Сочинение на тему глаголом жги сердца людей

10 вариантов

  1. “Я видел трех царей”, – написал как-то Пушкин. И с самой первой встречи тогда еще будущий поэт с царем “не поладил”. Дядька Никита не снял с ребенка картуз, чем вызвал “высочайшее” неудовольствие. А Пушкин так и прожил свою жизнь, “не снимая картуза” перед самодержавием.
    Перу Пушкина-лицеиста приписывают эпиграмму “Двум Александрам Павловичам”, в которой молодой человек уже замечает царю: “…хромаешь… головой…”
    Да, не того ждали от Лицея. Растили “на виднейшие посты в государстве”, а вырастили – бунтарей!
    Об окончившем Лицей Пушкине царь сказал: “…наводнил Россию возмутительными стихами”. И вправду, наводнил. И вправду (с его точки зрения) – возмутительными. Взять хотя бы оду “Вольность”:
    Хочу воспеть свободу миру,
    На тронах поразить порок!
    Эти стихи писались, когда о каком-либо революционном движении в России еще и не слыхали, и не думали! А молодой Пушкин уже взялся пенять царям на их беззакония.
    Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу.
    А “Деревня” – обличение крепостничества! “Здесь барство дикое, без чувства, без закона…”, “…рабство тощее влачится…”, “девы юные цветут для прихоти бесчувственной злодея…” Помещик-то русский не иначе как “злодеем” именуется; барство, собой довольное, “диким” названо! Но пока еще пишет: “И рабство, падшее по манию царя”. Много позднее, в “Noel”, расписав предполагаемые благодеяния царя, он скажет: “…послушавши, как царь-отец рассказывает сказки”. В доброго царя Пушкин уже не верит. Но это будет потом. А пока только готовится восстание декабристов. И поэта на Сенатской площади не будет. А его стихи? Как знать, может, Николаю стоило их повесить, как и пятерых декабристов? Но на каторгу они пошли сами.
    Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье.
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Эти строки обращены к государственным преступникам, само имя которых было вне закона. Строки поддержки.
    Оковы тяжкие падут.
    Темницы рухнут, и свобода
    Вас встретит радостно у входа,
    И братья меч вам отдадут!
    Пушкин не отделяет себя от декабристов; он больше декабрист, быть может, чем они все: декабристы выступали вместе, а “гуртом и батьку бить легче”. Пушкин – один, да еще после провала восстания. Какой смелостью надо было обладать, чтобы тогда сказать: “Я гимны прежние пою…”! Быть может, ответ на этот вопрос – его же слова:
    Отчизны внемлем призываньям.
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой…
    И на всю Россию звучит пушкинский призыв:
    Мой друг, Отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    И как он все-таки был смел, почти безрассудно смел! Ведь за любое из этих стихотворений его вполне могли сослать в Сибирь! Но не бросался Пушкин словами и недаром называл вольность “святой”, “звездой пленительного счастья…”
    Восстань, пророк,
    И виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей!
    Это он, Александр Сергеевич Пушкин, был таким пророком, это он жег и жжет сердца людей глаголом. Давно уже стихи Пушкина переведены на различные языки, давно уже его читают и любят на всех континентах, а не только “… финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык”.
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в свой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Давно нет царей, нет самодержавия, и обычный человек наверняка не отличит портрет Николая от портрета Александра, но во всех уголках планеты знают “арабский профиль”…
    “Я с Пушкиным шатался по окопам…” – это уже в сороковые годы… тысяча девятьсот…

  2. Тоскует он в забавах мира,
    Людской чуждается молвы,
    К ногам народного кумира
    Не склонит гордой головы.
    А.С. Пушкин
    Великий русский поэт А. С. Пушкин за свою короткую жизнь написал более восьмисот стихотворений. Их тематика различна. Но особенно сильно волнует Пушкина тема предназначения поэзии и роли поэта.
    В стихотворении «Пророк», написанном в 1826 году, Пушкин наиболее полно выразил свой взгляд на обязанности и призвание поэта.
    Согласно древним верованиям пророки возвещали людям волю богов, им было доступно проникновение в будущее. В стихотворениях Пушкина пророк выступает не только как прорицатель, провидец, но и как неподкупный судья, глашатай истины, смелый обличитель общественного зла. Поэт использует библейскую символику, библейские мотивы, но придает им политическое звучание.
    В «Пророке» явление шестикрылого серафима помогает поэту обрести дар прозрения, способствует чудесному превращению его в пророка:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    Поэт-пророк, которому стало подвластно все, слышит голос, повелевающий ему:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей. В стихотворении «Поэт» Пушкин развивает тот же мотив о «божественном глаголе». Художник может быть «всех ничтож¬ней» в обыденной жизни, но очищается от забот «суетного света» в священном служении своему высокому делу.
    Говоря об огромном значении поэта в жизни общества, Пушкин одновременно раскрывает всю трагичность его взаимоотношений с «толпой». Стихотворение «Поэту» — сонет о подвиге поэта, о его мужестве перед лицом «толпы», которая «бранит», «плюет» на алтарь, где горит священный огонь поэзии. По мнению Пушкина, поэт должен быть твердым и спокойным, даже если услышит «суд глупца и смех толпы холодной». Этой же теме посвящено стихотворение «Поэт и толпа», где обличается «чернь», преследующая поэта за его отказ пренебречь своей свободой и независимостью.
    Травля, преследования… Но что они значат по сравнению с тем счастьем, которое дает творчество. В стихотворении «Арион» Пушкин утверждает спасительную силу поэзии — талант и слава поэта становятся залогом его бессмертия, поэтический дар оказывается сильнее стихии.
    В итоговом стихотворении «Памятник» Пушкин дает лаконичную и точную оценку своего творчества. Он не только пишет о себе как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику «не зарастет народная тропа»), но и предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России. Свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную сла¬ву Пушкин связывает с самим существованием поэзии:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    В четвертой, самой важной по содержанию строфе Пушкин утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, что пробуждал лирой «чувства добрые».
    Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» было очень трудной и не всегда безопасной зада¬чей. Конец стихотворения — традиционное обращение поэта к сво¬ей музе. Муза должна быть послушна только «веленью божию», то есть голосу внутренней совести, голосу правды и, следовательно, высокому предназначению. Это стихотворение было написано за несколько месяцев до трагической гибели великого поэта. Строки из него высечены на памятнике Пушкину в Москве.

    Еще школьные сочинения:

    Патриотизм лирики Пушкина
    «Лишний» ли человек Онегин?
    Мать и дочери Ларины

  3. Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов… Два великих поэта Золотого века русской литературы. Такие разные и, в то же время, схожие в своем желании словом служить Отчизне. Именно в тех стихотворениях, где поэты рассуждают о назначении поэзии, появляется образ поэта-пророка. У Пушкина в этом плане можно выделить стихотворения «Пророк», «Арион», частично «Эхо». У Лермонтова же – «Поэт», «Пророк», «Есть речи…».
    Важно отметить, что у обоих поэтов есть программное стихотворение с одинаковым названием – «Пророк». Здесь наиболее ярко выделяется образ поэта. В чем сходство и в чем различие этих стихотворений? Типичен ли образ пророка в лирике знаменитых поэтов?
    Обратимся к стихотворению А.С. Пушкина. Оно было написано в 1826 году, после расправы с декабристами. Именно в это время гневная и горькая книга пророка Исайи (часть Библии) оказывается близка поэту. Видя «народ грешный, народ, обремененный беззакониями», пророк приходит в отчаяние: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?» Далее Исайя рассказывает, что к нему явился Серафим (ангел высшего чина), который касается «уст» его и «очищает от грехов». Голос Господа посылает его на землю раскрывать истину людям, ибо “огрубело сердце народа сего”, «доколе земля эта совсем не опустеет».
    Библейская легенда лишь в общем своем значении отражена в стихотворении. пушкинский герой НЕ осквернен язвами нечистого общества, а угнетен ими. Пробуждение его, превращение в пророка подготовлено состоянием героя: «Духовной жаждою томим». В библейской легенде акцент сделан на картине нравственного падения народа, глухого к добру. У Пушкина же большое внимание уделено непосредственно пророку. Его преображение развернуто в сюжете, внимание сосредоточено на том, как человек становится пророком. После преображения пушкинский пророк лежит в пустыне, «как труп».
    Идея библейской легенды – наказание народа, отступившего от добра. У Пушкина – другая идея. В чем же смысл образа поэта-пророка у Пушкина, опирающегося на библейскую легенду, но и отступающего от нее?
    Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого и усталого путника. «Пустыня мрачная» озаряется явлением Серафима, который в действиях своих энергичен и стремителен. Путник же не только бессилен – его путь бесцелен. Шестикрылый Серафим является «на перепутьи» как спасение от незнанья дальнейшего пути. Действия Серафима поначалу осторожны, бережны:
    Перстами легкими, как сон
    Моих зениц коснулся он…
    …Моих ушей коснулся он…
    Но последствия этих «нежных» прикосновений полны драматизма:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы…
    Путник обретает зоркость, уши его «наполнил шум и звон». Так начинается страдание. В человека входит весь мир, как бы разрывая его своей многозвучностью:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    Для человека теперь нет тайн – он открыт всему. Это прекрасно, но и тяжело. Освобождение от грешной человеческой природы рождается страданием, доходящим до оцепенения. Человек обретает качества более древнего, чем он, мира: зоркость орлицы, мудрость змеи (то есть многих поколений)… Но этих мучений мало, чтобы стать пророком:
    И он мне грудь рассек мечом
    И сердце трепетное вынул,
    И угль пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Чтобы стать пророком, по мнению Пушкина, нужно отрешиться от трепетности чувств, от сомнений и страха. И так тяжки эти преображения, так непохож путник на себя прежнего, что лежит в пустыне, «как труп». Лежит еще и потому, что качества пророка уже есть, а смысла, цели еще нет. Цель дается волею Всевышнего:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Мы привыкли к метафоричности слова, но если вернуть ему первозданное значение, то миссия пророка прекрасна и тяжка одновременно: словом жечь сердца людей. Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Мучительность преображения человека в пророка – та жестокая цена, которой покупается право учить людей. Пушкин любит человеческую натуру, он добр к людям, потому страдание описано так ярко и подробно. Но жестокая сила обстоятельств заставляет поэта быть дерзким и гневным. «Восстань» – побуждение к протесту, к сопротивлению тому, что видит и слышит пророк вокруг себя. Таков образ поэта-пророка у Пушкина. А Лермонтов?
    Для Лермонтова творчество – спасительное освобождение от страдания, приход к гармонии, вере. Поэт словно продолжает эту тему, но и видит образ поэта-пророка в ином, нежели Пушкин, свете. Лермонтовский пророк, гонимый и презираемый толпой, знает счастье:
    И вот в пустыне я живу,
    Как птицы, даром Божьей пищи;
    Завет Предвечного храня,
    Мне тварь покорна там земная,
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Он описывает «последствия» полученного пророческого дара. Сравнивая пушкинского «Пророка» с лермонтовским, наивно было бы видеть в одном поэте лишь жизнеутверждение, а в другом лишь скорбь. Лермонтовский пророк, читающий «в очах людей… страницы злобы и пророка», при всей жестокости толпы, при всем одиночестве, тоже не теряет веры в гармонию как основу мира. Радостный разговор со звездами спасает пророка от отчаяния – природа как бы смягчает удары, наносимые толпой. В этом весь Лермонтов. Читатели в который раз убеждаются в том, насколько помогало поэту творчество сохранить веру в жизнь.
    Как видно, образ поэта-пророка представлен по-разному в лирике Лермонтова и Пушкина, но назначение одно: «Глаголом жечь сердца людей!».

  4. Восстань пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.
    В стихотворении “Поэт” Пушкин развивает тот же мотив о “божественном глаголе”. Художник может быть “всех ничтожней” в обыденной жизни, но очищается от забот “суетного света” в священном служении своему высокому делу.
    Говоря об огромном значении поэта в жизни общества, Пушкин одновременно раскрывает всю трагичность его взаимоотношений с “толпой”. Стихотворение “Поэту” – сонет о подвиге поэта, о его мужестве перед лицом “толпы”, которая “бранит”, “плюет” на алтарь, где горит священный огонь поэзии. По мнению Пушкина, поэт должен быть твердым и спокойным, даже если услышит “суд глупца и смех толпы холодной”. Этой же теме посвящено стихотворение “Поэт и толпа”, где обличается “чернь”, преследующая поэта за его отказ пренебречь своей свободой и независимостью.
    Травля, преследования… Но что они значат по сравнению с тем счастьем, которое дает творчество. В стихотворении “Арион” Пушкин утверждает спасительную силу поэзии – талант и слава поэта становятся залогом его бессмертия, поэтический дар оказывается сильнее стихии. Стихотворение иносказательно. В нем использован образ легендарного древнегреческого поэта и певца Ариона, спасенного в море дельфинами, зачарованными его пением. Пушкин говорит: поэты наделены не только пророческим даром, талант сочинителя оберегает их от любых невзгод, являясь своеобразным талисманом. Причастность певца к особой форме искусства делает его недосягаемым для стихии, верность духу свободы (“Я гимны прежние пою!”) помогает хранить поэтический дар.
    В итоговом стихотворении “Памятник” Пушкин дает лаконичную и точную оценку своего творчества. Он не только пишет о себе как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику “не зарастет народная тропа”), но и предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России. Свой “нерукотворный памятник”, свою будущую посмертную славу Пушкин связывает с самим существованием поэзии:
    И славен буду я, доколь в подлунном миреЖив будет хоть один пиит.
    В четвертой, самой важной по содержанию строфе, Пушкин утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, что пробуждал лирой “чувства добрые”. Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в “жестокий век” было очень трудной и не всегда безопасной задачей. Конец стихотворения – традиционное обращение поэта к своей музе. Муза должна быть послушна только “велению божию”, то есть голосу внутренней совести, голосу правды и, следовательно, высокому предназначению. Это стихотворение было написано за несколько месяцев до трагической гибели великого поэта. Строки из него высечены на памятнике Пушкину в Москве.

  5. «Глаголом жги сердца людей…» Великий русский поэт А. С. Пушкин за свою короткую жизнь написал более восьмисот стихотворений. Их тематика различна. Но особенно сильно волнует Пушкина тема предназначения поэзии и роли поэта.
    В стихотворении «Пророк», написанном в 1826 году, Пушкин наиболее полно выразил свой взгляд на обязанности и призвание поэта.
    Согласно древним верованиям пророки возвещали людям волю богов, им было доступно проникновение в будущее. В стихотворениях Пушкина пророк выступает не только как прорицатель, провидец, но и как неподкупный судья, глашатай истины, смелый обличитель общественного зла. Поэт использует библейскую символику, библейские мотивы, но придает им политическое звучание.
    В «Пророке» явление шестикрылого серафима помогает поэту обрести дар прозрения, способствует чудесному превращению его н пророка:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    Поэт-пророк, которому стало подвластно все, слышит голос, повелевающий ему:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    В стихотворении «Поэт» Пушкин развивает тог же мотив о «божественном глаголе». Художник может быть «всех ничтожней» в обыденной жизни, но очищается от забот «суетного света» в священном служении своему высокому делу.
    Говоря об огромном значении поэта в жизни общества, Пушкин одновременно раскрывает всю трагичность его взаимоотношений с «толпой». Стихотворение «Поэту» — сонет о подвиге поэта, 0 его мужестве перед лицом «толпы», которая «бранит», «плюет» на алтарь, где горит священный огонь поэзии. По мнению Пушкина, поэт должен быть твердым и спокойным, даже если услышит «суд глупца и смех толпы холодной». Этой же теме посвящено стихотворение «Поэт и толпа», где обличается «чернь», преследующая поэта за его отказ пренебречь своей свободой и независимостью.
    Травля, преследования… Но что они значат по сравнению с тем счастьем, которое дает творчество. В стихотворении «Арион» Пушкин утверждает спасительную силу поэзии — талант и слава поэта становятся залогом его бессмертия, поэтический дар оказывается сильнее стихии.
    В итоговом стихотворении «Памятник» Пушкин дает лаконичную и точную оценку своего творчества. Он не только пишет о себе как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику «не зарастет народная тропа»), но и предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России. Свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную славу Пушкин связывает с самим существованием поэзии:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    В четвертой, самой важной по содержанию строфе Пушкин утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, что пробуждал лирой «чувства добрые».Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» было очень трудной и не всегда безопасной задачей. Конец стихотворения — традиционное обращение поэта к своей музе. Муза должна быть послушна только «веленью божию», то есть голосу внутренней совести, голосу правды и, следовательно, высокому предназначению. Это стихотворение было написано за несколько месяцев до трагической гибели великого поэта. Строки из него высечены на памятнике Пушкину в Москве.

    читать похожие:

    А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии
    А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии 1
    Пушкин о назначении поэта и поэзии
    М.Лермонтов о назначении поэта и поэзии

  6. тоскует он в забавах мира,
    людской чуждается молвы,
    К ногам народного кумираа
    НЕ склонит гордой головы.
    АС Пушкин
    Великий русский поэт А С Пушкин за свою короткую жизнь написал более восьмисот стихотворений Их тематика различна Но особенно сильно волнует Пушкина тема предназначения поэзии и роли поэта.
    В стихотворении «Пророк», написанного в 1826 году, Пушкин наиболее полно выразил свой взгляд на обязанности и призвание поэта.
    Согласно Древним верованиям пророки возвещали людям волю богов, им было доступно проникновение в будущее В стихотворениях Пушкина пророк выступает не только как прорицатель, провидец, но и как неподк купный судья, глашатай истины, смелый обличитель общественного зла Поэт Использует библейскую символику, библейские мотивы, но придает им политическое звучанийие.
    в «Пророке» явление шестикрылого серафима помогает поэту обрести дар прозрения, способствует чудесному превращения его в пророка:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье
    Поэт-пророк, которому стало подвластны все, слышит голос, повелевающий ему:
    восстаний, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходите моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей В стихотворении «Поэт» Пушкин развивает тот же мотив о «божественном глаголет» Художник может быть «всех ничтоже ¬ ней» в обыденной жизни, но очищается от забот «суетного све ета »в священном служения своему высокому деллу.
    Говоря об огромном значении поэта в жизни общества, Пушкин одновременно раскрывает всю трагичность его взаимоотношений с «толпой» Стихотворение «Поэту» – сонет о подвигом поэта, в его мужество перед ли ицом «толпы», которая «бранит», «плюет» на алтарь, где горит священный огонь поэзии По мнение Пушкина, поэт должен быть твердым и спокойным, даже если услышит «суд глупца и смех толпы холодной» Этой же е теме посвящено стихотворение «Поэт и толпа», где обличается «чернь», преследующая поэта за его отказ пренебречь своей свободой и независимостьтью.
    травли, преследования Но что они значат по сравнении с тем счастьем, которое дает творчество В стихотворении «Арион» Пушкин утверждает спасительную силу поэзии – талант и слава поэта становятся залого ом его бессмертия, поэтический дар оказывается сильнее стихиихии.
    В итогов стихотворении «Памятник» Пушкин дает лаконичную и точную оценку своего творчества Он не только пишет о себе как о национально русском поэте, оставив след в памяти народной (к его памятных нику «не зарастет народная тропа»), но и предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России Свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную сла ¬ ву Пушкин связывает с самым сущее ствования поэзыии:
    И славен буду я, доколе в подлунном мирее
    Жил будет хоть один пиит.
    В четвертой, самой важной по содержанию строфе Пушкин утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, что пробуждал лиро «чувства добрые».
    Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» было очень трудной и не всегда безопасной зада ¬ чей Конец стихах отворения – традиционное обращение поэта к своей ¬ ей музее Муза должна быть послушна только «веленью божию», то есть голоса внутренней совести, голоса правды и, следовательно, высокому предназначению Это стихотворение было написано несколько месяцев до трагическое гибели великого поэта Сроки из него высечены на памятник Пушкину в Москвескве.

    по теме:

    Патриотизм лирики Пушкина
    «Лишний» ли человек Онегин?
    Мать и дочери Ларины
    Онегин и Татьяна в романе А С Пушкина «Евгений Онегин»

  7. Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли.
    Глаголом жги сердца людей.
    А. Пушкин
    К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон… Чем старше становился поэт, тем серьезнее он относился к своему творчеству. Живя литературным трудом, Пушкин гордо восклицал:
    Не продается вдохновенье,
    Но можно рукопись продать.
    Несколько позже, когда изменилась общественно-политическая обстановка в России, выступили и потерпели поражение декабристы. Пушкин, осознавая великую роль поэзии, пишет в стихотворении “Пророк”:
    И Бога глас ко мне воззвал:
    “Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей”.
    Поэт создан и наделен талантом, чтобы нести людям слова правды, какими бы горькими они ни были. Пушкин видит свое предназначение в том, чтобы бороться с тиранией, несправедливостью, ложью. В стихотворении “И. И. Пущину” поэт старается утешить своего друга, томящегося в далекой ссылке. Пушкин надеется, что его слова помогут узнику, ободрят его в далеких застенках.
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенъе
    Лучом лицейских ясных дней!
    В стихотворении “Поэт” Пушкин определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновенье:
    Ты царь: живи один.
    Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум,
    Усовершенствуя плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный.
    Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно. Провиденье, дарованное свыше, ведет поэта вперед к его судьбе. Пушкин не боится признаться в верности даже опальным друзьям. Он уверен, что его поэзия поддержит и ободрит каторжан:
    Любовь и дружество до вас
    Дойдут сквозь мрачные затворы.
    Как в ваши каторжные норы
    Доходит мой свободный глас.
    Пусть не всегда поэт поступал как нужно, но никогда не изменял своим принципам.
    Поэзия Пушкина боролась за справедливость, защищала обиженных и угнетенных, поэтому всегда была знаменем передовых людей. Сам же поэт в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” так говорит о своих заслугах перед отечеством:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Это ли не высшее предназначение поэта, его великая роль и судьба!
    Гуманизм русской литературы и поэзии в частности в том и состоит, чтобы утешать обиженных и обездоленных, привлекать к ним внимание общества, а значит, и помогать. Пушкин никогда не был в стороне от насущных проблем, в этом его главная заслуга.
    Искрометная, блистательная, прекрасная поэзия Пушкина продолжает служить людям.
    Веленью Божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно,
    И не оспаривай глупца.

  8. Тоскует он в забавах мира,
    Людской чуждается молвы,
    К ногам народного кумира
    Не склонит гордой головы.
    А. С. Пушкин
    Великий русский поэт А. С. Пушкин за «вою короткую жизнь написал более вось­мисот стихотворений. Их тематика различна. Но особенно сильно волнует Пушкина тема предназначения поэзии и роли поэта. Сохраняя верность декабристскому, граж­данскому пониманию задач поэзии («Пророк»), Пушкин в то же время говорит о тра­гичности судьбы поэта в современном ему мире, его одиночестве и непонимании «тол­пой» («Разговор книготорговца с поэтом», «Поэт и толпа», «Чернь», «Поэту»).
    В стихотворении «Пророк», написанном в 1826 году, Пушкин наиболее полно вы­разил свой взгляд на обязанности и призвание поэта. Пушкинский образ поэта-пророка продолжает и развивает декабристскую традицию. В стихотворениях декабристов образ библейского пророка всегда имел аллегорический смысл, ассоциировался с об­разом поэта-гражданина, способного жечь сердца людей глаголом высшей правды. Со­гласно древним верованиям пророки возвещали людям волю богов, им было доступно проникновение в будущее. В стихотворениях Пушкина пророк выступает не только как прорицатель, провидец, но и как неподкупный судья, глашатай истины, смелый обличитель общественного зла. Поэт использует библейскую символику, библейские мотивы, но придает им политическое звучание.
    В «Пророке» явление шестикрылого серафима помогает поэту обрести дар про­зрения, способствует чудесному превращению его в пророка:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    Поэт-пророк, которому стало подвластно все, слышит голос, повелевающий ему:
    Восстань пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    В стихотворении «Поэт» Пушкин развивает тот же мотив о «божественном глаго­ле». Художник может быть «всех ничтожней» в обыденной жизни, но очищается от забот «суетного света» в священном служении своему высокому делу.
    Говоря об огромном значении поэта в жизни общества, Пушкин одновременно раскрывает всю трагичность его взаимоотношений с «толпой». Стихотворение «Поэту» — сонет о подвиге поэта, о его мужестве перед лицом «толпы», которая «бранит», «плю­ет» на алтарь, где горит священный огонь поэзии. По мнению Пушкина, поэт должен быть твердым и спокойным, даже если услышит «суд глупца и смех толпы холодной». Этой же теме посвящено стихотворение «Поэт и толпа», где обличается «чернь», пре­следующая поэта за его отказ пренебречь своей свободой и независимостью.
    Травля, преследования… Но что они значат по сравнению с тем счастьем, которое дает творчество. В стихотворении «Арион» Пушкин утверждает спасительную силу поэзии — талант и слава поэта становятся залогом его бессмертия, поэтический дар оказывается сильнее стихии. Стихотворение иносказательно. В нем использован об­раз легендарного древнегреческого поэта и певца Ариона, спасенного в море дельфи­нами, зачарованными его пением. Пушкин говорит: поэты наделены не только проро­ческим даром, талант сочинителя оберегает их от любых невзгод, являясь своеобразным талисманом. Причастность певца к особой форме искусства делает его недосягаемым для стихии, верность духу свободы («Я гимны прежние пою!») помогает хранить по­этический дар.
    В итоговом стихотворении «Памятник» Пушкин дает лаконичную и точную оценку своего творчества. Он не только пишет о себе как о национальном русском поэте, ос­тавившем след в памяти народной (к его памятнику «не зарастет народная тропа»), но и предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России. Свой «не­рукотворный памятник», свою будущую посмертную славу Пушкин связывает с са­мим существованием поэзии:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    В четвертой, самой важной по содержанию строфе, Пушкин утверждает, что пра­во на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, что пробуждал ли­рой «чувства добрые». Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» было очень трудной и не всегда безопасной задачей. Конец стихотворения — традици­онное обращение поэта к своей музе. Муза должна быть послушна только «велению божию», то есть голосу внутренней совести, голосу правды и, следовательно, высоко­му предназначению. Это стихотворение было написано за несколько месяцев до тра­гической гибели великого поэта. Строки из него высечены на памятнике Пушкину в Москве.

  9. Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли.
    Глаголом жги сердца людей.
    А. Пушкин
    К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон… Чем старше становился поэт, тем серьезнее он относился к своему творчеству. Живя литературным трудом, Пушкин гордо восклицал:
    Не продается вдохновенье,
    Но можно рукопись продать.
    Несколько позже, когда изменилась общественно-политическая обстановка в России, выступили и потерпели поражение декабристы. Пушкин, осознавая великую роль поэзии, пишет в стихотворении “Пророк”:
    И Бога глас ко мне воззвал:
    “Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей”.
    Поэт создан и наделен талантом, чтобы нести людям слова правды, какими бы горькими они ни были. Пушкин видит свое предназначение в том, чтобы бороться с тиранией, несправедливостью, ложью. В стихотворении “И. И. Пущину” поэт старается утешить своего друга, томящегося в далекой ссылке. Пушкин надеется, что его слова помогут узнику, ободрят его в далеких застенках.
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенъе
    Лучом лицейских ясных дней!
    В стихотворении “Поэт” Пушкин определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновенье:
    Ты царь: живи один.
    Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум,
    Усовершенствуя плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный.
    Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно. Провиденье, дарованное свыше, ведет поэта вперед к его судьбе. Пушкин не боится признаться в верности даже опальным друзьям. Он уверен, что его поэзия поддержит и ободрит каторжан:
    Любовь и дружество до вас
    Дойдут сквозь мрачные затворы.
    Как в ваши каторжные норы
    Доходит мой свободный глас.
    Пусть не всегда поэт поступал как нужно, но никогда не изменял своим принципам.
    Поэзия Пушкина боролась за справедливость, защищала обиженных и угнетенных, поэтому всегда была знаменем передовых людей. Сам же поэт в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” так говорит о своих заслугах перед отечеством:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Это ли не высшее предназначение поэта, его великая роль и судьба!
    Гуманизм русской литературы и поэзии в частности в том и состоит, чтобы утешать обиженных и обездоленных, привлекать к ним внимание общества, а значит, и помогать. Пушкин никогда не был в стороне от насущных проблем, в этом его главная заслуга.
    Искрометная, блистательная, прекрасная поэзия Пушкина продолжает служить людям.
    Веленью Божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно,
    И не оспаривай глупца.

  10. Смотреть что такое “Глаголом жечь сердца людей” в других словарях:

    Глаголом жечь сердца люден — Из стихотворения «Пророк» (1828) А. С. Пушкина (1799 1837): И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Смысл выражения: назначение истинного… … Словарь крылатых слов и выражений
    глаголом жечь сердца — (иноск.) поучать, убеждать, распространять свет Ср. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! А.С. Пушкин. Пророк. Ср. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные. Деян.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
    Глаголом жечь сердца — Глаголомъ жечь сердца (иноск.) поучать, уб?ждать, распространять св?тъ. Ср. Возстань, пророкъ, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголомъ жги сердца людей! А. С. Пушкинъ. Пророкъ. Ср. И явились имъ разд?ляющіеся… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
    жечь — гл. производить сногсшибательное впечатление, делать что л. эффектно (часто выражает восхищение мастерством автора излагать мысли) см. тж. жжош жечь напалмом глаголом жечь сердца людей (с) … Словарь сетевой лексики
    ЖЕЧЬ — ЖЕЧЬ, жгу, ёшь [жьжё], жгут, д.н.в. не употр., прош. вр. жёг, жгла, несовер. 1. кого что. Истреблять огнем, предавать огню, подвергать действию огня. Неприятель жег на своем пути города. Жечь бумагу. || что. Заставлять гореть (для отопления,… … Толковый словарь Ушакова
    “Пророк” — «ПРОРОК», одно из последних и наиболее значит. стих. Л. (1841), завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорич. изображение поэта гражданина в образе пророка характерно для декабрист. поэзии (Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер). Та же метафора… … Лермонтовская энциклопедия
    демосфены и Цицероны — (иноск.) ораторы Ср. Можно по пальцам перечесть отечественных демосфенов (из адвокатских знаменитостей), способных глаголом жечь сердца людей , и тронуть удачным повышением голоса, картинным жестом… Импрессионист („Новости 24 окт. 1900). Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
    рыцари духа — (иноск.) крестоносцы идеи Ср. Нужны фанатики света и любви… Но кто создаст их, этих новых рыцарей духа: не я ли сам, спрашивал он себя горькой улыбкой, буду этим пророком, буду глаголом жечь сердца людей? … Ср. (Die) Ritter vom Geiste. Karl… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
    Салтыков, Михаил Евграфович — один из выдающихся писателей той знаменитой плеяды (Тургенев, Гончаров, Достоевский), которая действовала в русской литературе с сороковых годов и до восьмидесятых. Эта плеяда не представляла почти ничего однородного: это были, большею частью,… … Большая биографическая энциклопедия
    ЛЕРМОНТОВ — 1. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 41), русский поэт. В 1837 за стихотворение Смерть поэта (о гибели А. С. Пушкина) сослан в армию на Кавказ. Разочарование в действительности, трагедия одинокой личности, мятежность, скептицизм, проблемы жизни… … Русская история

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *