Мини сочинение на тему первобытные собиратели и охотники

5 вариантов

  1. Первые люди не были стремительными как леопард, ловкими как лев, сильными как медведь. Однако они могли при помощи орудий труда “увеличивать” свою силу, ловкость и скорость действий. Первыми их орудиями были: палка-капалка, заостренный камень, дубинка, рубило.
    Собирательство. С использованием первых, простейших и примитивных орудий труда древнейшие люди все меньше стали зависеть от суровых природных условий. В начале они не умели строить жилища и готовить пищу. Потом они начали питаться плодами растений которые собирали с земли, с веток деревьев, а так же дикорастущими корнями. Этот промысел древнейших людей, способ их жизнедеятельности, называется собирательством.
    Охота. Другим важным промыслом древнейших людей, обеспечивающим им добывание пищи, стала охота. В основном они охотились на мамонтов, бизонов, маралов, диких лошадей, пещерных медведей. Животных криками запугивали и загоняли в глубокие овраги и рвы, шде они гибли и становились добычей людей.
    Уже в первобытном человеческом стаде наметелось разделение труда по полу. Так, собирательством занимались женщины. Им помогали подростки. Охота была занятием только мужчин.
    Вот и все 🙂

  2. Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
    Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.

    Охота и собирательство – что это?

    В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
    Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
    использование примитивных орудий труда;
    овладение огнем.
    И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

    На пути эволюции

    С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
    Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
    Добычей нередко становились следующие представители фауны:
    лошади;
    олени;
    дикие козы;
    пещерные медведи;
    шерстистые носороги;
    мамонты.
    Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.

    Первые общины

    На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
    Наличие родственных связей.
    Четкая внутренняя иерархия.
    Общность жилища, пищи, запасов.
    Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
    Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

    Распределение ролей

    Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
    Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.

    Зарождение искусства

    В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
    Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.

    Особенности преподавания темы

    Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
    Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
    Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.

    Проверочная работа

    Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
    Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
    Как называется ученый, который занят раскопками?
    Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
    Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
    Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
    Чем отличался древнейший человек от животного?
    По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
    Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
    Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
    Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.

  3. 3
    Текст добавил: ЛюБиМа Им ОдНиМ

    7
    2. Древнейшие люди: эволюция. Расставьте данные изображения в том порядке, в каком шло развитие облика человека, и объясните свои действия. ЭВОЛЮЦИЯЭВОЛЮЦИЯ эволюция ЦИВОЯЭЛЮ г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    8
    2. Древнейшие люди: эволюция. Эволюция человека – процесс его развития. г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    9
    2. Древнейшие люди: среда обитания. Почему древнейшие люди не могли жить там, где суровые зимы? Как древнейшие люди добывали себе пищу? Почему в холодных странах не всегда возможно заниматься собирательством? г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    10
    На Земле сейчас обитает почти миллиард обезьян. Самые развитые из них – шимпанзе, гориллы, орангутаны. Глаза, волосы, ноги шимпанзе очень похожи на человеческие. г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В. 2. Древнейшие люди: внешний облик. 1. Скелет гориллы. Музейная экспозиция. Какие особенности в строении скелета вы заметили? 2. Череп обезьяны 3.Орангутан. Фотография Много общего в строении сердца, легких, печени. Можно даже во время операций без всякого вреда переливать кровь шимпанзе людям, ведь она почти такая же, как и у нас. И у шимпанзе, и у людей по 32 зуба. И мы, и обезьяны болеем одинаковыми болезнями г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    11
    2. Древнейшие люди: внешний облик. 1. Лапа шимпанзе. Рисунок современного ученого. 2. Череп древнейшей обезьяны. Сравните ее со своей рукой. Что вы заметили? На коже ладоней у человека и шимпанзе похожие узоры. Все указывает на то, что и люди, и теперешние обезьяны произошли от одних и тех же предков. И никогда не совершайте грубейшей ошибки – не говорите, что люди произошли от современных обезьян. г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    12
    2. Древнейшие люди: внешний облик. Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    13
    2. Древнейшие люди: нападение хищников. Нападение саблезубого тигра Опаснейшим хищником в те времена был тигр, обладавший длинными изогнутыми, острыми, как нож, зубами. Нет сомнения, что древнейшие люди часто становились его жертвами. г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    14
    3. Главное отличие от животных. Представьте себе, что мы не знаем, люди или обезьяны изображены на рисунке. Подумайте, можно ли с помощью самого рисунка доказать, что изображены именно люди, а не животные? Назовите главное отличие человека от животных? Правильно. Изготовление орудий труда было главным отличием древнейших людей от животных. г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    15
    3. Главное отличие от животных. орудия труда Как называются эти орудия труда? Подумайте, какую работу можно выполнять этим орудием (рис. 1)? г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    16
    4. Древняя охота. Наряду с собирательством важнейшим способом добывания пищи была охота. Никто не знает, как добывали мясную пищу первые на Земле люди, об этом можно лишь догадываться.
    17
    4. Древняя охота. г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    18
    4. Древняя охота. Почему древнейшие люди не могли прожить в одиночку? г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    19
    5. Овладение огнем. Человек искал способы овладения огнем, который возникал от природных явлений. Он добывал огонь при пожарах, возникавших от удара молнии, при извержениях вулканов и при других стихийных бедствиях. Археологи нашли места, где костры в местах поселения людей горели сотни лет. г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    20
    5. Овладение огнём. Какова роль огня в жизни человека? Он согревал их, освещал чумы и пещеры долгими зимними ночами. Нечаянно уронив в костер мясо, люди замечали, что испеченная пища намного вкуснее, и стали всегда запекать ее. Даже самого свирепого хищника можно было отпугнуть горящей веткой. При помощи факелов на охоте загоняли испуганную дичь в ловушку. Чтобы расколоть большой камень, его раскаляли в огне, бросали в холодную воду, и он лопался. г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    21
    Отрывок из книги Ж.Рони Старшего «Борьба за огонь»: … В непроглядную ночь бежали люди, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота: синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы копий, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в глубине пещер. И вот теперь он мертв! Отрывок из книги Ж.Рони Старшего «Борьба за огонь»: … В непроглядную ночь бежали люди, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота: синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы копий, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в глубине пещер. И вот теперь он мертв! Подумайте, чем отличаются ваши высказывания о роли огня в жизни человека от того, как пишет об этом Рони Старший? Как писатель передает трепетное отношение первобытных людей к огню? Почему потеря огня стала настоящим несчастьем для героев книги? Выскажите предположения и обоснуйте их! г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    22
    Закрепление. На каком материке найдены кости древнейших людей и их орудия труда? Африка В какой части этого материка? Покажите на карте этот район земного шара. г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    23
    В чем было главное отличие человека от животных? Закрепление. Изготовление Орудий труда было главным отличием древнейших людей от животных. Какие древнейшие орудия труда вам известны? Палка- Копалка. Дубина. Рубило. Какие способы добывания пищи вам известны? Собирательство охота рыболовство Почему древнейший человек не мог выжить в одиночку? г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
    24
    Домашнее задание: Прочитать § 1. Вопросы и задания к § 1. Желаю успехов в усвоении новых знаний! г.Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.

  4. Задание № 1. Впишите недостающие слова и внесите дополнение в рисунок.
    Город № 2 находится на западе страны.
    Город № 3 находится на востоке страны.
    Область находится на юго-западе страны.
    Задание № 2. Впишите недостающие слова.
    Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги.
    Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда.
    Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий.
    У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и охота.
    Задание № 3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».
    1.Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.
    2.Закрасьте предполагаемую область прародины человека.
    3.Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.
    Задание № 4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени.
    Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль.
    Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять — главное отличие человека от животных.
    Задание № 5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя.
    Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?
    Охотники подстерегли медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить, или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить зверя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах.
    Задание № 6. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов.
    1. Вот начало рассказа:
    Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов… Предположите куда и зачем.
    Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки — естественные или вырытые самими охотниками ямы.
    Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.
    Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников.
    2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?
    Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду.
    Задание № 7. Впишите недостающие слова.
    Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем.
    Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и наконечников с загнутыми зубьями.
    Задание № 8. Ответьте на вопросы.
    1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?
    В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу.
    2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?
    Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими.
    3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?
    В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать.
    Задание № 9. Выполните задание и ответьте на вопросы.
    Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?
    1. копье 2. гарпун
    Копье для охоты на зверя, а гарпун для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна.

    Задание № 10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд».
    Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?
    Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире.
    Задание № 11. Найдите ошибки.
    Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад… Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» – кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
    Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
    2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли.
    Задание № 12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».
    Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей.
    По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди. 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке (душа). 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.
    Ответ по вертикали: Альтамира
    Проверь себя
    1. Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?
    Информацию о жизни древнейших людей ученые-археологи получают при раскопках, они находят орудия труда, одежду, украшения и др. Такие исследования помогают изучить способ жизни первобытных людей, их представления о мире.
    2. Как вы думаете, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Свой ответ обоснуйте.
    Нет, нельзя сравнивать. Первобытные люди имели отличные от наших представления о мире, цель искусства была другая, чем сегодня. Все произведения имели магическую цель.
    3. Узнайте, на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет).
    Древнейшие люди возникли на территории Восточной Африки (Кения, Эфиопия, Танзания, Сомали). Затем распространились на Ближнем Востоке (Сирия, Иордания, Израиль, Ирак) и по всей Евразии (Турция, Иран, Россия и др.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *