Сочинение на тему проводы ополчения

10 вариантов

  1. Слева от неё – женщины в возрасте, одна из них в чёрном одеянии, выражающем ее скорбь, ведь неизвестно, сколько воинов придёт домой, а сколько погибнет. Ещё одна женщина склонила голову, чтобы не показывать народу свои переживания.
    Справа от них женщина, держащая на руках ребёнка, который прижался к ней со всей своей любовью. Сзади них стоит старик, который молится о благом исходе их похода и вселяет свою веру в остальных. Эти люди выражают в своих лицах надежду, грусть и свою слабость. Ведь они провожают и своих кормильцев, которых преданно будут ждать.
    Слева от провожающих нарисованы воины. Они стоят в строю с поднятыми флагами и копьями, их лица не различимы и силуэты слегка размыты, нарисованы и всадники на конях. Такая размытость и безликость означает, что таких воинов много и эта часть не выделяется из общей массы. Строй тянется и уходит за крепость.
    На заднем плане изображена белокаменная крепость с красными башенками. За крепостью как будто новый мир: насыщенно синяя река, поле с острогами и ясное небо со светло-голубыми облаками. Все в ярких и солнечных красках. Этот контраст показывает боль и приближающуюся войну на переднем плане, и мир за стенами крепости.
    Преимущественный цвет картины – красный. Это цвет тревоги, который обозначает приближающуюся беду. Также красный цвет – цвет крови, которым как будто замазана эта картина: красные лица, одежда, воины, даже лошадь. Все цвета, используемые в картине символичны, недаром Ю. Ракши признан уникальным художником.

  2. На картине Юрия Ракшина «Проводы ополчения» на переднем плане изображены страдающие женщины и старики. Видно, что они напуганы и боятся неизбежного столкновения их мужей и сынов. Молодая беременная женщина в богатом убранстве стоит. По её внешнему виду можно определить, что она княжеского происхождения. И действительно, это жена Дмитрия Донского. Она ласково приобнимает своего сына одной рукой, другой нежно гладя живот.
    Жители В глаза той молодой, красивой женщины выражается надежда на возвращение своего любимого мужа, отца её детей. Ведь им предстоит сложный бой. А князь – предводитель ополчения. Бой ожидает быть сложным, тяжелым. Сын, которого она так нежно, по-матерински, обняла, стоит, потупив голову. Мальчик, примерно семи-восьми лет, видимо, осознает, что его папа уходит на сложный бой. И теперь он должен оберегать мать, сестру и будущего брата либо сестру. Ведь он мужчина. Значит должен уметь защитить, позаботиться.
    На земле сидит женщина, по её одеянию, можно понять, что она не княгиня, не барыня, а обычная крестьянка. Она в отчаянье, ее лицо выражает скорбь, непонимание будущего. Эта молодая женщина держится за голову. Скорее всего она провожает на этот бой своего мужа. Ей очень страшно, возможно, у неё большая семья, где кормильцем является глава семейства. Ведь она не знает, вернется её муж с этой войны или нет. Рядом с ней сидит девочка с букетиком полевых цветов. Она с интересом смотрит вдаль. Её лицо выражает задумчивость. Возможно, она еще не осознает, куда уходят все эти мужчины.
    ЛюдиРядом с княгиней стоит взрослая женщина, её лицо тревожно, но она не плачет. Скорее всего, не раз уже отправляла на войну любимых людей. А девушка рядом с ней обращается к Богу в своих скромных молитвах. Еще одна молодая женщина, прижимающая к себе маленького ребёнка, скорбно смотрит вдаль. Она, как остальные женщины, отправляет на фронт мужа, отца своего ребенка, возможно, единственного кормильца.
    На заднем плане стоят мужчины – они все, как в тумане. Их очень много. Войско тянется от самых кремлевских ворот. Каждого этого мужчину дома ждут любимые женщины. В свои молитва они просят Бога вернуть их домой целыми и невредимыми. Ведь они все кормильцы, главы своих семей.
    Война – дело страшное. Ни одна из этих женщин не знает, вернется ли её любимый мужчина назад. Но каждая искренне надеется, сохраняя в своем сердце надежду на скорейшее возвращение.

  3. Юрий Михайлович Ракша родился в 1937 году в семье рабочих. Учился в художественной школе, окончил ВГИК по специальности «художник-постановщик». Участвовал в создании таких значительных кинокартин, как «Время, вперед» и «Восхождение». Многие картины Ю.М. Ракши получили широкое признание, принесли ему всемирную известность.
    Умер Юрий Михайлович совсем молодым, ему было всего сорок три года. В 1980 году смертельно больной художник закончил работу над грандиозным триптихом «Поле Куликово». Это многоплановое произведение состоит из трех частей: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».
    Триптих посвящен Куликовской битве, состоявшейся в 1380 году и знаменующей начало освобождения от татаро-монгольского ига. Картина «Проводы ополчения» это правая боковая часть триптиха. Другое название картины «Плач жен».
    В центре композиции – женщины и дети. Они провожают уходящее в поход русское войско, состоящее из их мужей, сыновей и братьев. Могучие воины окружены туманом, их ждет кровавая битва и многие из них отдадут свои жизни за отчизну, защищая матерей, жен, детей. Вдалеке видна белокаменная Москва, из ворот которой выходит многотысячное ополчение.
    На переднем плане изображена молодая, красивая женщина с печальным и прекрасным лицом. Это жена Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия. Скоро у нее родится ребенок, рядом с ней ее дети – мальчик понурил голову, он тоже чувствует трагичность происходящего; девочка-подросток напряженно смотрит на уходящих воинов, стараясь запомнить их лица, сохранить память о них.
    Известно, что Дмитрий Донской и Евдокия очень любили друг друга и можно понять, какие чувства испытывала княгиня, провожая любимого супруга на ратный подвиг. Справа от Евдокии обессилено опустилась на землю простоволосая женщина в красном сарафане. Она закинула голову назад, рот ее открыт – она рыдает, горе ее безмерно.
    Молодая девушка с покрытой платком головой молится, а седовласый старик, стоящий за женщинами, благословляет воинов своим посохом. Стоящая рядом с ним женщина прижимает маленького сына к груди. Все, простолюдины и знатные люди, сплотились в единое целое перед общей бедой. Теперь они – русский народ. Эта картина учить любить отчизну, ценить людей, живущих в ней, восхищаться ее прошлым.

  4. Описание картины Ракши Проводы ополчения

    Во все времена были войны, и бойцов отправляя в бой, провожали всем городом или деревней.
    Так и на картине «Проводы ополчения» изображено прощание с любимыми и дорогими людьми, которые отправляются в далекий путь, воевать с недругами.
    Вооруженные мужчины идут по дороге, вдоль которой на возвышенности стоят провожающие.
    Именно провожающие, а не воины, главные герои картины Ю.
    Ракши.
    Вот на переднем плане стоит беременная женщина, возле которой стоит ее сын и она прижимает его к себе, обняв за плечо.
    Она одета в дорогое платье, а голова ее украшена изысканным украшением.
    Сразу видно, что она не простолюдинка, а из богатой семьи.
    Ее лицо полно скорби и печали, наверно она провожает своего мужа.
    Возле ног этой женщины, прямо на земле сидит убитая горем темноволосая женщина и ее дочь.
    Они одеты в простую одежду и, похоже, их семья не богата.
    Женщина тоже провожает своего мужа, но переживает гораздо сильнее, нежели женщина стоящая рядом с ней.
    За ними стоит другая женщина, которая держит на руках сына.
    Она так крепко его прижимает к себе, как будто думает о том, что когда он вырастет, его также отправят на войну и она больше всего на свете этого боится.
    Чуть подальше стоит уже пожилая женщина, провожающая своего сына.
    Возле нее стоит девушка, молящаяся за судьбу всех, кому предстоит тяжелый бой.
    В этой компании стоит старик, который кричит мужчинам последние слова напутствия.
    Беда объединила всех людей, принадлежащих к разным слоям общества.
    Женщины с детьми и стариками остались одни и неизвестно когда мужчины вернутся домой.
    А вернутся не все, и женщины будут оплакивать умерших близких людей.
    Они ничего не могут сделать, и даже не пытаются кого-то остановить.
    Женщины понимают, что их мужья и сыновья идут защищать в первую очередь своих жен и детей, а также город от посягательств врагов.

  5. В повести «Задонщина», посвященной Куликов­ской битве, мы читаем: «Запели птицы жалостные песни — запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым. Жена Микулы Василь­евича Марья рано поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: “О Дон, Дон, быстрая ре­ка, прорыла ты каменные горы и течешь в землю Половецкую. Принеси на своих волнах моего госпо­дина Микулу Васильевича ко мне!” И жена Тимофея Волуевича Федосья тоже плакала, так причитая: “Вот уже веселие мое поникло в славном городе Мос­кве, и уже не увижу я своего государя Тимофея Волуевича живым!” И Андреева жена Марья да Михайлова жена Аксинья на рассвете причитали: “Вот уже для нас обеих солнце померкло в славном городе Москве, домчались к нам с быстрого Дона го­рестные вести, неся великую печаль: повержены на­ши удальцы с борзых коней на суженом месте на по­ле Куликовом, на речке Непрядве!”» Произошло так, как и предвидели плачущие жены. Страшная битва унесла жизни близких людей. Живописец знает исход сражения. Он скорбит вместе с теми, кто изображен на полотне. В повести «Задонщина» ве­ликий князь Дмитрий Иванович спрашивает: «Сос­читайтесь, братья, скольких у нас воевод нет и скольких молодых людей недостает?» И отвечает ему московский боярин, Михаил Александрович: «Господин князь великий Дмитрий Иванович! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских поса­дников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костром­ских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидеся­ти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семи­десяти бояр разянских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, ше­стидесяти бояр можайских, тридцати бояр звениго­родских, пятнадцати бояр угличских. А посечено без­божным Мамаем двести пятьдесят три тысячи».
    Куликовская битва — событие далекого прош­лого, ведь она произошла в XIV в. Не может не за­интересовать вопрос: почему Юрий Ракша в своем творчестве обратился именно к этой теме? Возмо­жно, он ощущал какую-то таинственную мисти­ческую связь с событиями далекого прошлого. И хотел, чтобы Куликовская битва стала для ок­ружающих чем-то осознанным и зримым. Сам ху­дожник оставил в своих записях упоминание о собственном восприятии Куликовского сраже­ния. Он писал: «Битва на поле Куликовом, став­шая днем рождения большой Руси Московской, имеет непреходящее значение в веках. Это наше начало, наши истоки, наша гордость. И в трудные для Родины времена, в час испытаний всегда будет светить над ней гордая слава поля Куликова».
    Мы видим, что проводы ополчения были в ясный солнечный день. Однако нежно-голубое небо и яр­кое солнце никого не радует, а только подчеркивает эфемерность настоящего. Ведь вот-вот может слу­читься непоправимое с самыми близкими и родны­ми — теми, кто отправляется на сражение. Красота солнечного дня противоречит настроению плачу­щих женщин. Драматичность ситуации очевидна.
    Несомненная заслуга живописца в том, что его великое произведение позволило зрителям словно перенестись на несколько веков назад, в 1380 г. и прочувствовать все, что было связано с Куликов­ской битвой. Картина кажется живой. Чем дольше на нее смотришь, тем более правдоподобными вос­принимаются все детали. Вот вдалеке видны кре­постные стены — они освещены ярким солнцем. Многие понимают, что в последний раз им удается видеть родной город и родные лица.
    Картина имеет огромное значение, замысел ее мо­жно с полным правом назвать великим. Она являе­тся историческим экскурсом в далекий XIV в., о ко­тором наши современники подчас знают так мало.

  6. Одной из картин так называемого триптиха Юрия Ракши стала его работа «Проводы ополчения». В целом три картины объединены общим названием «Поле Куликово». На своих картинах этот известный художник изображал современников, он был советским живописцем 20 века.
    Даже в его работах, которые посвящены прошлому нашей страны, можно заметить нотку современности. Когда Ракша работал над триптихом «Поле Куликово», он думал о том, что героями его полотен могли бы стать его друзья, если бы сражение происходило в 20 веке. Поэтому одним из героев картины стал Василий Шукшин – друг Юрия Ракши.
    Картина «Проводы ополчения» завораживает тем, насколько тонко художник изобразил на ней чувства и эмоции людей – жён, детей, матерей, провожающих воинов на битву. Сами войны на этом полотне изображены на дальнем плане. Они будто бы покрыты туманом. Центральное место на картине отведено именно провожающим. Это женщины, дети и старики. Одна беда пришла и к простым людям и к знати.
    Здесь мы видим людей разных классов и сословий. Вот стоит белокурая беременная женщина, обнимая за плечо своего сына. По её одеждам и украшениям на голове можно судить о её высоком происхождении. А рядом с ней на земле сидит простая крестьянка, она настолько опечалилась происходящим, что совсем забыла покрыть свои волосы. В её лице боль и страдания, ей трудно сдерживать свои эмоции: вернётся ли домой муж-кормилец, чего ждать от этого боя? Рядом с ней на корточках сидит её дочь. За ними стоит чья-то мать, её лицо почти не выражает эмоций, оно просто застыло от горя и переживаний. Молодая девушка, стоящая возле неё, молится, она искренне просит бога защитить в бою любимых ею людей, надеясь, что вера поможет ей. Старик кричит вслед уходящим войнам свой последний указ. Ещё одна женщина стоит рядом со стариком, кажется, что она уже выплакала всё, что могла. Без слёз, без крика она провожает любимого, прижав к своей груди маленького сына, быть может и ему когда-нибудь придётся идти в бой, защищая свою родную землю.
    Провожающих терзают страшные думы – а вернутся ли живыми их родные и близкие, те, кто уходит сегодня защищать свои родные края, свою Родину. Но они совсем не пытаются удержать мужей, отцов, любимых, они просто знают, что так нужно. Ведь воины идут в бой не просто так, они будут защищать родной дом, родную землю от врагов. А провожающим остаётся разве что благословить на битву и надеяться, что войны вернуться домой с победой, живыми.

  7. Картина “Проводы ополчения” написана Юрием Ракшей незадолго до своей безвременной смерти в 1980 году. Ведь художник умер в рассвете сил, совсем молодым, ему было всего 43 года. “Проводы ополчения” входят в задуманный художником триптих, посвященный битве на Куликовом поле.
    На картине мы видим стройные ряды русского войска, которое покидает белокаменные стены города и в суровой решимости движется навстречу судьбе и великой победе. Среди них и профессиональные дружинники на конях и в доспехах и простые мужики, которые в едином порыве решились встать на защиту Родины, на защиту своих матерей и жен. Ибо не идущая рать занимает центральное место на картине, а именно фигуры женщин и детей, которые страшно переживают за мужчин, боятся, что больше никогда не увидят их, молятся за их победу, понимая, что от предстоящей битвы с татарами решается многое. Ни одна из женщин не пытается остановить мужа или сына, они в напряженном горе, но жены и матери понимают, что так надо. Особое место среди них занимает молодая княжна, сердце которой также обливается кровью и которой также страшно за своего любимого, но которая не может показать свои переживания, ведь ее обязанность оказывать поддержку отчаявшимся, поднимать их дух и давать им веру на лучшее. Поэтому лицо княжны – маска, за которой бушует ураган страстей. Она с тоской смотрит вслед возглавляющему колонну мужу и неосознанно ищет поддержки в детях, прижав старшего сына и положив руку на живот, у еще не рожденного ребенка.
    Ощущения от этой картины возникают противоречивые. С одной стороны сопереживаешь горю женщин, с другой понимаешь, что это будет великая битва и великая победа, которая положит конец многолетнему игу.

  8. 8
    Текст добавил: anastasia_english_studio_

    Сочинение по картине известных авторов

    Сочинение по картине Ракши “Проводы ополчения”
    Сочинение по картине: Ю. Ракши “Проводы ополчения”.
    Во все времена самым основным и святым долгом для каждого человека была защита своей земли от врага. Жить как патриот и умереть за Родину всегда было великой честью. Картина Ю. Ракши “Проводы ополчения” посвящена теме защиты Руси от татаро-монгольского ига. Мы видим, что художник изобразил на полотне выходящее из ворот города ополчение, женщин и детей, провожающих своих мужчин на войну.
    С левой стороны картины, словно река, течет из белых городских ворот народная река: ратные люди города, крестьяне, простые горожане, пешие, всадники – все идут на бой, чтобы постоять за независимость своей земли.
    В центре картины и с правой ее стороны живописец изобразил детей, женщин: матерей, жен и сестер, которые вышли провожать своих мужей на ратный бой. Здесь и простолюдинки и женщины знатного рода. Они стоят, тесно прижавшись друг к другу: общее горе стерло социальные границы между ними.
    Одна из женщин крестится, кланяется войску. Она, как и все пришедшие провожать, понимает, что очень многие из воинов не вернуться из этого похода домой, поэтому она и кланяется им, как кланяются великомученикам. Каждая из женщин высматривает в идущих своего мужа, отца, сына, провожает глазами, а в глазах – тревога, печаль, невыразимое горе. Одна из женщин в красном сарафане изображена простоволосой, сидящей на траве, голова ее слегка закинута назад, рот приоткрыт – женщина плачет, причитая. Вся ее поза говорит о том, что она уже не рассчитывает увидеть живым того, кого провожает, потому плачет по нему как по мертвому.
    В центре провожающих – красивая молодая женщина, с заплетенными в косу волосами пшеничного цвета, с обручем на голове. На ней желтое с синей полосой платье. Она не простолюдинка, а женщина знатного рода. Левой рукой она обнимает мальчика, своего сына, который стоит опустив голову. Женщина провожает своего мужа, отца мальчика. Скорее всего он возглавляет ополчение. Женщина старается быть сильной, в глазах ее застыла печаль, но она не должна показать сыну свое горе – ведь, если ее муж погибнет, ей одной придется растить будущего защитника родной земли. Безусловно, она призывает сына гордиться своим отцом, защитником Отечества, который идет на бой святой.
    Зрителей картины поражает необычайная выразительность цветовой гаммы картины, как изумляет эмоциональная глубина переживаний, переданных художником в этом полотне. Образы женщин символизируют саму Русь, которая, провожая своих сыновей на смертельный бой, скорбит.
    Сочинение по картине Ю. Ракши “Проводы ополчения”.
    План сочинения.
    Судьба художника
    Композиция картины Ю. Ракши “Проводы ополчения”
    Роль Куликовской битвы для русского народа
    Юрий Михайлович Ракша (1937 – 1980) – выдающейся живописец XX в. Он прожил очень короткую жизнь, но создал множество талантливейших произведений, которые не могут никого оставить равнодушным. Художником было создано около 200 живописных и графических работ. В 1984 г. в честь художника была названа открытая планета Солнечной системы № 3032.
    Одним из значительнейших произведений Юрия Ракши был триптих “Поле Куликово”, созданный в 1980 г. Смертельно больной лейкозом художник работал над этим многоплановым произведением, которое включает в себя три части: “Благословение на битву”, “Проводы ополчения”, “Предстояние”.
    Мы все знаем о Куликовской битве, которая состоялась в сентябре 1380 г. Это значительнейшее событие русской истории. Русские войска, предво- дителем которых был князь Дмитрий Донской, сражались с татарским войском под предводительством Мамая. Битва была в верхнем течении реки Дон, на Куликовом поле. Результатом битвы стал разгром татарского войска.
    “Проводы ополчения” – это боковая часть триптиха, другое название – “Плач жен”, так говорил сам живописец. В центре композиции – женщины разного возраста. На их лицах неподдельная грусть. Они провожают своих мужей, братьев, сыновей на кровавую битву. Красивая молодая женщина обнимает ребенка. По ее виду понятно, насколько велико страдание за тех, кто отправляется на поле сражения. Эта молодая грустная красавица – сама Евдокия, жена великого князя Дмитрия. Она держится за живот – молодая женщина на сносях, рядом маленькие дети, которые, несмотря на свой возраст, чувствуют настроение взрослых. Сам художник писал в своих дневниковых записях, что сполна прочувствовал все, чем была для русского народа Куликовская битва. Постепенно в его воображении рождались все части этой грандиозной картины.
    Среди провожающих – монахиня в черном одеянии. Рыдающая женщина присела, держась за голову. Все предчувствуют трагическую развязку. Много храбрых воинов падет в сражении. Пройдет совсем немного времени, и плач воеводских жен будет слышен далеко вокруг. В толпе провожающих – дети. На их лицах читается печаль. Даже совсем маленькие чувствуют горе своих матерей, робко притихли. Неслучайно женщины прижимают малышей к себе. Матери понимают, что в случае гибели мужчин, не будет никого родней и ближе, чем дети.
    В повести “Задонщина”, посвященной Куликовской битве, мы читаем: “Запели птицы жалостные песни – запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым. Жена Микулы Васильевича Марья рано поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: “О Дон, Дон, быстрая река, прорыла ты каменные горы и течешь в землю Половецкую. Принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне!”; И жена Тимофея Волуевича Федосья тоже плакала, так причитая: “Вот уже веселие мое поникло в славном городе Москве, и уже не увижу я своего государя Тимофея Волуевича живым!”; И Андреева жена Марья да Михайлова жена Аксинья на рассвете причитали: “Вот уже для нас обеих солнце померкло в славном городе Москве, домчались к нам с быстрого Дона горестные вести, неся великую печаль: повержены наши удальцы с борзых коней на суженом месте на поле Куликовом, на речке Непрядве!”;” Произошло так, как и предвидели плачущие жены. Страшная битва унесла жизни близких людей. Живописец знает исход сражения. Он скорбит вместе с теми, кто изображен на полотне. В повести “Задонщина” великий князь Дмитрий Иванович спрашивает: “Сосчитайтесь, братья, скольких у нас воевод нет и скольких молодых людей недостает?” И отвечает ему московский боярин, Михаил Александрович: “Господин князь великий Дмитрий Иванович! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр разянских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи”.
    Куликовская битва – событие далекого прошлого, ведь она произошла в XIV в. Не может не заинтересовать вопрос: почему Юрий Ракша в своем творчестве обратился именно к этой теме? Возможно, он ощущал какую-то таинственную мистическую связь с событиями далекого прошлого. И хотел, чтобы Куликовская битва стала для окружающих чем-то осознанным и зримым. Сам художник оставил в своих записях упоминание о собственном восприятии Куликовского сражения. Он писал: “Битва на поле Куликовом, ставшая днем рождения большой Руси Московской, имеет непреходящее значение в веках. Это наше начало, наши истоки, наша гордость. И в трудные для Родины времена, в час испытаний всегда будет светить над ней гордая слава поля Куликова”.
    Мы видим, что проводы ополчения были в ясный солнечный день. Однако нежно-голубое небо и яркое солнце никого не радует, а только подчеркивает эфемерность настоящего. Ведь вот-вот может случиться непоправимое с самыми близкими и родными – теми, кто отправляется на сражение. Красота солнечного дня противоречит настроению плачущих женщин. Драматичность ситуации очевидна.
    Несомненная заслуга живописца в том, что его великое произведение позволило зрителям словно перенестись на несколько веков назад, в 1380 г. и прочувствовать все, что было связано с Куликовской битвой. Картина кажется живой. Чем дольше на нее смотришь, тем более правдоподобными воспринимаются все детали. Вот вдалеке видны крепостные стены – они освещены ярким солнцем. Многие понимают, что в последний раз им удается видеть родной город и родные лица.
    Картина имеет огромное значение, замысел ее можно с полным правом назвать великим. Она является историческим экскурсом в далекий XIV в., о котором наши современники подчас знают так мало.
    | Все сочинения школьной программы по картине

  9. Во все времена самым основным и святым дол­гом для каждого человека была защита своей зе­мли от врага. Жить как патриот и умереть за Роди­ну всегда было великой честью. Картина Ю. Рак­ши «Проводы ополчения» посвящена теме защиты Руси от татаро-монгольского ига. Мы видим, что художник изобразил на полотне выходящее из во­рот города ополчение, женщин и детей, провожа­ющих своих мужчин на войну.
    С левой стороны картины, словно река, течет из белых городских ворот народная река: ратные лю­ди города, крестьяне, простые горожане, пешие, всадники — все идут на бой, чтобы постоять за не­зависимость своей земли.
    В центре картины и с правой ее стороны живо­писец изобразил детей, женщин: матерей, жен и сестер, которые вышли провожать своих мужей на ратный бой. Здесь и простолюдинки и женщи­ны знатного рода. Они стоят, тесно прижавшись друг к другу: общее горе стерло социальные грани­цы между ними.
    Одна из женщин крестится, кланяется войску. Она, как и все пришедшие провожать, понимает, что очень многие из воинов не вернуться из этого похода домой, поэтому она и кланяется им, как кланяются великомученикам. Каждая из женщин высматривает в идущих своего мужа, отца, сына, провожает глазами, а в глазах — тревога, печаль, невыразимое горе. Одна из женщин в красном са­рафане изображена простоволосой, сидящей на траве, голова ее слегка закинута назад, рот приот­крыт — женщина плачет, причитая. Вся ее поза говорит о том, что она уже не рассчитывает уви­деть живым того, кого провожает, потому плачет по нему как по мертвому.В центре провожающих — красивая молодая женщина, с заплетенными в косу волосами пшенич­ного цвета, с обручем на голове. На ней желтое с синей полосой платье. Она не простолюдинка, а женщина знатного рода. Левой рукой она обни­мает мальчика, своего сына, который стоит опу­стив голову. Женщина провожает своего мужа, от­ца мальчика. Скорее всего он возглавляет ополче­ние. Женщина старается быть сильной, в глазах ее застыла печаль, но она не должна показать сыну свое горе — ведь, если ее муж погибнет, ей одной придется растить будущего защитника родной зем­ли. Безусловно, она призывает сына гордиться сво­им отцом, защитником Отечества, который идет на бой святой.
    Зрителей картины поражает необычайная вы­разительность цветовой гаммы картины, как изум­ляет эмоциональная глубина переживаний, пере­данных художником в этом полотне. Образы женщин символизируют саму Русь, которая, про­вожая своих сыновей на смертельный бой, скор­бит.

  10. Во все времена люди гибли в войнах или приносили домой победу. Бойцов провожали на войну всей деревней или целым городом. На своей картине «Проводы ополчения» Юрий Ракша изобразил в ярких красках прощание с любимыми и дорогими людьми, которым предстоит отправляться в дальний путь, чтобы побеждать врагов. Мужчины, вооружённые и готовые к бою, шагают по дороге, вдоль которой стоят провожающие. Провожающие являются главными героями картины Ю. Ракши.
    На переднем плане картины стоит беременная женщина, положив руку на плечо сыну. На ней дорогое платье, а голова её украшена красивым изысканным украшением. Скорее всего, она из богатой семьи. Лицо женщины переполнено скорбью и печалью, ведь она провожает своего любимого на войну, откуда возвращаются не все. Около ног этой дамы на земле сидит и другая тёмноволосая женщина со своей дочерью, одной рукой она держится за голову, ей очень тяжело пережить это горе. На женщине с дочкой мы видим достаточно простую одежду, наверное, их семья живёт небогато. Эта женщина тоже провожает своего мужа, но ей гораздо сложнее скрывать свои переживания.
    За ними стоит другая женщина. На руках у неё сын. Она очень крепко прижимает сына к себе, будто бы уже сейчас думает о том, что настанет тот день, когда и его отправят на войну. Чуть подальше стоит пожилая женщина в коричневом платье и с платком на голове того же цвета, она провожает своего сына. Около неё стоит молодая девушка, молящаяся за судьбу каждого человека, которому предстоит тяжёлый бой. В этой компании выделяется старик, кричащий мужчинам последние слова напутствия.
    Художник на своей картине изобразил провожающих, принадлежащих к разным слоям общества, всех их объединяет общая беда. Женщины и их дети, пожилые люди – все они остаются одни и неизвестно, вернуться ли мужчины домой. Но они понимают, что их мужья и сыновья отправляются на войну в первую очередь для того, чтобы защищать своих жён и детей, а также родные края от посягательств врагов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *