Сочинение на тему характеристика простаковой в комедии недоросль
5 вариантов
Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).
В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.
Простакова как носитель устаревшей морали
В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.
Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.
Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.
Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой
В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.
По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.
Пьеса начинается со сцены недовольства Простаковой, как ей кажется, плохо сшитым кафтаном для Митрофанушки. Не желая тратить деньги, она заказала кафтан своему крепостному Тришке — «воровской харе», который шить не умеет. Уверенная в своей правоте, Простакова не хочет принимать никаких объяснений. Уже с утра она то ругает, то колотит слуг: «тем и дом держится». Простакова — хозяйка положения, имеющая имя и звание «госпожа». Все остальные в доме — ничтожные личности: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». Нахальная Простакова «вопреки закону и природе» унижает мужа, не будучи умнее его, поощряет в сыне неуважение к отцу. Она властно и бесцеремонно относится к племяннице Софье, пока та не становится богатой наследницей.
Единственной ее отрадой и «надеждой» является сын Митрофанушка, счастье которого она видит в богатстве и праздности. Добиться для него этого счастья — цель ее жизни. Свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к своим щенятам. Простакова не понимает вреда чрезмерной опеки и попустительства сыну, из которого она воспитала тунеядца и паразита. Наоборот, Простакова считает своим родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Соглашаясь с невеждой-учителем Вральманом в том, что «калоушка-то у нефо караздо слапе прюха» и что учение даже опасно для здоровья сына, она все же стремится выучить его и вывести в люди. Но ее природная жадность заставляет нанять сыну почти дармовых невежд-учителей, которые бестолково учат сынка. Уверенная в счастливой судьбе сына, Простакова успокаивает его: «Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
Простаковой трудно скрыть корысть в благородном поступке. Не родственные чувства заставляют ее взять в дом Софью после смерти матери. Она приютила у себя сиротку-родственницу со средствами, управляет ее деревеньками и обирает ее. Даже не спросив у девушки согласия, Простакова собирается выдать ее замуж за брата Скотинина, к которому не имеет ни уважения, ни родственной любви. Ее планы нарушает сообщение о «воскресшем» дяде Софьи Стародуме. Узнав о том, что он дает за Софьей десять тысяч, Простакова решает женить на богатой девушке своего недоросля-сына, которому лучше жениться, чем учиться. Жадность и корыстолюбие определяют ее поступки, когда она обманывает брата, решив выдать Софью за Митрофанушку.
Пытаясь получить расположение Стародума, Простакова раболепствует, унижается, называет его «батюшкой». Она по-дучивает Митрофанушку лицемерить, называть своего будущего тестя «вторым отцом». Она не гнушается никакими средствами для достижения своей цели. Простакова решается на обман и даже пытается насильно обвенчать Софью с Митрофанушкой. Остановить «фурию» смог только случайно появившийся офицер Милон с обнаженной шпагой.
Трусливая Простакова, которую лишили тиранической и деспотической власти, бросается на колени перед блюстителем порядка Правдиным со словами: «Ах, я собачья дочь! Что я наделала!» Милон метко заметил: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Но как только ее простили, она стала опять сама собой и намеревается переколотить поодиночке всех слуг за свою неудачу. Когда ей Правдин запрещает это делать, она возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»
Эта фраза — ключевая в комедии. Критики считают, что «все, что предшествует этим словам, — их драматический пролог; все, что следует за ними, — их драматический эпилог».
«Мастерица толковать указы» поняла царский указ о вольности дворянства как наделение дворян правами без каких бы то ни было обязанностей. Она уверена в том, что ее «беззакония» оправданы законом. Историк Ключевский писал: «…в этой бессмыслице весь смысл «Недоросля»; без нее это была бы комедия бессмыслиц».
Образ Простаковой наглядно показывает всю страшную, уродующую человека силу крепостничества. Ей, прямой наследнице рода Приплодиных и Скотининых, не знакомы такие понятия, как честь и достоинство. Даже любовь у нее приняла извращенную форму, а сын, 16-летний «недоросль», платит матери за такую любовь грубостью и неблагодарностью. В результате она остается ни с чем. Стародум с осуждением и даже жалостью указывает на Простакову и заключает трагикомедию словами: «Вот злонравия достойные плоды!»[/sms]
Анализируя конфликтные ситуации, возникшие между Простаковой и ее крепостными, можно сделать вывод, что по отношению к слугам Простакова выступает тираном – ей все время кажется, что крепостные ведут себя непозволительно. Единственным действенным рычагом ведения хозяйства помещица считает пререкания и ругань. Она с гордостью рассказывает своему мужу о том, как усердно она бранилась со слугами весь день: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка».
По отношению к Соне женщина ведет себя не намного лучше. До тех пор пока Простакова думает, что Соня бедная девушка – помещица ведет себя грубо, она даже редко когда соблюдает правила приличия по отношению к девушке. Однако после того, как Стародум сделал девушку богатой наследницей, ситуация кардинально меняется – в Простаковой просыпается любезность. Теперь Соня в ее глазах не бедная родственница, требующая крыши над головой, а перспективная невеста и поэтому она обращается к ней уже не саркастично («сударыня», «матушка»), а проявляет воспитанность и нежность («Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»)
С мужем отношения у Простаковой также не идеальны – помещица не воспринимает своего супруга за человека достойного ее внимания и нежности – она постоянно оскорбляет его, в том числе в присутствии других людей. Простакова никогда не считается с мнением мужа и всегда оперирует исключительно личным мнением.
Так как Простакова низкого мнения о роли образования и не видит в нем смысла, то, соответственно, она не ценит и труд учителей Митрофана. Около года она не платит им жалования и считает это приемлемым.
Проблема воспитания
С образом госпожи Простаковой неотъемлемо связана проблема воспитания. Митрофан был единственным и долгожданным ребенком в семье. И поэтому избалованным. Простакова готова простить Митрофану любой проступок. Она его постоянно балует и не выдвигает ему никаких требований.
Простакова нанимает учителей Митрофанушке, потому, что указом Петра І все дворяне обязаны быть образованы, в противном случае они будут не допущены к службе. Простакова не понимает роли образования и принимает науку как бессмысленное мучение. Эту же мысль она волей-неволей прививает своему сыну – Митфоран не осознает важность образования и поэтому даже не пытается ничему научиться.
Кроме этого, Митрофан перенимает у матери и манеру общения – он ведет себя также грубо по отношению к окружающим. Для матери любимый сын исключение также не делает, но отпора со стороны Простаковой не следует – ее любовь к сыну безгранична.
Символизм фамилии
Произведение Д.Фонвизина написано в рамках классицизма. Одним из требований произведений такой стилистической направленности является символистическое наполнение личных имен героев. Другими словами имена и фамилии героев способны подчеркнуть некоторые черты характера персонажей. Такая же тенденция срабатывает по отношению к госпоже Простаковой.
Дорогие читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Митрофанушки в пьесе Дениса Фонвизина “Недоросль”.
В девичестве женщина носила фамилию Скотитина, что как ни есть лучше обличает ее сущность. Невежество, необразованность и необузданность Простаковой составляют суть ее «скотского» характера.
Фамилия по мужу помещицы в своей основе содержит слово «простак», то есть человек недалекого ума, что, в случае Простаковой, также соответствует действительности.
Подведем итог: большинство литературных критиков утверждали тот факт, что произведение Фонвизина выглядит откровенной сатирой на жизнь русского дворянства, и оно бы была бы очень обидным, если бы не было столь правдивым. Особенный трагизм этой ситуации в том, что такие Простаковы воспитывают будущее поколение, чем провоцируют деградацию общества.
(267 слов) Одним из действующих лиц в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является госпожа Простакова — барыня-крепостница, в руках которой сосредоточена власть не только над слугами, но и над собственной семьёй. Муж находится под каблуком у женщины, а их шестнадцатилетний сын Митрофанушка совершенно не образован. Учителя, которые занимаются с юношей, наняты лишь для престижа: на деле за несколько лет он ничему не научился. Его можно назвать маменькиным сынком — так воспитан.
Госпожа Простакова, безусловно, отрицательный персонаж в произведении. Говорящая фамилия указывает на одну из главных ее проблем – невежество. Она относится к разряду простаков – тех, кто легко попадается на удочку, так как не может различить правду и ложь. Так и героиня не может различить хорошее и плохое: ее любовь к ребенку только вредит ему, а ее отношение к семье, крестьянам и хозяйству привело зажиточных Простаковых к финансовому краху и бедности. Причина в том, что из-за дворянского происхождения женщина думает, что ей всё позволено. Главная цель для неё — выгодно женить сына-недоросля. Наиболее подходящим вариантом она считает Софью, которой неожиданно оставили наследство. При этом госпожу нисколько не смущает то, что девушка против такого союза. Крепостницу заботит только будущее её сына, но при этом она же и калечит юношу отвратительным воспитанием. По её вине Митрофан глупый, трусливый и грубый.
Несмотря на свой чин, госпожа Простакова – необразованная и безграмотная личность. Эти же качества она хочет передать и своему любимому сыну. Она всячески пытается оградить его от знаний, от учебы. По ее мнению, знания для дворян абсолютно лишние, ведь они могут давать приказания своим слугам, которые в свою очередь, и выполнят необходимые дела. Зачем же тогда дворянам ненужные знания? Простакова абсолютно уверена в ненужности географии. Ведь извозчик всегда сможет отвести ее в нужное место.
Представительница дворянства наталкивает своего сына на совершенную безграмотность, самолюбие и жадность.
Если анализировать ее мысли на счет математических задач, которые были заданы для ее сына, можно увидеть только одно: она совершенно не думает про остальных, она властная и самолюбивая женщина, которая ни с кем и никогда не будет делиться: «Нашел деньги, ни с кем не делить. Все себе возьми». Вот, чему она пытается научить любимого сынишку.
Простакова относится к окружающим ее слугам, крестьянам все дозволенно и тиранично. Она считает свою власть над этими людьми безграничной. И что мы видим в конце комедии? Госпожа Простакова получает по заслугам. Она достойна такого исхода событий. Она теряет любимого сынишку, свой дом и деревню. Она остается совершенно одна, со своей малограмотностью, самодурством и жестокостью.
Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).
В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.
Простакова как носитель устаревшей морали
В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.
Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.
Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.
Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой
В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.
По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.
Пьеса начинается со сцены недовольства Простаковой, как ей кажется, плохо сшитым кафтаном для Митрофанушки. Не желая тратить деньги, она заказала кафтан своему крепостному Тришке — «воровской харе», который шить не умеет. Уверенная в своей правоте, Простакова не хочет принимать никаких объяснений. Уже с утра она то ругает, то колотит слуг: «тем и дом держится». Простакова — хозяйка положения, имеющая имя и звание «госпожа». Все остальные в доме — ничтожные личности: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». Нахальная Простакова «вопреки закону и природе» унижает мужа, не будучи умнее его, поощряет в сыне неуважение к отцу. Она властно и бесцеремонно относится к племяннице Софье, пока та не становится богатой наследницей.
Единственной ее отрадой и «надеждой» является сын Митрофанушка, счастье которого она видит в богатстве и праздности. Добиться для него этого счастья — цель ее жизни. Свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к своим щенятам. Простакова не понимает вреда чрезмерной опеки и попустительства сыну, из которого она воспитала тунеядца и паразита. Наоборот, Простакова считает своим родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Соглашаясь с невеждой-учителем Вральманом в том, что «калоушка-то у нефо караздо слапе прюха» и что учение даже опасно для здоровья сына, она все же стремится выучить его и вывести в люди. Но ее природная жадность заставляет нанять сыну почти дармовых невежд-учителей, которые бестолково учат сынка. Уверенная в счастливой судьбе сына, Простакова успокаивает его: «Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
Простаковой трудно скрыть корысть в благородном поступке. Не родственные чувства заставляют ее взять в дом Софью после смерти матери. Она приютила у себя сиротку-родственницу со средствами, управляет ее деревеньками и обирает ее. Даже не спросив у девушки согласия, Простакова собирается выдать ее замуж за брата Скотинина, к которому не имеет ни уважения, ни родственной любви. Ее планы нарушает сообщение о «воскресшем» дяде Софьи Стародуме. Узнав о том, что он дает за Софьей десять тысяч, Простакова решает женить на богатой девушке своего недоросля-сына, которому лучше жениться, чем учиться. Жадность и корыстолюбие определяют ее поступки, когда она обманывает брата, решив выдать Софью за Митрофанушку.
Пытаясь получить расположение Стародума, Простакова раболепствует, унижается, называет его «батюшкой». Она по-дучивает Митрофанушку лицемерить, называть своего будущего тестя «вторым отцом». Она не гнушается никакими средствами для достижения своей цели. Простакова решается на обман и даже пытается насильно обвенчать Софью с Митрофанушкой. Остановить «фурию» смог только случайно появившийся офицер Милон с обнаженной шпагой.
Трусливая Простакова, которую лишили тиранической и деспотической власти, бросается на колени перед блюстителем порядка Правдиным со словами: «Ах, я собачья дочь! Что я наделала!» Милон метко заметил: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Но как только ее простили, она стала опять сама собой и намеревается переколотить поодиночке всех слуг за свою неудачу. Когда ей Правдин запрещает это делать, она возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»
Эта фраза — ключевая в комедии. Критики считают, что «все, что предшествует этим словам, — их драматический пролог; все, что следует за ними, — их драматический эпилог».
«Мастерица толковать указы» поняла царский указ о вольности дворянства как наделение дворян правами без каких бы то ни было обязанностей. Она уверена в том, что ее «беззакония» оправданы законом. Историк Ключевский писал: «…в этой бессмыслице весь смысл «Недоросля»; без нее это была бы комедия бессмыслиц».
Образ Простаковой наглядно показывает всю страшную, уродующую человека силу крепостничества. Ей, прямой наследнице рода Приплодиных и Скотининых, не знакомы такие понятия, как честь и достоинство. Даже любовь у нее приняла извращенную форму, а сын, 16-летний «недоросль», платит матери за такую любовь грубостью и неблагодарностью. В результате она остается ни с чем. Стародум с осуждением и даже жалостью указывает на Простакову и заключает трагикомедию словами: «Вот злонравия достойные плоды!»[/sms]
Анализируя конфликтные ситуации, возникшие между Простаковой и ее крепостными, можно сделать вывод, что по отношению к слугам Простакова выступает тираном – ей все время кажется, что крепостные ведут себя непозволительно. Единственным действенным рычагом ведения хозяйства помещица считает пререкания и ругань. Она с гордостью рассказывает своему мужу о том, как усердно она бранилась со слугами весь день: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка».
По отношению к Соне женщина ведет себя не намного лучше. До тех пор пока Простакова думает, что Соня бедная девушка – помещица ведет себя грубо, она даже редко когда соблюдает правила приличия по отношению к девушке. Однако после того, как Стародум сделал девушку богатой наследницей, ситуация кардинально меняется – в Простаковой просыпается любезность. Теперь Соня в ее глазах не бедная родственница, требующая крыши над головой, а перспективная невеста и поэтому она обращается к ней уже не саркастично («сударыня», «матушка»), а проявляет воспитанность и нежность («Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»)
С мужем отношения у Простаковой также не идеальны – помещица не воспринимает своего супруга за человека достойного ее внимания и нежности – она постоянно оскорбляет его, в том числе в присутствии других людей. Простакова никогда не считается с мнением мужа и всегда оперирует исключительно личным мнением.
Так как Простакова низкого мнения о роли образования и не видит в нем смысла, то, соответственно, она не ценит и труд учителей Митрофана. Около года она не платит им жалования и считает это приемлемым.
Проблема воспитания
С образом госпожи Простаковой неотъемлемо связана проблема воспитания. Митрофан был единственным и долгожданным ребенком в семье. И поэтому избалованным. Простакова готова простить Митрофану любой проступок. Она его постоянно балует и не выдвигает ему никаких требований.
Простакова нанимает учителей Митрофанушке, потому, что указом Петра І все дворяне обязаны быть образованы, в противном случае они будут не допущены к службе. Простакова не понимает роли образования и принимает науку как бессмысленное мучение. Эту же мысль она волей-неволей прививает своему сыну – Митфоран не осознает важность образования и поэтому даже не пытается ничему научиться.
Кроме этого, Митрофан перенимает у матери и манеру общения – он ведет себя также грубо по отношению к окружающим. Для матери любимый сын исключение также не делает, но отпора со стороны Простаковой не следует – ее любовь к сыну безгранична.
Символизм фамилии
Произведение Д.Фонвизина написано в рамках классицизма. Одним из требований произведений такой стилистической направленности является символистическое наполнение личных имен героев. Другими словами имена и фамилии героев способны подчеркнуть некоторые черты характера персонажей. Такая же тенденция срабатывает по отношению к госпоже Простаковой.
Дорогие читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Митрофанушки в пьесе Дениса Фонвизина “Недоросль”.
В девичестве женщина носила фамилию Скотитина, что как ни есть лучше обличает ее сущность. Невежество, необразованность и необузданность Простаковой составляют суть ее «скотского» характера.
Фамилия по мужу помещицы в своей основе содержит слово «простак», то есть человек недалекого ума, что, в случае Простаковой, также соответствует действительности.
Подведем итог: большинство литературных критиков утверждали тот факт, что произведение Фонвизина выглядит откровенной сатирой на жизнь русского дворянства, и оно бы была бы очень обидным, если бы не было столь правдивым. Особенный трагизм этой ситуации в том, что такие Простаковы воспитывают будущее поколение, чем провоцируют деградацию общества.
(267 слов) Одним из действующих лиц в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является госпожа Простакова — барыня-крепостница, в руках которой сосредоточена власть не только над слугами, но и над собственной семьёй. Муж находится под каблуком у женщины, а их шестнадцатилетний сын Митрофанушка совершенно не образован. Учителя, которые занимаются с юношей, наняты лишь для престижа: на деле за несколько лет он ничему не научился. Его можно назвать маменькиным сынком — так воспитан.
Госпожа Простакова, безусловно, отрицательный персонаж в произведении. Говорящая фамилия указывает на одну из главных ее проблем – невежество. Она относится к разряду простаков – тех, кто легко попадается на удочку, так как не может различить правду и ложь. Так и героиня не может различить хорошее и плохое: ее любовь к ребенку только вредит ему, а ее отношение к семье, крестьянам и хозяйству привело зажиточных Простаковых к финансовому краху и бедности. Причина в том, что из-за дворянского происхождения женщина думает, что ей всё позволено. Главная цель для неё — выгодно женить сына-недоросля. Наиболее подходящим вариантом она считает Софью, которой неожиданно оставили наследство. При этом госпожу нисколько не смущает то, что девушка против такого союза. Крепостницу заботит только будущее её сына, но при этом она же и калечит юношу отвратительным воспитанием. По её вине Митрофан глупый, трусливый и грубый.
Несмотря на свой чин, госпожа Простакова – необразованная и безграмотная личность. Эти же качества она хочет передать и своему любимому сыну. Она всячески пытается оградить его от знаний, от учебы. По ее мнению, знания для дворян абсолютно лишние, ведь они могут давать приказания своим слугам, которые в свою очередь, и выполнят необходимые дела. Зачем же тогда дворянам ненужные знания? Простакова абсолютно уверена в ненужности географии. Ведь извозчик всегда сможет отвести ее в нужное место.
Представительница дворянства наталкивает своего сына на совершенную безграмотность, самолюбие и жадность.
Если анализировать ее мысли на счет математических задач, которые были заданы для ее сына, можно увидеть только одно: она совершенно не думает про остальных, она властная и самолюбивая женщина, которая ни с кем и никогда не будет делиться: «Нашел деньги, ни с кем не делить. Все себе возьми». Вот, чему она пытается научить любимого сынишку.
Простакова относится к окружающим ее слугам, крестьянам все дозволенно и тиранично. Она считает свою власть над этими людьми безграничной. И что мы видим в конце комедии? Госпожа Простакова получает по заслугам. Она достойна такого исхода событий. Она теряет любимого сынишку, свой дом и деревню. Она остается совершенно одна, со своей малограмотностью, самодурством и жестокостью.