Сочинение на тему царское село

12 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Двойник Дьявола

    «ОТЕЧЕСТВО НАМ ЦАРСКОЕ СЕЛО». В 1811 году Пушкин поступил учиться в Царскосельский ли­цей. Годы учебы сыграли немаловажную роль в становлении мо­лодого поэта. Весь сложный путь зарождения его гениальности отразился в лирике этого периода.
    В Царскосельском лицее поэт пережил и грозные события Отечественной войны 1812 года. Всех лицеистов охватило тогда глубокое патриотическое воодушевление. Александр Сергеевич особенно ощущал свою причастность к исторической судьбе наро­да. Это и предопределило дальнейшее развитие его творчества как народного поэта. События 1812 года вдохновили его на создание оды «Воспоминания в Царском Селе», в которой он прославил победу русского народа, воспел тесный союз ратного подвига и по­эзии, упомянул и Державина, восславившего «струнами громо­звучных лир» полководческий талант Суворова.
    Царскосельский парк, аллеи и лужайки которого стали мес­том постоянных прогулок и игр лицеистов, был наполнен памят­никами русских побед, поэтому не случайно на переводном экза­мене с первого на второй курс в начале 1815 года Пушкин в при­сутствии Державина читал свое патриотическое стихотворение «Воспоминание в Царском селе». К этому времени Пушкин уже заслужил славу первого лицейского поэта, и его стихотворение было напечатано в журнале «Русский Музеум» (впервые за полной под­писью автора).
    Обстановка лицейского воспитания, где поощрялись поэтиче­ские опыты, составлялись рукописные журналы, были в ходу «на­циональные песни» (сатирические куплеты, живо откликавшиеся на повседневные события), способствовала всестороннему разви­тию дарования Пушкина. Уже в то время его необыкновенный поэтический талант был по достоинству оценен поэтами старшего поколения: В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, Н. М. Карамзи­ным, П. А. Вяземским, и Пушкин был принят в литературное об­щество «Арзамас».
    Из всех преподавателей особое впечатление на Александра Сергеевича произвел профессор А. П. Куницын. Именно от него будущий поэт услышал утверждение, которое оставило неизглади­мый след в его душе и повлияло на его мировоззрение: все люди равны и рождены свободными. Отсюда следовал вывод: «Никто не может приобрести права собственности на другого человека». Эта справедливая мысль была близка и понятна Пушкину. С этих пор тема любви к свободе, ненависти к деспотизму и крепостному праву стала неотъемлемой частью жизни и творчества писателя.
    Большую роль в становлении взглядов поэта, в его нравствен­ном и умственном развитии сыграл и П. Я. Чаадаев — человек острого ума, офицер, с увлечением говоривший о пагубности само­державия. Под его влиянием, а также под влиянием других неза­урядных личностей (например, А. И. Галича), в лекциях которых проводились либеральные идеи, поэт стал задумываться над ис­тинным положением дел в России.
    Пушкин понимал, что крепостное право необходимо отменить. Он видел явную несправедливость такой государственной системы, в основе которой лежит постыдное право собственности на людей. Свое желание сделать страну свободной, добиться независимости для всего народа он выражал в поэтических строках. В это же вре­мя Пушкин начинает осознавать настоящее предназначение и зада­чи поэта, которые раскрывает в стихотворении «К Лицинию» (1815), где, вспоминая римского сатирика Ювенала, пишет:
    Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом,
    В сатире праведной порок изображу,
    И нравы сих веков потомству обнажу.
    Поэт для Пушкина — борец, неподкупный голос которого ста­новится «эхом русского народа». Поэзия в его понимании должна быть откликом «на всякий звук», на всякое событие в жизни стра­ны и народа.
    Лицейская лирика поэта наполнена различными настроения­ми. Он предстает перед нами то беспечным и веселым гулякой («Пирующие студенты», 1814), то «в мечтанья углубленным» нето­ропливым мудрецом («Городок», 1815). С 1816 года характер ли­рики Пушкина начинает существенно меняться, и его основным жанром становится элегия. С новым мироощущением меняется и весь колорит его поэзии: «луны туманный луч», «глас ночной», «печальная тьма лесов» ненадолго вытесняют недавние «златые дни, златые ночи», и перед нами предстает грустный влюбленный юноша, певец любви, певец печали («Певец», 1816). Эпикурейские мотивы теперь получают свое место в иерархии эстетических и нравственных ценностей поэта, который представляет ее теперь как вызов господствующей морали.
    Цикл прощальных лицейских стихотворений одухотворен культом дружбы и верности юношеским заветам:
    Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я.
    Таким образом, мы видим, как уже в лицейские годы содер­жание произведений поэта постепенно меняется. Если в самых ранних его стихотворениях еще возникают условные образы, то со временем Пушкин все чаще обращается к реальным картинам и явлениям жизни. В этот период он шел по пути поиска своего творческого пути. Поэзия лицейских лет содержит и патриоти­ческие настроения, и первые лирические волнения, и свободолюби­вые мечты. Именно в это время было положено начало будущей великой славе поэта.

    читать похожие:

    Житиме українське село (твір у публіцистичному стилі)
    Українське село 20-х років XX століття в п’єсах М. Куліша
    Рідне місто (село)
    Українське село 20-х років у п’єсах М. Куліша

  2. В 1811 году Пушкин поступил учиться в Царскосельский лицей. Годы учебы сыграли немаловажную роль в становлении молодого поэта. Весь сложный путь зарождения его гениальности отразился в лирике этого периода.
    В Царскосельском лицее поэт пережил и грозные события Отечественной войны 1812 года. Всех лицеистов охватило тогда глубокое патриотическое воодушевление. Александр Сергеевич особенно ощущал свою причастность к исторической судьбе народа. Это и предопределило дальнейшее развитие его творчества как народного поэта. События 1812 года вдохновили его на создание оды “Воспоминания в Царском Селе”, в которой он прославил победу русского народа, воспел тесный союз ратного подвига и поэзии, упомянул и Державина, восславившего “струнами громозвучных лир” полководческий талант Суворова.
    Царскосельский парк, аллеи и лужайки которого стали местом постоянных прогулок и игр лицеистов, был наполнен памятниками русских побед, поэтому не случайно на переводном экзамене с первого на второй курс в начале 1815 года Пушкин в присутствии Державина читал свое патриотическое стихотворение “Воспоминание в Царском селе”. К этому времени Пушкин уже заслужил славу первого лицейского поэта, и его стихотворение было напечатано в журнале “Русский Музеум” (впервые за полной подписью автора).
    Обстановка лицейского воспитания, где поощрялись поэтические опыты, составлялись рукописные журналы, были в ходу “национальные песни” (сатирические куплеты, живо откликавшиеся на повседневные события), способствовала всестороннему развитию дарования Пушкина. Уже в то время его необыкновенный поэтический талант был по достоинству оценен поэтами старшего поколения: В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, Н. М. Карамзиным, П. А. Вяземским, и Пушкин был принят.в литературное общество “Арзамас”.
    Из всех преподавателей особое впечатление на Александра Сергеевича произвел профессор А. П. Куницын. Именно от него будущий поэт услышал утверждение, которое оставило неизгладимый след в его душе и повлияло на его мировоззрение: все люди равны и рождены свободными. Отсюда следовал вывод: “Никто не может приобрести права собственности на другого человека”. Эта справедливая мысль была близка и понятна Пушкину. С этих пор тема любви к свободе, ненависти к деспотизму и крепостному праву стала неотъемлемой частью жизни и творчества писателя.
    Большую роль в становлении взглядов поэта, в его нравственном и умственном развитии сыграл и П. Я. Чаадаев — человек острого ума, офицер, с увлечением говоривший о пагубности самодержавия. Под его влиянием, а также под влиянием других незаурядных личностей (например, А. И. Галича), в лекциях которых проводились либеральные идеи, поэт стал задумываться над истинным положением дел в России.
    Пушкин понимал, что крепостное право необходимо отменить. Он видел явную несправедливость такой государственной системы, в основе которой лежит постыдное право собственности на людей. Свое желание сделать страну свободной, добиться независимости для всего народа он выражал в поэтических строках. В это же время Пушкин начинает осознавать настоящее предназначение и задачи поэта, которые раскрывает в стихотворении “К Лицинию” (1815), где, вспоминая римского сатирика Ювенала, пишет:
    Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом,
    В сатире праведной порок изображу,
    И нравы сих веков потомству обнажу.
    Поэт для Пушкина — борец, неподкупный голос которого становится “эхом русского народа”. Поэзия в его понимании должна быть откликом “на всякий звук”, на всякое событие в жизни страны и народа.
    Лицейская лирика поэта наполнена различными настроениями. Он предстает перед нами то беспечным и веселым гулякой (“Пирующие студенты”, 1814), то “в мечтанья углубленным” неторопливым мудрецом (“Городок”, 1815). С 1816 года характер лирики Пушкина начинает существенно меняться, и его основным жанром становится элегия. С новым мироощущением меняется и весь колорит его поэзии: “луны туманный луч”, “глас ночной”, “печальная тьма лесов” ненадолго вытесняют недавние “златые дни, златые ночи”, и перед нами предстает грустный влюбленный юноша, певец любви, певец печали (“Певец”, 1816). Эпикурейские мотивы теперь получают свое место в иерархии эстетических и нравственных ценностей поэта, который представляет ее теперь как вызов господствующей морали.
    Цикл прощальных лицейских стихотворений одухотворен культом дружбы и верности юношеским заветам:
    Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я.
    Таким образом, мы видим, как уже в лицейские годы содержание произведений поэта постепенно меняется. Если в самых ранних его стихотворениях еще возникают условные образы, то со временем Пушкин все чаще обращается к реальным картинам и явлениям жизни. В этот период он шел по пути поиска своего творческого пути. Поэзия лицейских лет содержит и патриотические настроения, и первые лирические волнения, и свободолюбивые мечты. Именно В это время было положено начало будущей великой славе поэта.

  3. Эссе «Прогулки с Пушкиным в Царском Селе».
    Пушкин всю Россию сроднил с Лицеем.
    Из приветственного адреса
    Царское Село… Резиденция русских императоров и колыбель пушкинского гения! Когда я хожу по дорожкам и тенистым аллеям регулярного парка, вспоминаю знаменитые строки:
    В те дни, когда в садах Лицея
    Я безмятежно расцветал,
    Читал охотно Апулея,
    А Цицерона не читал,
    В те дни в таинственных долинах,
    Весной, при кликах лебединых,
    Близ вод, сиявших в тишине,
    Являться муза стала мне.
    Это была пора пушкинского отрочества, первых влюбленностей, созревания его таланта в недрах российской культуры. А. А. Ахматова из ХХ века почувствовала родство души поэта и атмосферы Царского Села. Она, «царскосельская веселая грешница», воспитанница здешней гимназии, воссоздала в стихах время юности Пушкина:
    Смуглый отрок бродил по аллеям,
    У озерных грустил берегов,
    И столетие мы лелеем
    Еле слышный шелест шагов.
    Иглы сосен густо и колко
    Устилают низкие пни…
    Здесь лежала его треуголка
    И растрепанный том Парни.
    В окружении Екатерининского дворца, павильонов, Декамероновой аллеи мне слышатся шаги Пушкина и его друзей, раздается их звонкий смех. Здесь остались их следы, за статуями и деревьями прячутся их тени. Юные проказники словно улыбаются нам сквозь столетия.
    Здесь было «дней Александровых прекрасное начало», здесь явилась Пушкину его Муза – беззаботная, легкая, радостная, состоялась проба пера. Лицей – зеркало Пушкина-отрока, он – в его первых стихах, в посланиях к друзьям, в «Евгении Онегине», произведениях разных лет, посвященных лицейским годовщинам:
    Все те же мы: нам целый мир чужбина,
    Отечество нам Царское Село.
    Я вижу, как Пушкин вбегает в свою комнату № 14, как читает «старику Державину» «Воспоминания в Царском селе» («певец Фелицы» «был в восхищении»). Его голос звучит в этих залах, дорожки парка помнят резвый бег молодого стихотворца.
    А вот и бронзовый Александр Сергеевич… Этот памятник Пушкину, застывшему на бронзовой скамье в лицейском мундире нараспашку, появился к 100-летию со дня рождения автора «Евгения Онегина».
    Слова из аттестационного листа Пушкина-лицеиста первого года обучения отпечатались в моей памяти: «Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум». Рой пушкинских друзей окружает меня: Горчаков, Ильичевский, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер… В самом названии «Александровский парк» сливаются два имени – царя и поэта. А вот и фонтан «Молочница», навсегда запечатленный в бессмертных строках:
    Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
    Дева печально сидит, праздный держа черепок.
    Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны
    разбитой;                                                                              Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
    Гений Пушкина соединяется в моем сознании с архитектурными шедеврами Б.-Ф. Растрелли, Ч. Камерона. Русский классицизм застыл здесь в музыке камня, а звонкая лира великого поэта осветила Царское Село музыкой слова.
    Живя в Петербурге, поэт не забывал о колыбели своего гения. Рано утром он отправлялся пешком, с тростью в руках, в Царское Село и там вдохновлялся его красотами, а вечером шел в обратный путь, чтобы в стихах воплотить плоды своих размышлений.
    Мне вспоминается Пушкин В. В. Маяковского и С. А. Есенина, А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой – «повеса», «скалозубый», «нагловзорый», «бич жандармов», «Бог студентов», «умнейший муж России». В наше время Е. А. Евтушенко пропел осанну гению поэта:
    Но утешает в потоп
    нас,
    эсэсэрных жителей,
    всехний наш эфиоп,
    крошечный,
    обворожительный.
    Пушкин вбегает в класс –
    родина всех нас.
    Верность Царскому Селу – родине своего таланта – поэт пронес через всю недолгую жизнь…

  4. Тема: – “Отечество нам Царское село”

    В 1811 году Пушкин поступил учиться в Царскосельский лицей. Годы учебы сыграли немаловажную роль в становлении молодого поэта. Весь сложный путь зарождения его гениальности отразился в лирике этого периода.
    В Царскосельском лицее поэт пережил и грозные события Отечественной войны 1812 года. Всех лицеистов охватило тогда глубокое патриотическое воодушевление. Александр Сергеевич особенно ощущал свою причастность к исторической судьбе народа. Это и предопределило дальнейшее развитие его творчества как народного поэта. События 1812 года вдохновили его на создание оды «Воспоминания в Царском Селе», в которой он прославил победу русского народа, воспел тесный союз ратного подвига и поэзии, упомянул и Державина, восславившего «струнами громозвучных лир» полководческий талант Суворова.
    Царскосельский парк, аллеи и лужайки которого стали местом постоянных прогулок и игр лицеистов, был наполнен памятниками русских побед, поэтому не случайно на переводном экзамене с первого на второй курс в начале 1815 года Пушкин в присутствии Державина читал свое патриотическое стихотворение «Воспоминание в Царском селе». К этому времени Пушкин уже заслужил славу первого лицейского поэта, и его стихотворение было напечатано в журнале «Русский Музеум» (впервые за полной подписью автора).
    Обстановка лицейского воспитания, где поощрялись поэтические опыты, составлялись рукописные журналы, были в ходу «национальные песни» (сатирические куплеты, живо откликавшиеся на повседневные события), способствовала всестороннему развитию дарования Пушкина. Уже в то время его необыкновенный поэтический талант был по достоинству оценен поэтами старшего поколения: В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, Н. М. Карамзиным, П. А. Вяземским, и Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас».
    Из всех преподавателей особое впечатление на Александра Сергеевича произвел профессор А. П. Куницын. Именно от него будущий поэт услышал утверждение, которое оставило неизгладимый след в его душе и повлияло на его мировоззрение: все люди равны и рождены свободными. Отсюда следовал вывод: «Никто не может приобрести права собственности на другого человека». Эта справедливая мысль была близка и понятна Пушкину. С этих пор тема любви к свободе, ненависти к деспотизму и крепостному праву стала неотъемлемой частью жизни и творчества писателя.
    Большую роль в становлении взглядов поэта, в его нравственном и умственном развитии сыграл и П. Я. Чаадаев — человек острого ума, офицер, с увлечением говоривший о пагубности самодержавия. Под его влиянием, а также под влиянием других незаурядных личностей (например, А. И. Галича), в лекциях которых проводились либеральные идеи, поэт стал задумываться над истинным положением дел в России.
    Пушкин понимал, что крепостное право необходимо отменить. Он видел явную несправедливость такой государственной системы, в основе которой лежит постыдное право собственности на людей. Свое желание сделать страну свободной, добиться независимости для всего народа он выражал в поэтических строках. В это же время Пушкин начинает осознавать настоящее предназначение и задачи поэта, которые раскрывает в стихотворении «К Лицинию» (1815), где, вспоминая римского сатирика Ювенала, пишет:
    Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом,
    В сатире праведной порок изображу,
    И нравы сих веков потомству обнажу.
    Поэт для Пушкина — борец, неподкупный голос которого становится «эхом русского народа». Поэзия в его понимании должна быть откликом «на всякий звук», на всякое событие в жизни страны и народа.
    Лицейская лирика поэта наполнена различными настроениями. Он предстает перед нами то беспечным и веселым гулякой («Пирующие студенты», 1814), то «в мечтанья углубленным» неторопливым мудрецом («Городок», 1815). С 1816 года характер лирики Пушкина начинает существенно меняться, и его основным жанром становится элегия. С новым мироощущением меняется и весь колорит его поэзии: «луны туманный луч», «глас ночной», «печальная тьма лесов» ненадолго вытесняют недавние «златые дни, златые ночи», и перед нами предстает грустный влюбленный юноша, певец любви, певец печали («Певец», 1816). Эпикурейские мотивы теперь получают свое место в иерархии эстетических и нравственных ценностей поэта, который представляет ее теперь как вызов господствующей морали.
    Цикл прощальных лицейских стихотворений одухотворен культом дружбы и верности юношеским заветам:
    Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я.
    Таким образом, мы видим, как уже в лицейские годы содержание произведений поэта постепенно меняется. Если в самых ранних его стихотворениях еще возникают условные образы, то со временем Пушкин все чаще обращается к реальным картинам и явлениям жизни. В этот период он шел по пути поиска своего творческого пути. Поэзия лицейских лет содержит и патриотические настроения, и первые лирические волнения, и свободолюбивые мечты. Именно в это время было положено начало будущей великой славе поэта.

  5. Пушкин А. С.

    Сочинение по произведению на тему: “Отечество нам Царское село”

    В 1811 году Пушкин поступил учиться в Царскосельский лицей. Годы учебы сыграли немаловажную роль в становлении молодого поэта. Весь сложный путь зарождения его гениальности отразился в лирике этого периода.
    В Царскосельском лицее поэт пережил и грозные события Отечественной войны 1812 года. Всех лицеистов охватило тогда глубокое патриотическое воодушевление. Александр Сергеевич особенно ощущал свою причастность к исторической судьбе народа. Это и предопределило дальнейшее развитие его творчества как народного поэта. События 1812 года вдохновили его на создание оды «Воспоминания в Царском Селе», в которой он прославил победу русского народа, воспел тесный союз ратного подвига и поэзии, упомянул и Державина, восславившего «струнами громозвучных лир» полководческий талант Суворова.
    Царскосельский парк, аллеи и лужайки которого стали местом постоянных прогулок и игр лицеистов, был наполнен памятниками русских побед, поэтому не случайно на переводном экзамене с первого на второй курс в начале 1815 года Пушкин в присутствии Державина читал свое патриотическое стихотворение «Воспоминание в Царском селе». К этому времени Пушкин уже заслужил славу первого лицейского поэта, и его стихотворение было напечатано в журнале «Русский Музеум» (впервые за полной подписью автора).
    Обстановка лицейского воспитания, где поощрялись поэтические опыты, составлялись рукописные журналы, были в ходу «национальные песни» (сатирические куплеты, живо откликавшиеся на повседневные события), способствовала всестороннему развитию дарования Пушкина. Уже в то время его необыкновенный поэтический талант был по достоинству оценен поэтами старшего поколения: В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, Н. М. Карамзиным, П. А. Вяземским, и Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас».
    Из всех преподавателей особое впечатление на Александра Сергеевича произвел профессор А. П. Куницын. Именно от него будущий поэт услышал утверждение, которое оставило неизгладимый след в его душе и повлияло на его мировоззрение: все люди равны и рождены свободными. Отсюда следовал вывод: «Никто не может приобрести права собственности на другого человека». Эта справедливая мысль была близка и понятна Пушкину. С этих пор тема любви к свободе, ненависти к деспотизму и крепостному праву стала неотъемлемой частью жизни и творчества писателя.
    Большую роль в становлении взглядов поэта, в его нравственном и умственном развитии сыграл и П. Я. Чаадаев — человек острого ума, офицер, с увлечением говоривший о пагубности самодержавия. Под его влиянием, а также под влиянием других незаурядных личностей (например, А. И. Галича), в лекциях которых проводились либеральные идеи, поэт стал задумываться над истинным положением дел в России.
    Пушкин понимал, что крепостное право необходимо отменить. Он видел явную несправедливость такой государственной системы, в основе которой лежит постыдное право собственности на людей. Свое желание сделать страну свободной, добиться независимости для всего народа он выражал в поэтических строках. В это же время Пушкин начинает осознавать настоящее предназначение и задачи поэта, которые раскрывает в стихотворении «К Лицинию» (1815), где, вспоминая римского сатирика Ювенала, пишет:
    Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом,
    В сатире праведной порок изображу,
    И нравы сих веков потомству обнажу.
    Поэт для Пушкина — борец, неподкупный голос которого становится «эхом русского народа». Поэзия в его понимании должна быть откликом «на всякий звук», на всякое событие в жизни страны и народа.
    Лицейская лирика поэта наполнена различными настроениями. Он предстает перед нами то беспечным и веселым гулякой («Пирующие студенты», 1814), то «в мечтанья углубленным» неторопливым мудрецом («Городок», 1815). С 1816 года характер лирики Пушкина начинает существенно меняться, и его основным жанром становится элегия. С новым мироощущением меняется и весь колорит его поэзии: «луны туманный луч», «глас ночной», «печальная тьма лесов» ненадолго вытесняют недавние «златые дни, златые ночи», и перед нами предстает грустный влюбленный юноша, певец любви, певец печали («Певец», 1816). Эпикурейские мотивы теперь получают свое место в иерархии эстетических и нравственных ценностей поэта, который представляет ее теперь как вызов господствующей морали.
    Цикл прощальных лицейских стихотворений одухотворен культом дружбы и верности юношеским заветам:
    Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я.
    Таким образом, мы видим, как уже в лицейские годы содержание произведений поэта постепенно меняется. Если в самых ранних его стихотворениях еще возникают условные образы, то со временем Пушкин все чаще обращается к реальным картинам и явлениям жизни. В этот период он шел по пути поиска своего творческого пути. Поэзия лицейских лет содержит и патриотические настроения, и первые лирические волнения, и свободолюбивые мечты. Именно в это время было положено начало будущей великой славе поэта.
    pushkin/raznoe144

  6. Путешествие в Царское село
    Со своими учениками мы попали в Царское село. Ноябрь. В это время года эти места не очень поэтичны: дорожки парка мокрые и грязные, скамейки влажные от тающего снега, деревья голые, все великолепные статуи, которые должны украшать аллеи, уже укрыты от сырости и мороза деревянными ящиками, похожими на гробики. Так что Молочницу с разбитым кувшином, с которой мы мечтали познакомиться воочию, увидеть не довелось. Но зато с внутренним трепетом постояли около памятника Пушкину-лицеисту работы Роберта Романовича Баха в Лицейском саду. Этот памятник называют «бронзовым мечтателем». Кажется, более точной характеристики монументу не придумать! Юный поэт, погружён в себя. Выражение лица вдохновенное – ты понимаешь, что присутствуешь при рождении чудных поэтических строк. Кажется, что и сам воздух вокруг памятника Пушкину-лицеисту наполнен волшебными звуками, которые способен расслышать лишь настоящий Поэт!
    Около этого памятника вспомнились слова из стихотворения Иннокентия Анненского «Бронзовый поэт»:
    И бронзовый поэт, стряхнув дремоты гнёт,
    С подставки на траву росистую спрыгнёт.
    Только, если быть точным, наверное следовало бы вместо «росистой» сказать «морозную». Лучшего эпитета в этот миг придумать нельзя!
    Вы были на Мойке в Санкт-Петербурге? Обязательно побывайте. Особенно в музее на набережной Мойки, 12.
    В кабинет поэта вошли с каким-то необыкновенно трепетным чувством. Всё в нем проникнуто духом Пушкина, его творчеством, его трагедией.
    Я понимаю, что только по-настоящему образованный, умный и трудолюбивый человек смог собрать такую огромную библиотеку и прочитать большое количество книг в ней.
    Вот широкий письменный стол, а перед ним вольтеровское кресло. Можно представить себе поэта удобно сидящим в этом старинном кресле, теребящим кончик гусиного пера и сочиняющим новую поэму или повесть, может быть, о Петре I, о котором собирал исторические материалы.
    А на небольшой кожаный диван нельзя смотреть без слёз. На нём Пушкин провёл последние мучительные часы своей жизни, кусая губы, мужественно боролся с дикой болью, стараясь не тревожить стонами жену и детей. Кажется, что небольшой кабинет в последней квартире Александра Сергеевича Пушкина ярче всего характеризует его как человека, мужа и отца, как великого поэта.
    Сначала мы попали в парк, который поразил нас своей красотой и размерами. Как и Царском Селе, в нём было сыро и пусто, но переплетение дорожек, речушки и пруды с затейливыми мостиками, остатки цветущих клумб – всё говорит о том, что в тёплое время здесь необыкновенно красиво.
    К Павловскому дворцу мы подходили по главной липовой аллее, по которой в конце XVIII и в XIX веке в гости к российским императорам и императрицам подъезжали великолепные экипажи. И сейчас туристам предлагают покататься на красивых упряжках, но стоит такое удовольствие, вероятно, очень дорого.
    Дворец поражает своим величием. Удивительно, но такое великолепное сооружение было построено довольно быстро. Заложенное в 1782 году у реки Славянки на землях, подаренных Екатериной II своему сыну Павлу, через четыре года оно в целом уже было завершено. Строительство было поручено шотландскому архитектору Чарльзу Камерону. Дворец представляет собой трёхэтажное здание, увенчанное куполом, к нему примыкают две невысокие полуциркульные галереи с встроенными служебными корпусами. Эти полукруглые галереи образуют обширную парадную площадь, в центре которой возвышается памятник Павлу I, созданный известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали по парадному портрету императора кисти Степана Семёновича Щукина. Портрет Павла I был написан в 1796 году и одобрен самим императором. И на картине, и в и в памятнике сохранено портретное сходство с Павлом I.
    Дух захватывает, когда входишь во дворец. Его убранство не назовёшь пышным, но оно изысканно, отличается гармонией и тонким вкусом. Таким его сделала императрица Мария Фёдоровна, жена Павла I. Можно сказать, что весь дворец – это главное детище умной, талантливой, целеустремлённой и энергичной императрицы, которому она посвятила сорок лет своей жизни и отдала все силы. Для того чтобы сделать Павловский дворец заметным явлением в культурной жизни России, Мария Фёдоровна приглашала для перестроек и переоборудования дворца и его интерьеров величайших архитекторов, чьи имена были известны всей Европе: Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Андрея Никифоровича Воронихина, Карла Ивановича Росси.
    К сожалению, за часовую экскурсию рассмотреть не то что все детали, но даже залы и покои дворца невозможно, но мы получили общее впечатление от потрясающих по красоте и изяществу Итальянского, Греческого, Тронного и Кавалерийского залов, Парадной спальни, Коврового кабинета, Парадной библиотеки и Картинной галереи.
    После Лицея мы отправились в Екатерининский дворец и сразу же попали совсем в другой мир – мир помпезности и роскоши. Первой владелицей Царского Села была жена Петра I Екатерина I, в честь которой дворец и получил название Екатерининского. В пышно оформленных залах этого дворца жили и устраивали торжественные приёмы все российские правители, особенно любили его Елизавета Петровна и Екатерина II. Над созданием ансамбля Екатерининского дворца, начиная с 1718 года, работали различные архитекторы: И. Браунштейн, М. Земцов, С.Чевакинский, Б.-Ф. Растрелли, Ч.Камерон, Дж. Кваренги, В. Стасов и другие знаменитости. Ведущая роль в строительстве с 1748 года принадлежит
    Б.-Ф. Растрелли. Екатерининский дворец – это переплетение двух художественных стилей – пышного барокко и строгого классицизма.
    Чтобы пройти по великолепным залам дворца, мы выстояли огромную очередь. Наконец, надев бахилы и вооружившись наушниками и передатчиками, чтобы слушать экскурсовода, мы, говоря «высоким штилем», прошествовали по парадной лестнице и ступили в Большой зал, интерьер которого был создан Б.-Ф. Растрелли. Здесь проходили самые значительные парадные церемонии, поэтому воображение экскурсантов поражают огромные размеры зала, сияющие зеркала, высокие окна с позолоченными украшениями, чудесный плафон «Триумф России», удивительный по красоте наборный паркет из дорогостоящих пород цветного дерева.
    После Большого зала мы вышли к так называемой «Золотой» парадной анфиладе залов второго этажа. Её назвали золотой из-за обилия золотых украшений не только на стенах помещений, но и на сверкающих белых дверях. Сквозь анфиладу просматривается весь второй этаж.
    Переходя из зала в зал, мы не переставали удивляться их пышности и роскоши. Глаза разбегались, когда мы входили в очередные апартаменты. Что кинуться рассматривать? Великолепные вазы? Часы? Тончайшую посуду? Изящную мебель с инкрустациями? Изразцовые печи и камины? Красивые картины? Скульптуры? Богатейший декор стен? Одним словом, перед глазами проплывало что-то неправдоподобно красивое, яркое, ослепительное. Всё это имело названия Кавалерийская столовая, Белая Парадная столовая, Зелёная столбовая, Картинный зал, Парадная Голубая гостиная, Китайская гостиная… Как можно жить человеку, даже если ты император или императрица, среди всего этого великолепия?
    Конечно же, мы с нетерпением ожидали увидеть знаменитую Янтарную комнату. Когда мы вошли в неё, создалось впечатление, что в этом зале поселилось солнце: горячий жёлтый свет буквально заливал нас. Разве можно рассказать о том, что представляет собой Янтарная комната? Чтобы описать её, нужны часы, чтобы внимательно рассмотреть каждый узор из янтаря, каждую деталь. А мы не пробыли здесь и пяти минут… У всех нас родилось общее ощущение: это настоящее чудо природы (ведь янтарь не люди делают!) и великого человеческого мастерства. Тем более что это чудо создано дважды. Ведь известно, что богатства Янтарной комнаты были похищены фашистами в годы Великой Отечественной войны и их следы потеряны, а нынешняя Янтарная комната воссоздана петербургскими мастерами-камнерезами к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году. На её восстановление пошло 5,7 тонн янтаря!
    К сожалению, Екатерининский дворец, как и Павловский, пережил ту же трагедию Великой Отечественной войны: он был разграблен, частично разрушен и осквернён гитлеровцами. Но спустя десятилетия отреставрированный Екатерининский дворец вновь зажил своей жизнью и поражает посетителей своей необыкновенной красотой!

  7. В 1811 году Пушкин поступил учиться в Царскосельский лицей. Годы учебы сыграли немаловажную роль в становлении молодого поэта. Весь сложный путь зарождения его гениальности отразился в лирике этого периода.
    В Царскосельском лицее поэт пережил и грозные события Отечественной войны 1812 года. Всех лицеистов охватило тогда глубокое патриотическое воодушевление. Александр Сергеевич особенно ощущал свою причастность к исторической судьбе народа. Это и предопределило дальнейшее развитие его творчества как народного поэта. События 1812 года вдохновили его на создание оды «Воспоминания в Царском Селе», в которой он прославил победу русского народа, воспел тесный союз ратного подвига и поэзии, упомянул и Державина, восславившего «струнами громозвучных лир» полководческий талант Суворова.
    Царскосельский парк, аллеи и лужайки которого стали местом постоянных прогулок и игр лицеистов, был наполнен памятниками русских побед, поэтому не случайно на переводном экзамене с первого на второй курс в начале 1815 года Пушкин в присутствии Державина читал свое патриотическое стихотворение «Воспоминание в Царском селе». К этому времени Пушкин уже заслужил славу первого лицейского поэта, и его стихотворение было напечатано в журнале «Русский Музеум» (впервые за полной подписью автора).
    Обстановка лицейского воспитания, где поощрялись поэтические опыты, составлялись рукописные журналы, были в ходу «национальные песни» (сатирические куплеты, живо откликавшиеся на повседневные события), способствовала всестороннему развитию дарования Пушкина. Уже в то время его необыкновенный поэтический талант был по достоинству оценен поэтами старшего поколения: В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, Н. М. Карамзиным, П. А. Вяземским, и Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас».
    Из всех преподавателей особое впечатление на Александра Сергеевича произвел профессор А. П. Куницын. Именно от него будущий поэт услышал утверждение, которое оставило неизгладимый след в его душе и повлияло на его мировоззрение: все люди равны и рождены свободными. Отсюда следовал вывод: «Никто не может приобрести права собственности на другого человека». Эта справедливая мысль была близка и понятна Пушкину. С этих пор тема любви к свободе, ненависти к деспотизму и крепостному праву стала неотъемлемой частью жизни и творчества писателя.
    Большую роль в становлении взглядов поэта, в его нравственном и умственном развитии сыграл и П. Я. Чаадаев — человек острого ума, офицер, с увлечением говоривший о пагубности самодержавия. Под его влиянием, а также под влиянием других незаурядных личностей (например, А. И. Галича), в лекциях которых проводились либеральные идеи, поэт стал задумываться над истинным положением дел в России.
    Пушкин понимал, что крепостное право необходимо отменить. Он видел явную несправедливость такой государственной системы, в основе которой лежит постыдное право собственности на людей. Свое желание сделать страну свободной, добиться независимости для всего народа он выражал в поэтических строках. В это же время Пушкин начинает осознавать настоящее предназначение и задачи поэта, которые раскрывает в стихотворении «К Лицинию» (1815), где, вспоминая римского сатирика Ювенала, пишет:
    Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом,
    В сатире праведной порок изображу,
    И нравы сих веков потомству обнажу.
    Поэт для Пушкина — борец, неподкупный голос которого становится «эхом русского народа». Поэзия в его понимании должна быть откликом «на всякий звук», на всякое событие в жизни страны и народа.
    Лицейская лирика поэта наполнена различными настроениями. Он предстает перед нами то беспечным и веселым гулякой («Пирующие студенты», 1814), то «в мечтанья углубленным» неторопливым мудрецом («Городок», 1815). С 1816 года характер лирики Пушкина начинает существенно меняться, и его основным жанром становится элегия. С новым мироощущением меняется и весь колорит его поэзии: «луны туманный луч», «глас ночной», «печальная тьма лесов» ненадолго вытесняют недавние «златые дни, златые ночи», и перед нами предстает грустный влюбленный юноша, певец любви, певец печали («Певец», 1816). Эпикурейские мотивы теперь получают свое место в иерархии эстетических и нравственных ценностей поэта, который представляет ее теперь как вызов господствующей морали.
    Цикл прощальных лицейских стихотворений одухотворен культом дружбы и верности юношеским заветам:
    Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я.
    Таким образом, мы видим, как уже в лицейские годы содержание произведений поэта постепенно меняется. Если в самых ранних его стихотворениях еще возникают условные образы, то со временем Пушкин все чаще обращается к реальным картинам и явлениям жизни. В этот период он шел по пути поиска своего творческого пути. Поэзия лицейских лет содержит и патриотические настроения, и первые лирические волнения, и свободолюбивые мечты. Именно в это время было положено начало будущей великой славе поэта.
    Другие сочинения по разным стихотворениям Пушкина
    ?

  8. Название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, главного города Древней Греции. В античные времена там стоял храм Аполлона — бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии. В саду храма находился знаменитый «гимнасий», где его основатель, великий древнегреческий философ Аристотель, учил юношей мудрости и наукам. Императорский лицей в Санкт-Петербурге, по замыслу его учредителей, был символическим продолжателем славных традиций античного Лицея (Ликея).
    Пушкин в Лицее занимал комнату с 14-м номером. По соседству с ним была комната Пущина. Лицей по уровню даваемых знаний приравнивался к университетам. Обучение в нём было рассчитано на шесть лет — первые три года воспитанники изучали предметы старших классов гимназии, последующие три года — предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико- математического.
    Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе — учиться и жить «Для общей пользы». Программа занятий была весьма насыщенной. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласившее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны». Программа Лицея включала разнообразные предметы. Первые три года Пушкин изучал русский, латинский, немецкий и французский языки, математику, словесность, историю, географию, нравственные науки, статистику, изящные искусства, занимался рисованием, пением, танцами, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Особенно строгими были занятия на первых трёх курсах, следующие три курса включали выборочное изучение наук. Занятия продолжались с 1 августа по 1 июля. Каникулы устраивались раз в году (с 1 июля по 1 августа).
    В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников. Здесь почти все лицеисты писали стихи, и у Пушкина было много соперников. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство. Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к холопству, лизоблюдству, ябедничеству, чинопочитанию и требовали от лицеистов ответственного отношения к словам и поступкам.
    Лицей был основан в ту пору, когда Россия переживала национально-патриотический подъём. В стране возникли идеи отмены крепостного права, ограничения власти царя, мысли о главенстве законов и строгом их соблюдении. Крупнейшим историческим событием стала Отечественная война 1812 года, всколыхнувшая всю нацию, вставшую на защиту Отечества и жаждавшую поражения захватчиков. Лицеисты вместе со всеми радостно, восторженно праздновали победу русского оружия, изгнание Наполеона с родной земли и взятие Парижа. Об этих событиях Пушкин написал в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».
    Пушкин навсегда остался верен свободолюбивому духу Лицея, лицейской дружбе. Он считал Лицей родным домом своей юности, а Царское Село — колыбелью своей музы. «Отечество нам Царское Село», — скажет он спустя годы. Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня 1817 года. После окончания семнадцать человек зачислили в гражданскую, двенадцать — в военную службу. Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел. После выпуска все собрались у директора Лицея Энгельгардта, чтобы провести вместе последний лицейский день.
    Источник: interesting-information.ru

  9. Третий
    раз дворец подвергся разорению во время Великой Отечественной войны.
    Если верить фольклору, фашистские солдаты, оккупировавшие город Пушкин,
    однажды попытались снять даже позолоту с кровли дворца. Однако попытка
    провалилась. Каждый раз, едва на крыше дворца появлялись подозрительные
    фигуры, в дело вмешивались советские снайперы и точными выстрелами
    сбивали мародеров. Но сам дворец был разрушен и подвергнут варварскому
    разграблению. Возрождение дворца началось сразу по окончании войны и
    продолжается до сих пор.
    Однако
    вернемся в XVIII век. Одновременно с Екатерининским дворцом возник, а
    затем рос и развивался Екатерининский парк. За долгие столетия дворец и
    парк слились настолько, что уже давно врозь не мыслятся. В 1720-х годах
    это единство было подчеркнуто прокладкой Эрмитажной аллеи, которая
    протянулась от центра паркового фасада дворца в глубину так называемого
    Старого сада, разбитого в голландском вкусе, и известного в обиходной
    речи как «Голландка». Старый сад делится надвое Рыбным каналом, прорытым
    в то же время. До Великой Отечественной войны по берегам Рыбного канала
    росли огромные ели и пихты, посаженные, если верить старым преданиям,
    самим Петром I. Во время фашистской оккупации их вырубили.
    В
    центре парка был вырыт Большой пруд, в нем жили прекрасные белые
    лебеди. По осени лебеди не покидали Екатерининский парк. У них были
    подрезаны крылья. Рассказывают, что Александру I это так не понравилось,
    что он будто бы однажды пожурил садовника. «Когда им хорошо, — сказал
    император, — они сами здесь жить будут, а дурно — пусть летят куда
    хотят». Говорят, после этого на глади Большого пруда появились новые
    лебеди, с неподрезанными крыльями. Вскоре почти все они разлетелись. Их
    можно было увидеть в Павловске, Гатчине, в других местах. Но затем, ко
    всеобщему удивлению, лебеди вновь вернулись в Царское Село.
    Екатерининский
    парк со своими строго расчерченными и бережно ухоженными дорожками и
    аллеями в представлении Екатерины II олицетворял государственный
    порядок, которым так гордилась императрица. Она подчеркивала это при
    каждом удобном случае. Рассказывают о курьезе, происшедшем с известным
    любителем музыки бароном А. И. Черкасовым. В Екатерининском дворце ему
    выделили комнаты, куда он мог приезжать в любое время. Однажды ему
    почему-то помешали ветви деревьев перед его окнами. Он приказал их
    срубить. Екатерине это не понравилось, и она решила найти способ
    досадить барону. Придя однажды в отсутствие барона в его покои, она
    разбросала и перемешала все ноты, которые у Черкасова всегда находились в
    порядке. А затем, увидев раздосадованного и разгневанного Черкасова,
    как можно мягче проговорила: «Теперь вы понимаете, что досадно видеть
    беспорядок в любимых вещах, и научитесь быть осмотрительнее».
    Сохранилась
    еще одна легенда о болезненной любви Екатерины к порядку. Недалеко от
    Большого пруда находится так называемое Розовое поле. Это обширный
    зеленый луг, обрамленный роскошными кустами роз. Как-то прогуливаясь по
    парку, императрица обратила внимание на великолепную белую розу и решила
    подарить ее своему любимому внуку Александру. Но было уже поздно, и,
    чтобы за ночь розу не срезали, она приказала выставить у куста часового.
    А наутро совсем забыла о своем вчерашнем намерении. А часовой стоял.
    Затем его сменил другой, третий… четвертый гвардеец. Не зная о планах
    императрицы и боясь совершить непоправимую ошибку, командир караула
    учредил у розового куста постоянный караульный пост. Говорят, этот пост
    просуществовал вплоть до воцарения императора Николая I, который и
    отменил его за ненадобностью. По другим легендам, узнав о происхождении
    поста, Николай перевел его в другое место, к Орловским воротам, и
    повелел, «чтобы часовой по-прежнему, в память Великой бабки его,
    основоположницы лихих лейб-гусар, всегда назначался от этого полка».
    Екатерининский
    парк богато украшен беломраморными скульптурами, особенно впечатляюще
    выглядящими на фоне темно-зеленых древесных крон. Традиционно бережное
    отношение к ним по инерции сохранялось и после Октябрьского переворота.
    Правда, иногда это принимало самые невероятные формы. Одна из легенд
    послереволюционного Петрограда повествует о том, как в 1918 году
    Петроградский губисполком получил телеграмму из Царского Села, из
    которой следовало, что после бегства белогвардейцев в одном из прудов
    Екатерининского парка нашли сброшенный с пьедестала обезображенный бюст
    Карла Маркса. В Царское Село спешно направили комиссию во главе со
    скульптором Синайским, автором памятника основателю марксизма,
    созданного в рамках ленинского плана монументальной пропаганды. К
    приезду высокой комиссии бюст уже установили на постамент и укрыли
    белоснежным покрывалом. Предстояло его вторичное торжественное открытие.
    Под звуки революционного марша покрывало упало, и Синайский в ужасе
    отшатнулся. Перед ним хитро и сладострастно улыбался, склонив едва
    заметные мраморные рожки, эллинский сатир — одна из парковых скульптур
    Царского Села. Синайский, рассказывает легенда, осторожно оглянулся
    вокруг, но ничего, кроме неподдельного революционного восторга на лицах
    присутствовавших, не заметил. «Памятник» великому основателю марксизма
    открыли.
    При
    Екатерине II Царское Село превращается в загородную императорскую
    резиденцию. Вместо «Деревни царя», как называли его при Петре I, Царское
    стали называть «Дворцовым городом», «Петербургом в миниатюре» или
    «Русским Версалем». В непосредственной близости с Царским Селом
    Екатерина II решила построить новый городок и жить там со своим двором,
    устроив там, как она говорила, «Русский Версаль». Теперь этот городок
    известен как один из районов города Пушкина — София.
    А. А. Тон. Царское Село. Лицей. 1822 г.
    Сразу
    после открытия в Царском Селе Александровского лицея в
    аристократических салонах питерские остроумцы заговорили о «Городе Лицее
    на 59 градусе северной широты». От Lykeion — названия знаменитой
    древнегреческой философской школы на окраине Афин.
    Но
    одно из самых распространенных названий современного города Пушкина —
    это «Город муз». В самом деле, на протяжении нескольких столетий в
    Царском Селе, а затем в Пушкине жили и работали многие выдающиеся
    представители русской литературы. Не говоря уже о самом Пушкине,
    заметный след в истории города оставили историк Николай Карамзин и
    философ Петр Чаадаев, писатели Алексей Толстой и Вячеслав Шишков, поэты
    Анна Ахматова, Сергей Есенин, Иннокентий Анненский, Николай Гумилев,
    Татьяна Гнедич и многие другие известные поэты и писатели.
    Но мы опять отвлеклись.
    Царскосельский,
    или Александровский, лицей, предназначенный для подготовки высших
    государственных чиновников различных ведомств, открылся в 1811 году. Это
    было необычное для России учебное заведение. Оно представляло из себя
    нечто среднее между существовавшими тогда гимназиями, кадетскими
    корпусами и университетом. По мнению его основателей, образование в нем
    должно быть не столько универсальным, сколько энциклопедическим. В этом
    виделся особый смысл. Иван Пущин в своих воспоминаниях вкладывает в уста
    Милорадовича, приветствовавшего выпускников Лицея, назначенных в
    гвардию, такие слова: «Да это не то, что университет, не то, что
    кадетский корпус, не гимназия, не семинария — это… лицей!»
    Выбор
    Царского Села, а точнее одного из флигелей Екатерининского дворца, для
    размещения Лицея не был случайным. Он обусловился желанием царствующего
    императора Александра I дать европейское образование своим младшим
    братьям, великим князьям Николаю и Михаилу Павловичам. До этого они
    получали, если можно так выразиться, домашнее образование. Но их мать,
    вдова императора Павла I, Мария Федоровна собиралась отправить детей для
    продолжения учебы в Европу. Александр I будто бы узнал об этом и,
    памятуя о сложных отношениях с Европой накануне войны 1812 года, якобы,
    не желая отправки братьев в Европу, повелел основать свое учебное
    заведение в Царском Селе. Так это или нет, доподлинно не известно.
    Впрочем, великие князья в Лицее так и не учились. Однако, как
    впоследствии вспоминал лицеист пушкинского выпуска Модест Корф, и
    император Николай I, и великий князь Михаил Павлович не раз обращались к
    нему по-французски: «mon camarade mangue», то есть «мой несостоявшийся
    однокашник».
    Дворцовый
    флигель, где разместился Лицей, в свое время возвел архитектор
    И. В. Не…лов для великих княжон — дочерей наследника престола Павла
    Петровича. Из флигеля над Садовой улицей перекинули галерею для
    непосредственной и более удобной связи с царским дворцом. Стареющая
    Екатерина II таким образом могла чаще навещать своих внучек.
    Для
    размещения Лицея флигель подвергся серьезной перестройке, проведенной
    по проекту архитектора В. П. Стасова. Торжественное открытие Лицея
    состоялось 19 октября того же 1811 года — дата, известная всей читающей
    России по ежегодным лицейским праздникам.

  10. Пушкин поступил в лицей 19 октября 1811 года. В 1811 году состоялось торжественное открытие Лицея. Годы, которые были проведены в Лицее, поэт часто называл самыми счастливыми в своей жизни. Лицеисты, окончив обучение, каждый год отмечали день 19 октября. Пушкин посвещал этому событию стихи. Самое знаменитое из них называется “19 октября” В нем есть замечательные строки:
    Роняет лес багряный свой убор,
    Серебрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Пылай, камин, в моей пустынной келье;
    А ты, вино, осенней стужи друг,
    Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
    Минутное забвенье горьких мук.
    Печален я: со мною друга нет,
    С кем долгую запил бы я разлуку,
    Кому бы мог пожать от сердца руку
    И пожелать веселых много лет.
    Я пью один; вотще воображенье
    Вокруг меня товарищей зовет;
    Знакомое не слышно приближенье,
    И милого душа моя не ждет.
    Я пью один, и на брегах Невы
    Меня друзья сегодня именуют…
    Но многие ль и там из вас пируют?
    Еще кого не досчитались вы?
    Кто изменил пленительной привычке?
    Кого от вас увлек холодный свет?
    Чей глас умолк на братской перекличке?
    Кто не пришел? Кого меж вами нет?
    Он не пришел, кудрявый наш певец,
    С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
    Под миртами Италии прекрасной
    Он тихо спит, и дружеский резец
    Не начертал над русскою могилой
    Слов несколько на языке родном,
    Чтоб некогда нашел привет унылый
    Сын севера, бродя в краю чужом.
    Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
    Чужих небес любовник беспокойный?
    Иль снова ты проходишь тропик знойный
    И вечный лед полунощных морей?
    Счастливый путь!.. С лицейского порога
    Ты на корабль перешагнул шутя,
    И с той поры в морях твоя дорога,
    О волн и бурь любимое дитя!
    Ты сохранил в блуждающей судьбе
    Прекрасных лет первоначальны нравы:
    Лицейский шум, лицейские забавы
    Средь бурных волн мечталися тебе;
    Ты простирал из-за моря нам руку,
    Ты нас одних в младой душе носил
    И повторял: «На долгую разлуку
    Нас тайный рок, быть может, осудил!»
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен —
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    Из края в край преследуем грозой,
    Запутанный в сетях судьбы суровой,
    Я с трепетом на лоно дружбы новой,
    Устав, приник ласкающей главой…
    С мольбой моей печальной и мятежной,
    С доверчивой надеждой первых лет,
    Друзьям иным душой предался нежной;
    Но горек был небратский их привет.
    И ныне здесь, в забытой сей глуши,
    В обители пустынных вьюг и хлада,
    Мне сладкая готовилась отрада:
    Троих из вас, друзей моей души,
    Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его Лицея превратил.
    Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
    Хвала тебе — фортуны блеск холодный
    Не изменил души твоей свободной:
    Всё тот же ты для чести и друзей.
    Нам разный путь судьбой назначен строгой;
    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
    Но невзначай проселочной дорогой
    Мы встретились и братски обнялись.
    Когда постиг меня судьбины гнев,
    Для всех чужой, как сирота бездомный,
    Под бурею главой поник я томной
    И ждал тебя, вещун пермесских дев,
    И ты пришел, сын лени вдохновенный,
    О Дельвиг мой: твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыпленный,
    И бодро я судьбу благословил.
    С младенчества дух песен в нас горел,
    И дивное волненье мы познали;
    С младенчества две музы к нам летали,
    И сладок был их лаской наш удел:
    Но я любил уже рукоплесканья,
    Ты, гордый, пел для муз и для души;
    Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
    Ты гений свой воспитывал в тиши.

  11. Государственный музей-заповедник “Царское Село” (ГМЗ “Царское Село”) – блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII – начала XX века.
    Великолепное созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе во всей полноте представлено разнообразие художественных стилей барокко (в постройках Ф.-Б. Растрелли) и классицизма (в постройках Ч. Камерона, Дж. Кваренги, В. Стасова и других).
    Целый ряд царствований, начиная с Екатерины I и кончая Николаем II, оставил в Царском Селе свой отпечаток, следы своего бытования. Композиционным центром памятника является Екатерининский дворец – великолепное сооружение в стиле русского барокко.
    Восхищают роскошью убранства Большой зал дворца и “Золотая анфилада” парадных залов, среди которых – всемирно известная возрождаемая Янтарная комната. Попав в его залы, Вы почувствуете дух Елизаветинской и Екатерининской эпох, отчасти – эпохи императора Александра I, увидите редкие предметы прикладного искусства.
    Один из лучших образцов мировой архитектуры классицизма – Александровский дворец. Пройдя по комнатам императора Николая II и его супруги Александры Федоровны в этом дворце, можно познакомиться с художественным вкусом последних Романовых, увидеть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.
    На территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью 300 гектаров расположено более 100 архитектурных сооружений: от величественных дворцов и монументальных памятников до павильонов, мостов, многочисленных мраморных монументов, экзотических сооружений, исполненных в подражание готической, турецкой, китайской архитектуре, придающих уголкам парков романтический характер.

    Краткая история Царского Села

    Зарождение и условия дальнейшего развития дворцово-паркового ансамбля “Царское Село” связаны с освобождением из шведского плена старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Петербурга и превращение его в столицу Русского государства.
    Эта территория издавна входила в состав Древнерусского государства. В XII веке этот край именовался “Ижорской землей Господина Великого Новгорода”. В XVII веке “Ижорская земля ” была оккупирована шведами. Возвращение России этих территорий началось в результате побед, одержанных в начале Северной войны в 1702 году. На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба – Saris hoff, Saaris moisio (“мыза на возвышенном месте”), а по-русски Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия.
    Сначала Сарская мыза была подарена генерал-губернатору освобожденного края А. Д. Меньшикову, а затем 24 июля 1710 года по приказу Петра I мыза была “отписана” его будущей жене Екатерине Алексеевне и включена в разряд дворцовых земель (официальное бракосочетание Петра I состоялось в феврале 1712 г). В 1710-1720 гг. на месте усадьбы появляется загородная царская резиденция. Вокруг нее возникают русские деревни. В 1719-1720 гг. близ мызы на территории будущего города появляется слобода дворцовых служителей, и проводятся мероприятия по упорядочению ее планировки и застройки. Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства оно превратилось в Царское Село.
    На протяжении двух веков Царское Село считалось летней Парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось в течение ряда лет при участии правительственных ведомств. С 1811 по 1843 гг. здесь находился Царскосельский императорский лицей, в котором воспитывался А. С. Пушкин. После октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие дома города заняли учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село. В 1937 году в столетнюю годовщину со дня трагической гибели А. С. Пушкина город получил его современное название. В январе 1983 года решением Совета Министров РСФСР дворцы и парки г. Пушкина получили статус заповедника, который в 1990 году назван Государственным музеем-заповедником “Царское Село”.

    Уникальная часть коллекции

    Ныне Государственный музей-заповедник “Царское Село” насчитывает в своем собрании более 20-ти тысяч экспонатов. Среди них уникальные вещи из следующих коллекций:
    коллекции живописи западноевропейских художников XVI – XX вв. и русских художников XVIII – XIX вв.;
    коллекций акварелей Л. Премацци, Е. Гау и знаменитых русских художников XVIII – XIX вв. и графики английских граверов XVIII – XIX вв.;
    коллекции мебели русских, западноевропейских и восточных мастеров XVIII – XX вв.
    предметов декоративно-прикладного искусства: изделий русского и западноевропейского фарфора XVIII – начала XX вв. , китайского и восточного фарфора XVII – XX вв., русских и западноевропейских фаянсовых изделий XVII – начала XX веков, стеклянных изделий, изготовленных на русских и европейских заводах XVIII-XX вв.;
    коллекции янтарных изделий работы западноевропейских и русских мастеров-камнерезов XVII – XIX вв.;
    коллекции художественного металла русских и западноевропейских мастеров XVIII-XIX вв.;
    коллекции оружия принадлежащего российским императорам и мемориальных вещей XV-XIX вв. из Индии, Африки, стран Кавказа, Персии и Турции;
    коллекции костюма и тканей, состоящие из военных мундиров и гардероба царской семьи, ковров, портьер, образцов тканей от эпохи императора Петра III до эпохи императора Николая II;
    коллекции скульптуры: мраморной итальянских мастеров начала XVIII в., бронзовой и гальванопластической, выполненной русскими мастерами в конце XVIII – сер. XIX вв.;
    коллекции редкой книги, включающей редкие издания XVI – XIX вв. и книг из библиотек Екатерининского и Александровского дворцов, принадлежащих российским императорам и членам императорской фамилии.

  12. Уважаемый старшеклассник!
    В курсе «Обучение сочинению» опубликованы тексты для тренировочной работы в процессе подготовки к сочинению по русскому языку.
    Чтение текстов схожей тематики и их интерпретация помогут Вам обогатить аргументационное поле для сочинения по русскому языку на Едином Государственном экзамене.
    Сначала обратимся к толкованию слов.
    Интерпретировать – 1.Разъяснять смысл чего-нибудь.
    2.Осуществлять интерпретацию.
    Интерпретация – 1.Процесс деятельности по значению глагола несовершенного вида интерпретировать
    2.Творческое раскрытие образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя; трактовка.
    Трактоваться – 1.Быть предметом обсуждения, истолкования; пониматься, изображаться каким-либо образом;
    2.Оцениваться, характеризоваться каким-либо образом.
    Вам предлагаются задания для творческого исследования текста.
    Задание № 1
    1. Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные слова.
    2. С помощью выделенных слов сжато перескажите текст, опираясь на предлагаемый порядок интерпретации:
    укажите заглавие текста (если есть), ф.и.о. автора текста, его сферу деятельности (культурный, общественный деятель, учёный и т.п.); о ком, о чём говорит автор (тема текста), авторские аргументы (доказательства, примеры, пояснения);
    используйте вспомогательные фразы:
    автор рассказывает о…с целью …, вспоминает о…
    делится жизненными впечатлениями…
    на первый план выдвигается…
    идея (главная мысль) текста находится чаще всего в конце текста;
    для оформления идеи используйте вспомогательные фразы:
    автор рассуждает о …, рассуждения автора касаются…
    подчеркивает мысль о том, что…
    говорит о важности…
    поднимает (обозначает, затрагивает) актуальную проблему…
    поднимает вопрос о…
    для автора важно, чтобы…
    пытается показать …
    предлагает читателю задуматься над…
    наводит на мысль о том, что…
    нравственная позиция автора….
    найдите в тексте слова, выражающие чувства автора ( в том числе и вводные слова, например: к сожалению, к счастью и др.) – в них часто выражается отношение автора к проблеме;
    для формулировки мыслей используйте вспомогательные фразы:
    автора огорчает…(поражает…, удивляет…, тревожит…и др.)
    автор не равнодушен…(уважает…, симпатизирует…, осуждает… и др.)
    автор на стороне…
    3. Если есть возможность, запишите полученный текст.
    4. Проделайте то же самое со следующими текстами, и у Вас появится надёжная «Шкатулка аргументов». Объём творческой работы не должен превышать 6-8 предложений.
    Интерпретированные Вами тексты прозвучат на ЕГЭ гораздо убедительнее, чем примеры из жизненного опыта. Необходимо только приложить усилия для развития навыков интерпретации текстов.
    Задание № 2
    В дальнейшем Вам предстоит поработать таким образом – выбирать любые тексты и писать по этим текстам сочинения. Об этапах написания проблемного сочинения по тексту Вам должно быть известно из пояснений учителя и рекомендаций в разнообразных сборниках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
    Задание № 2 находится в стадии разработки. Будьте уверены, что Ваша систематическая учебная деятельность по заданию № 1 поможет в выполнении задания №2.
    В случае возникновения необходимости посоветоваться с учителем (автором сайта) просим обращаться к Помеловой Галине Николаевне (e-mail [email protected].).
                                                      “Отечество нам – Царское село”
           Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению император придавал столь важное значение, что собирался вначале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего  интереса к  Лицею не потерял.
    Программа обучения в Лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашённых преподавать лицеистам были такие лучшие по тому времени учителя, как А.П.Куницын, А.И.Галич и др.
    На праздновании торжественного акта по случаю открытия Лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своём последнем стихотворении, посвящённом дате 19 октября, «Была пора…»(1836) Пушкин скажет о речи Куницына, потому что всегда о ней помнил:
    Вы помните, когда возник Лицей,
    И царь для нас открыл чертог Царицын,
    И мы пришли. И встретил нас Куницын
    Приветствием меж царственных гостей…
    В своей речи он призывал – и этого Пушкин тоже не забыл, потом это отзовётся, в частности, в его оде «Вольность» – превыше всего чтить законы и соблюдать их: «Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оные; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа».
    Свою речь Куницын закончил словами, обращёнными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения?  Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть нашим руководителем!.. Исполните лестную надежду, на вас возлагаемую, и время вашего воспитания не будет потеряно».
    Большие надежды, которые на него возлагались, Лицей, безусловно, оправдал: он был колыбелью Пушкина, из его стен вышли такие великие патриоты и мученики свободы, как Кюхельбекер, Пущин и другие.
    Е.А.Маймин
    Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
    Назад в раздел

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *