Сочинения на тему очарованный странник

15 вариантов

  1. В глаза читателю сразу бросается наивность героя, контрастирующая с его могучим внешним видом. Одним из его важных достоинств является то, что Иван никогда не изменял себе и действовал по совести. Возможно, ему не всегда удавалось отличить хорошее от плохого, но делал он это не со зла. Иногда ему приходилось обходить нормы морали для того, чтобы поступать по справедливости. И это мучит душу героя, хотя пострадавшие от его рук герои, по большей части, виноваты сами. Флягин становится всего лишь заложником ситуации.
    Тем не менее, груз вины все равно ложился на печи этого доброго и совестливого человека. Его, на мой взгляд, можно причислить к святым. Он продолжал любить людей и готов был помогать каждому, несмотря на причиненное ему зло. В его образе в значительной степени присутствует православное начало, хотя прямо на это автор не указывает. И хоть он сомневается в религии, в его сердце все равно находится место вере.
    От того, что ему некуда было деться, Иван оказался в монастыре. Там к нему приходит чувство страха за народ. Он понимает, что готов отдать жизнь за людей, не осознавая, что кроме внешних врагов есть еще масса внутренних, против которых тоже нужно бороться.
    Лесков изобразил героя, способного принести себя в жертву ради других. В нем полностью раскрылись широта и красота русской души, ее щедрость и жертвенность. Несмотря на некоторые нелицеприятные поступки, Иван все равно получился до крайности положительным героем.

  2. Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения “Очарованный странник”).
    Иван Флягин в повести Лескова “Очарованный странник”
    Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”)
    Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова “Очарованный странник”
    Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”
    Россия в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”
    Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова “Очарованный странник”
    Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова “Очарованный странник”)
    Странник Лескова
    Творчество Н.С. Лескова (Рассказ “Очарованный странник”)
    Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”
    “Загадочная русская душа” в повести Н. Лескова “Очарованный странник”
    Свобода и необходимость в “Войне и мире” Л. Н. Толстого и “Очарованном страннике” Н. С. Лескова
    Смысл названия повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”
    Русский характер и судьба народа в повести “Очарованный странник”
    Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”
    Образ Флягина
    Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера
    Духовная красота русского человека в повести «Очарованный странник»
    Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник»
    Образ Флягина в повести «Очарованный странник»
    Смысл названия произведения “Очарованный странник”
    Поэтичность прозы Лескова (“Очарованный странник”)
    Груша
    Флягин

  3. В повести «Очарованный странник», вышедшей в свет в 1873 году, представлен образ человека удивительной судьбы. На пароходе, плывущем на Валаам, черноризец-паломник, назвавшись мирским именем Иваном Северьяновичем Флягиным, рассказывает попутчикам о скитаниях, которые ему довелось вынести, Внешностью он напоминал русских былинных богатырей. Его удивительный, поэтический народный язык и манера повествования – старинный русский сказ, последовательность и изложение событий его жизни похоже на канонический древнерусский жанр жития. Попутчиков Иван покоряет искренностью рассказов о своих скитаниях.
    Многие критики, современники Лескова, восприняли это произведение враждебно, упрекали автора в том, что нет в его повести ни логического сюжета, ни правдивости в описанном им национальном характере, ни основы любви героя к русской земле. Все повествование главного героя о своих странствиях оценивали, то ли как «от дурака откровение», то ли от «умного речь», а самого главного героя представляли, как пародию на человека с русским характером. Однако, образ главного героя при кажущейся внешней простоватости, многогранен и сложен. Лесков, познавая таинственную глубину русской души, ищет нравственные порывы в поступках грешного человека, неистового правдоискателя, который, часто ошибался, но страдая, не теряя веры, приходит на путь покаяния. Лесков показал, что русскому человеку не совсем присуще христианское смирение, ему свойственно согрешить ради справедливости.
    Главный герой с детства был родителями завещан Богу, потому что был долгожданный и вымоленный ребенок. И по предсказанию ему было суждено уйти в монастырь. Много испытаний выпало на долю Ивана: крепостная повинность, побег, скитания без документов и денег, десятилетний плен у иноверцев, пятнадцатилетняя рекрутская служба на Кавказе, где за отвагу был пожалован Георгиевским крестом и офицерским чином. Он невольно стал причиной смерти трех человек: монаха, свалившегося под колеса телеги, татарина, бившегося за коня, цыганки, обезумевшей от ревности. Довелось ему побывать конэсером, нянькой, лекарем, солдатом, справщиком в конторе, актером в балагане. Сам герой считает себя страшным грешником, но пройдя через искушения и испытания, находит успокоение в служении и вере. Последний приют он находит в монастыре, но и там ему скучна спокойная жизнь. Его душа в поиске, она жаждет обрести цель жизни. Он очарованный жизнью бродяга с чистой, как у младенца душой, но сильным и независимым характером.
    В конце повести путь героя не завершен. Он ищет возможность послужить с верой за Отечество, чтобы найти окончательное пристанище своей неприкаянной душе.

  4. Праведен или грешен Иван Флягин?
    Флягин
    Житие русского грешника в повести «Очарованный странник»
    Житие русского грешника в повести «Очарованный странник»
    Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя
    Иван Флягин в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Русский национальный характер в изображении Лескова (по повести «Очарованный странник»)
    Образ Ивана Северьяныча Флягина
    Россия в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”
    Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник»
    Я хочу рассказать вам о книге, о повести Очарованный странник
    Анализ текста повести «Очарованный странник»
    Флягин – характеристика литературного героя
    Странник Лескова (по повести “Очарованный странник”)
    Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»
    «Очарованный странник» Н. С. Лескова
    Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник»)
    Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова «Очарованный странник»
    Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”
    Очарованный странник — самый значительный герой Н. С. Лескова
    Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова “Очарованный странник”
    Описание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»
    Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести “Лескова Очарованный странник”
    Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Лескова «Очарованный странник» 2
    Образ Флягина в повести «Очарованный странник»
    Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова
    Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести “Очарованный странник”
    Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
    Смысл названия произведения “Очарованный странник”
    История создания повести «Очарованный странник»
    Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник»)
    «Очарованный странник» повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбе
    Иван Флягин в повести Лескова “Очарованный странник”
    Законы художественного мира Лескова
    “Загадочная русская душа” в повести Лескова “Очарованный странник”
    Сочинение по сюжету повести «Очарованный странник»
    Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник»
    История создания повести «Очарованный странник»
    Описание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»
    Иван Флягин правдоискатель земли русской
    Образ скитальца Ивана Флягина
    Россия в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник»
    Краткая характеристика произведения “Очарованный странник” Лескова Н.С.
    Образ правдоискателя в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”
    Свобода и необходимость в “Войне и мире” Л. Н. Толстого и “Очарованном страннике” Н. С. Лескова
    Смысл названия повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”
    Русский характер и судьба народа в повести “Очарованный странник”
    Мир образов Лескова
    Образ Флягина
    Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова “Очарованный странник”
    Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
    Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы
    Творчество Н.С. Лескова (Рассказ “Очарованный странник”)
    Повествовательная организация повести «Очарованный странник»
    Праведен или грешен Иван Флягин
    Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”
    Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине
    Русский характер в рассказах Н. С. Лескова
    Идейно художественное своеобразие повести Лескова “Очарованный странник”
    Смысл странствий Ивана Флягина
    Повесть “Очарованный странник” Николая Лескова
    В чём драма Ивана Флягина
    Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения “Очарованный странник”).
    Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник»
    Загадочная русская душа в повести “Очарованный странник”
    Сюжет повести Лескова «Очарованный странник»
    Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник»
    Груша
    Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник»
    Образ Ивана Флягина в повести Лескова “Очарованный странник”
    «Очарованный странник» как образ России
    Повествовательная организация повести «Очарованный странник»
    Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”)
    Странник Лескова
    Очарованный странник — самый значительный герой Лескова
    “Загадочная русская душа” в повести Н. Лескова “Очарованный странник”
    Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник”
    Жизнь и судьба Ивана Флягина – дорога к людям во искупление греха
    Кульминация духовной драмы или в чем смысл странствий Ивана Флягина
    Поэтичность прозы Лескова (“Очарованный странник”)
    Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник»)
    Духовная красота русского человека в повести «Очарованный странник»
    Критика о повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Анализ текста повести «Очарованный странник»
    Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера
    Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник»
    Иван Флягин в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

  5. «Очарованный странник» Н.С. Лескова»
    Повесть Лескова “Очарованный странник” относится к 1873 году. Первоначально она называлась “Черноземный Телемак”. В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный, хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”. В повести возникает калейдоскоп картин крепостной России, многие из которых предвосхищают сатирические произведения Лескова 80- 90-х годов.
    “Очарованный странник” был любимым героем Лескова, он ставил его рядом с “Левшой”. “Очарованного странника сейчас же (к зиме) надо издать в одном томе с “Левшою” под одним общим заглавием: “Молодцы”, — писал он в 1866 году.
    Добрый и простодушный русский исполин – основной герой и центральная фигура рассказа. Этот человек с детскою душой отличается неуёмной силой духа, богатырским озорством и той чрезмерностью в увлечениях, которая столь чужда умеренности добродетельных героев-буржуа. Он поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне присущего ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. “Очарованный странник” – это тип “русского скитальца” (говоря словами Достоевского). Конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими “лишними людьми” – Алеко, Онегиными, которых имел в виду Достоевский. Но он тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирён и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покою ему нет. В жизни он не участник, а только странник, “черноземный Телемак”.
    В повести жизнь главного героя представляет собой цепь приключений, столь разнообразных, что каждое из них, являясь эпизодом одной жизни, в то же время может составить целую жизнь. Форейтор графа К., беглый крепостной, нянька грудного ребёнка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтёра, солдат, георгиевский кавалер – офицер в отставке, “справщик” в адресном столе, актёр в балагане и, наконец, инок в монастыре – и всё это на протяжении одной жизни, ещё не завершившейся.
    Само имя у героя оказывается непостоянным: “Голован” – прозвище в детстве и юности; “Иван” – так зовут его татары )это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: “у них все если взрослый русский человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут”); под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. И наконец, ставши иноком, зовётся “отец Измаил”, оставаясь тем не менее всегда самим собой – русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным.
    Создавая этот образ, Лесков не забудет ничего – ни детской непосредственности, ни своеобразного “артистизма” и узкого “патриотизма” “воительницы”. Впервые у писателя личность так многогранна, так свободна, так отпущена на свою волю.
    В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл; именно на дорогах жизни вступает “очарованный странник” в контакт с другими людьми, нечаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о самом существовании которых он прежде и не подозревал.
    Иван Северьяныч Флягин с первого взгляда поражает своей оригинальностью: “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета; так странно отливала его проседь… он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на “чубаром” да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как “смолой и земляникой пахнет тёмный бор”.
    Рассказ об укрощении коня как будто вовсе не связан с двумя предыдущими, но его финал – гибель укрощённого коня – вызывает в памяти смерть ссыльного дьячка. И здесь и там налицо насилие над свободным то природы существом. И человек и животное, проявившие непокорство, сломлены и не могут этого перенести. С рассказа об укрощении коня начинается повествование об “обширной протекшей жизненности” Флягина, и этот эпизод не случайно “вынут” из последовательной цепи событий. Это как бы своеобразный пролог к жизнеописанию героя.
    По убеждению героя, его предназначение в том, что он – сын “моленый” и “обещанный”, обязан посвятить свою жизнь служению богу.
    Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем, и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоятельства, в которые он попадает. Путь, который проходит герой повести, — это поиски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и своей судьбой. Ивана Северьяныча Флягина как будто и не занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, её причудливым ходом он по-своему на них отвечает.
    Тема “хождения по мукам” развивается независимо от того, что герой не придаёт ей особого значения. Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни кажется почти неправдоподобным именно потому, что всё это выпало на долю одного человека. “Экий ты, братец, барабан: били тебя, били, и всё никак не добьют”, — говорит ему лекарь, выслушавший всю повесть.
    У Лескова герой обездолен жизнью, обкраден ею с самого начала, но в процессе самой жизни он во сто крат приумножает духовное богатство, которым наделён от природы. Его исключительность произрастает на русской народной почве и тем более значительна, что герой на всё отвечает собственным сердцем, а не построениями ума. Идее тут противостоит нечто безусловное, выдерживающее самые трудные испытания.
    В неторопливом повествовании лесковских героев вставали зримые черты недавнего прошлого и вырисовывалтсь фигуры реальных людей. Поэтому “Очарованный странник” развертывает перед читателем основную тему творчества Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании героем самого себя. За происшествием, случаем вставала в этих произведениях жизнь личности.
    Обострённый интерес писателя к национальной культуре, тончайшее ощущение им всех оттенков народной жизни дали возможность создать своеобразный художественный мир и разработать самобытный, исполненный артистизма, неповторимый – “лесковский” способ изображения. Лесков умел изобразить жизнь народа, слитую воедино с народным миросозерцанием, уходящим глубокими корнями в национальную историю. Лесков верил и умел показать, что народ способен глубоко “понимать общественную пользу и служить ей без подгона и притом служить с образцовым самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение отечества представлялось невозможным”. Глубокая вера в великую народную силу и любовь к народу дала ему возможность увидеть и постигнуть “вдохновенность” народных характеров. В “Очарованном страннике” впервые в лесковском творчестве полнозвучно развивается тема народного героизма. Несмотря на многие неприглядные черты, реалистически отмеченные автором, собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии, благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря. “Очень мне за народ умереть хочется”, — говорит очарованный странник. Глубоко переживает “черноземный Телемак” свою причастность к родной земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: “…Тут глубине тоски дна нет…Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь”.
    В “Очарованном страннике” Лесков говорит о “добром русском богатыре”, о “добром простодушии”, о “доброй душе”, о “добром и строгом житии”. Жизнь описываемых героев полна диких, злых и жестоких порывов, но в скрытом источнике всяких человеческих поступков и помышлений покоится доброта – неземная, идеальная, мистическая. Она не открывается среди людей в своём чистом виде, потому что доброта есть состояние души, соприкоснувшейся с божеством.
    Тех героев, которые наиболее близки его сердцу, Лесков всегда сравнивает с героями былин и сказок. Н. Плещунов делает следующий вывод, рассуждая об “Очарованном страннике”: “…возникает догадка, что этот “Очарованный странник” и есть народ под крепостным игом, ищущий, ждущий часа своего избавления”. Не только герои “Очарованного странника”, но и многие другие образы писателя были “иконами”, но не в том смысле, что они были религиозны по существу, а в том, что наиболее значительные их черты отражались писателем “статически”, “традиционно”, в духе религиозных жанров, жанров фольклора и древней русской литературы: житий и притч, легенд и преданий, сказаний, анекдотов и сказок.
    Герой рассказа назван очарованным странником, — и в этом названии выступает целое мировоззрение писателя. Очарование – это мудрая и благостная судьба, которая, подобно чудесной иконе в “Запечатлённом Ангеле”, сама ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания против неё она неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в его сознании. Каждое жизненное событие отбрасывает в душу какую-то тень, подготовляя в ней горестные сомнения, тихую печаль о житейской суете.
    Религиозное восприятие мира, склонность к суевериям соответствуют уровню сознания большинства лесковских героев, определяются тяготеющими над ними традициями и представлениями об окружающем мире. Однако под покровом религиозных мыслей и рассуждений своих героев писатель сумел увидеть вполне мирское, обыденное отношение к жизни и даже (что особенно значительно) смог критически отнестись к официальной религии и церкви. Поэтому произведение “Очарованный странник” не потеряло своего глубокого значения и по сей день.
    На что бы ни посмотрел религиозный человек из простого народа, всё приобретает для него чудесное значение. Он видит Бога в явлениях – и эти явления кажутся ему одною воздушной цепью, которая связывает его с последним убежищем духа. Совершая свою житейскую дорогу, он проливает на неё свет своей младенческой веры, не сомневаясь, что дорога ведёт его к Богу. Эта мысль проходит через весь рассказ Лескова “Очарованный странник”. Подробности его поражают своей оригинальностью, и местами, сквозь густые краски бытового описания, чувствуется натура писателя, с её разнообразными, явными и тайными страстями.
    Глубокое ощущение нравственной красоты, чуждое развращающего равнодушия, “одолевает дух” лесковских праведников. Родная среда сообщает своим живым примером не только вдохновенные порывы, но “строгое и трезвое настроение” их “здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле”.
    Лесков любил Россию всю, какова она есть. Он воспринимал её как старую сказку. Это сказка об очарованном богатыре. Он изобразил Русь святую и грешную, неправую и праведную. Перед нами удивительная страна удивительных людей. Где ещё найдёшь таких праведников, умельцев, чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.
    “Очарованная Русь” – термин условный, литературный. Это совокупный образ, воссозданный художником в своём творчестве, вобравший в себя некоторые стороны исторической действительности. Это те сокрытые великие силы, которые видел Лесков в своём народе. Это – “старая сказка” о нём.
    Список литературы:
    А. Волынский “Н.С. Лесков”;
    В. Ю. Троицкий “Писатель Земли Русской”, “Лесков – художник”;
    Л. Крупчанов “Жажда света”;
    Г. Гунн “Очарованная Русь Николая Лескова”.
    Б. Дыханова “Запечатленный ангел” и “Очарованный странник” Н. С. Лескова”.

  6. «Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странник».
    Анализ эпизода из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник»)
    В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н.С. Лескова “Очарованный странник”)
    В чём смысл названия повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»?
    Женские образы в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)
    Иван Флягин – правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)
    Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»
    Иван Флягин – главный герой повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера
    Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?
    Мир образов Лескова
    Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
    Образ Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».
    Образ Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».
    Образ Флягина
    Очарованный странник – самый значительный герой Н. С. Лескова
    Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»?
    Праведен или грешен Иван Флягин?
    Россия в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Русский национальный характер в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”
    Русский национальный характер – цель изображения повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Русский характер в рассказах Н. С. Лескова
    Свобода и необходимость в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и «Очарованном страннике» Н. С. Лескова
    Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова «Очарованный странник»
    Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
    Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
    Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
    Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник»)
    Странник Лескова
    Творчество Н.С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник»)
    Тема странничества в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».
    Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

  7. Произведения Николая Семеновича Лескова отличаются оригинальностью и самобытностью. У него свой язык, стиль, свое понимание мира, человеческой души. Лесков много внимания уделяет психологии человека в своих произведениях, но если другие классики пытаются понять человека в связи с тем временем, в котором он живет, то Лесков рисует своих героев отдельно от времени. Л. А. Анненский так говорил об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее – из «нутра». Они с необъятной высоты видят в русском мужике… непоколебимо прочные основы русского эпоса – Лесков же видит живую шаткость этих опор, он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос»!
    Герои произведения Лескова отличаются своими взглядами, судьбами, но их роднит что-то общее, что, по мнению Лескова, свойственно русскому народу в Целом.
    Одним из таких чисто русских людей является Иван Северьяныч Флягин из повести «Очарованный странник». Его судьба необычна и исключительна, так же как и его рождение. Флягин появился на свет благодаря молитвам своих родителей, а поэтому судьба его была предопределена: он «предназначен» для монастыря, его жизнь предсказал ему умирающий старец: «А вот… тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Иван Северьяныч мало задумывается над своею жизнью, еще меньше он строит планов на будущее. Кажется, что все в его жизни, такой богатой на приключения, происходит по воле судьбы и совершенно не зависит от самого героя. Лесков считает, что эта черта свойственна всему русскому народу. Флягин отличается душевной красотой и самобытностью. Этому человеку, похожему на Илью Муромца, не чужды поэтичность и тонкое понимание природы, он и сам является частичкой природы. Флягин любому делу отдается самозабвенно, даже молится он «так, что даже снег иногда под коленями протает и где слезы падали – утром травку увидишь». Он бесхитростен, в нем совершенно нет лицемерия. Флягин способен любить, сострадать, понимать другого, не только человека, но и животное. Ради лошади он соглашается на бой с татарином, без раздумья отдает деньги за цыганку.
    Ему довелось побыть простым крепостным, каким мы его видим в начале повести, потом форейтором графа К., нянькой в барском доме, затем пленником в татарской степи, помощником князя, отбирающим ему лошадь для покупки, солдатом, актером в балагане и, наконец, послушником в монастыре. Причину многих своих поступков герой и сам не может объяснить. Кажется, что Иван Се-верьянович стремится познать в жизни как можно больше, испить ее до последней капли. Этим и объясняются его приключения и необычные поступки. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Флягин откровенно рассказывает о своих приключениях, не приукрашивая их и не стараясь очернить себя. Он изведал в жизни много страданий и иногда видит в этом наказание Божье за то, что не пошел сразу в монастырь, как было обещано матерью.
    Но он стойко переносит все страдания и никЪгда никому не жалуется, более того, он не пытается облегчить свою участь. Ведь он, будучи в плену, мог принять мусульманскую веру, после чего его мучения прекратились бы. Вместо этого он бежит, терпит неудачу, снова бежит, хотя знает, что на родине его ожидает жизнь не лучшая. Его ответ прост: затосковал по родине, да и негоже русскому человеку жить среди «бусур-ман» в неволе. Когда уже в монастыре его на лето посадили в погреб, он с такой же стойкостью переносит все тяготы, даже пытается утешить себя: «здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».
    С героем повести то и дело что-то происходит. По вине Флягина погибает монах, он убивает татарского князя и сталкивает в воду горячо любимую им Грушеньку, бросает своих детей от татарских жен. Но не один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, жаждой личной выгоды. Монаха он зарубил случайно, в азарте быстрой езды; Савари-кея Иван засек до смерти в честном поединке, а в истории с Грушенькой он поступил, следуя велению своей совести, полностью осознавая, что он совершает убийство… Флягин понимает неминуемость смерти цыганки и берет грех на себя, надеясь в будущим вымолить у Бога прощени
    е. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь, и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», – умоляла его несчастная Груша.
    Часто поступки Флягина раскрывают его доброту, наивность и чистоту души, что тоже свойственно всему русскому народу. Он спасает графа с графиней, когда повозка падает в пропасть. А, когда граф предлагает ему вознаграждение, Иван Северьяныч просит подарить ему гармошку. Он добровольно идет в рекруты, пожалев несчастных стариков. Его жизнь очень похожа на ту, которую предсказал старец: на краю пропасти он останавливает лошадей, спасает от пуль горцев, одерживает верх в смертельном поединке с татарином. Во всем Флягин видит Божий промысел, судьбу. Несмотря на все жизненные невзгоды, он не теряет чувства собственного достоинства и никогда не поступает вопреки своей совести. «Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам», – говорит он.
    Очарованный странник – воплощение русского характера. Причины его Вечной неуспокоенности «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

  8. Темы сочинений по повести Н. С. Лескова
    1. Автор и повествователь в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.
    2. Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.
    3. Образ России в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.
    4. Нравственный идеал в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.
    5. Мотив пути в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.
    6. Мир природы в повести Н. С. Лескова ” Очарованный странник “.
    7. Судьба и случай в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.
    8. Проблема греха и его искупления в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.
    9. Трагическое и комическое в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.
    10. Пространственно-временная организация повести Н. С. Лескова “Очарованный
    11. Изображение духовенства в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.
    странник”.
    12. Своеобразие сюжетного построения повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.
    13. Роль предметно-бытовых деталей повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.
    14. Особенности повествовательной организации повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.
    15. Былинная традиция в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”.

  9. Произведения Николая Семеновича Лескова отличаются оригинальностью и самобытностью. У него свой язык, стиль, свое понимание мира, человеческой души. Лесков много внимания уделяет психологии человека в своих произведениях, но если другие классики пытаются понять человека в связи с тем временем, в котором он живет, то Лесков рисует своих героев отдельно от времени. Л. А. Анненский так говорил об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее – из «нутра». Они с необъятной высоты видят в русском мужике… непоколебимо прочные основы русского эпоса – Лесков же видит живую шаткость этих опор, он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос»!
    Герои произведения Лескова отличаются своими взглядами, судьбами, но их роднит что-то общее, что, по мнению Лескова, свойственно русскому народу в Целом.
    Одним из таких чисто русских людей является Иван Северьяныч Флягин из повести «Очарованный странник». Его судьба необычна и исключительна, так же как и его рождение. Флягин появился на свет благодаря молитвам своих родителей, а поэтому судьба его была предопределена: он «предназначен» для монастыря, его жизнь предсказал ему умирающий старец: «А вот… тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Иван Северьяныч мало задумывается над своею жизнью, еще меньше он строит планов на будущее. Кажется, что все в его жизни, такой богатой на приключения, происходит по воле судьбы и совершенно не зависит от самого героя. Лесков считает, что эта черта свойственна всему русскому народу. Флягин отличается душевной красотой и самобытностью. Этому человеку, похожему на Илью Муромца, не чужды поэтичность и тонкое понимание природы, он и сам является частичкой природы. Флягин любому делу отдается самозабвенно, даже молится он «так, что даже снег иногда под коленями протает и где слезы падали – утром травку увидишь». Он бесхитростен, в нем совершенно нет лицемерия. Флягин способен любить, сострадать, понимать другого, не только человека, но и животное. Ради лошади он соглашается на бой с татарином, без раздумья отдает деньги за цыганку.
    Ему довелось побыть простым крепостным, каким мы его видим в начале повести, потом форейтором графа К., нянькой в барском доме, затем пленником в татарской степи, помощником князя, отбирающим ему лошадь для покупки, солдатом, актером в балагане и, наконец, послушником в монастыре. Причину многих своих поступков герой и сам не может объяснить. Кажется, что Иван Се-верьянович стремится познать в жизни как можно больше, испить ее до последней капли. Этим и объясняются его приключения и необычные поступки. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Флягин откровенно рассказывает о своих приключениях, не приукрашивая их и не стараясь очернить себя. Он изведал в жизни много страданий и иногда видит в этом наказание Божье за то, что не пошел сразу в монастырь, как было обещано матерью.
    Но он стойко переносит все страдания и никЪгда никому не жалуется, более того, он не пытается облегчить свою участь. Ведь он, будучи в плену, мог принять мусульманскую веру, после чего его мучения прекратились бы. Вместо этого он бежит, терпит неудачу, снова бежит, хотя знает, что на родине его ожидает жизнь не лучшая. Его ответ прост: затосковал по родине, да и негоже русскому человеку жить среди «бусур-ман» в неволе. Когда уже в монастыре его на лето посадили в погреб, он с такой же стойкостью переносит все тяготы, даже пытается утешить себя: «здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».
    С героем повести то и дело что-то происходит. По вине Флягина погибает монах, он убивает татарского князя и сталкивает в воду горячо любимую им Грушеньку, бросает своих детей от татарских жен. Но не один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, жаждой личной выгоды. Монаха он зарубил случайно, в азарте быстрой езды; Савари-кея Иван засек до смерти в честном поединке, а в истории с Грушенькой он поступил, следуя велению своей совести, полностью осознавая, что он совершает убийство… Флягин понимает неминуемость смерти цыганки и берет грех на себя, надеясь в будущим вымолить у Бога прощени
    е. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь, и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», – умоляла его несчастная Груша.
    Часто поступки Флягина раскрывают его доброту, наивность и чистоту души, что тоже свойственно всему русскому народу. Он спасает графа с графиней, когда повозка падает в пропасть. А, когда граф предлагает ему вознаграждение, Иван Северьяныч просит подарить ему гармошку. Он добровольно идет в рекруты, пожалев несчастных стариков. Его жизнь очень похожа на ту, которую предсказал старец: на краю пропасти он останавливает лошадей, спасает от пуль горцев, одерживает верх в смертельном поединке с татарином. Во всем Флягин видит Божий промысел, судьбу. Несмотря на все жизненные невзгоды, он не теряет чувства собственного достоинства и никогда не поступает вопреки своей совести. «Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам», – говорит он.
    Очарованный странник – воплощение русского характера. Причины его Вечной неуспокоенности «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

  10. Произведения Николая Семеновича Лескова отличаются оригинальностью и самобытностью. У него свой язык, стиль, свое понимание мира, человеческой души. Лесков много внимания уделяет психологии человека в своих произведениях, но если другие классики пытаются понять человека в связи с тем временем, в котором он живет, то Лесков рисует своих героев отдельно от времени. Л. А. Анненский так говорил об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее – из «нутра». Они с необъятной высоты видят в русском мужике… непоколебимо прочные основы русского эпоса – Лесков же видит живую шаткость этих опор, он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос»!
    Герои произведения Лескова отличаются своими взглядами, судьбами, но их роднит что-то общее, что, по мнению Лескова, свойственно русскому народу в Целом.
    Одним из таких чисто русских людей является Иван Северьяныч Флягин из повести «Очарованный странник». Его судьба необычна и исключительна, так же как и его рождение. Флягин появился на свет благодаря молитвам своих родителей, а поэтому судьба его была предопределена: он «предназначен» для монастыря, его жизнь предсказал ему умирающий старец: «А вот… тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Иван Северьяныч мало задумывается над своею жизнью, еще меньше он строит планов на будущее. Кажется, что все в его жизни, такой богатой на приключения, происходит по воле судьбы и совершенно не зависит от самого героя. Лесков считает, что эта черта свойственна всему русскому народу. Флягин отличается душевной красотой и самобытностью. Этому человеку, похожему на Илью Муромца, не чужды поэтичность и тонкое понимание природы, он и сам является частичкой природы. Флягин любому делу отдается самозабвенно, даже молится он «так, что даже снег иногда под коленями протает и где слезы падали – утром травку увидишь». Он бесхитростен, в нем совершенно нет лицемерия. Флягин способен любить, сострадать, понимать другого, не только человека, но и животное. Ради лошади он соглашается на бой с татарином, без раздумья отдает деньги за цыганку.
    Ему довелось побыть простым крепостным, каким мы его видим в начале повести, потом форейтором графа К., нянькой в барском доме, затем пленником в татарской степи, помощником князя, отбирающим ему лошадь для покупки, солдатом, актером в балагане и, наконец, послушником в монастыре. Причину многих своих поступков герой и сам не может объяснить. Кажется, что Иван Се-верьянович стремится познать в жизни как можно больше, испить ее до последней капли. Этим и объясняются его приключения и необычные поступки. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Флягин откровенно рассказывает о своих приключениях, не приукрашивая их и не стараясь очернить себя. Он изведал в жизни много страданий и иногда видит в этом наказание Божье за то, что не пошел сразу в монастырь, как было обещано матерью.

  11. Страница: [ 1 ] 2
    Повесть Очарованный странник одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков мастер фольклорных образов изобразил в повести замечательные русские типажи, оказывающие незабываемое впечатление на читателя.
    Главный герой повести Иван Северьяныч Флягин очарованный странник, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души. Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) типичный, настоящий русский мужик. Однако внимательный читатель сразу понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется. Воспитанные на народных волшебных сказках, многие читатели понимают, что часто за скромной внешностью Иванушки-дурачка скрывается настоящий богатырь. Так и в своем произведении Лесков изобразил Ивана эдаким сказочным богатырем, который сумел преодолеть все выпавшие на его долю испытания и сохранил в своей душе гуманные чувства, доброту, жизнелюбие, неподдельный интерес к людям, чувство участия и сострадание.
    С первых же строк повести автор представляет Ивана Флягина могучим, богатырского вида мужчиной: Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь. Ему за пятьдесят, но он воин в прямом смысле слова, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца с прекрасной картины Верещягина. Подобно персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической силой и удивительной мощью характера. Он ничего не боится и готов подвергнуть себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая бьет через край.
    Лесков указывает на величие героя, которое сочетается с добродушием, мягкостью, искренностью и наивным восприятием жизни. Автор указывает, что его герой много повидал на своем веку, но Флягин прирожденный философ, человек поживший и мудрый, умеющий спокойно воспринимать и стойко выдерживать все жизненные горести, не только справляясь со своими бедами и проблемами, но и облегчая судьбу других людей.
    Иван Флягин способен понимать не только людей, но и животных он обожает лошадей. Чувствуя силу и доброту героя, все тянутся к нему в надежде ощутить его заботу, найти в нем надежную опору и защиту.
    Физическая сила, выносливость прекрасно сочетаются в Иване Флягине с широтой души, мягкосердечием, но его мягкость вовсе не означает слабоволия и самоуничижения. Иван гордый человек, обладающий редким чувством собственного достоинства. Он откровенно возмущается тем, что его унизили, заставив на коленях дробить камни, он готов скорее свести счеты с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом. Именно поэтому он не желает мириться с жестокостью и убегает из дома, становясь вечным странником.
    Иван Северьяныч, как и многие знакомые читателю былинные герои, постоянно находится в дороге, в поисках судьбы, своей истины. Во время скитаний Флягин любуется красотой природы, чувствуя малейшее ее изменение, он очарован ею. В пути ему встречаются разные люди, и каждому он старается стать полезным, помочь чем-нибудь. Таким образом, он сам принимает активное участие в судьбах других (вспомним, как Флягин идет в солдаты вместо сына двух старичков, который является их единственной отрадой и опорой).
    С каждым разом герой становится отзывчивее к чужому горю, его переполняют чувства самопожертвования и вины, корни которых кроются, вероятно, в трагедии с монахом, произошедшей в детстве. Он терзается воспоминаниями, совесть постоянно мучит его. И потому единственно важной для себя целью Иван считает облегчение страданий окружающих, оказание помощи всем нуждающимся. В этом, по мнению Флягина и самого Лескова, и кроется правда жизни.
    Героя характеризует жажда жертвенности и сострадания, свойственная Иисусу Христу. Мне за народ очень помереть хочется, говорит сам герой. Во время своих странствий он очарован не только просторами родной страны, многообразием ее яркой природы, но и мечтой о светлом будущем России и русского народа.
    Но, все чаще задумываясь над безжалостными и суровыми обстоятельствами, Иван Флягин окончательно разочаровывается в жизни, приходит к выводу, что бедам и несправедливости в судьбе простого русского народа нет конца и края. Пройдя через горнила этой жизни, ощутив на себе всю ее тягость, Иван Флягин не теряет стойкости, мужества и веры и уходит в монастырь, чтобы уже в его стенах продолжать сострадать, помогать, творить добро и молиться Господу за весь русский народ и о вечном прощении.
    Николай Семенович Лесков самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова, полно, своеобразно и реально показавшего русского человека без прикрас, со всеми его противоречиями. Его произведения парадоксальны, лубочные на первый взгляд, они не так однозначны, как могут показаться поначалу.
    Патриотический рассказ Левша при серьезном и детальном рассмотрении оказывается намного сложнее. Да, рассказ повествует о мастерстве тульских оружейников, сумевших подковать малюсенькую металлическую блоху. На каждой подковке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал… моего одного имени нет… Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал… там уж никакой мелкоскоп взять не может… говорит о своей работе Левша. А работают бедняки без мелкоскопа, а у нас глаз так пристрелявши… Но в результате этой удивительной, почти фантастической работы блоха перестала танцевать, вариации делать. В этом, вероятно, вина не тульских мастеров, золотые руки которых способны творить чудеса, а их господ, которые заставляют крепостных выполнять любую свою прихоть, даже самую абсурдную. Это не гимн труду и русскому умельцу, а скорее драматическое изображение его тяжелого положения. Очень своеобразен и язык Лескова. Особенно в рассказе Левша. Народная этимология играет здесь особую роль. Хотя автор и говорит от первого лица, но народный язык, специфический говор позволяет ему спрятаться за чужими словами, не давая оценки событиям. Он лишь бытописатель, сторонний, но очень заинтересованный рассказчик. Тема самородного русского таланта развивается Лесковым в повестях Тупейных художник и Очарованный странник. У Лескова вечные вопросы. Господи, на что человек способенНа величайший взлет и величайшее падение.
    В Очарованном страннике его герой похож на Илью Муромца. Илья Флягин это прямая связь с Иванушкой из сказки. Два Иванушки: дурачок и добрый молодец. Иван Флягин соединяет в себе характеры обоих Иванов, то есть его характер двойственный. Как всегда у Лескова, говорящее имя. Фляга сосуд, что ни налей, будет носить в себе. Иван Флягин огромная сила, но в рясе. Всю жизнь погибал, а не погиб, по-прежнему полон сил, с удивлением и восхищением смотрит на окружающий мир. Он рвется из колеи, которая для него проложена судьбой: Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес…
    А когда же вы в монастырь пошли
    Это недавно-с…
    И тоже призвание к этому почувствовали
    М-м-м не знаю, как это объяснить, впрочем, надо полагать, что имел-с.
    Повествование от первого лица позволяет создать доверительность, почти интимность. Особая доверительность реализуется и через композицию. Вся эта вещь построена не традиционно, а как цепочка новелл: крепостной форейтор нянька плен татарский любовь без имени; и подвиг монастырь. Герой проходит различные испытанья: любовью, отношением к женщине, к ребенку. Он вырывается из-под чар судьбы, мечется. Дурацкая слепая сила кипит, убил ни за что монашка. И вот он в финале повести моленый сын. А за что ему монастырьЗа убийство. Богатырь, который защищал родную землю, и убийца… Да и в монастыре силы его гуляют, страсти кипят. Идет человек во власти предсказанных чар и странствует он; герой, богатырь, мученик и убийца одновременно. Простой русский человек, жаждущий подвига, смиряющий себя во имя Бога или людей Непременно-с: мне за народ очень умереть хочется.
    Страница: [ 1 ] 2

  12. сочинения на тему Очарованный странник.

    Ответы:

    Произведения Николая Семеновича Лескова отличаются оригинальностью и самобытностью. У него свой язык, стиль, свое понимание мира, человеческой души. Лесков много внимания уделяет психологии человека в своих произведениях, но если другие классики пытаются понять человека в связи с тем временем, в котором он живет, то Лесков рисует своих героев отдельно от времени. Л. А. Анненский так говорил об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее – из «нутра». Они с необъятной высоты видят в русском мужике… непоколебимо прочные основы русского эпоса – Лесков же видит живую шаткость этих опор, он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос»!
    Герои произведения Лескова отличаются своими взглядами, судьбами, но их роднит что-то общее, что, по мнению Лескова, свойственно русскому народу в Целом.
    Одним из таких чисто русских людей является Иван Северьяныч Флягин из повести «Очарованный странник». Его судьба необычна и исключительна, так же как и его рождение. Флягин появился на свет благодаря молитвам своих родителей, а поэтому судьба его была предопределена: он «предназначен» для монастыря, его жизнь предсказал ему умирающий старец: «А вот… тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Иван Северьяныч мало задумывается над своею жизнью, еще меньше он строит планов на будущее. Кажется, что все в его жизни, такой богатой на приключения, происходит по воле судьбы и совершенно не зависит от самого героя. Лесков считает, что эта черта свойственна всему русскому народу. Флягин отличается душевной красотой и самобытностью. Этому человеку, похожему на Илью Муромца, не чужды поэтичность и тонкое понимание природы, он и сам является частичкой природы. Флягин любому делу отдается самозабвенно, даже молится он «так, что даже снег иногда под коленями протает и где слезы падали – утром травку увидишь». Он бесхитростен, в нем совершенно нет лицемерия. Флягин способен любить, сострадать, понимать другого, не только человека, но и животное. Ради лошади он соглашается на бой с татарином, без раздумья отдает деньги за цыганку.
    Ему довелось побыть простым крепостным, каким мы его видим в начале повести, потом форейтором графа К., нянькой в барском доме, затем пленником в татарской степи, помощником князя, отбирающим ему лошадь для покупки, солдатом, актером в балагане и, наконец, послушником в монастыре. Причину многих своих поступков герой и сам не может объяснить. Кажется, что Иван Се-верьянович стремится познать в жизни как можно больше, испить ее до последней капли. Этим и объясняются его приключения и необычные поступки. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Флягин откровенно рассказывает о своих приключениях, не приукрашивая их и не стараясь очернить себя. Он изведал в жизни много страданий и иногда видит в этом наказание Божье за то, что не пошел сразу в монастырь, как было обещано матерью.

  13. Произведения Николая Семеновича Лескова отличаются оригинальностью и самобытностью. У него свой язык, стиль, свое понимание мира, человеческой души. Лесков много внимания уделяет психологии человека в своих произведениях, но если другие классики пытаются понять человека в связи с тем временем, в котором он живет, то Лесков рисует своих героев отдельно от времени. Л. А. Анненский так говорил об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее – из «нутра». Они с необъятной высоты видят в русском мужике… непоколебимо прочные основы русского эпоса – Лесков же видит живую шаткость этих опор, он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос»!
    Герои произведения Лескова отличаются своими взглядами, судьбами, но их роднит что-то общее, что, по мнению Лескова, свойственно русскому народу в Целом.
    Одним из таких чисто русских людей является Иван Северьяныч Флягин из повести «Очарованный странник». Его судьба необычна и исключительна, так же как и его рождение. Флягин появился на свет благодаря молитвам своих родителей, а поэтому судьба его была предопределена: он «предназначен» для монастыря, его жизнь предсказал ему умирающий старец: «А вот… тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Иван Северьяныч мало задумывается над своею жизнью, еще меньше он строит планов на будущее. Кажется, что все в его жизни, такой богатой на приключения, происходит по воле судьбы и совершенно не зависит от самого героя. Лесков считает, что эта черта свойственна всему русскому народу. Флягин отличается душевной красотой и самобытностью. Этому человеку, похожему на Илью Муромца, не чужды поэтичность и тонкое понимание природы, он и сам является частичкой природы. Флягин любому делу отдается самозабвенно, даже молится он «так, что даже снег иногда под коленями протает и где слезы падали – утром травку увидишь». Он бесхитростен, в нем совершенно нет лицемерия. Флягин способен любить, сострадать, понимать другого, не только человека, но и животное. Ради лошади он соглашается на бой с татарином, без раздумья отдает деньги за цыганку.
    Ему довелось побыть простым крепостным, каким мы его видим в начале повести, потом форейтором графа К., нянькой в барском доме, затем пленником в татарской степи, помощником князя, отбирающим ему лошадь для покупки, солдатом, актером в балагане и, наконец, послушником в монастыре. Причину многих своих поступков герой и сам не может объяснить. Кажется, что Иван Се-верьянович стремится познать в жизни как можно больше, испить ее до последней капли. Этим и объясняются его приключения и необычные поступки. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Флягин откровенно рассказывает о своих приключениях, не приукрашивая их и не стараясь очернить себя. Он изведал в жизни много страданий и иногда видит в этом наказание Божье за то, что не пошел сразу в монастырь, как было обещано матерью.

  14. «Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странник»
    Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник»)
    Анализ эпизода из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н.С. Лескова “Очарованный странник”)
    В чём смысл названия повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»?
    Женские образы в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)
    Иван Флягин – правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)
    Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»
    Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?
    Мир образов Лескова
    Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
    Образ Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» – вариант 2
    Образ Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» – вариант 3
    Образ Флягина
    Очарованный странник – самый значительный герой Н. С. Лескова
    Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»?
    Праведен или грешен Иван Флягин?
    Россия в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Русский национальный характер в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”
    Русский национальный характер – цель изображения повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Русский характер в рассказах Н. С. Лескова
    Свобода и необходимость в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и «Очарованном страннике» Н. С. Лескова
    Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова «Очарованный странник»
    Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
    Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» – вариант 2
    Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник»)
    Странник Лескова
    Творчество Н.С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник»)
    Тема странничества в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
    Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

  15. В творчестве Н.С Лескова отразилась историческая сторона русской действительности, но еще более – русский дух, сокровенная самобытность, пронизывающая все произведения писателя. В повести «Очарованный странник» Лесков выступает как создатель пестрой галереи народных характеров, как певец праведников, самоотверженных и высоконравственных людей, видящих в своей деятельности великую добротворящую силу.
    Уже в самом названии повести намечены две основные темы произведения: тема «очарования» и тема «странничества». Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами калик перехожих. Поэтому «Очарованный странник» в значительной степени восходит и к жанру хождений, одному из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы. Повествование в хождениях велось от первого лица и представляло собой неторопливое, величавое и, в то же время, пристрастное описание путешествия.
    Всю свою жизнь русский человек Иван Северьянович искал постижения «красоты совершенной». Он находил ее то в лошадях, то в женщинах и, наконец, в образе своей великой Родины, за которую он в конце пути «ополчался» воевать.
    С Флягиным мы встречаемся во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру. Рассказчик отмечает сходство Ивана Северьяновича с былинным героем Ильей Муромцем: «Это был огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового света…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…» Мне кажется, что сравнение героя с богатырем – это своеобразный ключ к понимаю как самого этого образа, так и смысла названия повести.
    Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей. Путь странника Флягина – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
    По молодости лет в Иване сказывалось озорство и азарт. Он любил лошадей и быструю езду. Сам того не желая, Флягин губит старого монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но монах то и дело является ему во снах. Он донимает героя вопросами, предсказывает его жизненные испытания, которые тому еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от подобных мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.
    Однажды герой спасает своих хозяев от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда их повозка чуть не срывается в пропасть. Особый этап в жизни героя – это воспитание девочки. Здесь показано, что за внешней грубостью Флягина скрыта огромная доброта. Впервые Иван понимает душу другого человека, он испытывает сострадание и привязанность. Когда Флягин сталкивается с матерью девочки, в нем борются противоречивые чувства. Но он принимает решение отдать ребенка матери. В своих поступках герой руководствуется не личными, корыстными симпатиями, а поступает соразмерно чувству долга, совести.
    Затем герой попадает в плен на десять лет. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родине и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез, поэтому он всегда стремится к побегу. В плену его угнетает бедность впечатлений. Русская жизнь для героя неизмеримо полнее и богаче духовно. Воспоминание возвращает Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему предоставляется.
    Герой добрался до родной земли, но Святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Встреча с Груней духовно возвеличивает Флягина. Здесь наиболее полно выражена тема «очарования». Именно так можно охарактеризовать то состояние, которое переживает герой. Ради любимой Иван Северьянович решается на убийство: он помогает Груне свести счеты с жизнью. Затем герой идет путем послушания. Он меняется с человеком, которого он даже не знает, судьбой. Герой пожалел убитых горем стариков, сыну которых грозила рекрутчина.
    Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми. В конце повести Флягин становится монахом. Но монашество не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Герой готов пойти на войну: «за народ очень помереть хочется».
    Неодолимо привлекает в этом кротком и удивительном человеке то, как ощущает он прекрасное, как очарован он красотой мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого у этого простого человека находятся такие пронзительные слова.
    Лесков изображает героя как много пережившего и перестрадавшего человека. В нем заключен не только личный, но и огромный народно-исторический опыт суждений о мире. Таким образом, в повести «Очарованный странник» тема странничества заключена в раскрытии образа «очарованного странника» земли русской Ивана Северьяновича Флягина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *