Сочинение на тему фамусов

14 вариантов

  1. Комедия Горе от ума Грибоедова — это произведение, где затронуты общественные проблемы, которые назревали в начале девятнадцатого века. Здесь затронуто столкновение старого и нового, прошлого и настоящего, века нынешнего с веком прошедшим. Вот как раз приверженность к старому, автор и сосредоточил в образе Фамусова.

    Образ Фамусова

    Фамусов в комедии — это реалистически созданный образ, который автор раскрыл со всех сторон. Грибоедов изобразил Фамусова и как чиновника, и как помещика, и как отца. При этом следует понимать, что таких староверов было не единицы. Ярых защитников крепостнического дворянства было предостаточно в начале 19 века, даже больше. Их количество превышало над количеством представителей передового дворянства. Поэтому с уверенностью можно сказать, что созданный образ Фамусова в Горе от ума является типичным для представителей московского дворянства.

    Характеристика Фамусова Горе от ума

    Итак, в своем кратком сочинении на тему Горе от ума, а вернее на тему образа Фамусова начну со знакомства с данным представителем крепостнического дворянства, со старовером Фамусовым. В своем сочинении по произведению Грибоедова следует сказать, что это один из главных героев. Фамусов богатый дворянин, чиновник, знатный человек. Он хорошо известен в знатных кругах, при этом является родовитым дворянином, у которого в родстве дядя Петрович, что был известен при дворе.
    Описывая в сочинении образ данного героя, следует обратиться к содержанию его образа, и тут мы увидим, что он защитник старины, он защищает старые традиции и обычаи дворян. Он крепостник по убеждениям, считает что окружать его должны только родственники, чтобы порадеть родному человечку. Признает только богатеев, а со всеми, кто ниже его, не считается. Если говорить о его службе, то она для него не как долг гражданина, а как возможность получить чины, звания, медали, награды и деньги. Он служит по принципу угодить вышестоящим и выслужиться перед ними.

  2. Не надобно другого образца,
    Когда в глазах пример отца.
    …Прошедшего житья подлейшие
    черты.
    А. С. Грибоедов
    Павел Афанасьевич Фамусов — один из главных героев комедии «Горе от ума»,
    идеолог старой барской Москвы — появляется перед читателем и зрителем в тот мо­мент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и амо­ральное) лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при по­явлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает своим «монашеским» поведением.
    Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов — знатный, богатый дворянин, крупный чиновник. Он гордится своим происхождением (его дядя, Максим Петрович, был известен при дворе Екатерины), дружбой с такими «тузами», как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, гра­фини Хрюмины, «не нынче — завтра генерал» Скалозуб. У него, Фамусова, богатый, хлебосольный дом, этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу. Он поклон­ник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве?
    Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя «к крестику иль к местечку», иметь возможность «порадеть родному человеку». До­стойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что «по отцу и сыну честь», самодовольно заявляет:
    Будь плохонький, а если наберется
    Душ тысячки две родовых,
    Тот и жених.
    Отношение к службе у него тоже своеобразное:
    А у меня что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано — так с плеч долой!
    О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова — только сред­ство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника — умение «обойтись» с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться.
    Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екате­рининского времени. Этот важный барин «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом», имел «надменный нрав». «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», ста­новился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который «на богатой был же­нат, переженил детей, внучат». Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи.
    Воспитание молодого поколения — одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опас­ность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче, пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений…
    Заканчивает свою мысль он категорическим требованием:
    …уж коли зло пресечь,
    Забрать все книги бы да сжечь.
    Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России «фран­цузским» воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учите­лей «побродягами». Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания стар­шим. «Учились бы, на старших глядя», — внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам.
    Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и бо­ится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать «старшим», а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят «служить делу, а не лицам», отказываются «прислуживаться». Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу «карбонари», «опасным человеком», кричит: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!» Причины его беспокой­ства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые явля­ются основой благополучия Фамусова и его сторонников.
    К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство — вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери. Поэтому, напуганный стра­стными нападками Чацкого на «век минувший», Фамусов с готовностью подхватыва­ет и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии. Он еще чувствует себя до­статочно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется… Конечно, Фамусова волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. «В работу вас! На поселенье вас!» — это не пустые угрозы. И все-таки самоуверенность его поколеблена. Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар «ка­чеством силы свежей» (И. А. Гончаров).
    Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое вре­мя, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России — декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заис­кивания, яркой, колоритной речью, незабываем.

  3. Павел Афанасьевич Фамусов — одно из главных действующих лиц комедии, представитель лагеря крепостников. Ф— дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте. Он известный человек в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия(фама— с греческого”молва”). Грибоедов подчеркивает, что Ф. боится молвы. При переводе с латыни фамилия Фамусов означает — “известный”, “пользующийся славой”. Он, по-видимому, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Петрович, играл при дворе Екатерины II огромную роль. Его “домашние друзья”— князья Тугоуховские, преуспевающий “не нынче-завтра генерал”Скалозуб.
    Фамусов — вдовец, любит дочь, заботится о ней, считает, что для ее воспитания сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что “монашеским известен поведеньем”, однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян, известен гостеприимством, жизнью на широкую ногу.
    Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II. Фамусов — сторонник крепостных порядков. Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по-своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим достоинством. Ругает их, не стесняясь в выражениях, называет “ослами”, “чурбанами”, “фомками”, “фильками”, не считаясь, с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: “Изволька в избу, маршь за птицами ходить”. Будучи помещиком Фамусов, однако, живет в деревне, в имении, а не в Москве и занимает видное положение на службе. Служба для него только средство для получения наград, чинов и денег. Дела по службе он передоверил Молчалину-секретарю, живущему у него в доме которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях(“… и будь не я, коптел бы в Твери…”). Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:
    А у меня, что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.
    На службе Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем “служащие чужие очень редки;все больше сестрины, своячиницы детки”, один Молчалин ему не свой, а потому как “деловой”:
    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечьку!
    Самое важное для Фамусова-чиновника — это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович— подхалим Екатериненского времени. Тогда, по выражению, Чацкого, “не на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея”. Максим Петрович был важным вельможей, “на золоте едал, езжал-то вечно цугом”, “когда же надо выслужиться, и он сгибался вперегиб. “Таким путем он приобрел вес, “выводил в чины” и пенсии давал”. Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером “с ключом и сыну ключь умел доставить, богат и на богатой был женат”. Таким людям Фамусов стремится подражать. Их способ получения чинов и денег считает самым верным. Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь Чацкий унаследовал от матери, сходившей с ума 8 раз. Однако основной причиной этого Фамусов считает учение-науку. О книгах он отзывается с неприязнью:
    Ученье-вот чума, ученость-вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
    Нет! Уж коли зло пресечь:
    Забрать все книги бы да сжечь!
    Фамусов подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гувернерами. Он ворчит: А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец!Однако сам следует этой моде:
    Мать умерла: умел я принанять
    В мадам Розье вторую мать.
    Учителей которых нанимали для обучения детей “числом по более, ценою подешевле”, Фамусов называет “побродягами”. Он считает, что дело не в учителях и “не в мадаме сила”, детей надо воспитывать в духе подражания старшим. “Учились бы на старших глядя”, — поучает он Чацкого. А дочери внушает: “Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца”.
    Он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба, который”набрался каких-то новых правил”: “чин следовал ему — он службу вдруг оставил, уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называет “карбонари”, опасным человеком”. Причины его возмущения ясны: Чацкий высказывается против того строя, тех порядков, которые являются для Фамусов основой всего его благополучия. Типичные для 20 годов XIX века нравы и взгляды детализированы в образе Ф-ова, который является антиподом Чацкого.

  4. 4
    Текст добавил: Очень Приятно Царь

    Что касается образования, то Павел Афанасьевич категорически против просвещения. Для него это зло. Распущенность дочери (отец застает Софью наедине с Молчалиным) он списывает на влияние книг, которые девушка постоянно читает. От них все беды, лучше брать пример с отца, который ведет себя, как монах. Хотя мы, читатели, прекрасно видим, что это не так. За несколько минут до разговора с дочерью Фамусов откровенно флиртует со служанкой Лизой.
    Павел Афанасьевич очень зависим от общественного мнения, он переживает, что в обществе будут плохо о нем говорить. Фамусов переживает, какое впечатление он производит. Его заботит картинка, внешний лоск, а не внутренние человеческие качества и достоинства. Но это все и не удивительно. Такие подходы и взгляды характерны для всего дворянского сословия Москвы того времени.
    Павел Афанасьевич не осуждает, а, наоборот, поддерживает способность выслуживаться, не видит в этом ничего зазорного. Для него на первом месте чин и состояние, остальное же – вещи второстепенные, которые играют незначительную роль. Чацкий – противник таких взглядов – называет это положение дел в обществе – покорностью и постоянным страхом за то, чтобы не потерять статус и за то, что скажет окружение.
    Легко представить характер главного героя – Петра Афанасьевича Фамусова – можно через его отношение к другим людям. Уважает и считается он с мнением тех, кто имеет хоть какой-то вес в обществе. В общении с другими он исходит только из выгоды. А если же ее нет, то такой человек вовсе и не нужен. Личность совершенно утрачивает свое значение.
    Фамусов – типичный представитель дворянства того времени, когда конфликт между старыми убеждениями и новыми веяниями еще только назревает, когда «минувшее» еще имеет силу, но уже потихоньку отдает свои позиции и неизбежно канет в лету.

  5. ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Гри­боедовым в списке действующих лиц как «управля­ющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрокра­тии. Известно также, что он является членом Английского клуба.
    Павел Афанасьевич — вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто на­нял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй ма­терью».
    Из реплик Фамусова можно понять, что в суп­ружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в муж­ском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчер­кивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин». Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходят­ся с делом. Уже в самом начале мы видим его за­игрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдо­вы, у докторши крестить». Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, своя­ченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов уме­ет оценить по достоинству деловые качества под­чиненных. Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».
    Как и все московское барство, Фамусов вся­чески афиширует свое хлебосольство:
    Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
    Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;
    Хоть честный человек, хоть нет,
    Для нас равнехонько, про всех готов обед.
    Суть мировоззрения Фамусова сводится к не­скольким прочно усвоенным правилам. Он охот­но простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по за­поведям «старины».
    Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не меня­лось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вра­щается, исповедуют те же взгляды. Самодержавно-крепостнический строй является основой бла­гополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собствен­ной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни. Все суждения они черпают «из забытых газет», рас­шитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».
    Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского обще­ства. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда.
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —
    заявляет Фамусов.
    Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позици­ями. Все московское общество живет в уверенно­сти, что другого образа жизни, других жизнен­ных стремлений, кроме богатства, высокого по­ложения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.
    Естественно, что, видя в Чацком проповедни­ка ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, — это неприязнь ко всему ино­земному, только неприязнь эта имеет совершен­но разные корни. Чацкий отстаивает нацио­нальную культуру и самобытность, а Фамусов ви­дит во французских магазинах «губителей карма­нов и сердец».
    В свое время Фамусов пытался научить Чацко­го жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником. Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспи­тать Чацкого», советует «не блажить», хорошень­ко управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами. Он старается убедить молодого чело­века в необходимости служить, «на старших гля­дя».
    Когда же тот отказывается от службы, объяс­няя это тем, что «служить бы рад, прислуживать­ся тошно», Фамусов объявляет его опасным че­ловеком, не признающим властей.
    Образцом жизненного успеха Фамусов счита­ет Кузьму Петровича:
    Покойник был почтенный камергер,
    С ключом, и сыну ключ умел доставить;
    Богат, и на богатой был женат…
    В восторге Фамусов и от своего дяди — Мак­сима Петровича, дослужившегося до орденов, ездившего только в карете, запряженной цугом, весь свой век проведшего при дворе Екатерины II. Именно с него, считает Фамусов, и следует брать пример молодому поколению. Он советует подражать старику, который, чтобы заслужить улыбку императрицы, несколько раз нарочно падал в ее присутствии на пол, больно стукаясь затылком. И его усердие, подчеркивает Фамусов, не пропало даром — государыня постоянно при­вечала Максима Петровича.
    С точки зрения своего круга определяет Фа­мусов достоинства Скалозуба:
    Не по летам, и чин завидный,
    Не нынче завтра генерал.
    Его будущий зять должен удовлетворять сле­дующим условиям:
    Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — тот и жених.
    С социальным практицизмом уживается у Фамусова и бытовая сообразительность: в повсед­невной жизни он умеет добиваться своего поти­хоньку, не разглашая заранее своих намерений. Так, он очень заинтересован в Скалозубе, но скрывает это от Чацкого:
    Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!
    Он, может быть, и рад бы был душой,
    Да надобности сам не вижу я большой Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня.
    Любя дочь, Фамусов больше всего озабочен не настоящим смыслом ее поступков, а тем резонан­сом, который они произведут в свете, а также тем, как это отразится на его положении:
    Моя судьба еще ли не плачевна?
    Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
    Фамусов привык во всем считаться с неписа­ной московской «табелью о рангах», он спорит только с теми, кого считает стоящими ниже себя на социальной лестнице. Свои принципы Павел Афанасьевич считает непререкаемыми, а тради­ции своей среды — нерушимыми и единственно истинными. Убежденный защитник самодержа­вия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дво­рянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным право помещика рас­поряжаться людьми по собственному усмотре­нию: наказывать, продавать, отправлять в ссыл­ку, на каторгу. Крепостных он не считает людь­ми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, об­зывает их ослами, чурбанами, называет Петруш­ками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста.
    Непоколебимая вера в старые порядки — глав­ная отличительная особенность Фамусова. Все новое кажется ему сомнительным и даже опас­ным. Тирады Чацкого он перечеркивает одним возгласом: «Под суд!» Критиковать что-либо, с точки зрения Павла Афанасьевича, могут лишь столпы общества.
    Таким образом, Фамусов выступает в комедии как самый яркий представитель «века минувше­го», ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков, олицетворяющий всю кос­ность, реакционность и отсталость России XIX века

  6. Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, «управляющий в казенном доме». Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы.
    Ф. – один из ярчайших представителей «века минувшего». В одном из своих монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века. Здесь по отцу «и сыну честь»; здесь у кого «душ тысячки две родовых, Тот и жених». Московских дам можно отправить «командовать в Сенат», настолько они обо всем «осведомлены»; московские дочки «так и льнут к военным», якобы «потому, что патриотки»; московские старички, призванные решать серьезные дела, «поспорят, пошумят …и разойдутся». В «фамусовском» обществе все держится на связях: «ну как не порадеть родному человечку». Такая модель жизни представляется Ф. и другим членам московского общества идеальным, они считают ее единственно правильной и не хотят никаких изменений. Ф. двуличен. Он утверждает, что «монашеским известен поведеньем», но в тоже время приударяет за служанкой Лизой. Ф. страшится всяких новых веяний. Во время беседы с Чацким он затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Главный враг Ф. – ученье, так как оно вносит изменения в спокойную московскую жизнь. Мечта героя – «забрать все книги да и сжечь». Как типичного московского барина, Ф. обманывают все, кому не лень. И дочь Софья, и секретарь Молчалин, и служанка Лиза.
    Последний выход героя на сцену приурочен к финальному свиданию Софии и Молчалина. Увидев молодых людей вместе, Ф. приходит в ужас. Он обвиняет в «распущенности» дочери «новую» Москву, которая заражена вольными идеями и «духом Кузнецкого моста» (то есть Парижа).
    Сначала Ф. грозится предать огласке этот позорный случай («В Сенат подам, Министрам, Государю»), но тут же он вспоминает, что о его дочери будут судачить во всех домах Москвы. В слезном ужасе Ф. восклицает: «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!!» Мнение этой княгини значит для Ф. больше, чем мнение самого царя, потому что в «фамусовском» обществе она занимает одно из главных мест.
    П.А.Ф.- одно из главных действующих лиц комедии,представи тель лагеря крепостников.Ф- дворянин,помещик,живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте.Он известный человек в кругу московского барства.Об этом говорит его фамилия(фама- с греческого”молва”).Грибоедов подчеркивает,что Ф.боится молвы.При переводе с латыни фамилия Фамусов означает -“известный”,”пользующийся славой”.Он,по-видимому,принадлежит к представителям знатных дворянских семей.Его дядя,Максим Петрович,играл при дворе Екатерины II огромную роль.Его “домашние друзья”- князья Тугоуховские,преуспевающий “не нынче-завтра генерал”Скалозуб.
    Ф.- вдовец,любит дочь,заботится о ней,считает,что для ее воспитания сделал все.Он подыскивает для Софьи подходящего жениха,хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Ф. хвастается,что “монашеским известен поведеньем”,однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни,когда должна родить докторша-вдова.Он гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян,известен гостеприимством,жизнью на широкую ногу.
    Он поклонник старины,восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II.Ф.- сторонник крепостных порядков.Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по-своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым.В крепостных он не видит людей,не считается с их человеческим достоинством.Ругает их,не стесняясь в выражениях,называет “ослами”,”чурбанами”,”фомками”,”фильками”,не считаясь,с их возрастом.Лизе он угрожает отправкой в деревню:”Изволька в избу,маршь за птицами ходить”.Будучи помещиком Ф.,однако,живет в деревне,в имении,а не в Москве и занимает видное положение на службе.Служба для него только средство для получения наград,чинов и денег.Дела по службе он передоверил Молчалину-секретарю,живущему у него в доме которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях(“… и будь не я,коптел бы в Твери…”).Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг.Он самодовольно хвастается:
    А у меня,что дело,что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано,так с плеч долой.
    На службе Фамусов окружил себя родственниками,считая достойной похвалы такую заботу о родне.Он с гордостью говорит,что при нем “служащие чужие очень редки;все больше сестрины,своячиницы детки”,один Молчалин ему не свой,а потому как “деловой”:
    Как станешь представлять к крестишку ли ,к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечьку!
    Самое важное для Ф.-чиновника- это умение обойтись с вышестоящими людьми,вовремя угодить им и таким образом выслужиться.Идеалом для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович- подхалим Екатериненского времени.Тогда,по выражению,Чацкого,”не на войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалея”.Максим Петрович был важным вельможей,”на золоте едал,езжал-то вечно цугом”,”когда же надо выслужиться,и он сгибался вперегиб.”Таким путем он приобрел вес,”выводил в чины” и пенсии давал”.Ф. восхищается и Кузьмой Петровичем,который был камергером “с ключом и сыну ключь умел доставить,богат и на богатой был женат”.Таким людям Ф. стремится подражать.Их способ получения чинов и денег считает самым верным.Ф. по-московски гостеприимен,он охотно принимает гостей,любит поиграть в карты,посплетничать.В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие.Говорит,что первый догадался о сумасшествии Чацкого,считает,что болезнь Чацкий унаследовал от матери,сходившей с ума 8 раз.Однако основной причиной этого Ф. считает учение-науку.О книгах он отзывается с неприязнью:
    “Ученье-вот чума,ученость-вот причина,
    Что нынче пуще,чем когда,
    Безумных развелось людей,и дел,и мнений.”
    И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
    Нет!Уж коли зло пресечь:
    Забрать все книги бы да сжечь!
    Ф.подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды,с французами-гувернерами.Он ворчит:А все Кузнецкий мост,и вечные французы,оттуда мода к нам,и авторы,и музы:губители карманов и сердец!Однако сам следует этой моде:
    “Мать умерла:умел я принанять
    В мадам Розье вторую мать.”
    Учителей которых нанимали для обучения детей “числом по более,ценою подешевле”,Ф.называет “побродягами”.Он считает,что дело не в учителях и “не в мадаме сила”,детей надо воспитывать в духе подражания старшим.”Учились бы на старших глядя”, – поучает он Чацкого.А дочери внушает:”Не надобно иного образца,когда в глазах пример отца”.
    Он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением.С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба,который”набрался каких-то новых правил”:”чин следовал ему- он службу вдруг оставил,уехал в деревню и занялся чтением книг.Чацкого он называет “карбонари”,опасным человеком”.Причины его возмущения ясны:Чацкий высказывается против того строя,тех порядков,которые являются для Ф. основой всего его благополучия. Типичные для 20 годов XIX века нравы и взгляды детализированы в образе Фамусова,который является антиподом Чацкого.

  7. Взгляды Фамусова на образование и воспитание
    Зависимость героя от общественного мнения
    Отношение Фамусова к людям
    Значение образа Фамусова
    Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.

    Взгляды Фамусова на образование и воспитание

    Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.
    Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы.
    В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.
    В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».
    Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

    Зависимость героя от общественного мнения

    Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».
    Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.
    Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

    Отношение Фамусова к людям

    Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».
    Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»
    Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

    Значение образа Фамусова

    Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.
    В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»
    Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме | источник

  8. Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
    В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.
    Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

    Внесценические персонажи комедии

    Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
    Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
    Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».
    Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
    Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

    Выводы

    Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

  9. ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

    Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Гри­боедовым в списке действующих лиц как «управля­ющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрокра­тии. Известно также, что он является членом Английского клуба.
    Павел Афанасьевич — вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто на­нял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй ма­терью».
    Из реплик Фамусова можно понять, что в суп­ружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в муж­ском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчер­кивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин». Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходят­ся с делом. Уже в самом начале мы видим его за­игрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдо­вы, у докторши крестить». Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, своя­ченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов уме­ет оценить по достоинству деловые качества под­чиненных. Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».
    Как и все московское барство, Фамусов вся­чески афиширует свое хлебосольство:
    Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
    Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;
    Хоть честный человек, хоть нет,
    Для нас равнехонько, про всех готов обед.
    Суть мировоззрения Фамусова сводится к не­скольким прочно усвоенным правилам. Он охот­но простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по за­поведям «старины».
    Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не меня­лось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вра­щается, исповедуют те же взгляды. Самодержавно-крепостнический строй является основой бла­гополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собствен­ной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни. Все суждения они черпают «из забытых газет», рас­шитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».
    Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского обще­ства. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда.
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —
    заявляет Фамусов.
    Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позици­ями. Все московское общество живет в уверенно­сти, что другого образа жизни, других жизнен­ных стремлений, кроме богатства, высокого по­ложения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.
    Естественно, что, видя в Чацком проповедни­ка ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, — это неприязнь ко всему ино­земному, только неприязнь эта имеет совершен­но разные корни. Чацкий отстаивает нацио­нальную культуру и самобытность, а Фамусов ви­дит во французских магазинах «губителей карма­нов и сердец».
    В свое время Фамусов пытался научить Чацко­го жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником. Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспи­тать Чацкого», советует «не блажить», хорошень­ко управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами. Он старается убедить молодого чело­века в необходимости служить, «на старших гля­дя».
    Когда же тот отказывается от службы, объяс­няя это тем, что «служить бы рад, прислуживать­ся тошно», Фамусов объявляет его опасным че­ловеком, не признающим властей.

  10. Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» от­носится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает.
    Ярким выразителем идеологии этой среды является глав­ный антагонист Чацкого Павел Афанасьевич Фамусов.
    Фамусов — типичный московский барин начала девят­надцатого века. В его образе сочетаются патриархальность и самодурство. Он привык быть барином и не представляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика. Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это выгодная карь­ера, причем неважно, какими способами она достигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. В разговоре с Чацким Фамусов восхищается поступком некого придворно­го сановника времен Екатерины, который, чтобы угодить императрице, не постыдился выставить себя на всеобщее по­смешище. «Упал он больно — встал здорово», — одобритель­но отзывается Павел Афанасьевич об этом низком человеке, и мы понимаем, что и сам он готов подличать и пресмыкать­ся перед сильными мира сего, если от них будет зависеть его благополучие. А в свою служебную деятельность он толком и не вникает. «Подписано, так с плеч долой», — вот суть его отношения к делу.
    Подыскивая жениха для дочери, он думает не о ее чувствах, а о том, чтобы брак оказался выгоден. Идеальным женихом для Софьи он считает полковника Скалозуба. Причину его симпа­тии к этому грубому солдафону проницательно называет слу­жанка Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».
    Фамусов и не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажется, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно. Фамилия Фамусов произведена драматургом от латинского слова fama, что значит «молва». Больше всего этого барина беспокоит, что будут думать о нем высокопостав­ленные представители московского общества. Так, когда ему становится известно о скандальной связи дочери Софьи с его секретарем Молчалиным, его волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
    В то же время Фамусов это не ходульная фигура, а живой человек с неоднозначным характером. Он обладает здравым смыслом, являющимся результатом богатого житейского опы­та. Язык Фамусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторого остроумия. Он может быть обаятельным и гос­теприимным. Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посо­чувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен рас­крывшимся любовным романом между его дочерью и секрета­рем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадлежит власть. А безнравственность власти при­водит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.

  11. Мир Фамусова

    Покровители невежества суть самые
    ожесточенные враги человечества.
    К.Гельвеций.


    План

    I Чацкий и Фамусов.
    II Фамусовское общество.
    1. Софья и Молчалин.
    2. Образ Фамусова.
    3. “Сливки” общества.
    III «Фамусовщина» в наше время.
    Комедия “Горе от ума”, написанная А.С.Грибоедовым, думаю, на каждого читателя произведет глубокое впечатление. Чацкий – центральный персонаж в комедии, противостоит всему фамусовскому обществу. Сама идея произведения состояла в том, чтобы противопоставить образованного человека с невежеством, отсталостью общества того времени. Конфликт комедии многогранен. Чацкий ведет “борьбу” против невежества, необразованности, покорности и страха, несостоятельности правительства, потакания всему иностранному. Он не боится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, спорить:
    Я одаль воссылал желанья
    Смиренные, однако вслух,
    Чтоб истребил всевышний нечистый тот самый дух
    Пустого, рабского, слепого подражанья;
    Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой;
    Кто мог бы словом и примером
    Нас удержать как крепкою вожжой,
    От жалкой тошноты по стороне чужой…

    Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно…
    Фамусов же напротив гордится тем, что знаком с человеком, который заработал чин своим “лбом”, Чацкий – человек честный, искренний и не может промолчать, отвечая на это:
    Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
    Как не в войне, а в мире брали лбом,
    Стучали об пол не жалея!

    Кого же видит около себя Чацкий? Людей, которые ищут лишь чинов, “денег, чтоб пожить”, не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал “умеренность и аккуратность”, их мечта – “забрать все книги бы да сжечь”. Со всеми этими “идеалами” Чацкий был не согласен.
    Еще в детстве Чацкого возили в дом Фамусовых. Все хотели, чтобы он стал членом фамусовского общества. Да, ничего не изменилось, и Чацкий сам понимает это после разговора со Скалозубом:
    Дома новы, но предрассудки стары.
    Порадуйтесь, не истребят
    Ни годы их, ни моды, ни пожары.

    И возлюбленная Чацкого, несмотря на то, что полюбила другого, осталась той же. Этой героине свойственна влюбчивость, она не заботится о чувствах других, ее отец хорошо постарался, чтобы его единственная дочь идеально вписалась в современное общество. Её возлюбленный, Молчалин, не многим лучше. Он обманывает её, заводя отношения с Лизой.

    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям из изъятъя —
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.

    Молчалин — типичный угодник того времени, который обязательно всего добьется, так как его все любят. Он не первый и не последний. Так же или почти так начинал свою карьеру полковник Скалозуб:

    Довольно счастлив я в товарищах моих,
    Вакансии как раз открыты;
    То старших выключат иных,
    Другие, смотришь, перебиты.

    Скалозуб, хоть и производит впечатление ограниченного, зацикленного на своей работе человека, по-своему хитер. Все в комедии Грибоедова такие же хитрые, проворные, лукавые, но все же во главе стоит Павел Афанасьевич Фамусов. Он возглавляет их и поддерживает.
    Внезапное появление в доме Чацкого выбивает Фамусова из колеи. Павел Афанасьевич опасается, что в его размеренную и упорядоченную жизнь “франт-приятель” Чацкий способен внести ненужную суету и оживление.
    Сам себя Фамусов характеризует следующим образом:

    Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
    Свободен, вдов, себе я господин…
    Монашеским известен поведеньем!

    Однако окружающие несколько иначе представляют себе Фамусова. Дочь Софья так отзывается о родителе: “Брюзглив, неугомонен, скор”. Он весьма дорожит мнением общества. Воспитанием дочери практически не занимался, довольствовавшись тем, что оплачивал няньку-француженку. И теперь, когда дочь выросла и речь заходит о возможном замужестве, весьма недоволен тем, какой груз ответственности внезапно ложится на его плечи:

    Что за комиссия, Создатель,
    Быть взрослой дочери отцом!

    Несмотря на то, что, как и подобает дворянину, он находится на государственной службе, работу выполняет лишь по обязанности, нисколько не интересуясь её смыслом. Лучше всего его отношение к своим должностным обязанностям характеризуют его же собственные слова:

    Боюсь, сударь, я одного смертельно,
    Чтоб множество не накоплялось их;
    Дай волю вам, оно бы и засело;
    А у меня, что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.

    Служба для Фамусова является атрибутом дворянина. И чин в табели о рангах прямо указывает на ту степень уважения, которую проявляет Фамусов к человеку. И какое окружение могло быть у такого человека? Все эти “сливки” общества Грибоедов собирает на балу, где и высмеивается Чацкий. Он слишком честный, слишком справедливый. Ему не место в Москве, потому что вся Москва полна Фамусовыми и их окружением. Ему слишком тесно в этом городе. Фамусов ясно дает понять, что не даст ему житья:

    …И ваша такова последняя черта,
    Что, чай, ко всякому дверь будет заперта:
    Я постараюсь, и в набат я приударю,
    По городу всему наделаю хлопот
    И оглашу на весь народ:
    В сенат подам, министрам, государю.

    Произведение Грибоедова актуально и в наши дни, в нашем обществе еще очень много “фамусовых”. А автор хотел лишь показать проблемы общества, создав “грустную” комедию.
    Литературная критика обычно не разделяет образ Фамусова и окружающего его общества. Появился даже специальный термин: “фамусовщина”.
    Николай Васильевич Гоголь, один из видных критиков комедии так писал о Фамусове:“Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней… “

  12. Если в литературе сколько-нибудь отразился слабо, но с родственными чертами тип декабриста,- это в Чацком. В его озлобленной, желчевой мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки. Чацкий шел прямой дорогой на каторжную работу, и если он уцелел 14 декабря, то, наверно, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом. Чацкий, если б пережил первое поколение, шедшее за 14 декабря в страхе и трепете, через них протянул бы горячую руку нам. Фамусов – богатый и знатный (известный) московский барин, ярый защитник крепостнических порядков, дворянских традиций и старого уклада жизни. Его взгляды на просвещение, на человеческую личность, на службу, его раболепство перед теми, кто выше его, настороженное отношение к Чацкому и другим передовым людям – все это характерно для дворян-реакционеров. Среди лиц этой политической группы, выведенных в комедии, Фамусов занимает главенствующее место по полноте и яркости изображения.
    Фамусовщина – это застой, косность, ненависть к «возмутителям спокойствия», мракобесие и ханжество. Но Фамусовы бессильны остановить движение жизни, развитие передовых идей. Обратите внимание на смысловые особенности только двух слов: грабительство и клиенты-иностранцы.. Первое имеет значение «незаконное, насильственное присвоение чужого имущества» (вспомните «грабительство» госпожи Простаковой в отношении имущества Софьи). В выражении «клиенты-иностранцы» первое существительное употреблено не в современном значении («постоянный посетитель, покупатель, заказчик»), а в значении устаревшем: «находящийся под чьим-либо покровительством, защитой». И еще: отрицательная частица не в сочетании с наречием (и, где не) придает выражению утвердительное значение: клиенты-иностранцы повсюду воскрешали «прошедшего житья подлейшие черты», т. е. разгульную, паразитическую жизнь («обеды, ужины и танцы») дворян времен Екатерины II.
    Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом – просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” – уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.
    Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
    Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой Чацкий – дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов – ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож. Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком
    вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.
    К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова.
    Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
    Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае – это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.

  13. “Мы, например, или покойник дядя… не то на серебре,
    На золоте едал; сто человек к услугам…”
    А.С.Грибоедов
    “Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты и дамы в картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах…”, — так писал в критической статье “Мильон терзаний” И.А.Гончаров о комедии Грибоедова.
    И в самом деле. Я рассматриваю “портрет” Павла Афанасьевича Фамусова. Дородный человек лет пяти— десяти или больше, в дорогой шубе, небрежно надетой на не менее дорогой костюм. Вся поза выражает уверенность в себе и самодовольство. Видно, что он любитель выпить и хорошо поесть. (“Ну вот! велика беда, что выпьет лишнего мужчина!”, “Ешь три часа, а в три дни не сварится”). На лице написан характер: уверенность в своем превосходстве и праве командовать людьми, советовать, как им жить, ставить свое убожество в пример; стремление стереть в порошок всякого, что ниже него положением и смеет выражать иное мнение. Это характерный тип русской знати. А Фамусов — не только богатый московский барин, но и крупный чиновник, управляющий в казенном месте.
    Я снова вглядываюсь в портрет, сделанный с рисунка художника Кузьмина. Ясно, что он, как и писатель, создал собирательный образ. Но почему же он кого-то очень напоминает мне? А, вспомнил. Это Кирила Петрович Троекуров из повести А.С.Пушкина “Дубровский”. Самодур, богач и любитель дурных шуток с людьми, от него зависимыми.
    Фамусов живет в XIX веке. Но, как и многие из русских аристократов, он душой в прошлом веке, веке Екатерины II. Это очень хорошо подметил Чацкий, подчеркивая, что в 20-х годах XIX века появились уже среди дворян иные идеи и представления:
    Как посравнить, да посмотреть
    Век нынешний и век минувший…
    О типичности образа Фамусова говорит и то, что автор даже не указал, в каком именно казенном месте служит тот. Зато фамилия выбрана не случайно: от латинского слова, означающего “известный”.
    Что же представляет собой этот человек?
    Слова Лизы о том, что он желал бы зятя “с звездами да с чинами”, полностью раскрывают нам его сущность: страсть к богатству, преклонение перед высшими, стремление судить о человеке только по богатству и чину, а не по уму и личным заслугам.
    Что для него Чацкий, у которого и душ немного, и именьем он “управляет оплошно”? Это не жених для Софьи. Недаром, когда та рассказывает отцу сон, в котором видела того, что “дороже всех сокровищ”, “И вкрадчив, и умен”, но беден, Фамусов в ужасе кричит: “Кто беден, тот тебе не пара!”. Зато полковник Скалозуб — прекрасный человек, потому что и “золотой мешок, и метит в генералы”. Перед ним Фамусов, этот стих, чуть не заискивает, а на Чацкого почти кричит: “И знать вас не хочу, разврата не терплю”. Лицемерие характерно для Фамусова. Это видно уже в начале пьесы. Только что он приставал к Лизе, а Софье заявляет, что “монашеским известен поведеньем!” Не стоит уже и говорить, что слуг он называет “ослами” и другими подобными словами.
    Новые взгляды на жизнь, просвещение, службу, права человека и прочее ему ненавистны. Сам он почти не читает: то требует Петрушку с календарем, то засыпает при чтении (“А мне от русских больно спится”). В книгах-то он видит главную причину того, что появились новые идеи и люди.
    …Уж коли зло пресечь:
    Забрать все книги бы да сжечь.
    По его мнению, “ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”.
    А ведь это говорит значительный государственный деятель. Впрочем, на службу он смотрит “легко”.
    А у меня, что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.
    И говорится это с гордостью. Фамусов еще и упрекает Молчалина, что тот много внимания уделяет бумагам: “Дай волю вам, оно бы и засело”. Мы верим словам Софьи об отце: “Брюзглив, неугомонен, признается, что при распределении чинов и наград как начальник прежде всего старается порадеть “родному человеку”.
    “Фамусовщина — это застой, косность, ненависть к “возмутителям спокойствия”, мракобесие и ханжество”, — делается вывод в одной из книг для учащихся. И, конечно, это справедливо. Но фамусовы бессильны остановить развитие жизни и новых идей.
    Много лет благоденствовали фамусовы, скалозубы, молчалины и в нашей жизни. Они прикрывали недостатки и скрывали правду, при них расцвели взяточничество и кумовство, наплевательское отношение к своим обязанностям. Всем, кто пытался с этим бороться, закрывали рот. Многих, как Чацкого, объявили умалишенным. К сожалению, этот тип чиновника оказался очень живучим. И все же, думается, пора фамусовым уходить в отставку.

  14. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» от­носится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает.
    Ярким выразителем идеологии этой среды является глав­ный антагонист Чацкого Павел Афанасьевич Фамусов.
    Фамусов — типичный московский барин начала девят­надцатого века. В его образе сочетаются патриархальность и самодурство. Он привык быть барином и не представляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика. Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это выгодная карь­ера, причем неважно, какими способами она достигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. В разговоре с Чацким Фамусов восхищается поступком некого придворно­го сановника времен Екатерины, который, чтобы угодить императрице, не постыдился выставить себя на всеобщее по­смешище. «Упал он больно — встал здорово», — одобритель­но отзывается Павел Афанасьевич об этом низком человеке, и мы понимаем, что и сам он готов подличать и пресмыкать­ся перед сильными мира сего, если от них будет зависеть его благополучие. А в свою служебную деятельность он толком и не вникает. «Подписано, так с плеч долой», — вот суть его отношения к делу.
    Подыскивая жениха для дочери, он думает не о ее чувствах, а о том, чтобы брак оказался выгоден. Идеальным женихом для Софьи он считает полковника Скалозуба. Причину его симпа­тии к этому грубому солдафону проницательно называет слу­жанка Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *