Сочинение на тему этикет в россии

5 вариантов

  1. Since ancient times, people have had to observe certain rules of conduct to make their lives easier. It was impossible to survive without such rules even in a primitive society. A modern society can not be imagined without etiquette.
    Etiquette is a kind of law of good manners and rules of behavior at home, work, transport and other places, taken in a particular society.
    The inner world of the man is revealed in his behavior and communication with other people. The rich and beautiful inner world corresponds to the high culture of behavior and communication. That is what etiquette shows.
    When you are in Russia, make sure you respect the social etiquette in the following situations:
    Meeting people usually say: “Hello! ” or “Hi! “, leaving: “Bye! ” or “Good Bye! “.
    It is necessary to use polite words talking to strangers or elderly people. During a conversation you ought to lower your voice, speak clearly and not to swallow words. It is a good manner to put away negative emotions and express only positive ones. A loud laughter is often a sign of a bad manner.
    It is not polite to stare at people you don’t know. Having caused inconveniences to other people, it is necessary to apologize and whenever possible to help them.
    In Russia it is acceptable that usually a man lets a woman go first, except going up and down the stairs. On public transport it is necessary to give a place to the elderly, parents with small children and invalids. If going by public transport you are given a place, it is not accepted to refuse but to thank.
    In all public places it is prohibited to litter.
    When you visit people at home, make sure you are on time.
    There are a lot of rules of etiquette and they all have a special book. By way of conclusion, I would like to say that following etiquette is a necessary thing for anyone in the society.
    С древних времен люди были вынуждены соблюдать определенные правила поведения, чтобы сделать их жизнь легче. Было невозможно выжить без таких правил, даже в первобытном обществе. Современное общество невозможно представить без этикета.
    Этикет является своего рода законом о хороших манерах и правилах поведения дома, на работе, транспорте и других местах, принятых в данном обществе.
    Внутренний мир человека раскрывается в его поведении и общении с другими людьми. Богатому и красивому внутреннему миру соответствует высокая культура поведения и общения. Это то, что показывает этикет.
    Когда вы находитесь в России, убедитесь, что вы уважаете социальный этикета в следующих ситуациях:
    При встрече люди, обычно говорят: “Здравствуй! “или “Привет! “, при прощании: ” Пока!”Или” До свидания! “.
    Необходимо использовать вежливые слова, разговаривая с незнакомыми или пожилыми людьми. Во время разговора вы должны, понизив голос, говорить четко и не глотать слова. Это хороший способ убрать негативные эмоции и выразить только положительные. Громкий смех – часто знак дурного тона.
    Невежливо смотреть на людей, которых вы не знаете. Причинив неудобства другим людям, необходимо, извиниться и по возможности помочь им.
    В России принято, что обычно мужчина пропускает женщину вперед , за исключением спуска по лестнице. В общественном транспорте необходимо, уступать место пожилым людям, родителям, с маленькими детьми и инвалидам. Если в общественном транспорте вам уступают место, не принято отказываться, но обязательно поблагодарить.
    Во всех общественных местах нельзя мусорить.
    Когда вы посещаете людей на дому, убедитесь, что вы вовремя пришли.
    Есть много правил этикета и все они имеются в специальной книге. В заключение, я хотела бы сказать, что соблюдение этикета необходимая вещь для тех, кто в обществе.
    Copyright © Russian centres of City and Guilds

  2. Ключевой особенностью делового этикета является четкое распределение ролей: каждый участник делового процесса на разных его этапах может занимать различные позиции, и вести себя должен соответствующим образом. Роли подчиненного, руководителя, представителя компании, клиента, партнера и прочие обычные для делового мира позиции, из которых приходится действовать участникам экономических отношений, имеют определенные нормы, которых принято придерживаться. Несоблюдение делового этикета может быть не просто воспринято с осуждением, но и стать причиной вполне ощутимых финансовых убытков.
    Также следует отметить, что деловой этикет – понятие многогранное. Ведь речь идет не только о правилах поведения для отдельных людей, но и для компаний в целом. Этикет регулирует нормы, которых должны придерживаться юридические лица, чтобы достойно существовать в экономической среде. В этом случае правила этикета формируют своеобразную «матрешку», где правила для коллектива накладываются на индивидуальные правила для отдельных людей.
    Знание и соблюдение делового этикета – необходимые элементы любого бизнес-взаимодействия в современном обществе.

    Этикет был всегда. Правила хорошего тона

    Человечество задавало общепринятые правила поведения на протяжении тысяч лет. Сами правила менялись, трансформировались исторические условия, но сам факт присутствия правил этикета всегда был незыблемым.
    Простой пример: еще каких-то двести лет назад женщина в брюках была чем-то невозможным и неприемлемым, а при встрече было принято снимать шляпы и кланяться. Сегодня же женщины повсеместно ходят в брюках, а шляпы носят лишь единицы. Однако сам факт наличия правил, регулирующих стиль одежды, нормы поведения и приемлемые речевые обороты в том или ином обществе всегда были.
    Исходя из этого, следует понимать, что бунтовать против этикета – бессмысленно. Общество всегда имело свойство относиться негативно к тем, кто игнорирует общепринятые нормы. А значит, наиболее эффективный и простой способ взаимодействия с любым обществом – это игра по его правилам.

  3. We live in a modern and developing society, and are constantly among people: at work, at home, in transport, on the street, in places of rest. In dealing with people it is very important to follow the rules of etiquette. Etiquette is a series of certain good manners that help a person to be in society. If we want to make an impression of ourselves as a competent, interesting, educated and educated person, the rules of good form are very important.
    Since ancient times, a set of certain rules was established that helped people communicate and thus made life easier. First of all, a person is judged by his behavior, manner of speaking, how polite and tactful he is. The elementary words “Hello!” Or “Goodbye!” Indicate a high level of social etiquette. The most important thing in communication is not to offend anyone, not to insult, not to provoke a conflict, but only to establish friendly contact.
    It is very important to own speech etiquette, to be able to behave at official events, to know the rules of table setting and to own good manners at the table.
    Unfortunately, not everyone knows the rules of etiquette and have bad manners. Such people laugh loudly in public places, leave trash behind, do not give way to older people, disabled people or pregnant women, do not wait for their turn. They do not know words like “Thank you”, “Sorry”, “Be kind”, “Goodbye”. But this is nothing complicated, you just smile and say “Hi.” We need to constantly work on ourselves, control emotions and words, think over actions and behavior if we want to be involved in a civilized society.
    Перевод
    Мы живем в современном и развивающемся обществе, и постоянно находимся среди людей: на работе, дома, в транспорте, на улице, в местах отдыха. В общении с людьми очень важно соблюдать правила этикета. Этикет – это ряд определенных хороших манер, которые помогают человеку находиться в социуме. Если мы хотим произвести о себе впечатление грамотного, интересного, воспитанного и образованного человека, правила хорошего тона очень важны.
    Еще с древних времен был установлен свод определенных правил, которые помогали людям в общении и облегчали тем самым жизнь. Прежде всего человека оценивают по его поведению, манере разговаривать, на сколько он вежлив и тактичен. Элементарные слова «Здравствуйте!» или «До свидания!», указывают на высокий уровень социального этикета. Самое главное в общении – ни кого не обидеть, не оскорбить, не спровоцировать конфликт, а лишь установить дружеский контакт.
    Очень важно владеть речевым этикетом, уметь вести себя на официальных мероприятиях, знать правила сервировки стола и владеть хорошими манерами за столом.
    К сожалению, не все знают правила этикета и имеют плохие манеры. Такие люди громко смеются в общественных местах, оставляют после себя мусор, не уступают место пожилым людям, инвалидам или беременным женщинам, не ждут своей очереди. Они не знаю таких слов как «Спасибо», «Извините», «Будьте добры», «До свидания». А ведь в этом нет ничего сложного, достаточно лишь улыбнуться и сказать «Привет». Нужно постоянно работать над собой, контролировать эмоции и слова, думать над поступками и поведением, если мы хотим быть причастными к цивилизованному обществу.

  4. Хорошие манеры один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. С раннего детства нам прививают определённые манеры поведения. Культурному человеку необходимо  постоянно следовать закреплённым в обществе нормам поведения соблюдать этикет. Знание и соблюдение норм этикета позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе.
    Слово «этикет» пришло в русский язык из французского в XVIII веке, когда складывался придворный быт абсолютной монархии и устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами.
    Этикет (франц. etiquette) свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.). Обычно этикет отражает форму поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе, присущие той или иной традиции. Этикет может выступать в качестве индикатора ценностей различных исторических эпох.
    В раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за шалости происходит усвоение базовых формул речевого этикета.
    Речевой этикет это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
    В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:
    начало разговора (приветствие / знакомство);
    основная часть, беседа;
    заключительная часть разговора.
    Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями формулами речевого этикета. Данный формулы существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни.
    К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас,  до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа). С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.
    К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах.
    В узком смысле слова речевой этикет можно определить как систему языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы и формулы этой системы могут быть реализованы  на разных языковых уровнях:
    На уровне лексики и фразеологии: специальные слова,  устойчивые выражения, формы обращения (спасибо, извините, здравствуйте, товарищи т.п.)
    На грамматическом уровне: для вежливого обращения использование множественного числа и  вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, как пройти…)
    На стилистическом уровне: соблюдение качеств хорошей речи (правильность, точность, богатство, уместность и т.д.)
    На интонационном уровне: использование спокойной  интонации даже при выражении требования, недовольства, раздражения.
    На уровне орфоэпии: использование полных форм слов: здравствуйте вместо здрасте, пожалуйста вместо пожалста и т.д.
    На организационно-коммуникативном уровне: внимательно слушать и не перебивать, не вмешиваться в чужой разговор.
    Формулы речевого этикета характерны и литературному, и разговорному, и достаточно сниженному (жаргонному) стилю. Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения. Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от: личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей.
    Место общения может требовать от участников беседы соблюдения определённых правил речевого этикета, установленных специально для выбранного места. Общение на деловом совещании, светском ужине, в театре будет отличаться от поведения на молодёжной вечеринке, в уборной и др.
    Речевой этикет зависит от участников беседы. Личность собеседников в первую очередь влияет на  форму обращения: ты или вы. Форма ты указывает на неформальный характер общения, Вы на уважение и большую формальность в разговоре.
    В зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения мы используем разные разговорные приёмы.
    Остались вопросы? Не знаете, как выполнить домашнее задание?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
    Первый урок – бесплатно!
    Зарегистрироваться
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  5. Слово «этикет» (фр. etiquette) имеет французское происхождение и означает манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
    В русском языке слово известно с XVIII в. и означает «установленные правила поведения в каком-либо обществе».
    На Руси негласный этикет исходит из глубокой древности. Обычай бытовал в ратном деле, в охотничьих и артельных промыслах, в семейном очаге, при всевозможных жертвоприношениях, празднествах, семейных обрядах, пиршествах.
    Изба для русича имела большое значение, она была и домом, и храмом. На Руси оскорбление гостя влекло за собой общественную месть: сожжение дома. Любой путник, входящий под кров известного дома, вступал под охрану разведенного в очаге огня.
    Русские всегда относились с большим почтением не только к самой пище, но и ко всему, что было с ней связано. Так, довольно почтенный возраст имеет столовая ложка. Еще до Крещения Руси данный предмет указывается как привычный для употребления.
    В хозяйстве дорожили горшками, берегли их. Существовали на Руси так называемые братины – ковши с шаровидным туловом. Существовал обычай пить из них вкруговую. Для заздравного питься использовались чаши и роги.
    За столом строго придерживались определенных правил поведения: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко говорить и смеяться. Перед тем, как сесть за стол, каждый должен был перекреститься. Иногда читались соответствующие молитвы перед вкушением пищи и после насыщения, в конце еды. Хозяин дома сидел в красном углу и следил, чтобы каждый ел, не обгоняя друг друга. На пирах было принято выпивать тару единым духом, до дна, а не пить глотками. Однако быстрое опьянение считалось неприличным.
    После горшка большое значение имели миски, которые делали из глины, дерева, позже – из металла. Из одной миски зачастую ела вся семья или артель, соответственно, можно представить большие размеры этой утвари.
    Первые письменные правила поведения на Руси были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. Вот некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях… где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего… чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, – простой ли человек, или знатный, или посол, – угостите пищей или питьем… Больного посещайте, мертвого пойдите проводить… Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…»
    Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Сокращенное название этого уникального сочинения, написанного Сильвестром, – «Домострой» – до сих пор известно каждому русскому человеку.
    Автор «Домостроя» разработал правила поведения горожанина, основанные на справедливом и гуманном отношении людей друг к другу, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.
    Этот кодекс поведения, представлявший собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливал строгую иерархию в отношениях между людьми и требовал точного соблюдения определенных циклов в организации жизненных процессов как семьи, имения, так и города, государства. Это был своего рода сценарный план проведения жизненно важных семейных и общественных действий. «Домострой» охватывал практически все стороны жизни дворян, помещиков. В нем подробно излагались наставления по воспитанию детей, ведению хозяйства, приготовлению пищи, приему гостей, свадебным ритуалам, торговле и т.д.
    Сами названия глав этого сочинения говорят за себя: «Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой», «Наказ ключнику на случай пира», «Как детей учить и страхом спасать», «Как жене с мужем советоваться каждый день и обо всем спрашивать: и как в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостями о чем беседовать» и т.д. Да и сами наставления достаточно красноречивы: «Есть и пить вам во славу Божию, не объедаться, не упиваться, пустых речей не вести», «Когда перед кем-то ставишь ты еду и питье и всякие яства или же перед тобою поставят их, хулить не следует, говоря: это «гнилое», или «кислое», или «пресное, или «соленое», или «горькое», или «протухлое», или «сырое», или «переварено», или еще какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар Божий – любую «еду и питье» – похвалить и с благодарностью есть», «Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие»; «Хозяин дома (или слуги его) должен подавать всем есть и пить… разделив по достоинству, и по чину, и по обычаю».
    Интересным и важным с точки зрения становления хороших манер представляется и «Василия Кесарийского поучения юношам», вошедшие в «Домострой» в качестве фрагмента к главе «Как детей учить и страхом спасать». В этом поучении, в частности, говорится: «Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших – молчание, перед мудрейшими – послушание, знатным – повиновение, к равным себе и к младшим – искреннюю любовь; нечестивых, плотских, любострастных людей избегать, поменьше говорить, да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшать, с распутными бабами не водиться… избегать прекословия, не стремиться к высокому сану и ничего не желать, кроме чести от всех ».
    Глава семьи по «Домострою» был неограниченным хозяином в доме, которому все должны были повиноваться. Все правила поведения сводились к тому, чтобы повиноваться мужчине, выполнять его требования. Такая неограниченная власть мужчины волне соответствовала феодальному духу того времени, когда князю, боярину приписывалась роль «отца» своих подданных.
    Из-за деспотичности и жестокости, характерных для «Домостроя», понятие «домострой» стало нарицательным и обозначающим консервативный уклад жизни.
    Многие светские приличия, характерные для XVI-XVII вв, очень часто смешивались с религиозными правилами. Особенно это касалась уклада жизни женщин, которые воспринимались как создания порочные, нечистые и опасные. Поэтому, чтобы удалить опасность, женщину держали взаперти. Особенно строгим было отношение к знатным представительницам слабого пола. Их комнаты находились в глубине дома, ключ от дверного замка находился у самого боярина. Окна выходили на двор, который в свою очередь был обнесен высоким забором, дабы уберечь женщину от посторонних глаз. В церковь женщина могла ходить лишь по особым празднествам, соблюдая при этом определенные правила. По правилам жена не должна была показываться перед гостями мужа. Однако иногда женщине разрешалось выйти, чтобы показать тем самым свое расположение важным гостям. Во время пира происходила церемония, напоминающая обычаи западного рыцарства. По знаку хозяина боярыня спускалась по лестнице из своего терема, одетая в лучшие свои наряды, с золотым кубком в руке. Коснувшись его своими губами, она потом передавала его каждому гостю. Затем становилась на почетное место и принимала от них поцелуи.
    Такие затворнические правила приличия порой доходили до того, что, если женщина начинала разговор с незнакомым мужчиной, то на нее навлекался всеобщий позор. Даже чрезмерное использование косметики (белил, румян) объяснялось стремлением обезличить женщину, убрать ее природное естество, телесность.
    Однако, несмотря на это, у знатных женщин того времени был очень большой выбор украшений, драгоценностей, дорогой одежды.
    К женщинам более низкого социального статуса таких строгих правил поведения не применялось.
    Жизненный уклад в России начал резко меняться в эпоху Петра I, насыщенную значительными событиями.
    Петр I добивался европеизации российского уклада жизни, вводил различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства.
    Петр I преследовал следующие цели: приобщение русской женщины к общественной жизни по примеру западных стран; приучение высших классов русского общества к формам обхождения, распространенным в Европе; слияние различных классов и их смешение с иностранцами. Последняя цель не была достигнута – русские женщины продолжали выбирать своими кавалерами только соотечественников.
    Реформы Петра I отразились на жизни дворянства, которая стала значительно отличаться от быта предыдущих поколений. Молодые люди могли обучаться в учебных заведениях, где они овладевали светскими приличиями, а так же танцам, красноречию, фехтованию и др.
    В 1717 году по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало». Считается, что автором-составителем этой книги был друг Петра I генерал-фельдцейхмейстер Я.В. Брюс, прослывший в народе русским Фаустом. Впервые изданная при Петре I, она впоследствии много раз переиздавалась.
    В книге давались советы молодым дворянам о том, как вести себя в светском обществе и в житейских ситуациях. Особенностью данного пособия было то, что заимствованные из европейского этикета правила были видоизменены и конкретизированы в соответствии российской действительности.
    В данном сочинении содержались следующие наставления:
    – «у родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должно прямо»;
    – «отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив. Также, встретив знакомого, за три шага, должен шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его. Ибо вежливым быть на словах, а шляпу держать в руках неизбыточно, а похвалы достойно. И лучше когда про кого говорят: он вежливый, смиренный молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван»;
    – «рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, или чтобы другой дыхание и мокроту желудка, которая восстанет, мог чувствовать, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой, чтобы никого не коснуться и тем сгадить»;
    – «и сие есть немалая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чихает, будто кричит, и тем в прибытии других людей, или в церкви детей малых пугает и устрашает ;»
    – «еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазает, а особливо при других честных людях»;
    – «младые отроки должны всегда между собой говорить на иностранных языках, дабы тем навыкнуть могли: а особенно когда им что тайное говорить случится, чтобы слуги и служанки дознаться не могли и чтобы можно было их от других не знающих болванов распознать».
    Так же в этой книге часть разделов была посвящена девушкам, которые должны были обладать следующими добродетелями: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и .т.д.
    При составлении сборника все же была проявлена определенная забота о сохранении тех норм сложившегося русского национального этикета, которые диктовались бытовой целесообразностью и специфическим условиями России или являлись национальной гордостью русского народа.
    В соответствии с этим при дворе, а позже и вообще в дворянстве, вошли в обиход некоторые элементы западноевропейского, преимущественно английского этикета, особенно в одежде, в воспитании детей.
    Однако широкие народные массы продолжали по-прежнему вести уже сложившийся уклад жизни, воспринимая лишь малую часть нового, того, что непосредственно их касалось. Они продолжали руководствоваться своими, неписанными, но очень крепкими, устойчивыми правилами поведения, которые складывались веками в быту и находили свое выражение в фольклоре (сказках, песнях, пословицах и др.). Эти правила несложны, но глубоки и мудры, как основные нравственные правила всех народов (почтение к родителям, пожилым людям; бережное отношение к девушкам и взаимное уважение девушек к юношам; гостеприимство, честность, трудолюбие, скромность, мужество, любовь к родине и т.д.).
    Одним из главных достижений русской культуры XVIII века стало создание новых устойчивых форм общественного порядка поведения. Российская аристократия была законодательницей новых правил поведения в обществе, соединивших в себе старые русские традиции и европейские нормы. В высших сословиях складываются некоторые обычаи, рождаются определенные правила учтивости и изысканности.
    Правила учтивости и изысканности регламентировали все сферы жизненного уклада дворянства, все стороны его повседневной жизни, предписывали, как в светском обществе держать себя на крестинах, именинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, балах, раутах, на прогулках, в театрах, маскарадах и т. п.
    Свадебный, траурный, служебный, семейный, застольный, эпистолярный этикет и т. д. составляют в совокупности то, что принято называть светским этикетом. В этот список не следует включать церковный этикет, являющийся отдельным сводом правил.
    В российском обществе того времени было сильно французское влияние. К примеру, было принято изъясняться на французском языке. Пышность, царившая в российских дворцах, изумляла даже французов, привыкших к блеску Версаля.
    Некоторый спад этого влияния наблюдался лишь после отечественной войны 1812 года. Однако общение на французском языке в светском обществе сохранилось еще на некоторое время.
    Уже в XVIII веке стало развиваться образование. Если раньше обучаться в университете можно было только за рубежом, то теперь он появился и в России. Поначалу образование было доступно лишь высшему сословию. Лишь в конце XIX века дети рабочих и крестьян смогли получать нормальное образование. Получить образование девушкам, даже знатным, удавалось не всегда. Они, как правило, получали образование на дому. Обучению светским манерам уделяли немаловажное значение.
    Настоящий расцвет образования наблюдался во времена Александра II, когда доступ к образованию получили дети из не слишком знатных семей. Благодаря этому исчез образ идеального аристократа, который ничего не делая и имея массу свободного времени, занимался исключительно собой и проводил время на бесконечных балах и приемах.
    К XIX веку удалось воспитать тип человека-интеллигента, сочетающего в себе черты лучших образцов эпохи античности с последующей образованностью.
    Интеллигент — человек образованный, просвещенный, несущий в себе лучшие, прогрессивные черты своей эпохи, наполненный идеалами и ценностями Просвещения. Не случайно этот слой людей в России получил еще одно название — «просвещенный читатель». Книга в России того времени часто уподоблялась иконе, отражая духовный авторитет и духовное руководство. Чтение не было просто интеллектуальным занятием, это была некая нравственная обязанность и одновременно нравственная заслуга. Поэтому вполне естественно, что интеллигент — человек с книгой, человек, читающий ее, а тем более пишущий — стал духовным руководителем и авторитетом. А культура речи, которая вырабатывалась в результате постоянного общения с книгой, стала отличительной чертой интеллигентного человека. этикет русь интеллигент
    Интеллигент был воплощением идейности, духовности, непрерывного самосовершенствования, личной нравственной ответственности перед обществом за свои действия и поступки, которые при этом должны были отличаться тонкостью и деликатностью.
    В среде интеллигенции вырабатывались свои каноны приличного и достойного поведения. Этикетный кодекс интеллигента включал в себя заниженное внимание ко всему внешнему, поверхностному: интерьерам, роскоши, одежде, различным этикетным атрибутам. Демократичность, неброскость, игнорирование дорогих украшений, обязательное наличие хотя бы небольшой библиотеки создавали стиль жизни интеллигента. Для него главным являлось не внешнее впечатление, производимое им в обществе, не манеры сами по себе, хотя им всегда отдавалось должное, а нравственное, духовное личностное начало.
    Лучшие традиции русского национального этикета развивались в среде интеллигенции, поскольку она усваивала передовые идеи мировой культуры и развивала их на национальной почве, создавая тем самым великие произведения живописи, музыки, литературы, которые и по сей день являются памятниками русской культуры. В этой интеллигенции, вышедшей из демократических слоев населения, вырабатывались принципы новых отношений между людьми, отвергались, высмеивались бессмысленные условности как дворянского этикета, так и мещанско-купеческого быта, провозглашались и пропагандировались естественность, простота в общении людей друг с другом.
    Опыт европейских стран, надежда на успехи просвещения и цивилизации в России, наконец, сочувствие к крестьянской участи – все питало веру в то, что в будущем постепенно сгладится неравенство слоев русского общества, и дворянская во всем ее объеме (от произведений до хороших манер) станет достоянием всех сословий, будет общим законным наследством свободных и просвещенных граждан России XX века.
    Однако Россия пошла по-иному пути. После событий 1917 года естественная культурная эволюция была прервана, и теперь можно только гадать, каковы были бы ее результаты. Быт, стиль отношений, неписанные правила поведения оказались очень хрупкими, а сохранить их в практике реальной жизни оказалось невозможным.
    Октябрьская революция 1917 года резко изменила представление о жизни. С этого момента хорошие манеры, благородство, тактичность, владение иностранными языками стало считаться признаком буржуазного общества. Правила этикета пролетарского общества во многом противоречили ранее существовавшим. Мужчины перестали быть галантными кавалерами, а женщины – прекрасными дамами. Все стали товарищами.
    Большая часть интеллигенции, которая жила в соответствии с правилами этикета и нравственными нормами, иммигрировала за границу. Тех же, кто остался, ждала не самая счастливая судьба. Ярким примером служит трагическая участь А.Блока.
    Во время гражданской войны было не до манер, да и потом понятие светского общества как таковое исчезло. Среди большинства людей распространилась даже мода на некоторую грубость, которая считалась признаком рабочего класса. Снижению уровня культуры городского населения также способствовало массовое переселение в города деревенских жителей.
    С выходом советской России на международную арену, признанием ее международного статуса со стороны мирового сообщества вернулись европейские нормы этикетного взаимодействия. Прежде всего, этикет вернулся в среду советских дипломатов и высших партийных и правительственных деятелей, представлявших интересы России за рубежом. Внутри же страны Советов, прикрытой «железным занавесом», продолжал насаживаться классовый этикет «победившего пролетариата».
    С другой стороны, образованность общества в советское время, благодаря общедоступному высшему образованию, значительно возросла. Если первое время быть рабочим или крестьянином было почетно, то во второй половине ХХ века большая часть населения стремилась получить высшее образование.
    Нормы приличия и одежда были очень простыми, без излишних изысков. Распространились вежливые устойчивые выражения для определенных случаев («будьте любезны», «не затруднит ли вас» и т.п.). В одежде в моду вошел деловой мужской костюм для мужчин, строгие платья, блузки и юбки ниже колен для женщин. Несмотря на отсутствие в школах особых предметов по правилам этикета, общие нормы поведения в обществе знали и соблюдали большинство советских людей.
    Россия прошла нелегкий исторический путь со времен славян-язычников до современного человека.
    Манеры поведения, речи, гардеробный этикет менялся множество раз. Менялись эпохи, правители. Случались войны, болезни, пожары, которые тоже некоим образом влияли на формирование культуры народа.
    Однако самые важные правила так и остались неизменными. Мы все так же заботимся о близких, родственниках, почитаем старших, бережем детей, защищаем природу, помогаем нуждающимся, больным. Все это веками остается неизменным, это формирует всю русскую культуру, делает ее в своем роде уникальной. Этикет тесным образом связан с традиционностью, т.к. правила поведения, которые формируются в обществе, невозможны без памяти о прошлом, о событиях, которые на эти правила и повлияли.
    Поэтому каждый человек должен знать свою историю, прошлое свое народа, соблюдать культурные традиции этого народа, ведь без этого немыслимо ни одно цивилизованное общество, без этого немыслим этикет.

    Список использованной литературы
    1. Домострой. Юности честное зерцало. Русские пословицы и поговорки о семье./ Под ред. Т.Н. Терещенко. – 2-е изд. – М.: Даръ, 2007 – 320с
    2. Емышева Е.М., Мосягина О.В. История этикета. Придворный этикет в России в XVIIIв.// Секретарское дело.- 2004.- №2.- С. 56-57.
    3. Золотая книга этикета/ Авт.-сост. В.Ф. Андреев, второе издание, исправленное и дополненное – М.: Вече, 2005 – 400с
    4. Лаврентьева Е.В., Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет, М., Молодая гвардия, 2007 – 672 с
    5.
    Малая энциклопедия этикета – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000 – 640с
    6.
    Малышев М.И. Из истории русского этикета. – Л.: Знание, 1974.
    7. Муравьева О.С., Как воспитывали русского дворянина, М., LINKA-PRESS, 1995 – 272 с
    8. Советский этикет/ Авт.-сост. Л. Гринберг, Л.: Знание, 1974
    9. Трофименко В., Волгин А., Поговорим об этикете, М., Московская правда, 1991
    10. Школа этикета: Поучения на всякий случай/ Авт.-сост. Л.С. Лихачева – Екатеринбург: Средн. – Урал. кн. изд-во, 1998 – 448с
    11. http://etiquetterules.ru/etiquette/106-istoriya-etiketa-rossii.html
    Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *