Сочинение на лингвистическую тему эпитеты

7 вариантов

  1. Русский поэт и писатель, автор многих рассказов для детей и взрослых В. А. Солоухин сказал: ”Эпитеты – одежда слов”. Я соглашусь с этим утверждением, оно верное, так как это можно доказать на примере текста.
    Эпитеты – это яркие определения, они делают речь выразительнее, поэтичнее, красивее. Также как человека украшает и преображает одежда, также и эпитеты помогают сделать речь ярче и интереснее. Эпитет – это лексическое явление, лексика показывает словарный запас человека. Его пополнение и каждодневная работа над ним поможет усовершенствовать речь, сделать ее доступнее и понятнее. В предложении номер пять автор текста использует эпитет «загадочное существо». Так он называет девочку, эпитет использован для того, чтобы читатель понял, что девочка была необычной и интересной. Также в этом предложении есть и другое лексическое явление – метафора «красавица… с золотыми глазами». Здесь это словосочетание, конечно же, используется в переносном смысле. Глаза у девочки были очень красивые и горели, как золото, поэтому автор их так назвал. В этом художественном тексте можно найти и сравнение « наблюдает за ним сурово, как тренер». Вера смотрела за Гошей очень тщательно и внимательно, чтобы он правильно выполнил то, что она просила. Также тщательно за своими учениками смотрят тренеры.
    Для выражения своих мыслей помимо лексики нужна и грамматика. Она позволяет правильно предать задуманную мысль. В предложении номер двадцать шесть автор использует ряд синонимов «подходит, опускается, делает стойку» Синонимы нужны для описания последовательности действий.
    С помощью примеров нам удалось доказать, что эпитеты делают речь красивее и интереснее, также чтобы правильно построить речь нужно пользоваться лексическими и грамматическими явлениями, они сильно взаимосвязаны.

  2. Вариант 1
    Эпитеты, как считает писатель В.А. Солоухин, — это «одежда слов».
    В самом деле, наш язык без них был бы невыразитель­ным, тусклым. Именно они помогают лучше описать изобра­жаемые предметы, подчеркнуть их отличительные признаки.
    Вот, например, эпитет «серебряные? в предложении 3 воссоздает цвет листьев маслины, и даже тот, кто никогда их не видел, может легко представить себе эти кусты.
    Мы также могли не видеть моря во время сильной бури, однако эпитеты «штормовой (ветер)», «грифельное (небо)», «пушечный (гром)» помогают нам нарисовать грозную кар­тину происходящего.
    Вот так эпитеты, развивая воображение читателя или слушателя, делают наш язык живым, красочным, образным.
    Вариант 2
    Писатель В.А. Солоухин говорил, что «эпитеты — одеж­да слов».
    Действительно, они нужны для того, чтобы выделить и усилить неповторимые личные признаки предметов или яв­лений окружающего мира, подать их образно.
    Например, В. Катаев всего лишь одним словом «кипя­щий (воздух)» в предложении 3 рассказал читателю о на­ступающем очень жарком дне, а редкую красоту пляжа, на котором оказался Петя, тоже передает эпитет «чудесней­ший
    Конечно, можно понять, почему многие авторы так охот­но используют это средство выразительности: эпитеты име­ют особую изобразительную силу.
    Вариант 3
    «Эпитеты — одежда слов», — утверждает русский писа­тель и поэт В. Солоухин, и с этим высказыванием невоз­можно не согласиться. Именно эпитет прилагается к назва­нию предмета, как бы «одевает» его, создавая яркие и выразительные художественные образы.
    Каким удивительно красивым становится море благодаря эпитетам «пламенное», «сверкающее»! Можно сразу пред­ставить и цвет, и яркое сияние воды, освещенной солнцем.
    Величие моря, его безграничность подчеркнул также эпитет «громадное пространство», и читателю становится понятен восторг, испытанный героем рассказа.
    Удачные эпитеты усиливает выразительность и образ­ность высказывания, обогащают его содержание.
    Текст для работы
    (I) Низкое солнце ослепительно било в глаза. (2)Море под ним во всю ширину горело, как магний.
    (З)Серебряные кусты дикой маслины, окруженные ки­пящим воздухом, дрожали над пропастью. (4)Крутая до­рожка вела зигзагами вниз. (5)Ноги бежали сами собой, их невозможно было остановить.
    (6)До первого поворота Петя еще кое-как боролся с силой земного притяжения. (7)Он хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. (8)Но гнилые корни рвались. (9)Из- под каблуков сыпалась глина. (Ю)Мальчик был окружен об­лаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао.
    (II) Пыль набивалась в нос, в горле першило. (12)Пете это надоело.
    (13) Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.
    (14) Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. (15)Матросский воротник развевался. (16)И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной ле­стницы, вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный, еще не обогретый солнцем песок берега. (17)Песок этот был удивительной белизны и тонкости. (18)Вязкий и глубокий, сплошь истыканный ямками вчерашних следов, оплывших и бесформенных, он напоминал манную крупу самого перво­го сорта.
    (19)Он полого, почти незаметно сходил в воду. (20)И крайняя его полоса, ежеминутно покрываемая широкими языками белоснежной пены, была сырой, лиловой, гладкой, твердой и легкой для ходьбы.
    (21) Чудеснейший   в мире пляж, растянувшийся под об­рывами на сто верст, казался диким и совершенно безлюд­ным в этот ранний час.
    (22) Чувство  одиночества с новой силой охватило мальчи­ка. (23)Но теперь это было совсем особое, гордое и мужест­венное одиночество Робинзона на необитаемом острове.
    (24)Между тем солнце еще немножко поднялось над го­ризонтом. (25)Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом горизонте и десят­ком режущих глаза звезд, попеременно вспыхивающих в зеркале волны, осторожно ложащейся на песок.
    (26)  На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что невозможно было не вспомнить:
    (27) Белеет парус одинокий
    В тумане моря голубом…
    (28) Петя залюбовался морем.
    (29) Оно  меняется на глазах каждый час.
    (30) То оно тихое, светло-голубое, местами покрытое поч­ти белыми дорожками штиля. (31)То оно ярко-синее, пла­менное, сверкающее.
    (32)То оно играет барашками. (ЗЗ)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (34)То налетает буря, и оно грозно преображается.
    (Зб)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (36)По гри­фельному небу летают с криками чайки. (37)Взбаламучен- ные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (38)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (39)Мала- хитовые волны прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. (40)Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. (41)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потря­сенных обрывов.
    (42) Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.
    (43)  Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в чер­ную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? (44)Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? (45)Или число песчинок, недоступное человеческому уму?
    (46)Сколько бы ни смотреть на море — оно никогда не надоест. (47)Оно всегда разное, новое, невиданное.
    (По В. Катаеву )

  3. июня
    24 2011

    Роль эпитетов в художественной речи

    1. Что такое ЭПИТЕТ?
    Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»).
    Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову(выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.
    Роль эпитетов в художественной речи:
    Усиливают выразительность, образность языка произведения;
    Придают художественную, поэтическую яркость речи;
    Обогащают содержание высказывания;
    Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
    Создают живое представление о предмете;
    Оценивают предмет или явление;
    Вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
    Помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
    Для заключения
    Представьте себе, что в нашем языке нет эпитетов. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты. Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще.
    Предыдущие Сочинения: Роль диалога в художественном тексте
    Следующие Сочинения: Частицы и их роль в предложении
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Роль эпитетов в художественной речи . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Изобразительно-выразительные средства в художественном тексте и их функции
    Куррикулум по русскому языку и литературе для V – IX классов – часть 2
    Урок по теме: «Гласные О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
    Сочинение на тему «Власть слова»
    Распределение тем по классам и по временным единицам – часть 1
    Изучение темы «И. С. Тургенев» в 10 классе – Часть 3
    Своеобразие изложения «Слова о походе Игоря»
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  4. 15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”
    10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>
    16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>
    16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
    09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>
    16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>
    16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>
    25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
    28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
    28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
    22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.
    15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>
    ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

  5. В. 1 Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    филолога Л. В. Успенского: «В языке есть…
    слова. В языке есть… грамматика. Это –
    те способы, которыми язык пользуется,
    чтобы строить предложения».  

    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит
    о единстве содержания и формы языка.
    Слова называют предмет, его признак или
    действие, а грамматика позволяет создать
    связное высказывание, текст. Приведу
    примеры из рассказа А.Алексина.
    Так, предложение 16 состоит из десяти
    отдельных слов, называющих или указывающих
    на субъект (“я”, “приезжий”) и
    его действия. Каждое пятое слово в
    предложении относится к высокой лексике
    («отважился», «вторгаться»), позволяя
    представить нам незнакомца как человека
    интеллигентного, обладающего правильной
    литературной речью. Если мы все эти
    слова напишем через запятую и в начальной
    форме, то получится бессмыслица. Но
    стоит употребить  все глаголы в
    необходимой форме, а местоимение «вы»
    поставить в дательный падеж – слова
    получат единый смысл, превратившись в
    предложение.
    Играют свою роль в превращении набора
    слов в синтаксическую конструкцию и
    знаки препинания. Так, три тире, имеющиеся
    в этом предложении, указывают на наличие
    реплики в диалоге, представляющем собой
    законченную мысль.
    Таким образом, можем сделать вывод, что
    прав был русский филолог Л.В.Успенский,
    утверждавший, что язык, чтобы строить
    предложение, использует лексику и
    грамматику.
    В.2. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    филолога Л. В. Успенского: «Один словарный
    состав без грамматики ещё не составляет
    языка. Лишь поступив в распоряжение
    грамматики, он получает величайшее
    значение».

    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о
    единстве содержания и формы языка. Слова
    называют предмет, его признак, действие
    предмета. И только! Лишь при помощи
    грамматики можно из набора слов  создать
    связное высказывание, текст.
    Так, предложение 25 состоит из восьми
    отдельных слов, называющих предмет, его
    действие и признак этого действия.
    Интересно использует автор в этой
    синтаксической конструкции антонимы
    « много и мало», которые придают
    художественной  речи  особую
    остроту и эмоциональность. Придают
    при условии, если мы  указанные слова
    передадим «в распоряжение грамматики».
    Например, поставим слово «человек» в
    дательный, а слово «счастье» – в родительный
    падежи, создадим словосочетание с
    подчинительной связью управление:
    «нужно для счастья». Для выражения
    эмоций автора в конце предложения
    поставим восклицательный знак. И тогда
    предложение, по словам Л.В. Успенского,
    получит «величайшее значение».
    В.3. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания писателя
    К. А. Федина: «Точность слова является
    не только требованием стиля, требованием
    вкуса, но, прежде всего, требованием
    смысла».

    “Точность слова
    является не только требованием стиля,
    требованием вкуса, но, прежде всего,
    требованием смысла”, -утверждал
    писатель К.А. Федин.
    Действительно, чем точнее писатель
    выбирает слова для раскрытия своего
    замысла, тем легче читателю понять не
    только то, о чем говорит автор, но и то,
    что именно он хочет сказать.
    Так,
    например, А. Алексин, рассказывая о маме
    главного героя, использует не стилистически
    нейтральное слово “звали”, а
    устаревшее “величали” (предложение
    1), показывая тем самым уважительное
    отношение окружающих к матери Кольки.
    Если отец Кольки был незаменимым судьёй
    во время дворовых волейбольных матчей,
    то мама оказывалась “судьёй” дома
    (предложение 15). Используя слово “судья”
    в переносном значении, А.Алексин
    показывает, насколько справедливой
    была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько
    зависела от её решений гармония в семье.
    Таким образом, точный подбор слов
    позволил А. Алексину предельно ясно
    рассказать о своей героине. Читатель
    же, в свою очередь, получил возможность
    понять, почему Колька гордился своей
    мамой.
    В. 4 Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания выдающегося
    русского лингвиста Александра Афанасьевича
    Потебни: «Сходство между наклонением
    условным и повелительным состоит в том,
    что оба они… выражают не действительное
    событие, а идеальное, то есть представляемое
    существующим только в мысли говорящего».

    Смысл высказывания известного лингвиста
    понимаю так: если глаголы в изъявительном
    наклонении обозначают действия, которые
    реально происходили, происходят или
    будут происходить, то глаголы в условном
    и повелительном наклонении обозначают
    действия, желаемые или возможные при
    определенных условиях.
    Так, в предложении 11 нахожу глагол
    повелительного наклонения, вошедший
    во фразеологизм «имейте в виду». Он
    обозначает побуждение к действию того,
    к кому обращаются с речью.
    А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы
    условного наклонения «пожалели бы» и
    «видел бы», которые, на мой взгляд,
    употребляются в значении повелительного
    наклонения. Собеседники дают друг другу
    советы, которые, на их взгляд, полезны.
    Таким образом, условное и повелительное
    наклонение очень сходны, так как выражают
    действия желаемые, а не действительные.
    В. 5. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания выдающегося
    русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:
    «Мысль формирует себя без утайки, во
    всей полноте; поэтому-то она легко
    находит и ясное для себя выражение. И
    синтаксис, и грамматика, и знаки препинания
    охотно ей повинуются».

    Я согласен с высказыванием Михаила
    Евграфовича Салтыкова-Щедрина: “Мысль
    формирует себя без утайки, во всей
    полноте; поэтому-то она легко находит
    и ясное для себя выражение. И синтаксис,
    и грамматика, и знаки препинания охотно
    ей повинуются.” Действительно,
    синтаксис, грамматика и знаки препинания
    помогают мысли быстрее и доходчивее
    дойти до читателя. Докажу это на примере
    текста Т. Устиновой.
    В предложении 6 автор использует
    фразеологизм “видеть в розовом свете”,
    это устойчивое сочетание нам понятно:
    не замечать плохого, видеть только
    хорошее. С помощью этого средства
    выразительности Устинова смогла донести
    до нас свою мысль: Тимофею рядом с Машей
    так хорошо, что плохого он не замечает.
    В тексте много эпитетов, образных
    определений. С их помощью нам становится
    понятнее те образы, о которых пишет
    автор. В предложении 41 есть эпитет
    “равнодушное” небо. С помощью этого
    средства выразительности Т.Устинова,
    сопоставив состояние героя и природы,
    передала настроение Тимофея, которому
    одиноко, которого некому пожалеть.
    Вот она, мысль, сформированная “без
    утайки, во всей полноте” не без помощи
    синтаксиса, грамматики и знаков
    препинания!
    В. 6. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания, взятого
    из Литературной энциклопедии: «Заставляя
    героев говорить друг с другом, вместо
    того чтобы передать их разговор от себя,
    автор может внести соответствующие
    оттенки в такой диалог. Тематикой и
    манерой речи он характеризует своих
    героев».

    Вы представляете художественное
    произведение, где все герои молчат?
    Конечно, нет. Разговаривая, они словно
    рассказывают о себе. Приведу примеры.
    Весь текст, предложенный для анализа,
    есть диалог, из которого мы составляем
    представление о героях. Так, Лис, на мой
    взгляд, – существо мудрое. Не случайно
    ему принадлежат выражения, ставшие
    афоризмами: «Зорко одно лишь сердце»
    (предложение 47) и «…ты навсегда в ответе
    за всех, кого приручил» (предложение
    52).
    Другой персонаж, Маленький принц, очень
    одинок и неопытен. Но он хочет всему
    научиться. Об этом говорит его реплика
    из их диалога: «А что для этого надо
    делать?»
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    высказывание из Литературной энциклопедии
    справедливо. Действительно, автор
    «…тематикой и манерой речи…характеризует
    своих героев».
    В.7. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    писателя К.Г Паустовского: «Нет таких
    звуков, красок, образов и мыслей, для
    которых не нашлось бы в нашем языке
    точного выражения».

    Слова К. Г. Паустовского понимаю так:
    нет во Вселенной предмета, для которого
    не придумал  человек точных слов.
    Особенно богат на выражения русский
    язык, потому что многие слова в нем
    используются в прямом и переносном
    значении, огромно количество синонимов
    и антонимов, паронимов и фразеологизмов,
    сравнений и метафор. Обратимся к тексту.
    Так, в предложении 52 говорится о том,
    что «…погасшее небо плотно прижалось…к
    волнам». Перед нами метафора, с помощью
    которой автор передает сонливость
    вечерней природы, окружающей Косту, и
    навевает грустное настроение.
    В предложении 33, 53 и 54 нахожу слова и
    словосочетания, которые ярко характеризуют
    преданного пса. Так, фразеологизм «не
    отрывала глаз» помогает писателю
    показать, как верно ждет своего погибшего
    хозяина  собака. А эпитеты в
    словосочетаниях «бессменный пост» и
    «вечное ожидание» придают тексту особую
    выразительность, обостряют трагичность
    описанной ситуации.
    Следовательно, прав был русский писатель
    К. Г. Паустовский, утверждавший, что
    «…нет таких звуков, красок, образов и
    мыслей, для которых не нашлось бы в нашем
    языке точного выражения».
    В. 8. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    лингвиста   Бориса Николаевича
    Головина: «К оценке достоинств речи мы
    должны подходить с вопросом: насколько
    же удачно отобраны из языка и использованы
    для выражения мыслей и чувств различные
    языковые единицы?»

    Какие языковые единицы я знаю? Это слово,
    словосочетание, предложение…Именно
    они, удачно подобранные, позволяют
    сделать вывод о достоинствах речи.
    Приведу примеры из текста, где главного
    героя Косту мы видим глазами его
    учительницы Евгении Ивановны.
    В начале повествования мальчик вызывал
    у учительницы раздражение, потому что
    постоянно зевал на уроках. Как образно
    при помощи удачно отобранных слов и
    словосочетаний в предложении 1 автор
    рисует этот процесс зевания! Мальчик
    «зажмуривал глаза», «морщил нос» и «
    «широко разевал рот»… И это на уроке!
    Согласитесь, картина не из приятных.
    В финале рассказа Коста раскроется
    перед учительницей как человек добрый
    и милосердный. И автор скажет, что на
    глазах Евгении Ивановны мальчик «менялся,
    как веточка багульника». Как удачно
    использует Ю.Я. Яковлев это сравнение!
    Могу сделать вывод, что прав был
    русский лингвист Б.Н. Головин, утверждавший,
    что «… к оценке достоинств речи мы
    должны подходить с вопросом: насколько
    же удачно отобраны из языка и использованы
    для выражения мыслей и чувств различные
    языковые единицы?»
    В. 9.
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
    смысл высказывания русского филолога
    Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет
    нам связать между собой любые слова,
    чтобы выразить любую мысль о любом
    предмете».

    Смысл высказывания Л. В. Успенского
    понимаю так: грамматика позволяет
    словам, собранным в предложении, обрести
    единый смысл, чтобы выразить любую
    мысль. Приведу примеры на основе
    предложения 2.
    Оно состоит из тринадцати отдельных
    слов.  Если все эти слова мы напишем
    через запятую и в начальной форме, то
    получится бессмыслица. Но стоит употребить
    их в нужной форме, как они получают
    единый смысл и становятся предложением,
    повествующим о белогрудой кунице.
    Играют свою роль в превращении набора
    слов в синтаксическую конструкцию и
    знаки препинания. Две запятые, стоящие
    в этом предложении, выделяют вводное
    слово «пожалуй», при помощи которого
    говорящий выражает свое отношение к
    тому, о чем он говорит. В данном предложении
    вводное слово помогает рассказчику
    выразить свою  неуверенность,
    предположение о том, что говорит.
    Таким образом, прав был русский филолог
    Л. В. Успенский, утверждающий, что
    «…грамматика позволяет нам связать
    между собою любые слова, чтобы выразить
    любую мысль о любом предмете».
    В. 10. Напишите
    сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
    высказывания русского писателя И. А.
    Гончарова: «Язык не есть только говор,
    речь: язык есть образ всего внутреннего
    человека, всех сил, умственных и
    нравственных».

    Эту фразу я понимаю так. При помощи языка
    мы можем не только общаться, но и
    представлять образ всякого человека.
    Приведу примеры.
    Предложение 49 «Что же ты наделал, юный
    натуралист!», которое плача прокричал
    Толик, помогает нам представить и
    волнение, которое пережил мальчик
    во время пожара, и его восхищение
    поступком друга, обгоревшим, но спасшим
    маленьких цыплят. Толик с уважением
    смотрел на него, завидовал Темке …
    А завидовал он зря! В предложениях 35 –
    38 рассказывается о том, что Толя – тоже
    герой. Все свои физические и нравственные
    силы он направил на спасение друга. И
    об этом мы узнаем из текста, написанного
    доступным и эмоциональным языком.
    Таким образом, можно сделать вывод, что
    прав  был русский писатель И. А.
    Гончаров, утверждавший, что «…язык не
    есть только говор, речь: язык есть образ
    всего внутреннего человека, всех сил,
    умственных и нравственных».
    В.11. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    лингвиста А.А. Зеленецкого: «Придание
    образности словам постоянно совершенствуется
    в современной речи посредством эпитетов».

    Несомненно, эпитеты придают образность
    и эмоциональность современной речи.
    Остановлюсь на ряде примеров.
    Во-первых, в предложениях 2,10,26 при помощи
    эпитетов «гигантский», «величественный»,
    «прекрасное» (животное)  Э. Сетон-Томпсон
    рисует нам необыкновенного оленя
    Песчаных холмов. Все эти красочные
    определения помогают живо и наглядно
    описать оленя-красавца и дают нам
    возможность увидеть его таким, каким
    он предстал в то утро перед охотником.
    Во-вторых, в предложениях 6,16,25 нахожу
    эпитеты, выраженные качественными
    наречиями: «передвигаться бесшумно»,
    «звучал неуверенно, слабо», «заговорило
    властно и громко» Эти эпитеты помогают
    живописно описать действие.
    Могу сделать вывод, что прав был лингвист
    А.А. Зеленецкий: эпитеты позволяют
    сделать нашу речь ярче, эмоциональнее,
    придать образность словам.
    В. 12. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    М.Н.Кожиной: «Читатель проникает в мир
    образов художественного произведения
    через его речевую ткань».

    Высказывание М. Н. Кожиной подтолкнуло
    меня на следующие размышления… Читая
    слова и предложения, положенные в основу
    речевой ткани произведения, мы воссоздаем
    в своем воображении тот мир, который
    рожден пером писателя. Одним персонажам
    мы всей душой сочувствуем, даже любим
    их, поступки других нас возмущают,
    скверные черты характера вызывают
    неприятие. Обратимся к предложенному
    тексту.
    Из слов Таборки о собаке мы можем
    сделать вывод, что это очень добрый,
    отзывчивый мальчик. Только великодушный
    человек может сказать: «От собаки одна
    радость» (предложение 35). А с какой
    уверенностью в предложении 59 герой
    говорит о том, что будет делать, когда
    станет взрослым: «Я буду защищать собак!»
    В предложениях 31,38-39,являющихся репликами
    героя в диалоге, воссоздается отрицательный
    образ отца Таборки и отношение мальчика
    к нему. Он, ни разу не назвав отца «папой»,
    только задает себе или собеседнику
    риторический вопрос: «Чем ему помешала
    собака?» Одной только фразой в предложении
    46 (« А теперь у меня нет собаки») мальчишка
    высказывает свое горе и непримиримость
    по отношению к отцу, выгнавшему из дома
    собаку.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    права была лингвист М. Н. Кожина,
    утверждавшая, что «…читатель проникает
    в мир образов художественного произведения
    через его речевую ткань».
    В. 13. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    Ираиды Ивановны Постниковой:«Обладая
    и лексическим, и грамматическим значением,
    слово способно объединяться с другими
    словами, включаться в предложение».

    Слово
    может включаться в предложение, только
    объединившись с другими словами,
    обладающими лексическим и грамматическим
    значением. Приведу примеры.
    Во-первых, в предложении 8 текста К.
    Осипова нахожу среди слов: «библиотека»,
    «книги», «ум», казалось бы, не подходящее
    по смыслу слово «пища». Но, употребленное
    автором в переносном значении («то, что
    является источником для чего-либо», в
    данном случае «источником» для обогащения
    знаний), оно очень подходит для этого
    словесного набора и на полных правах
    «включается» в предложение.
    Во-вторых, предложение 25 текста, состоящее
    из десяти слов, только тогда становится
    синтаксической единицей, когда автор
    прилагательное согласует с существительным
    в роде, числе и падеже, три глагола ставит
    в прошедшее время и единственное число,
    фразеологизм «ловил на лету», являющийся
    сказуемым, согласует с подлежащим.
    Таким образом, могу сделать вывод: права
    была И. И.Постникова, утверждавшая, что
    только « обладая и лексическим, и
    грамматическим значением, слово способно
    объединяться с другими словами, включаться
    в предложение».
    В. 14. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания известного
    лингвиста А. А. Реформатского: «Местоименные
    слова – слова вторичные, слова-заместители.
    Золотым фондом для местоимений являются
    знаменательные слова, без наличия
    которых существование местоимений
    «обесценено».

    Термин «местоимение» произошел от
    латинского « pronomen», что означает «вместо
    имени», то есть вместо существительного,
    прилагательного и числительного. Прав
    был лингвист  А.А.Реформатский в том,
    что «Золотым фондом для местоимений
    являются знаменательные слова». Без их
    существование местоимений бессмысленно.
    Обратимся к тексту.
    Так, в предложениях 7-8, 19-20 вместо слова
    «Демосфен» употребляется личное
    местоимение «он». Эта замена позволяет
    авторам книги избежать лексического
    повтора, делая речь более краткой и
    выразительной.
    В предложении 20 нахожу относительное
    местоимение «которой», заменяющее
    существительное «выразительность» и
    используемое для связи частей сложного
    предложения друг с другом.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    “…местоименные слова – слова
    вторичные,..заместители” знаменательным
    словам, без наличия которых существование
    местоимений «обесценено»
    В. 15. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    Александра Александровича Реформатского:
    «Что же в языке позволяет ему выполнять
    его главную роль – функцию общения? Это
    синтаксис».

    Синтаксис изучает строй связной речи,
    а значит, именно этот раздел языка
    помогает решать функцию общения.
    Важным синтаксическим приёмом является
    диалог (форма речи, при которой и
    происходит общение), представленный в
    тексте Л. Пантелеева очень широко.
    Приведу примеры.
    Предложения 39 – 40(«-Я – сержант…- А я –
    майор…»), являющиеся репликами диалога,
    отличаются краткостью высказывания,
    свойственной разговорной речи.
    В
    репликах диалога нахожу несколько
    обращений, помогающих в процессе общения
    обозначить лицо, которому адресована
    речь. Например, в предложении 37:

    Товарищ караульный, – сказал командир.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    прав был лингвист А. А. Реформатский:
    синтаксис, представленный в этом тексте
    в форме диалога, обращений, позволяет
    выполнить коммуникативную функцию
    языка.
    В. 16. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания современного
    ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные
    знаки имеют своё определённое назначение
    в письменной речи. Как и каждая нота,
    пунктуационный знак имеет своё
    определённое место в системе письма,
    имеет свой неповторимый   «характер»».

    №1 Знаки препинания, по выражению А. П.
    Чехова, – это «ноты при чтении», которые
    помогают  в восприятии текста, ведут
    нашу мысль в заданном автором направлении.
    В предложенном отрывке нахожу практически
    все существующие знаки препинания:
    точку и вопросительный знак, восклицательный
    знак и запятую, тире и двоеточие,
    многоточие и кавычки.
    Самым распространенным знаком в тексте
    является запятая. Она встречается и в
    сложном предложении, и в простом
    осложненном, и при диалоге… Интересным
    мне показалось предложение 18, где
    запятая, во-первых, разделяет повторяющиеся
    слова «..спасибо, спасибо…», во-вторых,
    она выделяет слово-обращение «старик»,
    в-третьих, этот знак присутствует на
    стыке прямой речи и слов автора.
    Вторым знаком, на который я обратила
    внимание, стал восклицательный знак. В
    предложении 11 «Как тяжело после этого
    просыпаться!» он помогает автору выразить
    ту гамму отрицательных чувств, которые
    испытывает Мересьев после сна, в котором
    видел себя здоровым.
    Таким образом, можно сделать вывод, что
    каждый знак препинания «имеет своё
    определённое место в системе письма,
    имеет свой неповторимый   «характер».
    №2 Смысл высказывания лингвиста Светланы
    Ивановны Львовой понимаю так: каждый
    пунктуационный знак имеет свое
    определенное место, свой «характер» и
    свое назначение в тексте. Приведу примеры
    из текста Б.Полевого.
    Так, в бессоюзном сложном предложении
    (2) встречаю такой пунктуационный знак,
    как двоеточие, который не только разделяет
    два простых предложения в составе
    сложного, но и указывает на то, что одно
    из них поясняет другое.
    Предложение
    11 текста с восклицательным знаком
    подчеркивает душевные переживания
    героя.
    Таким образом, права была С.И.
    Львова, утверждавшая, что «…как и каждая
    нота, пунктуационный знак имеет свое
    определенное место в системе письма,
    имеет свой неповторимый «характер».
    В. 17. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания французского
    писателя Н. Шамфора: «Автор идёт от мысли
    к словам, а читатель – от слов к мысли».

    По мнению французского писателя
    Николя де Шамфора: «Автор идёт от мысли
    к словам, а читатель – от слов к мысли».
    Я согласна с этим высказыванием.
    Действительно, и автор, и читатель –
    это два звена одной цепи. И вы, и я, и
    каждый из нас – все мы постоянно думаем.
    А можно ли думать без слов?
    По тому, какие слова человек употребляет
    в речи, как выстраивает предложения,
    можно много сказать о нем. Чтобы выразить
    особое эмоциональное состояние
    говорящего, в данном случае
    женщины-начальницы, автор употребляет
    в 14-22 предложениях парцелляцию.
    Предложение 42 подтверждает мысль о
    том, что автор тщательно подбирал слова,
    чтобы вложить их в уста медсестры,
    циничной, жёсткой, оценивающей маленьких
    брошенных детишек как товар. Как не
    возмутиться, ведь она говорит о них:
    «Наши-то беленькие, крепенькие, правда,
    больных много…»
    Таким образом, могу
    сделать вывод, что прав был Н. Шамфор.
    Ведь автор словами рисует образы,
    картины, мысли, поступки, действия для
    того, чтобы дать возможность нам,
    читателям, представить описываемые
    события, передать свои эмоции, вызвать
    ответные чувства и переживания.
    В. 18. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    Александра Ивановича Горшкова:
    «Выразительность – это свойство
    сказанного или написанного своей
    смысловой формой привлекать особое
    внимание читателя, производить на него
    сильное впечатление».

    В русском
    языке существует множество средств
    выразительности. Это метафоры, эпитеты,
    гиперболы … Авторы используют данные
    художественные приемы, чтобы «…
    привлекать особое внимание читателя,
    производить на него сильное впечатление».
    Приведу примеры из текста.
    Так, в предложениях 4,6,7 встречаю
    лексические повторы: «приговаривая,
    приговаривая», «приговаривала,
    приговаривала», «гладила… и гладила»,
    – помогающие А.А. Лиханову рассказать,
    как долго и упорно ухаживала вахтерша
    за Пряхиным.
    В предложении 5 нахожу метафору
    «расширенные болью зрачки», которая
    позволяет читателям ярче представить
    болезненное состояние Алексея.
    Таким образом, я согласна со словами
    лингвиста А. И. Горшкова: образность,
    эмоциональность и выразительность речи
    усиливают ее эффективность, способствуют
    лучшему пониманию, восприятию и
    запоминанию, доставляют эстетическое
    удовольствие.
    В. 19. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    писателя Бориса Викторовича Шергина:
    «Устная фраза, перенесённая на бумагу,
    всегда подвергается некоторой обработке,
    хотя бы по части синтаксиса».

    Несомненно,
    «устная фраза, перенесенная на бумагу,
    всегда подвергается некоторой обработке»,
    ведь устная речь – первичная, а письменная
    – отредактированная и усовершенствованная.
    В письменной речи преобладает книжная
    лексика, сложные развернутые предложения,
    причастные и деепричастные обороты. В
    устной же речи наблюдаются повторы,
    неполные, простые предложения, разговорные
    слова и выражения.
    Например, в предложении 1 нахожу
    деепричастный оборот «примостившись
    на заборе», который говорит о том, что
    перед нами письменная речь, а не
    устная.
    Таким образом, приведенные
    выше примеры и рассуждения показывают,
    что устная речь очень меняется под пером
    писателя.
    В.Осеева активно использует в тексте
    такой синтаксический прием, как
    многоточие. Так, в предложении 18
    («Подожди…я ей устрою штуку!») этот знак
    после слов Левки может обозначать
    многое! Возможно, в разговоре мальчик
    в тот момент что-то показал или изобразил
    жестом. Автор же, обработав фразу,
    поставил многоточие.
    Синтаксис, считаю, значительно помогает
    писателю обработать « устную фразу,
    перенесенную на бумагу».
    В. 20. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    И.И. Постниковой:«Способность слова
    связываться с другими словами проявляется
    в словосочетании».

    Слова имеют
    способность соединяться по смыслу и
    грамматически в составе словосочетания.
    Приведу примеры из текста А.Лиханова.
    В предложении 1 слова «плескаться» и
    «соцветия», соединившись по смыслу и
    грамматически при помощи предлога «в»
    и окончания -ях зависимого существительного,
    создали словосочетание «плещется в
    соцветиях», которое более четко определяет
    действие предмета, поскольку зависимое
    слово уточняет смысл главного.
    В предложении 9 нахожу словосочетание
    «непонимающие глаза», где два слова
    проявили способность, соединившись в
    составе словосочетания при помощи
    окончания -ие зависимого причастия,
    точнее определять признак предмета.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    права была лингвист И.И. Постникова,
    утверждавшая, что «…способность слова
    связываться с другими словами проявляется
    в словосочетании».
    В. 21. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания немецкого
    языковеда Георга фон Габеленца: «Языком
    человек не только выражает что-либо, но
    им выражает также и самого себя».

    Лучший
    способ узнать человека – послушать,
    как он говорит, потому что речь отражает
    его внутреннее состояние, чувства,
    культуру поведения. Приведу примеры из
    текста В. Осеевой.
    Так, в предложении 2 вижу реплику Павлика
    «…подвиньтесь!», обращенную к старику.
    Мальчик говорит жестко и сухо, не
    используя ни уважительного обращения,
    ни «волшебного слова». Речь показывает,
    какой перед нами невоспитанный ребенок.
    Но
    Павлик, овладев «волшебным словом»,
    подаренным стариком, преображается на
    глазах! В обращении ребенка к
    бабушке(предложение 53)  меняется все:
    он использует не только волшебное
    «пожалуйста», но и слова с
    уменьшительно-ласкательными суффиксами
    «кусочек пирожка». Всего несколько
    слов! А перед нами уже совсем другой
    человек!
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что прав был немецкий языковед
    Георг фон Габеленц: «…языком человек
    не только выражает что-либо, но им
    выражает также и самого себя».

  6. Подготовка к заданию С2 в ГИА по русскому языку.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
    В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.
    В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
    Данная информация оглашению не подлежит.
    Как сформулировано задание С2 в демоверсии?
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
    В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой – грамматические.
    В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Другие материалы к сочинению в ГИА смотрите в этом разделе 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *