Сочинение на тему духовный мир человека

8 вариантов

  1. Общаясь с людьми, все мы, как правило, составляем о собеседнике или знакомом собственное мнение. Один человек представляется нам красивым, другой – умным, третий – веселым. Мы подсознательно выделяем в его облике главную черту и на основании этого делаем вывод: этот человек нам приятен, а тот – нет; с одним хочется продолжить знакомство, а другого стараемся избегать. Интересно, что чаще всего нам приятно общаться именно с симпатичными, красивыми людьми. Но не только внешняя красота привлекает нас. Здесь все дело во внутреннем свете. Ведь не секрет, что выражением духовной жизни человека, зеркалом его мыслей, стремлений, чувств являются глаза. Внутренняя красота всегда отражается во внешности. И чем выше уровень умственного, морального, эстетического развития человека, чем выше его культура, тем выразительнее, привлекательнее его внешний облик и ярче то впечатление, которое он производит на окружающих. Вот почему духовная культура практически всегда отождествляется у нас с красотой.
    Я думаю, во многом это происходит оттого, что культурный человек всегда внимателен и чуток к окружающему миру. Его открытое сердце впитывает в себя все прекрасное, что существует вокруг, и это прекрасное наполняет все его существо и отражается во внешнем облике. И тут важна каждая деталь, любая мелочь, ведь красота души начинается с малого. Человека внимательного и чуткого к окружающему его миру восхищает и журчащий в тени деревьев прохладный ручеек, и маленькая птичка, которая в первых лучах весеннего солнца поет свою радостную песенку, и скрип чистого зимнего снега под ногами. Он никогда не сорвет бездумно цветок, не оставит в лесу варварских следов своего пребывания. Мы во многом сами воспитываем себя. И тот, в ком живет благородная чистая душа, всегда стремится к совершенствованию, расширяет свои знания, интересуется всем, что происходит вокруг. Такой человек создает внутри себя особый мир, который никогда не стоит на месте, а находится в постоянном движении вперед, в постоянном развитии. Человек высокой духовной культуры стремится принести как можно больше пользы. Благородство души проявляется в отношении к знакомым и незнакомым людям.
    Наверное, каждому случалось видеть, как одним словом люди могут больно ранить, как, поддавшись мгновенному чувству, могут разрушить что-то высокое, хрупкое, важное. Именно поэтому красота человеческого духа заключается, прежде всего, в умении осмысливать свои поступки и желания, умении самому решать, дать волю своим чувствам, высказать свои желания. Духовная красота несовместима с невежеством, равнодушием, ленью. Она не может стоять рядом с несправедливостью и злом. Духовно богатый человек никогда не пройдет мимо чужого горя, он не оставит в беде своих близких, друзей, родных. Тонко чувствуя прекрасное, такой человек также остро ощущает неправду, безразличие, жестокость, он всегда обеспокоен происходящим и стремится внести свой посильный вклад в улучшение жизни.
    Мне хотелось бы в заключение привести слова известного педагога и психолога В. А. Сухомлинского о красоте: “Красота – это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете тебе открывается истина, правда, добро; озаренный этим светом, ты испытываешь приверженность и непримиримость. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души – она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения. Красота – это зеркало, в котором ты видишь сам себя и благодаря которому так или иначе относишься к себе”.

  2. Я считаю, что автор прав утверждая, что человек сможет построить свою судьбу сам, только если он будет развивать свой духовный мир. Ведь тот, кто развивает себя не только физически, но и духовно, способен ставить себе правильные цели и достигать их. В этом высказывании Толстой поднимает проблему того, что мы все сможем стать творцами своей судьбы, только в том случае, когда станем духовно развитыми.   Актуальность данной проблемы в современном обществе заключается в преодолении человеком нравственного кризиса.
    Говоря на данную проблему нужно упомянуть о том, что духовная жизнь представляет собой не только походы по выставкам, концертам, театрам, самое главное, это развитие человеческой души. Люди, которые не забывают об этом, обладают высокоморальными качествами настоящего человека. Чем больше отдается предпочтение духовному развитию, тем меньше волнует окружающий материальный мир. А значит, человек перестает зависеть от него и своей судьбы. В доказательство, я хочу привести несколько примеров.
    Слабые люди при жизненных невзгодах, неудачах в первую очередь грешат на судьбу. Но те, кто хочет достичь чего-то большего, все время ищут новые способы достижения своей цели. Одним из ярким примером такого человека является австралийский писатель Ник Вуйчич, который родился без ног и без рук. Сложно представить, через какие страдания пришлось пройти ему, но он не сдался, не стал винить судьбу, а выучился, получил два университетских образования и стал одним из самых знаменитых христианских проповедников.
    Еще одной сильной личностью является М.В. Ломоносов. Он жил в обычной деревушке, но благодаря своей тяге к духовному развитию, бросил вызов судьбе и стал известен во всем мире, как известный ученый.
    Таким образом мы увидели, что Л.Н. Толстой прав. Если ты живешь духовной жизнью, если нравственно и духовно развит, то у тебя появляется способность выбрать верные ориентиры, что, как я думаю, способствует возрастанию твоей независимости от судьбы.

  3. Содержание
    Введение
    1. Понятие духовного мира личности
    2. Процесс становления духовного мира личности
    Заключение
    Список использованной литературы

    Введение

    Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.
    В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.
    Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития.
    Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…
    Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.
    Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.
    Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ____ страниц.

    1. Понятие духовного мира личности

    Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Античные философы называли внутренний, духовный мир человека «микрокосмом» — в отличие от «большого мира» — «космоса», который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной — Ойкумену. Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.
    Итак, что же такое духовный мир личности?
    Начнем со слова «мир». Мыслители прошлого нередко отождествляли духовный мир с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Много позже, в новоевропейской философии, термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.
    Сущность духовного мира человека определяли и словом «дух» как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие «духовная жизнь людей», которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.
    Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми.
    Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.
    И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен.
    Основа духовной жизни — сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремится выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.
    Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.
    К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
    Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное — взаимозависимость национальной и мировой культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура — как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.
    Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.
    Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни — к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности — готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

    2. Процесс становления духовного мира личности

    Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни и на удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание — фундамент духовной жизни личности.
    Для раскрытия духовного мира личности необходимо, прежде всего, остановиться на процессе становления индивидуального сознания, структура и содержание которого являются той основой, фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. При раскрытии духовного мира личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности.
    Процесс формирования духовного мира начинается с приобретения знаний. Знания выступают как способ существования сознания, а также как фиксация результатов жизненного опыта, результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания приобретаются двумя основными путями.
    Первый из них — это приобретение знаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровень приобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой — это относительно самостоятельный уровень приобретения знаний.
    Второй путь приобретения знаний — усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке. Язык — это, прежде всего, средство общения человеческого опыта, отбора и систематизации знаний, их сохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Он является средством общения между людьми и средством активного воздействия на человека. С помощью языка индивид усваивает выработанные человечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков и действий.
    На основе знаний, врожденных и приобретенных формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению — ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению в сущность вещей, явлений, процессов, к анализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству. Формирование ума — важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом (слово латинского происхождения, означает «познание, понимание, рассудок»). Однако знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определять свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуального сознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовного мира личности, приобретает относительную самостоятельность — это «рассудок». Важной особенностью рассудка является то, что здесь знания и ум приобретают чувственно-эмоциональную окраску, выражающую личностное отношение человека к действительности.
    Важную роль в формировании духовного мира личности играет то факт, что общество и индивиды осуществляют свою жизнедеятельность в системе объективных условий, которые складываются независимо от воли и желания людей и развитие которых подчиняется действию объективных законов природы и общества. Поэтому люди для обеспечения своей жизни вынуждены согласовывать свою деятельность с законами развития природы, общества, мышления, учитывать результаты воздействия своей сознательной деятельности на окружающий мир и на самих себя. На этой основе формируется особая ступенька духовного мира, которая называется «разум» — более высокая ступень освоения человеком окружающей действительности. Поэтому разумное отношение и разумная деятельность охватывает все стороны жизнедеятельности человека, начиная с проблем непосредственной индивидуальной жизни и кончая глобальными проблемами, которые ставит жизнь перед индивидом и всем человечеством. Иными словами, разум включает в себя заботу человека о будущем.
    Таким образом, знание, ум, рассудок и разум представляют собой взаимные стороны единого целого — духовного мира личности, характеризуя его с точки зрения содержания и значения для жизнедеятельности личности. Все эти стороны характеризуются тем, что они связаны, с одной стороны, с объективно-содержательным отражением действительности в сознании человека, а с другой — с чувственно-эмоциональным оценочным восприятием, осознанием этого содержания.
    Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним.
    В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные «маяки», которые не являются продуктом деятельности лишь того человека, который «носит» их в себе, а, как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.
    Ценности — это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. Ценность вырастает из идеалов личности, представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности — общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности — идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т.е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.
    Совокупность ряда лучших, благородных, личностных качеств индивида характеризуется понятием интеллигентность (в переводе с лат. — понимающий, мыслящий). К числу признаков интеллигентности можно отнести: следование велениям совести и обостренное чувство социальной справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; личную порядочность и тактичность, исключающую проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; терпимость к инакомыслию, сочетающуюся с умением отстаивать свою точку зрения; способность к состраданию.
    Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремится к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они с гуманистическими целями.
    В процессе жизнедеятельности у человека происходит непрерывное накопление, расширение и углубление знаний об окружающем мире, происходит не только отбор необходимых знаний, но и жизненных установок, определяющих характер осознания личностью своего места в мире и отношения к нему. Эти особенности духовного мира находят свое выражение в вере и убеждениях.
    Вера — это чувственно-эмоциональное состояние психики, которое характеризуется следующими основными чертами.
    Одной из главных черт является способность воспринимать знания как истинные, безотносительно к тому, являются они действительно истинными или ложными. Так, человек может поверить в ложь, приняв ее за истинное знание. В то же время, если истинное знание вызывает сомнение в своей истинности или признается как ложное, вера отсутствует. Вторым признаком веры следует считать то, что в ней знания, принятые как истинные, становятся для личности способом видения, понимания явлений действительности. На основе этих знаний человек определяет свое отношение к действительности, к другим людям, к собственной жизнедеятельности, осуществляет поступки и действия. Третий признак веры состоит в том, что жизненно значимые знания, принятые как истинные, превращаются в мировоззренческие установки, в жизненные ориентиры личности, определяющие характер ее поступков и действий. Четвертый признак веры заключается в том, что она представляет собой способность человека переживать желаемое и воображаемое как действительное, возможное и должное как сущее. Поэтому вера, как правило, предполагает оптимистическое отношение человека к миру. Она содержит в себе предположение о возможности достижения желаемого благополучного результата. Пятый признак веры состоит в том, что истинность знаний, принятых на веру, не получила своего подтверждения практикой, достаточной аргументацией. Человек, поверив во что-то, не знает так это в действительности или нет.
    Все эти признаки взаимосвязаны. Их выделение целесообразно только с точки зрения более полного раскрытия содержания веры как особого феномена духовного мира и его роли в жизнедеятельности личности
    Убеждение, как и вера, характеризуется признанием истинности воспринимаемых знаний, которые становятся способом понимания человеком явлений действительности, руководством к действию. Отличается убеждение от веры, прежде всего, тем что истинность воспринимаемых знаний подтверждается непосредственно практикой жизни, достаточной логической аргументацией, опирающейся на конкретные факты и теоретические обоснования. Кроме того, убеждение может быть связано с осознанием истинности и желаемого и нежелаемого.
    Вера и убеждение играют важную роль в формировании мировоззрения личности. Под мировоззрением понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.
    Роль мировоззрения в жизнедеятельности человека огромна, без него невозможно осуществление целеполагающей деятельности. Человек вообще невозможен без мировоззрения, пусть самого примитивного. Исходя из мировоззрения человек определяет смысл своей жизни, который является основным мировоззренческим вопросом, ядром мировоззрения, на его основе формируются ценности, идеалы и установки человека. В нем, таким образом, слиты воедино познавательный и ценностный аспекты. Мировоззрение формируется в результате приобретения и накопления знаний, а также само, исходя из ценностной ориентации субъекта, определяет качество и направленность познавательной деятельности человека. Оно фиксирует не просто знания, но и отношение субъекта к действительности и к другим людям, определяет выбор тех или иных средств деятельности, достижения поставленных целей.
    Эта роль проявляется в трех основных аспектах: во-первых, они представляют собой предпосылки формирования мировоззрения. Без веры и убеждений мировоззрение, как целостное выражение духовного мира, практически невозможно; во-вторых, вера и убеждение представляют собой формы проявления, функционирования мировоззрения. Причем мировоззрение может формироваться преимущественно на вере или преимущественно на убеждениях. Роль веры и убеждений в мировоззрении может изменяться в процессе жизнедеятельности человека. Так, в детском и юношеском возрасте мировоззрение формируется преимущественно на вере. Со временем на первый план могут выступать убеждения. Однако бывает и так, что убеждения, сформировавшиеся в процессе воспитания и практической жизнедеятельности, в результате изменившихся обстоятельств подвергаются пересмотру. Истинность убеждений подрывается. Тогда убеждения уступают место вере, а может наступить и неверие, что, как правило, оказывает сильное влияние на психику человека. В-третьих, вера и убеждения выступают как результат реализации уже сложившихся мировоззренческих установок, их проверки на основе жизненного опыта.
    Носителями того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом. Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.
    Выделяют несколько типов мировоззрения:
    1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
    2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
    3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
    4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.
    Мировоззрение формируется на основе всех структурных элементов духовного мира личности и всего содержания общественного сознания, но не сводится к их сумме. Оно приобретает в духовном мире относительную самостоятельность и выступает по отношению к личности как своеобразный внутренний императив, регулятор, определяющий сам способ видения человеком мира и себя в нем.
    Сердцевину мировоззрения составляет понимание человеком целей и смысла жизни, ориентирует его на деятельность, которая находит свое выражение в стремлении личности к достижению счастья, под которым следует понимать чувственно-эмоциональное состояние удовлетворенности от реализации или стремления к реализации понимаемых человеком целей и смысла жизни. Счастлив может быть каждый человек, безотносительно к тому, каков уровень его социальной зрелости, уровень интеллектуального развития, независимо от возраста, мировоззренческих установок, т.к достижение человеком счастья зависит, прежде всего, от того, в чем он видит смысл своего бытия.
    Проходя проверку жизненным опытом, мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности. Жизненная позиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и на жизненном опыте готовность к действию. Позиция может быть активной и пассивной. Реализация жизненной позиции в деятельность осуществляется посредством воли, которая представляет собой способность человека сознательно мобилизовывать все физические и духовные силы, направлять свою жизнедеятельность на достижение целей. Формируясь в процессе становления духовного мира личности и жизненного опыта, она приобретает относительную самостоятельность и оказывает воздействие на сам процесс развития духовного мира, становится важным фактором самовоспитания, самосовершенствования, внутренней повелительной силой, направляющей жизнедеятельность личности в определенное русло.
    Сферой и способом реализации духовного мира личности, мировоззренческих установок и жизненной позиции является социальная активность. Социальная активность — способ самореализации личностью понимаемых ею целей и смысла жизни. Социальная активность — это также показатель степени социальной зрелости личности, ее гражданственности.
    Человечество перешагнуло порог нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут некие неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, что никакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Даже апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или активно созидать добро.
    Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществятся на практике? Каким станет наше Отечество через несколько лет? В конечном счете, это зависит от сознательной и активной деятельности людей.
    Современное общество предоставляет человеку широкий выбор сфер приложения своих сил, найти свое место в мире, определить пути решения возникающих сложных проблем, увидеть возможности наиболее полной реализации своих способностей, утвердить себя как личность.

    Заключение

    В заключение следует сказать, что духовный мир личности — это сложная система, элементы которой:
    духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. Духовная культура выступает необходимым условием существования, как всего общества, так и для формирования личности и его внутреннего мира. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;
    знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
    вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
    убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
    ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
    способности к тем или иным формам социальной деятельности;
    чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
    цели, которые он сознательно ставит перед собой
    важным элементом духовного мира человека является — мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.
    Таким образом, духовный мир личности, будучи неразрывно связанным с духовной жизнью общества, характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе, что и позволяет определить ее место и роль в жизнедеятельности общества.
    Человек — творец своей духовной жизни, культуры, носитель духа и разума.

    Список использованной литературы

    1. Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. — Омск: ОГУ, 2002. — 296 с.
    2. Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности / А.В. Ботвинова. — М.: Изд-во «Научная книга», 2003. — 235 с.
    3. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 480 с.
    4. Философия. Учебное пособие / Авт. кол. под рук. Ю.В. Осичнюка. — Киев: Фіта, 2004. — 384 c.
    5. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. — 3-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 2001. — 400 с.
    6. Чуприна А.А. Духовно-нравственные аспекты формирования современной личности // Материалы второй Международной конференции. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2000. — 333 с.

  4. Ответ оставил Гость
    2016-01-27T20:53:11+03:00
    Мой духовный мир – это моя сущность. Для меня постоянное развития, обогащение духовной сферы так же важно, как и физические упражнения для поддержания тела в форме. Насколько важно иметь богатый внутренний мир? Ну, к примеру, если человек хорош собой, но не может поддержать разговор, заинтересовать и просто быть приятным в общении ( а именно духовный мир и есть основой поведения, мировоззрения и мышления человека ), тогда какой толк в общении с такой особой? Проехать в одном купе сутки с человеком, который не развит культурно – для меня сущий ад! Поэтому я и не хочу быть такой, как они,приносить людям неудобства при разговоре. К тому же, я чувствую себя неловко, если рядом со мной человек, который духовно богаче меня и я не могу поддержать беседу с ним.
    Для того, чтобы обогащать свой духовный мир, я читаю книги, посещаю театры и музеи, смотрю фильмы, изучаю интересные мне науки детальней. Ведь для меня это всё неотъемлемые компоненты внутреннего мира.
    Я считаю, что духовный мир – это то, чем мы отличаемся от животных. Мы стремимся к совершенству, развиваясь. Это крайне важно, чтобы не превратиться в пустую оболочку без твёрдой позиции в жизни.
    Заранее простите, если в тексте вы нашли ошибки!

  5. Прочтите текст и выполните задания С1—С6.
    Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, ко­торым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Соци­альная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое вы­ражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не пото­му, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева. Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д. , наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержа­ние самой личности. Общность — это духовное питание, ко­торым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное до­стояние. Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, вре­менным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил — единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средства­ми, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в бу­дущее, выступает как творчество того, чего еще нет. (По материалам энциклопедии для школьников)
    С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    С2. Найдите в тексте два объяснения того, почему социаль­ная (общественная) жизнь — внутренняя форма человеческой жизни.
    СЗ. Какие уровни восприятия общества существуют, по мне­нию авторов текста? Используя содержание текста, определите сущность каждого уровня.
    С4. Почему человек «лишь в качестве члена общества может состояться как человек»? С опорой на текст и обществоведче­ские знания дайте три объяснения.
    С5. Рассказывая на уроке о формировании личности, ученик отметил значительное влияние на этот процесс семьи и ближай­шего окружения человека. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
    С6. Согласны ли вы с тем, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в про­шлом, и вместе с тем устремлена в будущее»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объясне­ния) в защиту своей позиции.

  6. июня
    01 2010

    Духовный мир человека. Обереги моей души

    Духовный мир человека. Он глубокий, многогранный, не познанный до конца. Чем он более богат, тем интереснее человек, тем содержательнее и прекраснее его жизнь. На страже нашей духовности, нашей душевной чистоты стоят вечные обереги, о которых народ говорит: это общечеловеческие ценности. Мамина колыбельная, молитва Богу, родительское благословение – это далеко не полный перечень тех сокровищ, которые очищают и облагораживают нашу душу, оберегают ее от скверны и прагматизма, корыстолюбия, неверности… «Только семья – как вечное зерно на бессмертном поле жизни» – так пел незабываемый Назарий Яремчук. Действительно, все самое важное в жизни связано с семьей. Ощущение защищенности, душевного комфорта, уверенности, покоя – все это дает нам семья.
    Вспоминается роман И. Багряного «Тигроловы», в котором так чудесно изображена семья украинцев, которые из века в век жили по законам своей национальной этики, высоко ценили заповеди своих предков. В этой семье властвовал культ любви к ближнему. Между родителями и детьми существовала полная гармония во взаимоотношениях и взглядах на жизнь. Герой романа Григорий Многогрешный, который силой обстоятельств попал в то благословенное украинское село на дальневосточной земле, ощутил себя сыном Сирка и Сирчихи и братом их детей – Григория и Наталки.
    Эта семья вылечила измученную, утомленную, растерзанную жестоким тоталитарным режимом душу Григория Многогрешного, вернула ему веру в людей, в добро, в справедливость, в счастливое будущее… Оберегом нашей духовности является и материнская любовь. Как трогательно рассказал о ней поэт-песенник А. Малышко в своей бессмертной «Песне о рушнике», которую сегодня называют народной. Мамочка, родная мамочка. Ее любовь, ее благословение оберегает душу ребенка от скверны, предостерегает от необдуманных поступков, учит творить добро на земле, чтобы оно возвращалось к каждому любовью людей и жизненным благополучием. В романе Олеся Гончара «Собор» есть прекрасные слова, сказанные мудрым учителем: «Соборы душ своих берегите. Соборы душ!..».
    Этот призыв принуждает каждого из нас задуматься над вопросом: «Моя душа – это храм или груда кирпича?». Роман «Собор» открывает нам глубокую жизненную мудрость: все поступки (и большие и незначительные) рождаются в душеи, благословляются в ее соборе. Надо руководствоваться во всех действиях и поступках вечным указателем – святынями собора своей души, которая должна поклоняться извечным человеческим ценностям – духовным оберегам.
    Предыдущие Сочинения: Украинские народные обычаи и традиции
    Следующие Сочинения: Мой любимый актер (об интересном человеке)
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Духовный мир человека. Обереги моей души . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Трагедия Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
    Мотивы лирики Василия Стуса
    Тема семьи в «В. и М.»
    «В смелых счастье всегда есть» («Тигроловы»)
    Трагедия Григория Мелехова в романе М. Шолохова “Тихий Дон”
    «Делаешь добро – не раскаивайся, делаешь зло – зла ожидай» (сочинение – размышление)
    С каким героем связывает свои надежды на будущее автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  7. Позиция автора может быть сформулирована следующим об­разом. Дух человека — это сущность, включающая в себя веро­вания, обычаи и знания, которые накоплены веками и которые он намерен воспринять, взять на вооружение.
    В основе духовной жизни человека — глубина открываемых истин и беспредельность в поисках этих истин. Если же человек не желает приобщаться к духовному опыту многих поколений и вникать в глубокую суть жизненных явлений и фактов, дух его обеднён.
    Пример. Монах во время молитвы пребывает в состоянии единения с Всевышним. Учёный открывает новый закон че­рез анализ, систематизацию и обобщение изучаемых явле­ний. Художник размышляет перед мольбертом о тонкостях воплощения своего замысла. Внешние их проявления почти незаметны, но погружение в суть явлений и последующее их осмысление — это и есть подлинная жизнь.
    Второй пример. В поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголь раз­мышляет об особой исторической роли нашей Родины, о её «лица не общем выраженье», в котором представлена картина духовности русского общества.
    Как показала жизнь, характеристика России и высказанные художником исторические предвидения оправдались. И ещё. Только высокая духовность, ум, приобретённые знания возвы­сят человека.

  8. Никто не может до конца понять и прочувствовать внутренний мир другого человека. «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?». Высказать чувства словами порой почти невозможно. Их удается передать только косвенно, иносказательно. Мы ценим друзей детства, потому что часть нашего с ними жизненного опыта получена вместе, бок о бок. Поэтому есть надежда, что они смогут понять нас лучше, чем кто-то другой. Достаточно вместе припомнить какой-то памятный случай, вызвавший яркие эмоции, как эти же эмоции захлестывают обоих. И хотя они все равно будут немного разными, все же не приходится долго вводить собеседника в курс дела, что сильно облегчает общение.
    К внутреннему миру человека относится и такое понятие, как воля. Она вступает в действие, когда нам нужно принимать какие-то решения, планировать свои дела и выполнять их. А чтобы довести начатое дело до конца, нужна сила воли. Чем лучше человек понимает, к чему он стремится, тем более сильная у него воля, тем свободнее и ответственнее он принимает решения. Конечно, это свойство воли ярче всего проявляется в трудных ситуациях. Например, нужно принять решение, куда пойти учиться. Если человек сам не задумается, к чему же он на самом деле стремится, каким специалистом он хочет себя видеть, то есть большая вероятность, что решение за него примет какой-то другой, не до конца понимающий его человек. Это может обернуться трагедией, поломанной судьбой или, как минимум, потерянным временем.
    Поэтому необходимо помнить о прошлом и обязательно планировать будущее, понимая, что ты – часть человечества и твоя судьба будет влиять на всех людей, на будущее в целом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *