исателей вовсе не было, были только «книжники». Чтение книг («книжное почитание») считалось почтенным и поучительным занятием, но новые литературные произведения писались только тогда, когда в них возникала практическая нужда. Греческая гуманистическая традиция, столь живая в Константинополе, не была передана России, и следы какого бы то ни было знакомства русского духовенства хотя бы с именами древних авторов ничтожны. Художественная литература составляла очень незначительную часть того, что читали в древней Руси. Когда русскому книжнику хотелось почитать, то он обращался к священным книгам и к поучительным сборникам. Если ему хотелось философии, то он брал книги мудрости Библии и Иоанна Златоуста; хотелось поэзии – брал псалмы; хотелось занимательных историй – брал жития святых. В новых литературных измышлениях не было нужды. Как и на Западе в средние века, переписывание книг считалось богоугодным делом и вершилось главным образом монахами, особенно в домосковские времена. Книгопечатание было введено в России очень поздно. Первая напечатанная на территории России (в Москве) книга появилась в 1564 г. Даже после введения печатного станка цена печатания была так высока, а печатников было так мало, что только важнейшие книги (Библия, литургические книги, уставы и официальные инструкции) могли быть напечатаны. До самой середины XVIII века хождение имели в основном рукописи, а не печатные книги. Только в царствование Екатерины на русском книжном рынке перестали господствовать средневековые условия. Если судить только с точки зрения литературы, то древнерусская цивилизация не может не показаться бедной. Но будет неверно видеть в литературе ее главное выражение. Сама природа этой цивилизации, традиционная и ритуальная, избегает литературной оригинальности. Истинное свое выражение художественный и творческий гений древней Руси нашел в архитектуре и живописи, и тому, кто хочет определить подлинную ценность этой цивилизации, надо обратиться не к истории литературы, а к истории искусства. Читателю этой главы следует иметь это в виду.
Каков он, житель Древней Руси? От его существования нас отделяет тысяча лет… О нем рассказывают исторические источники, летописи, прочая литература Древней Руси. Жизнь его была нелегка – постоянные набеги врагов: то печенегов, то половцев, то хазар. Да и княжеские междоусобицы добавляли горя простому человеку. Как пример можно привести тех же древлян, что пострадали от киевской княгини Ольги.
Первая летопись Древней Руси – это «Повесть временных лет». Она рассказывает о том, как жили на Руси, как крестили Русь, кто правил ею.
Древнерусский человек – это скорее всего, глубокий язычник. Хотя князь Владимир Великий велел ему креститься, и он ходит в деревянную церковь, но пока толком не знает, кто такой Христос. Он привык молиться деревянным идолам и множеству богов неба, земли, рек, озер, лесов и полей. Теперь ему говорят поклоняться иконам и кресту, держать весной пост, иметь одну жену. Все это странно для него, ведь у настоящего воина княжеской дружины должно быть как можно больше жен!
Но если он действительно проникнется христианством, то у него есть шанс примкнуть к какому-нибудь монастырю, научиться читать и писать, переписывать книги. То есть стать уникальным человеком, ведь грамотных людей почти и нет. Даже киевские князья грамоте учились редко.
«Повесть о полку Игореве» создает образ русских воинов. Это люди отважные, стойкие и храбрые. Смерть им не так страшна, как позор, поражение и бесчестие. Но они – не фанатичные самураи, отметающие жизненные радости. Для Игоря и его воинов не менее важны их семьи, тепло родных людей, близкие. Любовь к жизни в итоге «Повести» и помогает князю Игорю достичь родного дома, сбежав из плена.
Этот же исторический источник создал вечный образ княгини Ярославны – верной жены, что ожидает мужа-воина дома. Она переживает, плачет, горюет, считая мужа погибшим. Наверное, такими прожили жизнь все лучшие женщины Древней Руси, любящие жены и матери. Женщина Древней Руси- это не забитая дома рабыня, ничего не соображающая за стенами избы, а свободная мыслящая гражданка с горячим сердцем.
По истории мы проходили очень интересные темы, в которых нам рассказывали о тех великих людях, которые жили до нас в нашей стране. Мне они представляются очень могучими и сильными. Ведь в Древней Руси было огромное количество настоящих богатырей, которые готовы были постоять за себя и свою Родину. В людях Древней Руси, на мой взгляд, были сильный дух патриотизма и любви к природе и душе, как своей, так и к чужой.
Существует огромное количество исторических памятников культуры, которые это подтверждают. В древних рукописях можно найти сказания о славных походах наших предков. Они могли не только защитить свою родную землю от неприятеля, но и также существенно расширить ее границы. Благодаря им мы можем жить в очень благоприятных природных условиях. О них слагали песни и легенды, которые передавались из поколения в поколения и в итоге дошли до нас. На мой взгляд, это высший показатель значимости. Несмотря на то, что прошло огромное количество времени, мы и по сей день знаем таких людей древней Руси, как Рюрик – основатель нашего государства, как Святослав, который отвоевал у неприятелей огромное количество земель, княгиня Ольга, которая была мудрейшей правительницей и установила первые законы, как Великий князь Владимир – креститель Руси и многие другие.
Этот список великих людей можно перечислять очень долго. Но, если о них помнят до сих пор, значит, это были очень важные люди в истории нашей страны. Если бы их не было, то, наверное, и наша бы страна не была такой, какой она стала сейчас. Люди древней Руси представляются мне с большими голубыми глазами, которые похожи на бескрайние озера нашей страны, со светлыми волосами пшеничного цвета, как засеиваемые хлебом поля. Они непременно были очень гостеприимными. Ведь существует так много пословиц и поговорок о том, что нужно помогать путникам и непременно давать им кров и еду. В те далекие времена это считалось нормой и даже непреложном правилом. Сейчас такое представить очень сложно. Возможно, тогда были люди более добрыми и менее корыстными. Поэтому можно было пустить в свой дом первого встречного и не опасаться, что он украдет какую-нибудь вещь или совершит какое-нибудь преступление.
Люди древней Руси очень тесно общались с природой, поэтому у них было отменное здоровье, и они не боялись простуды и каких-либо болезней. Они были более закаленные и возможно реже болели. Однако, стоит учесть, что в те времена была менее развита медицина. Поэтому серьезные болезни, которые сейчас можно вылечить современными лекарствами, были неизлечимыми. В те времена природа и лес очень сильно почитались. К нм было уважительное отношение. Невозможно представить себе, чтобы люди древней Руси беспощадно вырубали леса, бесконтрольно уничтожали животных, оставляли непотушенные костры или какой-либо мусор в лесу. Современным поколениям очень не хватает этого трепетного отношения к живой природе. Иначе, через некоторое время мы и вовсе останемся без лесов и чистых озер.
Мне кажется, что люди древней Руси были более человечными. Они жили большими семьями, почитали старших, никогда не отказывали в помощи слабым, а любовь к труду прививалась с раннего детства. В те времена трудились все: девушки и женщины каждый день делали домашние дела, мужчины занимались добычей пищи или различными ремеслами. И не было никаких стрессов или депрессий, ведь все были заняты своими делами. Некогда было забивать голову глупыми мыслями.
Также, на мой взгляд, люди в древней Руси были более свободными, чем мы сейчас. Они не зависели от мнения окружающих и занимались тем, что им было по душе.
Отображение личности в древнерусской литературе своеобразно характеризует её специфичность, в которой читатель не встретит знакомый образ, если сравнивать с литературой 19-20 века.
В древней письменности воссоздание образа человека взаимосвязано со стилем творения. Однако без осмысления их духа и жанров невозможно представить художественную особенность Древней Руси.
Высокохудожественное видение человека можно разделить по стилям, которые имеют градацию по направлениям:
– Монументальный историзм(XI–XIII век) – описан в сказах о княжеских деяниях, а так же воинских повестях. Образ положительного героя связан с взглядами общества о чести, о долге и правах феодала, а также о его обязательствах перед государством.
Главным идеалом выступал образ князя, который создавался на основе определённых канонов. Он был очень сильный, внешностью красив, опытный знаток ратного дела, уничтожитель врагов, мужественный защитник государства.
Эти достоинства создавали культ князя. Его представляли в сиянии славы и могущества, бесстрашным в бою и презрителен к смерти, что и характеризовало его как рыцаря, с кого нужно брать пример. Так, князь был воплощением могущества и достоинства страны, который горячо любил свою Отчизну и готов был положить свою голову на защиту Родины.
– Экспрессивно-эмоциональный (XIV–XV век). Подобный стиль более явно выражается в повествовательной литературе, которая возвышает жизнедеятельность святого до совершенства, что нашло своё название в древней письменности как «воин Христа». Такой образ характеризовал человека в качестве воителя, который свершает великий подвиг. К примеру, эпический жанр, взаимосвязан с устным творчеством, что явно прослеживается в писаниях.
Главные герои описываются по одному масштабному деянию. К примеру, в повести «Слово о полку Игореве» выступает защитник Родины – национальный герой. На его образ накладываются и заслуги его войска, что даёт собирательный образ. Он становится богатырём.
– Психологического умиротворения (XV век). Она создалась на основе бесстрашных натур женщин – матерей, жён, сестёр, которые провожали своих героев на сражения с врагами.
Идеал русской женщины выражался в служении близким людям, любви к Родине и презрении к врагу. К примеру, в «Слове о полку Игореве» идеал верной и любящей жены воплощён в Ярославне в песенно-фольклорных традициях.
исателей вовсе не было, были только «книжники». Чтение книг («книжное почитание») считалось почтенным и поучительным занятием, но новые литературные произведения писались только тогда, когда в них возникала практическая нужда. Греческая гуманистическая традиция, столь живая в Константинополе, не была передана России, и следы какого бы то ни было знакомства русского духовенства хотя бы с именами древних авторов ничтожны.
Художественная литература составляла очень незначительную часть того, что читали в древней Руси. Когда русскому книжнику хотелось почитать, то он обращался к священным книгам и к поучительным сборникам. Если ему хотелось философии, то он брал книги мудрости Библии и Иоанна Златоуста; хотелось поэзии – брал псалмы; хотелось занимательных историй – брал жития святых. В новых литературных измышлениях не было нужды. Как и на Западе в средние века, переписывание книг считалось богоугодным делом и вершилось главным образом монахами, особенно в домосковские времена.
Книгопечатание было введено в России очень поздно. Первая напечатанная на территории России (в Москве) книга появилась в 1564 г. Даже после введения печатного станка цена печатания была так высока, а печатников было так мало, что только важнейшие книги (Библия, литургические книги, уставы и официальные инструкции) могли быть напечатаны. До самой середины XVIII века хождение имели в основном рукописи, а не печатные книги. Только в царствование Екатерины на русском книжном рынке перестали господствовать средневековые условия.
Если судить только с точки зрения литературы, то древнерусская цивилизация не может не показаться бедной. Но будет неверно видеть в литературе ее главное выражение. Сама природа этой цивилизации, традиционная и ритуальная, избегает литературной оригинальности. Истинное свое выражение художественный и творческий гений древней Руси нашел в архитектуре и живописи, и тому, кто хочет определить подлинную ценность этой цивилизации, надо обратиться не к истории литературы, а к истории искусства. Читателю этой главы следует иметь это в виду.
исателей вовсе не было, были только «книжники». Чтение книг («книжное почитание») считалось почтенным и поучительным занятием, но новые литературные произведения писались только тогда, когда в них возникала практическая нужда. Греческая гуманистическая традиция, столь живая в Константинополе, не была передана России, и следы какого бы то ни было знакомства русского духовенства хотя бы с именами древних авторов ничтожны. Художественная литература составляла очень незначительную часть того, что читали в древней Руси. Когда русскому книжнику хотелось почитать, то он обращался к священным книгам и к поучительным сборникам. Если ему хотелось философии, то он брал книги мудрости Библии и Иоанна Златоуста; хотелось поэзии – брал псалмы; хотелось занимательных историй – брал жития святых. В новых литературных измышлениях не было нужды. Как и на Западе в средние века, переписывание книг считалось богоугодным делом и вершилось главным образом монахами, особенно в домосковские времена. Книгопечатание было введено в России очень поздно. Первая напечатанная на территории России (в Москве) книга появилась в 1564 г. Даже после введения печатного станка цена печатания была так высока, а печатников было так мало, что только важнейшие книги (Библия, литургические книги, уставы и официальные инструкции) могли быть напечатаны. До самой середины XVIII века хождение имели в основном рукописи, а не печатные книги. Только в царствование Екатерины на русском книжном рынке перестали господствовать средневековые условия. Если судить только с точки зрения литературы, то древнерусская цивилизация не может не показаться бедной. Но будет неверно видеть в литературе ее главное выражение. Сама природа этой цивилизации, традиционная и ритуальная, избегает литературной оригинальности. Истинное свое выражение художественный и творческий гений древней Руси нашел в архитектуре и живописи, и тому, кто хочет определить подлинную ценность этой цивилизации, надо обратиться не к истории литературы, а к истории искусства. Читателю этой главы следует иметь это в виду.
Каков он, житель Древней Руси? От его существования нас отделяет тысяча лет… О нем рассказывают исторические источники, летописи, прочая литература Древней Руси. Жизнь его была нелегка – постоянные набеги врагов: то печенегов, то половцев, то хазар. Да и княжеские междоусобицы добавляли горя простому человеку. Как пример можно привести тех же древлян, что пострадали от киевской княгини Ольги.
Первая летопись Древней Руси – это «Повесть временных лет». Она рассказывает о том, как жили на Руси, как крестили Русь, кто правил ею.
Древнерусский человек – это скорее всего, глубокий язычник. Хотя князь Владимир Великий велел ему креститься, и он ходит в деревянную церковь, но пока толком не знает, кто такой Христос. Он привык молиться деревянным идолам и множеству богов неба, земли, рек, озер, лесов и полей. Теперь ему говорят поклоняться иконам и кресту, держать весной пост, иметь одну жену. Все это странно для него, ведь у настоящего воина княжеской дружины должно быть как можно больше жен!
Но если он действительно проникнется христианством, то у него есть шанс примкнуть к какому-нибудь монастырю, научиться читать и писать, переписывать книги. То есть стать уникальным человеком, ведь грамотных людей почти и нет. Даже киевские князья грамоте учились редко.
«Повесть о полку Игореве» создает образ русских воинов. Это люди отважные, стойкие и храбрые. Смерть им не так страшна, как позор, поражение и бесчестие. Но они – не фанатичные самураи, отметающие жизненные радости. Для Игоря и его воинов не менее важны их семьи, тепло родных людей, близкие. Любовь к жизни в итоге «Повести» и помогает князю Игорю достичь родного дома, сбежав из плена.
Этот же исторический источник создал вечный образ княгини Ярославны – верной жены, что ожидает мужа-воина дома. Она переживает, плачет, горюет, считая мужа погибшим. Наверное, такими прожили жизнь все лучшие женщины Древней Руси, любящие жены и матери. Женщина Древней Руси- это не забитая дома рабыня, ничего не соображающая за стенами избы, а свободная мыслящая гражданка с горячим сердцем.
По истории мы проходили очень интересные темы, в которых нам рассказывали о тех великих людях, которые жили до нас в нашей стране. Мне они представляются очень могучими и сильными. Ведь в Древней Руси было огромное количество настоящих богатырей, которые готовы были постоять за себя и свою Родину. В людях Древней Руси, на мой взгляд, были сильный дух патриотизма и любви к природе и душе, как своей, так и к чужой.
Существует огромное количество исторических памятников культуры, которые это подтверждают. В древних рукописях можно найти сказания о славных походах наших предков. Они могли не только защитить свою родную землю от неприятеля, но и также существенно расширить ее границы. Благодаря им мы можем жить в очень благоприятных природных условиях. О них слагали песни и легенды, которые передавались из поколения в поколения и в итоге дошли до нас. На мой взгляд, это высший показатель значимости. Несмотря на то, что прошло огромное количество времени, мы и по сей день знаем таких людей древней Руси, как Рюрик – основатель нашего государства, как Святослав, который отвоевал у неприятелей огромное количество земель, княгиня Ольга, которая была мудрейшей правительницей и установила первые законы, как Великий князь Владимир – креститель Руси и многие другие.
Этот список великих людей можно перечислять очень долго. Но, если о них помнят до сих пор, значит, это были очень важные люди в истории нашей страны. Если бы их не было, то, наверное, и наша бы страна не была такой, какой она стала сейчас. Люди древней Руси представляются мне с большими голубыми глазами, которые похожи на бескрайние озера нашей страны, со светлыми волосами пшеничного цвета, как засеиваемые хлебом поля. Они непременно были очень гостеприимными. Ведь существует так много пословиц и поговорок о том, что нужно помогать путникам и непременно давать им кров и еду. В те далекие времена это считалось нормой и даже непреложном правилом. Сейчас такое представить очень сложно. Возможно, тогда были люди более добрыми и менее корыстными. Поэтому можно было пустить в свой дом первого встречного и не опасаться, что он украдет какую-нибудь вещь или совершит какое-нибудь преступление.
Люди древней Руси очень тесно общались с природой, поэтому у них было отменное здоровье, и они не боялись простуды и каких-либо болезней. Они были более закаленные и возможно реже болели. Однако, стоит учесть, что в те времена была менее развита медицина. Поэтому серьезные болезни, которые сейчас можно вылечить современными лекарствами, были неизлечимыми. В те времена природа и лес очень сильно почитались. К нм было уважительное отношение. Невозможно представить себе, чтобы люди древней Руси беспощадно вырубали леса, бесконтрольно уничтожали животных, оставляли непотушенные костры или какой-либо мусор в лесу. Современным поколениям очень не хватает этого трепетного отношения к живой природе. Иначе, через некоторое время мы и вовсе останемся без лесов и чистых озер.
Мне кажется, что люди древней Руси были более человечными. Они жили большими семьями, почитали старших, никогда не отказывали в помощи слабым, а любовь к труду прививалась с раннего детства. В те времена трудились все: девушки и женщины каждый день делали домашние дела, мужчины занимались добычей пищи или различными ремеслами. И не было никаких стрессов или депрессий, ведь все были заняты своими делами. Некогда было забивать голову глупыми мыслями.
Также, на мой взгляд, люди в древней Руси были более свободными, чем мы сейчас. Они не зависели от мнения окружающих и занимались тем, что им было по душе.
Отображение личности в древнерусской литературе своеобразно характеризует её специфичность, в которой читатель не встретит знакомый образ, если сравнивать с литературой 19-20 века.
В древней письменности воссоздание образа человека взаимосвязано со стилем творения. Однако без осмысления их духа и жанров невозможно представить художественную особенность Древней Руси.
Высокохудожественное видение человека можно разделить по стилям, которые имеют градацию по направлениям:
– Монументальный историзм(XI–XIII век) – описан в сказах о княжеских деяниях, а так же воинских повестях. Образ положительного героя связан с взглядами общества о чести, о долге и правах феодала, а также о его обязательствах перед государством.
Главным идеалом выступал образ князя, который создавался на основе определённых канонов. Он был очень сильный, внешностью красив, опытный знаток ратного дела, уничтожитель врагов, мужественный защитник государства.
Эти достоинства создавали культ князя. Его представляли в сиянии славы и могущества, бесстрашным в бою и презрителен к смерти, что и характеризовало его как рыцаря, с кого нужно брать пример. Так, князь был воплощением могущества и достоинства страны, который горячо любил свою Отчизну и готов был положить свою голову на защиту Родины.
– Экспрессивно-эмоциональный (XIV–XV век). Подобный стиль более явно выражается в повествовательной литературе, которая возвышает жизнедеятельность святого до совершенства, что нашло своё название в древней письменности как «воин Христа». Такой образ характеризовал человека в качестве воителя, который свершает великий подвиг. К примеру, эпический жанр, взаимосвязан с устным творчеством, что явно прослеживается в писаниях.
Главные герои описываются по одному масштабному деянию. К примеру, в повести «Слово о полку Игореве» выступает защитник Родины – национальный герой. На его образ накладываются и заслуги его войска, что даёт собирательный образ. Он становится богатырём.
– Психологического умиротворения (XV век). Она создалась на основе бесстрашных натур женщин – матерей, жён, сестёр, которые провожали своих героев на сражения с врагами.
Идеал русской женщины выражался в служении близким людям, любви к Родине и презрении к врагу. К примеру, в «Слове о полку Игореве» идеал верной и любящей жены воплощён в Ярославне в песенно-фольклорных традициях.
исателей вовсе не было, были только «книжники». Чтение книг («книжное почитание») считалось почтенным и поучительным занятием, но новые литературные произведения писались только тогда, когда в них возникала практическая нужда. Греческая гуманистическая традиция, столь живая в Константинополе, не была передана России, и следы какого бы то ни было знакомства русского духовенства хотя бы с именами древних авторов ничтожны.
Художественная литература составляла очень незначительную часть того, что читали в древней Руси. Когда русскому книжнику хотелось почитать, то он обращался к священным книгам и к поучительным сборникам. Если ему хотелось философии, то он брал книги мудрости Библии и Иоанна Златоуста; хотелось поэзии – брал псалмы; хотелось занимательных историй – брал жития святых. В новых литературных измышлениях не было нужды. Как и на Западе в средние века, переписывание книг считалось богоугодным делом и вершилось главным образом монахами, особенно в домосковские времена.
Книгопечатание было введено в России очень поздно. Первая напечатанная на территории России (в Москве) книга появилась в 1564 г. Даже после введения печатного станка цена печатания была так высока, а печатников было так мало, что только важнейшие книги (Библия, литургические книги, уставы и официальные инструкции) могли быть напечатаны. До самой середины XVIII века хождение имели в основном рукописи, а не печатные книги. Только в царствование Екатерины на русском книжном рынке перестали господствовать средневековые условия.
Если судить только с точки зрения литературы, то древнерусская цивилизация не может не показаться бедной. Но будет неверно видеть в литературе ее главное выражение. Сама природа этой цивилизации, традиционная и ритуальная, избегает литературной оригинальности. Истинное свое выражение художественный и творческий гений древней Руси нашел в архитектуре и живописи, и тому, кто хочет определить подлинную ценность этой цивилизации, надо обратиться не к истории литературы, а к истории искусства. Читателю этой главы следует иметь это в виду.