Сочинение на тему чацкий победитель или побежденный 9 класс

16 вариантов

  1. Уже в заглавии комедии Грибоедов указывает на то, что ум, в широком его понимании, не принесет счастья главному герою комедии. Его обличительные речи не нравятся как свету, ведь они угрожают его привычному укладу жизни, так и его возлюбленной Софье, поскольку они ставят под угрозу ее личное счастье.
    В любви Чацкий однозначно терпит поражение. Софья предпочла Чацкому, который «чувствителен, и весел, и остер», Молчалина, который отличается лишь своей скромностью и услужливостью. А умение «подслужиться» очень важно в свете. И Фамусов восхищается этим качеством, приводя в пример своего дядю Максима Петровича, который не побоялся выставить себя на посмешище, чтобы угодить императрице. Для Чацкого же это унижение. Он говорит, что «служить бы рад, – прислуживаться тошно». И это нежелание угождать дворянскому обществу приводит к тому, что герой оказывается из него изгнанным.
    Любовный конфликт порождает конфликт Чацкого с Фамусовским обществом, с которым, как оказалось, он расходится по всем основополагающим вопросам. Вся комедия – словесная борьба Чацкого с московским дворянством. Герой противопоставлен многочисленному лагерю «века минувшего». Чацкий в одиночестве бесстрашно выступает против него. Главному герою комедии противно, что Фамусов считает ученье «чумой», что Скалозуб получил чин полковника не с помощью личных заслуг, а с помощью связей, что Молчалин всячески старается угодить Фамусову и его гостям, унижаясь перед ними только потому, что он не имеет большого веса в этом обществе, что никто не готов жертвовать личной выгодой во благо Отечества.

  2. Он является ярким представителем новых взглядов, стремится поднимать и развивать страну честно, осуждает и презирает карьеризм, меркантильность, поклонение людям, которые занимают высшие чины. Главный герой готов служить на благо Отечеству, делать полезные дела, но отказывается от государственной службы в фамусовском обществе: «служить бы рад, прислуживаться тошно».
    Удалось Чацкому выйти из борьбы победителем или все же он остался побежденным, сказать однозначно трудно. Начнем с того, что главный герой терпит безоговорочное поражение в любовном треугольнике. Его возлюбленная Софья выбирает не просто другого мужчину, а человека, имеющего полностью противоположные взгляды и мировоззрение. Что касается борьбы за социально-политические идеалы, то тут Чацкий добивается больших успехов. Он окрылен национальной идеей, является основателем борьбы за утверждение народных прав, он еще не декабрист, но его взгляды стали хорошим основанием для оппозиционного движения.
    Чацкий человек умный, образованный, многие его слова вполне могут стать афоризмами. Достаточно интересно отзывается он об общественном мнении: «поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют – и вот общественное мненье!», да и о самом обществе, в котором хорошее место занимает только тот, «…чья чаще гнулась шея». Безусловно, идеалы Чацкого не приняты в обществе, которое построено на лести, лжи, материальных ценностях, но главный герой комедии нанес этому обществу сильный, смелый и разрушительный удар. Поэтому его вполне можно считать победителем.

  3. Самый яркий персонаж, считавшегося дворянином из «века нынешнего» и его противостояние с консервативным дворянством «веком прошедшего» – молодой и амбициозный Чацкий. Его цель – возродить в своем Отечестве ценности к науке и просвещению, избавить свою Родину и окружающих его людей от помещичьего гнета и чинопоклонничества. Старые же дворянины-помещики активно противостоят молодому человеку, всячески пытаясь отстоять собственное благополучие и привычный образ жизни.
    Александр Чацкий, несмотря на «свежую голову» и чистые помыслы так и не сможет донести до людей свое представление о современном обществе. Во-первых, его идеи и взгляды не разделяют большое количество дворян. А во-вторых, в этом Чацкого не поддерживает Софья. Его стремления могут отрицательно сказаться на будущем девушки.
    Поражением для Чацкого оказалась и Софья. Она отказала чувственному, веселому Александру, и выбрала скромного и услужливого молодого Молчалина. Ведь умение «подслуживаться» в высшем обществе была отведена главная роль. Для Александра же такое поведение унизительно. Его слова – «служить бы рад, прислуживаться тошно» и открытое бунтарство подстраиваться под дворянство приводят к тому, что молодой человек становится изгоем.
    Комедийная пьеса «Горе от ума» – это борьба поколений Чацкого с Фамусовским обществом и всем дворянством Москвы. Никто не поддерживает Чацкого в его стремлениях и противостоянии постоянно подстраиваться и унижаться перед высшими чинами. Он негодует, что для Фамусова наука и ученье – это «чума», что чин свой Скалозуб получил незаслуженно, воспользовавшись связями, а не собственным умом и заслугами. А Молчалин и вовсе все делает для того, чтобы лучше услужить перед собравшимися гостями Фамусова.
    Так кто же он, Чацкий, победитель или побежденный? В глазах дворянской общественности он не стал победителем только потому, что его никто не поддержал. Чацкий вел не равный бой, в одиночку противостоял меркантильному и себялюбивому московскому дворянству.
    Но все же Александр Чацкий стал победителем, впоследствии нашедший своих единомышленников. Нашлось и то большинство людей, которые, так же как и он отрицательно относились к деньгам и чинам. Его поддержали люди, для которых превыше всего было сердце и разум.

    Сочинение 2

    Комедия под названием «Горе от ума» описывает достаточно сложный и проблематичный период, который пришлось пережить Руси в тот момент. Тогда старые дворянские идеалы меняются на новые и прогрессивные идеи человечества. И против всего старого и устоявшегося общества выступает именно Александр Чацкий.
    Молодой человек является примером достаточно ярких и новых взглядов, он старается честно развиваться, также двигать страну вперед, он уверен, что сможет развивать страну и окружать себя только подобными людьми, способными двигать страну в будущее, бороться за принципы и новые ценности.
    При этом герой готов служить Отечеству, отдавать свои лучшие таланты, чтобы защитить свою страну от внешнего воздействия. Это в корне отличается от мировоззрения Фамусова, который не готов служить на благо окружающему обществу, он выполняет обязанности, только когда результат будет проверяться.
    Нельзя однозначно ответить на вопрос, вышел ли Чацкий победителем в данном противостоянии. Стоит сразу отметить, что он изначально проиграл в противостоянии любовном, когда не смог завоевать сердце девушки.
    Его возлюбленная по имени Софья отдает предпочтение человеку, который фактически противоположен Чацкому, он имеет совершенно противоположные взгляды, что противно главному герою. Он не может даже принять такой факт предательства, а его любимая его не дождалась.
    При этом сам молодой человек достаточно умен и образован, все его слова могут стать летучими выражениями и афоризмами. Он имеет на каждый вопрос свое мнение, при этом он отзывается об общественном мнении достаточно критично, он не готов слушать то, что говорят окружающие люди, при этом он сам развивается интеллектуально и готов бороться за моральные ценности и принципы.
    С этой стороны его вполне можно считать достойным победителем, он готов бороться за собственные идеалы и идти против общества. Его достаточно непросто сломить, он готов бороться, противостоять даже государственному строю, который основан на лести и лжи, а также чинопочитании. Нельзя выиграть во всех жизненных конфликтах, поэтому Чацкий успешно идет против общества, но не может пойти против своих чувств, которые предательски говорят о его мягком и нежном сердце. Он не может смириться с потерей любимой девушки, которая теперь постоянно находится в обществе человека, имеющего полностью противоположные взгляды.

  4. «Горе от ума» – комедия великого русского писателя 19 столетия Александра Сергеевича Грибоедова. Это книга, которую уже многие поколения относят к золотому фонду русской литературы. Главное богатство этого произведения – стройность стихотворного текста, многие цитаты из которого стали фразеологизмами в повседневной речи, точность передачи характеров и нравов описываемой эпохи и непосредственное влияние на развитие русской интеллигенции. Сюжет комедии достаточно прост. Главный герой, Александр Андреевич Чацкий, возвращается из длительного путешествия в дом Фамусовых, где он вырос, к своей возлюбленной Софье. Однако он обнаруживает, что Софья к нему охладела, и пытается найти причину. Так появляется первый конфликт Чацкого – личный, любовный. По ходу действия выясняется противоположность взглядов Чацкого тем, что приняты в окружающем его обществе. Так складывается социальный конфликт Чацкого с так называемым фамусовским обществом. Итог комедии неоднозначен. Чацкий покидает дом Фамусова, но победитель он или побежденный?
    Разберем любовный конфликт Александра Чацкого. Его участники – сам Чацкий, Софья, его возлюбленная, Алексей Молчалин, служащий в доме Фамусова и возлюбленный Софьи, и Лиза, служанка Софьи, за которой волочится Молчалин.
    Софья и Александр выросли вместе в доме Фамусовых и были друзьями (Софья: «Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой»). За три года до начала действия комедии Александр уезжает путешествовать, и редко бывает в доме Фамусовых («Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, / И редко посещал наш дом»). В первом действии комедии он возвращается в дом Фамусов после длительного отсутствия. Однако встречен он Софьей холодно. Она считает чувства Чацкого надуманными, а его самого шутом, ценящим только смех над другими (Софья: «Потом опять прикинулся влюбленным, / Взыскательным и огорченным!!») – за время его отсутствия она полюбила Молчалина, которому приписывает множество положительных качеств (Софья: «Кого люблю я, не таков: / Молчалин за других себя забыть готов, / Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело / Ночь целую с кем можно так провесть!»). Чацкий, однако же, не понимает холодности Софьи и тщетно пытается выяснить, что с ней произошло, у ее отца («Уж Софье Павловне какой / Не приключилось ли печали?»). Он понимает, что Софья полюбила кого-то в его отсутствие и мечется между Молчалиным и Скалозубом, однако не может представить, чтобы кто-то из них был мил Софье («Дождусь ее, и вынужу признанье: / Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб! / Молчалин прежде был так глуп!.. / Жалчайшее созданье! Уж разве поумнел?.. / А тот – Хрипун, удавленник, фагот, / Созвездие маневров и мазурки!»). Чацкий пытается вызвать хоть какое-нибудь теплое чувство у Софьи, смягчая свои слова о Молчалине, но в итоге приводит к еще большему ее раздражению. Разговаривая с Софьей, Чацкий понимает, что она как-то связана с Молчалиным, но отказывается верить в это («Шалит, она его не любит»). Параллельно читатель узнает, что Молчалин влюблен в служанку Лизу, а к Софье относится «по должности» («Какое личико твое! Как я тебя люблю! / – А барышню? – Ее / По должности, тебя…»). На балу Софья, раздраженная поведением Чацкого, распускает о нем слух, что он сошел с ума («Вы в размышленье. – Об Чацком. / – Как его нашли по возвращеньи? – Он не в своем уме.»).
    В четвертом действии после бала происходит открытие всех тайн: Софья становится свидетелем очередного откровенного разговора Молчалина с Лизой и узнает о неискренности его чувств к ней (Молчалин: «И вот любовника я принимаю вид / В угодность дочери такого человека…»), Чацкий узнает о чувствах Софьи к Молчалину и о том, что это именно она распустила слух о его безумии. Он возмущен, оскорблен в лучших чувствах и не понимает, почему Софья прямо не заявила ему о том, что их прежним взаимоотношениям конец (Чацкий: «Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, / Что все прошедшее вы обратили в смех?»). Он прекращает любые связи с Софьей и рад этому («Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом»). Чацкий уезжает из дома Фамусовых, чтобы никогда не вернуться. Мы видим неоднозначность итога любовного конфликта. Молчалин, соперник, отвергнут Софьей, но Софья так и не приняла Чацкого. Победой в любовном конфликте для Чацкого стала бы только возвращенная любовь Софьи, но этого он не достиг. Хоть Чацкий и считает, что он самолично разорвал связь с Софьей, никакие обоюдные отношения между ними даже и не начинались. Таким образом, Чацкий в любовном конфликте побежден, хоть и не считает себя таковым.
    По мере действия комедии мы видим, что изначально личный, любовный конфликт Чацкого становится одним из аспектов социального. Шаги в этом направлении сделали и Софья, и Чацкий. Софья тем, что распустила слух о Чацком: она вынесла их личные отношения в социальное поле. Чацкий – своим последним монологом: поведение Софьи он оценивает уже не как личную драму, а как модель поведения, присущую фамусовскому обществу («Теперь не худо б было сряду На дочь и на отца, И на любовника глупца, И на весь мир излить всю желчь и всю досаду»).
    Отдельно рассмотрим второй конфликт Чацкого. Его участники – Чацкий и фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Молчалин и другие). В разные годы литературоведами этот конфликт оценивался по-разному: считалось, что это социальный конфликт двух поколений, двух образов жизни (таких взглядов придерживались Полевой, Одоевский, Гончаров, Пиксанов и др.) или что это личный конфликт человека с обществом (таких взглядов придерживались Дмитриев, Белинский (1839 г.), отчасти – Пушкин и Вяземский). Я считаю, что это социальный конфликт двух поколений: Фамусов и его окружение олицетворяют общество московских бар, своеобразное «болото», которое ничто не всколыхнет. Чацкий же – молодое поколение, умное, не боящееся критики, перемен. И хотя Софья и Молчалин по возрасту близки к Чацкому, в силу своего образа жизни и убеждений они относятся к фамусовскому обществу. Грибоедов писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».
    Чацкий в своих требованиях положителен, он хочет перемен к лучшему, указывает на недостатки современного ему социума. В своих монологах он затрагивает многие остросоциальные вопросы того времени: крепостное право, роскошная дворянская жизнь, невозможность заниматься тем, чем считаешь нужным, без осуждения со стороны общества. Многие считают, что Чацкий олицетворяет декабристов (советские литературоведы, в т.ч. Пиксанов), однако, зная позицию Грибоедова по отношению к декабристам, едва ли можно считать это правдой (большинство исследователей соглашается, что декабризм был сатирически изображен в лице Репетилова). Чацкий говорит то, что думает; он обличитель лжи. Фамусовское же общество во лжи погрязло, страшится общественного мнения (Молчалин: «Ах! злые языки страшнее пистолета», Софья: «Сама довольна тем, что ночью все узнала, / Нет укоряющих свидетелей в глазах»), не приемлет никаких новаций и предлагает действовать так, «как делали отцы», прислуживаться. По мнению Гончарова, они понимают правоту Чацкого, но им удобнее их привычный образ жизни, и поэтому они гонят Чацкого прочь.
    Конфликт Чацкого с фамусовским обществом начинается с конфликтом Чацкого с самим Фамусовым. Хотя вначале Чацкий был принят в доме Фамусовых дружелюбно, Фамусов, говоря о возможном сватовстве Чацкого с Софье, советует ему пойти послужить, что вызывает его негодование. Вначале Чацкий достаточно мягок в своих формулировках, не указывая ни на кого конкретно («Я не об дядюшке об вашем говорю; / Его не возмутим мы праха»), но по мере усугубления конфликта его позиция становится более жесткой. Разные исследователи связывают ожесточение позиции Чацкого с разными факторами: с непониманием его позиции в обществе (Пиксанов) или с неудачами на любовном фронте (Гончаров). Я солидарна с Гончаровым: изначально целью Чацкого в доме Фамусовых была Софья, и именно ее поведение вызвало в нем раздражение, приведшее к более резким словам в адрес ее отца. Кульминация конфликта наступает на балу (третье действие). Софья объявляет Чацкого безумным, и это тут же подхватывает все общество: для них это единственный шанс не воспринимать его слова всерьез («Ты знаешь ли об Чацком? / – Ну? – С ума сошел! / – А! знаю, помню, слышал»). Чацкий покидает бал всеми оскорбленный, разочарованный («Ну вот и день прошел, и с ним / Все призраки, весь чад и дым / Надежд, которые мне душу наполняли..»). Случайно став свидетелем свидания Молчалина с Лизой, Чацкий ненадолго задерживается в доме Фамусов. После развязки любовного конфликта, он окончательно разочаровывается в окружающем его обществе и Софье как его части. Теперь его больше ничто не держит в доме Фамусовых, и он, произнося последний монолог, монолог оскорбленного, лишнего человека, уезжает из дома Фамусовых навсегда («Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок! – / Карету мне, карету!»).
    Можно ли считать Чацкого пораженным в результате его отъезда, вопрос спорный. Он не победитель – ведь общество отвергло его воззрения как безумные. Но нельзя назвать его и побежденным – Чацкий остался при своем мнении и образе жизни, правильном и честном, и его слова не могли не оставить отпечаток в головах действующих лиц этого конфликта: по крайней мере Софья и Молчалин уже не смогут жить как прежде. Именно такие люди, как Чацкий, открыто заявляющие о своей правой позиции, обличители, считают критики, оказывают наибольшее влияние на будущее развитие общества.
    Таким образом, Чацкий проиграл в личном любовном конфликте и ушел непобежденным из социального конфликта. Второй конфликт я считаю куда более важным. Гончаров называет фигуру Чацкого «неизбежной при смене веков» – это говорит об актуальности произведения и в наши дни, а значит, что подобных Чацких и общества, противостоящие им, мы можем встретить и в повседневной жизни. Этим поучительно произведение, и поэтому так важно анализировать именно социальный конфликт Чацкого, где он не победитель, но и не побежденный.

    Библиографическая ссылка

    Кулюлина Н. ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КУРСУ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА 8–9 КЛАССЫ НА ТЕМУ «ЧАЦКИЙ – ПОБЕДИТЕЛЬ ИЛИ ПОБЕЖДЕННЫЙ?» // Старт в науке. – 2018. – № 5-9. – С. 1526-1528;
    URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1294 (дата обращения: 08.10.2019).

  5. Изучая комедию Грибоедова Горе от ума, мы познакомились с одним из главных героев произведения, Чацким, которому пришлось противостоять консервативному дворянству с его устаревшими взглядами. Но кем выходит наш герой из сложившейся ситуации? Чацкий — победитель или побежденный по мнению автора? Давайте попытаемся разобрать этот вопрос в нашем сочинении-рассуждении.

    Чацкий победитель или побежденный?

    На самом деле, рассуждая на тему Чацкий победитель или побежденный, сложно дать однозначный ответ. Дочитав комедию до конца, и увидев насколько лишним Чацкий чувствует себя среди фамусовского общества, что даже решается бежать из столицы, то кажется, что он проигравший.
    Мы видим его поражение в любви к Софье. А ведь герой произведения спешил к любимой и надеялся, что и она его ждет. Но оказалось, что он был ей не нужен. И здесь Чацкий был побежден, хотя в целом, в этой истории победителей вообще не было, ведь и Софья оказалась в проигрыше.
    Далее мы видим, насколько был счастлив Чацкий, возвращаясь домой. Множество интересных планов и идей сопровождали его в пути, но отсталому консервативному обществу оказались не нужны изменения. Оно с удовольствием живет, выдвигая на первый план чинопочитание, карьеру и деньги. При этом общество не утруждает себя трудом, а чтобы получить желаемое достаточно подхалимства. Чацкому это чуждо. Он считает, что будущее за наукой, он служит делу не ради чинов и наград, а чтобы приносить пользу. Такие взгляды противоестественны в том обществе, куда он попал, и его называют сумасшедшим. Приходится уходить, и даже бежать из этого дома. Чацкий и здесь потерпел поражение, и снова задавая себе вопрос «кто же наш герой — победитель или побежденный?», сам собой напрашивается вывод о том, что победителем он точно не является.

  6. 6
    Текст добавил: СЛивка-ПоДлИвка

    Чацкий – один из главных героев комедии «Горе от ума».
    Нельзя однозначно утверждать, что он победитель или что он побежденный.
    Натура Чацкого сильнее и глубже прочих лиц и потому не может быть исчерпана в комедии. Чацкий отличается от всех остальных тем, что не ставит в свой идеал чины и богатство. Он осуждает каждого за то, что его жизненная философия и образ жизни давно устарели, что старшее поколение, не замечая за собой недостатки, упрекает молодое. Сам Чацкий очень честен и умен. Он выше других героев во всех отношениях.
    Эта характеристика, безусловно, представляет нам Чацкого победителем.
    Но с другой стороны, Чацкий придирчив и высокомерен. Он выступал против многочисленного лагеря Фамусова, и здесь умственное превосходство Чацкого было бессмысленно.
    Чацкий – самый несчастный герой в комедии. Он много путешествовал, так и не отыскав своего счастья: «Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.». Ему отказывает в любви София, которая распространяет слух о сумасшествии Чацкого: «Об Чацком. Он не в своем уме.». затем он становится свидетелем расставания Софьи и Молчалина.
    Только личное горе Чацкого произошло, несмотря на другие причины, от одного его ума. Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму.
    Это показывает нам Чацкого в свете побежденного людьми, уступающими ему в образовании.
    Таким образом Грибоедов указывает на разные стороны богатой и разносторонней личности Чацкого.

  7. 7
    Текст добавил: Самый Неуловимый

    Если судить героя с морально-этических взглядов, то можно считать его истинным победителем. Его поведение очень достойно, а жизненные принципы – непременно заслуживают уважения. Мужчина умен, образован, не пасует перед сложностями и всегда говорит только правду. Единственным его недостатком становится бестактность и бесцеремонность по отношению к другим.
    Если же рассматривать Чацкого исходя из случившегося, то непременно он побежденный. Его предает любимая девушка, с которой он дружил с самого детства – она предпочла выбрать Молчалина, сочтя его более чутким, уступчивым и обходительным. Александра нагло оговорили, назвав сумасшедшим. Он не имеет ни чина, ни должности, ни огромного состояния – поэтому не представляет особого интереса в обществе. Для фамусовского окружения он непонятен, поэтому они насмехаются над ним, считая его «ненормальным» во всех отношениях.
    Но хорошо смеется тот, кто смеется последним. Грибоедов «вершит» правосудие над Софьей, раскрывая ей тайные желания Молчалина. Девушка узнает о его равнодушии к себе и страстной любви к служанке Лизе. Обман и предательство «возлюбленного» практически разбивают ей сердце. Фамусова, вспоминая слова Чацкого, с горечью осознает, что тот был абсолютно прав, на счет Молчалина. Она полностью раскаивается за свою злую «шутку», которая стала для мужчины «роковым приговором» в обществе.
    Но Александр, узнав правду, не прощает Софью. Более того, он желает девушке непременно помириться с секретарем отца, считая, что именно этот человек для нее самая подходящая кандидатура. Тем самым Грибоедов показывает, что самолюбие Чацкого раздавлено, он унижен, оскорблен, но все же старается с достоинством выйти из ситуации.

  8. 8
    Текст добавил: *°•M@LENьI{ИЙ 4Е{LOVE}4игГг•°*

    В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» затрагивается множество проблем и тем для обсуждения нами – читателями. Вопрос победил Чацкий или оказался побеждённым весьма неоднозначен, но у меня есть своё мнение, которым я хотел бы поделиться.
    Вообще Чацкий ни с кем не воевал и не пытался кому-то что-то доказать, он лишь выражал свою точку зрения, сложившуюся в результате его учёбы и общения со студентами, которая представителям «века минувшего» кажется дикой и бессмысленной.
    Александр Чацкий – это прототип будущих декабристов, возможно даже один из лидеров восстания. Если бы он существовал раньше, то он мог бы быть и союзником Разина или Пугачёва – одним словом Чацкий – приверженец либерализма и демократии, в общем тот, кто часто платит очень высокую цену за свои взгляды на жизнь.
    Ещё одно качество главного героя пьесы – это отказ от прислужничества, от того, чтобы быть «шестёркой». Чацкий ни перед кем не выслуживается, напротив – он говорит всё прямо в лицо, не задумываясь о том, что может сделать с ним тот, кому он высказался.
    Александр Чацкий, подобно Печорину, является «лишним» человеком в обществе того времени. Чацкий – человек из нового поколения со свежими взглядами на жизнь, идеями, мыслями, кажущимися тогда дикими и совершенно необдуманными.
    Александр не боится меняться сам, не боится менять общество, которое явно нуждалось в реформах ввиду своего морального устаревания. Но главный герой не учёл того, что само общество с ним несогласно. Люди не готовы вот так запросто сломать устоявшиеся нормы, традиции, которые существовали веками и были созданы ещё прародителями.
    «Горе от ума» показывает нам героя, которого оскорбляют и унижают. Не выдержав этого, Чацкий уезжает так и не понятым, разочарованным русским обществом человеком. Время таких людей, как он, ещё не пришло.

  9. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий.
    Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали какое-то изящество, тонкость и превосходство. Чацкий, в отличие от Фамусова, умен и полон знаний. Также Александр Андреевич все время хотел делать что-то на благо общества и честно служить Отечеству. И это еще раз подчеркивает его благородство и превосходство.
    Чацкий всегда был достоин самого лучшего. И когда он полюбил Софию, он, как и все молодые влюбленные люди, считал, что София его любит так же страстно, как и он ее. Но это было не так. Когда Чацкий, приехав, встречает Софию, то начинает вспоминать прекрасное прошлое, не зная, что София уже давно не та, что была раньше. Александр вспоминает их вместе проведенное детство:
    Где время то? где возраст тот невинный,
    Когда, бывало, в вечер длинный
    Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
    Играем и шумим по стульям и столам.
    А тут ваш, батюшка с мадамой, за пикетом;
    Мы в темном уголке, и кажется, что в этом!
    Вы помните? вздрогнем, что скрипнет столик, дверь…
    Но Софию это прошлое ничуть не трогает, она считает проведенное вместе с ним время просто ребячеством. Влюбленный Чацкий же этого не понимает. Он по-прежнему прост и наивен в своей слепой любви. Но все же, как бы ни был Чацкий привязан с Софии, ему понадобился лишь один день, чтобы с его глаз «спала пелена». Он узнает, что уже абсолютно безразличен Софии. Это происходит так: Чацкий предлагает Софии свою помощь в любую минуту, в любой беде, а она отказывает ему и говорит: «На что вы мне?». Этим самым она подчеркивает, что он ей просто не нужен. Александр, наконец, это понимает и решает уехать из Москвы, чтобы не видеть всего гнусного и лицемерного, что творится в доме Фамусовых и, в частности, с Софией.
    Чацкий поступил правильно, что не стал вновь закрывать свои глаза на все прихоти и причуды Софии. Он раз и навсегда дал ей понять, что есть на свете девушки благороднее и лучше нее. Чацкий уехал победителем, не дав себя обманывать дальше.
    На самом деле, кто же Чацкий: победитель или побежденный в этой бесконечной игре притворства, зависти, чинов и шумных балов того часа Москвы:
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве,
    И где не воскресят клиенты-иностранцы
    Прошедшего житья подлейшие черты.
    Да и кому в Москве не зажимали рты
    Обеды, ужины и танцы?
    Такова была Москва того времени, таково было то общество, и Чацкий вышел победителем из этой глупейшей игры, сложенной из обмана и чинопочитания. Он потому победитель, что не захотел уподобиться Молчалину, который только и делал, что подлизывался к высоким людям, за что и получал всякие награды и подарки. Чацкий не захотел уподобиться Фамусову, которому было безразлично все, кроме денег и того, чтобы его уважали. Чацкий жил не чинами и не деньгами, а умом и сердцем. Он искренне любил Софию, некогда интересную и общительную, но за три года его отсутствия превратившуюся в одну из марионеток фамусовского театра, которым управляли деньги и безграничная зависть и одновременно лесть и уважение, столь несопоставимые:
    …А он в ответ: «Недаром, Лиза, плачу:
    Кому известно, что найду я воротясъ?
    И сколько, может быть, утрачу!»
    Бедняжка будто знал, что года через три…
    Победитель Чацкий, может, еще и потому, что он умел ко всему относиться смеясь. Его смешило все, и воспринимал он все как временное явление. Чацкий был оптимистом и искренне не верил в то, что миром будут править Фамусовы, но его надежда только и осталась надеждой. Чацкого не понимают или не хотят понимать. Найди он поддержку среди людей, может, и не сочли бы его сумасшедшим. Но все-таки это случилось. А из-за чего? Из-за правды! Той открытой и ясной, как день, которая была закрыта от взоров других людей облаками лжи и зависти. В этом была главная победа Чацкого. В правде, которую он умел видеть и понимать, но он был один и поэтому должен был уехать. Пускай его не поняли и оклеветали, Чацкий остался собой и стал победителем в этой игре по имени Жизнь:
    …Безумным вы меня прославили всем хором.
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Карету мне, карету!

  10. Чацкий победитель или побежденный сочинение рассуждение 9 класс
    План
    1.Общая характеристика Чацкого.
    2.Победы и поражения Чацкого
    3.Заключение
    Главный герой бессмертного произведения «Горе от ума» до сих пор остается загадочной фигурой. Грибоедов создал образ человека, воплощающего в себе лучшие качества: ум, честность и порядочность. Одним из главных достоинств Чацкого является его стремление открыто высказывать свои взгляды, что становится главной причиной конфликта в комедии.
    Основной трагедией главного героя становится то, что его идеалы к финалу терпят видимое поражение. Стремление к добру и справедливости сталкивается с черствостью равнодушного общества. Воззрения Чацкого не находят в окружающих никакого отклика. Более того, единственного умного человека провозглашают сумасшедшим. Но это поражение Чацкого лишь подчеркивает лживость и порочность общества, в которое он попал.
    Он не отказывается от своих идеалов только потому, что они идут вразрез с устоявшимся мнением. Чацкий становится пророком, которого не приняли «в своем отечестве». От этого его «высшая истина» нисколько не теряет своего значения. Главный герой одерживает победу над «фамусовщиной» и подписывает ей смертный приговор. Его осмеивают при жизни, но это вполне естественно в условиях господства низменных интересов.
    Финальная фраза Чацкого «Карету мне, карету!» обретает не только пространственное (отъезд из Москвы), но и временное значение. Убеждения Чацкого направлены к будущим поколениям, которые смогут дать им справедливую оценку. Очевидным поражением Чацкого становится его разочарование в любви к Софье. В личном отношении это действительно тяжелый удар. Но любовь главного героя оказалась чувством к идеальному образу, созданному в воображении. Чацкий был уверен, что добрая и скромная девушка так же, как и он, сможет противостоять развращающему влиянию общества. К сожалению, Софья сдалась перед силой авторитета.
    В бескорыстной прямоте Чацкого она увидела угрозу своему благополучию и предпочла ей авторитет и уважение в высшем свете. Главный герой потерял любимую девушку, но это только укрепило его взгляды. На примере Платона Горича Чацкий увидел, как человек может измениться под влиянием женитьбы. Поэтому потерю Софью можно также расценивать как победу образа мыслей главного героя, который ничто не способно поколебать.
    Чацкий потерпел сокрушительное поражение как конкретный человек. Он потерял любовь и уважение в обществе, что принудило его покинуть Москву. Но в духовном плане он добился победы. Разоблачая и бичуя ложь и пороки, Чацкий показал царящее в обществе несовершенство. Многие фразы главного героя комедии стали нарицательными и не утратили своего значения в наше время.

  11. Грибоедов, Александр Сергеевич –
    Горе от ума
    Сочинение на тему: «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»
    Ученика 9 класса «Г»
    Сергеева Григория Константиновича
    Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна
    Оценка: хорошо
    «Горе от ума» – одно из ярчайших произведений русской литературы.
    Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В это время становится очевидным раскол в дворянской среде. Влияние идей французских просветителей, европейских революционеров, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт и запечатлел Грибоедов в своем произведении.
    Молодое дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек
    – Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с наиболее консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским обществом». Это название не лишено смысла. Действительно, центральной и наиболее подробно изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич
    Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого наиболее ясно видны те законы, по которым живет и все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь. Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный уклад, совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные личности.
    В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова,
    Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» и
    «века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.
    В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии.
    Основные занятия обитателей этого дома – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается
    Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми идеями, готового пойти против общества ради своих идеалов.
    В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается характер Чацкого.
    Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то всего два таланта: «умеренность и аккуратность». При всех своих душевных задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма
    Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.
    Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и в мотовстве.
    И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а
    Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного общества.
    Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов старой
    Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не желает принимать за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит в них никаких нравственных достоинств. Чацкий ставит под сомненье моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только обличитель, он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между
    Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение. В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» – восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это – признание поражения или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Роль всех Чацких – «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие.
    Но в то же время, если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным. Уйти может каждый. Но на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться, должен собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять обществу. А такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат
    Скалозуба, князь Федор и другие. Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

  12. 12
    Текст добавил: ТвОй•ХоДяЧиЙ•пОцЕлУй

    И.А. Гончаров писал о главном герое комедии «Горе от ума»: «Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Чацкий – победитель, передовой воин, застрельщик и – всегда жертва». В словах Гончарова скрывается некое противоречие, требующее разрешения. Так кто Чацкий: победитель или побежденный?
    В комедии «Горе от ума представлен сложный исторический процесс смены старых взглядов помещиков-крепостников новыми прогрессивными идеями устройства общества. Этот процесс не может произойти в одночасье. Требуется время и немало усилий и жертв со стороны представителей нового типа мышления.
    В пьесе представлена борьба консервативного дворянства, «века минувшего», с «веком нынешним» – Чацким, обладающим незаурядным умом и желанием действовать во благо своего Отечества. Старомосковские дворяне защищают в этой борьбе свое личное благополучие, личный комфорт. Чацкий же стремится развивать страну за счет повышения ценности личности в обществе, развития наук и просвещения, глубоко презирая и оставляя на заднем плане чинопоклонничество и карьеризм.
    Уже в заглавии комедии Грибоедов указывает на то, что ум, в широком его понимании, не принесет счастья главному герою комедии. Его обличительные речи не нравятся как свету, ведь они угрожают его привычному укладу жизни, так и его возлюбленной Софье, поскольку они ставят под угрозу ее личное счастье.
    В любви Чацкий однозначно терпит поражение. Софья предпочла Чацкому, который «чувствителен, и весел, и остер», Молчалина, который отличается лишь своей скромностью и услужливостью. А умение «подслужиться» очень важно в свете. И Фамусов восхищается этим качеством, приводя в пример своего дядю Максима Петровича, который не побоялся выставить себя на посмешище, чтобы угодить императрице. Для Чацкого же это унижение. Он говорит, что «служить бы рад, – прислуживаться тошно». И это нежелание угождать дворянскому обществу приводит к тому, что герой оказывается из него изгнанным.
    Любовный конфликт порождает конфликт Чацкого с Фамусовским обществом, с которым, как оказалось, он расходится по всем основополагающим вопросам. Вся комедия – словесная борьба Чацкого с московским дворянством. Герой противопоставлен многочисленному лагерю «века минувшего». Чацкий в одиночестве бесстрашно выступает против него. Главному герою комедии противно, что Фамусов считает ученье «чумой», что Скалозуб получил чин полковника не с помощью личных заслуг, а с помощью связей, что Молчалин всячески старается угодить Фамусову и его гостям, унижаясь перед ними только потому, что он не имеет большого веса в этом обществе, что никто не готов жертвовать личной выгодой во благо Отечества.
    Представителям фамусовского общества не хочется допустить развенчания своих идеалов. Они по-другому жить не умеют и не готовы.
    Поэтому, защищаясь, свет быстро распространяет сплетню о том, что Чацкий «не в своем уме». Объявив Чацкого сумасшедшим, общество делает его слова безопасными. Герой покидает Москву, которая развеяла «весь чад и дым» его надежд. Кажется, что уезжает Чацкий побежденным.
    Однако невозможно ответить однозначно на вопрос, кем является Чацкий – победителем или побежденным – в комедии «Горе от ума». Он не одержал победу только потому, что пребывал в меньшинстве. Но он остался верен своим взглядам, и слова его, как семена, вскоре дадут всходы. Вокруг него соберутся единомышленники. Кстати, они упоминаются и в пьесе. Например, двоюродный брат Скалозуба, который, оставив успешную карьеру, уехал в деревню, где стал вести спокойную жизнь и много читать. Люди, равнодушные к чинам и деньгам, ставящие превыше всего ум и сердце, в конечном итоге одержат победу над фамусовским обществом.
    Чацкий уезжает, не зная о том, что он победитель. Позднее это покажет история. Этот герой вынужден страдать, горевать, но его слова не останутся не услышанными. Борьба старого с новым не может длиться вечно. Она рано или поздно закончится крушением устаревших взглядов. Потому-то, как пишет Гончаров, в этой комедии Чацкий опровергает известную пословицу «один в поле не воин». Если он Чацкий, то воин, «и притом – победитель».
    Приведенное рассуждение об образе Чацкого победителя и побежденного пригодится 9 классам во время поиска материалов по теме сочинения «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»
    Кто же Чацкий победитель или побежденный в комедии «Горе от ума» Грибоедова – материал для сочинения по теме | источник

  13. 13
    Текст добавил: свободный ангел

    Молодое
    дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек – Александр
    Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с наиболее
    консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским обществом».
    Это название не лишено смысла. Действительно, центральной и наиболее подробно
    изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич Фамусов, в монологах,
    репликах и поступках которого наиболее ясно видны те законы, по которым живет и
    все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь. Таким образом, Чацкому
    противостоит целый жизненный уклад, совокупность привычек и предрассудков, все
    общество, а не отдельные личности.
    В
    пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова, Грибоедов затронул
    наиболее важные вопросы времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству
    и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным.
    Он показал борьбу «века нынешнего» и «века минувшего» в лице Чацкого и
    фамусовского общества.
    В доме
    Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Основные занятия
    обитателей этого дома – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки
    прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого
    Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми
    идеями, готового пойти против общества ради своих идеалов.
    В
    основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и
    идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается характер Чацкого.
    Чацкий
    приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую любит, но эта
    девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему
    недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то всего два таланта:
    «умеренность и аккуратность». При всех своих душевных задатках Софья целиком и
    полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого,
    потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья
    входит в число «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого.
    Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу
    как одинокого мечтателя в фамусовском мире.
    Чацкого
    мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при
    котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство,
    когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет»,
    чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки».
    Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и
    государства, они лишь:
    Защиту
    от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные
    соорудя палаты,
    Где
    разливаются в пирах и в мотовстве.
    И,
    конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины,
    умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой
    человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного общества.
    Чацкий
    – это человек нового мира. Он не принимает законов старой Москвы. У него свое
    представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не
    требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые
    ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он
    связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо
    фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий
    блестящим умом, Чацкий не желает принимать за образцы таких, как Максим
    Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит в них никаких нравственных
    достоинств. Чацкий ставит под сомненье моральный авторитет отцов, говоря о
    «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в
    пользу последнего. Чацкий не только обличитель, он еще и борец. Борец за дело,
    за идею, за правду. В течение пьесы между Чацким и обществом происходит
    своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое
    мнение. В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и взгляды остаются
    непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что накопилось у него на душе.
    Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех
    собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Окружение
    мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить привычный
    уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего,
    распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий
    человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» – восклицает Чацкий в
    конце пьесы. Что же это – признание поражения или прозрение? Да, конец у этой
    комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий
    сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар
    качеством силы свежей». Роль всех Чацких – «страдательная», но в то же время
    всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а
    пожинают другие.
    Но в то
    же время, если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он
    побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше,
    хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но
    он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать
    себя побежденным. Уйти может каждый. Но на мой взгляд, это поступок слабого.
    Сильный человек должен остаться, должен собрать вокруг себя прогрессивных
    людей, могущих противостоять обществу. А такие люди есть, и в комедии они
    упоминаются: двоюродный брат Скалозуба, князь Федор и другие. Жить в обществе,
    несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

  14. Сергеева
    Григория
    Константиновича
    Преподаватель:
    Романова Людмила
    Анисимовна
    Оценка: хорошо
    «Горе от ума»
    – одно из ярчайших
    произведений
    русской литературы.
    Комедия была
    написана после
    Отечественной
    войны 1812 года,
    в период подъема
    духовной жизни
    России. В это
    время становится
    очевидным
    раскол в дворянской
    среде. Влияние
    идей французских
    просветителей,
    европейских
    революционеров,
    рост национального
    самосознания
    после войны
    1812 года сформировали
    декабристскую
    идеологию,
    объединили
    многих молодых
    дворян в стремлении
    изменить русское
    общество. Однако
    большая часть
    русского дворянства
    оставалась
    глуха или враждебна
    к новым веяниям.
    Именно эту
    ситуацию, этот
    конфликт и
    запечатлел
    Грибоедов в
    своем произведении.
    Молодое
    дворянство
    в комедии
    представляет
    в комедии лишь
    один человек
    – Александр
    Андреевич
    Чацкий. Ему
    противопоставлен
    целый круг
    дворян с наиболее
    консервативными
    взглядами. Этот
    круг принято
    называть «фамусовским
    обществом».
    Это название
    не лишено смысла.
    Действительно,
    центральной
    и наиболее
    подробно изображенной
    фигурой здесь
    является Павел
    Афанасьевич
    Фамусов, в монологах,
    репликах и
    поступках
    которого наиболее
    ясно видны те
    законы, по которым
    живет и все его
    окружение,
    единое в своих
    взглядах на
    жизнь. Таким
    образом, Чацкому
    противостоит
    целый жизненный
    уклад, совокупность
    привычек и
    предрассудков,
    все общество,
    а не отдельные
    личности.
    В пьесе, где
    изображен всего
    лишь один день
    в доме Фамусова,
    Грибоедов
    затронул наиболее
    важные вопросы
    времени: о воспитании
    и образовании,
    о службе отечеству
    и гражданском
    долге, о крепостном
    праве и преклонении
    перед всем
    иностранным.
    Он показал
    борьбу «века
    нынешнего»
    и «века минувшего»
    в лице Чацкого
    и фамусовского
    общества.
    В доме Фамусова
    отношения между
    людьми построены
    на лжи и лицемерии.
    Основные занятия
    обитателей
    этого дома –
    «обеды, ужины
    и танцы». И вот
    в этот дом, где
    пороки прикрыты
    показной
    добродетельностью,
    вихрем врывается
    Чацкий. В образе
    Чацкого Грибоедов
    показал человека
    нового склада
    ума и души,
    воодушевленного
    передовыми
    идеями, готового
    пойти против
    общества ради
    своих идеалов.
    В основе
    пьесы лежит
    любовная драма,
    под которой
    скрываются
    социальный
    и идеологический
    конфликты. В
    этих конфликтах
    и раскрывается
    характер Чацкого.
    Чацкий приезжает
    в дом Фамусова
    к девушке по
    имени Софья,
    которую любит,
    но эта девушка
    изменила ему.
    Чацкий страдает
    оттого, что
    Софья предпочла
    ему недалекого
    и услужливого
    Молчалина, у
    которого и
    есть-то всего
    два таланта:
    «умеренность
    и аккуратность».
    При всех своих
    душевных задатках
    Софья целиком
    и полностью
    принадлежит
    фамусовскому
    обществу. Она
    не может полюбить
    Чацкого, потому
    что он складом
    своего ума и
    души полностью
    противостоит
    этому обществу.
    Софья входит
    в число «мучителей»,
    оскорбивших
    светлый ум и
    пламенное
    чувство Чацкого.
    Поэтому личная
    драма Чацкого
    перерастает
    в общественную
    и определяет
    его судьбу как
    одинокого
    мечтателя в
    фамусовском
    мире.
    Чацкого
    мучают общественные
    проблемы, он
    понимает весь
    ужас крепостного
    права, при котором
    обречены на
    гонения всякая
    независимая
    мысль, всякое
    искреннее
    чувство, когда
    «от матерей,
    отцов отторженных
    детей» сгоняют
    «на крепостной
    балет», чтобы
    удовлетворить
    желание барина,
    когда людей
    меняют «на
    борзые три
    собаки». Чацкий
    видит, что у
    власти стоят
    люди, которых
    не волнуют
    проблемы народа
    и государства,
    они лишь:
    Защиту от
    суда в друзьях
    нашли, в родстве,
    Великолепные
    соорудя палаты,
    Где разливаются
    в пирах и в
    мотовстве.
    И, конечно,
    в таком обществе
    блаженствуют
    не Чацкие с их
    умом, а Молчалины,
    умеющие «там
    моську вовремя
    погладить, там
    в пору карточку
    втереть». И
    такой человек
    как Чацкий
    навсегда будет
    изгнан из подобного
    общества.
    Чацкий – это
    человек нового
    мира. Он не принимает
    законов старой
    Москвы. У него
    свое представление
    о служении
    отечеству. По
    его мнению,
    надо служить
    честно, «не
    требуя ни мест
    ни повышенья
    в чин». Чацкий
    выступает
    против людей,
    которые ценят
    лишь богатства
    и чины, боятся
    правды и просвещения.
    Прогресс общества
    он связывает
    с расцветом
    личности, развитием
    наук и просвещения,
    что чуждо
    фамусовскому
    обществу. Человек,
    получивший
    хорошее образование,
    обладающий
    блестящим умом,
    Чацкий не желает
    принимать за
    образцы таких,
    как Максим
    Петрович (идеал
    Фамусова), потому
    что не видит
    в них никаких
    нравственных
    достоинств.
    Чацкий ставит
    под сомненье
    моральный
    авторитет
    отцов, говоря
    о «подлейших
    чертах житья»
    и сравнивая
    новый век с
    веком минувшим,
    отнюдь не в
    пользу последнего.
    Чацкий не только
    обличитель,
    он еще и борец.
    Борец за дело,
    за идею, за правду.
    В течение пьесы
    между Чацким
    и обществом
    происходит
    своеобразный
    словесный
    поединок, в
    котором каждая
    сторона отстаивает
    свое мнение.
    В обществе
    Фамусова идеи
    Чацкого, его
    речи и взгляды
    остаются непонятыми.
    Чацкому хочется
    высказать все,
    что накопилось
    у него на душе.
    Поэтому на балу
    в доме Фамусова
    он восстанавливает
    против себя
    всех собравшихся.
    Общество,
    почувствовав
    это, повергло
    его и осмеяло.
    Окружение мстит
    Чацкому за
    правду, которая
    «глаза колет»,
    за попытку
    нарушить привычный
    уклад жизни.
    Любимая девушка,
    отворачиваясь
    от него, ранит
    героя больше
    всего, распуская
    слух о его
    сумасшествии.
    Вот парадокс:
    единственный
    здравомыслящий
    человек объявлен
    безумцем. «Так!
    Отрезвился
    я сполна» –
    восклицает
    Чацкий в конце
    пьесы. Что же
    это – признание
    поражения или
    прозрение? Да,
    конец у этой
    комедии далеко
    не веселый, но
    прав Гончаров,
    сказавший о
    финале так:
    «Чацкий сломлен
    количеством
    старой силы,
    нанеся ей, в
    свою очередь,
    смертельный
    удар качеством
    силы свежей».
    Роль всех Чацких
    – «страдательная»,
    но в то же время
    всегда победительная.
    Но они не знают
    о своей победе,
    они только
    сеют, а пожинают
    другие.
    Но в то же
    время, если
    рассматривать
    Чацкого с
    практической
    точки зрения,
    то он побежденный.
    Почему? Да потому,
    что он не смог
    отстаивать
    свои идеалы
    и дальше, хотя
    если бы он твердо
    верил в них, то
    должен был
    бороться за
    них до конца.
    Но он не выдержал,
    он ушел и тем
    самым дал
    фамусовскому
    обществу повод
    считать себя
    побежденным.
    Уйти может
    каждый. Но на
    мой взгляд, это
    поступок слабого.
    Сильный человек
    должен остаться,
    должен собрать
    вокруг себя
    прогрессивных
    людей, могущих
    противостоять
    обществу. А
    такие люди
    есть, и в комедии
    они упоминаются:
    двоюродный
    брат Скалозуба,
    князь Федор
    и другие. Жить
    в обществе,
    несмотря ни
    на что, бороться
    со всеми его
    пороками – вот
    поступок победителя.

  15. Сочинение.
    Чацкий – победитель или побеждённый?
    План.
    Вступление:
    «Начало XIX века – это время Биронов и Аракчеевых, пьяных офицеров, забияк, картёжных игроков, героев ярмарок, псарей, драгунов, секундантов… И между ними развились люди 14 декабря, фаланга героев, выкормленных, как Рамул и Рем, молдоком дикого зверя… Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины – сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение…»
    А. А. Чацкий – новый человек 20-х годов XIX века, человек нового склада ума и души. Конфликт неизбежен?
    Главное, что влечёт Чацкого в Москву, – это горячее чувство к Софье. А Софья?
    Любовно-бытовой конфликт перерастает в общественно-политический, так как в доме Фамусова столкнулись «век нынешний» и !век минувший».
    Фамусов – защитник крепостничества, Чацкий – с негодованием говорит о крепостном праве.
    Фамусов рассматривает службу как источник личной выгоды – Чацкий желает служить родине, а не прислуживаться начальству.
    Фамусов преклоняется перед всем иностранным – Чацкий уважает русский народ и его культуру.
    Фамусов ценит человека по его происхождению, чинам и количеству крепостных душ – Чацкий ценит человека по его личным достоинствам.
    Фамусов – противник просвещения, Чацкий – образец «нового человека», декабриста по взглядам, по всему складу ума и души.
    Оболганный, оклеветанный Чацкий вынужден уехать из дома Фамусова. Кто же он – победитель или побеждённый?
    •   •   •   •   •   •   •
    «Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисер перед Репетиловыми и т. п.»
    (А. Пушкин),
    «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».
    (А. Герцен).
    Заключение: Неслучайно Грибоедов заменил первоначальное название пьесы «Горе уму» на «Горе от ума»?
    [Уделом Чацкого стало «горе от ума», но только не его поражение. Он победил уже потому, что не склонил головы перед фамусовским обществом и остался самим собой в борьбе с «веком минувшим».]

  16. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    Сочинение на тему: «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»
    Ученика 9 класса «Г»
    Сергеева Григория Константиновича
    Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна
    Оценка: хорошо
    «Горе от ума» – одно из ярчайших произведений русской литературы.
    Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема
    духовной жизни России. В это время становится очевидным раскол в дворянской
    среде. Влияние идей французских просветителей, европейских революционеров,
    рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали
    декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении
    изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства
    оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот
    конфликт и запечатлел Грибоедов в своем произведении.
    Молодое дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек
    – Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с
    наиболее консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским
    обществом». Это название не лишено смысла. Действительно, центральной и
    наиболее подробно изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич
    Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого наиболее ясно видны те
    законы, по которым живет и все его окружение, единое в своих взглядах на
    жизнь. Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный уклад,
    совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные
    личности.
    В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова,
    Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени: о воспитании и
    образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и
    преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» и
    «века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.
    В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии.
    Основные занятия обитателей этого дома – «обеды, ужины и танцы». И вот в
    этот дом, где пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается
    Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и
    души, воодушевленного передовыми идеями, готового пойти против общества
    ради своих идеалов.
    В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются
    социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается
    характер Чацкого.
    Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую
    любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья
    предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то
    всего два таланта: «умеренность и аккуратность». При всех своих душевных
    задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она
    не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души
    полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей»,
    оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма
    Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого
    мечтателя в фамусовском мире.
    Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас
    крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая
    мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных
    детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина,
    когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят
    люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и в мотовстве.
    И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а
    Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку
    втереть». И такой человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного
    общества.
    Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов старой
    Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо
    служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает
    против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и
    просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием
    наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший
    хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не желает принимать
    за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит
    в них никаких нравственных достоинств. Чацкий ставит под сомненье моральный
    авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с
    веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только обличитель,
    он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между
    Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором
    каждая сторона отстаивает свое мнение. В обществе Фамусова идеи Чацкого,
    его речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что
    накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он
    восстанавливает против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это,
    повергло его и осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза
    колет», за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка,
    отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская слух о его
    сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен
    безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» – восклицает Чацкий в конце пьесы. Что
    же это – признание поражения или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко
    не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен
    количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар
    качеством силы свежей». Роль всех Чацких – «страдательная», но в то же
    время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только
    сеют, а пожинают другие.
    Но в то же время, если рассматривать Чацкого с практической точки
    зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать
    свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был
    бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал
    фамусовскому обществу повод считать себя побежденным. Уйти может каждый. Но
    на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться,
    должен собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять
    обществу. А такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат
    Скалозуба, князь Федор и другие. Жить в обществе, несмотря ни на что,
    бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *