могут служить предложения 5 — 11, где автор даёт описание дубу. Каждое слово здесь несёт в себе важную смысловую нагрузку. Немногих удивило бы следующее явление: снег набился в разрезы коры. Это просто. Это обыденно. Но автору удаётся подобрать такие сравнения, что этот ствол и этот снег перестают казаться нам чем-то привычным.
    Анне Васильевне ствол представляется «прошитым серебряными нитями»… И это свидетельствует о том, что сравнения действительно дают возможность увидеть в явлении новые, прекрасные и прежде невидимые стороны.
    Данный отрывок таит в себе ещё одно сравнение, ничем не уступающее первому. Листа с дуба не опала осенью, и каждый листик укрыт снегом, будто бы «чехольчиком». Взятые вместе, эти «чехольчики» переливаются и сверкают «мириадами крошечных зеркал».
    Сравнения имеют форму творительного падежа, что соответствует устному народному творчеству. Казалось бы такая малость. Всего несколько слов, но как преображается перед нами картина, красками которой являются метафоры, эпитеты и сравнения!
    Русский язык богат и неисчерпаем, он хранит в себе огромные возможности, позволяющие слову звучать иначе, позволяющие претворить это слово в образ, видение, которое навсегда запечатлеться в памяти.

    Подобные записи

    Наследственность
    Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
    Цветы – глаза природы

  5. “Маленький принц” мой любимый герой сочинение

    Одним из моих любимых литературных героев является не силач с огромными мускулами, а всего лишь маленький мальчик, очень одинокий и поэтому такой трогательный. Вы наверное догадались, что это главный герой сказки Маленький принц, которую написал французский писатель и лётчик Антуан де Сент Экзюпери. Его герой, этот незащищенный ребенок, проживал один одинешенек на маленькой крошечной планете,…

    “Мальчишки” Решетникова сочинение по картине

    На многих картинах художника Решетникова изображены дети. Я выбрал написать сочинение по картине «Мальчишки» Решетникова, потому что мне очень нравятся ребята, которые там нарисованы. Мне кажется, что со всеми троими было бы интересно подружиться.Мальчики с картины стоят на крыше высокого дома. В городе уже давно ночь. Уютно светятся окна домов. А совсем близко над головами ребят огромное…

    “Первый снег” сочинение по картине

    На картине А. А. Пластова «Первый снег» изоб­ражён один из первых дней наступившей зимы. Она ещё только начинает вступать в свои права. Наконец- то прекратились долгие затяжные дожди, нет грязи и слякоти, грустного настроения, которое они вы­зывают. Падает первый снег. Земля преображается. Первый снег для детей — это необыкновенное сча­стье, восторг, радость и удовольствие. Снег — это…

    “Растрепанный воробей” Паустовский план рассказа

    1. Жизнь главных героев.2. Оголодавшие воробьи.3. Девочка выхаживает пернатого друга.4. Благодарность Пашки.5. Воровство.6. Спасение брошки.7. Изумленная балерина.

    “Толстый и тонкий” А.П. Чехов сочинение

    Рассказ “Толстый и тонкий” написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г.     Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что “толстый” – человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед. Тонкий предстает уставшим пассажиром, навьюченным всевозможными коробками и узлами. Ему пришлось нести их…

    18 мая международный день музеев сочинение

    Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий. А знание своего прошлого гарантирует светлое будущее. Все экспонаты, картины и исторические ценности хранятся в музеях. Музеи имеют свой праздник, и раз в году открывают свои двери с особой торжественностью. Происходит это в…

    22 марта – Всемирный день воды сочинение

    Сегодня я узнал о празднике под названием «Всемирный день воды». В нашей стране этот праздник проводиться для того, чтобы в очередной раз сделать напоминание людям о важности воды на нашей планете. Во время различных мероприятий, поддерживающих данную акцию решаются глобальные проблемы, обсуждается будущие законы по сохранению воды на планете Земля.На уроках посвященных экологии, учительница…

    «Цветы, фрукты, птица» сочинение по картине

    Картину «Цветы, фрукты, птица» написал русский художник Федор Петрович Толстой. Он славится своими прекрасными натюрмортами. В натюрмортах художник изображает окружающий его мир вещей и предметов. При этом художник сам выбирает предметы для картины и их расположение. В этом проявляется его душа и характер.Описание картины «Цветы, фрукты, птица» Толстого полностью соответствует названию этой…

    А.А Пластов “Первый снег” сочинение по картине

    Композиция картины проста и трогательна одновременно: выпал первый снег, и дети (явно брат и сестра) выбежали на крыльцо посмотреть на него.Девочка едва успела накинуть шаль, чтобы не пропустить редчайший миг первого снегопада. Зато её брат одет тепло, так может позаботиться только любящая сестра. Они с восхищением смотрят на вальс снежинок в морозном воздухе. Пусть они уже не раз видели это,…

    Амулеты и талисманы

    Много легенд составлены разными народами о волшебной силе амулетов и талисманов. Эти легенды красивые и иногда поучительные. И если очень верить в замечательное действие амулетов и талисманов, то они действительно могут помочь.Интересно знать, что означают эти слова. В толковом словаре читаем: «Амулет — это небольшой предмет, который как колдовское средство носят предубежденные люди, веря,…

  6. (1)Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы. (2)Едва они ступили в лес и тяжко гружёные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. (3)Сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки порой, задев крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. (4)Но ничто не рождало здесь звука.
    (5)Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. (6)Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. (7)Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. (8)Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебяными нитями.(9) Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
    –(10) Так вот он,зимний дуб!
    (11)он весь блестел мириадами крошечных зеркал, и на какой-то миг Анне Васильевне показалось, что тысячекратно повторенное изображение глядит на с каждой ветки. (12)И дышалось возле дуба как-то особенно легко, словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.
    (13)Савушкин продолжать водить по своему мирку. (14) Подножие дуба приютило многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (15)Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. (16)Сильное,переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (17)Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаённую жизнь леса.(18)Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие уроки: как бедно,сухо и холодно говорила она о слове,о языке,о том,без чего человек нем перед миром,бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.
    (19)И она-то считала себя умелой учительницей! (20)Быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. (21)Да и где он лежит,этот пууть? (22)Отыскать его не легко и не просто,как ключ от Кощеева ларца.
    (23)Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую тёмную фигурку: Савушкин не ушёл, он издали охранял свою учительницу. (24)И всей теплотой сердца Анна Васильевна вдруг поняла,что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чинёной, небогатой одёжке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего. (25)Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке.
    (Ю. Нагибин)
    Сочинение 1 ( по тексту Ю.Нагибина «Зимний дуб»)
    Фразу К.Г.Паустовского понимаю так: нет ничего в нашей жизни, что бы нельзя было передать при помощи моего родного языка: и громыхание грозы, и плач ребенка, и шум падающих листьев, и игру красок. Ярким подтверждением этому является текст Ю. Нагибина.
    Посмотрим описание дуба, приведенное в предложениях 5 – 11. Каждое слово здесь несет на себе важный смысловой заряд. Казалось бы, что удивительного: снег набился в разрезы коры… Но автор находит яркое сравнение, и ствол Анне Васильевне кажется «прошитым серебряными нитями»…
    В этом же отрывке нахожу еще одно интересное сравнение. Листва с дуба не облетела осенью, и каждый листок покрыт снегом, как «чехольчиком». Все вместе взятые «чехольчики» блестят «мириадами крошечных зеркал». Всего несколько слов, а какая прекрасная картина нарисована при помощи эпитета, метафоры и сравнения!
    Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
    Тест 1
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
    Так, предложение 16 состоит из десяти отдельных слов, называющих или указывающих на субъект (“я”, “приезжий”) и его действия. Каждое пятое слово в предложении относится к высокой лексике («отважился», «вторгаться»), позволяя представить нам незнакомца как человека интеллигентного, обладающего правильной литературной речью.
    Если мы все эти слова напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить все глаголы в необходимой форме, а местоимение «вы» поставить в дательный падеж – слова получат единый смысл, превратившись в предложение.
    Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Так, три тире, имеющиеся в этом предложении, указывают на наличие реплики в диалоге, представляющем собой законченную мысль.
    Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение,
    Тест 2
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. И только! Лишь при помощи грамматики можно из набора слов создать связное высказывание, текст.
    Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают художественной речи особую остроту и эмоциональность. Придают при условии, если мы указанные слова передадим «в распоряжение грамматики».
    Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» – в родительный падежи, создадим словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья». Для выражения эмоций автора в конце предложения поставим восклицательный знак. И тогда предложение, по словам Л.В. Успенского, получит «величайшее значение».
    ⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒
    Date: 2015-06-11; view: 732; Нарушение авторских прав

  7. Тема: «Сказки зимнего дуба» по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб».
    (Вариант названия: «Увидеть необычное в обычном»)
    Цели:
    продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;
    развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности;
    обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;
    развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
    развивать речевые навыки школьников, творческие речевые способности;
    воспитывать патриотическое отношение к природе.
    Эпиграф:
    «Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество
    ее законов и незащищенность».
    Ю.Нагибин
    Ход урока:
    Проверка домашнего задания
    — Пересказ.
    Аналитическая работа по второй части.
    — Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.
    («Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…» )
    — Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).
    — Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.
    — Как появляется в рассказе зимний дуб?
    («И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)
    — Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?
    (Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;
    Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).
    — Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?
    ( Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)
    — Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?
    (Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)
    — Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?
    («Просто дуб — что! Зимний дуб — вот это существительное!»)
    — Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?
    — Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?
    — Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?
    (“… Робко шагнула” к нему, а «страж леса» тихо качнул ей навстречу ветвью.)
    — Почему автор говорит: «Он продолжал водить её по своему мирку»?
    (Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)
    — Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»; наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)
    — Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как «чудесном и загадочном человеке»)
    — Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.
    Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)
    — Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она прошла тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)
    — Почему рассказ называется «Зимний дуб»? (Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.).
    — Зачем автор написал это произведение?
    (Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек
    и природа, потому что это единое целое. Чтобы понять, что есть мир другого
    человека и его надо принимать так, как свой собственный. Чтобы мы ценили жизнь).
    — Обратите внимание на эпиграф урока. Писатель со всеми произведениями стремился именно тому, чтобы мы, читатели, сумели «постигнуть…».
    Рефлексия
    Домашнее задание: сочинение «Какие открытия я сделал, прочитав этот рассказ»
    Литература: Цветкова Татьяна Михайловна. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина „Зимний дуб“. Фестиваль «Открытый урок».
    Тема: Юрий Нагибин. Зимний дуб
    Цели: Работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;
    развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
    воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.
    Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.
    Ход урока:
    Сбор тетрадей с домашними сочинениями (Ю.Казаков «Арктур – гончий пес»)
    Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, о дате написания данного рассказа.
    Совместное чтение рассказа.
    Проверка первоначального восприятия
    — Почему произведение называется «Зимний дуб»?
    — Что вам понравилось или не понравилось в рассказе?
    — Что можете сказать о мальчике?
    — Интересно, что же волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до нас, до читателя?
    — Вот об этом мы поговорим с вами на уроке. Проверим, правильны ли были ваши догадки.
    Аналитическая работа
    На сколько части можно разделить рассказ? (Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части).
    — Мы сегодня поговорим с вами по первой части рассказа.
    — С чего начинается повествование?
    (С описания погоды, места действия, встречи с учительницей, которая спешила в школу на первый урок.)
    — В литературоведении это называется… (Экспозицией)
    — Почему у Анны Васильевны были радостные мысли? (учительница молода, у нее все впереди, ведь молодость – это уже счастье. «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка», «всюду её знают, ценят и называют уважительно» по отчеству)
    — Почему героиней рассказа Ю.М. Нагибин выбрал учительницу русского языка?
    (Это лучший язык, он нравится автору. Героиня рассказа похожа на учительницу писателя.) Возвращение к дате написания рассказа приводит детей к мысли, что после войны было много неграмотных людей, а тяга к знаниям была огромная, учителя уважали и ценили, его любили слушать и с удовольствием овладевали грамотой).
    — А есть ли в рассказе подтверждение тому, что её действительно любили? (Фролов, родитель одного из учеников, поздоровался «приподняв кубанку» над головой (знак уважения)«посторонился, провалившись по колено в снег»)
    — Таким образом, какой предстает перед нами Анна Васильевна? (Анна Васильевна молодая, умная, умелая, талантливая, пользуется уважением и т.п.)
    — Перед нами образ идеального человека.
    – А где же завязка действия? С чего начинается событие? (Опоздание Савушкина.)
    – Как можно назвать разговор учительницы и опоздавшего ученика? (Конфликт.)
    — Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу? (Когда он шел через лес, не замечал, как проходит время. Его удержали лесные тайны, красоты)
    — Из-за чего конфликт развивается дальше?(привел пример на существительное словосочетание «зимний дуб»)
    — Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)
    — Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент.(Слова «вырвались из души», в этих словах была „счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце“)
    — Можно ли было погасить этот конфликт? Какие пути вы предлагаете?
    (Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)
    — Читаем диалог между учителем и учеником.
    — Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным. Что она думает о Савушкине? (Что он лжет). Оправдывается ли потом ее предположение?
    — В каких словах звучит голос автора? (»Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!”)
    — Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.
    — Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?
    Рефлексия
    Домашнее задание: готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.

  8. Во-вторых, автор интересно использует в тексте слово «судья». Если первый раз он так называет отца Коли, который был бессменным арбитром волейбольных матчей, то во второй – так величает маму, хотя «…она никогда не давала громкого свистка» в семейной жизни. Леля была центром семьи: только в ее присутствии Коля и его отец чувствовали себя счастливыми. А как интересно использует автор в предложении 17 сравнение! Мужчин семейства в отсутствии мамы-судьи он сравнивает с пассажирами опаздывающего поезда.
    Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «…точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 4
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
    Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так: если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
    Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.
    А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.
    Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 5
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
    Смысл высказывания М. Е. Салтыкова-Щедрина я понимаю так: синтаксис, грамматика и знаки препинания помогают мысли быстрее и доходчивее дойти до читателя.
    Это в полной мере проявляется в финале рассказа. Использование односоставных безличных предложений (36,38,39) и лексического повтора слова «больше» позволяет автору показать безысходность, которая поселилась в душе несчастного мальчика.
    Подросток настолько одинок, что и пожалеть его некому. Он сам жалеет себя (предложение 41), «лежа на куче опавших листьев» и «глядя в…небо», которое кажется мальчику «равнодушным». Однородные обособленные обстоятельства и эпитет «равнодушное» – все подчинено одной цели: показать, насколько одинок и несчастен Тимофей!
    Вот она, мысль, сформированная «без утайки, во всей полноте» не без помощи синтаксиса, грамматики и знаков препинания!
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 6
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
    Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. Разговаривая, они словно рассказывают о себе. Приведу примеры.
    Весь текст, предложенный для анализа, есть диалог, из которого мы составляем представление о героях. Так, Лис, на мой взгляд, – существо мудрое. Не случайно ему принадлежат выражения, ставшие афоризмами: «Зорко одно лишь сердце» (предложение 47) и «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (предложение 52).
    Другой персонаж, Маленький принц, очень одинок и неопытен. Но он хочет всему научиться. Об этом говорит его реплика из их диалога: «А что для этого надо делать?»
    Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание из Литературной энциклопедии справедливо. Действительно, автор «…тематикой и манерой речи…характеризует своих героев».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *