Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.
История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.
Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.
Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.
Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.
В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.
В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.
В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.
Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.
Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.
Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.
Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.
Создание посуды из гжельской глины
Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет. Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.
На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.
Часть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами
Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.
Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки
К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.
Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор
Посуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах
Характерные черты росписи
Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.
Характерные черты росписи следующие:
глазурирование поверхности;
снежно-белый фон;
узор, выполненный в синих или голубых тонах;
сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
неизменно ручная работа.
Изделия, украшенные гжелью легко узнаваемы
Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.
Статуэтка украшенная классической гжелью
Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!
Даже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно
Как расписывают гжель
Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.
Сувенирная черепаха украшенная русской майоликой
Такая роспись использовалась и в интерьере
Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.
Даже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства
В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.
При создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.
До термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно
Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника. История и технология создания гжели
[ot-video][/ot-video]
Тематика рисунка
В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.
Каждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера
Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:
Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются.Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов.
Чайник с красивой гжельской сеткой
Орнаментальная роспись может комбинироваться с растительной
Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.
Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).
Гжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку
Это просто шикарный инструмент в деле оформления интерьера
Не менее эффектно гжель смотрится и на ткани
Гжель и современная мода
Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.
Одежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля
В моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью
Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.
Сейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет
Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.
Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома 6 класс
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Дымковская игрушка
А где – то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка 6 класс
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
История народного художественного промысла “Гжель”
Содержание
Введение
. Характеристика гжельской местности (месторасположение)
. Возникновение глины. Представление о фаянсе, фарфоре и других материалах. Их история
. Место и роль народного промысла гжель
. Описание технологии производства
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
“История развития русского народного промысла “Гжель” является актуальной темой, так как гжель – это массовость и неповторимость. Это большой ассортимент, это утилитарность и красота. Веками отшлифовывались форма и роспись и сформировался особый гжельский стиль – бело-синий с плавным переходом от темных тонов к светлым. Гжельские изделия выполнены ручным способом. Все это вместе создает популярность, привлекает интерес. Гжель занимает особое положение и особенностью которого являются общепризнанные во всем мире культурные ценности народно-художественного промысла.
Гжель – один из древних традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития гончарного, майоликового и фарфорового ремесла. Уже в первой половине XIV века Гжель являлась поставщиком гончарной посуды для царева двора.
В целостной картине искусства старой Гжели трудно выделить преобладающую черту. И все-таки, отдавая должное развитой живописной культуре, первооснову гжельской керамики мы видим в пластическом начале. Соединение в одном произведении гжельской майолики второй половины XVIII века пластики точеной формы с пластикой ручной лепки стало важным моментом, зафиксировавшим высокие достижения местных мастеров. Развитое пластическое чувство легло в основу их творческого мышления. Вся гжельская продукция, будь то посудная группа или лепные фигурные изделия, выделялась не столько богатством пластической и скульптурной разработки, сколько присущим им единством. Поэтому, говоря о пластике Гжели, мы имеем в виду весь комплекс пластических решений в произведениях гжельских художников. В преемственности ремесла – керамические фигурки, майолика XVIII века, полуфаянсовая и фарфоровая скульптура первой половины XIX века, фарфоровый лубок конца столетия – основным модулем оставался кустарный принцип пластической разработки вещи, целиком связанный с уровнем организации производства, ремесленным характером творческого процесса и характером передачи навыков мастерства. В ходе последнего закреплялась условная трактовка формы; нерасчлененность ее деталей целиком определялась пластическими возможностями материала – глины. Некогда естественно бытовавшие кустарно-ремесленные приемы, утратив свою оправданность, остались “жить” в искусстве современных художников Гжели. Они являются сегодня знаками и символами гжельской традиции, которые обретают художественную и культурную ценность лишь в сочетании с постижением духовного наследия традиции, проникновением в ее ритмику, гармонию, меру реального и вымышленного, условного и конкретного. Приемы ручной глиняной лепки получили статус “эстетических” и прочно утвердились в гжельском фарфоре – факт сам по себе исключительный. Длительная история развития фарфорового искусства Гжели наглядно демонстрирует, насколько сложным был процесс преодоления “глиняной” пластики, формирования “фарфорового” стиля в скульптуре и в решении посудных форм.
1. Характеристика гжельской местности (месторасположение)
Гжель – один из древних традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития гончарного, майоликового и фарфорового ремесла.
Уже в первой половине XIV века Гжель являлась поставщиком гончарной посуды для царева двора.
Гжелью называют небольшой регион Раменского района Московской области, расположенный к востоку от Москвы. Если посмотреть на карту, то можно видеть, что он расположен, вдоль Егорьевского шоссе (Касимовского тракта) и вытянулся на 15 километров (от деревни Обухово на западе до деревни Сидорово, служащей крайней точкой гжельского региона на востоке). В состав гжельского региона входит около 27 деревень, объединенных несколькими сельскими округами.
Волостной центр превращается в крупное село. В 1628 г. в нем отмечены два деревянных храма: действующая церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Димитрия Селунского. В 1646 г. в Гжельской волости записаны 30 деревень,с 232 крестьянскими дворами. Если в деревнях было от 2 до 13 дворов, то село отличалось уже в это время своей многолюдностью: в нем насчитывалось 38 дворов крестьян, 2 двора бобыльских и два пустых двора, оставшихся после умерших жителей, да на церковной земле двор попа, дьячка, пономаря, просвирницы и 2 двора бобылей Повинности гжельских крестьян были таковы же, как и у крестьян соседних дворцовых волостей. В круг этих повинностей не входил распространенный в Гжели гончарный промысел. Он составлял их личное дело. Первоначально далеко не все крестьяне могли принимать в нем участие, а следовательно и хозяйства их развивались неравномерно: одни богатели и выходили в купцы, другие еле сводили концы с концами.
Большое значение этот промысел приобрел в XVIII веке, тогда с промыслами было связано 125 семейств, или 240 человек, из них 194 человека – вне своего села, поскольку вынуждены были искать средства к жизни на промышленных предприятиях в соседних деревнях. Главным промыслом был керамический. Небольшое число гжельцев работало в Москве и в других местах портными, прислуживало в богатых домах. В самом селе имелось 7 торговых заведений и 3 промышленных предприятия. Возле церкви проводились известные в округе ярмарки. Сюда на три дня съезжались купцы и крестьяне со своими товарами.
Во второй половине XVIII века Гжель прославилась своей яркой народной майоликой с ее неповторимыми формами изделий, как кувшинов, кумганов и квасников. В это время складывался национальный характер гжельской керамики, который определил развитие в XIX веке полу-фаянса, фаянса и фарфора.
Гжельские изделия покоряют особой образностью, их отличает оригинальное конструктивное решение формы, обилие пластического декора. Лучшие традиции прошлого нашли свое отражение в современном искусстве Гжели.
В селе находится АО “Синь России”, где изготавливают фарфоровую скульптуру, посуду и другие изделия. Здесь же имеются дом культуры и библиотека, кафе “Гжель” и несколько магазинов, дом быта, амбулатория, центр сельского округа, памятник погибшим в годы Великой Отечественный войны, отделение АО “Гжельское”, детский сад и средняя школа на 640 учащихся.
В школьном музее созданы стенды с фотографиями и документами гжельских жителей – участников Великой Отечественной войны. Хранятся в музее и другие реликвии; ведется работа по восстановлению обычаев прошлых поколений гжельцев. Так, например, в младших классах созданы фольклорные коллективы, исполняющие песни местных композиторов и поэтов о Гжели и Гжельском крае.
Подводя итог рассказу о гжельской земле, скажем, что мест, подобных Гжели, в России множество. И каждое из них своим многоцветием культурных богатств и традиций создает необыкновенный, знакомый каждому из нас образ любимой России. И Гжель в этом прекрасном соцветии занимает одно из самых ярчайших мест.
. Возникновение глины. Представление о фаянсе, фарфоре и других материалах. Их история
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г.Н. Храпунов и Е.Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века – период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
Фарфор – благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он отличается рядом особых свойств, например, тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела. Характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже посуды, то образуется особый вид фарфора – бисквитный. В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором. Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина – тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой – относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-8000С, а потом уже с глазурью – при 1200-15000С. Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому соединяется с черепком в совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью температурам и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером.
Выделяются два принципиально разных вида декора: рельефный (пластическим образом налепливаемый декор) и роспись. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета – граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формируются отдельно и потом наклеиваются. Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над глазурью. Во время под глазурной росписи, особенно часто встречающейся на китайском фарфоре, окиси металлов, способные вынести большую температуру (кобальт, гематит), наносятся непосредственно на черепки и затем обжигаются вместе с глазурью. Современная технология нанесения под глазурного декора так же основывается на высокой температурной выносливости декоров, в связи с чем при обжиге 1100-14000С глазурь поднимается над декором и запекается над ним. Благодаря этой технологии получается вечный декор , а посуду с “под глазурным” декором можно использовать в микроволновых печах и в посудомоечных машинах. Старейшая над глазурная техника – это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена. На твердом фарфоре краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельные краски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровые глазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-8000С.
Фарфор был изобретен в Китае в 4-6 веках. Этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины). Сохранившиеся изделия представляют собой сосуды вытянутых форм с гладкой полированной поверхностью, нередко с лепным декором светлых тонов.
Наиболее крупным фарфоровым русским предпринимателем был М.С. Кузнецов, который скупил фабрики Гарднера, фабрики в Дулеве под Москвой (основаны в 1832 г.), Конакова и др. Кузнецовский фарфор отличается безупречным техничным исполнением и изысканным, не эклектичными декором. Фабрики Кузнецова выпускали также фаянс.
С конца 20 века производство фарфора становится все более массовым. Во всех странах внедряются механические приемы. Изображение получается штампами, трафаретами, отводкой, декалькоманией.
3. Место и роль народного промысла гжель
Мы воспринимаем сейчас современную Гжель как некую “крестьянскую” страницу отечественного керамического искусства, правда, развиваемую в масштабах промышленного производства.Заслуживает особого внимания тот факт, что восстанавливаемое с конца 1940-х годов гжельское искусство только сейчас, в 1970-е годы, приобрело широкую популярность, стало созвучным миру эстетических представлений широкой зрительской и потребительской массы. Изменения ориентиров во вкусах и эстетических взглядах современников, в известной степени, связаны с настроениями “ретро”, развивающимися на идеализации искусства прошлого, рукотворного, с программным стремлением к ощущениям уюта, гармонии. Широкое распространение тенденций “ретростиля” послужило в свою очередь более эмоциональному отношению самих художников Гжели к художественному наследию, в связи с чем более разносторонними и многогранными стали обращения к нему современных художников. Они, как отмечалось выше, уходят от прямых аналогий, поиски концентрируются в эмоционально-образном прочтении традиционного искусства. В полной мере это отразилось на характере пластической трактовки гжельской продукции.
Людмила Павловна Азарова, скульптор и мастер росписи, также полностью посвятила свою жизнь возрождению гжельского народного промысла. Пришла в Гжель после окончания института. Обладает богатой фантазией, трудолюбием, неиссякаемой творческой энергией. Многие годы изучает традиции старой Гжели и в то же время постоянно обращается к вкусам сегодняшних поколений: для ее творчества характерны новаторство, острое ощущение современности. За долгие годы работы она создала сотни новых образцов, широко известны ее сложные скульптурные композиции. В числе ее изделий посуда и мелкая пластика, уникальные подарочные предметы. В 1991 году Азаровой Л.П. присвоено звание “Народный художник СССР”.
Одной из первых работ, выполненных и подобном ключе, стала композиция Л. Азаровой “Чаепитие” (1966). В ней еще довольно скупыми средствами пластики, характерной для 1960-х годов, была достигнута занимательность сюжета. Острота прочтения традиции позволила автору на условности игрового действия воссоздать яркую картинку быта, добиться эмоциональной выразительности, “настроения” вещи. Присущая произведению живописность целиком создана пластическими средствами: ритмом движений, придающих композиции элемент раскованности, насыщением сюжета деталями, направляющими восприятие зрителя. Если попытаться найти аналогии “Чаепитию” в искусстве старой Гжели, то можно провести параллель с фарфоровым лубком, можно вспомнить скульптуру первой трети XIX века. Подчеркнутая нарочитость типов, условность живописной разработки фигур – традиционные приемы, позволяющие избежать натурализма, являются средствами художественного осмысления сюжета современной вещи.
В данной работе Л. Азаровой многие усматривали тенденции дальнейшего развития гжельского искусства. Умение организовать детали в композиции, добиться за счет их применения особой атмосферы уюта, теплоты свидетельствовало о творческом использовании традиции в современном искусстве. Эта работа говорит о расширении тематического круга мелкой пластики, усилении ее эмоциональной окраски.
Л. Азарова Квадратный чайник “Чаепитие”
Л. Азарова Масленка “Кит”
Л. Азарова Два самовара
Л. Азарова Масленка “Доярка”
Л. Азарова Фляга с архитектурными мотивами
В связи с этими тенденциями ведущее место в гжельской пластике занял бытовой жанр. Многочисленные варианты кормилиц с детьми на руках и в колясках; людей, читающих газету парами и в одиночку; женщин, вяжущих чулки, и баб с коромыслом – галерея типов, заключающих в себе разнообразие ярких характеристик.
Однако в условиях массового производства в рамках бытового жанра очень скоро сформировался стереотип, в основу которого была положена новая версия “псевдорусского” стиля, закрепленная во внешних “изобразительных” приемах. На пресловутом “псевдо” процветает мещанский сентиментализм в образных и пластических решениях всевозможных шкатулок, масленок в виде утки с утятами, курицы с цыплятами, кошки с человеческим выражением глаз, напоминающей копилку (3. Окулова, “Сказочный зверь”, 1973).
Состояние, “настроение” некоторых сказочных персонажей: всадников, девушек-красавиц и других подобных образов – раскрывается за счет манерности поз, движений, что нередко граничит с красивостью. Несомненно, создавая подобные веши, художники отталкивались от сюжетного и образного строя гжельского лубка. Однако в современной транскрипции наивность видения и прочтения типов мастерами старой Гжели нередко теряется, становится игрой в примитив. Утрата в современном профессиональном искусстве, пусть даже всецело базирующемся на конкретной традиции, непрерывности народного творчества способствует расцвету декоративизма, в русле которого могут быть рассмотрены шкатулочки с петухами, бокальчики, несущие больше декоративной нагрузки, чем функциональной. В погоне за декоративными эффектами утрачиваются чистота и непосредственность гжельского стиля. Зародившаяся в русле нового направления, эта тенденция постепенно нарушила свойственное искусству Гжели равновесие функционального и декоративного. Сегодня довольно трудно провести грань между “функциональной” и “декоративной” продукцией. Современная гжельская посуда предельно насыщена пластическим декором, безгранично многообразным: от украшенных рельефами, волнистыми бортами, держателями в виде бутонов изделии – до скульптурных решений посудных форм. Однако близкая по строю народным вещам современная продукция в известной мере теряет их художественные качества. Сработанность предмета – масленки, шкатулки, кружки подменяется дробной пластической разработкой декора, которая “забивает” функциональные свойства вещи, мешает целостному восприятию. Сами утилитарные предметы вес чаще получают усложненную пластическую характеристику. Основной объем членится ободками, теряется устойчивая пропорциональность соотношений, ручки предметов порой излишне изломаны, нефункциональны (Л. Азарова, бокал “Подарочный”, 1977).
Символом чистого декоративизма стал гжельский самовар. Он существует в нескольких вариантах. Самовар, имеющий смысл как самовар-сувенир, действительно наиболее удачен по пропорциям в меньшем размере. Стремление к правдоподобию, мнимой функциональности в самоваре большего размера прямо пропорционально утрате художественного качества, момента курьезности, превращает его в символ безвкусицы, неоправданности затрат материала и сил.
Думается, что подобные примеры иллюстрируют забвение основной заповеди народного искусства – выявление художественными средствами эстетики функционального предмета (вспомним, что в русском фарфоре появление самовара относится ко второй половине XIX века и связано с распространением эклектики). Декоративистские тенденции в творчестве гжельских художников привели, как ни парадоксально, в отдельных случаях к изменению самого пластического стиля гжельского фарфора. От нарочитой грубоватости форм до рафинированности в отделке их деталей – такова амплитуда пластических решений гжельских художников. Эти изменения, целиком лежащие в русле современных эстетических вкусов, еще не получили в Гжели достаточного творческого осмысления. Пока что более тонко отлитые лоточки, шкатулочки приобрели не свойственную фарфору жесткость (Т. Дунашева, столовый набор). Отмеченные выше очевидные в продукции изменения – свидетельство серьезных перемен в художественных поисках гжельских художников, в их творческой ориентации.
гжель фаянс роспись синий
Д. Азарова “Ставит самовар”
Е. Денисов Сувенир “Владимир”
В. Авдонин Большой чайник
З. Окулова “На выборы”
. Описание технологии производства
По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий.
Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.
Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.
Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.
Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.
Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.
История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.
Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.
Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.
Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.
В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.
В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.
В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.
Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.
Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.
Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.
Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.
Создание посуды из гжельской глины
Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.
Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.
На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.
Часть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами
Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.
Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки
К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.
Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор
Посуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах
Характерные черты росписи
Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.
Характерные черты росписи следующие:
глазурирование поверхности;
снежно-белый фон;
узор, выполненный в синих или голубых тонах;
сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
неизменно ручная работа.
Изделия, украшенные гжелью легко узнаваемы
Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.
Статуэтка украшенная классической гжелью
Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!
Даже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно
Как расписывают гжель
Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.
Сувенирная черепаха украшенная русской майоликой
Такая роспись использовалась и в интерьере
Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.
Даже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства
В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.
При создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись
Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.
До термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно
Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.
История и технология создания гжели
[ot-video][/ot-video]
Тематика рисунка
В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.
Каждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера
Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:
Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов.
Чайник с красивой гжельской сеткой
Орнаментальная роспись может комбинироваться с растительной
Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.
Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).
Гжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку
Это просто шикарный инструмент в деле оформления интерьера
Не менее эффектно гжель смотрится и на ткани
Гжель и современная мода
Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.
Одежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля
В моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью
Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.
Сейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет
Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.
Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома 6 класс
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Дымковская игрушка
А где – то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка 6 класс
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
История народного художественного промысла “Гжель”
Содержание
Введение
. Характеристика гжельской местности (месторасположение)
. Возникновение глины. Представление о фаянсе, фарфоре и других материалах. Их история
. Место и роль народного промысла гжель
. Описание технологии производства
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
“История развития русского народного промысла “Гжель” является актуальной темой, так как гжель – это массовость и неповторимость. Это большой ассортимент, это утилитарность и красота. Веками отшлифовывались форма и роспись и сформировался особый гжельский стиль – бело-синий с плавным переходом от темных тонов к светлым. Гжельские изделия выполнены ручным способом. Все это вместе создает популярность, привлекает интерес. Гжель занимает особое положение и особенностью которого являются общепризнанные во всем мире культурные ценности народно-художественного промысла.
Гжель – один из древних традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития гончарного, майоликового и фарфорового ремесла. Уже в первой половине XIV века Гжель являлась поставщиком гончарной посуды для царева двора.
В целостной картине искусства старой Гжели трудно выделить преобладающую черту. И все-таки, отдавая должное развитой живописной культуре, первооснову гжельской керамики мы видим в пластическом начале. Соединение в одном произведении гжельской майолики второй половины XVIII века пластики точеной формы с пластикой ручной лепки стало важным моментом, зафиксировавшим высокие достижения местных мастеров. Развитое пластическое чувство легло в основу их творческого мышления. Вся гжельская продукция, будь то посудная группа или лепные фигурные изделия, выделялась не столько богатством пластической и скульптурной разработки, сколько присущим им единством. Поэтому, говоря о пластике Гжели, мы имеем в виду весь комплекс пластических решений в произведениях гжельских художников. В преемственности ремесла – керамические фигурки, майолика XVIII века, полуфаянсовая и фарфоровая скульптура первой половины XIX века, фарфоровый лубок конца столетия – основным модулем оставался кустарный принцип пластической разработки вещи, целиком связанный с уровнем организации производства, ремесленным характером творческого процесса и характером передачи навыков мастерства. В ходе последнего закреплялась условная трактовка формы; нерасчлененность ее деталей целиком определялась пластическими возможностями материала – глины. Некогда естественно бытовавшие кустарно-ремесленные приемы, утратив свою оправданность, остались “жить” в искусстве современных художников Гжели. Они являются сегодня знаками и символами гжельской традиции, которые обретают художественную и культурную ценность лишь в сочетании с постижением духовного наследия традиции, проникновением в ее ритмику, гармонию, меру реального и вымышленного, условного и конкретного. Приемы ручной глиняной лепки получили статус “эстетических” и прочно утвердились в гжельском фарфоре – факт сам по себе исключительный. Длительная история развития фарфорового искусства Гжели наглядно демонстрирует, насколько сложным был процесс преодоления “глиняной” пластики, формирования “фарфорового” стиля в скульптуре и в решении посудных форм.
1. Характеристика гжельской местности (месторасположение)
Гжель – один из древних традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития гончарного, майоликового и фарфорового ремесла.
Уже в первой половине XIV века Гжель являлась поставщиком гончарной посуды для царева двора.
Гжелью называют небольшой регион Раменского района Московской области, расположенный к востоку от Москвы. Если посмотреть на карту, то можно видеть, что он расположен, вдоль Егорьевского шоссе (Касимовского тракта) и вытянулся на 15 километров (от деревни Обухово на западе до деревни Сидорово, служащей крайней точкой гжельского региона на востоке). В состав гжельского региона входит около 27 деревень, объединенных несколькими сельскими округами.
Волостной центр превращается в крупное село. В 1628 г. в нем отмечены два деревянных храма: действующая церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Димитрия Селунского. В 1646 г. в Гжельской волости записаны 30 деревень,с 232 крестьянскими дворами. Если в деревнях было от 2 до 13 дворов, то село отличалось уже в это время своей многолюдностью: в нем насчитывалось 38 дворов крестьян, 2 двора бобыльских и два пустых двора, оставшихся после умерших жителей, да на церковной земле двор попа, дьячка, пономаря, просвирницы и 2 двора бобылей Повинности гжельских крестьян были таковы же, как и у крестьян соседних дворцовых волостей. В круг этих повинностей не входил распространенный в Гжели гончарный промысел. Он составлял их личное дело. Первоначально далеко не все крестьяне могли принимать в нем участие, а следовательно и хозяйства их развивались неравномерно: одни богатели и выходили в купцы, другие еле сводили концы с концами.
Большое значение этот промысел приобрел в XVIII веке, тогда с промыслами было связано 125 семейств, или 240 человек, из них 194 человека – вне своего села, поскольку вынуждены были искать средства к жизни на промышленных предприятиях в соседних деревнях. Главным промыслом был керамический. Небольшое число гжельцев работало в Москве и в других местах портными, прислуживало в богатых домах. В самом селе имелось 7 торговых заведений и 3 промышленных предприятия. Возле церкви проводились известные в округе ярмарки. Сюда на три дня съезжались купцы и крестьяне со своими товарами.
Во второй половине XVIII века Гжель прославилась своей яркой народной майоликой с ее неповторимыми формами изделий, как кувшинов, кумганов и квасников. В это время складывался национальный характер гжельской керамики, который определил развитие в XIX веке полу-фаянса, фаянса и фарфора.
Гжельские изделия покоряют особой образностью, их отличает оригинальное конструктивное решение формы, обилие пластического декора. Лучшие традиции прошлого нашли свое отражение в современном искусстве Гжели.
В селе находится АО “Синь России”, где изготавливают фарфоровую скульптуру, посуду и другие изделия. Здесь же имеются дом культуры и библиотека, кафе “Гжель” и несколько магазинов, дом быта, амбулатория, центр сельского округа, памятник погибшим в годы Великой Отечественный войны, отделение АО “Гжельское”, детский сад и средняя школа на 640 учащихся.
В школьном музее созданы стенды с фотографиями и документами гжельских жителей – участников Великой Отечественной войны. Хранятся в музее и другие реликвии; ведется работа по восстановлению обычаев прошлых поколений гжельцев. Так, например, в младших классах созданы фольклорные коллективы, исполняющие песни местных композиторов и поэтов о Гжели и Гжельском крае.
Подводя итог рассказу о гжельской земле, скажем, что мест, подобных Гжели, в России множество. И каждое из них своим многоцветием культурных богатств и традиций создает необыкновенный, знакомый каждому из нас образ любимой России. И Гжель в этом прекрасном соцветии занимает одно из самых ярчайших мест.
. Возникновение глины. Представление о фаянсе, фарфоре и других материалах. Их история
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г.Н. Храпунов и Е.Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века – период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
Фарфор – благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он отличается рядом особых свойств, например, тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела. Характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже посуды, то образуется особый вид фарфора – бисквитный. В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором. Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина – тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой – относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-8000С, а потом уже с глазурью – при 1200-15000С. Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому соединяется с черепком в совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью температурам и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером.
Выделяются два принципиально разных вида декора: рельефный (пластическим образом налепливаемый декор) и роспись. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета – граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формируются отдельно и потом наклеиваются. Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над глазурью. Во время под глазурной росписи, особенно часто встречающейся на китайском фарфоре, окиси металлов, способные вынести большую температуру (кобальт, гематит), наносятся непосредственно на черепки и затем обжигаются вместе с глазурью. Современная технология нанесения под глазурного декора так же основывается на высокой температурной выносливости декоров, в связи с чем при обжиге 1100-14000С глазурь поднимается над декором и запекается над ним. Благодаря этой технологии получается вечный декор , а посуду с “под глазурным” декором можно использовать в микроволновых печах и в посудомоечных машинах. Старейшая над глазурная техника – это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена. На твердом фарфоре краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельные краски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровые глазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-8000С.
Фарфор был изобретен в Китае в 4-6 веках. Этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины). Сохранившиеся изделия представляют собой сосуды вытянутых форм с гладкой полированной поверхностью, нередко с лепным декором светлых тонов.
Наиболее крупным фарфоровым русским предпринимателем был М.С. Кузнецов, который скупил фабрики Гарднера, фабрики в Дулеве под Москвой (основаны в 1832 г.), Конакова и др. Кузнецовский фарфор отличается безупречным техничным исполнением и изысканным, не эклектичными декором. Фабрики Кузнецова выпускали также фаянс.
С конца 20 века производство фарфора становится все более массовым. Во всех странах внедряются механические приемы. Изображение получается штампами, трафаретами, отводкой, декалькоманией.
3. Место и роль народного промысла гжель
Мы воспринимаем сейчас современную Гжель как некую “крестьянскую” страницу отечественного керамического искусства, правда, развиваемую в масштабах промышленного производства.Заслуживает особого внимания тот факт, что восстанавливаемое с конца 1940-х годов гжельское искусство только сейчас, в 1970-е годы, приобрело широкую популярность, стало созвучным миру эстетических представлений широкой зрительской и потребительской массы. Изменения ориентиров во вкусах и эстетических взглядах современников, в известной степени, связаны с настроениями “ретро”, развивающимися на идеализации искусства прошлого, рукотворного, с программным стремлением к ощущениям уюта, гармонии. Широкое распространение тенденций “ретростиля” послужило в свою очередь более эмоциональному отношению самих художников Гжели к художественному наследию, в связи с чем более разносторонними и многогранными стали обращения к нему современных художников. Они, как отмечалось выше, уходят от прямых аналогий, поиски концентрируются в эмоционально-образном прочтении традиционного искусства. В полной мере это отразилось на характере пластической трактовки гжельской продукции.
Людмила Павловна Азарова, скульптор и мастер росписи, также полностью посвятила свою жизнь возрождению гжельского народного промысла. Пришла в Гжель после окончания института. Обладает богатой фантазией, трудолюбием, неиссякаемой творческой энергией. Многие годы изучает традиции старой Гжели и в то же время постоянно обращается к вкусам сегодняшних поколений: для ее творчества характерны новаторство, острое ощущение современности. За долгие годы работы она создала сотни новых образцов, широко известны ее сложные скульптурные композиции. В числе ее изделий посуда и мелкая пластика, уникальные подарочные предметы. В 1991 году Азаровой Л.П. присвоено звание “Народный художник СССР”.
Одной из первых работ, выполненных и подобном ключе, стала композиция Л. Азаровой “Чаепитие” (1966). В ней еще довольно скупыми средствами пластики, характерной для 1960-х годов, была достигнута занимательность сюжета. Острота прочтения традиции позволила автору на условности игрового действия воссоздать яркую картинку быта, добиться эмоциональной выразительности, “настроения” вещи. Присущая произведению живописность целиком создана пластическими средствами: ритмом движений, придающих композиции элемент раскованности, насыщением сюжета деталями, направляющими восприятие зрителя. Если попытаться найти аналогии “Чаепитию” в искусстве старой Гжели, то можно провести параллель с фарфоровым лубком, можно вспомнить скульптуру первой трети XIX века. Подчеркнутая нарочитость типов, условность живописной разработки фигур – традиционные приемы, позволяющие избежать натурализма, являются средствами художественного осмысления сюжета современной вещи.
В данной работе Л. Азаровой многие усматривали тенденции дальнейшего развития гжельского искусства. Умение организовать детали в композиции, добиться за счет их применения особой атмосферы уюта, теплоты свидетельствовало о творческом использовании традиции в современном искусстве. Эта работа говорит о расширении тематического круга мелкой пластики, усилении ее эмоциональной окраски.
Л. Азарова Квадратный чайник “Чаепитие”
Л. Азарова Масленка “Кит”
Л. Азарова Два самовара
Л. Азарова Масленка “Доярка”
Л. Азарова Фляга с архитектурными мотивами
В связи с этими тенденциями ведущее место в гжельской пластике занял бытовой жанр. Многочисленные варианты кормилиц с детьми на руках и в колясках; людей, читающих газету парами и в одиночку; женщин, вяжущих чулки, и баб с коромыслом – галерея типов, заключающих в себе разнообразие ярких характеристик.
Однако в условиях массового производства в рамках бытового жанра очень скоро сформировался стереотип, в основу которого была положена новая версия “псевдорусского” стиля, закрепленная во внешних “изобразительных” приемах. На пресловутом “псевдо” процветает мещанский сентиментализм в образных и пластических решениях всевозможных шкатулок, масленок в виде утки с утятами, курицы с цыплятами, кошки с человеческим выражением глаз, напоминающей копилку (3. Окулова, “Сказочный зверь”, 1973).
Состояние, “настроение” некоторых сказочных персонажей: всадников, девушек-красавиц и других подобных образов – раскрывается за счет манерности поз, движений, что нередко граничит с красивостью. Несомненно, создавая подобные веши, художники отталкивались от сюжетного и образного строя гжельского лубка. Однако в современной транскрипции наивность видения и прочтения типов мастерами старой Гжели нередко теряется, становится игрой в примитив. Утрата в современном профессиональном искусстве, пусть даже всецело базирующемся на конкретной традиции, непрерывности народного творчества способствует расцвету декоративизма, в русле которого могут быть рассмотрены шкатулочки с петухами, бокальчики, несущие больше декоративной нагрузки, чем функциональной. В погоне за декоративными эффектами утрачиваются чистота и непосредственность гжельского стиля. Зародившаяся в русле нового направления, эта тенденция постепенно нарушила свойственное искусству Гжели равновесие функционального и декоративного. Сегодня довольно трудно провести грань между “функциональной” и “декоративной” продукцией. Современная гжельская посуда предельно насыщена пластическим декором, безгранично многообразным: от украшенных рельефами, волнистыми бортами, держателями в виде бутонов изделии – до скульптурных решений посудных форм. Однако близкая по строю народным вещам современная продукция в известной мере теряет их художественные качества. Сработанность предмета – масленки, шкатулки, кружки подменяется дробной пластической разработкой декора, которая “забивает” функциональные свойства вещи, мешает целостному восприятию. Сами утилитарные предметы вес чаще получают усложненную пластическую характеристику. Основной объем членится ободками, теряется устойчивая пропорциональность соотношений, ручки предметов порой излишне изломаны, нефункциональны (Л. Азарова, бокал “Подарочный”, 1977).
Символом чистого декоративизма стал гжельский самовар. Он существует в нескольких вариантах. Самовар, имеющий смысл как самовар-сувенир, действительно наиболее удачен по пропорциям в меньшем размере. Стремление к правдоподобию, мнимой функциональности в самоваре большего размера прямо пропорционально утрате художественного качества, момента курьезности, превращает его в символ безвкусицы, неоправданности затрат материала и сил.
Думается, что подобные примеры иллюстрируют забвение основной заповеди народного искусства – выявление художественными средствами эстетики функционального предмета (вспомним, что в русском фарфоре появление самовара относится ко второй половине XIX века и связано с распространением эклектики). Декоративистские тенденции в творчестве гжельских художников привели, как ни парадоксально, в отдельных случаях к изменению самого пластического стиля гжельского фарфора. От нарочитой грубоватости форм до рафинированности в отделке их деталей – такова амплитуда пластических решений гжельских художников. Эти изменения, целиком лежащие в русле современных эстетических вкусов, еще не получили в Гжели достаточного творческого осмысления. Пока что более тонко отлитые лоточки, шкатулочки приобрели не свойственную фарфору жесткость (Т. Дунашева, столовый набор). Отмеченные выше очевидные в продукции изменения – свидетельство серьезных перемен в художественных поисках гжельских художников, в их творческой ориентации.
гжель фаянс роспись синий
Д. Азарова “Ставит самовар”
Е. Денисов Сувенир “Владимир”
В. Авдонин Большой чайник
З. Окулова “На выборы”
. Описание технологии производства
По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий.
Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.
Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.
Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.
Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.