Имя прилагательное-самостоятельная часть речи. Имена прилагательные обозначают прзнаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какие? Например: Юный, тёплая, доброе, родные. Они изменяются по родам и числам и связаны с именами существительными. Например: Юный лес, тёплая погода, доброе сердце, родные
У меня есть постоянный морфологический признак – разряды по значениям. Т. е. я могу быть качественным – обозначать качество предмета (например: синяя лента), Могу быть относительным – называть признаки, которые выражают отношение одного предмета к другому (прошлогодние письма). А могу быть притяжательным, т. е. показывать, чей это предмет, кому он принадлежит (мамин шарф). Скажу честно, что быть им для меня очень утомительно, так как в этих случаях ко мне «приклеиваются вредные степени сравнения (яркий – ярче – наиболее яркий), полные и короткие формы (зеленый – зелен), появляются синонимы (длинная – бесконечная) и антонимы (соленый – сладкий) и я даже соединяюсь с наречиями (слишком молодой). А постоянные мои морфологические признаки – это род, число и падеж. Есть у меня группы склонения: твердая – когда основа заканчивается на твердый согласный (веселый), мягкая – с основой на мягкий согласный (вчерашний). Ну вот, с правилами покончено. Вот и чудесно! Отмечу без ложной скромности, что без меня и ваш язык, и ваши книги, и ваша печать были бы ни к чему не пригодными. Вообразите, что вы говорите: «Мой пес выбежал на улицу, возвратился, и мне пришлось его купать, чтобы он стал таким, как раньше». А теперь сравните то же самое, но с моим присутствием: «Мой добрый, умный, бодрый пес выбежал на соседнюю улицу, возвратился мокрый и грязный, и мне пришлось его купать, чтобы он стал чистеньким и красивым, как раньше». Правда, так намного лучше? Выходит портрет Чипа. А какие стихи пишут с моей помощью поэты!
Вспомним хотя бы Пушкина:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…. Нравится? Мне тоже. Ни один писатель не может обойтись без меня, особенно когда описывает пейзаж. А которым вы, молодежь, меня видите? «Классная», «прикольный» и так далее. Вообще; вы без меня – это все равно, что я без вас. Так что относитесь ко мне с уважением, и я всегда буду с вами. Счастливо!
Прилагательное- это часть речи. Какова его роль. Нам нужно уметь отличать предметы друг от друга. А как мы сможем это сделать?. А нам помогут прилагательные. У них есть вопросы-какой?, какая?, какие?. И это важно .
Прилагательные изменяются по числам (ед. число и мн. число). Они имеют род – мужской, женский, средний. Еще склонение, оно тоже по родам определяется – м. р, ж. р. и ср. род.
Прилагательное обозначает признак предмета – а это важно. В предложении оно является определением.
Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и …непонятна.
Мы знаем, что имя прилагательное обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют – создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир.
Так, например, рассказывая о русской зиме человеку, живущему в другой стране, мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки».
Русские имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст. В нем прилагательные будут выступать в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся:
Море бывает печальным,
Весёлым и грустным.
Задумчивым, даже смешным,
Синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.
Здесь с помощью прилагательных автор уподобляет море живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием море.
Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На мой взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи.
Цели:
1) Систематизировать известное об имени
прилагательном.
2) Познакомить учащихся с различными
лексико-семантическими группами прилагательных
для обогащения словарного запаса детей, в
частности прилагательными оценочного характера. Оборудование урока:
Карточки, натюрморты и букеты цветов, кисти
известных художников, декоративные цветы на
столах учащихся.
I. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы
говорим об одной из частей речи русского языка –
имени прилагательном. Давайте вспомним, что мы
знаем об этой части речи.
II. Сейчас мы в месте с вами составим конспект
(работа ребят у доски).
Имя прилагательное – это часть речи, которая
обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё?
чьи? каков? какова? каковы?
В предложении прилагательное может быть
второстепенным членом предложения (Наступила холодная
зима). (Морозжгуч).
Имя прилагательное в предложении связано с
именем существительным и стоит в том же роде,
числе и падеже, что и существительное. (В ближнюю
рощу)
Имя прилагательное изменяется по числам, родам
и падежам. (Морозный день – м.р. ед. ч.); (морозная
погода – ж. р. ед. ч.); (морозное утро – ср. р. ед. ч.);
(морозные дни – мн. ч.).
III. Диктант. Запишите два четверостишия
стихотворения Тютчева “Весенние воды”.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”
Задания по тексту:
1) Выписать имена прилагательные вместе с
существительными и указать род, число, падеж
прилагательного;
2) Объясните расстановку знаков препинания
во втором четверостишии;
3) В первом предложении назовите слова с
орфограммой в корне;
4) Обозначьте грамматические основы и составьте
схему;
5) Произведите морфологический разбор слова
“молодой”.
(Учащиеся дают полные ответы, морфологический
разбор записывается на доске).
IV. Закрепление знаний об различных
лексико-семантических группах прилагательных.
– Какую роль играют прилагательные в речи?
– Прилагательные делают нашу речь более
точной.
– Без прилагательных мы не сможем описать ни
одного предмета.
– Прилагательные помогают нам больше узнать о
предметах.
– По-моему, это огромная поляна, на которой
можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до
разнообразных веществ: деревянных, каменных,
серебряный. От характера человека (волевого,
сильного, доброго) до явлений окружающей
действительности (солнечного света, темной ночи,
грозового ветра).
V.
1. Задание:
Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.
Цвет: Белый,…
Вкус: сладкий,…
Размер: большой,…
Температура: холодный,…
Качество характера: добрый,…
2. Читаю миниатюру С.Сахарова “Розовое
озеро” без прилагательного “розовое”.
Восстановите это прилагательное.
. . . . . . озеро.
Когда наш самолет пролетал над границей Уганды
и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит
удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.
– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.
– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся
к окну.
И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось,
потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр.
Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в
воде, испуганные самолетом, закружились над
степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым,
скучным. Жалко, ах как жалко.
А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся
птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит
… замечательное озеро.
Если ребята знают, какого цвета фламинго, они
легко определят цвет озера – розовое.
– Каким синонимом можно заменить слово
розовый? – это слово употреблено в последнем
предложении – бледно-красная (пока идет работа
по миниатюре, часть класса работает по
карточкам).
А) Подчеркните прилагательные, отгадайте
загадки:
Бежит свинья
Железная спина
Льняной хвостик.
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.
Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.
Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зеленый,
Бархатный.
Земля беленькая,
А птички на ней
Черненькие.
(Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса,
арбуз, книга.)
Б) Замени прилагательные подходящими
синонимами
Холодный чай
Холодный рот
Холодный человек
Красивый человек
Красивая девочка
Красивая речь
Свежая мысль
Свежая рубашка
Свежий огурец
5. Поработаем с учебником.
– Найдите эпитеты в стихотворении А.С.
Прокофьева “Берёза”.
– Какое средство художественной
выразительности, эпитетов, используются в
стихотворении.
6. Обратите внимание на нарисованные букеты
цветов.
Я прочитаю вам миниатюру, написанную в 1825 г. А.С.
Пушкиным.
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждает в нас.
Там иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
– Какое настроение вызывает оно у вас?
– Какую роль в создании настроения играют
эпитеты? На ваших столах тоже есть цветы
(составьте букеты и икебаны).
– А теперь давайте коллективно оценим
“вернисаж” цветов и икебаны, сделанные вами.
Используйте как можно больше прилагательных!
7. Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой
тест.
1. На какие вопросы отвечает прилагательное?
А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?
2. С какой частью речи “дружит” имя
прилагательное.
А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным
3. Что обозначает прилагательное
A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета
4. Чем, как правило, является в предложении
прилагательное.
А) Подлежащим
Б) Определением
В) Сказуемым
8. Молодцы отлично поработали!
Домашнее задание: Как ты представляешь имя
прилагательное? Опиши его. Нарисуй его портрет.
Почему у него такое странное название? И почему
оно “прилагается?”. Кто его вечный спутник?
Открытый урок по русскому языку, 5 класс.
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи:
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Форма урока: урок – открытие; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского яз.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Дети, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно
«Сказка про краски».
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило? Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все на свете будет удивительным и разным.
Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.
Постановка целей и задач урока.
Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?
Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.
Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да)
Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.
3. Запись темы «Имя прилагательное»
Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?
Ученики: чередование гласных в корне слова.
Как вы понимаете смысл названия части речи?
Ученики: Приложенное, добавленное к чему-то.
Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».
Изучение новой темы.
Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути схема-таблица. Открывать ее мы будем постепенно.
1.
–
2.
–
3.
–
4.
–
Вы знаете, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5 место.
Когда же чаще всего мы используем прилагательные?
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.
Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту:
С.Есенин
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
– Назовите орфограммы, пропущенные в словах (безударные гласные в корнях слов). Подберите проверочные слова.
– Найдите грамматическую основу предложения. Дайте его характеристику.
Какую картину природы вы себе представили?
Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?
Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые).
– Как вы понимаете выражения?
4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные (обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы).
Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим.
(Работа в группах.)
Задание:
Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?
1 группа. 2 группа.
Ночью темень, ночью тишь. Белкин след ведет к дуплу,
Рыбка, рыбка, где ты спишь? Мышкин – к дырочке в полу.
Лисий след ведет к норе, Жаль, что в речке, на воде,
След собачий- к конуре. Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь,
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
(И. Токмакова.)
Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:
1, 2 группы – роса жемчужная
3, 4 группы – озеро серебряное.
– Изменилось ли прилагательное?
(Да, точно так же, как существительное.)
Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает онам определить падеж?
(Существительное.)
Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?
(род, число)
– Определите род и число существительных.
– Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?
(Нет, они согласуются.)
– Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?
(Нет.)
Сделаем вывод:
Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.
Открываем таблицу.
Физкультминутка.
Массаж рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
Встаем. Игра «Найди лишнего».
Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
– Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
3. Дети повторяют за учителем:
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
Внимательно посмотрите она предложения. Найдите прилагательные.
Определите. Каким членом предложения они могут являться?
Вывод:
Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого.
Назовите такие прилагательные. На какой вопрос они отвечают?
Это краткие прилагательные.
Открываем последнюю часть таблицы.
Итак, мы открыли с вами таблицу. Посмотрите на нее внимательно, еще раз осмыслите то, о чем мы говорили на уроке и сделайте общий вывод – что же называется прилагательным?
А теперь откроем учебник и сравним правило в нем (стр. 217) с нашим выводом. Все ли признаки прилагательного мы назвали?
(В учебнике не говорится о кратких прилагательных.)
А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
1) По данным словам – признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):
,) Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)
,) Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)
2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.
1 группа – трава 2 группа – горы
3 группа – снег 4 группа – море
3) Отгадайте загадки. (Задание выполняется по группам.)
1 группа 2 группа
Хитрая плутовка, На овчарку не похож.
Рыжая головка, Что ни зуб – то острый нож!
Пушистый хвост – краса. Он бежит, оскалив пасть,
Кто же это? На овцу готов напасть.
(лиса) (волк)
Красный, сладкий, сахарный, Спелое, круглое, сочное.
Кафтан зеленый, бархатный. (яблоко)
(арбуз)
3 группа 4 группа
Не барашек и не кот, Тройка-тройка прилетела.
Носит шубу круглый год. Скакуны в той тройке белы.
Шуба серая – для лета, А в санях сидит царица,
Шуба для зимы – другого цвета. Белокоса, белолица.
(заяц) Как махнула рукавом –
Бурый, мохнатый, косолапый? Все покрыла серебром.
(медведь) (зима)
Вывод:
Так для чего нужны имена прилагательные?
(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
Поэтому прилагательные о себе говорят так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
Выводы:
Что вам больше всего запомнилось не уроке?
– Запишите 4 любые прилагательных.
– Добавим их в текст.
Сегодня день рождения Тани!
Мама с дочкой испекли … пирог.
На стол они поставили … цветы.
Скоро придут … гости.
– Почему получилось смешно?
(Прилагательные и существительные не подходят друг другу по смыслу.)
Вот на этой веселой ноте мы и закончим наш урок.
Домашнее задание: с. 217 (выучить правило), упр.574.
Значение
Признак
предмета
Вопросы
Какой? Чей?
Каков?
Морфологиче-ские признаки
Род (в ед. числе), падеж, число
Синтакси-ческая роль
Сказуемое
Имя прилагательное-самостоятельная часть речи. Имена прилагательные обозначают прзнаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какие? Например: Юный, тёплая, доброе, родные. Они изменяются по родам и числам и связаны с именами существительными. Например: Юный лес, тёплая погода, доброе сердце, родные
У меня есть постоянный морфологический признак – разряды по значениям. Т. е. я могу быть качественным – обозначать качество предмета (например: синяя лента), Могу быть относительным – называть признаки, которые выражают отношение одного предмета к другому (прошлогодние письма). А могу быть притяжательным, т. е. показывать, чей это предмет, кому он принадлежит (мамин шарф). Скажу честно, что быть им для меня очень утомительно, так как в этих случаях ко мне «приклеиваются вредные степени сравнения (яркий – ярче – наиболее яркий), полные и короткие формы (зеленый – зелен), появляются синонимы (длинная – бесконечная) и антонимы (соленый – сладкий) и я даже соединяюсь с наречиями (слишком молодой). А постоянные мои морфологические признаки – это род, число и падеж. Есть у меня группы склонения: твердая – когда основа заканчивается на твердый согласный (веселый), мягкая – с основой на мягкий согласный (вчерашний). Ну вот, с правилами покончено. Вот и чудесно! Отмечу без ложной скромности, что без меня и ваш язык, и ваши книги, и ваша печать были бы ни к чему не пригодными. Вообразите, что вы говорите: «Мой пес выбежал на улицу, возвратился, и мне пришлось его купать, чтобы он стал таким, как раньше». А теперь сравните то же самое, но с моим присутствием: «Мой добрый, умный, бодрый пес выбежал на соседнюю улицу, возвратился мокрый и грязный, и мне пришлось его купать, чтобы он стал чистеньким и красивым, как раньше». Правда, так намного лучше? Выходит портрет Чипа. А какие стихи пишут с моей помощью поэты!
Вспомним хотя бы Пушкина:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…. Нравится? Мне тоже. Ни один писатель не может обойтись без меня, особенно когда описывает пейзаж. А которым вы, молодежь, меня видите? «Классная», «прикольный» и так далее. Вообще; вы без меня – это все равно, что я без вас. Так что относитесь ко мне с уважением, и я всегда буду с вами. Счастливо!
Прилагательное- это часть речи. Какова его роль. Нам нужно уметь отличать предметы друг от друга. А как мы сможем это сделать?. А нам помогут прилагательные. У них есть вопросы-какой?, какая?, какие?. И это важно .
Прилагательные изменяются по числам (ед. число и мн. число). Они имеют род – мужской, женский, средний. Еще склонение, оно тоже по родам определяется – м. р, ж. р. и ср. род.
Прилагательное обозначает признак предмета – а это важно. В предложении оно является определением.
Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и …непонятна.
Мы знаем, что имя прилагательное обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют – создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир.
Так, например, рассказывая о русской зиме человеку, живущему в другой стране, мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки».
Русские имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст. В нем прилагательные будут выступать в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся:
Море бывает печальным,
Весёлым и грустным.
Задумчивым, даже смешным,
Синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.
Здесь с помощью прилагательных автор уподобляет море живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием море.
Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На мой взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи.
Цели:
1) Систематизировать известное об имени
прилагательном.
2) Познакомить учащихся с различными
лексико-семантическими группами прилагательных
для обогащения словарного запаса детей, в
частности прилагательными оценочного характера.
Оборудование урока:
Карточки, натюрморты и букеты цветов, кисти
известных художников, декоративные цветы на
столах учащихся.
I. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы
говорим об одной из частей речи русского языка –
имени прилагательном. Давайте вспомним, что мы
знаем об этой части речи.
II. Сейчас мы в месте с вами составим конспект
(работа ребят у доски).
Имя прилагательное – это часть речи, которая
обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё?
чьи? каков? какова? каковы?
В предложении прилагательное может быть
второстепенным членом предложения (Наступила холодная
зима). (Мороз жгуч).
Имя прилагательное в предложении связано с
именем существительным и стоит в том же роде,
числе и падеже, что и существительное. (В ближнюю
рощу)
Имя прилагательное изменяется по числам, родам
и падежам. (Морозный день – м.р. ед. ч.); (морозная
погода – ж. р. ед. ч.); (морозное утро – ср. р. ед. ч.);
(морозные дни – мн. ч.).
III. Диктант. Запишите два четверостишия
стихотворения Тютчева “Весенние воды”.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”
Задания по тексту:
1) Выписать имена прилагательные вместе с
существительными и указать род, число, падеж
прилагательного;
2) Объясните расстановку знаков препинания
во втором четверостишии;
3) В первом предложении назовите слова с
орфограммой в корне;
4) Обозначьте грамматические основы и составьте
схему;
5) Произведите морфологический разбор слова
“молодой”.
(Учащиеся дают полные ответы, морфологический
разбор записывается на доске).
IV. Закрепление знаний об различных
лексико-семантических группах прилагательных.
– Какую роль играют прилагательные в речи?
– Прилагательные делают нашу речь более
точной.
– Без прилагательных мы не сможем описать ни
одного предмета.
– Прилагательные помогают нам больше узнать о
предметах.
– По-моему, это огромная поляна, на которой
можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до
разнообразных веществ: деревянных, каменных,
серебряный. От характера человека (волевого,
сильного, доброго) до явлений окружающей
действительности (солнечного света, темной ночи,
грозового ветра).
V.
1. Задание:
Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.
Цвет: Белый,…
Вкус: сладкий,…
Размер: большой,…
Температура: холодный,…
Качество характера: добрый,…
2. Читаю миниатюру С.Сахарова “Розовое
озеро” без прилагательного “розовое”.
Восстановите это прилагательное.
. . . . . . озеро.
Когда наш самолет пролетал над границей Уганды
и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит
удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.
– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.
– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся
к окну.
И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось,
потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр.
Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в
воде, испуганные самолетом, закружились над
степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым,
скучным. Жалко, ах как жалко.
А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся
птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит
… замечательное озеро.
Если ребята знают, какого цвета фламинго, они
легко определят цвет озера – розовое.
– Каким синонимом можно заменить слово
розовый? – это слово употреблено в последнем
предложении – бледно-красная (пока идет работа
по миниатюре, часть класса работает по
карточкам).
А) Подчеркните прилагательные, отгадайте
загадки:
Бежит свинья
Железная спина
Льняной хвостик.
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.
Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.
Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зеленый,
Бархатный.
Земля беленькая,
А птички на ней
Черненькие.
(Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса,
арбуз, книга.)
Б) Замени прилагательные подходящими
синонимами
Холодный чай
Холодный рот
Холодный человек
Красивый человек
Красивая девочка
Красивая речь
Свежая мысль
Свежая рубашка
Свежий огурец
5. Поработаем с учебником.
– Найдите эпитеты в стихотворении А.С.
Прокофьева “Берёза”.
– Какое средство художественной
выразительности, эпитетов, используются в
стихотворении.
6. Обратите внимание на нарисованные букеты
цветов.
Я прочитаю вам миниатюру, написанную в 1825 г. А.С.
Пушкиным.
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждает в нас.
Там иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
– Какое настроение вызывает оно у вас?
– Какую роль в создании настроения играют
эпитеты? На ваших столах тоже есть цветы
(составьте букеты и икебаны).
– А теперь давайте коллективно оценим
“вернисаж” цветов и икебаны, сделанные вами.
Используйте как можно больше прилагательных!
7. Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой
тест.
1. На какие вопросы отвечает прилагательное?
А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?
2. С какой частью речи “дружит” имя
прилагательное.
А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным
3. Что обозначает прилагательное
A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета
4. Чем, как правило, является в предложении
прилагательное.
А) Подлежащим
Б) Определением
В) Сказуемым
8. Молодцы отлично поработали!
Домашнее задание: Как ты представляешь имя
прилагательное? Опиши его. Нарисуй его портрет.
Почему у него такое странное название? И почему
оно “прилагается?”. Кто его вечный спутник?
Открытый урок по русскому языку, 5 класс.
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи:
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Форма урока: урок – открытие; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского яз.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Дети, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно
«Сказка про краски».
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило? Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все на свете будет удивительным и разным.
Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.
Постановка целей и задач урока.
Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?
Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.
Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да)
Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.
3. Запись темы «Имя прилагательное»
Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?
Ученики: чередование гласных в корне слова.
Как вы понимаете смысл названия части речи?
Ученики: Приложенное, добавленное к чему-то.
Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».
Изучение новой темы.
Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути схема-таблица. Открывать ее мы будем постепенно.
1.
–
2.
–
3.
–
4.
–
Вы знаете, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5 место.
Когда же чаще всего мы используем прилагательные?
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.
Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту:
С.Есенин
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
– Назовите орфограммы, пропущенные в словах (безударные гласные в корнях слов). Подберите проверочные слова.
– Найдите грамматическую основу предложения. Дайте его характеристику.
Какую картину природы вы себе представили?
Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?
Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые).
– Как вы понимаете выражения?
4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные (обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы).
Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим.
(Работа в группах.)
Задание:
Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?
1 группа. 2 группа.
Ночью темень, ночью тишь. Белкин след ведет к дуплу,
Рыбка, рыбка, где ты спишь? Мышкин – к дырочке в полу.
Лисий след ведет к норе, Жаль, что в речке, на воде,
След собачий- к конуре. Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь,
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
(И. Токмакова.)
Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:
1, 2 группы – роса жемчужная
3, 4 группы – озеро серебряное.
– Изменилось ли прилагательное?
(Да, точно так же, как существительное.)
Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает онам определить падеж?
(Существительное.)
Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?
(род, число)
– Определите род и число существительных.
– Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?
(Нет, они согласуются.)
– Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?
(Нет.)
Сделаем вывод:
Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.
Открываем таблицу.
Физкультминутка.
Массаж рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
Встаем. Игра «Найди лишнего».
Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
– Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
3. Дети повторяют за учителем:
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
Внимательно посмотрите она предложения. Найдите прилагательные.
Определите. Каким членом предложения они могут являться?
Вывод:
Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого.
Назовите такие прилагательные. На какой вопрос они отвечают?
Это краткие прилагательные.
Открываем последнюю часть таблицы.
Итак, мы открыли с вами таблицу. Посмотрите на нее внимательно, еще раз осмыслите то, о чем мы говорили на уроке и сделайте общий вывод – что же называется прилагательным?
А теперь откроем учебник и сравним правило в нем (стр. 217) с нашим выводом. Все ли признаки прилагательного мы назвали?
(В учебнике не говорится о кратких прилагательных.)
А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
1) По данным словам – признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):
,) Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)
,) Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)
2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.
1 группа – трава 2 группа – горы
3 группа – снег 4 группа – море
3) Отгадайте загадки. (Задание выполняется по группам.)
1 группа 2 группа
Хитрая плутовка, На овчарку не похож.
Рыжая головка, Что ни зуб – то острый нож!
Пушистый хвост – краса. Он бежит, оскалив пасть,
Кто же это? На овцу готов напасть.
(лиса) (волк)
Красный, сладкий, сахарный, Спелое, круглое, сочное.
Кафтан зеленый, бархатный. (яблоко)
(арбуз)
3 группа 4 группа
Не барашек и не кот, Тройка-тройка прилетела.
Носит шубу круглый год. Скакуны в той тройке белы.
Шуба серая – для лета, А в санях сидит царица,
Шуба для зимы – другого цвета. Белокоса, белолица.
(заяц) Как махнула рукавом –
Бурый, мохнатый, косолапый? Все покрыла серебром.
(медведь) (зима)
Вывод:
Так для чего нужны имена прилагательные?
(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
Поэтому прилагательные о себе говорят так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
Выводы:
Что вам больше всего запомнилось не уроке?
– Запишите 4 любые прилагательных.
– Добавим их в текст.
Сегодня день рождения Тани!
Мама с дочкой испекли … пирог.
На стол они поставили … цветы.
Скоро придут … гости.
– Почему получилось смешно?
(Прилагательные и существительные не подходят друг другу по смыслу.)
Вот на этой веселой ноте мы и закончим наш урок.
Домашнее задание: с. 217 (выучить правило), упр.574.
Значение
Признак
предмета
Вопросы
Какой? Чей?
Каков?
Морфологиче-ские признаки
Род (в ед. числе), падеж, число
Синтакси-ческая роль
Сказуемое