Темы сочинение на егэ 2017

9 вариантов

  1. Итоговое сочинение – одно из важнейших этапов сдачи экзаменов для выпускников. Это обязательный для всех выпускников школ экзамен, который является допуском к ЕГЭ. Если ученик получит «незачет» по данному испытанию, то он будет не допущен к другим экзаменам.Грядущие в ближайшее время реформы в стране касаются не только политической, геополитической и экономической систем, но задевают еще и систему образования. Ведь именно качество образования и грамотность кадров определяют успешное будущее страны. Итак, ЕГЭ 2017 – изменения, перспективы, возможности.
    Условия и сроки
    Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, поэтому в 2017 году оно будет назначено на 6 декабря. Этот экзамен проводится для того чтобы проверить уровень речевой культуры выпускников, широту их кругозора, умение мыслить и отстаивать свою точку зрения. Для учебных заведений данное испытание – это возможность адекватно оценить, насколько выпускники освоили школьную программу и достаточен ли их уровень знаний для допуска к другим экзаменам. Школьникам итоговое сочинение дает возможность получить дополнительные 10 баллов к ЕГЭ.
    Основные изменения в экзамене
    В первую очередь, изменения коснутся государственной итоговой аттестации – к двум обязательным на сегодняшний день экзаменов в 2017 году добавится еще один – на выбор учащегося, а еще через год – еще один.Так что в конечном итоге, количество экзаменов, необходимых к сдаче, увеличится, а также аттестация будет проводиться не только после 9 и 11 классов (выпускных), но и после 4 – по окончании младшей школы. Заместитель министра науки и образования Третяк Наталья в Госдуме за «круглым столом» рассказала, что изменения планировались весь 2015 год, а в 2016 – 2017 начнут воплощаться в реальность. Какие изменения планируются? В первую очередь, все нововведения небеспочвенны. Перспективные планы грядущих изменений базируются на тщательном изучении опыта прошлых лет. К примеру, обязательными были и остаются математика и русский язык. А речь об увеличении количества сдаваемых предметов зашла не зря. Ведь, как показывает опыт 2013-2014 учебных годов, полная демократия в выборе предметов и отсутствие лимита приводит к тому, что в разы сокращается количество учащихся, проходящих итоговую аттестацию точных и природоведческих предметов (обществознание, химия, физика, биология, пр.) В Министерстве образования и науки посчитали такую ситуацию неприемлемой для будущих молодых специалистов, и увеличили число экзаменов ЕГЭ, оставив при этом ребятам возможность выбора предмета.

  2. «Верность и измена»,
    «Равнодушие и отзывчивость»,
    «Цели и средства»,
    «Смелость и трусость»,
    «Человек и общество».
    Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
    1. «Верность и измена».

    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
    Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
    2. «Равнодушие и отзывчивость»
    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
    3. «Цели и средства»
    Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
    Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
    4. «Смелость и трусость»
    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
    5. «Человек и общество»
    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

  3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (6 декабря 2017 года), первую среду февраля (7 февраля 2018 года) и первую рабочую среду мая (16 мая 2018 года).

    ВРЕМЯ

    Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
    В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

    ПЕРЕСДАЧА

    В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

    ХОД ЭКЗАМЕНА

    Вход участников итогового сочинения (изложения) в места проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени.Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в учебном кабинете в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол). Во время проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете присутствуют не менее двух членов комиссии образовательной организации.
    Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
    Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).
    До начала проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников.

    ЧТО БЕРЕМ С СОБОЙ

    Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:
    ручка (гелевая или капиллярная с чернилами чёрного цвета);
    документ, удостоверяющий личность;
    лекарства и питание (при необходимости);
    орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
    инструкция для участника итогового сочинения (изложения);
    черновики.

    ЧТО НЕЛЬЗЯ БРАТЬ НА ЭКЗАМЕН

    запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения)руководителем образовательной организации и (или) членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

    ОТКУДА БЕРУТСЯ ТЕМЫ

    Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2017/18учебного года:
    1. «Верность и измена»»,
    2. «Равнодушие и отзывчивость»,
    3. «Цели и средства»,
    4. «Смелость и трусость»,
    5. «Человек и общество».
    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяетсоздавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2017/18 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
    В каждом часовом поясе комплект тем становится известен в 9:45 по местному времени. До этого времени ТЕМЫ НЕ ИЗВЕСТНЫ, купить их заранее НЕВОЗМОЖНО.

    Пример комплектов тем 2016 (прошлого) года:

    Комплект №1
    1. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
    2. Актуально ли понятие чести для современного человека?
    3. Что можно и нужно побеждать в самом себе?
    4. Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
    5. В чём разница между другом и приятелем?
    Комплект №2
    1. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?
    2. В чём разница между честным человеком и человеком чести?
    3. Когда поражение закаляет характер человека?
    4. Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?
    5. Какие качества раскрывает в человеке дружба?
    Комплект №3
    1. Когда чувства мешают человеку поступить разумно?
    2. Что означает «идти дорогой чести?»
    3. Всегда ли поражение – это трагедия для побеждённого?
    4. Какие ошибки можно считать непоправимыми?
    5. Как отличить истинную дружбу от ложной?
    Комплект №4
    1. Какую роль в жизни человека играют чувства?
    2. Как Вы понимаете слово «честь»?
    3. Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?
    4. Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?
    5. Может ли дружба обернуться враждой?
    На экзамене нужно выбрать одну тему из предложенных пяти и написать по ней сочинение.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

    Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
    Рекомендуемое количество слов – от 350.
    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
    Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
    Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
    Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
    Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

    КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ

    Критерий № 1 «Соответствие теме»
    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
    Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
    «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
    Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
    «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
    Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
    «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 4 «Качество письменной речи»
    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
    Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
    «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 5 «Грамотность»
    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
    «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

  4. В 2017-2018 учебном году официально были утверждены пять направления итоговых сочинений по русскому языку. Для написания итогового сочинения Вам будут предложены следующие направления.
    1. «Верность и измена»
    При написании сочинения из данного направления учащемуся будет предложено высказать свои мысли относительно понятий «верность» и «измена». Как они влияют на нашу жизнь, формируют человеческую индивидуальность.
    Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений (< - кликабельно) по направлению «Верность и измена». 2. «Равнодушие и отзывчивость»
    При написании сочинения из данного направления учащемуся будет предложено высказать свои мысли относительно понятий «равнодушие» и «отзывчивость». Сравнить равнодушного и отзывчивого человека, показать его отношению к людям и окружающему миру.
    Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений (< - кликабельно) по направлению «Равнодушие и отзывчивость». 3. «Цели и средства»
    При написании сочинения из данного направления учащемуся будет необходимо поразмыслить над тем, хорошо ли достигать поставленную цель любыми средствами, а также о том, какой человек является целеустремленным, какие цели он ставит для себя в приоритете, как их достигает.
    Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений (< - кликабельно) по направлению «Цели и средства». 4. «Смелость и трусость»
    При написании сочинения из данного направления учащемуся будет предложено высказать свои мысли относительно понятий «смелость» и «трусость». Определиться кто является смелым, а кто трусом, кто готов придти на помощь в трудную минуту, а кто найдет тысячу отговорок, чтобы не помогать.
    Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений (< - кликабельно) по направлению «Смелость и трусость». 5. «Человек и общество»
    При написании сочинения из данного направления учащемуся будет необходимо поразмыслить над тем, какую роль играет человек в обществе, является ли он главным механизмом или второстенным героем. Определить, как человек может влиять на общество, а общество – на человека.
    Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений (< - кликабельно) по направлению «Человек и общество». 6. Общие темы
    В этом направлении представлены сочинения, темы которых будут актуальны всегда.
    Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений (<- кликабельно) по направлению «Общие темы».

  5. Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
    5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
    «Верность и измена»,
    «Равнодушие и отзывчивость»,
    «Цели и средства»,
    «Смелость и трусость»,
    «Человек и общество».
    Специалисты ФИПИ подготовили комментарий по открытым направлениям тем итогового сочинения, опубликованный в разделе Итоговое сочинение
    Итоговое сочинение в выпускных классах проводится с 2014 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
    Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
    Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
    В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

  6. 2018-2019 учебный год
    Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год
    Отцы и дети
    Мечта и реальность
    Месть и великодушие
    Искусство и ремесло
    Доброта и жестокость
    Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
    Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В текущем учебном году это следующие даты: 05.12.2018;   06.02.2019;  08.05.2019.
    Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
    1. Отцы и дети
    Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
    2. Мечта и реальность
    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
    3. Месть и великодушие
    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
    4. Искусство и ремесло
    Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
    5. Доброта и жестокость
    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2018-2019 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
    Проект рекомендаций по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы, но являющимися учителями по учебным предметам, по которым проводится единый государственный экзамен (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения)
    Проект Открытого банка текстов для итогового изложения
    Методические материалы в помощь выпускникам и учителям размещены ЗДЕСЬ
    Интервью с ученым секретарем ФИПИ Е.А. Зининой об итоговом сочинении на сайте Российской Газеты от 10.09.2018 г.
    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
    Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
    Изложение вправе писать следующие категории лиц:
    обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
    обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
    Время написания – 3 часа 55 минут.
    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
    Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
    Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
    Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
    Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
    Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
    Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
    Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году

  7. Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку – достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.
    Определение темы (проблемы) текста – самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.
    Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.
    Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта. Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов. Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.
    Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже.
    В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, каким способом сформулирована проблема. Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.

    Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку

    Взаимоотношения человека и природы

    Как деятельность человека влияет на природу?
    Как нужно относиться природе?
    Почему природа важна для человека?
    Должен ли человек беречь природу?
    Как природа влияет на человека?
    Чем плохо потребительское отношение к природе?
    Зависит ли человек от природы?
    Почему человек часто не видит в природе прекрасного?
    Как природа может вдохновить человека?
    Как проявляется разрушающая сила природы?
    Почему нужно жить в гармонии с природой?
    В чем проявляется красота природы?

    Взаимоотношения человека и животных

    Почему человек должен заботиться о животных?
    Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?
    Как люди должны относиться к своим питомцам?
    Все ли люди любят животных?
    Почему человек так часто жесток по отношению к животным?
    Что заставляет человека убивать животных?
    Может ли животное быть полезно человеку?
    Всегда ли человек разумнее животного?

    Отношения в семье, детство

    Как семья влияет на формирование личности ребенка?
    Есть ли что-то сильнее материнской любви?
    Как проявляется забота родителей о своих детях?
    Почему родители строги с детьми?
    Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?
    Всегда ли материнская любовь идет во благо?
    Как воспитание отражается на будущем человека?
    Должны ли дети бросать своих родителей?
    Какая атмосфера должна быть в семье?
    Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?
    Почему родители должны быть честны с детьми?
    Почему случаются конфликты “отцов” и “детей”?
    Что значат для человека детские воспоминания?
    Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

    Красота и богатство русского языка

    Что значит для человека родной язык?
    Почему нужно беречь русский язык?
    К чему приводит безответственное отношение к родному языку?
    Как сохранить красоту русского языка?
    Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?
    В чем состоит богатство русского языка?

    Школа, учителя, книги

    Почему человеку важно получить хорошее образование?
    Как школа участвует в формировании личности ребенка?
    Чем важны школьные уроки?
    Почему нужно помнить своих учителей?
    Каждого ли учителя можно назвать хорошим?
    Каким должен быть настоящий учитель?
    Почему человек должен стремиться к знаниям?
    Чем плохо нежелание учиться?
    Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?
    Почему человек должен читать книги?
    Как книги влияют на мировоззрение человека?
    Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

    Внутренний мир, нравственные качества человека

    О чем может сказать внешность человека?
    Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?
    В каких ситуациях проявляется характер человека?
    Какие внутренние качества человека можно считать правильными?
    Каков по-настоящему богатый внутренний мир?
    Почему люди совершают безнравственные поступки?
    Можно ли чем-то оправдать предательство?
    Почему люди встают на путь духовной деградации?
    Как проявляется малодушие?
    Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?
    К чему приводит человеческая жестокость?
    Почему происходят внутриличностные конфликты?
    Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

    Дружба

    Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?
    Почему происходят ссоры между друзьями?
    Почему дружба не терпит предательства?
    Какого человека можно назвать настоящим другом?
    Могут ли друзья быть соперниками?

    Любовь

    Какова настоящая любовь?
    Как нужно относиться к человеку, которого любишь?
    Всегда ли любовь бывает счастливой?
    Что может совершить человек во имя любви?
    Чем опасна безответная любовь?
    Все ли можно простить любимому человеку?

    Социальные проблемы

    Как нужно относиться к бедным?
    Почему следует помогать бездомным?
    Всегда ли можно доверять власти?
    Как проявляется проблема чинопочитания?
    Почему богатые могут управлять судьбами бедных?
    Почему процветает преступность?
    Можно ли чем-то оправдать воровство?
    Что может сделать человека пьяницей?
    Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

    Воспитание

    Какого человека можно назвать воспитанным?
    Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?
    Почему человек должен быть отзывчивым?
    Кто дает человеку воспитание?
    Почему важно уважать окружающих?
    Должен ли человек быть вежливым?

    Искусство в жизни человека

    Всегда ли талантливого человека замечают?
    Что дает человеку искусство?
    Как музыка влияет на человека?
    Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?
    Что значила для людей музыка в военное время?
    Всегда ли гениальные люди живут счастливо?
    За что люди любят искусство?
    Как искусство помогает человеку?

    Военное время

    Почему в военное время героизм был обычным делом?
    На что готовы люди, любящие свою Родину?
    Какого человека можно назвать патриотом?
    Как проявляется ложный патриотизм?
    Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?
    Почему война – горе для каждой семьи?
    Почему мы должны помнить героев войны?
    Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?
    Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.

  8. 103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
    207.Какой поступок можно назвать бесчестным?
    313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
    401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
    506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

    Приволжский федеральный округ

    Удмуртская Республика, Самарская область
    113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
    211.Что может привести человека к бесчестному поступку?
    307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?
    409.В чём различие между ошибкой и преступлением?
    513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

    Северо-Западный федеральный округ

    Калиниградская область
    112.Как разум и чувства влияют на поступки человека?
    204.«Досадно мне, коль слово “честь” забыто…» (В.С. Высоцкий).
    311.Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
    406.Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
    509.Что разрушает дружбу?

    Уральский федеральный округ

    111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?
    210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?
    309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
    408.Нужно ли анализировать свои ошибки?
    504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    Сибирский федеральный округ

    Алтайский край, Новосибирская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Томская область
    101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
    208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
    306.Всегда ли победа возвышает победителя?
    403.Что значит «учиться на горьком опыте»?
    511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
    Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Бурятия
    109.Когда разум и чувство борются в человеке?
    209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312.Только ли горечь несут человеку поражения?
    412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508.В чём причины вражды между людьми?
    Омская область
    104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
    212.Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
    302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
    411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
    507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
    Забайкальский край, Иркутская область
    109.Когда разум и чувство борются в человеке?
    209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312.Только ли горечь несут человеку поражения?
    412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508.В чём причины вражды между людьми?

    Дальневосточный федеральный округ

    Амурская область, Хабаровский край
    108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
    201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
    305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
    402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
    503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
    Магаданская область, Еврейская автономная область, Приморский край
    105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
    206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
    308.Какие уроки можно извлечь из поражения?
    404.Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
    510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
    213.Какими качествами должен обладать человек чести?
    304.Что значит достойно пережить поражение?
    410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
    501.Может ли дружба принести человеку разочарование?

  9. 13.10.2016
    Представляем необходимый список литературы под все направления итогового сочинения в 11 классе на 2016/2017 учебный год.

    Направление «Разум и чувство»

    Литература:
    Шекспир «Гамлет»
    М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
    А.Н. Островский «Гроза»
    Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»
    М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
    Темы:
    Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
    «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин).
    «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь).

    Направление «Честь и бесчестие»

    Литература:
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
    А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    В.Быков «Сотников»
    Темы:
    «Береги честь смолоду»
    «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг).
    «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо)

    Направление «Победа и поражение»

    Литература:
    «Слово о полку Игореве«
    А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    М.Ю. Лермонтов «Бородино»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    М.А. Шолохов «Судьба человека»
    Темы:
    Может ли поражение стать победой?
    «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон).
    «Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий)
    «Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).

    Направление «Опыт и ошибки»

    Литература:
    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    А.П. Чехов «Ионыч»
    Темы:
    Может ли опытный человек ошибаться?
    «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль)
    «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».

    Направление «Дружба и вражда»

    Литература:
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Темы:
    Может ли дружба перерасти во вражду?
    Что такое настоящая дружба.
    «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь).
    Друг познается в беде.
    Автор: Ветрова О.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *