Памятка как писать сочинение на лингвистическую тему

12 вариантов

  1. ОГЭ Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
    ! Данная информация оглашению не подлежит.
    Как сформулировано задание 15.1?
    Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные требованияк сочинению.
    Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Внимательно прочитайте задание.
    Итак, озвучим основные требования к сочинению.
    НЕОБХОДИМО:
    1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
    2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
    2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
    3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
    МОЖНО:
    1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
    2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
    3. начать сочинение с высказывания.
    НЕЛЬЗЯ:
    1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
    2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.
    Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15.1.
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3.  Составляем план сочинения
    Предлагаю  3 варианта.
    План 1
    1. Объясняем смысл высказывания.
    2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
    3. Делаем вывод.
    План 2
    1. Цитируем высказывание.
    2. Объясняем смысл высказывания.
    3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
    4. Делаем вывод.
    План 3
    1. Цитируем высказывание.
    2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.
    3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.
    4. Объясняем смысл высказывания.
    ! Помните о том, что каждый пункт плана – это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении – 3.
    За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.
    Пишем сочинение по плану 2.
    Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его
    смысл
    Не забудьте о логическом переходе к аргументам!
    В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,
    чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее
    точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё
    многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного
    высказывания, рассмотрим конкретные примеры.
    Вместо глагола “сказал” можно употребить другие:
    утверждал
    рассуждал
    отмечал
    считал и т.д.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
    Другие варианты формулировки последнего предложения данной части:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из
    прочитанного текста
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из прочитанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    Например:
    Аргумент 1.
    Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2.
    Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 6. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    Примерный образец экзаменационного сочинения:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
    Наш язык очень богат синонимами – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
    Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

  2. Например:
    Аргумент 1.
    Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).


    Аргумент 2.
    Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых«, «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

  3. Подготовка к заданию С2 в ГИА по русскому языку.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
    В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.
    В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
    Данная информация оглашению не подлежит.
    Как сформулировано задание С2 в демоверсии?
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
    В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой – грамматические.
    В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Другие материалы к сочинению в ГИА смотрите в этом разделе 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/

  4. Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»
    Структура сочинения, речевые клише
    Каждая часть – отдельный абзац!
    1. Вступление
    Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован…)
    Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт…), но и…
    Его книги (рассказы, произведения) вызывают… (чувства, мысли, поступки).
    В центре внимания автора (находятся)…
    Главные усилия автора направлены…
    Виды вступления:
    вопросно-ответное единство
    цепочка вопросительных предложений.
    назывное предложение
    риторический вопрос
    цитата
    парадоксальное высказывание
    2. Формулировка проблемы. Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
    Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.
    Речевые клише:
    Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
    Касается .. проблемы.
    Уделяет внимание … проблеме.
    Над какой-л. проблемой думать, работать.
    Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
    Автор затрагивает проблему…
    Много места уделено проблеме…
    Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
    Автор очень эмоционально отстаивает идею…
    Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме …
    Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).
    3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста
    К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…
    Насколько проблема злободневна?
    Что делает её злободневной?
    Традиционна ли эта проблема или нова?
    Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
    Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
    Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
    Кому приходилось обращаться к данной проблеме?
    Об этом много пишут …
    Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…
    Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…
    Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
    Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме …
    Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…
    Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.
    Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.
    4. Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
    Средства выражения авторской позиции
    Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
    Автор убедительно доказывает свою мысль…,
    …- Так определяет автор своё отношение к …
    Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
    Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…
    Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…
    Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
    Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы
    Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);
    Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);
    Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;
    Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к …;
    Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни
    Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;
    Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;
    Автор показывать негативную сторону нашей жизни;
    В словах автора звучит мнение большинства людей;
    Автор пытается найти в читателе единомышленника;
    Автор пытается понять, почему …;
    Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;
    Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…
    Автор позиция ясна: …
    – Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально
    Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;
    Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни
    Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому
    5-6. Моя позиция +2 аргумента
    Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против
    особенно близка мне мысль автора о… ;
    мне близка позиция автора по отношению к … ;
    согласен с автором в том, что… ;
    вполне согласен с мыслями автора о… ;
    нельзя не согласиться с автором в том, что… ;
    автор прав, утверждая, что…
    осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;
    мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;
    мысли автора о… близки мне, однако… ;
    позволю себе не согласиться с автором в том, что…
    на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;
    Возможно, не все верно (правильно, безупречно…)
    В отличие от автора, я считаю, что…
    Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
    в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;
    Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что…
    Писатель упускает из виду (пренебрегает)…
    На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что…
    Вывод автора о том, что… кажется мне надуманным.
    К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.
    Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.
    В качестве аргументов могут выступать:
    а) логические доказательства, доводы;
    б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;
    в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.
    Вспомним…
    Это подтверждается …
    В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
    Пример из литературы
    По выбору учащегося, можно из личного опыта
    8. Заключение
    В заключение хотелось бы отметить…
    Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..
    На мой взгляд, статья (очерк) предназначена…
    Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
    Таким образом, нельзя не согласиться…
    Список использованной литературы:
    Егораева Г.Т. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
    Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на
    ЕГЭ по русскому языку// газета «Русский язык». – №12. – 2006 г.

  5. ПАМЯТКА
    Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
    Прежде, чем приступить к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, необходимо вспомнить о композиции текста. Именно эти знания помогут вам написать лаконичное, но информационно-ёмкое, логично построенное сочинение. Как известно, сочинение имеет вступление (введение), основную часть и заключение.
    Вступление (введение)
    Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
    При написании вступления можно использовать следующие приёмы:
    – Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения-
    рассуждения актуальна. Например:
    1.      Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
    2.      В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных.
    –  Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание
    на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
    1.      Почему писатель А.Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
    2.      Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
    –  Цитата в качестве зачина.  Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
    1. «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», – так писал о местоимениях известный лингвист А. А. Реформатский.
    2.  «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», – таково мнение писателя А.Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
    Помните, что вступление должно быть небольшим!!!
    Основная  часть
    При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
    Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
    Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
    – вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
    –   союзы: так что, поскольку, так как, если;
    – речевые обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.
    Рассуждение-объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.
    Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:
    – слова-организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему;
    –  слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;
    – вводные слова: например, таким образом.
    Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения.  Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме.  В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
    Основными языковыми средствами оформления рассуждения-размышления являются:
    –  вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
    –  речевые обороты:  я  могу с  уверенностью сказать, что…;  я  полагаю, что…;  попытаемся разобраться…;  можно сравнить;  я согласна с тем, что.
    Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
    Подведение к вопросу –  тезис –  доказательство тезиса –  выводы.
    Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь может быть приведён  и  тезис.  Но чаще тезис даётся в основной части.
    Тезис –  это то, что доказывается или объясняется.
    В основной части обязательно приводятся аргументы.
    Аргументы –  это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
    Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.
    Выводы приводятся в заключении сочинения-рассуждения.
    Заключение
    Как было уже сказано выше, в заключении приводятся сжато сформулированные выводы.  Для связи доказательств, приведённых в основной части, и выводов можно использовать следующие слова и словосочетания: таким образом, следовательно, обобщим всё сказанное, из этого следует, отсюда заключаем.
    Заключение должно быть небольшим.  При определении его объёма руководствуйтесъ формулой:
    Вступление + заключение = 1/3объёма сочинения.

  6. Памятка
    Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
    Вступление (введение)
    Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
    При написании вступления можно использовать следующие приемы:
    Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна. Например:
    Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
    В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
    Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
    Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
    Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
    Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
    «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», – так писал о местоимениях известный лингвист А. А. Реформатский.
    «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», – таково мнение писателя А. Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
    Помните, что вступление должно быть небольшим.
    Основная часть
    При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
    Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
    Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
    Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
    Союзы: так что, поскольку, так как, если;
    Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.
    Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.
    Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:
    Слова-организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему;
    Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;
    Вводные слова: например, таким образом.
    Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
    Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:
    Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
    Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.
    Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
    Подведение к вопросу >тезис >доказательство тезиса > выводы.
    Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.
    Тезис – это то, что доказывается или объясняется.
    В основной части обязательно приводятся аргументы.
    Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
    Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания:  докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.
    Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.

  7. Ученый-энциклопедист П.А. Флоренский советовал дочери: «Когда читаешь… отдавай себе отчет в построении произведения, в особенностях языка… Надо понимать, как сделано произведение, все в целом и в отдельных элементах, и для чего оно сделано именно так, а не иначе. Тогда ты увидишь, что различные особенности произведения, даже такие, которые сперва могут показаться недостатками, недочетами, капризами автора, на самом деле имеют цель… Иное кажется сперва случайным, но когда вдумаешься, то увидишь его необходимость, увидишь, что иначе было бы хуже».
    Абзац
    Композиционная часть
    Содержание
    Требования критериев оценки сочинения
    Возможные шаблоны
    1
    Вступление (Тезис)
    Возможно цитирование высказывания. Обязательно привести на теоретическом уровне свое рассуждение, раскрывающее понимание высказывания.
    Назвать упоминаемые в цитате языковые явления (разделы языкознания) и раскрыть их роль в речи.
    Следить за соблюдением фактической точности
    Автор сказал: «…».
    «…», – утверждает известный лингвист (писатель и пр.) …
    Действительно, …
    2
    Основная часть (Доказательства)
    Доказать своё понимание высказывания на примере текста. Привести 2 примера наличия языковых явлений, назвать их и указать их конкретную роль в данном тексте.
    Обязательно 2 примера из данного текста
    Слова процитировать, на предложения указать
    Примеры должны соответствовать тезисам, т.е. иллюстрировать названное языковое явление
    Обязательно указать роль в этом тексте
    Соблюдать логику в высказывании.
    Быть точным в употреблении терминов
    Примеры без тезиса не засчитываются
    Для доказательства обратимся к примерам из текста. Во-первых, для создания (раскрытия и т.п. – назначение средства) … автор использует … (назвать средство, например, эпитеты, разговорную лексику, вводные слова и т.п.)
    В предложении № автор использует …, которые позволяют ему…
    Во-вторых, для того чтобы передать …, автор использует …
    3
    Заключение (Вывод)
    Подвести итог своим рассуждениям.
    Вывод должен соответствовать первоначальному тезису и доказательствам.
    Можно перефразировать высказывание ученого.
    Таким образом, мы убедились в истинности высказывания …
    Автор (цитаты), безусловно, был прав в том, что …
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов (высказывание ученого или писателя не учитывается). Обязательно наличие 3 абзацев (деление на 4 допускается). Цитаты заключать в кавычки. Вводные слова желательно использовать и обособлять запятыми.

  8. Памятка
    Как писать сочинение-рассуждение
    на лингвистическую тему
    Вступление (введение)
    Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
    При написании вступления можно использовать следующие приемы:
    Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна. Например:
    Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
    В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
    Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
    Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
    Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
    Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
    «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», – так писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.
    «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», – таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
    Помните, что вступление должно быть небольшим.
    Основная часть
    При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
    Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
    Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
    Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
    Союзы: так что, поскольку, так как, если;
    Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.
    Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.
    Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:
    Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;
    Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;
    Вводные слова: например, таким образом.
    Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
    Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:
    Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
    Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.
    Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
    Подведение к вопросу >тезис >доказательство тезиса > выводы.
    Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.
    Тезис – это то, что доказывается или объясняется.
    В основной части обязательно приводятся аргументы.
    Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
    Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания:  докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.
    Выводы приводятся в заключение сочинения – рассуждения.

  9. Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему
    Ученый-энциклопедист П.А. Флоренский советовал дочери: «Когда читаешь… отдавай себе отчет в построении произведения, в особенностях языка… Надо понимать, как сделано произведение, все в целом и в отдельных элементах, и для чего оно сделано именно так, а не иначе. Тогда ты увидишь, что различные особенности произведения, даже такие, которые сперва могут показаться недостатками, недочетами, капризами автора, на самом деле имеют цель… Иное кажется сперва случайным, но когда вдумаешься, то увидишь его необходимость, увидишь, что иначе было бы хуже».
    Абзац
    Композиционная часть
    Содержание
    Требования критериев оценки сочинения
    Возможные шаблоны
    1
    Вступление (Тезис)
    Возможно цитирование высказывания. Обязательно привести на теоретическом уровне свое рассуждение, раскрывающее понимание высказывания.
    Назвать упоминаемые в цитате языковые явления (разделы языкознания) и раскрыть их роль в речи.
    Следить за соблюдением фактической точности
    Автор сказал: «…».
    «…», – утверждает известный лингвист (писатель и пр.) …
    Действительно, …
    2
    Основная часть (Доказательства)
    Доказать своё понимание высказывания на примере текста. Привести 2 примера наличия языковых явлений, назвать их и указать их конкретную роль в данном тексте.
    Обязательно 2 примера из данного текста
    Слова процитировать, на предложения указать
    Примеры должны соответствовать тезисам, т.е. иллюстрировать названное языковое явление
    Обязательно указать роль в этом тексте
    Соблюдать логику в высказывании.
    Быть точным в употреблении терминов
    Примеры без тезиса не засчитываются
    Для доказательства обратимся к примерам из текста. Во-первых, для создания (раскрытия и т.п. – назначение средства) … автор использует … (назвать средство, например, эпитеты, разговорную лексику, вводные слова и т.п.)
    В предложении № автор использует …, которые позволяют ему…
    Во-вторых, для того чтобы передать …, автор использует …
    3
    Заключение (Вывод)
    Подвести итог своим рассуждениям.
    Вывод должен соответствовать первоначальному тезису и доказательствам.
    Можно перефразировать высказывание ученого.
    Таким образом, мы убедились в истинности высказывания …
    Автор (цитаты), безусловно, был прав в том, что …
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов (высказывание ученого или писателя не учитывается). Обязательно наличие 3 абзацев (деление на 4 допускается). Цитаты заключать в кавычки. Вводные слова желательно использовать и обособлять запятыми.

  10. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
    Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2013 ?
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
    В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    ! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки.
    То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
    А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    ! За отсутствие абзацев снимают баллы.

  11. Примерный образец экзаменационного сочинения:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева. Наш язык очень богат синонимами – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса – ечк -, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

  12. В памятке “Как писать сочинение-рассуждение” изложены основные элементы написания сочинения в части С ГИА по русскому языку. Сочинение состоит из:
    вступления;
    основной части;
    рассуждения;
    аргументов;
    выводов.
    Вступление (сочинение на лингвистическую тему для подготовки к ГИА)
    Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
    При написании вступления можно использовать следующие приемы:
    Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема сочинения на лингвистическую тему актуальна. Например:
    Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
    В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
    Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
    Почему писатель А. Югов считает, что “глагол – это самая живая часть речи”? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
    Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
    Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
    “Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет “перелива красок” настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета”, – так писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.
    “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка”, – таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
    Помните, что вступление должно быть небольшим.
    Основная часть
    При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
    Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
    Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
    Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
    Союзы: так что, поскольку, так как, если;
    Речевые обороты: предположим, что:; допустим что:; об этом свидетельствует:, это позволяет предположить.
    Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.
    Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:
    Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;
    Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что:; это зависит от:; это является следствием того, что;
    Вводные слова: например, таким образом.
    Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
    Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:
    Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
    Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что:; я полагаю, что:; попытаемся разобраться:; можно сравнить; я согласна с тем, что.
    Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
    Подведение к вопросу -> тезис -> доказательство тезиса -> выводы.
    Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.
    Тезис – это то, что доказывается или объясняется.
    В основной части обязательно приводятся аргументы.
    Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
    Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.
    Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *