Мини сочинение на тему золотые слова

7 вариантов

  1. мая
    12 2014

    “ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ”

    Не пора ль нам, братия, начать О походе Игоревом слово, Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого? Н. Заболоцкий Более семи с половиной веков назад, в 1187 году, было создано «Сло-о полку Игореве» — гениальное произведение русской литературы. Ми-Чгувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков? 129 Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения.
    Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает «Слово» неувядающим год от года.
    Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности. «Слово о полку Игореве» создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли.
    Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не «погубити Руськые земли», враги родины — половцы — «имуть радова-тися и возьмуть землю нашю», если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям. Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени «Слова о полу Игореве» ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию.
    Речи русских князей перед битвами «придавали дерзость» своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения: О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть: сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон. Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы: Хочу,— сказал,— копье преломить На границе поля Половецкого: С вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, Либо шлемом испить из Дону. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не под-! чинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стрем-^ ления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские.
    Впервые за всю историю борьбы с половцами русски князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену. Игорь полки поворачивает, Ибо жаль ему милого брата Всеволода. Билися день, Билися другой; На третий день к полудню пали стяги Иго ревы.
    ТутДвабрата разлучились на берегу быстрой Каялы; Тут кровавого вина недостало; Тут пир закончили храбрые русичи: Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, А дерево с горем к земле приклонилось. «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после описанных в нем событий.
    Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от не притупившегося еще горя. Автор «Слова» обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому «Слово» соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника. О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна, и Желя Поскакала по Русской земле, Огонь мыкая в пламенном роге. «Слово» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности.
    Данный текст предназначен только для частного использования 2005 Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем. Стреляй же, господин, в Кончака, Поганого раба, За землю Русскую, За раны Игоревы, Буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора «Слова о полку Игореве» заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной «славы», «чести». Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли. Вы ведь своими крамолами Начали наводить поганых На землю Русскую, На богатство Всеслава. Из-за усобицы ведь настало насилие От земли Половецкой!
    В патриотическом настрое «Слова» кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.
    Предыдущие Сочинения: Борьба двух “миров” в поэме Блока “Двенадцать”
    Следующие Сочинения: Джойс Джеймс Потік свідомості та аналіз психології у творчості Джеймса Джойса
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » “ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ” . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Человечность “Слова о полку Игореве”
    «Слово о полку Игореве»
    «Золотое слово русской литературы»
    Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”
    Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»
    Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»
    О, светло светлая и красно украшенная земля русская!
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  2. Ответ оставил Гость
    У каждого читающего человека есть своя золотая книжная полка. Это та полка, на которой стоят самые любимые и запомнившиеся книги, оставившие в душе неизгладимый след. Их хочется перечитывать снова и снова, от них невозможно оторваться. Как правило, такие книги заставляют человека задуматься о смысле жизни, о своих поступках, об отношении к другим людям. Книги помогают преодолеть жизненные трудности, посмотреть на себя со стороны и сделать правильные выводы.
    У меня дома тоже есть золотая полка. На ней стоят совершенно разные книги. Это энциклопедии, русская классика, историческая и зарубежная литература. Каждая из книг мне по-своему дорога и близка.
    Одно из почётных мест на моей золотой полке занимает роман В. Каверина «Два капитана», прочитанный несколько лет тому назад. Однажды мне предстоял нелёгкий выбор: продолжить занятие своим любимым делом или, испугавшись трудностей, бросить всё на полпути, так и не достигнув намеченной цели. На счастье я в подарок получил книгу В. Каверина «Два капитана». Она стала для меня настоящим открытием. Эта книга полностью изменила мой взгляд на мир, а самое главное – помогла мне сделать свой выбор. Мне захотелось быть похожим на главных героев. И также как они, не отступая перед трудностями, довести начатое дело до конца.
    Я считаю, что у каждого человека должна быть своя золотая книжная полка. Любимые книги делают нас добрее, учат принимать важные решения, обдумывать свои поступки, а самое главное – позволяют обрести душевный покой. Очень хорошо об этом сказал в своём произведении «Ни дня без строчки» Ю. Олеша: «Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь».

  3. Золотые слова

    «Когда я был маленьким, я очень любил ужи­нать со взрослыми. И моя сестренка Леля тоже любила такие ужины не меньше, чем я». Так на­чинается рассказ Зощенко, который ведется от ли­ца мальчика Миньки. Желание детей оказаться за столом имело несколько причин. Первая — было много разнообразной еды. Вторая — взрослые рас­сказывали много интересных фактов из жизни. Сначала ребята сидели за столом тихо, но со вре­менем осмелели и тоже стали делиться своими жизненными впечатлениями. Детские высказы­вания смешили гостей. А родители были горды тем, что в этих разговорах виден ум и развитие их детей. Но один ужин изменил этот «обычай».
    Начальник папы Миньки рассказывал неве­роятную историю о том, как он спас пожарного. «Этот пожарный будто бы угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня». Де­тям не понравился такой рассказ. Леля сидела словно на иголках. Ей хотелось поведать свою историю, по ее мнению, более интересную. А так как начальник рассказывал очень медленно, то девочка не выдержала и перебила рассказчика: «Это что! Вот у нас во дворе была одна девоч­ка…» Свою историю Леля не продолжила, так как мама на нее шикнула, а папа строго посмот­рел. Начальник же покраснел от гнева и возму­тился тому, что дети сидят за одним столом со взрослыми и перебивают их.
    Девочка напомнила то место, где начальник остановился. И тут же заметила, что угоревший пожарник не мог сказать ему «мерси», так как он лежал скорее всего без сознания. И снова при­нялась рассказывать свою историю. Теперь она получила шлепок от мамы. Гости заулыбались. А начальник еще более покраснел. Но мальчик решил исправить положение. Он поведал о том, что угоревшие бывают разные. Но, как правило, они бормочут сами не зная чего. Так что вместо «караул», тот вполне мог сказать «мерси». Гости засмеялись. Начальник, которого уже трясло от гнева, сказал родителям: «Вы плохо воспитыва­ете детей. Они мне просто пикнуть не дают — все время перебивают глупыми замечаниями».
    Бабушка все это время наблюдавшая за проис­ходящим, заметила, что Леля вместо раскаяния продолжала есть за двоих. Девочка тихонько за­метила, что на сердитых воду возят. Однако на­чальник расслышал эти слова и принял их на свой счет. Он ахнул от удивления и снова обра­тился к родителям девочки: «Всякий раз, когда я собираюсь к вам в гости и вспоминаю про ваших детей, мне прямо неохота к вам идти». На этот раз папа сказал, что из-за плохого поведения детей за столом им не разрешается с этого времени ужи­нать со взрослыми. А сейчас он предложил им до­пить чай и покинуть комнату.
    «Доев сардинки, мы с Лелей удалились под веселый смех гостей». После этого случая дети два месяца не садились за стол вместе со взрос­лыми. Однажды, когда отец был в хорошем на­строении, они уговорили его снова разрешить им садиться с ними за один стол. Он согласился, но запретил им что-либо говорить за столом: «Одно ваше слово, сказанное вслух, — и более вы за стол не сядете».

  4. Текст сочинения:

    Не пора ль нам, братия, начать
    О походе Игоревом слово,
    Чтоб старинной речью рассказать
    Про деянья князя удалого?

    Н. Заболоцкий
    Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано Слово о полку Игореве гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэ?ического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но станови?ся все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
    Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмер?ного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно люби? Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стреми?ся быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говори? о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает Слово неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской куль?уры, ее самобы?ности и народности.
    Слово о полку Игореве создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не погуби?и Руськые земли, враги родины половцы имуть радоватися и возьмуть землю нашю, если князья не перестану? затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
    Упадок поли?ического единства Руси не был, однако, связан с ее куль?урным упадком. О высоком уровне русской куль?уры времени Слова о полу Игореве ярко свидетельствую? архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую поли?ическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед би?вами придавали дерзость своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
    О дружина моя и братья!
    Лучше ведь уби?ым быть,
    чем плененным быть:
    сядем же, братья, да посмотрим хоть
    на борзых коней
    на синий Дон.

    Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине с отсу?ствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:

    Хочу,
    сказал, копье преломить
    на границе поля Половецкого:
    с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
    либо шлемом испить из Дону.

    Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к паражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй ?ур оказались в плену.

    Игорь полки поворачивает,
    Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
    Билися день,
    Билися другой;
    На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
    Ту? два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
    Ту? кровавого вина недостало;
    Ту? пир закончили храбрые русичи:
    Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
    Никнет трава от жалости,
    А дерево с горем к земле приклонилось.

    Слово о полку Игореве было создано вскоре после описанных в нем собы?ий. Оно написано под свежим впечатлением от э?их собы?ий, от непри?упившегося еще горя. Автор Слова обращается в своем произведении к современникам собы?ий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому Слово соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
    О, далеко залетел сокол, п?иц избивая, к морю!
    Игорева храброго полка не воскресить!
    По нем кликнула Карна, и Желя
    Поскакала по Русской земле,
    Огонь мыкая в пламенном роге.

    Слово было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о собы?иях Игорева похода оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к собы?иям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.

    Стреляй же, господин, в Кончака,
    поганого раба,
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,


    буйного Святославича!
    Подлинный смысл призыва автора Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попы?ке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной славы, чести. Задачей Слова было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.

    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    на землю Русскую,
    на богатство Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие
    от земли Половецкой!

    В патриотическом настрое Слова кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.
    Права на сочинение “Золотое слово русской литературы” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  5. 5
    Текст добавил: забыт всеми любимыми

    Напишите мини сочинение на тему : “моё золотое детство ” ( развернутое )

    Ответы:

    Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру.
    Именно поэтому главными героями многих произведений русских писателей являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. Так, Л. Н. Толстой в автобиографической повести «Детство» описывает жизнь Николеньки Иртеньева, который на страницах произведения растет, любит и ненавидит, получает первые уроки жизни.
    Маленький герой окружен любовью и заботой своих близких – маменьки, гувернера, няни. Под их влиянием Николенька растет добрым мальчиком, ему присуще «чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор…»
    Жизнь героя – это уроки в классе, игры с друзьями, общение с маменькой, которую Николенька боготворит. Однако мальчик растет, меняется и его жизнь. Он уезжает в Москву, заводит новых друзей, разлучается и, позже, теряет маменьку.
    В повести Николенька совершает ошибки, пытается исправлять их, делает выводы. Так, он несправедливо думает о добрейшем гувернере Карле Ивановиче, обижается на няню Наталью Савишну, придумывает страшный сон «будто maman умерла и ее несут хоронить». Вместе с приятелями герой издевается над слабым Иленькой Грапом, хотя ему это и не очень нравится: «В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело». Но важно, что из каждого «недостойного» эпизода Николенька выносит свой урок, понимает, почему он поступил неправильно.
    Детство как самый чистый и невинный период в жизни изображается и Буниным в рассказе «Цифры». Маленький Женечка – воплощение непосредственности, наивности, шаловливости и проказливости: «И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!» Он очень любит своих родных, безмерно уважает дядю, приехавшего из Москвы.
    Писатель подчеркивает, что ребенок очень зависит от взрослых, его легко обидеть или унизить. Но это самое страшное преступление – маленький человек незлоблив, однако причиненную боль может помнить всю жизнь.
    Помнит свои детские обиды, трудное детство и герой повести Горького. После смерти отца Алеше Пешкову пришлось многое перенести в доме деда – терпеть побои и несправедливость, наблюдать за враждой дядьев, голодать и побираться. Лишь бабушка отогревала мальчика – дарила ему свою любовь, тепло, защиту.
    Акулина Ивановка научила Алешу любить людей, быть добрым и справедливым. Именно бабушка открыла мальчику Бога – не сурового и злого, как у Кашириных, а доброго, снисходительного, любящего. Именно бабушка «открывала» мальчику жизнь, объясняя ему все, что происходит вокруг – в доме и за его пределами. И так продолжалось до самой ее смерти. А когда бабушка умерла, закончилось и детство героя – он пошел «в люди».
    Таким образом, детство в произведениях Толстого, Бунина, Горького изображается как важнейшая пора жизни каждого человека. Именно в детстве, по мнению этих писателей, формируется характер и мировоззрение личности. Кроме того, детство, несмотря ни на что, счастливейшая – «золотая» – пора жизни, наполненная светом, радостью ежедневных открытий, чистотой души.

  6. Золотые слова
    «Когда я был маленьким, я очень любил ужи­нать со взрослыми. И моя сестренка Леля тоже любила такие ужины не меньше, чем я». Так на­чинается рассказ Зощенко, который ведется от ли­ца мальчика Миньки. Желание детей оказаться за столом имело несколько причин. Первая — было много разнообразной еды. Вторая — взрослые рас­сказывали много интересных фактов из жизни. Сначала ребята сидели за столом тихо, но со вре­менем осмелели и тоже стали делиться своими жизненными впечатлениями. Детские высказы­вания смешили гостей. А родители были горды тем, что в этих разговорах виден ум и развитие их детей. Но один ужин изменил этот «обычай».
    Начальник папы Миньки рассказывал неве­роятную историю о том, как он спас пожарного. «Этот пожарный будто бы угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня». Де­тям не понравился такой рассказ. Леля сидела словно на иголках. Ей хотелось поведать свою историю, по ее мнению, более интересную. А так как начальник рассказывал очень медленно, то девочка не выдержала и перебила рассказчика: «Это что! Вот у нас во дворе была одна девоч­ка…» Свою историю Леля не продолжила, так как мама на нее шикнула, а папа строго посмот­рел. Начальник же покраснел от гнева и возму­тился тому, что дети сидят за одним столом со взрослыми и перебивают их.
    Девочка напомнила то место, где начальник остановился. И тут же заметила, что угоревший пожарник не мог сказать ему «мерси», так как он лежал скорее всего без сознания. И снова при­нялась рассказывать свою историю. Теперь она получила шлепок от мамы. Гости заулыбались. А начальник еще более покраснел. Но мальчик решил исправить положение. Он поведал о том, что угоревшие бывают разные. Но, как правило, они бормочут сами не зная чего. Так что вместо «караул», тот вполне мог сказать «мерси». Гости засмеялись. Начальник, которого уже трясло от гнева, сказал родителям: «Вы плохо воспитыва­ете детей. Они мне просто пикнуть не дают — все время перебивают глупыми замечаниями».
    Бабушка все это время наблюдавшая за проис­ходящим, заметила, что Леля вместо раскаяния продолжала есть за двоих. Девочка тихонько за­метила, что на сердитых воду возят. Однако на­чальник расслышал эти слова и принял их на свой счет. Он ахнул от удивления и снова обра­тился к родителям девочки: «Всякий раз, когда я собираюсь к вам в гости и вспоминаю про ваших детей, мне прямо неохота к вам идти». На этот раз папа сказал, что из-за плохого поведения детей за столом им не разрешается с этого времени ужи­нать со взрослыми. А сейчас он предложил им до­пить чай и покинуть комнату.
    «Доев сардинки, мы с Лелей удалились под веселый смех гостей». После этого случая дети два месяца не садились за стол вместе со взрос­лыми. Однажды, когда отец был в хорошем на­строении, они уговорили его снова разрешить им садиться с ними за один стол. Он согласился, но запретил им что-либо говорить за столом: «Одно ваше слово, сказанное вслух, — и более вы за стол не сядете».
    И вот снова в один прекрасный день детям по­зволено сидеть за одним столом со взрослыми. Теперь они сидели очень тихо и постоянно мол­чали. Они понимали, что случайно высказанное слово лишит их возможности теперь уже навсег­да сидеть за общим столом.
    Однако такой запрет их не очень расстроил. Они ели за четверых и пересмеивались между собой. «Мы считаем, что взрослые даже прогада­ли, не позволив нам говорить. Наши рты, сво­бодные от разговоров, целиком заняты едой». Так за столом они съели все, что можно, и при­нялись за сладкое.
    Когда со сладким и чаем было покончено, они решили все попробовать по второму кругу. Тем более что мама заметила, что еда закончилась, и принесла новые порции.
    Мальчик взял булку и хотел ее намазать мас­лом. Но оно было сильно замершим и никак не хо­тело размазываться по булке. Масло было словно каменное. Тогда Минька придумал: положил масло на кончик ножа и стал его греть над чаем. Но свой чай он уже выпил, поэтому решил по­греть его над соседним стаканом. Это оказался стакан папиного начальника. Он рассказывал что-то интересное, поэтому совершенно не заме­тил, что делает мальчик.
    «Между тем нож согрелся над чаем. Масло не­множко подтаяло. Я его хотел намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут мое масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай». Мальчик обмер от страха. Он не от­рываясь смотрел на стакан с маслом. Когда нако­нец Минька оглянулся, он увидел, что никто не заметил того, что случилось. Только Лелька заме­тила и, поглядывая на брата, стала посмеиваться. Она еще больше начала смеяться, когда началь­ник стал ложечкой помешивать свой чай. Он ме­шал его так долго, что все масло растаяло. «И те­перь чай был похож на куриный бульон». Начальник поднес стакан ко рту. Леле было очень интересно, что произойдет, когда он глотнет этой бурды. Однако, она испугалась и хотела крикнуть ему: «Не пейте!» Но вспомнила, что отец не разре­шил ей разговаривать за столом, и промолчала. Брат ее тоже ничего не сказал. Начальник нако­нец сделал большой глоток. «Но тут глаза его ста­ли круглыми от удивления. Он охнул, подпры­гнул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться». От испуга он не мог ничего произнести и ничего ответить ро­дителям. Все стали рассматривать его чай. Мама мальчика попробовала и сказала, что там плавает всего лишь кусочек масла, который растопился в горячем чае. Папа поинтересовался у детей, как оно могло туда попасть. Получив разрешение го­ворить, Леля выпалила: «Минька грел масло над стаканом, и оно упало». И все засмеялись. Неко­торые же стали рассматривать свои стаканы.
    Начальник начал говорить, что дети могли не масло, а деготь в чай добавить. Один из гостей заметил, что дети видели, как упало масло, но ничего не сказали. В этом он видел главное преступление. Все узнали, что папа не разрешил за столом разговаривать. Поэтому они никому ни­чего не сказали. Папа на это сказал, что они не гадкие, а глупые дети, потому что они беспрекос­ловно исполняют приказания. Надо и впредь при­держиваться правил, но только делать это надо с умом. И в таком случае вместо наказания они получили бы благодарность. «Все надо делать с учетом изменившейся обстановки, — сказал па­па. — И эти слова вам надо золотыми буквами за­писать в своем сердце. Иначе получится абсурд». Мама и бабушка стали приводить примеры, ког­да те должны были бы исполнять приказания и в новых условиях. Например, бежать из квар­тиры, если начался пожар, хотя детям и говори­ли не выходить из дома. Папа посоветовал на­лить чаю Леле, так как из-за глупости их наказывать не следует. Гости засмеялись, а дети зааплодировали.
    Но мальчик тогда папиных слов не понял. По­нимание золотых слов пришло со временем.
    Автор обращается к детям и говорит, что те­перь придерживается этих слов во всех случаях жизни. Даже в работе он старался следовать это­му правилу: писать по тем же законам, что и ма­стера этого искусства. Но он увидел, что обста­новка изменилась. «Жизнь и публика уже не те, что были при них». Поэтому он не стал подра­жать мастерам. Возможно, именно поэтому ав­тор принес мало огорчений людям. «И был до не­которой степени счастливым. Впрочем, еще в древние времена один мудрый человек (которо­го вели на казнь) сказал: “Никого нельзя назвать счастливым раньше его смерти”. Это были тоже золотые слова».
    Золотые слова многих героев мы находим в произведении Зощенко. И все они говорят, во-первых, о том, что не надо делать поспешных вы­водов. А во-вторых, не стоит следовать беспре­кословно всем правилам и указаниям, которые произносят взрослые. Все действия изначально надо продумывать, а что непонятно, уточнить у того, кто дал подобные указания. И, возможно, тогда ошибок человек на своем жизненном пути будет совершать намного меньше.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  7. Когда я был маленький, я очень любил ужинать со взрослыми. И моя сестрёнка Леля тоже любила такие ужины не меньше, чем я.
    Во – первых, на стол ставилась разнообразная еда. И эта сторона дела нас с Лелей в особенности прельщала.
    Во – вторых, взрослые всякий раз рассказывали интересные факты из своей жизни. И это нас с Лелей забавляло.
    Конечно, первые разы мы вели себя за столом тихо. Но потом осмелели. Леля стала вмешиваться в разговоры. Тараторила без конца. И я тоже иной раз вставлял свои замечания.
    Наши замечания смешили гостей. И мама с папой сначала были даже довольны, что гости видят такой наш ум и такое наше развитие.
    Но потом вот что произошло на одном ужине.
    Папин начальник начал рассказывать какую – то невероятную историю о том, как он спас пожарного. Этот пожарный будто бы угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня.
    Возможно, что был такой факт, но только нам с Лелей этот рассказ не понравился.
    И Леля сидела как на иголках. Она вдобавок вспомнила одну историю вроде этой, но только ещё более интересную. И ей поскорее хотелось рассказать эту историю, чтоб её не забыть.
    Но папин начальник, как назло, рассказывал крайне медленно. И Леля не могла более терпеть.
    Махнув рукой в его сторону, она сказала:
    — Это что! Вот у нас во дворе одна девочка…
    Леля не закончила свою мысль, потому что мама на неё шикнула. И папа на неё строго посмотрел.
    Папин начальник покраснел от гнева. Ему неприятно стало, что про его рассказ Леля сказала: «Это что!»
    Обратившись к нашим родителям, он сказал:
    — Я не понимаю, зачем вы сажаете детей со взрослыми. Они меня перебивают. И вот я теперь потерял нить моего рассказа. На чём я остановился?
    Леля, желая загладить происшествие, сказала:
    — Вы остановились на том, как угоревший пожарный сказал вам «мерси». Но только странно, что он вообще что – нибудь мог сказать, раз он был угоревший и лежал без сознания… Вот у нас одна девочка во дворе…
    Леля снова не закончила свои воспоминания, потому что получила от мамы шлепок.
    Гости заулыбались. И папин начальник ещё более покраснел от гнева.
    Видя, что дело плохо, я решил поправить положение. Я сказал Леле:
    — Ничего странного нету в том, что сказал папин начальник. Смотря какие угоревшие, Леля. Другие угоревшие пожарные хотя и лежат в обмороке, но всё – таки они говорить могут. Они бредят. И говорят, сами не зная что. Вот он и сказал — «мерси». А сам, может, хотел сказать — «караул».
    Гости засмеялись. А папин начальник, затрясшись от гнева, сказал моим родителям:
    — Вы плохо воспитываете ваших детей. Они мне буквально пикнуть не дают — всё время перебивают глупыми замечаниями.
    Бабушка, которая сидела в конце стола у самовара, сердито сказала, поглядывая на Лелю:
    — Глядите, вместо того чтобы раскаяться в своём поведении, эта особа снова принялась за еду. Глядите, она даже аппетита не потеряла — кушает за двоих…
    — На сердитых воду возят.
    Бабушка не расслышала этих слов. Но папин начальник, который сидел рядом с Лелей, принял эти слова на свой счёт.
    Он прямо ахнул от удивления, когда это услышал.
    Обратившись к нашим родителям, он так сказал:
    — Всякий раз, когда я собираюсь к вам в гости и вспоминаю про ваших детей, мне прямо неохота к вам идти.
    Папа сказал:
    — Ввиду того что дети действительно вели себя крайне развязно и тем самым они не оправдали наших надежд, я запрещаю им с этого дня ужинать со взрослыми. Пусть они допьют свой чай и уходят в свою комнату.
    Доев сардинки, мы с Лелей удалились под весёлый смех и шутки гостей.
    И с тех пор два месяца не садились вместе со взрослыми.
    А спустя два месяца мы с Лелей стали упрашивать нашего отца, чтобы он нам снова разрешил ужинать со взрослыми. И наш отец, который был в тот день в прекрасном настроении, сказал:
    — Хорошо, я вам это разрешу, но только я категорически запрещаю вам что – либо говорить за столом. Одно ваше слово, сказанное вслух,— и более вы за стол не сядете.
    И вот, в один прекрасный день мы снова за столом, ужинаем со взрослыми.
    На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер. Мы знаем, что если мы скажем хоть полслова, наш отец никогда более не разрешит нам сесть со взрослыми.
    Но от этого запрещения говорить мы с Лелей пока не очень страдаем. Мы с Лелей едим за четверых и между собой пересмеиваемся. Мы считаем, что взрослые даже прогадали, не позволив нам говорить. Наши рты, свободные от разговоров, целиком заняты едой.
    Мы с Лелей съели всё, что возможно, и перешли на сладкое.
    Съев сладкое и выпив чай, мы с Лелей решили пройтись по второму кругу – мы решили повторить еду с самого начала, тем более что наша мать, увидав, что на столе почти что чисто, принесла новую еду.
    Я взял булку и отрезал кусок масла. А масло было совершенно замёрзшее – его только вынули из – за окна.
    Это замёрзшее масло я хотел намазать на булку. Но мне это не удавалось сделать. Оно было как каменное.
    И тогда я положил масло на кончик ножа и стал его греть над чаем.
    А так как свой чай я давно выпил, то я стал греть это масло над стаканом папиного начальника, с которым я сидел рядом.
    Папин начальник что – то рассказывал и не обращал на меня внимания.
    Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко подтаяло. Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.
    Я обмер от страха.
    Я вытаращенными глазами смотрел на масло, которое плюхнулось в горячий чай.
    Потом я оглянулся по сторонам. Но никто из гостей не заметил происшествия.
    Только одна Леля увидела, что случилось.
    Она стала смеяться, поглядывая то на меня, то на стакан с чаем.
    Но она ещё больше засмеялась, когда папин начальник, что – то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай.
    Он мешал его долго, так что всё масло растаяло без остатка. И теперь чай был похож на куриный бульон.
    Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту.
    И хотя Леля была чрезвычайно заинтересована, что произойдёт дальше и что будет делать папин начальник, когда он глотнёт эту бурду, но всё – таки она немножко испугалась. И даже уже раскрыла рот, чтобы крикнуть папиному начальнику: «Не пейте!»
    Но, посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала.
    И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и, не отрываясь, стал смотреть в рот папиному начальнику.
    Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток.
    Но тут глаза его стали круглыми от удивления. Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.
    Наши родители спросили его:
    — Что с вами произошло?
    Папин начальник от испуга не мог ничего произнести.
    Он показывал пальцами на свой рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан.
    Тут все присутствующие стали с интересом рассматривать чай, оставшийся в стакане.
    Мама, попробовав этот чай, сказала:
    — Не бойтесь, тут плавает обыкновенное сливочное масло, которое растопилось в горячем чае.
    Папа сказал:
    — Да, но интересно знать, как оно попало в чай. Ну – ка, дети, поделитесь с нами вашими наблюдениями.
    Получив разрешение говорить, Леля сказала:
    — Минька грел масло над стаканом, и оно упало.
    Тут Леля, не выдержав, громко засмеялась.
    Некоторые из гостей тоже засмеялись. А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы.
    Папин начальник сказал:
    — Ещё спасибо, что они мне в чай масло положили. Они могли бы дёгтю влить. Интересно, как бы я себя чувствовал, если бы это был дёготь… Ну, эти дети доведут меня до сумасшествия.
    Один из гостей сказал:
    — Меня другое интересует. Дети видели, что масло упало в чай. Тем не менее они никому не сказали об этом. И допустили выпить такой чай. И вот в чём их главное преступление.
    Услышав эти слова, папин начальник воскликнул:
    — Ах, в самом деле, гадкие дети, почему вы мне ничего не сказали? Я бы тогда не стал пить этот чай…
    Леля, перестав смеяться, сказала:
    — Нам папа не велел за столом говорить. Во т поэтому мы ничего не сказали.
    Я, вытерев слёзы, пробормотал:
    — Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что – нибудь сказали.
    Папа, улыбнувшись, сказал:
    — Это не гадкие дети, а глупые. Конечно, с одной стороны, хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так же поступать – исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют. Но всё это надо делать с умом. Если б ничего не случилось — у вас была священная обязанность молчать. Масло попало в чай или бабушка забыла закрыть кран у самовара — вам надо крикнуть. И вместо наказания вы получили бы благодарность. Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд.
    Мама сказала:
    — Или, например, я не велю вам выходить из квартиры. Вдруг пожар. Что же вы, дурацкие дети, так и будете торчать в квартире, пока не сгорите? Наоборот, вам надо выскочить из квартиры и поднять переполох.
    Бабушка сказала:
    — Или, например, я всем налила по второму стакану чаю. А Леле я не налила. Значит, я поступила правильно?
    Тут все, кроме Лели, засмеялись. А папа сказал:
    — Вы не совсем правильно поступили, потому что обстановка снова изменилась. Выяснилось, что дети не виноваты. А если и виноваты, то в глупости. Ну, а за глупость наказывать не полагается. Попросим вас, бабушка, налить Леле чаю.
    Все гости засмеялись. А мы с Лелей зааплодировали.
    Но папины слова я, пожалуй, не сразу понял. Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова.
    И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе.
    В моей работе я, например, учился у старых великолепных мастеров. И у меня был большой соблазн писать по тем правилам, по которым они писали.
    Но я увидал, что обстановка изменилась. Жизнь и публика уже не те, что были при них. И поэтому я не стал подражать их правилам.
    И, может быть, поэтому я принёс людям не так уж много огорчений. И был до некоторой степени счастливым.
    Впрочем, ещё в древние времена один мудрый человек (которого вели на казнь) сказал: «Никого нельзя назвать счастливым раньше его смерти».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *