Презентация на тему сочинение

4 варианта

  1. 6
    Вторая мировая война – своя у каждого народа…Но чуждое и родное смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века…
    2
    АБЗАЦ
    1
    АБЗАЦ
    Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем… Степан Бандера стал национальным героем….Вот так был обворован мой дед уже после смерти …
    3
    АБЗАЦ
    …священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов
    11
    ПРОБЛЕМУ МОЖНО ФОРМУЛИРОВАТЬ в ВИДЕ
    ВОПРОСА
    конструкции со словами
    «проблема», «вопрос»
    НАПРИМЕР:
    Как долго человек может быть один? Именно эту проблему рассматривает известный писатель, публицист А. Иванов
    ИЛИ:
    Разве может быть любовь односторонним процессом?
    Любить без взаимности возможно? Именно эти
    вопросы волнуют автора текста известного публициста А. Иванова
    НАПРИМЕР:
    В
    тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема милосердия (экологии, дружбы, «отцов»и «детей»)
    ИЛИ:
    В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме нравственной ответственности человека перед другими людьми)
    16
    Позиция автора

    это его отношение к обсуждаемой проблеме
    Задачи:
    понять мнение автора о
    выделенной
    проблеме
    четко сформулировать вывод, к которому приходит автор
    Это ответы на вопросы:
    Что хотел сказать автор?
    Какова была цель его высказывания?
    Ради чего он это всё написал?
    Как он сам относится к поставленной проблеме?
    Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
    Чему учит текст?..
    24
    Интернет ресурсы:
    www
    .
    ege
    .
    edu
    .
    ru
    Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
    http://www.fipi.ru/
    Федеральный институт педагогических измерений
    37
    http://aida.ucoz.ru
    Мелькова
    Светлана Владимировна
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ Новотроицкая СОШ
    ШАГ 2
    Комментарий проблемы
    19
    СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АРГУМЕНТЫ
    К4 – 3 балла
    32
    ПАВЛОВ
    ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ (р.1970)
    современный писатель, публицист
    5
    ИНФОРМАТИВНОСТЬ –
    ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА
    Т Е К С Т
    СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ
    о каком-либо факте, событии, человеке
    о цели его создания (кому предназначен, чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить)
    о способах авторского воздействия на читательское восприятие
    об авторе ( его отношении к поднятым вопросам)
    научись «ВЫЧИТЫВАТЬ» информацию
    !
    10
    это
    сложный вопрос, требующий изучения, разрешения
    П
    Р
    О
    Б
    Л
    Е
    М
    А
    это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него
    Главной
    будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы
    15
    Позиция
    автора
    ШАГ 3
    23
    31
    36
    ШАГ
    1
    Формулировка проблемы
    14
    ПРОБЛЕМА ТЕКСТА
    К1 – 1 балл
    18
    ПОЗИЦИЯ АВТОРА
    К3 – 1 балл
    27
    ЦЕЛЬ УРОКА:
    -НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

    ОТОБРАТЬ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
    4
    ТЕКСТ
    смысловая завершенность
    законченность
    связность
    смысловое единство
    информативность
    цельность
    9
    КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ
    К2 –
    2балла
    22
    30
    Схема:
    Тезис (что мы доказываем?)
    Аргументация (какие примеры можем привести?)
    Вывод (общий итог)
    Формулируйте позицию чётко и прямо!!!
    Типовые конструкции:
    С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться.
    Нельзя не согласиться с точкой зрения автора.
    Позиция автора заслуживает уважения, но некоторые аспекты спорны.
    Я (не)разделяю позицию автора.
    Безусловно (конечно, разумеется, пожалуй),…
    Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…
    Размышляя над позицией автора, прежде всего хочется отметить…
    Трудно не согласить с автором
    35
    Подготовка к ЕГЭ.
    Учимся
    понимать исходный
    текст.
    3
    Язык, который умудрен знаниями, не будет
    запинаться
    Менандр
    ЗАДАНИЕ ЧАСТИ С
    Написать сочинение
    по прочитанному тексту
    13
    Виды проблем:

    философские
    (н-р, жизни и смерти, цели в жизни…);

    социальные
    ( неравноправия, бедности…);

    политические
    (н-р, взаимоотношения между народами, странами…);

    научные
    (н-р, происхождения человечества, изменения климата на планете…);

    экологические
    (н-р, загрязнения окр. среды);

    нравственно-этические
    ( добра и зла, взаимопонимания, одиночества…).
    21
    типовые конструкции
    Автор считает, что…
    «…»,- пишет автор.
    Позиция автора такова: «…»
    Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
    Автор убеждает нас в том, что

    26
    Желаю удачи на ЕГЭ!!!
    34
    ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
    основные черты
    назначение

    сообщение фактов
    -формирование
    общественного мнения
    -активное воздействие на разум и чувства человека
    -актуальность проблематики
    -политическая страстность и образность
    -острота и страстность изложения
    8
    ПРОБЛЕМА ТЕКСТА
    Известный публицист и писатель О.Павлов затрагивает в тексте проблему осквернения памяти о Великой Отечественной войне
    Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую же праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы рассматривает автор текста, современный писатель и публицист О.Павлов
    17
    Аргументация собственной позиции
    Аргументация собственной позиции
    Аргументация
    – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли
    Аргумент
    – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса
    ЦЕЛЬ
    : одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения
    29
    ЗАДАНИЕ
    Напишите сочинение по прочитанному тексту.
    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
    Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).
    Объём сочинения – не менее 150 слов.
    Работа, написанная
    без
    опоры
    на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    2
    РАБОТА
    С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ
    ШАГ
    7
    12
    Комментарий
    – рассуждение,
    пояснительные з
    амечания по поводу чего-либо Толковый словарь
    Задачи:
    разъяснить, охарактеризовать проблему;
    показать ее актуальность;
    объяснить интерес автора к проблеме;
    показать ход мыслей автора
    Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!
    20
    Позиция автора
    может быть выражена
    ПРЯМО
    в названии текста
    в отдельных предложениях текста
    -через ряд аргументов
    ЧЕРЕЗ МОДАЛЬНЫЙ ПЛАН ТЕКСТА
    -риторические вопросы
    -порядок слов
    -лексические повторы
    – оценочную лексику
    -модальные слова и -частицы
    -ряд
    вводных слов
    , -словосочетаний
    , предложений и т.д.
    25
    ШАГ
    4
    Аргументация собственного мнения
    28
    Д/
    з
    : написать
    сочинение-рассуждение
    33

  2. Сочинение – рассуждение  «Зачем человеку речь?»
    Цели: развивать речь учащихся путём расширения словарного запаса; учить составлять план и работать  с ним; рассуждать, сопоставлять, приводить примеры для доказательства темы. Воспитывать интерес к русскому языку, истории.
    1. Слово учителя.
    «Всякий знает, что превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово. Литератор, работая, одновременно превращает и дело в слово, и слово в дело. Основной материал, с которым он работает – слово.
    Народная мудрость очень чутко и метко в форме загадки определяет  значение слова: «Что такое: не мед, а ко всему льнет?»
    Что же такое слово? Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота». Заглянем в толковый словарь: «Слово – единица речи, представляющая собой звуковое выражение  понятия о предмете». Когда мы произносим какое-нибудь слово,- пишет В.Г.Белинский,- то соединяем с ним в уме нашем понятие о каком-нибудь предмете, так например, произнося  слово огонь, мы представляем себе эту стихию, со всеми ее признаками, т.е. светом, жгучестью и горением.
    2. Беседа о функции речи, о роли слова.
    – Для чего нужна речь? (ответы)
    М.В. Ломоносов говорил: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому».
    – Объясните как вы это понимаете? (ответы)
    Вывод учителя: т.е. речь является средством общения между людьми.
    Великий Л.Н.Толстой  писал: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно  служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
    – Объясните, как слово может быть оружием мира и войны (ответы)
    К.Д. Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…».
    В.И.Ленин: «Это язык Тургенева, Толстого, Добролюбова,Чернышевского- велик и могуч».
    – Приведите примеры, где через слово великие поэты передавали свою любовь к Родине, бескрайним лесам и рекам…(ответы)
    А.И.Куприн писал: «Язык – история народа»
    – Порассуждайте об этом (ответы)
    Продолжим мысль Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
    А.Н.Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
    3. Работа над планом (дать готовый план).
    1. Слово – единица речи
    Дать определение речи, можно из словаря.
    Из чего состоит речь?
    2. Функция речи и слова:
    а)  средство общения между людьми
    Как люди общаются?
    б)  средство выражения мыслей
    Можно ли думать без языка?
    в)  оружие мира и войны
    Как может влиять слово на мир во всём мире? Может ли слово разжечь войну?
    г)  история народа
    Что мы знаем об истории, традиции народа
    3. язык великих
    Напишите  какое  высказывание вам понравилось и почему?
    4. индивидуальная работа над сочинением
    Из детских сочинений
    «Русский язык велик и могуч»
    В.И.Ленин
    Речь – это выражение наших мыслей словами. Множество слов, взаимосвязанных между собой по смыслу, составляют речь человека.
    В первую очередь речь помогает людям говорить друг с другом. При встрече двух друзей  завязывается разговор, который называется диалог. Речь бывает устная и письменная. Существует поговорка «что написано пером, то не вырубить топором». В древности люди общались с помощью жестов. Со временем народы разных стран придумали свой язык общения. Поэтому в мире очень много различных языков, которые являются достоянием каждой нации. Речь помогает странам и людям договариваться о мире. Но неосторожная грубая речь может разжечь войну между ними. Поэтому общаясь друг с другом нужно следить за своей речью, чтобы неосторожным словом не обидеть человека. Ведь «слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
    Мне очень понравились слова А.И Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
    Атауллина Эвелина

  3. 7
    «2 СЛОВА О ТЕАТРЕ» Театр не благоприятен для Поэта. И Поэт не благоприятен для Театра. Гейне Не чту Театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром. Театр (видеть глазами) мне всегда кажется подспорьем для нищих духом, обеспечением для хитрецов породы Фомы Неверного, верящих лишь в то, что видят, ещё больше: в то, что осязают. – Некоей азбукой для слепых. А сущность Поэта – верить на слово! Поэт, путём прирожденных невидением видимой жизни, дает жизнь невидимую (Бытие). Театр эту – наконец – увиденную жизнь (Бытие) снова превращает в жизнь видимую, то есть в быт. Театр я всегда чувствую насилием. Театр – нарушение моего одиночества с Героем, одиночества с Поэтом, одиночества с мечтой, – третье лицо на любовном свидании. И то, что окончательно утверждает правоту Гейне и мою: в минуты глубокого потрясения – или возносишь, или опускаешь и ли закрываешь глаза. «Но пишете же, однако, пьесы!». Это не пьеса, это поэма, – просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это также театр, как я – актриса. Знающий меня – улыбнется. Москва, октябрь, 1921 год. М. Цветаева
    8
    Беседа по тексту: – Что показалось вам неожиданным в этом тексте? – Как вы понимаете слова Гейне, вынесенные в эпиграф? – Определите жанр этого текста, перечислите его характерные признаки.
    9
    Фазиль ИСКАНДЕР Душа и ум Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы старосветские помещики Гоголя, Фелиситэ в повести «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в «Матренином дворе» Солженицына. Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в Царство Небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите? Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела. И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире – творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми – умом сердца. В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума. Душа и ум Когда теченье наших дум Душа на истину нацелит, Тогда велик и малый ум, Он только медленнее мелет. Душа есть голова ума, А ум – её живая ветка. Но ум порой, сходя с ума, – Я сам! – кричит, как малолетка. Своей гордынею объят, Грозит: – Я мир перелопачу! – И, как безумный автомат, Он ставит сам себе задачу. И постепенно некий крен Уже довлеет над умами, Уже с трибун или со стен Толпа толпе долбит: – Мы сами! И разрушительный разбег Однажды мир передраконит….Вдруг отрезвевший человек, Схватившись за голову, стонет. Сбирая камни, путь тяжел, Но ум, смирившийся погромщик, Работает, как честный вол, Душа – надолго ли? – погонщик. Вопросы и задания 1.Сравните небольшое эссе Ф.Искандера «Душа и ум» со стихотворением такого же названия. 2.Какие размышления автора нашли свое эссеистическое и поэтическое воплощение? 3.Какие другие литературные аналогии вы бы предложили для эссе? 4.Сравните выбор языковых и образных средств в эссе и стихотворении. На основании каких аргументов можно сделать вывод, что оба произведения принадлежат перу одного автора? 5. Попытайтесь и вы поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры.
    10
    Вопросы и задания 1.Сравните небольшое эссе Ф.Искандера «Душа и ум» со стихотворением такого же названия. 2.Какие размышления автора нашли свое эссеистическое и поэтическое воплощение? 3.Какие другие литературные аналогии вы бы предложили для эссе? 4.Сравните выбор языковых и образных средств в эссе и стихотворении. На основании каких аргументов можно сделать вывод, что оба произведения принадлежат перу одного автора? 5. Попытайтесь и вы поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры.
    11
    Задание. Прочитайте и прорецензируйте работу ученицы. Обломов во мне. Будучи ещё совсем маленькой, когда я нежилась в постели или начинала лениться, то часто слышала от бабушки: «Ну что это за обломовщина?! Валяешься на диване, как Обломов!» Я тщетно пыталась вспомнить знакомых с такой фамилией и терялась в догадках, кто же такой этот Обломов. А бабушка, смеясь, отвечала, что это умный, добрый человек, но очень ленивый. И вот этим летом, читая произведения Гончарова, я встретила героя с такой знакомой уже фамилией. Как же интересно было читать этот роман. Вспоминая подтрунивания бабушки, я в тайне искала в себе черты Ильи Ильича. И чем больше я погружалась в чтение, тем симпатичнее становился для меня этот литературный персонаж О как же понятны мне стали слова бабушки, которая видела мою привязанность к дивану и халату, и поэтому вполне справедливо обвиняла меня в обломовщине. Некоторое время мы с семьей жили в Германии. Поскольку жизнь в чужой стране приносила определённые трудности, то я попыталась забыть обо всём и для меня ничего не существовало, кроме уютного дивана в гостиной, большого телевизора и компьютера. Оглядываясь на тот период жизни, я с ужасом думаю: неужели это была я. Но, ничего поделать нельзя, я так же как и Обломов люблю покой и созерцание, в каждом незатейливом предмете нахожу что-то прекрасное. У меня, как и у Ильи Ильича, чувства часто берут верх над разумом. Я также доверчива: тарантьевы и затёртовы обводят меня вокруг пальца. В Обломове нет расчётливости, хитрости, жадности. Обращая внимания на эти черты, всегда думала о своей мамочке, которую всегда корят за бескорыстность, бесхитростность, детскую доверчивость. Не скрою, мне очень нравятся эти черты, хотя я сама иногда хитрю и жадничаю, но никогда (я в этом уверена) я не была и не буду, как и Обломов, жестокой к окружающему миру. К сожалению, мне не хватает такого прекрасного свойства характера как терпимость. Нет её и в современном обществе. Зато я удивляюсь терпимости моей тёти к людям, хотя, в отличие от Обломова, она всё-таки не до такой степени терпелива и снисходительна к людям, как Илья Ильич. Она не требует к себе уважения, а мне, например, этого очень бы хотелось. Я прилагаю все усилия для того, чтобы окружающие видели во мне человека умного, чего-то достигшего в жизни. Илья Ильич, на мой взгляд, чистейшей воды эгоист. Но ему простительно, поскольку таковым было его воспитание: ему с детства внушали, что он лучше других и на него должны работать люди, которые находились в его подчинении. Черты эгоизма есть и во мне (я часто ловила себя на этой мысли, читая произведение…)
    12
    Обломов чистосердечен и мягок. Он не лишен такого драгоценного качества как совесть. И мне так хочется верить в то, что совестливость- это также черта и моего характера. И уж точно, как Илья Ильич, я не способна причинить никому зла. Кажется, что Обломов не способен никого любить, но вспомним жаркую слезу Ильи Ильича, когда ему приснилась мать. Искренне он любил и Штольца, Ольгу, Агафью Матвеевну. Пусть эта любовь была разной, но ведь жили же чувства в этом человеке! Я тоже без остатка отдаюсь чувствам: люблю беспредельно своих родных, друзей, животных, природу … Люблю ЖИТЬ! Несмотря на ту нравственную катастрофу, которая происходит с Обломовым, его тоже любят, так как Илья Ильич способен притягивать к себе. В конце романа Захар с любовью и грустью говорит о своём хозяине, что тот изнеженный, неумелый, требующий ухода человек, однако, имеющий сердце, которое способно дарить счастье людям. Эти слова я отношу и к себе. Я тоже требую заботы и внимания, но и сама стараюсь дарить добро и радость! Как же я люблю Обломова – моего любимого литературного персонажа! Чернявская В.
    13
    Помните: Эссе состоит из нескольких абзацев (от 3-х до 10-ти), оптимальный размер эссе 6 абзацев. Главная мысль или тезис сочинения обычно формулируется во введении, но не всегда в первом предложении. Не стремитесь сразу браться за ручку, сначала представьте, что читатель известно по этому поводу, подумайте, как перейти к тому, что он может узнать нового. Написав эссе, прочитайте введение и заключение. Эти абзацы должны содержать много похожей информации, но не могут быть полностью идентичны.

  4. 7
    Вывод заключительная часть рассуждения может содержать идею рассуждения (то есть перекликаться с тезисом) может содержать риторический вопрос или призыв к чему-то
    8
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА) 1. Напиши небольшое вступление (связанное с темой сочинения, с тем, о чем пойдет речь) 2. Сформулируй тезис (ответь на поставленный в задании вопрос)
    9
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА) 3. При переходе к аргументам используй выражения: это можно доказать так… докажем это в этом можно легко убедиться и вот почему (и др.) Можно использовать вопросительное предложение со словами почему, для чего…
    10
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА ) 4.При написании аргументов используй вводные слова, указывающие на порядок мыслей и их связь: во-первых, во-вторых… наконец 5. Каждый аргумент подтверди примером из текста и обязательно объясни.
    11
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА) 6. При переходе к примеру используй слова: например, приведем пример, обратимся к примеру из текста, вот один из ярких примеров…
    12
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА) 7. Вывод может состоять из одного или нескольких предложений, может подвести итог всего рассуждения, а может предложить читателю сформулировать итог самому
    13
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА) 8. Вывод свяжи с аргументами при помощи слов: поэтому, вот почему, сделаем вывод, из всего сказанного следует, следовательно (и др.)
    14
    Как правильно написать сочинение- рассуждение? (готовимся к ГИА) Итак, план сочинения-рассуждения: 1. Вступление. 2. Тезис ый аргумент +пример из текста + его анализ 4. 2-ой аргумент +пример из текста + его анализ 5. Вывод.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *