Сочинение на свободную тему 9 класс по русскому языку
5 вариантов
“Нет тебя дороже…” (Сочинение о маме)
“Традиции моей семьи”
Cочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль прилагательных в тексте»
«Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (сочинение-рассуждение)
Азиада в Казахстане (сочинение-отзыв)
Алтай – красота, которую нужно беречь.
Были ли в гражданской войне герои?
В жизни всегда есть место подвигу
В чем заключается счастье? (сочинение-рассуждение)
В чём различие интересов и ценностей?
Взрослый мир для тебя (сочинение-рассуждение)
Влияние книг на наше развитие
Выбор жизненного пути (мини-сочинение)
Выбор профессии
Выбор профессии
Выбор профессии
Главные слова
Говорят, о вкусах не спорят. Но иногда, видимо, необходимо спорить…
Демон в творчестве Михаила Врубеля
Для чего нужно изучать русский язык?
Доблесть, честь и достоинство
Дождик (свободная тема)
Емельян Иванович Пугачев
Зачем нужно любить читать
Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич в наши дни
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провела летние каникулы
Какую роль играет сельское хозяйство в жизни человека
Кем бы я хотела стать?
Книга – мой друг и советчик
Когда моя мама училась в университете
Легко ли быть добрым?
Легко ли быть молодым?
Легко ли быть молодым?
Люди в белых халатах (сочинение-рассуждение)
Милосердие – черта русского характера
Моё детство
Моё детство
Моё лето
Мое отношение к пессимистам, фаталистам и оптимистам
Мое Подмосковье
Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?
Мои летние каникулы!
Мои размышления о б издании “Капричос” Франциско Гойи
Мои размышления о счастье
Мои увлечения
Мой любимый учитель.
Мой родной край
Молитва матери
Моя классная – самая “классная”!
Моя любимая книга (сочинение-рассуждение)
Моя семья и наша победа
Моя школа
Моя школа
Мы болем за своих (репортаж)
Наш сосед – Украина
Неодушевленный этюд (от имени елки)
Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л.Н.Толстой)
Нужно беречь лес
О маме
О маме
Образование – дорога в будущее
Общественно-политическая тема (общество)
Овеянный славой флаг наш и герб
Очерк о школьной жизни
Памятник искусства “Капля нефти”
Письмо президенту
Почему мы восхищаемся параолимпийцами?
Поэзия родной природы
Права ли пословица “Добро должно быть с кулаками”?
Природа в жизни Петра Ильича Чайковского
Проблема выбора книги для чтения (По статье В.Иванова)
Путевые заметки (9 класс)
Пять слов русского языка, которые необходимо сохранить
Ранне утро
Родина моя Кабардино-Балкария!
Родословная Ивана Алексеевича Куратова.
Роль знаний в жизни человека
Роль прилагательных в тексте
Семейная реликвия
Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала
Софийский Собор в Великом Новгороде
Сочинение на летнюю тему (воспоминания об одной поездке)
Сочинение-рассуждение на тему “Прозвища”
Сочинение-рассуждение о родном крае
Стоит ли читать книги?
Судьба России в 30е годы
Тема революции в творчестве русских писателей
Только в труде велик человек (сочинение-рассуждение)
Трагическая судьба народа во второй мировой войне ( по рассказу К.Воробьева «Это мы, Господи»)
Трудовые традиции моей семьи
Удивительное рядом
Хочу, чтобы меня понимали (сочинение-рассуждение)
Цена хлеба
Человек, цивилизация, земля
Чтение. Что это в наши дни?
Что лучше: кем быть или каким быть?
Что такое опера?
Что такое счастье, добро и зло?
Что такое счастье? (сочинение-рассуждение)
Экология русского языка
Я люблю тебя, Россия
“Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она мстит нам.” (Ф. Энгельс)
“Прогресс науки и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека” (Э. Флайано)
Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней.
В русской литературе образ доктора занимает видное место. Особенно глубокое впечатление производят рассказы А. П. Чехова.
О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе “Ионыч”. С какими благородными намерениями, высокими стремлениями приехал в губернский город С. молодой доктор Старцев! Вначале он боялся даже на короткое время оставить больницу. Но постепенно, под влиянием пошлой обывательской среды, он изменился. Тяга к деньгам, жажда наживы погубили в нем все человеческое. Он забыл о долге врача помогать людям бескорыстно. Целью его жизни стали деньги. В другом чеховском рассказе, “Попрыгунья”, мы видим другого врача. Доктор Дымов, по мнению товарищей, великий ученый, будущее светило науки. Однако для него важна была не только наука сама по себе, но и жизнь конкретного человека. Спасая тяжело больного мальчика, Дымов от него заразился, заболел и умер. Он прекрасен в своем благородном порыве спасти человека. Таким же был и сам Чехов, свято пронесший звание врача до конца своей жизни.
Урок русского языка в 9 классе.
Тема « Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности. 2. Развивать навыки критического мышления при усвоения информации.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие
Объявление темы и постановка целей
Разделяю класс на три группы.
Третья часть экзаменационной работы в 9 классе предполагает творческое задание – сочинение на лингвистическую тему.
– Давайте разберёмся , КАКАЯ ТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ?
Тему можно назвать лингвистической , если она посвящена языкознанию , изучению какого – либо раздела науки о языке.
Сегодня предлагаю вам побыть исследователями и объяснить высказывание Н.Шанского: ( объяснить постановку знаков препинания)
« В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
Выделите ключевые слова .
Какие ключевые понятия непонятны вам и требуют дополнительного разъяснения?
Послушаем уч-ся , которые подготовили нам сообщения «Фламандская школа живописи» и «Характерные черты творческой манеры Н.В.Гоголя»
( каждая группа получает экземпляр сообщений)
Заполним таблицу
Фламандская живопись
«Словесная» живопись Н.В.Гоголя
роскошь
Богатство языка (синонимы , антонимы , изобразительно – выразительные средства)
хотели вместить в одно произведение все, что попадалось им на глаза.
. Объединение слов разных стилевых пластов ; соединить
несоединимое
Перегруженность деталями
Обильные перечни ( однородные члены, лексические повторы)
тонкости в изображении мимики, жестов, движений .
Обилие однородных членов , особенно выраженных глаголами и глагольными формами ;
Продолжить работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.
III. Актуализация знаний.
1. Повторение теоретического материала .
– Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать? (Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)
– Какова структура сочинения- рассуждения?
( У доски 2 ученика восстанавливают схему- у каждого набор дидактического материала )
Остальные записывают в тетрадях.
Взаимопроверка
Следующий вопрос , который задаёт Горький : КАК написать?
Как начать сочинение? С чего начинается сочинение. Со вступления.
В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении?
Работа по группам : Пишем вступление.
в виде прямой речи
в виде косвенной речи
с помощью вводного слова
(Один у доски)
Прочитайте свои варианты вступления.
– Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.
Как писать основную часть?
О чем мы должны написать в основной части?
В основной части вы должны привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста.
Итак , его величество – текст .( аудиозапись)
1)И какой же русский не любит быстрой езды? 2)Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее? 3) Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? 4)Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. 5) Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? 6)знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. 7) …Кони вихрем , спицы в колёсах смешались в один гладкий круг , только дрогнула дорога , да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. 8)И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. ( по Н.В.Гоголю)
Справка.
Какие языковые средства позволяют автору в данном фрагменте
выразить свое отношение к Руси и русскому народу ?
С помощью каких средств словесной изобразительности создается образ «живой Руси» ?В финале главы 11 с помощью развернутой метафоры создан образ
Руси – птицы тройки, передающий авторское видение родины .
Стремительность движения тройки передает лексика: глаголы (…) ;
прилагательные (…) ; сравнение, выраженное существительным в
творительном падеже (…) ; многочисленные лексические повторы (повтор однокоренных слов, форм слова)….; контекстуальных синонимов ….
На уровне синтаксиса можно отметить многочисленные ряды однородных
членов ; риторические вопросы, выделяющие смысловые центры авторской речи, и восклицания, отмечающие подъем интонации, «накал» эмоций.
У: Перед вами текст Гоголя ( отрывок из «Мёртвых душ»). Мастерство писателя необъятно , неисчерпаемо : говорить о разных сторонах его мастерства на одном уроке просто невозможно , поэтому мы будем работать сейчас лишь над некоторыми : живопись словом ( или использование выразительных средств языка – эпитетов , сравнений , фразеологизмов) и использование однородных членов , выраженных глаголами и глагольными формами ).
Если вы чувствуете , что можете самостоятельно рассмотреть другие стороны мастерства писателя , ДЕРЗАЙТЕ!
Работа с тестом
В тексте можно найти множество примеров, иллюстрирующих теоретический материал.
Конечно же, мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.
Работа по группам:
Найти эпитеты и определить их роль в тексте;
сравнения и определить их роль;
ряды однородных членов.
Используя материалы сообщений запишите РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ и приведите примеры.
Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному примеру лексического и грамматического явлений.
(шаблоны в справочниках ГИА)
– Как можно оформлять примеры. ?
1) В предложении … (« … ») автор использует ……
2) Так, например, использование … («…») в предложении …
3) Обратим внимание на предложение … , в котором автор использует …
4) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В нем автор прибегает к использованию …
5) Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
6) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
7) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
.Прочитайте свои работы ( 3 человека)
О чем писать в заключении? ( ответы уч-ся)
Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.
Рассмотрим несколько образцов заключения:
1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение …..является справедливым.
3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
4. Таким образом, смысл высказывания …..я вижу в том, что ….
5. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания……
Запишите свой вариант заключения.
Несколько советов в заключение:
1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!
– 1 абзац – тезис,
• 2 абзац – функция или довод №1 с примером или примерами,
• 3 абзац – функция или довод №2 с примером или примерами,
• 4 абзац – вывод.
2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.
3.Почерк – разборчивый, аккуратный.
Домашняя работа :
. Используя все материалы, подготовить чистовик сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Некоторым предлагается написать сочинение по шаблону.
ВНИМАНИЕ продолжите , не повторяя ответ товарища
До этого урока я не знал … , а теперь….
Я не умел …., а …..
Забыл…….
Шаблон сочинения- рассуждения.
Тезис.
Н. М. Шанский , известный лингвист , утверждал:
« В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
Н. М. Шанский , известный лингвист , утверждал , что « в этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
Попробуем разобраться в этом высказывании . ( или С лингвистом трудно не согласиться , так как…)
Рассуждение на теоретическом уровне
С данным высказыванием нельзя не согласиться, если понимать его шире: « словесная» живопись Гоголя неповторима. В богатстве языковых средств и заключается «особенный стиль» писателя. Разнообразие проявляется в его лексических и грамматических особенностях.
Это текст художественного стиля , в котором слово несёт не только определённую информацию , но и воздействует на читателя при помощи художественных образов.
Примеры
1) Так, например, использование … («…») в предложении …
Синтаксический строй текста разнообразен. Благодаря использованию предложений с однородными членами , бессоюзных сложных предложений , сложносочиненные предложения прозаический текст приобретает определенный ритм, что способствует созданию художественного образа.
2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В нем автор прибегает к использованию …
Заключение-вывод
1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение …..является справедливым.
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СОВЕСТЬ. По В. Дроганову
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДОБРОТА. По А. Лиханову
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ПРИРОДА. По А. Приставкину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СОСТРАДАНИЕ. По Л. Куклину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему МИЛОСЕРДИЕ. По А. Приставкину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДРУЖБА. По Б. Раевскому
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему Подвиг. По Б. Кремневу
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. По Б. Васильеву
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЧЕСТЬ. По О. Павловой
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ГЕРОИЗМ. По А. Приставкину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. По А. Алексину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. По О. Павловой
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ТАЛАНТ. По Б. Кремневу
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЖЕСТОКОСТЬ. По Е. Габовой
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему МЕЧТА. По С. Георгиеву
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ. По Л. Куклину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СЧАСТЬЕ. По А. Драбкиной
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДЕТСТВО. По Г. Горину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему Эгоизм. По О. Павловой
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему МЕЧТА. По В. Железникову
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ПРЕДАТЕЛЬСТВО. По А. Лиханову
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. По Ю. Яковлеву
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ВЕЛИКОДУШИЕ. По В. Астафьеву
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СМЕЛОСТЬ. По Л. Воронковой
Сочинение ОГЭ по русскому на тему БЕЗДУШИЕ. По А. Алексину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СИЛА ВОЛИ. По Б. Раевскому
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ФАНТАЗИЯ. По А Драбкиной
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ОБИДА. По В. Солоухину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ХАРАКТЕР. По О. Павловой
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему подлость. По Л. Рубинштейну
Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете. Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский — рабочий язык Организации Объединенных Наций.
В современном мире русским языком владеют еще 110 миллионов человек, для которых он не является родным. В мире десятки стран, где русский учат в школах и университетах. Особенно это распространено в странах бывшего СССР, ведь русский был основным языком в Союзе. Например, половина населения Украины говорит по-русски, и в ряде областей он признан региональным.
Почему русский язык так распространен? Во-первых, границы Российской империи, а потом СССР, были очень широки. Русские оказывали, и оказывают большое политическое, экономическое и культурное влияние на другие народы.
Сейчас распространение русского языка в странах бывшего СССР не всем нравится. Некоторые политики стремятся его вытеснить и утверждают, что он угнетает национальные языки. Но люди все равно общаются между собой по-русски, читают русскоязычные газеты и книги. Значимость русского языка невозможно устранить искусственными методами.
Вторая причина, по которой русский распространен в мире – это то, что в странах Европы, в США, в Канаде живет много эмигрантов из России. А еще россияне любят путешествовать по миру и общаться с людьми. Я слышал, что в некоторых американских или израильских городах все продавцы знают русский: у них покупатели русскоязычные. Учат русский арабы и турки: к ним россияне приезжают отдыхать.
Третья причина значимости русского языка в мире — это литература. Русская литература – одна из величайших в мировой культуре. Имена Достоевского, Толстого, Чехова и других великих писателей известны в далеких уголках планеты. Немцы, французы, испанцы изучают в университетах русский, чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале.
Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский язык, часто засоряя его. Но я считаю, что все это относительно.
Во-первых, теперь целая армия переводчиков трудится, переводя с русского на английский: русская культура влияет на англоязычную тоже. Во-вторых, когда-то уже была мода: все говорили по-французски. Потом мода поменялась, и люди бросились на что-то новенькое. А великий и богатый русский язык, русская культура живут в веках.
Источник: ycilka.net
“Нет тебя дороже…” (Сочинение о маме)
“Традиции моей семьи”
Cочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль прилагательных в тексте»
«Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (сочинение-рассуждение)
Азиада в Казахстане (сочинение-отзыв)
Алтай – красота, которую нужно беречь.
Были ли в гражданской войне герои?
В жизни всегда есть место подвигу
В чем заключается счастье? (сочинение-рассуждение)
В чём различие интересов и ценностей?
Взрослый мир для тебя (сочинение-рассуждение)
Влияние книг на наше развитие
Выбор жизненного пути (мини-сочинение)
Выбор профессии
Выбор профессии
Выбор профессии
Главные слова
Говорят, о вкусах не спорят. Но иногда, видимо, необходимо спорить…
Демон в творчестве Михаила Врубеля
Для чего нужно изучать русский язык?
Доблесть, честь и достоинство
Дождик (свободная тема)
Емельян Иванович Пугачев
Зачем нужно любить читать
Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич в наши дни
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провела летние каникулы
Какую роль играет сельское хозяйство в жизни человека
Кем бы я хотела стать?
Книга – мой друг и советчик
Когда моя мама училась в университете
Легко ли быть добрым?
Легко ли быть молодым?
Легко ли быть молодым?
Люди в белых халатах (сочинение-рассуждение)
Милосердие – черта русского характера
Моё детство
Моё детство
Моё лето
Мое отношение к пессимистам, фаталистам и оптимистам
Мое Подмосковье
Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?
Мои летние каникулы!
Мои размышления о б издании “Капричос” Франциско Гойи
Мои размышления о счастье
Мои увлечения
Мой любимый учитель.
Мой родной край
Молитва матери
Моя классная – самая “классная”!
Моя любимая книга (сочинение-рассуждение)
Моя семья и наша победа
Моя школа
Моя школа
Мы болем за своих (репортаж)
Наш сосед – Украина
Неодушевленный этюд (от имени елки)
Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л.Н.Толстой)
Нужно беречь лес
О маме
О маме
Образование – дорога в будущее
Общественно-политическая тема (общество)
Овеянный славой флаг наш и герб
Очерк о школьной жизни
Памятник искусства “Капля нефти”
Письмо президенту
Почему мы восхищаемся параолимпийцами?
Поэзия родной природы
Права ли пословица “Добро должно быть с кулаками”?
Природа в жизни Петра Ильича Чайковского
Проблема выбора книги для чтения (По статье В.Иванова)
Путевые заметки (9 класс)
Пять слов русского языка, которые необходимо сохранить
Ранне утро
Родина моя Кабардино-Балкария!
Родословная Ивана Алексеевича Куратова.
Роль знаний в жизни человека
Роль прилагательных в тексте
Семейная реликвия
Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала
Софийский Собор в Великом Новгороде
Сочинение на летнюю тему (воспоминания об одной поездке)
Сочинение-рассуждение на тему “Прозвища”
Сочинение-рассуждение о родном крае
Стоит ли читать книги?
Судьба России в 30е годы
Тема революции в творчестве русских писателей
Только в труде велик человек (сочинение-рассуждение)
Трагическая судьба народа во второй мировой войне ( по рассказу К.Воробьева «Это мы, Господи»)
Трудовые традиции моей семьи
Удивительное рядом
Хочу, чтобы меня понимали (сочинение-рассуждение)
Цена хлеба
Человек, цивилизация, земля
Чтение. Что это в наши дни?
Что лучше: кем быть или каким быть?
Что такое опера?
Что такое счастье, добро и зло?
Что такое счастье? (сочинение-рассуждение)
Экология русского языка
Я люблю тебя, Россия
“Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она мстит нам.” (Ф. Энгельс)
“Прогресс науки и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека” (Э. Флайано)
Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней.
В русской литературе образ доктора занимает видное место. Особенно глубокое впечатление производят рассказы А. П. Чехова.
О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе “Ионыч”. С какими благородными намерениями, высокими стремлениями приехал в губернский город С. молодой доктор Старцев! Вначале он боялся даже на короткое время оставить больницу. Но постепенно, под влиянием пошлой обывательской среды, он изменился. Тяга к деньгам, жажда наживы погубили в нем все человеческое. Он забыл о долге врача помогать людям бескорыстно. Целью его жизни стали деньги. В другом чеховском рассказе, “Попрыгунья”, мы видим другого врача. Доктор Дымов, по мнению товарищей, великий ученый, будущее светило науки. Однако для него важна была не только наука сама по себе, но и жизнь конкретного человека. Спасая тяжело больного мальчика, Дымов от него заразился, заболел и умер. Он прекрасен в своем благородном порыве спасти человека. Таким же был и сам Чехов, свято пронесший звание врача до конца своей жизни.
Урок русского языка в 9 классе.
Тема « Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности. 2. Развивать навыки критического мышления при усвоения информации.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие
Объявление темы и постановка целей
Разделяю класс на три группы.
Третья часть экзаменационной работы в 9 классе предполагает творческое задание – сочинение на лингвистическую тему.
– Давайте разберёмся , КАКАЯ ТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ?
Тему можно назвать лингвистической , если она посвящена языкознанию , изучению какого – либо раздела науки о языке.
Сегодня предлагаю вам побыть исследователями и объяснить высказывание Н.Шанского: ( объяснить постановку знаков препинания)
« В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
Выделите ключевые слова .
Какие ключевые понятия непонятны вам и требуют дополнительного разъяснения?
Послушаем уч-ся , которые подготовили нам сообщения «Фламандская школа живописи» и «Характерные черты творческой манеры Н.В.Гоголя»
( каждая группа получает экземпляр сообщений)
Заполним таблицу
Фламандская живопись
«Словесная» живопись Н.В.Гоголя
роскошь
Богатство языка (синонимы , антонимы , изобразительно – выразительные средства)
хотели вместить в одно произведение все, что попадалось им на глаза.
. Объединение слов разных стилевых пластов ; соединить
несоединимое
Перегруженность деталями
Обильные перечни ( однородные члены, лексические повторы)
тонкости в изображении мимики, жестов, движений .
Обилие однородных членов , особенно выраженных глаголами и глагольными формами ;
Продолжить работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.
III. Актуализация знаний.
1. Повторение теоретического материала .
– Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать? (Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)
– Какова структура сочинения- рассуждения?
( У доски 2 ученика восстанавливают схему- у каждого набор дидактического материала )
Остальные записывают в тетрадях.
Взаимопроверка
Следующий вопрос , который задаёт Горький : КАК написать?
Как начать сочинение? С чего начинается сочинение. Со вступления.
В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении?
Работа по группам : Пишем вступление.
в виде прямой речи
в виде косвенной речи
с помощью вводного слова
(Один у доски)
Прочитайте свои варианты вступления.
– Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.
Как писать основную часть?
О чем мы должны написать в основной части?
В основной части вы должны привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста.
Итак , его величество – текст .( аудиозапись)
1)И какой же русский не любит быстрой езды? 2)Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее? 3) Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? 4)Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. 5) Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? 6)знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. 7) …Кони вихрем , спицы в колёсах смешались в один гладкий круг , только дрогнула дорога , да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. 8)И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. ( по Н.В.Гоголю)
Справка.
Какие языковые средства позволяют автору в данном фрагменте
выразить свое отношение к Руси и русскому народу ?
С помощью каких средств словесной изобразительности создается образ «живой Руси» ?В финале главы 11 с помощью развернутой метафоры создан образ
Руси – птицы тройки, передающий авторское видение родины .
Стремительность движения тройки передает лексика: глаголы (…) ;
прилагательные (…) ; сравнение, выраженное существительным в
творительном падеже (…) ; многочисленные лексические повторы (повтор однокоренных слов, форм слова)….; контекстуальных синонимов ….
На уровне синтаксиса можно отметить многочисленные ряды однородных
членов ; риторические вопросы, выделяющие смысловые центры авторской речи, и восклицания, отмечающие подъем интонации, «накал» эмоций.
У: Перед вами текст Гоголя ( отрывок из «Мёртвых душ»). Мастерство писателя необъятно , неисчерпаемо : говорить о разных сторонах его мастерства на одном уроке просто невозможно , поэтому мы будем работать сейчас лишь над некоторыми : живопись словом ( или использование выразительных средств языка – эпитетов , сравнений , фразеологизмов) и использование однородных членов , выраженных глаголами и глагольными формами ).
Если вы чувствуете , что можете самостоятельно рассмотреть другие стороны мастерства писателя , ДЕРЗАЙТЕ!
Работа с тестом
В тексте можно найти множество примеров, иллюстрирующих теоретический материал.
Конечно же, мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.
Работа по группам:
Найти эпитеты и определить их роль в тексте;
сравнения и определить их роль;
ряды однородных членов.
Используя материалы сообщений запишите РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ и приведите примеры.
Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному примеру лексического и грамматического явлений.
(шаблоны в справочниках ГИА)
– Как можно оформлять примеры. ?
1) В предложении … (« … ») автор использует ……
2) Так, например, использование … («…») в предложении …
3) Обратим внимание на предложение … , в котором автор использует …
4) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В нем автор прибегает к использованию …
5) Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
6) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
7) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
.Прочитайте свои работы ( 3 человека)
О чем писать в заключении? ( ответы уч-ся)
Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.
Рассмотрим несколько образцов заключения:
1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение …..является справедливым.
3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
4. Таким образом, смысл высказывания …..я вижу в том, что ….
5. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания……
Запишите свой вариант заключения.
Несколько советов в заключение:
1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!
– 1 абзац – тезис,
• 2 абзац – функция или довод №1 с примером или примерами,
• 3 абзац – функция или довод №2 с примером или примерами,
• 4 абзац – вывод.
2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.
3.Почерк – разборчивый, аккуратный.
Домашняя работа :
. Используя все материалы, подготовить чистовик сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Некоторым предлагается написать сочинение по шаблону.
ВНИМАНИЕ продолжите , не повторяя ответ товарища
До этого урока я не знал … , а теперь….
Я не умел …., а …..
Забыл…….
Шаблон сочинения- рассуждения.
Тезис.
Н. М. Шанский , известный лингвист , утверждал:
« В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
Н. М. Шанский , известный лингвист , утверждал , что « в этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
Попробуем разобраться в этом высказывании . ( или С лингвистом трудно не согласиться , так как…)
Рассуждение на теоретическом уровне
С данным высказыванием нельзя не согласиться, если понимать его шире: « словесная» живопись Гоголя неповторима. В богатстве языковых средств и заключается «особенный стиль» писателя. Разнообразие проявляется в его лексических и грамматических особенностях.
Это текст художественного стиля , в котором слово несёт не только определённую информацию , но и воздействует на читателя при помощи художественных образов.
Примеры
1) Так, например, использование … («…») в предложении …
Синтаксический строй текста разнообразен. Благодаря использованию предложений с однородными членами , бессоюзных сложных предложений , сложносочиненные предложения прозаический текст приобретает определенный ритм, что способствует созданию художественного образа.
2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В нем автор прибегает к использованию …
Заключение-вывод
1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение …..является справедливым.
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СОВЕСТЬ. По В. Дроганову
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДОБРОТА. По А. Лиханову
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ПРИРОДА. По А. Приставкину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СОСТРАДАНИЕ. По Л. Куклину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему МИЛОСЕРДИЕ. По А. Приставкину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДРУЖБА. По Б. Раевскому
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему Подвиг. По Б. Кремневу
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. По Б. Васильеву
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЧЕСТЬ. По О. Павловой
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ГЕРОИЗМ. По А. Приставкину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. По А. Алексину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. По О. Павловой
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ТАЛАНТ. По Б. Кремневу
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЖЕСТОКОСТЬ. По Е. Габовой
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему МЕЧТА. По С. Георгиеву
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ. По Л. Куклину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СЧАСТЬЕ. По А. Драбкиной
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДЕТСТВО. По Г. Горину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему Эгоизм. По О. Павловой
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему МЕЧТА. По В. Железникову
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ПРЕДАТЕЛЬСТВО. По А. Лиханову
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. По Ю. Яковлеву
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ВЕЛИКОДУШИЕ. По В. Астафьеву
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СМЕЛОСТЬ. По Л. Воронковой
Сочинение ОГЭ по русскому на тему БЕЗДУШИЕ. По А. Алексину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СИЛА ВОЛИ. По Б. Раевскому
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ФАНТАЗИЯ. По А Драбкиной
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ОБИДА. По В. Солоухину
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ХАРАКТЕР. По О. Павловой
ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему подлость. По Л. Рубинштейну
Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете. Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский — рабочий язык Организации Объединенных Наций.
В современном мире русским языком владеют еще 110 миллионов человек, для которых он не является родным. В мире десятки стран, где русский учат в школах и университетах. Особенно это распространено в странах бывшего СССР, ведь русский был основным языком в Союзе. Например, половина населения Украины говорит по-русски, и в ряде областей он признан региональным.
Почему русский язык так распространен? Во-первых, границы Российской империи, а потом СССР, были очень широки. Русские оказывали, и оказывают большое политическое, экономическое и культурное влияние на другие народы.
Сейчас распространение русского языка в странах бывшего СССР не всем нравится. Некоторые политики стремятся его вытеснить и утверждают, что он угнетает национальные языки. Но люди все равно общаются между собой по-русски, читают русскоязычные газеты и книги. Значимость русского языка невозможно устранить искусственными методами.
Вторая причина, по которой русский распространен в мире – это то, что в странах Европы, в США, в Канаде живет много эмигрантов из России. А еще россияне любят путешествовать по миру и общаться с людьми. Я слышал, что в некоторых американских или израильских городах все продавцы знают русский: у них покупатели русскоязычные. Учат русский арабы и турки: к ним россияне приезжают отдыхать.
Третья причина значимости русского языка в мире — это литература. Русская литература – одна из величайших в мировой культуре. Имена Достоевского, Толстого, Чехова и других великих писателей известны в далеких уголках планеты. Немцы, французы, испанцы изучают в университетах русский, чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале.
Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский язык, часто засоряя его. Но я считаю, что все это относительно.
Во-первых, теперь целая армия переводчиков трудится, переводя с русского на английский: русская культура влияет на англоязычную тоже. Во-вторых, когда-то уже была мода: все говорили по-французски. Потом мода поменялась, и люди бросились на что-то новенькое. А великий и богатый русский язык, русская культура живут в веках.
Источник: ycilka.net