Пословицы и поговорки сочинение на школьную тему

7 вариантов

  1. В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.

    Сочинение В доброй беседе всяк ума копит (по пословице 4 класс)

    В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».

    Сочинение Cделал дело – гуляй смело по пословице

    Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

    Сочинение по пословице Делу – время, потехе – час 4 класс

    Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать

    Сочинение Умные речи приятно и слушать

    В наше время, в мир современных развитых технологий люди стали все меньше и меньше уделять времени чтению различной литературы. На смену этому пришла массовая компьютеризация, наступило время цифровых технологий

    Сочинение Ученье – свет, а неученье – тьма 5 класс

    Сочинение Яблоко от яблони недалеко падает

    Эту пословицу многие слышат с самого детства, но не многие действительно размышляют над смыслом этих слов. Поэтому постараемся понять, какие значения тут скрыты.

    Сочинение Посеешь привычку пожнешь характер

    Многим известна поговорка: Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу

    Сочинение на тему Что посеешь, то и пожнешь!

    Народная мудрость часто собирает самые мудрые мысли в короткие изречения, которые становятся поговорками и пословицами. Благодаря этому представители народа могут легко

    Сочинение на тему Дал слово – держи рассуждение

    Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

    Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса

    Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе

    Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучше

    Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…

    Сочинение по пословице Безделье мать всех пороков 7 класс

    Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям

    Сочинение по пословице Без труда не выловишь и рыбку из пруда 7 класс

    У каждого человека есть свои цели, которые он хочет достичь. Стоит понимать, что, если не прикладывать никаких усилий, то результата должного добиться весьма трудно. Человек создан для работы, ибо, усердствуя, прогрессируешь

    Сочинение по пословице Не имей сто рублей, а имей сто друзей

    В русском языке существует очень много пословиц, и каждая имеет свой смысл. Какой же смысл несет пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

    Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице

    Совершая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий говорил: Всяк своего счастья кузнец

    Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс

    Если разбирать пословицу по ее смысловым составляющим, то суть ее станет ясной. Первое слово, используемое в пословице, – «бесполезно». Мы сразу можем видеть, что речь пойдет о неком действии

    Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру

    В этой пословице говорится о двух аспектах жизни человека – радости и горе, счастье и несчастье. Это очень мудрая пословица, потому что советует сохранять человеку меру в радости, а в беде – веру.

    Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение

    В пословицах концентрируется народная мудрость – наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.

    Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

    Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

    Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

    Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

    Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

    Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

    Сочинение Пословицы и поговорки – зерна народной мудрости рассуждение

    Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

    Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

    Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

    Сочинение на тему Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословице

    Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

    Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

    Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?..
    Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?

    Сочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

    Пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» говорит о том, что необходимо следить за тем что сказано вслух. Можно сказать, что-то необдуманно и обидеть человека.

    Сочинение на тему Язык мой друг мой по пословице

    Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы

  2. У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками. … Дальше

    Век живи век учись

    В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль…. Дальше

    Дело мастера боится

    Я много-много раз слышала эту пословицу: «Дело мастера боится». И только недавно поняла ее смысл. Помогла мне бабушка. В школе нам сказали принести на благотворительную ярмарку вкусную домашнюю выпечку…. Дальше

    Делу — время потехе — час

    Моя бабушка любила повторять, что «Делу — время, а потехе – час». Данная пословица известна нам с раннего детства. А в школе нам рассказали, что это слова одного из российских царей Алексея Михайловича,… Дальше

    Друг познается в беде

    У каждого человека есть самый лучший друг. Одни с самого детства вместе, другие приобрели такого верного товарища в школе или университете, третьи познакомились совсем недавно, но знают друг друга, как будто с самого младенчества. А как же узнать,… Дальше

    Жизнь прожить — не поле перейти

    Жизнь человека, очень сложная штука и только от него самого зависит, как он ее проживет и чего он сможет добиться в этой жизни. Еще с самого своего рождения, он обречен на постоянный поиск и различного рода страдания, которые… Дальше

    Ученье — свет а неученье — тьма

    Сочинение-рассуждение по теме: ученье-свет, а не ученье-тьма.На самом деле, эту замечательную пословицу родители повторяют нам чуть ли не каждую неделю. Естественно, она не несет прямого смысла,… Дальше

    Язык мой — враг мой

    Всем с раннего детства известна фраза «Язык мой – враг мой». Кому-то даже на собственном горьком опыте приходится испытывать ее актуальность. Выражение используется в том случае, если человек, не подумав, произнес то, о чем стоило бы промолчать…. Дальше

    Язык мой – друг мой

    Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва. Но мы редко задумываемся о том… Дальше

    напишите рассказ на школьную тему озаглавив его одной из пословиц(5,6) предложений зарание

    напишите рассказ на школьную тему озаглавив его одной из пословиц(5,6) предложений зарание спасибо
    Ответ №1:

  3. Пословицы и поговорки – это формы русского народного творчества. Невозможно представить русский язык без этих коротких, но очень мудрых высказываний.
    Мы всю жизнь сталкиваемся с пословицами и поговорками. Пословица обычно побуждает нас к действию, несет мораль и важную мысль. С самого детства мы читаем сказки, где главные герои получают умные советы и наставления именно в этой форме. Например, известная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Каждый человек понимает: чтобы получить то, чего сильно хочешь, надо упорно работать.
    Поговорка объясняет какие-то закономерности, то, что происходит вокруг нас. Все знают поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Тут мы видим, что человек, у которого много друзей, намного богаче всех остальных. Деньги никогда не заменят нам верных и преданных друзей.
    Люди веками передают народную мудрость своим детям, с помощью коротких высказываний объясняют, что хорошо, а что – плохо. Но русский язык не стоит на месте, он постоянно развивается, и появляются фразы, которые навсегда остаются в памяти у каждого.
    А моя самая любимая пословица – «Сделал дело – гуляй смело». Сделал уроки – можно и отдохнуть!

  4. 4
    Текст добавил: С подругой На пару

    Роль пословиц и поговорок в нашей речи.
    Сочинение.
    Пословицы и поговорки использовали люди в своей речи всегда. Да и сейчас  они часто употребляются. Всем известно, что в них отразились народный ум, народный опыт и мудрость. Эти небольшие высказывания содержат глубокий смысл и в лаконичной форме помогают  выразить свои мысли.  Пословицы и поговорки очень похожи. Мне вспоминаются слова А.С. Пушкина о поговорках, которые мы читали на уроке литературы, учась в школе. Но писал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
    Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Их можно использовать в различных речевых ситуациях, так как они разнообразны по своей тематике.Я помню такие пословицы:
    Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь,а один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дело мастера боится. Не спеши языком, а торопись делом. Делу время, а потехе час.
    Многие пословицы и поговорки  я услышала от своей бабушки. Она любит их употреблять в разговоре с нами, внуками. Она живёт в деревне одна. И я думала не один раз, что ей скучно без нас. Но однажды она мне сказала: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Она очень трудолюбивая и заботливая и всегда найдёт себе занятие по душе. От того ей не приходится скучать.
    Летом мы с бабушкой ходили за лесной ягодой. День был жаркий. Мы собрали немного ягод. И мне больше не хотелось их собирать, но бабушка мне напомнила:
    « Любишь кататься – люби и саночки возить». Да, я, действительно, люблю варенье из лесной клубники. После этих слов ягоду я с бабушкой собирала до вечера.
    Бабушкина пословица мне помогла и перед экзаменом. «Повторенье – мать ученья,» –   тихо проговорила бабушка, когда увидела, что я хотела отложить в сторону тетрадь с экзаменационном материалом.
    Пословица, мне кажется, объединяет людей, призывает к труду, взаимопомощи. И на этот случай у бабушки нашлась пословица: «Один в поле не воин». Как-то мы приехали к ней в выходной день, а у неё целая гора дров лежит перед домом. Одна она не могла их перенести в сарай.  Мы с мамой помогли ей быстро это сделать.
    Я наблюдала, что  в речи бабушки встречались и такие выражения:
    Как снег на голову.  Лёгок на помине. Живут душа в душу. Их водой не разольёшь. Это поговорки.
    Одним словом, у моей бабушки на всякий случай есть пословица или поговорка. О ней можно сказать: «Собирательница пословиц».
    обучающаяся 10 класса
    Бурцева Ирина

  5. Seniorcac
    02 марта 2015 г., 4:08:01 (3 года назад)
    Наверное, каждый человек с детства знает народные пословицы и поговорки. Эти короткие, но меткие выражения слышали мы от бабушки или дедушки, мамы или папы. Мой дед, например, когда смотрит, как я что-то делаю, не может удержаться и обязательно скажет что-то такое: «Семь раз отмерь, один раз отрежь» или «Все великое начинается с мелкого. Через эти комментарии я иногда даже обижался на него. «Дед, — говорил, — откуда ты знаешь, сколько раз я мерил …» А он только смеялся и добавлял: «Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду говорит. Привык я к этим деда прибауток, старался не обращать на них внимания. Как же я удивился, когда на уроке зарубежной литературы узнал, что любимый дедов выражение «Мудрый учится на чужих ошибках» — то норвежская поговорка. Ну, думаю, держись дедушка. Достаточно с меня смеяться. Теперь и я ученый.
    Пришел я домой и сразу с порога спрашиваю: «Дед, а откуда ты норвежский язык знаешь?» Дед именно борщ горячий ел. От такого неожиданного вопроса чуть не проглотил горяченького. «Разве я когда-то говорил, что знаю норвежскую?» — Здувався дед. «А откуда же тогда ты знаешь выражение» Мудрый учится на чужих ошибках?» — Спрашиваю. «Мне такое мой дед говорил, — растерянно объясняет дедушка — Причем здесь норвежский?» Рассмеялся я и книгу показываю, а там все указано. И норвежские пословица, и китайские, и даже пословицы и поговорки народов Африки. Долго сидели мы с дедом, читали. Сначала мы все удивлялся, как много похожего между точными высказываниями разных народов, пытались найти отличия. Мы, например, говорим: «Язык до Киева доведет», а в Африке — «Чтобы знать, нужно спрашивать. Мы — «Как седло на корове», а японцы — «Как на обезьяне шляпа». Высказывания разные, а мысли похожи. Ибо в пословицах мудрость народная, опыт многих поколений сохранился. «А люди, видимо, везде одинаковы, — улыбаясь, сказал дедушка ленивых нигде не любят, трудолюбивых уважают. И мечтают, чтобы внуки были умнее и счастливее дедов». Я прижался к дедушке и сказал тихонько: «Согласись, дед, шведы метко подметили: «Молодость выглядит хорошо, а старость — хорошую душу».
    Glade
    02 марта 2015 г., 5:47:53 (3 года назад)
    Очень много есть хороших русских пословиц об учебе. Особенно мне нравится такая: «Не выучит школа, выучит охота». Имеется в виду, что насильно никого ничему невозможно научить. Если заставлять учиться из-под палки, то результат будет, но он будет ненадежным, недолгим. Человек быстро забудет все то, что было «вбито» в его голову, то, что ему, как он думает, не нужно. И наоборот. Если человек понимает, что знания ему нужны, если он сам действительно хочет чему-то научиться, то результат будет прекрасным. Знания будут усвоены и использованы в дальнейшей жизни.
    Кроме того, мне нравится русская пословица об уме: «Счастье без ума — дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь». Я полностью согласна с этим. Важно не найти счастье, а удержать его. Для этого, безусловно, требуется ум. Например, очень важно встретить на своем пути хорошего человека (друга, спутника жизни). Это, конечно, счастье. Но сделать так, чтобы ваши отношения были долгими и крепкими, – это уже ум.
    Нравится мне и такая пословица про дружбу: «Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает». Настоящий друг – это человек, который по-настоящему желает тебе добра. Поэтому он скажет тебе в лицо всю правду — и хорошую, и плохую, потому что только так ты сможешь исправить свои недостатки, стать лучше, а значит, и счастливее.
    Интересно, что пословицы – это жанр фольклора, который встречается у всех народов, живущих на совершенно разных континентах, в совершенно разных странах, в разных климатических условиях. Эти люди подчас говорят на совершенно непохожих языках, едят совершенно разную пищу, слушают разную музыку. Но какие-то главные вещи у всех людей одинаковы: они хотят любить и дружить, хотят быть здоровыми, хотят растить детей и наслаждаться родной природой. Все люди на земле задумываются о смерти, бояться болезней, да и просто наблюдают за жизнью.
    сочинение на тему пословицы и поговорки
    Народная мудрость Многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления, общественного сознания людей самых отдаленных эпох и близкого к нам времени. Волшебные сказки, обрядовые песни, заговоры, гадания уходят своими корнями в тысячелетние глубины истории. По сравнению с ними былины, сохранившие память о Киевской Руси, исторические песни и баллады, повествующие о борьбе с татаро-монгольским игом, относительно молоды. Среди древнейших по происхождению жанров устного творчества — пословицы и поговорки: «На одном вече, да не одни речи», «Тетиву натягивает, а стрела не летит».
    В течение многих веков накапливались в языке народа афористические изречения и образные выражения, эти, по словам М.Шолохова, «сгустки разума и знания жизни».
    Различия между пословицами и поговорками — в их грамматической и логической форме. Первые строятся как законченные предложения, завершенные суждения: «Коса — девичья краса». Поговорка — это нечто не «созревшее», но имеющее возможность перейти в конечную форму: «Биться лбом о стену», но «Лбом стены не прошибешь».
    Существуют и приговорки, не имеющие дидактического значения: «Начать, да кончить», «Маши на все гроши!», «Была не была», «Ешь калачи, да поменьше лопочи».
    Многие поговорки и приговорки несут в себе юмористический или сатирический оттенок: «Проходи вперед, где веник живет», «Быть тебе в раю, где горшки обжигают», «Твоя потеха — людям помеха».
    К числу поговорок, зародившихся в народной среде, следует отнести и афоризмы книжного происхождения. Они по своему строению мало отличаются от пословиц, но опираются на литературные понятия: «Исключение подтверждает правило», «Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли».
    Пословицы и поговорки — источник знаний о взглядах и представлениях, как они формировались в сознании людей разных эпох. Это история общественной мысли. Только дикость и невежество, по словам Пушкина, «не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». Они не только памятник народной мысли и народного языка (как, скажем, «Слово о полку Игореве»), но и живое наследие, входящее в нашу речь. Они постоянно развиваются, совершенствуются, обретают иные контексты, иные значения. И обладают непререкаемым авторитетом.
    можно еще добавить Народная мудрость — это опыт накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения, менталитет. По мимо всего прочего каждый народ имеет свой набор пословиц и поговорок. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости. Благодаря пословицам можно с легкостью решить как поступить в затруднительной ситуации. Руководствуясь пословицами вы можете быть уверены, что поступаете правильно. Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так как велит народная мудрость сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то что говорит пословица или поговорка.
    Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа.
    Предлагаем вашему вниманию русские пословицы и поговорки. Пословицы которые были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за всю его историю существования и развития. При детальном рассмотрении русских пословиц можно понять чем и как живет русский народ. Почему поступает так, а не иначе. Откуда взялись основные принципы и манеры поведения и многое другое.
    Русское народное творчество богато на пословицы. Они затрагивают важнейшие сферы жизни: труд, учение, семью, добрые и злые поступки, справедливость и так далее. Однако в соответствии с требованиями сочинения можно использовать как мудрость из русского фольклора, так и поучения из опыта народов других стран. Чтобы написать хорошее сочинение с пословицей, пожалуй, нужно придерживаться главного правила: выбранная пословица должна быть интересна самому ученику, в ней должна содержаться та мудрость, которая для него актуальна.

  6. 6
    Текст добавил: Вопрос интимного характера

    Разделы:
    Начальная школа
    I
    Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.
    «Под пословицами в широком смысле мы понимаем краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. Так, пословица «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» отличается двойным планом – буквальным и иносказательным. Напротив, пословица «горбатого могила исправит» имеет только образный план [Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. 3-е изд., М., 1968, с.11].
    В основе смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. Пословица констатирует свойства людей или явлений, дает им оценку или предписывает образ действий. Например, пословица констатирует: «в гостях хорошо, а дома лучше», «близок локоть, да не укусишь», «один за всех, все – за одного».
    Другие пословицы имеют характер предписания, совета, поэтому они выступают в форме побудительного предложения: «взялся за гуж, не говори, что не дюж», «куй железо, пока горячо», «назвался груздем – полезай в кузов».
    Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие только буквальный план. Например: «коса – девичья краса», «в тесноте, да не в обиде», «поживём – увидим».
    Отличия пословиц и поговорок условны. Пословицы и поговорки образуют единую группу языковых афоризмов.
    Учитель начальных классов должен широко использовать в своей работе произведения народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки; рассматривать устное народное творчество как средство выражения мировоззрения народа, богатый духовный источник, в котором верно отражена народная жизнь, черты русского народного характера.
    Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию» [К.Д. Ушинский. Собр. соч., т.6, М., 1949].
    Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире.
    В I-IV классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме этого, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.
    Главными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки, являются «Русская азбука», «Родная речь», а также детская художественная литература.
    На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.
    Дети охотно читают пословицы и поговорки и обсуждают их смысл. Многие из пословиц им понятны.
    Чтобы помочь ученикам лучше понять смысл пословиц и поговорок, нужно ставить вопросы, дающие возможность оценивать действительность. Наиболее целесообразными являются вопросы типа «как бы вы поступили в данном случае?», которые шире, чем другие, раскрывают жизненную позицию детей.
    II
    Существует несколько видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.
    1. Подбор пословиц по темам
    Начинать эту работу надо с I класса. В «Русской азбуке» [В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, В.А.Виноградская, М., Просвещение, 2009], при изучении каждой буквы приводятся 2-4 пословицы и/или поговорки.
    Во II классе тематический подбор пословиц хорошо организовать при чтении произведений, посвященных 8 Марта, о домашних и диких животных. На итоговом уроке по теме «Зима. Люблю природу русскую» можно предложить учащимся следующие пословицы и поговорки: «мороз не велик, да стоять не велит»; «снегу много – хлеба много»; «мороз и железо рвет и на лету птицу бьёт»; «в зимний холод всякий молод»; «готовь летом сани, а зимой – телегу».
    В III классе можно подобрать пословицы при изучении тем «Что такое хорошо и что такое плохо», «Здравствуй, гостья – зима!», «Весна, весна! И всё ей радо».
    При тематическом подборе пословиц и поговорок обязательно надо учитывать то, что учащиеся не всегда понимают их переносный смысл, поэтому приводят пословицы иногда, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Учащиеся, знакомясь с пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.
    В некоторых случаях при чтении рассказов, стихотворений, учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.
    Пословицы о пользе учения можно привести при чтении в IV классе «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца: «Без ученья нет уменья»; «Красна птица перьем, а человек – ученьем»; «Учись доброму – так худое на ум не пойдёт»; «Грамоте учиться – всегда пригодится».
    2. Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения
    В процессе изучения художественных произведений учитель показывает ученикам, что «пословица недаром молвится», что, включая народные изречения в авторский текст, писатель придает языку своих произведений меткость, образность, народность.
    Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И.А. Крылова, с которыми учащиеся знакомятся во II и III классах. Но недостаточно только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками, важно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне или объяснить, почему они вошли в фонд народной фразеологии.
    3. Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл данного произведения
    Сначала учитель читает учащимся рассказ, стихотворение или басню, производит разбор произведения, выясняет главную мысль. Затем – предлагает учащимся подобрать к изучаемому произведению пословицу, которая может быть его заглавием.
    Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.
    4. Использование пословиц при работе над сочинением
    В этом случае различают два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение.
    Сочинение по пословице может быть устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Если учащиеся имеют специальные тетради с пословицами и поговорками, к которым они подбирают соответствующие картинки, то их следует использовать при обучении устно составлять рассказ по пословице.
    Пословица, которая служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть её содержание, предоставляется б?льшая свобода фантазии детей.
    Методика работы на уроках по составлению устных рассказов по пословице должна быть постоянной и постепенно усложняться. Вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.
    Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка.
    Например, в III классе можно предложить сочинение по теме «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель дает задание детям подобрать пословицы о зиме. Читая рассказы и стихотворения о зиме на уроках чтения, учащиеся приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание, обращают внимание на меткость и образность пословиц. Затем учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о зиме.
    Всем классом составляется план. По плану сочинения придумывают примерный рассказ, включая отдельные пословицы. На следующем уроке ученики пишут сочинение.
    В своей книге «Пословицы и поговорки в начальной школе» Л.А. Введенская дает пример сочинения ученицы III класса.
    Зима
    Декабрь год кончает, зиму начинает. Кончилось осеннее ненастье. Наступила холодная, вьюжная зима. Сильные морозы сковали пруды, речки, озёра. Деревья стоят в белых шапках. Солнце встает поздно и не греет. Воздух чистый и свежий.
    Деревья стоят голые. Только сосны и ели зеленеют в лесу. На выдумку природа торовата. Тихо в лесу. Медведь в берлоге лапу сосёт. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц под ёлкой сидит. Только голодные волки бродят по лесу, ищут пищу.
    Много снегу на дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Ребята вышли на улицу играть. Мороз не велик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки на санках, лепят бабу. Школьники катаются на коньках и на лыжах.
    Старики смотрят в окно и говорят: «Снегу много – хлеба много». Хорошо зимой.
    Вот некоторые темы, при написании которых можно использовать пословицы и поговорки для III-IV классов:
    «Моя мама» (пословицы о маме);
    «Времена года» (пословицы о зиме, осени, весне, лете);
    «Мои друзья» (пословицы о дружбе);
    «Москва – столица» (пословицы о Москве).
    Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь. Но, чтобы добиться в этой работе успеха, одного этого вида подготовки недостаточно. Следует использовать материал и задания, которые есть в «Родной речи».
    В I-IV классах на уроках чтения учащиеся составляют близкий к тексту или свободный пересказ прочитанного. Такую работу можно усложнить, предложив учащимся при передаче содержания произведения применить пословицу, которую приводит учитель или подбирают сами ученики.
    Учить использовать пословицы в своей речи следует при опросе или беседе на ту или иную тему. Так, беседуя о зиме, учитель спрашивает, в каком месяце начинается год, предлагает на этот вопрос ответить пословицей «Январь – году начало, зиме – середина».
    5. Использование пословиц/поговорок в играх
    При изучении пословиц дети обогащают свой словарный запас. Этому способствуют следующие игры:
    «Закончи пословицу»: например, «без труда не выловишь …», «что написано пером …», «тише едешь …»;
    «Угадай поговорку по рисунку»:
    (Взять быка за рога)
    (Зарубить на носу)
    (Делать из мухи слона)
    «Вспомни пословицу по рисунку»:
    (Яблоко от яблони недалеко падает)
    (Любишь кататься – люби и саночки возить)
    (С миру по нитке – голому рубаха)
    (Семеро одного не ждут)
    III
    Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводит в свою речь пословицы и поговорки.
    О пословице К.Д. Ушинский писал: «Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам» [К.Д. Ушинский, Собр. соч., т.6, М., 1949].
    Ушинский считал, что «моральный намек» пословиц для младшего возраста недоступен. Ценность же пословицы для школы он видел в том, что она «описывает коротко и метко и прекрасным народным языком какое-нибудь действительное явление из жизни природы или человека».
    Поэтому при разборе пословиц и поговорок, например: «Кошке – игрушки, а мышке – слёзки», «В пустой бочке звону больше», «Горшок котлу не товарищ», учитель только спрашивает: «Почему звону больше в пустой бочке?», «Почему мышке – слёзки?», «Почему горшок котлу не товарищ?» Этими вопросами и раскрывается смысл пословиц.
    Работа над пословицами, поговорками должна в итоге, с одной стороны, обогащать представления учащихся о жизни через уяснение смысла пословиц, а с другой – вводить детей в «лучший народный язык» (К.Д. Ушинский).
    В сложном деле воспитания среди помощников одно из важных мест принадлежит пословицам и поговоркам. Использование пословиц в работе нужно рассматривать как материал, который поможет учителю улучшить процесс изучения литературы. Употребление пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают урок чтения богаче по содержанию и интереснее по форме.
    19.12.2009

  7. Читаешь пословицы о школе – и лучше познаёшь учебный мир, познаешь себя. Школа – место, где человек приобретает новые знания, становится духовно богаче, расширяет пределы своего мировосприятия.
    Не выучит школа — выучит охота.
    Дневник — зеркало ученика.
    День сегодняшний – ученик вчерашнего.
    Жизни человека есть предел, учению – нет.
    Самая сложная школа – это школа жизни.
    Учитель, что родитель – к свету ведёт.
    Истинное величие школы невидимо для наших глаз.
    Без букв и грамматики не учат математике.
    В учёбе поленишься – в бою помучаешься.
    Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей.
    Не существует иного праведного пути, кроме учения, способного удовлетворить ненасытность разума.
    Учение – не развлечение, а необходимость.
    Следует стремиться быть лучшим не среди людей, а для людей.
    Без страдания не получишь знания.
    Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.
    Завидую его ученикам!
    В учении не мног, да в разуме тверд.
    Без учения, без труда и жизнь негодна никуда.
    Без хлеба — голодно, без огня — холодно, без учения – темно.
    Учитель, что родитель – двери в мир открывает.
    Наилучший ум и нравственность – родственные понятия.
    Близ умного дети без натуги читают.
    Больше пота на ученье – меньше крови в бою.
    В учении не важно – молод или стар; постигнешь – и станешь мастером.
    В учении сложа руки – в бою сложа голову.
    В молодости учись, в зрелости трудись, в старости гордись.
    Учение – людям не мучение.
    Для учения нет старости.
    Война – суровая школа.
    Бестолкового учить — только себя трудить.
    Барабан пуст, неуч глуп, а от обоих шуму много.
    В олимпиаде главное не победа, а участие.
    Век живи, век учись.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *