В качестве аргумента мне бы хотелось привести в качестве примера реальную историю из жизни композитора Моцарта. Его талантливый, но обделенный гениальностью соперник Сальери завидовал Моцарту, но не собирался просиживать часами над нотами, надеясь, что воля случая поможет ему одолеть «врага». Моцарт же привык упорно трудиться, и именно столь поразительное трудолюбие помогло ему стать тем, кого мы знаем как гения в своей области.
Проблема текста перекликается с реальной жизнью современных маленьких гениев, которых с каждым годом рождается все больше. Каждый из них мог бы утвердиться в выбранной сфере и полностью проявить себя, но зачастую этому мешает недостаток внимания родителей. Педагоги, а также ровесники иногда просто глумятся над детьми-индиго, которые уж очень сильно отличаются от всех. Поэтому каждому, кто столкнется с подобными гениальными детьми, можно посоветовать поспособствовать процессу рождения настоящей гениальности из зарождающегося таланта.
Анализируя работу Н. Михайлова, я пришел к размышлениям о преимущественной роли окружающих гениального ребенка людей в формировании его гениальности. Хотелось бы призвать всех к тому, чтобы не позволять затаптывать в грязь пробившийся росток выдающихся способностей ребенка-индиго. Пример 2
Может ли война уничтожить все высокоморальное в человеке? Или частица звериного в каждом из нас рано или поздно раскрывается при определенных обстоятельствах, вытесняя человеческие качества? А может, в нашей природе предусмотрена даже любовь к врагу?
Я считаю, что именно такие вопросы нравственности и морали, волновавшие выдающихся философов во все времена, поднимает в своем труде В. Тендряков. Автор проявляет желание поделиться озадачившей его проблемой с читателями и заставить их поразмыслить над исходящими из нее вопросами.
Тендряков в своей работе приводит историю пожара в немецком госпитале военного времени. Продолжающаяся жестокая война не влияет на проявление людьми глубокого сострадания и совести. Автор рассказывает, что происходившее на глазах у многих трагическое происшествие затронуло сердце каждого, никто не остался в стороне. В. Тендряков в своем тексте приводит примеры удивительного сопереживания врагов друг другу и их помощи товарищам в трудную минуту.
Автор выражает мнение о том, что во все времена остаются человечные люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради других. «Подавить человечность просто, а полностью вытравить ее из наших сердец невозможно».
Мое согласие с текстом автора приводит к воспоминаниям о произведении В. Закруткина «Матерь человеческая» о событиях Второй Мировой войны и об отрывке из романа «Война и мир». В первом случае героиня произведения, несмотря на жгучее желание мести, прощает своего врага, который мог быть убийцей ее родного сына. В романе Толстого рассказывается о неиспользованных «запасах человеческого»: описывается мирное общение русских и французских солдат и их доброе отношение друг к другу, которое, все же, никак не спасает их от продолжения военных действий.
Текст Тендрякова, который был мне предложен для анализа, помог мне прийти к мысли о том, что человеческое всегда остается внутри каждого из нас и только ждет удобно времени для проявления, несмотря на драматизм жизненных ситуаций.
Допуск на ЕГЭ старшеклассники получают не автоматически: каждому из них предстоит написать итоговое сочинение по литературе, это будут делать даже те выпускники, которые решили связать свое дальнейшее обучение с точными, а не с гуманитарными науками. Сочинение пишется в конце второй учебной четверти (в конце первого учебного семестра, если школа работает по семестровому графику). Во второй половине учебного года проводятся еще два испытания – для пересдачи. Их приблизительные даты – начало февраля и середина мая. Пересдачи предназначены для написания сочинения теми учащимися, которые не проходили основное испытание, например, из-за болезни. Повторный шанс дается также тому, кто получил «незачет» на первом экзамене или был вынужден покинуть его по любой причине. Испытание проходит одновременно во всех школах страны в 10.00 по местному времени. Его продолжительность ограничена 235 минутами – это 3 часа 55 минут. Время, выделенное на инструктаж учеников и заполнение ими регистрационного бланка, в этот срок не входит.
Официального списка тем итогового сочинения до начала экзамена не знает никто, кроме его разработчика – института ФИПИ. Известны только пять тематических направлений: “Война и мир – к 150-летию великой книги”, “Надежда и отчаяние”, “Добро и зло”, “Гордость и смирение”, “Он и она”. Все опубликованные на интернет-ресурсах темы являются лишь примерными либо такими, что были использованы в предыдущие годы.
Произведение должно содержать минимум 250 слов, максимальное их количество не регламентируется, но разработчик рекомендует писать сочинение, состоящее минимум из 350 слов. Работа получает одну из двух оценок: «зачет» или «незачет». Параметры оценки не отличаются от тех, по которым оцениваются рядовые сочинения в школе. Это соответствие теме, логика рассуждений, правильность построения композиции, аргументация, степень привлечения литературного материала. Кроме того, эксперты обратят внимание на качество письменной речи, обязательно учитывается и грамотность ученика.
Важен и такой критерий, как самостоятельность написания. Списывание сочинения или его фрагментов из любого источника, как и воспроизведение чужого содержания по памяти (работы другого участника или уже опубликованного текста) не допускается. А вот цитирование, прямое или косвенное, не только допустимо, но и приветствуется, при этом нужно обязательно указывать источник. Количество цитат может быть любым, но их суммарный объем должен быть меньше, чем объем текста, написанного собственно учеником.
Выше приведен перечень из пяти направлений тем итогового сочинения на 2019/2020 учебный год, подготовленный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. Декабрьское сочинение – необходимое испытание, которое необходимо преодолеть для получения допуска к ЕГЭ (нужно получить “зачет”).
Специалисты ФИПИ подготовили следующие комментарии к тематическим направлениям этого года:
1. «Война и мир – к 150-летию великой книги».
«Война и мир» – энциклопедия русской жизни. Это многогранное произведение, в котором показываются различные взаимоотношения между людьми на фоне развития исторических событий. Как важно народное единство? В чем заключается патриотизм? Каковы истинные семейные ценности? Как отражается война на судьбах народа? Как можно найти себя? Ответы на все эти вопросы даны в романе-эпопее Л.Н. Толстого.
2. «Надежда и отчаяние»
Как противостоять ударам судьбы? Чем отчаяние опасно для человека? Что помогает человеку преодолеть страх? Что мешает человеку быть счастливым? В чем смысл пословицы «Надежда умирает последней»? Что может привести человека к бесчестному поступку? Почему надежда важна для человека? Какие ориентиры не дают заблудиться на жизненном пути?
3. «Добро и зло»
В каких поступках человека проявляется доброта? Почему месть не помогает искоренить зло? Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»? Какого человека можно назвать злым? Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»? Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
4. «Гордость и смирение»
В чем разница между гордостью и гордыней? Согласны ли вы с утверждением Н.А. Островского: «Гордость — вечная помеха в любви человека»? Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других? Как вы понимаете высказывание Б. Шоу: «Смиренно склони голову перед фактами, но гордо подними её пред лицом чужих мнений»? Когда родители могут гордиться детьми? Важно ли уметь смиряться со своими ошибками? Важно ли уметь прощать?
5. «Он и она»
Почему в любви важно понимать и прощать? Что важнее: любить или быть любимым? Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? Светлые и трагические стороны любви. Какие качества раскрывает в человеке любовь? Согласны ли вы с утверждением А. Шопенгауэра: «Мужчины от природы равнодушны друг к другу, а женщины от природы враги»? Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
Как писать итоговое сочинение?
Алгоритм написания итогового сочинения.
Выбираем понятную тему, по которой сможем привести аргумент из литературы.
Ставим вопрос, который содержится в теме.
Формулируем тезис, то есть ответ на вопрос. Идея должна быть четкой.
Подбираем произведения, с помощью которых сможем доказать свою точку зрения. Можно использовать контраргументы.
Продумываем план сочинения и содержание каждого абзаца.
Пишем сочинение на черновике.
Редактируем работу: понятен ли смысл, нет ли отступлений от темы, нет ли нарушений логики; исключаем повторы и неверные формулировки предложений; редактируем орфографию и пунктуацию.
Переписываем сочинение в бланк ответов аккуратным разборчивым почерком.
Критерии оценивания итогового сочинения.
Экзамен оценивается по системе «зачет-незачет».
В первую очередь необходимо соблюдать два главных требования: Объем сочинения. Эксперты рекомендуют 350 слов. Но это не значит, что меньше писать нельзя. Минимальный объем – 250 слов (с учетом всех союзов, предлогов и частиц). Если будет меньше, то сочинение не проверяется, поэтому обязательно пересчитывай слова в работе.
Сочинение нельзя списывать. Если сочинение (или даже его фрагменты) взяты из какого-то другого источника, то оно не проверяется, и за всю работу ставится «незачет». В сочинении разрешено приводить цитаты, но обязательно с указанием источника.
Если эти два требования соблюдены, работа проверяется по пяти критериям:
Соответствие теме. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Аргументация. Привлечение литературного материала. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Композиция и логика рассуждения. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Качество письменной речи. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Грамотность. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Для получения «зачета» работа должна быть не менее 250 слов, написана самостоятельно и соответствовать трём критериям, причем первые два являются обязательными.
Время написания сочинения составляет 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Проверяют сочинения Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Источник: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
Прошлогодние темы сочинений: Отцы и дети, Мечта и реальность, Месть и великодушие, Искусство и ремесло, Доброта и жестокость
Список тем эссе для подготовки к письменной части ЕГЭ по английскому языку.
№ Topics of Essays in English Life of people / society / family / money / laws
1.
Life in a big city / life in the country
2.
Modern and old life – quietness/ more opportunities
3.
Men withstand age better than women and remain attractive longer
4.
“Man is born for happiness” / “The only one is worthy for happiness and freedom, who struggles for them every day”
5.
Family is the most important thing in life.
6.
Only talented people can achieve success / hard work compensates for the lack of talent
7.
Money – happiness and joy / a source of trouble
8.
Money – the only way to success
9.
Families with 1 child (nuclear family) / life in a big (extended) family
10.
Cloning experiments
11.
Freedom of press – achievements of democracy / journalistic mistakes
12.
Holiday celebrations – enjoyment / just a day-off
13.
Preparing for holidays is more fun than celebrating them.
14.
The best holidays are those which have got special traditions of celebration
15.
A person can have only 1 true friend
16.
Life – long friendship exists only in films.
17.
Sending to prison – the only way of punishment
18.
Death penalty – an appropriate punishment for murderers
19.
Appearances are deceitful
20.
Coins and paper money / credit and bank cards
21.
Famous pop and sports stars earn too much money.
22.
A popular actor’s life is always fun.
23.
Honesty is the best policy.
24.
The best things in life are free. Life of young people
1.
Modern teens – awful / criticized for no reason
2.
Being young – fun and entertainment / not easy
3.
Childhood is the safest period of human life.
4.
In Europe children begin an independent life at 18…
5.
Part-time jobs for teens
6.
Pocket money – teaches to be responsible / parents should buy everything
7.
Giving extra pocket money for good marks
8.
Young people are not as healthy as 50 years ago
9.
Youth contacts / students’ exchange programs
10.
Subcultures
12.
It is easier to make friends than to keep them.
12.
Friendship /love is the most important thing in life.
13.
Circus is the best entertainment for children. Education / school / teachers
1.
Education is compulsory, school is not
2.
Future education – books / computers
3.
Good education – at home /abroad
4.
On-line education – good / bad
5.
All subjects at school are equally useful
6.
Homework – too much , no time to do it properly
7.
School uniforms
8.
Pupils should take part in making decisions about school problems / too young
9.
School trips – interesting and educational / waste of time
10.
Teachers – noble / not as respected as it used to be
11.
Teachers – knowledgeable / make teaching enjoyable and fun
12.
Are exams a fair way of testing students?
13.
Boys and girls should study separately
14.
Is it better to have a 5-day or a 6-day week at school?
15.
Producing a school magazine – develops creativity, teaches different skills / waste of time
16.
School classmates make the best friends
17.
School friendship can’t last forever.
18.
Students do not study enough modern authors and literature.
19.
Education polishes good natures and corrects bad ones.
20.
A University degree is a must for success in modern world. Learning foreign languages
1.
Learning foreign languages – a waste of time
2.
Learning foreign languages – abroad or at home
3.
To learn only English or 2-3 languages
4.
Entertaining way of learning a foreign language – to learn words of songs/lyrics
5.
1 language on the planet – it is good / a disaster
6.
Russian is easier to learn than English. Choosing a career
1.
Choosing a career – following in one’s parents’ footsteps
2.
Some teens want to have a highly paid job /others – interesting and bringing satisfaction
3.
After leaving school – education or work / gap year
4.
Some people think that success in life is making a career only.
5.
Some people don’t like to have a working day from 9 to 5.
6.
Work is the most important thing in life.
Technology (TV / mobiles / cars / bikes / computers / space)
1.
Cars changed the world / it’s better without them
2.
Cars should be banned in the centre of big cities
3.
Bikes should be banned in the centre of big cities
4.
People spend too much money on space exploration
5.
UFOs – claim to have seen them / sci-fi
6.
Technology – an important part of our lives / too many machines
7.
Technical devices do more harm than good
8.
Computers- help better education / only playing games
9.
Computer games – children+ / parents – (teach nothing , children should avoid them)
10.
Computer – physical activity
11.
Virtual reality – a part of our life / dangerous
12.
TV – negative effect on people’s health
13.
TV destroys family life / enriches it
14.
Children watch too much TV
15.
Soap operas
16.
Reality shows
17.
TV advertising
18.
Internet / social networking is the most popular way of communication Sports / Health
1.
Sport – enjoyable / not useful
2.
Doing sports regularly / watch sports events
3.
Extreme sports help to build a character / very dangerous
4.
Professional sports
5.
Olympic Games – pro and contra
6.
Dieting – the only way of losing weight
7.
Eating out / at home
8.
Genetically modified food
9.
Exotic diets
10.
Fast food / McDonalds
11.
Smoking
12.
Sport unites.
13.
Sport reduces stress.
14.
Health is the most important thing in life.
15.
It’s beneficial to host international sports events. Hobbies / fashion
1.
Collecting things
2.
Collection of photo albums / to store photos in a computer
3.
To knit or not to knit?
4.
How music influences us?
5.
Music helps to avoid stress / distracts from daily routine.
6.
Writing letters
7.
Books / film version
8.
Reading detectives – a waste of time?
9.
Reading adventure stories – a waste of time?
10.
Some people think that we do not need poetry
11.
Graffiti – a form of art / vandalism
12.
Cinema / theatre
13.
Clothes affects how you feel / don’t care how you look
14.
Fashion industry exists to persuade people to spend money on things you really don’t need
15.
Sewing and knitting clothes home is a waste of time and money
16.
Clothes that people wear influences their behavior
17.
Following a fashion is a waste of time and money.
18.
Bookshops / libraries will soon be the sign of the past. Tourism / Travelling
1.
Tourism broadens our mind
2.
Tourism ruins everything
3.
Travelling – experience new things / lie on the beach
4.
International / domestic tourism
5.
Why young people like travelling more than senior citizens
6.
Buying souvenirs is a waste of money.
7.
Cultural differences cause problems, it’s better to stay in one’s own country
8.
Tourism abroad helps to understand your own country.
9.
Visiting museums is still important nowadays. Environment / Animals
1.
Our future will be… – optimistic / pessimistic point of view
2.
Climate changes – serious concern / not a big deal
3.
Zoos for animals – fair or not
4.
Experiments on animals – cruel and unnecessary
5.
Neglected animals – life in the streets / to be collected and put into shelters
6.
Pet animals – to keep / not to keep
7.
Pets reduce stress
8.
Pollution is the greatest problem caused by people.
9.
Growth of cities / technical progress is harmful for the environment.
Темы для тренировки к новым направлениям 2018/19 учебного года.
Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала ИС. Отцы и дети
1. Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми?
2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей?
3. Согласны ли вы с высказыванием А. С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
4. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?
5. Быть похожим на родителей – это достоинство или недостаток?
6. Что значит преемственность поколений?
7. Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?
8. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей?
9. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением?
10. Быть родителями – это счастье или обязанность?
11. Что такое «конфликт поколений»? Мечта и реальность
1. Что означает «высокая мечта»?
2. Когда реальность разрушает мечту?
3. Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?
4. Почему не все мечты сбываются?
5. В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?
6. Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
7. Когда мечта превращается в цель?
8. Можно ли убежать от реальности?
9. Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?
10. Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?
11. Мечтатель – это фантазер или глупец? Месть и великодушие
1. Почему месть разрушает душу?
2. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
3. Какого человека можно назвать великодушным?
4. Какие качества присущи великодушному человеку?
5. Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
6. Великодушие – это сила или слабость?
7. Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?
8. Что общего между великодушием и состраданием?
9. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
10. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?
11. Когда нужно отказаться от мести? Искусство и ремесло
1. Что можно считать подлинным искусством?
2. В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
3. В чем разница между ремеслом и искусством?
4. Может ли ремесленник стать художником?
5. Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
6. Могут ли способности превратиться в талант?
7. Кто такой талантливый человек?
8. Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
9. Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
10. Какова роль искусства в развитии человечества?
11. Чем настоящее искусство привлекает человека? Доброта и жестокость
1. Какими качествами обладает добрый человек?
2. Можно ли оправдать жестокость?
3. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
4. Доброта – это проявление силы или слабости?
5. Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
6. Может ли доброта причинить вред человеку?
7. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
8. Кого можно назвать жестоким?
9. В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?
10. Нужно ли бороться с жестокостью?
11. Что может сделать человека добрее?
Сегодня вспомнила, какая каша была у меня в голове, когда я готовилась к сочинению. Меня трясло от мысли, что на ЕГЭ попадется текст, к которому я не смогу подобрать аргументы.
Поэтому сегодня решила составить подробный список проблем, которые могут втсретиться в текстах на ЕГЭ. Он может быть очень полезным, если с ним правильно работать:
Сохрани список к себе на компьютер или распечатай
Удали или зачеркни проблемы, к которым ты легко подобрал несколько аргументов
Каждый день готовь аргументы для одной из оставшихся проблем, тем самым постепенно сокращая список.
Так вы ничего не упустите и будете полностью вооружены аргументами на любую тему.
Формулировка проблемы может незначительно меняться в зависимости от текста, но смысл останется тем же. Человек и природа
Влияние человека на природу
Проблема любви к природе
Разрушающая сила природы
Проблема отношения человека к природе
Влияние природы на человека
Проблема постижения прекрасного в природе
Проблема бережного отношения к природе
Проблема беззащитности природы
Проблема жестокого обращения с животными
Проблема бережного отношения к животным
Проблема любви к животным
Проблема преданности животных
Проблема безответственного отношения к животным
Гармоничные отношения с природой
Проблема экологии
Проблема потребительского отношения к природе
Проблема восприятия окружающего мира Семья, детство, юношество
Роль семьи в формировании личности ребенка
Роль окружающих в формировании личности человека
Проблемы воспитания
Проблема взаимоотношений в семье
Проблема материнской любови
Проблема слепой материнской любви
Материнская любовь как подвиг
Проблема отцов и детей
Проблема преемственности поколений
Роль детства в формировании личности человека
Проблема детского мировоззрения
Проблема детской жестокости
Проблема детской бескорыстности
Бескорыстность детской дружбы
Воспоминания из детства
Проблема отношения детей к родителям
Проблема детской доверчивости
Проблема детской искренности
Проблема первой любви
Проблема юношеской неопытности
Утрата связи с отчим домом Образование и наука
Роль образования в жизни человека
Роль учителя в жизни человека
Проблема некомпетентности педагога
Проблема отношения к учебе
Стремление к знаниям
Нежелание учиться
Значение науки для человечества
Проблема потребительского отношения к науке
Технический прогресс
Потребительское отношение к науке Внутренний мир и сущность человека
Проблема бессердечности и черствости человека
Проблема человеческой жестокости
Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
Проблема зависти
Разрушительное влияние денег на человека
Проблема жадности
Проблема ненависти
Корысть
Проблема стыда
Роль мечты в жизни человека
Проблема ревности
Проблема трусости
Проблема отсутствия силы воли
Проблема эгоизма
Проблема самокритичности
Проблема неуверенности в себе
Проблема зависимости от чужого мнения
Проблема принципиальности
Проблема ответственности (безответственности)
Проблема мужества и героизма
Внутриличностный конфликт Нравственность и мораль
Проблема подлости и предательства
Проблема чести и бесчестия
Проблема честности
Проблема человечности
Проблема испытания совестью
Проблема сострадания и милосердия
Проблема равнодушия
Проблема предательства и преданности
Проблема неподкупности и взяточничества (коррупции)
Проблема лживости и обмана
Умение признавать ошибки
Проблема нравственного выбора Воспитание
Проблема воспитанности (невоспитанности) окружающих
Проблема невежества
Проблема вежливости
Проблема хамства и грубости
Проблема отзывчивости
Проблема уважительного (неуважительного) отношения к окружающим
Самовоспитание Уважение к старшим
Проблема толерантности и терпимости Общечеловеческие проблемы
Проблема смысла жизни
Проблема поиска счастья
Проблема приобретения жизненного опыта
Роль опыта в жизни человека
Проблема пьянства и алкоголизма
Воровство
Бедность и нищета
Преступности
Проблема одиночества
Проблема истинности духовных ценностей
Проблема роли религии в жизни человека
Проблема утраты связи поколений
Проблема исторической памяти
Проблема сохранения культуры Межличностные отношения
Проблема истинности дружбы
Проблема бескорыстности дружбы
Предательство друга
Роль друзей в жизни человек
Проблема влияния любви на человека
Проблема безответной любви
Любовь как смысл жизни
Проблема истинности чувств
Соперничество
Проблема уважительного отношения к врагу
Межличностный конфликт
Умение прощать Человек и искусство
Проблема талантливости и гениальности
Проблема потребительского отношения к искусству
Роль искусства в жизни человека
Роль музыки в жизни человека
Значение искусства для людей в годы войны
Роль художественной литературы в жизни человека
Влияние искусства на человека
Любовь к искусству Великая Отечественная Война
Проблема верности родине
Проблема патриотизма
Проблема предательства родины
Варварство
Фашизм
Проблема женского героизма
Гуманизм (человечность)
Проблема гуманного отношения к врагу
Роль войны в истории государства
Разрушающая сила войны
Проблема детства в годы войны
Проблема влияния войны на человека
Проблема трудного детства в годы войны
Проблема раннего взросления детей в годы войны
Проблема беспризорности в годы войны
Проблема тягот и нужд в годы войны
Проблема героизма и трусости в годы войны
Проблема потери близкого человека Человек и профессия
Проблема призвания
Проблема профессионализма/некомпетентности
Специфика профессии врача
Специфика профессии учителя
Специфика профессии писателя
Значение профессии в жизни человека
Проблема профессионального самоопределения (выбора профессии)
Значение труда в жизни человека
Лень и трудолюбие Дополнительно (данный список будет пополняться):
Проблема сохранения родного языка
Роль чтения в становлении личности
Роль книги в жизни человека
Проблема сохранения культурных памятников
Вандализм
Связь с прошлым
Твердость духа русского народа
Проблема роли внешности в жизни человека
Внутренняя красота
Чувство вины
Роль сказки в жизни человека
Любовь к родине
Проблема исторической памяти
Короткий план к заданию C1 по русскому языку. 1. Введение:
Объем – 2-3 предложения.
Задача: подвести читателя к проблеме
Пример: – Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач. 2. Постановка проблемы
Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
Объем: 2-4 предложения.
Пример: – Однако, многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека. 3. Комментарий к проблеме
Задача: растолковать проблему, охарактеризовать ее
Объем: 4-7 предложений
Пример: Затронутая В. Солоухиным социальная проблема, является особенно актуальной в наше время, вместо того чтобы развивать свои способности и воображение, приобретать новые умения и навыки, люди предпочитают проводить свободное время перед голубым экраном. И это не может не вызывать тревогу у писателя. Примеры, которые он приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему, оценить серьезность происходящего. 4. Позиция автора
Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.
Объем: 1-2 предложения.
Пример: Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека. 5. Ваша позиция
Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
Объем: 1-2 предложения.
Пример: Трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это. 6. 1-й аргумент+литературный пример.
Аргументами могут быть: 1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные,полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы. 2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты)
То есть, например, вы пишете: Главная опасность телевидения, на мой взгляд, заключается в том, что оно порабощает душу человека, навязывает ему определенный образ мысли, стиль жизни, стремления, идеалы и ценности – чаще всего ложные, пустые. Привыкнув к простой, стандартизированной информации, которая поступает «с голубого экрана» и усвоение которой не требует никакого умственного и душевного напряжения, человек вскоре оказывается неспособен воспринимать более сложные вещи – произведения искусства, классическую музыку, классические литературные произведения, они ему становятся попросту неинтересны, он считает их скучными.. [Это был аргумент, который мы придумываем на месте] Известный публицист В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет “невольниками на галерах”. Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру. [Это был литературный пример, подтверждающий/иллюстрирующий аргументы, который (будем надеяться на лучшее) подготовлен у нас заранее]. 7. 2-й аргумент + литературный пример или 2 примера из жизни/науки.
Лучше и здесь привести пример из литературы, чтоб уже наверняка, однако, если в пункте 6. вы уже использовали нашу маленькую уловку с любимым японским писателем, лучше не рисковать. То же самое касается случая, когда у вас был только один нормальный пример и вы его уже использовали. Пишем дальше: Кроме того, психологи, утверждают,что длительный просмотр сериалов наносит огромный вред развитию подростка или ребенка. Дети, проводящие досуг у экрана, отличаются замкнутым характером, им, как правило, бывает трудно находиться в компании сверстников, так как они стеснительны и пассивны, не проявляют интереса к играм и забавам, не имеют увлечений.. Помимо этого, телевизор отбирает у человека самое ценное, что у него есть – время, которое можно было бы потратить на гораздо более важные и значимые вещи, например, на общение с близкими,что зачастую приводит к печальным последствиям. Например, в конце 90-х, когда по телевизору впервые стали показывать зарубежные сериалы, подавляющее большинство российских женщин невозможно было оторвать от экрана. Оставленные без ужина, внимания и заботы мужья в некоторых случаях даже подавали на развод, и семья разрушалась. 8. Заключение
В заключении обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно призывать читателя к размышлению, используя риторический вопрос.
2-3 предложения. ЕГЭ портал рекомендует:
• Другой план сочинения
• Шаблоны сочинения ЕГЭ по русскому языку
• 2 лекции с консультациями по написанию сочинения в ЕГЭ по русскому языку
• Аргументация проблем в сочинении С1
Война оставляет след в душе каждого человека. Кто-то читал книги и смотрел фильмы о войне, кому-то довелось или воевать, или жить в военное время. Говоря о войне, мы не можем не упомянуть о мужестве солдат. Как проявляется мужество в военное время? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Б.Л. Васильев, автор текста, предложенного мне для анализа.
В центре внимания автора события, происходившие в Брестской крепости в самом начале Великой Отечественной войны. Обращаясь к теме мужества, Б.Л. Васильев рассказывает историю о неизвестном защитнике, который сражался совсем один до апреля 1942 года. Автор подчеркивает, что этот человек бился без соседей, приказов, писем из дома. Все это говорит о самоотверженности, огромной силе воли, и, конечно, мужестве этого советского солдата, имени которого мы не знаем. Б.Л. Васильев обращает внимание читателей на рассказы экскурсоводов о защитниках Брестской крепости, сходивших с ума от жажды, но отдававших воду детям. Автор акцентирует внимание на том, что крепость не сдалась.
Позиция автора выражена открыто: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, отважных поступках. Автор убежден, что мужество свойственно людям, готовым пожертвовать жизнью ради защиты других людей.
Я согласен с позицией автора: солдаты проявляют мужество, делая ради защиты своей Родины все возможное, жертвуя жизнью во имя победы, в любых ситуациях поступая по чести. Я считаю, что мужество присутствует не только в поступках, которые мы считаем подвигами, но и в других ситуациях, когда речь идет о чем-то трудновыполнимом, но крайне важном и нужном.
Мужество мы видим в поступках, которые порой кажутся людям невыполнимыми. Такой пример присутствует в произведении А.Т. Твардовского “Василий Теркин”: боец переплыл ледяную реку, чтобы сообщить о взводе на правом берегу. Солдаты, сидящие в дозоре, сначала не поверили, что в такой холод по реке может плыть живой человек. Конечно, этот поступок Василия Теркина – пример проявления не только мужества, но и силы духа, достойной уважения.
Не только во время военного сражения человек может совершить поступок, который можно назвать мужественным. В произведении М.Шолохова “Судьба человека” мы видим именно такой случай. Андрей Соколов, попавший в плен, был вызван на допрос к Мюллеру. Голодный, уставший, изможденный солдат не отступился от слов, из-за которых оказался на допросе. Более того, он отказался пить за победу немцев, несмотря на голод. Этим герой заслужил уважение Мюллера и был отпущен с хлебом и салом обратно. Трудно представить, что испытал Андрей Соколов, отстаивая свою честь и гордость русского народа. Это, несомненно, поступок по-настоящему мужественный.
Примеров, показывающих мужество солдат, огромное количество. Каждый из них уникален, но за всеми поступками стоит смелость, самоотверженность, желание сделать все возможное и невозможное во имя Родины. Сложно представить, что испытали люди, поступки которых мы называем мужественными. Эти солдаты достойны того, чтобы о них помнили.
Сочинение по проблеме роли памяти в жизни человека ЕГЭ по русскому языку
То, что имеет человечество сейчас, создавалось веками. Многие нравственные ценности, традиции, обычаи, знания пришли к нашему поколению из далекого прошлого, поэтому вся наша жизнь связана с понятием памяти. Какова роль памяти в жизни человека? Над данной проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.
Автор, рассуждая по указанной проблеме, обращает внимание на взаимосвязь культуры и памяти. С восхищением он говорит об удивительном свойстве памяти сохранять преимущественно нужное, доброе, а не злое. Стараясь быть убедительным, Д.С. Лихачев подчеркивает ведущую роль памяти в формировании человеческого опыта, усвоении традиций, приобретении трудовых и бытовых навыков, повышении эстетического уровня восприятия и творчества и, наконец, создании знания. Автору важно показать, что память имеет “величайшее нравственное значение”, потому что она “противостоит уничтожающей силе времени”. Д.С. Лихачев называет беспамятного человека неблагодарным, безответственным и бессовестным, тем самым показывая, как отношение к памяти характеризует личность. Для большей убедительности автор цитирует строки А.С. Пушкина, в которых любовь к “отеческим гробам” поэт называет “животворящей”.
Позиция автора очевидна: он считает, что память накапливает необходимые человеку знания, играет важную роль в становлении личности в целом. Д.С. Лихачев считает память основой формирования культуры.
Я согласен с позицией автора. По моему мнению, память важна как для отдельной личности, так и для общества в целом. Она помогает не только усваивать знания, но и оценивать происходящие в мире события, учит избегать ошибок, видеть значимость исторических фактов.
Память сохраняется в книгах. Люди, не читающие книг, не способны правильно мыслить, давать оценку происходящему вокруг. В произведении Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” мы видим общество, лишенное важных для человека книг. Уничтожение книг сделало людей почти роботами, живущими по заданной программе. Общество принимало все происходящее как должное, потому что было лишено памяти, а значит, и возможности соотносить настоящее с прошлым. Люди, потеряв право читать книги, не приобрели важных для личности качеств, просто разучились свободно мыслить. А ведь книги – только один из великого множества источников памяти. Однако исчезновение книг поставило под удар возможность полноценного формирования личности.
Огромное значение имеет память о подвигах наших предков. Это касается, конечно, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Уже прошло достаточно много времени с великой победы, но внимание к этому событию не становится меньше с годами. Горький опыт прошлого учит новые поколения мужеству, любви к Родине, предостерегает от совершения непростительных ошибок. Как бы человек научился этому, если бы в его памяти не было места событиям Великой Отечественной войны?
Роль памяти в жизни человека невозможно переоценить. Именно память накапливает необходимые человеку знания, учит его поступать правильно, отличать хорошее от плохого. Поэтому память можно назвать основой успешного функционирования общества.
В качестве аргумента мне бы хотелось привести в качестве примера реальную историю из жизни композитора Моцарта. Его талантливый, но обделенный гениальностью соперник Сальери завидовал Моцарту, но не собирался просиживать часами над нотами, надеясь, что воля случая поможет ему одолеть «врага». Моцарт же привык упорно трудиться, и именно столь поразительное трудолюбие помогло ему стать тем, кого мы знаем как гения в своей области.
Проблема текста перекликается с реальной жизнью современных маленьких гениев, которых с каждым годом рождается все больше. Каждый из них мог бы утвердиться в выбранной сфере и полностью проявить себя, но зачастую этому мешает недостаток внимания родителей. Педагоги, а также ровесники иногда просто глумятся над детьми-индиго, которые уж очень сильно отличаются от всех. Поэтому каждому, кто столкнется с подобными гениальными детьми, можно посоветовать поспособствовать процессу рождения настоящей гениальности из зарождающегося таланта.
Анализируя работу Н. Михайлова, я пришел к размышлениям о преимущественной роли окружающих гениального ребенка людей в формировании его гениальности. Хотелось бы призвать всех к тому, чтобы не позволять затаптывать в грязь пробившийся росток выдающихся способностей ребенка-индиго.
Пример 2
Может ли война уничтожить все высокоморальное в человеке? Или частица звериного в каждом из нас рано или поздно раскрывается при определенных обстоятельствах, вытесняя человеческие качества? А может, в нашей природе предусмотрена даже любовь к врагу?
Я считаю, что именно такие вопросы нравственности и морали, волновавшие выдающихся философов во все времена, поднимает в своем труде В. Тендряков. Автор проявляет желание поделиться озадачившей его проблемой с читателями и заставить их поразмыслить над исходящими из нее вопросами.
Тендряков в своей работе приводит историю пожара в немецком госпитале военного времени. Продолжающаяся жестокая война не влияет на проявление людьми глубокого сострадания и совести. Автор рассказывает, что происходившее на глазах у многих трагическое происшествие затронуло сердце каждого, никто не остался в стороне. В. Тендряков в своем тексте приводит примеры удивительного сопереживания врагов друг другу и их помощи товарищам в трудную минуту.
Автор выражает мнение о том, что во все времена остаются человечные люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради других. «Подавить человечность просто, а полностью вытравить ее из наших сердец невозможно».
Мое согласие с текстом автора приводит к воспоминаниям о произведении В. Закруткина «Матерь человеческая» о событиях Второй Мировой войны и об отрывке из романа «Война и мир». В первом случае героиня произведения, несмотря на жгучее желание мести, прощает своего врага, который мог быть убийцей ее родного сына. В романе Толстого рассказывается о неиспользованных «запасах человеческого»: описывается мирное общение русских и французских солдат и их доброе отношение друг к другу, которое, все же, никак не спасает их от продолжения военных действий.
Текст Тендрякова, который был мне предложен для анализа, помог мне прийти к мысли о том, что человеческое всегда остается внутри каждого из нас и только ждет удобно времени для проявления, несмотря на драматизм жизненных ситуаций.
Допуск на ЕГЭ старшеклассники получают не автоматически: каждому из них предстоит написать итоговое сочинение по литературе, это будут делать даже те выпускники, которые решили связать свое дальнейшее обучение с точными, а не с гуманитарными науками. Сочинение пишется в конце второй учебной четверти (в конце первого учебного семестра, если школа работает по семестровому графику). Во второй половине учебного года проводятся еще два испытания – для пересдачи. Их приблизительные даты – начало февраля и середина мая. Пересдачи предназначены для написания сочинения теми учащимися, которые не проходили основное испытание, например, из-за болезни. Повторный шанс дается также тому, кто получил «незачет» на первом экзамене или был вынужден покинуть его по любой причине. Испытание проходит одновременно во всех школах страны в 10.00 по местному времени. Его продолжительность ограничена 235 минутами – это 3 часа 55 минут. Время, выделенное на инструктаж учеников и заполнение ими регистрационного бланка, в этот срок не входит.
Официального списка тем итогового сочинения до начала экзамена не знает никто, кроме его разработчика – института ФИПИ. Известны только пять тематических направлений: “Война и мир – к 150-летию великой книги”, “Надежда и отчаяние”, “Добро и зло”, “Гордость и смирение”, “Он и она”. Все опубликованные на интернет-ресурсах темы являются лишь примерными либо такими, что были использованы в предыдущие годы.
Произведение должно содержать минимум 250 слов, максимальное их количество не регламентируется, но разработчик рекомендует писать сочинение, состоящее минимум из 350 слов. Работа получает одну из двух оценок: «зачет» или «незачет». Параметры оценки не отличаются от тех, по которым оцениваются рядовые сочинения в школе. Это соответствие теме, логика рассуждений, правильность построения композиции, аргументация, степень привлечения литературного материала. Кроме того, эксперты обратят внимание на качество письменной речи, обязательно учитывается и грамотность ученика.
Важен и такой критерий, как самостоятельность написания. Списывание сочинения или его фрагментов из любого источника, как и воспроизведение чужого содержания по памяти (работы другого участника или уже опубликованного текста) не допускается. А вот цитирование, прямое или косвенное, не только допустимо, но и приветствуется, при этом нужно обязательно указывать источник. Количество цитат может быть любым, но их суммарный объем должен быть меньше, чем объем текста, написанного собственно учеником.
Выше приведен перечень из пяти направлений тем итогового сочинения на 2019/2020 учебный год, подготовленный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. Декабрьское сочинение – необходимое испытание, которое необходимо преодолеть для получения допуска к ЕГЭ (нужно получить “зачет”).
Специалисты ФИПИ подготовили следующие комментарии к тематическим направлениям этого года:
1. «Война и мир – к 150-летию великой книги».
«Война и мир» – энциклопедия русской жизни. Это многогранное произведение, в котором показываются различные взаимоотношения между людьми на фоне развития исторических событий. Как важно народное единство? В чем заключается патриотизм? Каковы истинные семейные ценности? Как отражается война на судьбах народа? Как можно найти себя? Ответы на все эти вопросы даны в романе-эпопее Л.Н. Толстого.
2. «Надежда и отчаяние»
Как противостоять ударам судьбы? Чем отчаяние опасно для человека? Что помогает человеку преодолеть страх? Что мешает человеку быть счастливым? В чем смысл пословицы «Надежда умирает последней»? Что может привести человека к бесчестному поступку? Почему надежда важна для человека? Какие ориентиры не дают заблудиться на жизненном пути?
3. «Добро и зло»
В каких поступках человека проявляется доброта? Почему месть не помогает искоренить зло? Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»? Какого человека можно назвать злым? Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»? Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
4. «Гордость и смирение»
В чем разница между гордостью и гордыней? Согласны ли вы с утверждением Н.А. Островского: «Гордость — вечная помеха в любви человека»? Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других? Как вы понимаете высказывание Б. Шоу: «Смиренно склони голову перед фактами, но гордо подними её пред лицом чужих мнений»? Когда родители могут гордиться детьми? Важно ли уметь смиряться со своими ошибками? Важно ли уметь прощать?
5. «Он и она»
Почему в любви важно понимать и прощать? Что важнее: любить или быть любимым? Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? Светлые и трагические стороны любви. Какие качества раскрывает в человеке любовь? Согласны ли вы с утверждением А. Шопенгауэра: «Мужчины от природы равнодушны друг к другу, а женщины от природы враги»? Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
Как писать итоговое сочинение?
Алгоритм написания итогового сочинения.
Выбираем понятную тему, по которой сможем привести аргумент из литературы.
Ставим вопрос, который содержится в теме.
Формулируем тезис, то есть ответ на вопрос. Идея должна быть четкой.
Подбираем произведения, с помощью которых сможем доказать свою точку зрения. Можно использовать контраргументы.
Продумываем план сочинения и содержание каждого абзаца.
Пишем сочинение на черновике.
Редактируем работу: понятен ли смысл, нет ли отступлений от темы, нет ли нарушений логики; исключаем повторы и неверные формулировки предложений; редактируем орфографию и пунктуацию.
Переписываем сочинение в бланк ответов аккуратным разборчивым почерком.
Критерии оценивания итогового сочинения.
Экзамен оценивается по системе «зачет-незачет».
В первую очередь необходимо соблюдать два главных требования:
Объем сочинения. Эксперты рекомендуют 350 слов. Но это не значит, что меньше писать нельзя. Минимальный объем – 250 слов (с учетом всех союзов, предлогов и частиц). Если будет меньше, то сочинение не проверяется, поэтому обязательно пересчитывай слова в работе.
Сочинение нельзя списывать. Если сочинение (или даже его фрагменты) взяты из какого-то другого источника, то оно не проверяется, и за всю работу ставится «незачет». В сочинении разрешено приводить цитаты, но обязательно с указанием источника.
Если эти два требования соблюдены, работа проверяется по пяти критериям:
Соответствие теме. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Аргументация. Привлечение литературного материала. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Композиция и логика рассуждения. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Качество письменной речи. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Грамотность. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Для получения «зачета» работа должна быть не менее 250 слов, написана самостоятельно и соответствовать трём критериям, причем первые два являются обязательными.
Время написания сочинения составляет 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Проверяют сочинения Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Источник: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
Прошлогодние темы сочинений: Отцы и дети, Мечта и реальность, Месть и великодушие, Искусство и ремесло, Доброта и жестокость
Список тем эссе для подготовки к письменной части ЕГЭ по английскому языку.
№
Topics of Essays in English
Life of people / society / family / money / laws
1.
Life in a big city / life in the country
2.
Modern and old life – quietness/ more opportunities
3.
Men withstand age better than women and remain attractive longer
4.
“Man is born for happiness” / “The only one is worthy for happiness and freedom, who struggles for them every day”
5.
Family is the most important thing in life.
6.
Only talented people can achieve success / hard work compensates for the lack of talent
7.
Money – happiness and joy / a source of trouble
8.
Money – the only way to success
9.
Families with 1 child (nuclear family) / life in a big (extended) family
10.
Cloning experiments
11.
Freedom of press – achievements of democracy / journalistic mistakes
12.
Holiday celebrations – enjoyment / just a day-off
13.
Preparing for holidays is more fun than celebrating them.
14.
The best holidays are those which have got special traditions of celebration
15.
A person can have only 1 true friend
16.
Life – long friendship exists only in films.
17.
Sending to prison – the only way of punishment
18.
Death penalty – an appropriate punishment for murderers
19.
Appearances are deceitful
20.
Coins and paper money / credit and bank cards
21.
Famous pop and sports stars earn too much money.
22.
A popular actor’s life is always fun.
23.
Honesty is the best policy.
24.
The best things in life are free.
Life of young people
1.
Modern teens – awful / criticized for no reason
2.
Being young – fun and entertainment / not easy
3.
Childhood is the safest period of human life.
4.
In Europe children begin an independent life at 18…
5.
Part-time jobs for teens
6.
Pocket money – teaches to be responsible / parents should buy everything
7.
Giving extra pocket money for good marks
8.
Young people are not as healthy as 50 years ago
9.
Youth contacts / students’ exchange programs
10.
Subcultures
12.
It is easier to make friends than to keep them.
12.
Friendship /love is the most important thing in life.
13.
Circus is the best entertainment for children.
Education / school / teachers
1.
Education is compulsory, school is not
2.
Future education – books / computers
3.
Good education – at home /abroad
4.
On-line education – good / bad
5.
All subjects at school are equally useful
6.
Homework – too much , no time to do it properly
7.
School uniforms
8.
Pupils should take part in making decisions about school problems / too young
9.
School trips – interesting and educational / waste of time
10.
Teachers – noble / not as respected as it used to be
11.
Teachers – knowledgeable / make teaching enjoyable and fun
12.
Are exams a fair way of testing students?
13.
Boys and girls should study separately
14.
Is it better to have a 5-day or a 6-day week at school?
15.
Producing a school magazine – develops creativity, teaches different skills / waste of time
16.
School classmates make the best friends
17.
School friendship can’t last forever.
18.
Students do not study enough modern authors and literature.
19.
Education polishes good natures and corrects bad ones.
20.
A University degree is a must for success in modern world.
Learning foreign languages
1.
Learning foreign languages – a waste of time
2.
Learning foreign languages – abroad or at home
3.
To learn only English or 2-3 languages
4.
Entertaining way of learning a foreign language – to learn words of songs/lyrics
5.
1 language on the planet – it is good / a disaster
6.
Russian is easier to learn than English.
Choosing a career
1.
Choosing a career – following in one’s parents’ footsteps
2.
Some teens want to have a highly paid job /others – interesting and bringing satisfaction
3.
After leaving school – education or work / gap year
4.
Some people think that success in life is making a career only.
5.
Some people don’t like to have a working day from 9 to 5.
6.
Work is the most important thing in life.
Technology (TV / mobiles / cars / bikes / computers / space)
1.
Cars changed the world / it’s better without them
2.
Cars should be banned in the centre of big cities
3.
Bikes should be banned in the centre of big cities
4.
People spend too much money on space exploration
5.
UFOs – claim to have seen them / sci-fi
6.
Technology – an important part of our lives / too many machines
7.
Technical devices do more harm than good
8.
Computers- help better education / only playing games
9.
Computer games – children+ / parents – (teach nothing , children should avoid them)
10.
Computer – physical activity
11.
Virtual reality – a part of our life / dangerous
12.
TV – negative effect on people’s health
13.
TV destroys family life / enriches it
14.
Children watch too much TV
15.
Soap operas
16.
Reality shows
17.
TV advertising
18.
Internet / social networking is the most popular way of communication
Sports / Health
1.
Sport – enjoyable / not useful
2.
Doing sports regularly / watch sports events
3.
Extreme sports help to build a character / very dangerous
4.
Professional sports
5.
Olympic Games – pro and contra
6.
Dieting – the only way of losing weight
7.
Eating out / at home
8.
Genetically modified food
9.
Exotic diets
10.
Fast food / McDonalds
11.
Smoking
12.
Sport unites.
13.
Sport reduces stress.
14.
Health is the most important thing in life.
15.
It’s beneficial to host international sports events.
Hobbies / fashion
1.
Collecting things
2.
Collection of photo albums / to store photos in a computer
3.
To knit or not to knit?
4.
How music influences us?
5.
Music helps to avoid stress / distracts from daily routine.
6.
Writing letters
7.
Books / film version
8.
Reading detectives – a waste of time?
9.
Reading adventure stories – a waste of time?
10.
Some people think that we do not need poetry
11.
Graffiti – a form of art / vandalism
12.
Cinema / theatre
13.
Clothes affects how you feel / don’t care how you look
14.
Fashion industry exists to persuade people to spend money on things you really don’t need
15.
Sewing and knitting clothes home is a waste of time and money
16.
Clothes that people wear influences their behavior
17.
Following a fashion is a waste of time and money.
18.
Bookshops / libraries will soon be the sign of the past.
Tourism / Travelling
1.
Tourism broadens our mind
2.
Tourism ruins everything
3.
Travelling – experience new things / lie on the beach
4.
International / domestic tourism
5.
Why young people like travelling more than senior citizens
6.
Buying souvenirs is a waste of money.
7.
Cultural differences cause problems, it’s better to stay in one’s own country
8.
Tourism abroad helps to understand your own country.
9.
Visiting museums is still important nowadays.
Environment / Animals
1.
Our future will be… – optimistic / pessimistic point of view
2.
Climate changes – serious concern / not a big deal
3.
Zoos for animals – fair or not
4.
Experiments on animals – cruel and unnecessary
5.
Neglected animals – life in the streets / to be collected and put into shelters
6.
Pet animals – to keep / not to keep
7.
Pets reduce stress
8.
Pollution is the greatest problem caused by people.
9.
Growth of cities / technical progress is harmful for the environment.
Темы для тренировки к новым направлениям 2018/19 учебного года.
Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала ИС.
Отцы и дети
1. Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми?
2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей?
3. Согласны ли вы с высказыванием А. С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
4. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?
5. Быть похожим на родителей – это достоинство или недостаток?
6. Что значит преемственность поколений?
7. Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?
8. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей?
9. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением?
10. Быть родителями – это счастье или обязанность?
11. Что такое «конфликт поколений»?
Мечта и реальность
1. Что означает «высокая мечта»?
2. Когда реальность разрушает мечту?
3. Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?
4. Почему не все мечты сбываются?
5. В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?
6. Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
7. Когда мечта превращается в цель?
8. Можно ли убежать от реальности?
9. Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?
10. Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?
11. Мечтатель – это фантазер или глупец?
Месть и великодушие
1. Почему месть разрушает душу?
2. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
3. Какого человека можно назвать великодушным?
4. Какие качества присущи великодушному человеку?
5. Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
6. Великодушие – это сила или слабость?
7. Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?
8. Что общего между великодушием и состраданием?
9. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
10. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?
11. Когда нужно отказаться от мести?
Искусство и ремесло
1. Что можно считать подлинным искусством?
2. В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
3. В чем разница между ремеслом и искусством?
4. Может ли ремесленник стать художником?
5. Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
6. Могут ли способности превратиться в талант?
7. Кто такой талантливый человек?
8. Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
9. Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
10. Какова роль искусства в развитии человечества?
11. Чем настоящее искусство привлекает человека?
Доброта и жестокость
1. Какими качествами обладает добрый человек?
2. Можно ли оправдать жестокость?
3. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
4. Доброта – это проявление силы или слабости?
5. Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
6. Может ли доброта причинить вред человеку?
7. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
8. Кого можно назвать жестоким?
9. В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?
10. Нужно ли бороться с жестокостью?
11. Что может сделать человека добрее?
Сегодня вспомнила, какая каша была у меня в голове, когда я готовилась к сочинению. Меня трясло от мысли, что на ЕГЭ попадется текст, к которому я не смогу подобрать аргументы.
Поэтому сегодня решила составить подробный список проблем, которые могут втсретиться в текстах на ЕГЭ. Он может быть очень полезным, если с ним правильно работать:
Сохрани список к себе на компьютер или распечатай
Удали или зачеркни проблемы, к которым ты легко подобрал несколько аргументов
Каждый день готовь аргументы для одной из оставшихся проблем, тем самым постепенно сокращая список.
Так вы ничего не упустите и будете полностью вооружены аргументами на любую тему.
Формулировка проблемы может незначительно меняться в зависимости от текста, но смысл останется тем же.
Человек и природа
Влияние человека на природу
Проблема любви к природе
Разрушающая сила природы
Проблема отношения человека к природе
Влияние природы на человека
Проблема постижения прекрасного в природе
Проблема бережного отношения к природе
Проблема беззащитности природы
Проблема жестокого обращения с животными
Проблема бережного отношения к животным
Проблема любви к животным
Проблема преданности животных
Проблема безответственного отношения к животным
Гармоничные отношения с природой
Проблема экологии
Проблема потребительского отношения к природе
Проблема восприятия окружающего мира
Семья, детство, юношество
Роль семьи в формировании личности ребенка
Роль окружающих в формировании личности человека
Проблемы воспитания
Проблема взаимоотношений в семье
Проблема материнской любови
Проблема слепой материнской любви
Материнская любовь как подвиг
Проблема отцов и детей
Проблема преемственности поколений
Роль детства в формировании личности человека
Проблема детского мировоззрения
Проблема детской жестокости
Проблема детской бескорыстности
Бескорыстность детской дружбы
Воспоминания из детства
Проблема отношения детей к родителям
Проблема детской доверчивости
Проблема детской искренности
Проблема первой любви
Проблема юношеской неопытности
Утрата связи с отчим домом
Образование и наука
Роль образования в жизни человека
Роль учителя в жизни человека
Проблема некомпетентности педагога
Проблема отношения к учебе
Стремление к знаниям
Нежелание учиться
Значение науки для человечества
Проблема потребительского отношения к науке
Технический прогресс
Потребительское отношение к науке
Внутренний мир и сущность человека
Проблема бессердечности и черствости человека
Проблема человеческой жестокости
Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
Проблема зависти
Разрушительное влияние денег на человека
Проблема жадности
Проблема ненависти
Корысть
Проблема стыда
Роль мечты в жизни человека
Проблема ревности
Проблема трусости
Проблема отсутствия силы воли
Проблема эгоизма
Проблема самокритичности
Проблема неуверенности в себе
Проблема зависимости от чужого мнения
Проблема принципиальности
Проблема ответственности (безответственности)
Проблема мужества и героизма
Внутриличностный конфликт
Нравственность и мораль
Проблема подлости и предательства
Проблема чести и бесчестия
Проблема честности
Проблема человечности
Проблема испытания совестью
Проблема сострадания и милосердия
Проблема равнодушия
Проблема предательства и преданности
Проблема неподкупности и взяточничества (коррупции)
Проблема лживости и обмана
Умение признавать ошибки
Проблема нравственного выбора
Воспитание
Проблема воспитанности (невоспитанности) окружающих
Проблема невежества
Проблема вежливости
Проблема хамства и грубости
Проблема отзывчивости
Проблема уважительного (неуважительного) отношения к окружающим
Самовоспитание Уважение к старшим
Проблема толерантности и терпимости
Общечеловеческие проблемы
Проблема смысла жизни
Проблема поиска счастья
Проблема приобретения жизненного опыта
Роль опыта в жизни человека
Проблема пьянства и алкоголизма
Воровство
Бедность и нищета
Преступности
Проблема одиночества
Проблема истинности духовных ценностей
Проблема роли религии в жизни человека
Проблема утраты связи поколений
Проблема исторической памяти
Проблема сохранения культуры
Межличностные отношения
Проблема истинности дружбы
Проблема бескорыстности дружбы
Предательство друга
Роль друзей в жизни человек
Проблема влияния любви на человека
Проблема безответной любви
Любовь как смысл жизни
Проблема истинности чувств
Соперничество
Проблема уважительного отношения к врагу
Межличностный конфликт
Умение прощать
Человек и искусство
Проблема талантливости и гениальности
Проблема потребительского отношения к искусству
Роль искусства в жизни человека
Роль музыки в жизни человека
Значение искусства для людей в годы войны
Роль художественной литературы в жизни человека
Влияние искусства на человека
Любовь к искусству
Великая Отечественная Война
Проблема верности родине
Проблема патриотизма
Проблема предательства родины
Варварство
Фашизм
Проблема женского героизма
Гуманизм (человечность)
Проблема гуманного отношения к врагу
Роль войны в истории государства
Разрушающая сила войны
Проблема детства в годы войны
Проблема влияния войны на человека
Проблема трудного детства в годы войны
Проблема раннего взросления детей в годы войны
Проблема беспризорности в годы войны
Проблема тягот и нужд в годы войны
Проблема героизма и трусости в годы войны
Проблема потери близкого человека
Человек и профессия
Проблема призвания
Проблема профессионализма/некомпетентности
Специфика профессии врача
Специфика профессии учителя
Специфика профессии писателя
Значение профессии в жизни человека
Проблема профессионального самоопределения (выбора профессии)
Значение труда в жизни человека
Лень и трудолюбие
Дополнительно (данный список будет пополняться):
Проблема сохранения родного языка
Роль чтения в становлении личности
Роль книги в жизни человека
Проблема сохранения культурных памятников
Вандализм
Связь с прошлым
Твердость духа русского народа
Проблема роли внешности в жизни человека
Внутренняя красота
Чувство вины
Роль сказки в жизни человека
Любовь к родине
Проблема исторической памяти
Короткий план к заданию C1 по русскому языку.
1. Введение:
Объем – 2-3 предложения.
Задача: подвести читателя к проблеме
Пример:
– Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач.
2. Постановка проблемы
Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
Объем: 2-4 предложения.
Пример:
– Однако, многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека.
3. Комментарий к проблеме
Задача: растолковать проблему, охарактеризовать ее
Объем: 4-7 предложений
Пример:
Затронутая В. Солоухиным социальная проблема, является особенно актуальной в наше время, вместо того чтобы развивать свои способности и воображение, приобретать новые умения и навыки, люди предпочитают проводить свободное время перед голубым экраном. И это не может не вызывать тревогу у писателя. Примеры, которые он приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему, оценить серьезность происходящего.
4. Позиция автора
Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.
Объем: 1-2 предложения.
Пример:
Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.
5. Ваша позиция
Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
Объем: 1-2 предложения.
Пример:
Трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это.
6. 1-й аргумент+литературный пример.
Аргументами могут быть:
1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные,полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы.
2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты)
То есть, например, вы пишете: Главная опасность телевидения, на мой взгляд, заключается в том, что оно порабощает душу человека, навязывает ему определенный образ мысли, стиль жизни, стремления, идеалы и ценности – чаще всего ложные, пустые. Привыкнув к простой, стандартизированной информации, которая поступает «с голубого экрана» и усвоение которой не требует никакого умственного и душевного напряжения, человек вскоре оказывается неспособен воспринимать более сложные вещи – произведения искусства, классическую музыку, классические литературные произведения, они ему становятся попросту неинтересны, он считает их скучными.. [Это был аргумент, который мы придумываем на месте]
Известный публицист В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет “невольниками на галерах”. Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру. [Это был литературный пример, подтверждающий/иллюстрирующий аргументы, который (будем надеяться на лучшее) подготовлен у нас заранее].
7. 2-й аргумент + литературный пример или 2 примера из жизни/науки.
Лучше и здесь привести пример из литературы, чтоб уже наверняка, однако, если в пункте 6. вы уже использовали нашу маленькую уловку с любимым японским писателем, лучше не рисковать. То же самое касается случая, когда у вас был только один нормальный пример и вы его уже использовали. Пишем дальше:
Кроме того, психологи, утверждают,что длительный просмотр сериалов наносит огромный вред развитию подростка или ребенка. Дети, проводящие досуг у экрана, отличаются замкнутым характером, им, как правило, бывает трудно находиться в компании сверстников, так как они стеснительны и пассивны, не проявляют интереса к играм и забавам, не имеют увлечений..
Помимо этого, телевизор отбирает у человека самое ценное, что у него есть – время, которое можно было бы потратить на гораздо более важные и значимые вещи, например, на общение с близкими,что зачастую приводит к печальным последствиям. Например, в конце 90-х, когда по телевизору впервые стали показывать зарубежные сериалы, подавляющее большинство российских женщин невозможно было оторвать от экрана. Оставленные без ужина, внимания и заботы мужья в некоторых случаях даже подавали на развод, и семья разрушалась.
8. Заключение
В заключении обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно призывать читателя к размышлению, используя риторический вопрос.
2-3 предложения.
ЕГЭ портал рекомендует:
• Другой план сочинения
• Шаблоны сочинения ЕГЭ по русскому языку
• 2 лекции с консультациями по написанию сочинения в ЕГЭ по русскому языку
• Аргументация проблем в сочинении С1
Война оставляет след в душе каждого человека. Кто-то читал книги и смотрел фильмы о войне, кому-то довелось или воевать, или жить в военное время. Говоря о войне, мы не можем не упомянуть о мужестве солдат. Как проявляется мужество в военное время? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Б.Л. Васильев, автор текста, предложенного мне для анализа.
В центре внимания автора события, происходившие в Брестской крепости в самом начале Великой Отечественной войны. Обращаясь к теме мужества, Б.Л. Васильев рассказывает историю о неизвестном защитнике, который сражался совсем один до апреля 1942 года. Автор подчеркивает, что этот человек бился без соседей, приказов, писем из дома. Все это говорит о самоотверженности, огромной силе воли, и, конечно, мужестве этого советского солдата, имени которого мы не знаем. Б.Л. Васильев обращает внимание читателей на рассказы экскурсоводов о защитниках Брестской крепости, сходивших с ума от жажды, но отдававших воду детям. Автор акцентирует внимание на том, что крепость не сдалась.
Позиция автора выражена открыто: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, отважных поступках. Автор убежден, что мужество свойственно людям, готовым пожертвовать жизнью ради защиты других людей.
Я согласен с позицией автора: солдаты проявляют мужество, делая ради защиты своей Родины все возможное, жертвуя жизнью во имя победы, в любых ситуациях поступая по чести. Я считаю, что мужество присутствует не только в поступках, которые мы считаем подвигами, но и в других ситуациях, когда речь идет о чем-то трудновыполнимом, но крайне важном и нужном.
Мужество мы видим в поступках, которые порой кажутся людям невыполнимыми. Такой пример присутствует в произведении А.Т. Твардовского “Василий Теркин”: боец переплыл ледяную реку, чтобы сообщить о взводе на правом берегу. Солдаты, сидящие в дозоре, сначала не поверили, что в такой холод по реке может плыть живой человек. Конечно, этот поступок Василия Теркина – пример проявления не только мужества, но и силы духа, достойной уважения.
Не только во время военного сражения человек может совершить поступок, который можно назвать мужественным. В произведении М.Шолохова “Судьба человека” мы видим именно такой случай. Андрей Соколов, попавший в плен, был вызван на допрос к Мюллеру. Голодный, уставший, изможденный солдат не отступился от слов, из-за которых оказался на допросе. Более того, он отказался пить за победу немцев, несмотря на голод. Этим герой заслужил уважение Мюллера и был отпущен с хлебом и салом обратно. Трудно представить, что испытал Андрей Соколов, отстаивая свою честь и гордость русского народа. Это, несомненно, поступок по-настоящему мужественный.
Примеров, показывающих мужество солдат, огромное количество. Каждый из них уникален, но за всеми поступками стоит смелость, самоотверженность, желание сделать все возможное и невозможное во имя Родины. Сложно представить, что испытали люди, поступки которых мы называем мужественными. Эти солдаты достойны того, чтобы о них помнили.
Сочинение по проблеме роли памяти в жизни человека ЕГЭ по русскому языку
То, что имеет человечество сейчас, создавалось веками. Многие нравственные ценности, традиции, обычаи, знания пришли к нашему поколению из далекого прошлого, поэтому вся наша жизнь связана с понятием памяти. Какова роль памяти в жизни человека? Над данной проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.
Автор, рассуждая по указанной проблеме, обращает внимание на взаимосвязь культуры и памяти. С восхищением он говорит об удивительном свойстве памяти сохранять преимущественно нужное, доброе, а не злое. Стараясь быть убедительным, Д.С. Лихачев подчеркивает ведущую роль памяти в формировании человеческого опыта, усвоении традиций, приобретении трудовых и бытовых навыков, повышении эстетического уровня восприятия и творчества и, наконец, создании знания. Автору важно показать, что память имеет “величайшее нравственное значение”, потому что она “противостоит уничтожающей силе времени”. Д.С. Лихачев называет беспамятного человека неблагодарным, безответственным и бессовестным, тем самым показывая, как отношение к памяти характеризует личность. Для большей убедительности автор цитирует строки А.С. Пушкина, в которых любовь к “отеческим гробам” поэт называет “животворящей”.
Позиция автора очевидна: он считает, что память накапливает необходимые человеку знания, играет важную роль в становлении личности в целом. Д.С. Лихачев считает память основой формирования культуры.
Я согласен с позицией автора. По моему мнению, память важна как для отдельной личности, так и для общества в целом. Она помогает не только усваивать знания, но и оценивать происходящие в мире события, учит избегать ошибок, видеть значимость исторических фактов.
Память сохраняется в книгах. Люди, не читающие книг, не способны правильно мыслить, давать оценку происходящему вокруг. В произведении Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” мы видим общество, лишенное важных для человека книг. Уничтожение книг сделало людей почти роботами, живущими по заданной программе. Общество принимало все происходящее как должное, потому что было лишено памяти, а значит, и возможности соотносить настоящее с прошлым. Люди, потеряв право читать книги, не приобрели важных для личности качеств, просто разучились свободно мыслить. А ведь книги – только один из великого множества источников памяти. Однако исчезновение книг поставило под удар возможность полноценного формирования личности.
Огромное значение имеет память о подвигах наших предков. Это касается, конечно, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Уже прошло достаточно много времени с великой победы, но внимание к этому событию не становится меньше с годами. Горький опыт прошлого учит новые поколения мужеству, любви к Родине, предостерегает от совершения непростительных ошибок. Как бы человек научился этому, если бы в его памяти не было места событиям Великой Отечественной войны?
Роль памяти в жизни человека невозможно переоценить. Именно память накапливает необходимые человеку знания, учит его поступать правильно, отличать хорошее от плохого. Поэтому память можно назвать основой успешного функционирования общества.