Сочинение на тему дней александровых прекрасное начало

7 вариантов

  1. Четырнадцатый по счету российский император Александр I, или, как его называли в народе, Александр Благословенный, – одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства.
    Первенец наследника престола Павла родился 12 декабря 1777 г. Вдовствовующая императрица Екатерина II нарекла его в честь Александра Невского – покровителя Санкт-Петербурга. Он был любимым внуком Екатерины, которая лично руководила его воспитанием, видя в мальчике не только будущего самодержца, но и продолжателя дела, начатого Петром Великим. Властная и волевая государыня была сентиментальной и нежной бабкой, находившей величайшее удовольствие и в стирке замаранной одежки юного Александра, и в его образовании (сама писала для него учебники), и в потакании его детским шалостям и капризам.
    Будучи еще ребенком, Александр отличался веселым нравом, послушанием, редким артистическим даром. Екатерина II писала, что в 14 лет ее воспитанник «овладел сердцами всех». Он проявил завидную способность к языкам. Например, по-английски начал говорить раньше, чем по-русски. Безусловно, в этом немалую роль сыграли наставники будущего царя.
    Но главным воспитателем был специально приглашенный для этого Екатериной II в Россию швейцарец Ф. Лагарп. Якобинец по убеждениям, он воспитывал Александра с пятилетнего возраста на протяжении одиннадцати лет, искренне и доходчиво передавая своему подопечному идеи французских мыслителей Ж.Ж. Руссо, Г. Мабли, английского историка Э. Гиббона.
    Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. Екатерина II заставила его прочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Это отразилось и на взаимоотношениях с отцом во время посещения его резиденции в Гатчине, где царил дух военщины и жесткой дисциплины. Александру постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.
    Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился.
    После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения.
    Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней. Александр I относился к участникам заговора со смешанным чувством антипатии и боязни. Он ненавидел их и в то же время опасался, что они могут организовать заговор и против него, убить и его.
    В первые месяцы своего правления Александр I выслал многих участников заговора, а опору нашел в небольшом кругу друзей своей юности. Среди них – графы Павел Строганов, участник «Великой» французской революции, член якобинского клуба «Друзей Закона». Во время принятия Строганова в члены клуба, он воскликнул: «Лучшим днем в моей жизни будет тот, когда я увижу Россию возрожденной в такой же революции», Виктор Кочубей, князья Адам Чарторыйский, Николай Новосильцев. Именно с ними молодой император обсуждал важнейшие вопросы необходимых преобразований в стране. Этот кружок стали называть «Негласным комитетом». Его члены были молоды, энергичны, исполнены благих намерений, но очень неопытны.
    На заседаниях этого комитета снова, обсуждался вопрос о введении в России конституции, правах гражданина и других мероприятиях в духе идей «Великой» французской революции. Гр. Строганов составил проект конституции, которая по его характеристике «есть законное признание прав народа и тех форм, в которых он может осуществлять эти свои права». В июле 1801 года в Негласном Комитете обсуждался проект Грамоты российскому народу.
    Негласный Комитет занимался обсуждением различных реформ в течение всего 1801 года, вплоть до мая 1802 года. Потом он не собирался полтора года. Затем члены его собрались несколько раз в 1803 году, а потом Негласный Комитет перестал существовать. Да и необходимость в нем по существу отпала.
    Первые годы царствования Александра I оставили наилучшие воспоминания у современников. «Дней Александровых прекрасное начало» – так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наступил короткий период «просвещенного абсолютизма». Открывались университеты, лицеи, гимназии. 25 февраля 1803 года Александр I издал указ «О свободных землепашцах». По этому указу помещики, желавшие освободить крестьян, могли освобождать крестьян целыми селениями, на основании договоренности с крестьянами. Идеи, заложенные в указе 1803 г., впоследствии легли в основание реформы 1861 г.
    Желание Александра I освободить крестьян наталкивалось на сложную политическую игру слоев враждебных монархической власти и на материальные интересы ее убежденных сторонников.

  2. “Дней Александровых прекрасное начало”.
    11 марта 1801 года в Российский империи произошел последний дворцовый переворот: с престола был свергнут сын Екатерины II  Павел I. Его место занял двадцатичетырехлетний энергичный сын Павла – Александр. Александр Пушкин в своем  стихотворении  «Послание цензору» 1822 г. назвал начало правления нового императора «Дней Александровых прекрасное начала». Действительно,  на ранних этапах своего правления Александр был охвачен идеей либеральных преобразований, в которых так нуждалась Российская Империя в начале XIX века. В своем эссе я хочу рассмотреть некоторые из явлений этого периода подробнее.
    Одним из первых деяний Александра на престоле было издание указа о вольных хлебопашцах 1803 г – законодательный акт, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Крестьяне, получившие свободу, согласно указу назывались вольными хлебопашцами. Теперь они могли свободно переходить в другое сословие. Отпущенные на волю, крестьяне платили государству налоги и несли рекрутскую повинность. Если оговорённые обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Причиной принятия такого указа был уже давно висящий в воздухе вопрос об отмене крепостного права. Почему бы не просто взять и раскрепостить крестьян? В таком случае, один из столпов монархической власти, дворянство, разразилось возмущениями. На мой взгляд, эта проблема требовала постепенного решения, и в связи с этим, я считаю, что Александр I поступил очень мудро. К сожалению, из-за того, что указ носил рекомендательный характер, возможностью освободиться воспользовалось лишь небольшое количество крестьян: около 1,5% от всего количества. Но ведь это уже что-то! Кроме указа, Александр принимал и другие меры по облегчению жизни крестьян. Например, помещикам было запрещено ссылать крепостных в Сибирь. Таким образом, Александр I положил робкое начало освобождению самого многочисленного сословия Российской Империи.
    Еще одно важное преобразование, пришедшееся на эпоху Александра I – реформа государственного управления. Важную роль в этом сыграл М. Сперанский. В 1809 г. он разработал проект всеобщего государственного преобразования под названием «Введение к уложению государственных законов». Меры, описанные в проекте, должны были осуществиться в течении 1810-1811 гг. Однако, в высших кругах его проект получил негативную критику, особенно со стороны консерваторов (например, Н. Карамзина) и реформы пришлось свернуть. Из всех планов были осуществлены немногие. Так, был создан Государственный совет Российской Империи – высший законосовещательный орган. Учреждение Государственного Совета позволило рассматривать законопроекты после обсуждения их в департаментах. При Высшем Органе функционировала комиссия по прошениям. Не ограничивая власть монарха, Государственный совет обеспечивал повышение качества законотворческого процесса и приведение всей правовой системы к единообразию.  На мой взгляд, подобный орган можно назвать аналогом парламента на ранних стадиях, пусть он и не был законодательным, его создание позволило разложить ответственность за решение вопросов на большее количество квалифицированных людей. Важно отметить, что Государственный совет просуществовал вплоть до революции, в последствие (при Николае II) став верхней палатой законодательного учреждения.

  3. «Дней Александровых прекрасное начало»
    Воцарение Александра I, заявившего, что будет править по примеру своей бабки Екатерины II, т. е. не ущемлять интересов первого сословия и не стеснять частную жизнь дворян, было встречено со всеобщим воодушевлением. О Павле I постарались забыть. Зато Александру I похвалы слышались со всех сторон. Его называли солнцем просвещения, гением-хранителем.
    В начале царствования Александр I сразу же издал ряд указов, облегчавших частную жизнь дворян и увеличивавших степень их личной свободы. Они касались беспрепятственного пропуска лиц, въезжавших в Россию и выезжавших из нее, отмены запретов на ввоз иностранных книг, на заведение частных типографий. Александр I уничтожил пытки и публичные виселицы.
    В столице и губернских городах были открыты высшие учебные заведения и гимназии. 19 октября 1811 года по велению Александра I торжественно открылся Императорский Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение для мальчиков из родовитых дворянских семей. В нем предполагалось готовить высших чиновников для разных отраслей государственной деятельности. Учреждение Лицея наряду со взятием Парижа Пушкин всегда ставил в особую заслугу Александру I: «Он взял Париж, он основал Лицей…»
    В июне 1801 года Александр I учредил Негласный комитет, куда вошли его «молодые друзья» — В. Кочубей, А. Строганов,
    Н. Новосильцев и А. Чарторыйский. Им было поручено подготовить коренные политические преобразования в России, затрагивающие государственное устройство и положение крестьян. И хотя деятельность комитета не увенчалась успехом и не привела к каким-либо значительным результатам, Александр I продолжал думать о реформах. Их продвижению помешали войны, которые в это время вела Россия с Францией, но, как только наступал мир, император возвращался к своим либеральным намерениям. В дальнейшем он призвал на службу М. Сперанского, под влиянием которого издал несколько прогрессивных указов («О придворных званиях», «О чинах гражданских»), Смысл их заключался в том, что носители придворных званий — камергеры и камер-юнкеры — обязывались служить, а чиновники, производимые в коллежские советники, должны были иметь университетское образование. Эти указы означали, что старшинство и покровительство не являются основными условиями продвижения по службе и что на бюрократической лестнице уравниваются права дворян и выходцев из других сословий, права знатных и незнатных, долго служивших и принятых на службу недавно. В 1810 году был образован Государственный совет, которому вменялось в обязанность предварительно рассматривать законы. Предполагалось подготовить Государственное уложение и созвать Собрание, на котором уложение должно быть принято, после чего Собрание было бы преобразовано в Государственную думу (орган сословного представительства в духе европейских парламентов). Для осуществления постепенного перехода к конституционной монархии, возможно и к республике, кабинет министров надлежало преобразовать в верховный исполнительный орган, а каждую из властей (законодательную, судебную, исполнительную) разделить на четыре соподчиненные ступени: волостную, окружную, губернскую, верховную.
    Обстоятельства, однако, сложились так, что внешняя и внутренняя обстановка препятствовала либеральным преобразованиям. Войны с Наполеоном надолго прерывали реформы. И хотя Александр I в 1812 году еще пытался проводить либерализацию страны, его преобразовательный пыл уже был исчерпан. В том же году по приказу императора арестовали и сослали в Нижний Новгород М. Сперанского.
    1815 год — год окончания войн с Наполеоном и прекращения либеральных начинаний Александра I, под знаком которых прошли первые полтора десятилетия его царствования.
    Война 1812 года. Отечественная война 1812 года вызвала в России небывалый подъем национально-натриотических чувств, что способствовало оживлению деятельности общества во всех отраслях — в духовной, экономической, социальной, культурной.
    Русское государство отстояло свою свободу и независимость, нанеся поражение грозному и опытному противнику, которым командовал гениальный военачальник. Во время Отечественной войны все сословия были охвачены одним общим чувством. Никогда позже в XIX веке общество уже не знало подобного единства. Поэтому в национальную память, литературу, искусство, культуру вообще Отечественная война 1812 года вошла как время национальной гармонии. Именно в таком свете ее воспели В. Жуковский в «Певце во стане русских воинов», Д. Давыдов в своих стихотворениях, А. Пушкин в «Воспоминаниях в Царском Селе», «Евгении Онегине», стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам, Н. Языков в знаменитых посланиях, адресованных Д. Давыдову, М. Лермонтов в «Бородине», Л. Толстой в «Войне и мире». По возвращении в Россию Александр I распорядился о переводе Евангелия на русский язык (в церковном и домашнем обиходе русские пользовались церковно-славянским переводом). Осуществленный в 1818 году перевод стал огромным культурным событием в России.
    После эпохи Просвещения, сгоревшей в пламени Французской революции и Наполеоновских войн, наступила пора романтизма. Наполеон стал ее первым историческим героем-ин-дивидуалистом.
    Состояние литературы. В первые годы нового, XIX столетия литература России приобрела светский характер и начала овладевать европейским культурным наследием — языческой мифологией античности, христианской Средневековья, гуманизмом1 Возрождения, философским рационализмом Просвещения. Постепенно она стала обращать внимание и на национальные истоки — русский фольклор и народные предания. Однако главная ее цель состояла в том, чтобы догнать европейские литературы, создать национальный литературный язык, сделав его единым (в это время все еще мыслили разными жанрово-стилистическими категориями), и вдохнуть национальное содержание в национальную форму.
    1Эпоха Просвещения в России выдвинула два главных литературных направления: классицизм и сентиментализм. Другие направления — барокко и предромантизм — не получили большого историко-художественного значения вследствие того, что русская литература, стремительно развиваясь, в очень короткие сроки миновала стадии, которые уже прошла европейская изящная словесность за более длительное время.

  4. Вступив на престол, Александр I не имел четкой программы политических действий. Будучи сторонником конституционной монархии, он полагал, что поначалу надо проявить осторожность в заявлениях, успокоить оппозиционное дворянство. Александр открыто осудил деспотизм Павла I и заявил, что будет править по заветам Екатерины II. Вслед за тем появилась серия указов, устраняющих несправедливости предшествовавшего царствования. Объявлялась амнистия политическим ссыльным; снимались запреты, касавшиеся внешней торговли; был издан указ о свободном пропуске через границы России. Наконец, 31 марта был отменен запрет на ввоз из-за границы книг и нот, на содержание частных типографий. Но почти каждое царствование начиналось с подобных действий. Так что указы Александра ничего из ряда вон выходящего собой не представляли.
    Сложнее было провести коренные преобразования, определить их приоритетность, создать благоприятное отношение к ним дворян. В первые годы правления Александра I разработкой политической программы занимались два консультативных органа — «Государственный совет непременный» («Непременный совет») и «Негласный комитет».
    «Непременный совет» был образован 25 марта 1801 г. в секретном порядке по списку, который составил сам император. В него вошли 12 сановников екатерининской эпохи, имевших опыт государственной деятельности. Этот орган должен был олицетворять верность политическому курсу Екатерины II. Среди его членов были сенаторы Г.Р.Державин, граф А.Р.Воронцов и др. Совет выполнял законосовещательные функции.
    В отличие от «Непременного совета» «Негласный комитет» не был официальным учреждением. Он составился из молодых друзей императора: А.А.Чарторыйского, Н.Н.Новосильцова, П.А.Строганова, В.П.Кочубея. Комитет просуществовал до 1805 г. О его заседаниях известно из дневников, которые вел Строганов.
    В отечественной историографии позиции этих двух политических кругов зачастую противопоставляются. Следуя шутливому выражению Г.Р.Державина, историки (Н.К.Шильдер, М.И.Богданович, Н.М.Романов) называли «Негласный комитет» «шайкой якобинцев». Позицию «Непременного совета» исследователи определяли как консервативную.
    В современных публикациях (Н.В.Минаева, С.В.Мироненко) пересмотрены эти традиционные оценки. Анализ проектов, исходящих от «Непременного совета», например, А.Р.Воронцова, убеждает, что позиция друзей императора была подчас более осторожная, чем у советников.
    Предметом обсуждения на заседаниях «Непременного совета» и «Негласного комитета» были: состояние управления империей, крестьянский вопрос, система образования и вопросы внешней политики. На их решениях сказались оппозиционная борьба и придворные интриги. Александру I приходилось лавировать.

  5. ?ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    “МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМЕНИ НИКОЛАЯ II”
    РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА
    Кафедра: “”
    Факультет: “”
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    “ДНЕЙ АЛЕКСАНДРОВЫХ ПРЕКРАСНОЕ НАЧАЛО”
    Содержание
    Александр I
    Детство, образование
    Восшествие на престол
    Началореформ
    Второй этап реформ
    Внешняя политика
    Отечественная война 1812
    Священный союз
    Послевоенные реформы
    Усиление реакции
    Список литература
    “Дней Александровых прекрасное начало”. Именно с этой коликой и одновременно отсталой во многих отношениях Россией, страной, которая, казалось, была соткана из сплошных противоречий, пришлось иметь дело Александру I, пришедшему к власти в результатедворцового переворота 11 марта 1801г.[1]
    АЛЕКСАНДР I (1777-1825), российский император с 1801 г. Старший сын Павла I. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-07 участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-12 временно сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией(1806-12) и Швецией (1808-09). При Александре I к России присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 возглавил в 1813-14 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 и организаторов Священного союза
    АЛЕКСАНДР I [12(23) декабря 1777, Петербург – 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог], российский император (1801-25), первенец великого князя Павла Петровича (позднее император Павел I) и великой княгини Марии Федоровны.
    Детство, образование
    Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своегодела. В воспитатели к Александру по рекомендации Д. Дидро был приглашен швейцарец Ф.Ц. Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. Екатерина II заставила егопрочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Это отразилось и навзаимоотношениях с отцом во время посещения его резиденции в Гатчине, где царил дух военщины и жесткой дисциплины. Александру постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.[3]
    Восшествие на престол
    Считается, чтонезадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился.[5]
    После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно этинастроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения. Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.[4]
    Начало реформ
    Александр I взошел на…

  6. Нижний коридор Храма Христа Спасителя служит наглядным памятником славных событий Отечественной войны 1812 г. Если мы войдем в Храм через западные двери, то налево от входа на стене коридора увидим на белых мраморных досках Высочайший манифест от 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России, а затем Воззвание от 6 го июля к народу Русскому об ополчении. Дальше с двух сторон коридора помещены в хронологическом порядке на мраморных досках описание 71 сражения, прошедшего на территории России в 1812 году. В таком виде: сражение такое-то, год, месяц и число, командующий войсками такой-то, участвовавшие войска и орудия, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число выбывших из строя нижних чинов. Наконец, какие награды были получены за это сражение. Надписи расположены так, что заканчиваются на восточной стороне Храма, где помещены манифесты: об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года, два благодарственных манифеста – один к Русскому народу, а другой – к Русскому дворянству за их жертвенность во время опасности для отечества; напротив горнего места – манифест о построении Храма Христа Спасителя в Москве в благодарность Богу и в память на века. По сторонам – манифест городу Москве и об учреждении медали в память 1812 года. По южной и западной сторонам, в хронологическом порядке и по тому же типу, расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, заканчивающиеся у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и о восстановлении мира в Европе. Над каждой доской, описывающей сражения, находятся величания Святым, память которых празднуется в день того или иного сражения.

  7. После прихода Александра к власти именно Зубовы и петербургский военный губернатор П.А. Пален определяли первые шаги царя на государственном поприще. Если до восшествия на престол Александр неодобрительно относился к сословным привилегиям дворянства, то теперь по предложению членов Непременного Совета, им же назначенных, он подтвердил исключительность дворянских привилегий, показав тем самым преемственность с внутренней политикой Екатерины II. Члены Совета в марте 1801 г. отклонили подготовленный по поручению царя генерал-прокурором А.А. Беклешовым проект указа о запрещении продавать крепостных без земли. Не поддержали этот проект и «молодые друзья». В конце концов, Александр вынужден был пойти на компромисс. Ему пришлось ограничиться именным рескриптом Академии наук о запрете публиковать объявления о продаже крестьян без земли.
    Под давлением «заговорщиков» и сенаторов 5 июня 1801 г. император был вынужден издать указ, согласно которому обязался восстановить старые права Сената. Все это делало невозможным опереться в проведении реформ на Сенат и Непременный Совет. Однако Александр I был дальновидным политиком, убежденным в необходимости частичных уступок с целью предотвращения событий Французской революции. Пример тому – «Жалованная грамота российскому народу», в которой в духе умеренного конституционализма предполагалось закрепить основные права и обязанности сословий (в том числе крепостных крестьян) по образцу «Жалованных грамот» дворянству и городам 1785 года. Дворянство (а в перспективе все имущее население) должно было получить политические права, а, следовательно, возможность избирать и быть избранными в Сенат, являвшийся «вотчиной» аристократии.
    1-я редакция «Жалованной грамоты российскому народу» – проект А.Р. Воронцова – датируется июнем 1801 г. и представляет собой типичную феодальную хартию с упором на права и привилегии дворянства. Этот проект дважды обсуждался на заседаниях Негласного комитета в июле месяце, где замечания Н.Н. Новосильцев стали основой 2-й редакции «Грамоты» в сентябре 1801 г. Среди бумаг М.М. Сперанского сохранилась и 3-я редакция, сделанная главой канцелярии Непременного Совета Трощинским. Часть статей «Грамоты» была обсуждена на заседании Непременного Совета, итогом чего стала 4-я редакция документа, в которой со всей очевидностью уже просматривается внесословный характер документа: замена слова «помещик» на «владелец», охрана личной собственности всего населения, некоторые буржуазно-демократические свободы и возможность изменения законов только с согласия Сената. Некоторые положения «Грамоты» нашли отражение в коронационных указах 12 сентября 1801 г. и в указах 8 сентября 1802 г. о реформе Сената и создании министерств. В дальнейшем принципы «Грамоты» легли в основу Конституционных проектов Ионических островов 1801,1803 и 1806 гг. и Финляндии (1809 г.), проекта Сперанского 1809 г. и проектов «Уставной грамоты Российской империи» 1818-1820 гг. Н.Н. Новосильцева и П.А. Вяземского.
    Очевидно, что главной политической целью авторов «Жалованной грамоты» 1801 г. была нейтрализация сенатской реформы, предполагавшей наделение Сената рядом законодательных функций, что в условиях аристократического состава Сената означало невозможность проведения реформ. Тогда как главной причиной неопубликования «Грамоты», намеченной к коронации сентября 1801 г., стало опасение императора в том, что большинство в Сенате получил консервативное дворянство, настроенное против проведения любых реформ вообще.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *