Краткое сочинение на тему кому на руси жить хорошо

8 вариантов

  1. «Кому живется весело, вольготно на Руси?» – этим вопросом задаются главные герои поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Они проделали непростой путь, чтобы узнать ответ и для нас остается загадкой, поняли ли они его.
    На написание этой поэмы автора вдохновила отмена крепостного права в 1861. Несмотря на всю свою прогрессивность и необходимость этот процесс повлек за собой множество проблем. Николай Алексеевич решил выразить эти проблемы в своих произведениях «Элегия» и «Кому на Руси жить хорошо». Первое написано непосредственно в 1861 году, а второе автор начал в 1863 году и закончил спустя четырнадцать лет. Поэма состоит из четырех разрозненных частей из восьми запланированных, потому что, к сожалению, при жизни Некрасов не успел их дописать и соединить, поэтому, когда книга издавалась, возникло множество споров, в каком порядке они должны располагаться. Разрешил их Корней Иванович Чуковский, расположив их так, как мы сейчас привыкли читать: «Последыш», затем «Крестьянка» и далее «Пир на весь мир».
    Жанр этого произведения определить не очень просто, но и сам автор и большинство критиков сошлись на мысли, что это поэма-эпопея. В ней соблюдены все отличительные особенности этого жанра: оно наполнено одной общей идеей, показывает жизнь простого русского народа и изображает исторически значимые события, в данном случае – процесс приспособления крестьянского люда к жизни без крепостного права. В произведении нет одного главного героя, есть семь странников-крестьян, находящихся в центре сюжета, объединенные одной общей идеей и целью: найти же все-таки того, кому живется хорошо и счастливо на Руси?
    Сюжет произведения достаточно прост и весьма незамысловато изложен непосредственно в начале произведения: собрались на дороге мужики и начали спорить, кому же лучше всех живется на земле русской? Попу, помещику, чиновнику, купцу, боярину или, может быть, царю? Самостоятельно они так и не смогли прийти к единому мнению и поэтому начали путешествовать и спрашивать людей. За время своих странствий они успели повидать множество людей, услышать большое количество мнений, но, как автор дал понять читателям, так и не смогли найти ответ на свой вопрос. А этот ответ был очень прост и нам он открылся благодаря Грише Добросклонову – сыну дьячка, семинаристу. Его счастье заключалось в том, что он искренне любил свою родину – Русь-матушку, думал о ее судьбе, необъятной мощи и силе, обо всех ее жителях. Именно образ этого героя и дает нам понимание смысла счастливой, хорошей жизни – жить не ради себя, а ради других; думать не только о себе, но и о других; заботиться не только о своем счастье, но и о всеобщем счастье.

  2. Н.А.Некрасов закрепился в памяти читателей как писатель, рассказывающий в своих произведениях о жизни простого русского народа. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» является одним из ярких примеров его творчества, в нём он знакомит нас с жизнью и бытом русских крестьян.
    Автор начал работать над этой поэмой в 1863 году, спустя два года после отмены крепостного права, именно тогда крестьяне стали жить совсем по-другому. Главный философский вопрос, который волнует писателя: «Народ свободен, но счастлив ли народ?». Видно, что писателя сильно беспокоит судьба страны, её будущее. В данном произведении семеро крестьян путешествуют по Руси в поисках по-настоящему счастливого человека.
    Некрасов знакомит нас с различными образами простых мужиков, среди которых нет счастливых людей. Мы видим нищету, пьянство, изнурительный труд, необразованность. Также мы видим и трудолюбие, нравственную чистоту, порядочность, честность и стремление к прекрасному. Автор доносит до читателя то, что, даже находясь в рабстве, русский народ сохранил своё живое сердце и чистую душу.
    Один персонаж произведения видит счастье в том, чтобы все люди были здоровы и сыты, для другого счастье – это просто остаться живым, побывав в двадцати сраженьях, для третьего счастье – это вырастить богатый урожай на небольшом участке. Странники решают, что это недостаточное счастье и начинают искать счастливого человека среди более высоких сословий. На что поп отвечает им, что счастье – это богатство, покой и честь, то, чего у него у самого нет. По мнению помещика, счастье – это весёлая и сытая жизнь, власть, которую он не имеет. Так почти во всём произведении автор придерживается позиции, что на Руси счастья нет. Но потом он всё же вводит образ счастливца, человека, который счастлив, хоть и не имеет ничего за душой, кроме таланта передать увиденное словами.
    С точки зрения помещика или попа Григория Добросклонова нельзя считать счастливым человеком. Но, если верить мнению автора, он истинно счастлив. И счастье его заключается в простой вещи – в возможности увидеть и принять жизнь страны и её жителей такой, какая она есть. Счастье его заключается в осознанной борьбе, в осознанном выборе пути народного защитника, в том, что для него приемлемо жить той жизнью, для которой он был создан. Данный персонаж не заинтересован в богатстве, славе, почёте или власти. Главное для него – доля народа. Он готов пожертвовать жизнью ради справедливости, чтобы все крестьяне на Руси жили весело и вольготно.
    В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показал, что русскому народу далеко до счастья, но есть и такие люди, для которых главное счастье – это счастье для каждого. Такие люди будут бороться, делать всё возможное для того, чтобы приблизиться к своему счастью, и обязательно его добьются.
    Поделиться:

  3. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов. Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в неё все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет. Пожалуй, ни в одном произведении русской литературы не проявились с такой силой и правдой характер, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме. Тяжёлая болезнь и смерть прервали работу Некрасова, но и то, что он успел создать, ставит поэму «Кому на Руси жить хорошо» в один ряд с самыми замечательными творениями русской и мировой художественной литературы. Замысел и сюжет поэмы очень близок к народному сказу. Герои поэмы ищут «Непоротой губернии, Непотрошённой волости, Избыткова села». Поэма открывается обычным сказочным зачином: «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай…»; столбовая «дороженька», на которой «сошлись семь мужиков», – именно то место, где начинается действие многих народных сказок о правде и кривде. И как в сказках, спорщики расходятся во мнениях, ссорятся, а потом, при помощи чудесной птички, говорящей человечьим языком, мирятся и отправляются искать счастливого. Эти поиски им облегчает та же чудесная птичка: благодарная мужикам за то, что они спасли её птенчика, она даёт им скатерть-самобранку.
    Описание того, что видели правдоискатели во время странствования по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращаются крестьяне, и составляют содержание поэмы. Замысел поэмы несколько раз изменялся Некрасовым за время работы над ней. Поэт начал её после «освобождения» крестьян и первоначально хотел показать, что в «раскрепощённой» России все несчастливы. «Счастливым» себя должен был назвать только пьяный бедняк, пропившийся догола. С горькой иронией Некрасов тем самым как бы говорил, что, только одурманив себя водкой, могут несчастные найти себе минутное забвение. Но поэма дописывалась в 70-е годы, годы подъёма революционного движения в стране, когда сотни и тысячи юношей и девушек шли «в народ» для революционной работы и в служении народу находили высшее счастье. Некрасов знал эту самоотверженную молодёжь и гооячо сочувствовал её работе. Молодое поколение чутко откликалось на поэтические призывы Некрасова и поддерживало с ним тесную связь. Об этом свидетельствует, например, письмо, полученное поэтом от сельской учительницы Мало-ёмовой, которая, говоря о поэме Некрасова, называла себя счастливой и указывала, что нашла счастье в служении народу. Тяжело больной поэт ответил ей тёплым письмом, в котором, между прочим, говорилось: «Счастье, о котором вы пишете, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться». Поэме, действительно, было «не суждено окончиться», но в последней её части всё же дан настоящий счастливец: это Гриша Добросклонов, «народный заступник», «воплощение счастья народного».
    Правдиво изображая тягостное положение, думы и чаяния народных масс, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват з народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Положение народа с предельной отчётливостью рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели. Они – «временно обязанные», «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень -Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Странствуя в поисках счастливого человека, мужики проходят через Испуганную, Подстреленную и Безграмотную губернии, встречаются с жителями деревень: Босово, Адовщина, Столбняки, Дымоглотово, Наготино и т. п. Эти названия говорят сами за себя. На многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. Деревни – «селенья незавидные, что ни изба – с подпоркою, как нищий с костылём; а с крыш солома скормлена скоту». У мужиков «запасы скудные», на крестьянских полях «всходы бедные», на которые «невесело глядеть»-Немудрено,-что целые селения «на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут».
    Мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с Особое место в поэме занимают образы борцов за народное дело. Таковы Ермил Г и р и и, попавший в острог за защиту интересов крестьян, Савелий, богатырь святорусский, и разбойник Кудеяр.
    Савелий – один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он «гнётся, да не ломится, не ломится, не валится». Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который «з землю немца Фогеля… живого закопал». «Наши топоры лежали до поры!» – говорит он о себе. До конца своих дней Савелий сохранил твёрдость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, нравственное достоинство, гордость и благородство. «Клеймёный, да не раб»,- отвечает он домашним, которые «честят» его «клеймёным», «каторжным». Савелий – олицетворение лучших черт характера народа: трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Его «слова любимые»: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть»; «Наддай! Наддай! Наддай!» – звучит призывом к борьбе за народное счастье. Люди, подобные Савелию, достойны славы, и недаром Матрёне Тимофеевне памятник народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия: Стоит из меди кованный, Точь-в-точь Савелий дедушка, Мужик на площади. Борцом за униженных и бесправных является и разбойник Кудеяр. Убийство угнетателя, по мнению Некрасова,- святое дело; Кудеяру, убившему угнетателя, пана Глуховского, прощаются все грехи. Кудеяр убивает пана «богатого, знатного, первого в той стороне». Думая о судьбе крестьянской женщины сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Судьбе крестьянки посвящены многие отдельные эпизоды поэмы и целиком – вся вторая её часты На судьбе Матрёны Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была её жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у неё была «хорошая, непьющая семья», говорит Матрёна Тимофеевна. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».
    * Тяжёлый труд, однако, не сломил её.
    * И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была…-
    * говорит о себе Матрёна Тимофеевна.
    «Многокручинной», «многострадальной» женщине-крестьянке нет счастья на Руси – к такому выводу приводит Некрасов читателя. О том же говорит странникам и сама Матрёна Тимофеевна. «Не дело – между бабами счастливую искать». Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не принизила характера крестьянки, не превратила её в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живёт «с гневом на сердце», помнит, что «обиды смертные» прошли по ней «неотпла-ченные». «Я потупленную голову, сердце гневное ношу»,- говорит Матрёна Тимофеевна. Этот святой гнев – залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства. Вот почему, как ни велика скорбь поэта, когда он думает о бесправной жизни придавленной горем русской крестьянки, он твёрдо верит в её будущее.
    Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший «крещёной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где всё ему «покорствовало».
    * Ни в ком противоречия, Кого хочу – помилую. Кого хочу – казню…-
    Итак, Некрасов был идейным соратником великих революционных демократов – Чернышевского и Добролюбова. В течение тридцати лет (1847-1877) он стоял во главе двух лучших русских журналов («Современник» и «Отечественные записки»). В его „поэзии нашла своё бессмертное воплощение целая эпоха нашего общественного развития. Он явился поэтическим вождём боевого поколения 60-70-х годов. Его гневная, страдальческая поэзия оказала могучее воздействие не только на революционную молодёжь, но и на великих реалистов кисти – художников-«передвижников», для которых он был признанным учителем и другом. Некрасов сблизил поэзию с народом, ввёл в литературу новые темы и образы, обновил и расширил поэтический словарь. Его поэтический голос, как и голос Пушкина.

  4. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том, чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго, в течение многих лет, он копил и собирал по словечку материал, изучал жизнь и быт простого народа. И поэт добился своего. Его поэма стала народной.
    Хотя Некрасов и не окончил поэму, она все же производит впечатление целостного произведения. В ней соединены лучшие черты художественного мастерства поэта.
    Расположение частей поэмы до сих пор является предметом споров. Но Некрасов писал так, что каждая часть представляется как бы отдельным законченным произведением, практически не зависящим от событий, произошедших в другой ее части. Единственным связующим звеном повествования являются семеро мужиков-правдоискателей, которые тщетно пытаются найти ответ на вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”
    Что же такое народное произведение? Произведение можно назвать народным, когда оно выражает стремления и надежды самого народа, когда автор является продолжателем художественных традиций и особенностей народного творчества. Это отражено в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Попробуем разобрать поподробнее те черты, которые характерны для данного произведения. В чем выражается народность поэмы?
    Главную роль, то есть роль главного героя художественного произведения, Некрасов отводит народу во всем его многообразии. Большинство глав посвящено самому многочисленному сословию России прошлого века — крестьянству. Поэт описывает крестьянскую радость и беду, сомнения и надежды, красоту и уродство. В поэме мы можем оценить степень стремления народа к свободе. Свобода и счастье — вот два ключевых понятия, .которые часто встречаются в поэме. Свобода и счастье — одно и то же ли рто? Некрасов пытается дать ответ на этот вопрос в поэме-эпопее.
    Особое место автор уделяет проблеме крестьянского счастья. Для Некрасова крестьянин-труженик — это тот стержень, на котором зиждется Россия, все прочие сословия. Ведь вся остальная часть общества лишь висит от крестьянина, судьба которого имеет огромное влияние на судьбу государства.
    Автор описывает нам эпоху, начавшуюся сразу после отмены крепостного права. Поэтому вопрос: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” — центральный в поэме. Некрасов ставит вопрос, как стал жить народ после реформы, изменилось ли что-нибудь. Ответ, мы знаем, весьма неутешительный: все так же бедствует крестьянин, надрываясь от тяжелого труда. Увы, жизнь не стала лучше.
    Интересно, что проблему счастья автор пытается решить, смотря на вещи глазами крестьян, то есть глазами народа. Поиски счастья не дают никаких результатов. В главе, иронично названной “Счастливые”, перед мужиками-правдоискателями чередой проходят “счастливцы”: рябая баба, солдат, охотник, грузчик, старый лакей, нищие, У каждого из них свое понимание счастья. Для одного — досыта поесть хоть черного хлеба, для другого — остаться в живых после десяти сражений, для третьего — быть здоровым, для четвертого — “пропустить косушечку”, для пятого — быть причастным, хоть и через болезнь, к барской жизни. Но истории этих людей трагикомичны. Каждый прохожий рад любому минутному счастью, которое касается лишь бытовых проблем. Трудно назвать их счастливыми. Поэтому-то мужики-правдоискатели и восклицают: “Эй, счастие мужицкое, дырявое, с заплатами,… проваливай домой”.
    Счастье же более цельных натур, таких как Матрена Тимофеевна, дед Савелий или Ермила Гирин, не вечно, легко теряемо.
    И Некрасов делает вывод, что народ несчастлив, а значит, и не свободен. Ведь не может же рухнуть в одно мгновение то, что было образом жизни многие века.
    Черты народности поэмы Некрасова прослеживаются не только в проблематике и главной идее, но и в стиле, и в языке повествования. Перед нами поэма-эпопея. Она имеет форму, близкую к устному народному творчеству. Сам поэт знал фольклор не только по книгам и сборникам. Общение с крестьянами помогло Некрасову создать это произведение. Поэма создана по аналогии с фольклорными произведениями: сказками, былинами, песнями. Некрасов пользуется постоянными эпитетами, типа: горе лютое, ветры буйные. Много в поэме и пословиц, и поговорок, и загадок. Например: “Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом”. Есть в поэме и песни, которые по стилю трудно отличить от истинно народных. Особенно их много в части “Пир на весь мир”: песни “Соленая”, “Русь”, “Бурлацкая” и др. А притча “О двух великих грешниках” стала народной песней. В поэме переплетаются различные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, верлибр, тонический стих, дольник. Это помогает передать колорит разговорной речи, приближает читателя к героям — простым людям.
    Некрасов попытался в поэме решить вопрос, что же такое народное счастье. Ответ его прост и ясен — в свободном труде для каждого человека:
    “Доля народа,
    Счастье его,
    Свет и свобода
    Прежде всего!
    Мы же немного
    Просим у бога:
    Честное дело
    Делать умело
    Силы нам дай!”
    Роль Некрасова и его поэмы “Кому на Руси жить хорошо” для дальнейшего развития русской поэзии исключительно велика. В стихотворной области он сделал то, что сделал Гоголь в прозе — обратил литературу, высокую поэзию к проблемам простого народа. Поэтому творчество Некрасова народно, доступно и понятно каждому.

  5. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является вершиной творчества Н. А. Некрасова. В ней заключены все сокровенные мысли поэта, которые он в той или иной мере раскрывал в своем предыдущем творчестве. Душа поэта всегда страдала за русский народ, и теперь он высказал все, что накопилось в нем за многие годы творческой деятельности. Эта поэма обращена непосредственно к народу, поэтому Некрасов смотрит на жизнь глазами народа, говорит его языком.
    При написании поэмы Некрасов поставил перед собой грандиозную задачу – показать жизнь пореформенной России, т. е. как изменилась жизнь простого народа после отмены крепостного права. Завязкой поэмы является спор семерых мужиков о том, кому «вольготно, весело живется на Руси». Этот вопрос и становится движущей силой всей поэмы, заставившей мужиков забыть про семью и отправиться на поиски счастливого человека.
    Вместе с мужиками отправляется в путешествие и читатель. Им придется встретиться со многими людьми, побывать в разных землях, прежде чем они узнают, кто живет счастливо. Да и то узнает только читатель, а мужики пойдут дальше, потому что счастье счастливого заключено не в богатстве, благополучии, которые видны сразу, а в его сердце, в необозримых силах его души, которые не может постичь простой крестьянин.
    В поэме много героев и почти у каждого своя судьба. Некрасов каждого героя называет по имени, но при этом не остается никакого сомнения в том, что подобная судьба была не у одного крестьянина, а у многих. Например, в образе Матрены Тимофеевны раскрыт образ простой русской женщины. Все крестьянки в той или иной степени повторяли ее судьбу, всем им пришлось пройти через замужество и жизнь в чужой, часто неприветливой, семье.
    Развязкой поэмы является встреча со счастливым человеком. Им оказался сын дьячка Гриша Добросклонов. Не зря его фамилия созвучна фамилии Добролюбова. Он готов стать народным защитником, даже если его ожидают «чахотка и Сибирь».
    Гриша не теряет связи с народом. Он живет его бедами, готов всем пожертвовать во имя интересов народа. Гриша согласен на трудную судьбу, потому что, как и Некрасов, видит великие силы, которые дремлют в недрах его родины и которые должны сделать счастливым наш народ:
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка Русь!
    В этих строках заключен основной пафос всей поэмы. Счастье для Некрасова – не в богатстве, покое или благополучии, а в том, чтобы жить, помогая другим.
    План произведения
    1. Спор мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».
    2. Встреча с попом.
    3. Пьяная ночь после «ярмонки». Мужики говорят о пьянстве русского народа с Веретенниковым, собирателем фольклора.
    4. История Якима Нагого.
    5. Поиски счастливого. Рассказ о Ермиле Гирине.
    6. Мужики встречают помещика Оболта-Оболдуева.
    7. Поиски счастливой среди женщин. Рассказ о Матрене Тимофеевне.
    8. Странники слышат о чудаковатом помещике и встречаются с ним.
    9. Крестьяне устраивают праздник и поют песни о своей жизни. Притча про холопа примерного – Якова верного.
    10. Рассказ о двух великих грешниках – атамане Кудеяре и пане Глуховском. История о «крестьянском грехе».
    11. Мысли Гриши Добросклонова.
    12. Поиски счастливого завершились успешно.

  6. Можно заметить, что фигуры Поэта («Безвестен я…», «Умру я ско­ро…», «Вчерашний день, часу в шестом…») и Гражданина («Памяти Бе­линского», «Памяти Добролюбова», «Пророк») появляются в лирике Некрасова отдельно друг от друга, а иногда и противопоставляются друг другу («Поэт и гражданин»). Только Гриша соединяет в себе качества и Поэта, и Гражданина, становясь, таким образом, своего рода идеальным героем Некрасова. Очевидна связь этого образа с Добролюбовым (похо­жая фамилия), Белинским (мотив «чахотки») и Чернышевским (мотив «Сибири»), то есть с основными прототипами Гражданина в некрасов­ской лирике. Что же касается Гриши-поэта, то это, по сути дела, сам Не­красов: «песни» Гриши исполнены в типично некрасовской манере и вполне могли бы издаваться отдельно от поэмы как самостоятельная ли­рика.
    Среди социальных мотивов, близких Некрасову, — крепостное право, а впоследствии — пореформенная ситуация. После первого антикрепост­нического стихотворения Некрасова «В дороге», где в рассказе ямщика улавливается глубокий социальный смысл, появляются и другие стихи, продолжающие то же направление («Родина», «Тройка», «Огородник», «Перед дождем», «Псовая охота»). В поэме «Кому на Руси жить хоро­шо» тоже есть отрывок, посвященный охоте с борзыми и гончими. Поме­щик Оболт-Оболдуев называет охоту «исконно русскою» потехой, вспо­миная дорогие ему недавние времена крепостного права.
    Тема сочувствия угнетенным — одна из важнейших в творчестве Не­красова, но среди всего разнообразия подходов к ее раскрытию особое место занимает образ русской женщины-крестьянки. Женская тема в поэзии Некрасова обширна и многогранна, она включает в себя и тему материнства, и рассказ о «тяжкой долюшке» крестьянки, и восхищение силой характера, твердостью духа, красотой души русской женщины, и преклонение перед ее непоколебимостью и стойкостью. В лирике Некра­сова многие произведения посвящены именно женской теме: здесь опи­сываются всевозможные жизненные ситуации и то, как в них проявля­ется женский характер. Можно вспомнить стихотворение «Тройка», представляющее собой как бы сжатую биографию героини, со всеми ха­рактерными жизненными вехами, отраженными и в сюжетной линии Матрены Тимофеевны Корчагиной — героини третьей части поэмы. Пе­чальный рефрен: «Терпи, многокручинная! терпи, многострадальная! Нам правды не найти!» — заставляет вспомнить «Вчерашний день, часу в шестом…», где Муза впервые получает обличье страдалицы-крестьян- ки и при этом провозглашается «сестрой» народа. В этом стихотворении социальная незащищенность крестьянина на символическом уровне со­отнесена с незащищенностью Поэта.
    Символичны как сами фигуры матери и ребенка, так и связанные с ними драматические сюжетные перипетии. Трагическую коллизию — смерть единственного сына — мы встречаем также в стихотворении «Орина, мать солдатская», типологически сходную ситуацию — в по­эме «Мороз, Красный нос». Преждевременная смерть близкого челове­ка как бы предвещает трагедию, обреченность и несостоятельность всей дальнейшей жизни. Но сама по себе смерть не так страшна, как неза­вершенность жизненного цикла, нарушение привычного твердого по­рядка.
    В песне Гриши Добросклонова «В минуту унынья, о Родина-мать…» есть указание на то, что мать и дитя аллегорически представляют Рос­сию и русский народ: о России говорится, что она пока еще «раба», но ждет «уже вольного сына». Эта образность заставляет вспомнить еще од­но стихотворение Некрасова — «Песня Еремушке». Обратим внимание и на то, что второй сын Матрены жив и, может быть, будет счастливым.
    Действие поэмы происходит в основном в сельской местности, поэто­му здесь практически отсутствует столь важный для Некрасова мотив Петербурга. Но нельзя утверждать, что городская тематика в произведе­нии абсолютно не затрагивается. Город упоминается в главе «Губерна­торша», когда Матрена Тимофеевна приходит в губернаторский дворец с просьбой вернуть мужа. Сцена у парадных дверей, разговор крестьянки со швейцаром напоминают стихотворение «Размышление у парадного подъезда», где «мужики, деревенские русские люди», толпясь у главно­го входа казенного учреждения, просят «допустить» их (однако, в отли­чие от Матрены, терпят в этом неудачу).
    Сюжет поэмы постоянно осложняется новыми мотивами, которые по­зволяют с разных сторон охарактеризовать народную жизнь, раскрыть многогранность и сложность русского характера. Глубокая привязан­ность и безграничная любовь к русскому народу определили направлен­ность стихов Некрасова, сделали истинно народным поэтом. Перед смер­тью, кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов создает еще один цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога за народ:
    Не русский — взглянет без любви На эту бледную, в крови,
    Кнутом иссеченную Музу…
    ( «О Муза! Я у двери гроба!..» )
    Несмотря на пессимистическую тональность некрасовской лирики, в последних стихотворениях все же звучит надежда на возрождение Рос­сии и вера в счастливое будущее народа:
    Но желал бы я знать, умирая,
    Что стоишь ты на верном пути,
    Что твой пахарь, поля засевая,
    Видит ведреный день впереди:
    Чтобы ветер родного селенья Звук единый до слуха донес,
    Под которым не слышно кипенья Человеческой крови и слез.
    («Что ни год — уменьшаются силы…»)
    Не случайно и финальная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» звучит оптимистически:
    Рать подымается —
    Неисчислимая,
    Сила в ней скажется Несокрушимая!
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и забитая,
    Ты и всесильная,
    Матушка-Русь!

  7. Поэму “Кому на Руси существовать хорошо” Некрасов замыслил как народную книгу. Он мечтал о том, чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго, в течение многих лет, он копил и собирал по словечку материал, изучал жизнь и быт простого народа. И поэт добился своего. Кго поэма стала народной.
    Хотя Некрасов и не окончил поэму, она все же производит ощущение целостного произведения. В ней соединены лучшие черты художественного мастерства поэта.
    Расположение частей поэмы до сих пор является предметом споров. Но Некрасов писал так, что каждая часть представляется как бы отдельным законченным произведением, практически не зависящим от событий, произошедших в другой ее части. Единственным связующим звеном повествования являются семеро мужиков-правдоискателей, которые тщетно пытаются найти ответ на вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”
    Что же такое народное произведение? Произведение можно назвать народным, когда оно выражает стремления и надежды самого народа, когда автор является продолжателем художественных традиций и особенностей народного творчества. Это отражено в поэме Некрасова “Кому на Руси существовать хорошо”. Попробуем разобрать поподробнее те черты, которые характерны для данного произведения. В чем выражается народность поэмы?
    Главную роль, то есть роль главного героя художественного произведения, Некрасов отводит народу во всем его многообразии. Большинство глав посвящено самому многочисленному сословию РФ прошлого века -крестьянству. Поэт описывает крестьянскую радость и беду, сомнения и надежды, красоту и уродство. В поэме мы можем оценить степень стремления народа к свободе. Свобода и счастье – вот два ключевых понятия, .которые часто встречаются в поэме. Свобода и счастье – одно и то же ли рто? Некрасов пытается вручить ответ на тот самый вопрос в поэме-эпопее.
    Особое место автор уделяет проблеме крестьянского счастья. Для Некрасова крестьянин-труженик — это тот стержень, на котором зиждется Россия, все прочие сословия. Ведь вся остальная часть общества лишь висит от крестьянина, судьба которого имеет большое влияние на судьбу государства.
    Автор описывает нам эпоху, начавшуюся сразу после отмены крепостного права. Поэтому вопрос: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” – центральный в поэме. Некрасов ставит вопрос, как стал существовать народ после реорганизации, изменилось ли что-нибудь. Ответ, мы знаем, весьма неутешительный: все так же бедствует крестьянин, надрываясь от тяжелого труда. Увы, жизнь не стала лучше.
    Интересно, что проблему счастья автор пытается решить, смотря на вещи глазами крестьян, то есть глазами народа. Поиски счастья не дают никаких результатов. В главе, иронично названной “Счастливые”, перед мужиками-правдоискателями чередой проходят “счастливцы”: рябая баба, солдат, охотник, грузчик, старый лакей, нищие, У каждого из них свое понимание счастья. Для одного – досыта поесть хоть черного хлеба, для другого – остаться в живых после десяти сражений, для третьего – быть здоровым, для четвертого – “пропустить косушечку”, для пятого – быть причастным, хоть и через болезнь, к барской жизни. Но истории этих людей трагикомичны. Каждый прохожий рад любому минутному счастью, которое касается лишь бытовых проблем. Трудно назвать их счастливыми. Поэтому-то мужики-правдоискатели и восклицают: “Эй, счастие мужицкое, дырявое, с заплатами,… проваливай домой”.
    Счастье же более цельных натур, таких как Матрена Тимофеевна, дедуля Савелий или Ермила Гирин, не вечно, легко теряемо.
    И Некрасов делает вывод, что народ несчастлив, а значит, и не свободен. Ведь не может же рухнуть в одно мгновение то, что было образом жизни многие века.
    Черты народности поэмы Некрасова прослеживаются не только в проблематике и главной идее, но и в стиле, и в языке повествования. Перед нами поэма-эпопея. Она имеет форму, близкую к устному народному творчеству. Сам поэт знал фольклор не только по книгам и сборникам. Общение с крестьянами помогло Некрасову создать это произведение. Поэма создана по аналогии с фольклорными произведениями: сказками, былинами, песнями. Некрасов пользуется постоянными эпитетами, типа: беда лютое, ветры буйные. Много в поэме и пословиц, и поговорок, и загадок. Например: “Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом”. Есть в поэме и песни, которые по стилю трудно отличить от истинно народных. Особенно их много в части “Пир на весь мир”: песни “Соленая”, “Русь”, “Бурлацкая” и др. А притча “О двух великих грешниках” стала народной песней. В поэме переплетаются различные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, верлибр, тонический стих, дольник. Это помогает передать колорит разговорной речи, приближает читателя к героям – простым людям.
    Некрасов попытался в поэме решить вопрос, что же такое народное счастье. Ответ его прост и ясен – в свободном труде для каждого человека:
    “Доля народа,
    Счастье его,
    Свет и свобода
    Прежде всего!
    Мы же немного
    Просим у бога:
    Честное дело
    Делать умело
    Силы нам дай!”
    Роль Некрасова и его поэмы “Кому на Руси существовать хорошо” для дальнейшего развития русской поэзии только велика. В стихотворной области он сделал то, что сделал Гоголь в прозе – обратил литературу, высокую поэзию к проблемам простого народа. Поэтому творчество Некрасова народно, доступно и понятно каждому.

  8. В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай. На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков…
    Но такое впечатление складывается только при чтении пролога. Чем дальше двигаемся мы с искателями счастья, тем чаще сталкиваемся с суровой действительностью России второй половины девятнадцатого века. Каковы же взгляды на благополучие у наших путешественников? Одни считают счастливыми попа, чиновника, другие — помещика, царя… Спор мужиков показывает, что у них нет единого понятия о счастье. Первые же встречи вносят смятение в души наших странников: не живет лучше них священнослужитель, хоть ест сытнее:
    …В глухую ночь осеннюю, Зимой, в морозы лютые, И в половодье вешнее — Иди куда зовут!.. Каков попу покой?..
    Следует череда новых разочарований. Сколько их здесь было “счастливых”: и Ермил Гирин, и Матрена Тимофеевна, и Яким Нагой. Но жизнь их кажется безмятежной только для стороннего наблюдателя. Кто лучше может рассказать о себе, как не они сами? Но нет в их повествованиях радости, полна невзгодами жизнь простого человека, много горя скрывает в себе душа людская.
    С сочувствием рассказывает Некрасов о людях, ошибочно считающих себя счастливыми и готовых за “чарку водочки” поведать прохожим о своей жизни. Как много их, “благополучных”! Но в чем же их счастье? В смерти, не тронувшей рассказчика, но унесшей из жизни близких ему, в недюжинной силе, которой пользуется хитрый человек, а из богатыря все соки выжимает, или в водке, дающей забвение от дел мирских:
    274
    — А в том, во-первых, счастие,
    Что в двадцати сражениях ‘ ”
    Я был, и не убит!
    Рассказ о Ермиле Гирине показывает странникам, что не там они счастливого ищут. На фоне крестьянского мира выделяются отдельные яркие образы. Таков, например, Ермил. Все, что он делает, чем живет, направлено на поиски счастья народа. Гирин честен с крестьянами, чтит древнерусские обычаи. Кажется, что это сказочный герой, действующий в народной среде в нелегкое для нее время. Все лучшее, что есть в Ермиле Гирине, приковывает к себе внимание окружающих, заставляет их полюбить этого человека:
    Имел он все, что надобно
    Для счастья…’.
    …Почет завидный, истинный, .,
    Не купленный ни деньгами,
    Ни страхом: строгой правдою,
    Умом и добротой!
    Постепенно у странников складывается единое понятие о счастье и о счастливом человеке. Не стоит искать благополучие в личной жизни, нет его там: к такой мысли приводит нас Некрасов. Только в почете у народа можно найти истинное блаженство, хотя никаких материальных благ это человеку не приносит, кроме имени “народного заступника”, чахотки и Сибири. Авторская позиция постепенно становится и мировоззрением странников.
    Некрасов рисует образ интеллигента, посвящающего жизнь служению народу:
    Иди к униженным,
    Иди к обиженным —
    Будь первым там!
    В борьбе за народное счастье Гриша Добросклонов найдет смысл своей жизни. К этой мысли подводит нас автор в конце произведения. Только в бескорыстном служении народу поэт видел смысл жизни и истинное назначение человека. Лучшими чертами борца за народное счастье он наделяет Гришу. Трудна дорога “народного заступника”, но:
    …по ней идут
    Лишь души сильные,
    Любвеобильные,
    На бой, на труд…
    На месте Добросклонова может оказаться любой честный человек, надо только любить свою Родину и уважать народ: С любовью к бедной матери
    Любовь ко всей вахлачине
    Слилась,— и лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже
    Что будет жить для счастья
    Убогого и темного родного уголка.
    Произведение Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” актуально и в наши дни. Проходят годы, сменяются времена, летят месяцы, недели, дни, а человек, живущий на земле, стремится к счастью, хочет найти его, а находит ли? Нет в нас равновесия души, необходимого для этого состояния, а счастье все более ассоциируется со словом “деньги”. Однако я верю, что когда-нибудь мы узнаем истинное блаженство. Для меня понятие “счастье” складывается из нескольких составляющих — это умение найти свое место в жизни, заниматься любимым и интересным делом, жить насыщенной жизнью и осознавать себя частичкой нашего мира, находящейся в гармонии с окружающей природой. И мой любимый поэт поддерживает меня в этом убеждении:
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный
    К Отчизне холоден душой,
    Ему нет горше укоризны…
    Иди в огонь за честь Отчизны,
    За убежденье, за любовь…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *