Цитаты на тему сочинение

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: vip...Осторожно БРЮНЕТКА.НеЗаБуДкА

    Перечень цитат, с которых можно начать ваше сочинение.
    Конкретно по направлениям.
    Вопросы, заданные человечеству войной
    1. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин).
    2. «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь» (Г.А. Медынский).
    3. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов).
    4. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю.Лермонтов).
    5. «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский).
    6. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский).
    7. «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих).
    8. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин).
    Человек и природа в отечественной и мировой литературе
    1. «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» (Иоганн Вольфганг Гёте).
    2. «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (Вильгельм Швебель)
    3. «Природа – творец всех творцов» (Иоганн Вольфганг Гёте)
    4. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло» (Л.Н.Толстой)
    5. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)
    6. «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» (Иоганн Готфрид Зейме)
    7. «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская)
    8. «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов)
    Спор поколений: вместе и врозь
    1. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
    2. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
    3. «Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А.Сухомлинский).
    4. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
    5. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
    6. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
    7. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).
    Чем люди живы?
    1. «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А.П.Чехов).
    2. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (А.С.Пушкин).
    3. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г.Чернышевский).
    4. «Поэзия – это форма любви» (М.М.Пришвин).
    5. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).
    6. «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).
    7. «Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д.С.Лихачёв).
    8. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К.Г.Паустовский).
    9. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М.Е.Салтыков-Щедрин).
    10. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б.Л.Пастернак).
    11. «Человек – это…живая загадка» (С.Н.Булгаков).
    12. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г.Чернышевский).
    13. «Человек – целый мир…» (Ф.М.Достоевский).
    14. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С.Лихачев).
    15. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С.Мережковский).
    16. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н.В.Гоголь).
    17. «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П.Некрасов).
    18. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В.Г.Белинский).
    19. «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» (В.Г.Белинский).
    20. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В.Г.Белинский).
    21. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М.Достоевский).
    22. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М.Достоевский.
    23. «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М.Достоевский).
    24. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д.Ушинский).
    25. «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г.Паустовский).
    26. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С.Тургенев).
    27. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г.Белинский).

  2. Цитаты для подготовки к итоговому сочинению в 2015-2016 году
    Время
    Если ты хочешь перемену в будущем – стань этой переменой в настоящем. Ганди Махатма
    Время подобно ребёнку, ведомому за руку: смотрит назад… Кортасар Х.
    Мы не знаем, как поступить с нашей коротенькой жизнью, но все-таки желаем жить вечно. Франс А.
    Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем. Пифагор
    Все течет, все меняется. Гераклит
    Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой. Гоголь Н. В.
    Все изменяется, ничто не исчезает. Овидий
    Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения. Пушкин А.С.
    Все бесконечное конец свой обретает. Тагор Р.
    Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя – и оно не может быть мыслимо иначе. Толстой Л. Н.
    Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас. Флобер Г.
    Будущее должно быть заложено в настоящем. Лихтенберг Г.
    Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы. Время проходит, но сказанное слово остается.
    На день надо смотреть как на маленькую жизнь. Горький М.
    Счастливые часов не наблюдают. Грибоедов А. С.
    Власть времени — это закон, достойный уважения. Публий
    Промедление смерти подобно. Петр Первый
    Час ребенка длиннее, чем день старика. Шопенгауэр А.
    Никогда не бойся мгновений — так поет голос вечности. Тагор Р.
    Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин. Вольтер
    Время проходит, но сказанное слово остается.  Толстой Л. Н.
    Дом
    Счастье — это когда у тебя все дома. Приключения домовенка Кузи
    Дом — это не место, а состояние души. Сесилия Ахерн
    Дом – это там, где твое сердце. Плиний Страший
    Где любят нас — лишь там очаг родимый. Байрон
    Счастлив тот, кто счастлив дома. Толстой Л. Н.
    Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде. Луций Анней Сенека (младший)
    Хозяйка дома — вот что такое дом. А дом без хозяйки подобен лесу. Древняя Индия, неизвестный автор
    Дом не может считаться жилищем человека, пока в нем нет пищи и огня не только для тела, но и для разума. Сара Маргарет Фуллер
    Тот, кто всюду живет, нигде не живет. Марциал
    Нужна сотня мужчин, чтобы устроить лагерь, но довольно одной женщины, чтобы устроить дом. Роберт Ингерсолл
    Дом — это место, где большие малы, а маленькие велики. Генри Луис Менкен
    Дома новы, а предрассудки стары. А. Грибоедов
    Жить – так на воле, умирать – так дома. Анна Ахматова
    Достаточно одного ребенка, чтобы заполнить весь дом и двор. Марк Твен
    Дом без хозяина – сирота. И хозяин без дома тоже сирота. Дома и стены помогают. Приключения домовёнка Кузи
    Дети не должны расти в доме, где люди не любят друг друга. Анна Гавальда. Глоток свободы
    Не судите о доме по владельцу, но по состоянию дома судите о владельце. Цицерон Марк Туллий.
    Два хозяина в одном дому быть не могут. Александр Васильевич Суворов
    У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность. Александр Дюма (отец)
    В гостях хорошо, а дома лучше. Пословица.
    Будь ты король или простой землепашец, ты будешь по-настоящему счастлив лишь тогда, когда в твоем доме будет мир и покой. Иоганн Гёте
    Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя. Толстой Л. Н.
    Лучшая школа дисциплины есть семья. Смайлс Сэмюэл
    Любовь
    Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любят. Толстой Л. Н.
    Любовь – восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать его. Стендаль
    Разлука для любви – то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильнее. А.И.Куприн
    Любовь, как огонь, без пищи гаснет. М. Лермонтов
    Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо. Аристотель
    Любовь превозмогает всё. Вергилий
    Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид. Демокрит
    Люби, чтобы тебя любили. Марциал
    Нужно жить всегда влюблённым во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется вверх. Максим Горький
    Для любви не существует вчера, любовь не думает о завтра. Генрих Гейне
    Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. Дж. Аддисон
    В любви, как и в природе, первые холода чувствительнее всего. Н. Буало
    Дружба трагичнее любви – она умирает гораздо дольше. Оскар Уайльд
    Любовь слышится в голосе раньше, чем угадывается во взгляде. Оноре де Бальзак
    Любовь так плохо выносит домашние дрязги, что для прочного счастья нужно найти друг у друга выдающиеся качества. Оноре де Бальзак
    Всегда любите друг друга всей душой. В мире нет почти ничего, кроме любви. Виктор Гюго
    Любовь отдаёт себя в дар; купить её невозможно. Генри Лонгфелло
    Любовь без уважения недолговечна и непостоянна, уважение без любви – холодно и немощно. Бен Джонсон
    Любовь не рассуждает: с крыльями и без глаз, она эмблема слепой опрометчивости. Уильям Шекспир
    Похвалы хороши, комплименты тоже прекрасны, но любовь – это последняя и драгоценнейшая награда, какую только способен завоевать человек своим характером или своими достоинствами. Марк Твен
    Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Михаил Булгаков
    Путь
    Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим. Конфуций
    Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. Лао-цзы
    У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе.  Герман Гессе
    Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть.  Ромен Роллан
    Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен. Поль Валери
    Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует. Иоганн Гёте
    Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно. Данте Алигьери
    Достойный человек не идет по следам других людей. Конфуций
    Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти. Оноре де Бальзак
    К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. Владимир Набоков
    Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. Фрэнсис Бэкон
    Кто начинает идти уверенно закончит сомнениями, а тот, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности. Джонатан Свифт
    Мы встречаем свою судьбу на пути, который выбираем для того, чтобы уйти от нее. Жан Лафонтен
    Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это самый легкий, и путь опыта – это самый горький. Конфуций
    Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звездам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели. Иоганн Гёте
    Всегда выбирайте самый трудный путь – на нём Вы не встретите конкурентов. Шарль де Голль
    Дорогу осилит идущий. Пословица
    Одно дело — считать, что ты нашел верный путь, и совсем другое — уверять себя и других в том, что этот путь единственный. Пауло Коэльо
    Есть на свете те, кто остается, и те, кто собирается в путь. И так было всегда. Каждый волен выбирать, покуда есть время, но после, сделав выбор, нельзя от него отступаться. Туве Янссон
    Никого нельзя привести туда, куда не дошел сам. Виилма Лууле
    Прямой путь не всегда самый короткий. Дж.Р.Р. Толкиен
    Год литературы
    Не все, что является фактом, заслуживает того, чтобы быть описанным. Вольтер
    Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины. Люк де Клапье Вовенарг
    Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. Максим Горький
    Литература – дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями. Максим Горький
    Краткость – сестра таланта. Антон Павлович Чехов
    Время проходит, но сказанное слово остается. Лев Николаевич Толстой
    Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я еще не читал. Авраам Линкольн
    Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом – это дает красоту и силу ему. Максим Горький
    Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле. Иоганн Вольфганг Гёте
    Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах. Лев Николаевич Толстой
    Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью. Вольтер
    Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. Федор Михайлович Достоевский
    В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка
    Есть люди, которые читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки. Люк де Клапье Вовенарг
    Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли. Рене Декарт
    Литература рождается из глубины народной души. Адам Мицкевич
    Писатель существует только тогда, когда тверды его убеждения. Оноре де Бальзак
    Иной рифмует хорошо, но судит крайне плохо. Н. Буало
    Чтение — вот лучшее учение! Пушкин А. С.
    Следует читать много, но не многое. Плиний Младший

  3. Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)
    Тест 1
    «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
    Лев Васильевич Успенский
    Тест 2
    «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
    Лев Васильевич Успенский
    Тест 3
    «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
    Константин Александрович Федин
    Тест 4
    «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
    Александр Афанасьевич Потебня
    Тест 5
    «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
    Тест 6
    «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
    Литературная энциклопедия
    Тест 7
    «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
    Константин Георгиевич Паустовский
    Тест 8
    «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
    Борис Николаевич Головин
    Тест 9
    «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Лев Васильевич Успенский
    Тест 10
    «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    Иван Александрович Гончаров
    Тест 11
    «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
    А. А. Зеленецкий
    Тест 12
    «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
    Маргарита Николаевна Кожина
    Тест 13
    «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
    Ираида Ивановна Постникова
    Тест 14
    «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
    Александр Александрович Реформатский
    Тест 15
    «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
    Александр Александрович Реформатский
    Тест 16
    «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
    Светлана Ивановна Львова
    Тест 17
    «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
    Н. Шамфор
    Тест 18
    «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    Александр Иванович Горшков
    Тест 19
    «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
    Борис Викторович Шергин
    Тест 20
    «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
    Ираида Ивановна Постникова
    Тест 21
    «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
    Георг фон Габеленц
    Тест 22
    «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
    Дмитрий Сергеевич Лихачёв
    Тест 23
    «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
    Е. В. Джанджакова
    Тест 24
    «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
    Георгий Яковлевич Солганик
    Тест 25
    «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
    Николай Гаврилович Чернышевский
    Тест 26
    «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
    Илья Наумович Горелов
    Тест 27
    «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
    Михаил Васильевич Исаковский
    Тест 28
    «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
    Михаил Викторович Панов
    Тест 29
    «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
    Лев Николаевич Толстой
    Тест 30
    «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
    Георгий Владимирович Степанов
    Тест 31
    «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
    Поль Рикёр
    Тест 32
    «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
    Из учебника русского языка
    Тест 33
    «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
    Андрей Александрович Мирошниченко
    Тест 34
    «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
    Андрей Александрович Мирошниченко
    Тест 35
    «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
    Владимир Галактионович Короленко
    Тест 36
    «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
    Нина Сергеевна Валгина



    ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
    …Только в живой речи как человек сказал превращается в что че­ловек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов…
    (М.Л.Андроников)
    Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не за­хотел научиться писать.
    (Г. А. Золотова)
    Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова.
    (По В. В. Колесову)
    …Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать… и фонетику.
    (Д. Н. Ушаков)
    Ударение — поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение — разрушится всё слово.
    (Н.А. Федянина)
    МОРФЕМИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
    Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаён­ный смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
    (М.А. Рыбникова)
    Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов.
    (А. И. Тихонов)
    Изучение и знание законов словообразования, состава слова не­обходимо для прочного усвоения правил правописания.
    (А. И. Тихонов)
    Чутьё к слову можно развивать в себе только внимательным от­ношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения…
    (А. Н.Тихонов)
    Приставка придаёт речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разно­образии приставки таится разнообразие смысла.
    (К. И. Чуковский)
    ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
    Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
    (В. Г. Белинский)
    …Художественное произведение… тоже картина, только нарисо­ванная не красками, а словами…
    (Из трудов Н. Ф. Бунакова)
    В слове «проявляется исключительная способность человека выра­жать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно…»
    В слове «не менее жизни, как и в самом человеке…»
    (В.И.Даль)
    Мы не гоним общей анафемой все иностранные слова из русского языка… но дурная привычка ходить за русскими словами во француз­ский и немецкий словарь делает много зла.
    (В. И. Даль)
    Нет мысли и нет думы, нет понятия без слов.
    (В.И.Даль)
    Человеческое слово стрелы острее.
    (Русская пословица)
    Ласковым словом многого добьёшься.
    (Русская пословица)
    Каждое слово — это коробочка: аккуратно запакованная и тща­тельно перевязанная, она ждёт, пока кто-нибудь не произнесёт это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обёрт­ки и вырвутся наружу сотни значений.
    (Э. Э. Моррис, английский археолог)
    Чтоб… рыбкой золотой сверкнуло слово.
    (М.А. Светлов)
    Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опы­ты одного человека другому.
    (Л. Н. Толстой)
    Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь до дна.
    (А. Т. Твардовский)
    Каждое слово — особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно.
    (Ф. И. Филин)
    ГРАММАТИКА
    Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира…
    (Из трудов Н. Ф. Бунакова)
    Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не мо­жет быть суждения.
    (Ф.И. Буслаев)
    Междометия составляют в современном языке живой и богатый пласт… речевых знаков…
    (В. В. Виноградов)
    Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны… невозможно.
    (В. В. Виноградов)
    Местоимения — это слова, направляющие нашу познавательную деятельность в огромном пространстве научного знания. Это стрелки-указатели в сложной языковой системе.
    (Г. А. Золотова)
    Язык неистощим в соединении слов.
    (А. С Пушкин)
    Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок» настоящего живого слова… они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства. Но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи.
    (А. А. Реформатский)
    Местоимение — удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании…
    (А. А. Реформатский)
    Вопросительный знак обязывает слушателей к ответу.
    (К. С. Станиславский)
    Наречия можно назвать «живыми ископаемыми», список русских наречий полон обломков далёкого прошлого.
    (Л. В. Успенский)
    Именно в речи, реализованной в предложениях, формируется и оформляется язык. Именно здесь начинается речевая деятельность.
    (Эмиль Бенвенист, французский языковед XXвека)
    …Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику…
    (Д.Н. Ушаков)
    …В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.
    (А. Б. Шапиро)
    О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
    Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выра­жения простых, естественных понятий…
    (В. Г. Белинский) Язык есть … необходимое выражение дара слова…
    (Ф. И. Буслаев)
    Высокая культура разговорной и письменной речи — самая луч­шая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека…
    (По В. В. Виноградову)
    Культурность в общем смысле этого слова и является необходи­мым предварительным условием сознательной любви к языку.
    (Г. О. Винокур)
    Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.
    (И. С. Ильинская, М. В. Панов)
    Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.
    (Д. С. Лихачёв)
    …Речь человека… всегда служит яркой и… безошибочной харак­теристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас.
    (И. П. Матвеева)
    Слова как и звёзды. Они тоже по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь, делают его осознанным, формируя человеческую мысль.
    (Я. Л. Матвеева)
    5-
    Высокая культура речи — это умение правильно, точно и вырази­тельно передавать свои мысли средствами языка.
    (С. И. Ожегов)
    Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.
    (М. В. Панов)
    Язык исчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества… Язык — неис­черпаем.
    (М. В. Панов)
    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
    (К. Г. Паустовский)
    Язык не стрела, а сердце ранит.
    (Русская пословица)
    Язык твёрдый, выливающий каждое слово, не стремительный и не медленный, дающий каждому звуку должное ударение, есть часть, необходимо нужная для оратора.
    (М.М. Сперанский)
    Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.
    (Д.Н. Толстой)
    Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь…
    (К. И. Чуковский)
    Язык поступает согласно смыслу, а не согласно форме.
    (Л. В. Щерба)
    Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.
    (Энциклопедический словарь юного филолога)

  4. Цитата — точная, дословная выдержка из какого-то текста какого-либо известного человека — должна использоваться уместно. Другими словами, цитата должна органично вписываться в твое повествование, доказывая, подтверждая, уточняя правильность ТВОИХ выводов, рассуждений, мыслей.
    Цитата не должна быть объемной. Если мысль выдающегося автора уж очень близка тебе, но она очень развернута, состоит из больших, длинных предложений, лучше попробовать ее пересказать, включив в пересказ только фрагмент высказывания (это и будет цитатой).
    Недопустимо изменять слова в цитате. Точность и логическая завершенность отрывка — это обязательное правило, нарушать которое нельзя! Нельзя искажать цитату, «выдергивать» из нее слова и фразы, подстраивая ее под свои нужды.
    И, наконец, последнее. научись правильно оформлять цитату.
    Не бойся использовать цитаты. Твое сочинение от этого не будет выглядеть менее оригинальным. Наоборот,  грамотное и правильное использование чужих мыслей с  указанием на их источник сделает твою работу особенно индивидуальной. Покажет всем, как много ты прочитал, обдумывая тему своей работы.
    Как оформлять цитату в сочинении, читайте в следующей статье.
    Итак, вся подготовительная работа выполнена! Ты выбрал ТЕМУ, обдумал КАКУЮ мысль по этой теме будешь доказывать (идея текста), продумал КАК ты ее преподнесешь (выбрал стиль, тип текста, жанр своей работы), составил ПЛАН сочинения, подобрал необходимый материал! Значит, ты готов создать свое СОЧИНЕНИЕ.
    Поздравляю! И желаю творческих успехов в твоей работе!!!
    В следующих статьях о сочинениях я хочу подробно рассказать о том, как писать сочинения — рассказы, сочинения — описания, сочинения-рассуждения.
    Чтобы не пропустить новую статью, подпишитесь на обновления блога или сделайте закладку!
    Желаю удачи вам во всех начинаниях!
    Подписаться на Русское слово

  5. Умение ярко и содержательно излагать свои мысли всегда ценилось в человеческой культуре. Однако мало просто выразить «мудрую» мысль: она требует и достойной поэтической огранки. Мысль должна быть тщательно «отточена любовью». Именно такое положение должен занимать афоризм. В силу его лаконичности и краткости, надо сказать, задача эта не из лёгких. Афоризм – это материя особого калибра, «крепкий орешек», который не всем авторам, имеющим отношение к этой деликатной сфере, может быть по зубам, но всем читателям приходится по вкусу. Он требует «породистой» мысли (и богатого жизненного опыта), поэтому можно согласиться с тем, что афоризм – это «аристократ в мире слов» (А. Гришанков). Заниматься афористикой, по моему глубокому убеждению, желательно лишь тогда, когда есть талант, когда по-настоящему есть, что сказать, т.е. сказать оригинально, красиво и содержательно. Афоризм – вечный разрушитель стереотипов, а также вечный созидатель стереомысли. Пожалуй, эта сторона роднит афоризм с философией как искусством мыслить свободно. Он всегда меняется, но никогда не изменяет самому себе. В целом, афоризм – это стрела, летящая между двумя безднами – поэтического искусства и искусства размышлений. Это – ускользающая тайна, которая бросается каждому в глаза. И в этом он – само совершёнство. Одно из главных его достоинств в том, что наш герой всегда является «живым словом», приглашающим к диалогу. Нередко афоризм может выступать в роли реаниматора известной мудрости и прописных истин, но всё же звучащих в новом камертоне, поэтому никогда не бывает скучным. Он прост и доступен для всех, и одновременно измерения его смыслов доступны немногим. Например, брошенная (в своё время) фраза Жаном-Жаком Руссо «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена её зависит от её употребления», – звучит просто и понятно, но всё же приглашает к новому витку размышлений, из которых, возможно, родятся новые горизонты смыслов. Итак, хороший афоризм многогранен, подобно алмазу. Не стоит забывать, что афоризм – это и философское бунтарство (хотя с чувством юмора), призывающее пытливый ум к напряжённой работе. Прежде всего, это призыв мыслить нестандартно, незаурядно. Поэтому афористов можно смело называть мыслителями нетрадиционной философской ориентации. Афоризм – это всегда мысль, выраженная в парадоксальной, образной форме. Изюминка остроумного высказывания – подобна ключику к ларцу, в котором сокрыт путь к чему-то важному и дорогому, но не замечаемому в повседневной жизни. Это придаёт афоризму особый блеск.
    Чем короче афоризм, тем длиннее его судьба: в этом выражении его главное достоинство. Так принято говорить. Отчасти это так, но позволю себе не согласиться. Не всегда короткой мысли отдаётся предпочтение, и не всегда длинный афоризм уходит в небытие. В отличие от парадокса, в основе которого наблюдается стремление к необычности, гиперболизации, новизне ради неё самой, афоризм, сохраняя свежесть оригинальности, стремится к прояснению истины. И выражает это самым лаконичным, остроумным способом. Поэтому главное достоинство афоризма всё-таки не в краткости (хотя вербальная бритва Оккама всегда висит над ним), не в оригинальности (хотя без неё афоризм не может состояться как таковой), а в венчающей «житейской мудрости», умеющей сочетать в себе и то, и другое одновременно. Хотя важно признать, парадокс чрезвычайно близок к афоризму.
    Итак, афоризм не одинок в своей лакуне. Мир короткого слова удивительно пёстр и богат формами. Мировой литературе известны и максимы, и нравственные сентенции, и апофегмы, и грегерии: а у тех можно найти много общего с японским хокку, там и до арабской касыды рукой подать; известен восточный дзякуго, античная литература подарила нам гномы – образные изречения, выражающие правила мудрости и т.д. Но на фоне такого разнообразия блюд афоризм остаётся чем-то особенным и чарующе привлекательным. Это деликатес не только для искателей мудрости, но и для настоящих ценителей изысканного слова. Надо сказать, что в последние десятилетия интерес к нему значительно вырос. Думается, что это справедливо, т.к. афоризм должен по праву занять своё достойное место в олимпе мировой литературы. И если мы научимся больше ценить это краткое слово, возможно, «мысль, исполняющая пируэт» приоткроет нам некоторые свои тайны, а значит и поможет понять самих себя. Впрочем, как справедливо заметил А. Васильев, «лучший афоризм всех времён и народов ещё впереди». Следовательно, нет пределов творческому совершенствованию.

  6. Важное требование, предъявляемое к сочинению, — полнота содержания, обоснованность выдвинутых положений, убедительность выводов. Эти качества могут быть достигнуты с помощью цитат, умело и уместно включённых в текст сочинения.
    Цитаты в сочинении представляют собой буквально, дословно переданные выдержки из художественных произведений, критических статей, высказываний писателей или каких-либо других источников. Они приводятся авторами сочинений для того, чтобы подкрепить и подтвердить свои мысли. При использовании цитат нужно соблюдать следующие требования:
    1. Приводимые цитаты должны соответствовать содержанию подтверждаемого ими положения, а также всего сочинения.
    2. Не перегружать сочинения, использоваться целесообразно и целенаправленно. Введение в текст цитаты должно сопровождаться необходимыми обобщениями, выводами, рассуждениями.
    Любая цитата включается в текст сочинения и оформляется по определённым правилам.
    Для графического выделения в тексте любой цитаты служат кавычки.
    При цитировании произведений, по которым пишется сочинение, название произведения и автор не указываются в цитате.
    Если же цитата черпается из критической статьи или какого-либо другого источника, то следует указывать автора, которому принадлежат цитируемые слова.
    Такая особенность, как употребление строчной или прописной буквы, зависит от способа включения их в текст сочинения. В этом плане цитаты могут быть нескольких разновидностей:
    1) Это может быть небольшой текст, состоящий из двух или нескольких самостоятельных предложений. В таких случаях цитата пишется с новой строки и начинается с заглавной буквы, выделяясь в самостоятельный абзац. Например:
    2) Так же оформляются цитаты из стихотворных текстов. Например:
    Цитаты такого рода включаются в текст без специальных «вводящих» слов, как часть единого текста.
    3) Часто используются цитаты в форме прямой речи. В таких случаях они обычно вводятся в текст с помощью слов писал, сказал, заметил и т.д. с соблюдением всех правил организации предложений с прямой речью. Например:
    В том случае, если цитируется часть какого-либо высказывания не с начала, а с середины предложения, цитата начинается со строчной буквы, а на месте пропущенных слов ставится многоточие. Например:
    Опущены слова: «Я озаглавил его «фантастическим», тогда как…» (считаю…).
    4) Цитата может быть заключена в текст как придаточная часть сложноподчинённого предложения. Например:
    5) Цитаты могут быть и частью простого предложения. Такое включение наиболее часто при цитировании художественного произведения. Например, цитата из произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города»:
    Для указания на источник цитируемого произведения в простом предложении обычно используются вводные слова, словосочетания или предложения: по мнению, по словам, как отмечает такой-то (писатель, критик) и т.п. Например:
    Виды школьных сочинений
    Типы сочинений по жанру
    Структура сочинения
    Работа над сочинением
    План сочинения
    Эпиграф к сочинению

  7. 7
    Текст добавил: Пабло Эспиноса Forever

    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести.
    Вадим Шефнер
    Поэт в России больше, чем поэт.
    Евгений Евтушенко
    В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
    А.П. Чехов
    Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться.
    Николай Рыленков
    …чтo есть красота
    И почему её обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота,
    Или огонь, мерцающий в сосуде?
    Николай Заболоцкий
    Красота спасёт мир.

    Ф.М. Достоевский
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Ф.И. Тютчев
    Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
    И.С. Тургенев
    Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
    Н.А. Островский
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    С.А. Есенин
    Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!
    Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо!

    М. Горький

  8. Сочинение по литературе должно подкрепляться примерами из литературы, для этого и нужны сочинения, чтобы школьники умели анализировать и делать выводы, пусть даже отличные от общепринятых норм.
    Пробуем рассмотреть афоризм с этой точки зрения.
    Афоризм несет в себе настолько глубокий смысл, что поневоле задумываешься о многих вещах сразу. В афоризме вмещается так много, что мысль начинает движение по ранее неизвестной орбите. Почему же афоризм так ценен в нашей жизни, попробуем разобраться.
    Для начала можно вспомнить афоризм об афоризме великого Жориса де Брюйна, где он сравнил афоризм с пируэтом мысли. Казалось бы ничего особенного, но если мы читаем для того, чтобы познать, то “пируэт мысли” – это гениальное высказывание. Коротко, емко – сравнительная характеристика формулы сложнейшего человеческого развития в двух словах.
    На мой взгляд, афоризм могут изречь обладающие даром остроумия и наблюдательные и для этого не требуется долгие вечера для раздумий. В одно мгновение человеку суждено увидеть весь клубок составляющих определенной области человеческой деятельности и это озарение.
    Если пословицы и поговорки – это опыт многих и многих поколений, то афоризм – это нечто, данное свыше. Боюсь, что если бы все могли с легкостью придумывать афоризмы, то мир стал бы простым и не интересным.
    Но для большинства афоризм является развлечением, слышим или читаем и смеемся на меткостью высказывания, но далее думать лень. И в этом нет ничего плохого. Если бы человек мог понимать все, то это был бы уже не человек, а сверхразумное существо. Как пишут фантасты это будет лет через двести, человек начнет общаться при помощи телепатии афоризмами.

  9. Перевод цитаты практически тот же, что и выше:
    Смысл высказывания имярек я понимаю так: русский язык богат и выразителен, потому что богата и выразительна его лексика (фразеология, выразительные средства языка). Попробуем в этом убедиться. ИЛИ
    Смысл высказывания имярек я понимаю так: на русском языке можно выразить всё, потому что богата его лексика (фразеология, выразительные средства языка)…
    Пример сочинения по цитате Паустовского (текст Яковлева): «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
    Cмысл высказывания Паустовского я понимаю так: на русском языке можно выразить всё, потому что богата его лексика. Попробуем в этом убедиться.
    Во-первых, именно слово выражает все нюансы авторской мысли. Так, в пр.11 автор использует разговорное слово «выказала» не случайно, так как оно помогает читателю понять состояние собаки – состояние «вечного ожидания».
    Во-вторых, точно подобранное слово конкретизирует предмет речи. Например, в пр. 25 Паустовский при описании собаки прибегает к прямому значению слова «тяжёлый». Если бы он использовал переносное значение этого слова, то метафора, которая следует далее («львиная походка»), утратила бы свою образность, уместную в данном контексте.
    Всё сказанное позволяет сделать вывод о богатстве русской лексики, при помощи которой мы можем выразить всё, что хотим.
    На заметку: аргументы можно использовать при написании сочинений по выше- перечисленным цитатам.
    Примерное сочинение по цитате из учебника о фразеологизмах (текст Лиханова).
    Смысл высказывания я понимаю так: русский язык богат и выразителен, так как богата и выразительна его фразеология. Обратимся к тексту Лиханова, в нём есть доказательства сказанному.
    Во-первых, фразеологизмы придают нашей речи особую выразительность. Так, в представленном тексте их не менее 8. Большинство настолько часто употребляется, что мы даже этого не замечаем. Например, в пр. 13, 22. Но фразеологизм «тяжкий грех» (пр.21) употребляется редко. Он звучит очень эмоционально и точно передаёт мысли учительницы.
    Во-вторых, фразеологизмы помогают охарактеризовать поведение человека. Так, во 2 пр. фразеологизм «прийти в себя» подчёркивает неадекватность поведения Севы Агапова, который стал бить не только одноклассницу, но и свою учительницу.
    Думаю, что мы убедились в справедливости высказывания.
    Блок3. Темы о богатстве русской речи, точности слова: 3, 7, 8, 10, 12, 17, 18, 21, 22, 24, 33.Обратите внимание, что некоторые цитаты можно отнести к разным блокам. Например, цитату Паустовского (см. выше).
    Перевод цитаты в тезис довольно прост (ниже даны переводы всех цитат):
    Смысл высказывания имярек я понимаю так: на русском языке можно выразить всё, потому что выразительна и точна его лексика ИЛИ (выразительны и точны его языковые единицы).
    Смысл высказывания имярек я понимаю так: на русском языке можно выразить всё,в том числе и образ внутреннего человека (в том числе и самого себя; так как через речь читатель проникает в мир образов; ибо автор идёт от мысли к словам, а читатель – наоборот; потому что необыкновенно выразительна его лексика; в том числе и узнать человека; потому что художник мыслит образами).
    Примерное сочинение по цитате Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы» (по тексту Яковлева).
    Cмысл высказывания Головина я понимаю так: достоинства речи определяются прежде всего точностью отобранных языковых единиц и их выразительностью (ИЛИ русская речь может выразить всё, если точно отобраны языковые единицы). Попробуем в этом убедиться.
    Во-первых, точность речи помогает охарактеризовать героя. Так, в пр.15 используется слово «буркнул». Герой – молчаливый мальчик. Ему даже трудно по-человечески ответить. Вот почему автор использует просторечие «буркнул».
    Во-вторых, такое качество речи, как выразительность, помогает писателю эмоционально и образно описать предмет, героя. Например, в пр.35 используется метафора – «чёрная головёшка на четырёх ножках». И мы, читатели, тут же представляем себе эту собачонку.
    Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Головина.
    Блок4. Темы, связанные с синтаксисом и пунктуацией. И не только: 15, 16, 19, 20, 25, 28.
    Перевод цитаты в тезис требует внимательности, так как цитаты очень разные по смыслу: одни – только о синтаксисе (19), другие – о синтаксисе и лексике (25), о синтаксисе и грамматике (20, 28!), третьи – о знаках препинания (16), четвёртые – о синтаксисе и общении (15).
    Вариант перевода цитаты в тезис, если речь идёт о синтаксисе.
    Смысл высказывания имярек я понимаю так: знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для умения логически и стройно выражать мысли (чувства)…Попробуем в этом убедиться…
    Вариант перевода цитаты в тезис, если речь идёт о пунктуации.
    Cмысл высказывания имярек я понимаю так: знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. Попробуем в этом убедиться…
    Примерное сочинение по цитате Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни» (текст Баркова).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *