Сочинение на тему что роднит музыку и литературу

5 вариантов

  1. На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.

    Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов.

    Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник – это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.

    Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации – ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные – мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.

    При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения – даже чисто инструментального, – можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи.

    Музыкальные фразы упорядочены, они рифмуются друг с другом, как это происходит в поэзии, и тогда течение музыки ритмично, подобно звучащему стиху.

    Послушай, например, начало 40 симфонии В.А.Моцарта, и ты как будто услышишь интонации человеческой речи – взволнованные и торопливые или спокойные и повествовательные. Различишь паузы и остановки – как будто рассказчик останавливается для того, чтобы немного перевести дыхание, чтобы затем снова продолжить свой рассказ.

    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE

    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE

    Вольфганг Амадей Моцарт- полное имя Иога?нн Хризосто?м Во?льфганг Теофи?л Мо?царт (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE

    Композиторы часто искали вдохновение у поэзии, чутко вслушиваясь в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, порой недоступные словесному выражению.

    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE

    Иногда это приводило к подлинным художественным открытиям – созданию произведений, необыкновенных по силе музыкальной выразительности. Одно из таких сочинений – цикл «Детская» великого русского композитора М.Мусоргского.

    «Кот Матрос»- одна из песен цикла, написанная, как и вся «Детская», на стихи самого композитора.

    Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка с яркой убедительностью передаёт и волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за снегиря, и гнев. Мелодия точно фиксирует все обороты речи – восклицания, вопросы, торопливую скороговорку. А в музыке аккомпанемента явственно слышно и то, как скребёт клетку и как пищит испуганный снегирь.

    Модест Петрович Мусоргский — гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор, искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг Римский-Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять только исправив гармонию, форму и оркестровку. Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». «Создать живого человека в живой музыке» — так сам композитор определял свою цель. Характер его творчества определил преимущественное обращение Мусоргского к вокальным и сценическим жанрам. Его высочайшие достижения — оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти».
    Вспомни, какими интонационными красками изобразил М.Мусоргский картину утра в старинной Москве в симфоническом вступлении к опере “Хованщина” – “Рассвет на Москва-реке”

    И.Репин. Портрет М.Мусоргского

    “…Считаю Мусоргского самым гениальным создателем оперного реализма. Ни до, ни после него не было равных ему по вдохновению и творческому гению художника.”

    Ф.И. Шаляпин.

    Контрольные вопросы:

    1. Что является единым стержнем музыкальной и разговорной речи?

    2. Чем музыкальная речь похожа на разговорную?

    3. Какие музыкальные жанры не появились бы, если бы не было литературы?

    4. Перечисли, какие интонации слышны в экспозиции (первоначальных темах) первой части 40 симфонии В.А.Моцарта.

  2. Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
    Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
    Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
    Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
    П. И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору» .
    И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс. Безусловно, что отражается и в школьной программе по музыке, она направляет на установление внутренних связей музыки с литературой.

  3. Знакомство с литературой начинается еще с младенчества. Первые детские стишки и самые простые добрые сказки несут детям информацию об окружающем мире, дают знания о человеческой морали и прививают любовь ко всему прекрасному. Постепенно ребенок переходит к более сложным литературным жанрам, знакомится творчеством поэтов и писателей.
    Основная общеобразовательная программа в детских садах направлена на чтение педагогами художественных произведений, народных сказок и песенок. Это игровой процесс, который сопровождается показыванием предметов. Таким образом, ребенок обогащает свой словарный запас и учится проявлять себя.
    В младших классах ребенку дается общее понятие литературы и ее жанров. И, пожалуй, первое и самое важное – дети учатся самостоятельно читать. Это способствует тому, что ребенок самостоятельно может выбрать для чтения то, что нравится именно ему. В этот период дети хотят знать обо всем на свете, и педагогам и родителям важно поощрять это в ребенке, подбирая для выбора правильную литературу.

    Музыка

    Опытные педагоги и психологи давно заметили, что влияние музыки на детей колоссально. Прививать любовь к ней можно еще в утробе матери. Польза от прослушивания классической музыки еще не до конца исследована, но ее позитивное влияние на формирование мыслительной деятельности давно подтверждено.
    В детском саду воспитатели разучивают самые простые песенки и знакомят малышей с популярными музыкальными инструментами. А еще детки очень любят проявлять себя и выступать перед родителями и взрослыми.
    В младших классах предполагается более детальное знакомство с нотами и их звучанием. Важно привлекать детей и к совместным походам на концерты и театральные музыкальные постановки. Основные жанры и направления музыки дают детям общие понятия многогранности музыки. Этот процесс обучения предполагает понимание ребенком, что литературные произведения вполне могут получить музыкальное оформление и при этом новое звучание.

    Комплексность

    Как объяснить детям о том, что роднит музыку с литературой? Современные тенденции образования предполагают комплексность в обучении. То есть уроки, которые объединяют в себе разные предметы. Например, история и литература или литература и рисование. Такой подход помогает более широко понимать предметы и переосмысливать полученные знания.
    Такой подход помогает каждому ребенку создавать необходимые условия для раскрытия и развития его творческого потенциала. Дети накапливают необходимые знания и опыт, пропускают их через свое сознание и таким образом адаптируются к окружающему миру.

    Общие черты

    Что роднит музыку с литературой? Основные сходства:
    1. Музыка и литература – две грани жизни. Творческие люди ищут вдохновения в окружающем мире – в природе, среди людей. Все это подсказывает писателям, поэтам и композиторам темы и сюжеты их произведений.
    2. Интонация – второй объединяющий аспект. В разговорной речи и музыке есть темп, мелодичность. Эти виды искусства помогают передавать эмоции. Не только в словах можно услышать печаль и радость, спокойствие и тревогу, но и в музыкальных произведениях посредством нот можно передать подобные эмоции и переживания. Интонации помогают различать классические музыкальные мотивы от народных, современные – от старинных мелодий.
    3. Наиболее ярко союз музыки с литературой проявляется в текстах песен. Огромное количество стихов и поэм обрели новое звучание благодаря их нотному оформлению. Музыка способна глубоко передавать образы предметов, усиливать их значимость. Очень часто благодаря правильно подобранным нотам стихи становились музыкальными хитами.
    Что роднит музыку с литературой? Без правильно подобранных слов музыка стала бы скучной и непонятной обществу. Именно в комплексе эти две сферы усиливают друг друга и помогают стать ближе человеку.

    Сочинение

    Есть и другие примеры. Что роднит музыку с литературой и как эти понятия можно связать вместе, чтобы получить целостную картину восприятия мира? Ответы на эти вопросы дети могут и сами найти. Размышления на эту тему помогут проявить детям себя и найти истину.
    После коллективного обсуждения темы «Что роднит между собой музыку и литературу» можно предложить детям написать небольшое сочинение-рассуждение. Это раскроет их творческий потенциал.
    Тема «Что роднит музыку с литературой» – мини-сочинение для школьников, которое не только поможет ребенку проявить свои творческие способности, но и станет полем для собственных идей. Уникальность данной тематики нельзя недооценивать, ведь важно научить детей воспринимать окружающий мир и природу через призму прекрасного.

    Образец

    Что роднит музыку с литературой? Образец мини-сочинения на данную тему:
    Музыка и литература, как две сестры, идут рука об руку и взаимодополняют друг друга. Каждый из нас связан нераздельно с ними и несет полезную информацию человечеству. С самого раннего детства человек понимает, что первым объединяющим звеном музыки и литературы является звук.
    Известный педагог В. Сухомлинский сказал однажды: «Слово не может до конца объяснить всю глубину музыки, а без музыки нельзя понять слов».

    Вдохновение

    Благодаря прослушиванию музыки, человек выстраивает целый логический ряд из образов. Они учат выражать свои мысли и глубину чувств, поэтому их очень сильно роднит эмоциональное восприятие. Классические музыкальные произведения способны успокоить, вызвать положительные ассоциации, поднять настроение.
    Кроме того, эти оба вида искусства вдохновляют, пробуждая искрение творческие порывы с самых ранних лет.
    Музыка и литература – две отдельные грани, но в то же время настолько близки, что это заметно даже невооруженным глазом. Положенные на музыку стихотворения стали шедеврами и получили широкую известность только благодаря нотам.
    Каждый, кому доступны в комплексе литература и музыка, понимает, что эта неразрывная связь началась еще с их появления и продолжается до сих пор. Звуки переросли в ноты и буквы. Только в комплексе восприятия можно добиться полной гармонии в развитии молодого поколения.

    Урок

    Тема «Что роднит музыку с литературой» – сочинение, которое станет итогом комплексного урока. Для большей интерактивности его можно провести, разделив класс на отдельные группы, которые будут рассматривать каждый вопрос родства по отдельности. После этого дети смогут выступить и обсудить данный вопрос.
    Для наглядного примера можно предложить для такого урока конкретный план. Что роднит музыку с литературой? Вопрос, на который дети смогут отыскать ответ в ходе работы. Итак, ориентировочный план:
    1. Организационный этап – прослушивание литературных и музыкальных произведений.
    2. Усвоение нового материала. На этом этапе можно донести суть проблемы, поставить вопрос перед учениками, стимулируя на поиск ответа. Работа в группах.
    3. Закрепление материала – выступление с докладами, прослушивание музыки, чтение стихов.
    4. Подведение итогов – самостоятельные выводы учеников, написание небольшого размышления на тему «Что роднит музыку с литературой».

  4. Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»
    Тип урока: урок введения в тему.
    Форма урока: урок-поиск.
    Ход урока.
    Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас первый урок музыки в этом учебном году. Он будет игровой. Для начала разобьёмся на три команды.
    Давайте для начала проведем игровую разминку. Я буду задавать загадки, а вы отвечать.
    По одному человеку от команд будут фиксировать правильные ответы на доске.
    Загадки.
    Сегодня на уроке   мы с вами поговорим о взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы.
    Для этого мы разобьёмся на 3 команды.
    1 – ответит на вопрос, какие составные части мы можем выделить у музыки.Ее особенности.
    2 – составные части литературы. Ее особенности.
    3 –что общего есть у музыки и литературы.
    Работа в группах.
    Ответы фиксируются на доске.
    Вопросы:
    1 – Что такое музыка? Ее особенности.
    Сегодня мы с вами рассматриваем связь двух видов искусства – музыки и литературы. На протяжении четырёх лет мы тесно знакомились с жанром, который включает в себя эту связь. Назовите, о чём я говорю.
    ДЕТИ. Это  «песня».
    Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?
    ДЕТИ. В песне останется одна мелодия.
    Эту мелодию мы можем с вами исполнить?
    ДЕТИ. Да, сможем. Голосом.
    Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».
    Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы  один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.
    2 – Что такое литература? Ее особенности.
    А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?
    ДЕТИ.Останется один только текст, т. е. – стихотворение.
    Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».
    УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ВСЛУХ БАСНЮ
    Проказница-Мартышка,
    Осел,
    Козел
    Да косолапый Мишка
    Затеяли сыграть Квартет.
    Достали нот, баса, альта*, две скрипки
    И сели на лужок под липки –
    Пленять своим искусством свет.
    Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
    “Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
    Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
    Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
    Я, прима, сяду против вторы*;
    Тогда пойдет уж музыка не та:
    У нас запляшут лес и горы!”
    Расселись, начали Квартет;
    Он все-таки на лад нейдет.
    “Постойте ж, я сыскал секрет, –
    Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,
    Коль рядом сядем”.
    Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
    А все-таки Квартет нейдет на лад.
    Вот пуще прежнего пошли у них разборы
    И споры,
    Кому и как сидеть.
    Случилось Соловью на шум их прилететь.
    Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
    “Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,
    Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
    И ноты есть у нас, и инструменты есть;
    Скажи лишь, как нам сесть!” –
    “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
    И уши вашихпонежней, –
    Им отвечает Соловей. –
    А вы, друзья, как ни садитесь,
    Все в музыканты не годитесь”.
    Назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.
    (Дети называют слова: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.)
    А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.
    3 – Скажите, какое общее, связующее звено  у музыки и литературы?
    Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.
    (помогает детям ответить на вопрос) -Литература – это искусство слова, а слова, как известно, состоят из… звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка. Значит общее, связующее звено  у музыки и литературы –  это звук. Это самая первая связь музыки и литературы. На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Какие это музыкальные произведения?
    Дети: – песня, романс, кантата.
    Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).
    «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».
    Создание проблемной ситуации. Задание по группам.
    1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
    2 гр. работает над вопросом  – Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?
    Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения.
    Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?
    Дети делают вывод, что это всё явления жизни.
    Молодцы! Вот и нашли мы с вами вторую связь, объединяющую музыку и литературу: это, окружающая нас реальная жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста.
    Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств?
    Дети вспоминают про интонацию. (Если вопрос вызвал затруднения, можно подсказать им латинский корень слова «intono») .
    Дети читают стихи с интонацией или поют песню.
    Вот вы нашли третью взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие  интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.
    Без слов, только мурлыкая нужно рассказать стих.
    Как вы думаете, в  каких музыкальных жанрах ярко проявляется  союз музыки и литературы?
    Дети называют песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта.
    Правильно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.
    Ребята, а к созданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждает композиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов?
    Дети: – симфония, концерт, сюита, опера. (Если дают разрозненные  ответы, то  учитель подсказывает, опираясь на то, что во многих из них песни, мелодии, напевы получают как бы вторую жизнь, композиторы заново открывают их слушателям).
    Вы просто молодцы! А сейчас вспомните, какие чувства у вас возникают, когда вы слышите звонок на урок? Колокольный звон? Колыбельную мамы? Любимую песню?
    Дети делятся своими мнениями.
    Безусловно, понять содержание вокального произведения, где есть слова  – намного проще, чем инструментальные произведения. Поэтому, часто композиторы дают названия своим музыкальным сочинениям, поясняя тем самым содержание, программу произведения.
    Мы выяснили ещё одну взаимосвязь: это название, литературная программа музыкального произведения. Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры, пожалуйста!
    Дети вспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.
    Молодцы! Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: это проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством.
    И музыку, и литературу объединяет общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия песня, романс, запевка, а музыкальные  – сказка, поэма, баллада и др.
    А сейчас, ребята, я познакомлю вас со стихотворением  «Слово и нота» А вы расскажите о чем этот стих.
    Слово было вначале убого,
    Узко, словно истоки у рек.
    Слово было вначале у Бога,
    Но коснулся его человек!
    И оно полетело, как птица,
    И запело над нашим жильем,
    Чтобы людям – богам поклониться,
    Песней им послужить и стихом.
    Краткое обсуждение текста, выделение главного в тексте.
    Дети: – Эта песня о связи слов и нот (музыки и литературы). Их объединяет вера, надежда, любовь.
    Какая бы могла быть мелодия для песни на эти слова? (напевная, лирическая, красивая, плавная).
    Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».
    Итог урока.
    На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока:  «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»
    Дети: – Не было бы  песен, опер. Музыка стала бы скучной, непонятной. Она потеряла бы содержание, была бы однообразной. Не возникло бы многих замечательных произведений. Композиторы потеряли бы вдохновение.
    Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали. Поставьте себе сами оценку за работу на уроке.
    Домашнее задание.
    1.Вспомнить литературные произведения- былины, стихотворения, рассказы, сказки, в которых говорится о музыке и музыкантах. Принести на следующий урок любое литературное произведение, где очень часто встречаются слова, относящиеся к музыке.
    2.Вспомнить музыкальные произведения, созданные по поэмам, былинам, сказкам.
    УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЯ.

  5. На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник – это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей. Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации – ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные – мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи. При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения – даже чисто инструментального, – можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи. Музыкальные фразы упорядочены, они рифмуются друг с другом, как это происходит в поэзии, и тогда течение музыки ритмично, подобно звучащему стиху. По каким же направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы? Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом – кантата, оратория, опера, оперетта, мюзикл и даже балет. Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов. Песня — наиболее простая, одна из самых распространенных форм вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Романс – это камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Вспомни: Камерная музыка (от итал. camera — комната, палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос). Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *