Сочинение на тему исторические события

9 вариантов

  1. Дата02.03.2018Размер90.52 Kb.ТипСочинениеНавигация по данной странице:
    Монголо-татарское нашествие
    Великой Отечественной войны .
    Сочинение «Важнейшие события в истории России: чему учит наша история?»
    «То, что люди не учатся на ошибках истории, –
    самый главный урок истории»
    О. Л. Хаксли
    Россия – великая держава. Страна с богатейшей историей и многовековым наследием. Страна, вышедшая победителем из двух мировых войн и Отечественной войны 1812 года, перенесшая революции и восстания, монгольское нашествие и смуту. Россия – наше прошлое, настоящее и будущее.
    И если будущее мы познать не в силах, то настоящее должны строить с учётом опыта прошлых поколений: их побед и поражений, знаний и ошибок.
    Именно поэтому каждому человеку просто необходимо знать историю своей страны. Российская история-это история каждого из нас в частности, наши жизни, прожить которые мы должны так, чтобы последующие поколения, обращая свои взоры назад, брали с нас пример.
    М. В. Ломоносов говорил: « Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Какое же глубокое и точное высказывание! Как много верных мыслей в нем кроется! Ведь действительно, лишь человек располагающий знаниями прошлых поколений способен жить в настоящем. Моменты, которые переживают наши предшественники, мимолетны и быстротечны, но они способны возвращаться позднее к другим поколениям, и именно они способны их пережить вновь, используя опыт прошлого. Не является ли это прекрасной возможностью не допустить старых ошибок? Избежать потрясений и ужасных трагедий, сделать нашу жизнь лучше?
    Настоящее принадлежит, прежде всего, деятельному человеку, тому, кто нуждается в образцах, учителях. Настоящее принадлежит тому, кто почитает и охраняет прошлое, кто с верностью и любовью обращает свой взор туда, откуда он появился, где он стал тем, кто он есть.
    Может именно благодаря тому, что человек способен использовать прошедшее для жизни и бывшее вновь превращать в историю, человек становится человеком.
    Все мы сами того не понимая обладаем огромной силой – исторической.
    Смотря сквозь призму времени, мы можем здраво и беспристрастно оценивать и анализировать события прошлого. Делать выводы и пользоваться полученными знаниями, применяя их на практике.
    Именно эти размышления послужили поводом к написанию данной работы. Нам показалась очень интересной и необычной сама тема, которую перед нами ставят: «Важнейшие события в истории России: чему учит наша история?»
    Обучаясь в 11 классе, мы находимся перед важным выбором-выбором профессии. Данная работа позволила нам в какой-то мере попробовать себя в роли историков, политологов, архивариусов и обществоведов. Мы искали, выбирали, вычитывали, анализировали, искали причинно-следственные связи, предполагали и утверждали, спорили и наконец-то пришли к следующему ниже результату.
    Из истории нашей страны мы решили выбрать три события, сыгравших большую роль в жизни страны. События, при которых решалась судьба нашего государства, его независимость и последствия этих событий. К ним относится, по нашему мнению, татаро-монгольское нашествие, Смута, Великая Отечественная война 1941-1945гг.
    ХIII век… Монголы безраздельно господствуют к востоку от русских границ. Ожесточенная грызня между князями Руси окончательно подорвала их силы. Этим и воспользовался враг, который решил покорить всю землю вплоть до находящегося на западе «моря франков», или «последнего моря». В результате двух походов в русские земли, враг разорил нашу землю, превратив ее почти на 200 лет в зависимое государство. Монголо-татарское нашествие прервало прогрессивное развитие Русского государство и имело ряд других последствий. Наша страна отстала от стран Европы . После татаро-монгольского нашествия Русь должна была восстанавливать свой быт и нравственные устои, в то время как у стран Европы было время для новаторства в науке и культуре.  Еще одним из негативных последствий татаро-монгольского нашествия был упадок экономики. По большей части, это было вызвано тем, что помимо разрушений, во время битв и захватов монголами было убито множество жителей Руси. Кроме того, земледельцы начали переходить в северные районы государства подальше от влияния монголов. Ослабла связь городского ремесла с рынком, затормозилось развитие товарного производства. Дань “серебром” привела к утечке его в Орду и почти полному прекращению денежного обращения внутри русских земель. Около 40% населенных пунктов было уничтожено и не восстановилось.
    Многие города, например, Переславль-Залесский, Муром, Суздаль, Рязань разрушались вновь и вновь. Эти факторы объясняют обнищание русской экономики. Важным фактором является замедленность культурного развития населения русских земель. После татаро-монгольского нашествия, некоторое время на Руси не возобновлялись сожжённые и, не строились новые церкви. Оставшихся в живых ремесленников монголы обратили в рабов и вывели за территорию русской земли. Исчезли навсегда или возродились лишь через 150-300 лет такие ремесла как скань, чернь, перегородчатая эмаль, полихромная поливная керамика, резьба по камню.
    Прекращение каких-либо контактов (например, торговых) со странами Западной Европы. Вся внешняя политика была строго ориентирована после татаро-монгольского нашествия на Золотую Орду.
    Так как после нападения монголо-татарского ига было убито множество русских воинов, то и военное дело естественно затормозилось на десятилетия. Потребовалось время на восстановление армии. Кроме того, по той же причине, появилась острая проблема в устройстве русским населением быта и хозяйства (обычно такими делами на Руси издревле занимались исключительно мужчины).
    До монгольского завоевания Русь рассматривалась как хоть и отдаленная, но часть Европы. После захвата – как часть варварской огромной империи монголов. Изменились исторические судьбы населявших Древнерусское государство народов. Юго-Западная Русь, обескровленная монголами, была заселена выходцами из Центральной Европы (чехами, венграми, евреями, немцами и др.), а в XIV в. подчинилась Литве. Здесь постепенно сформировались белорусский и украинский народы. Северо-Восточная Русь стала ядром формирования великороссов, постепенно сплачиваясь в противостоянии монголам.
    Среди последствий татаро-монгольского нашествия существуют спорные, в которых русские и западные исследователи пытаются до сих пор разобраться. Дала ли политическая консервация расколотой русской земле толчок к объединению русского народа? Одни учёные утверждают, что именно из-за нашествия, народ сплотился против Орды, другие же говорят, что как раз из-за неё произошёл раскол.
    А могла ли Русь предотвратить и избежать нашествия? Ответ – нет, не могли.
    Во-первых, князья соревновались друг с другом за первенство и лидерство в доблести (что и стало одной из причин, ужесточившей разгром на Калке). Особую роль сыграла феодальная раздробленность.
    В-вторых, монголы проживали в бескрайних степных просторах, о них в Древнерусском государстве сведений не было. О самой угрозе узнали только тогда, когда монголы уже маршировали по нынешнему Краснодарскому краю.
    В-третьих, допустим, русское войско всё же отправляется навстречу врагу. Находится в пути три или четыре года (Транссиба ещё нет), движимые непонятной целью (угроза нашествия – послезнание). Приходит, основательно измотанное и встречает совершенно свежего противника, находящегося на своей земле, в непривычных климатически -географических условиях, местность неизвестна, силы и тактика врага тоже. Ближайшие сильные государства не смогли устоять перед монгольским вторжением, у немногочисленного экспедиционного корпуса шансов не было даже теоретически.
    Из этого события можно извлечь множество значимых уроков. Даже не смотря на распри внутри страны и личностные неприязни ее лидеров, когда существует общая для всех опасность и враг, то нужно отставить противоречия на второй план и заняться внешнеполитическим противником. Чтобы достойно противостоять сопернику, нужно располагать хорошей разведкой и надежной системой оборонительных укреплений. И, наконец, мы считаем, что в Древней Руси можно было бы организовать самую примитивную форму военного обучения населения, чтобы даже женщины могли владеть мечом.
    В конце ХVI века Российское государство выглядело стабильным и процветающим. Однако все благополучие было построено на песке. В недрах русского общества дремали разрушительные центробежные силы. Роковое стечение обстоятельств, помноженные на ошибки правителей выпустили их на свободу. Сплетение случайностей и закономерностей увлекло страну в пропасть, когда решался вопрос о самом существовании государства, имя которой Смута. В эти трудные времена произошло разорение западных и центральных районов страны. Посевные площади здесь сократились почти в 30 раз. Имела место нехватка рабочих рук, так как крестьяне бежали от военного лихолетья на север, за Волгу, часто уходили к казакам на юг. Но и от оставшихся крестьян было мало толку- появились так называемые бобыли – крестьяне, не имеющие скота, орудий труда и денег. Во многих районах численность бобыльского населения составляла более 40 %, в западных районах страны – до70%. Произошло оскуднение дворянства. Многие из них становились не только казаками, но даже холопами у богатых бояр. Это грозило ослаблением социальной базы дворян. В упадок пришли многие промыслы, ремесленное производство, торговля. В запустении была и государственная казна.
    На вопрос: можно ли было избежать этого события? Наш ответ однозначный – да, можно. Здесь все от начала и до конца зависело от субъективного фактора – того, какой личностью был правитель. Если бы государь мог предугадать настроение общества, разрешить внутриполитическую и внешнюю разруху, то с большой долью вероятности можно утверждать, что этого ужасного события в нашей истории можно было бы избежать.
    Какие же уроки мы можем вынести из Смуты? Мы считаем, что важным уроком и примером для подражания является рост национального самосознания и патриотических настроений. Именно эти чувства стали причиной поступка Ивана Сусанина, заведшего поляков в непроходимые топкие болота. В современном обществе, к сожалению, мы наблюдаем спад патриотических настроений и ослабление национального самосознания. И если у нас есть хоть капля здравого смысла, память о прежней Смуте всегда должна напоминать нам истинную цену мира и порядка.
    Вопрос сохранения независимости нашего государства остро стоял и в годы Великой Отечественной войны . Мы отстояли право быть свободным и великим государством, но при этом заплатили высокую цену. Было уничтожено большое количество городов, деревень, сел, заводов, фабрик, шахт, музеев, библиотек, памятников культуры и посевных площадей. Материальный ущерб равен почти 30% ее национального богатства. Исключительно тяжелое было положение в деревни, где на одного мужчину от 21 до 23 лет приходилось пять девушек-ровесниц. Семимильными шагами нужно было поднимать экономику страны послевоенный период. Советский Союз потерял в этой войне двадцать шесть с лишним миллионов человек, включая гражданских лиц. Много наших солдат и граждан погибло в концлагерях, почти 7 с половиной миллионов. Это означает, что на советско-германском фронте каждые сутки выбывало из строя 21 тыс. человек, из них около 8тыс. – безвозвратно. Потери Германии и ее союзников составили около11 млн. человек. Неизгладимым шрамом останется эта война в сознании людей на три поколения. Война оставила после себя миллионы раненых, искалеченных, потерявших здоровье людей. В своем развитий мы, по утверждению западных специалистов, были отброшены на 25 лет назад. Над многими военными в послевоенный период проводились репрессии и следствия, большинство из которых было неоправданными.
    На присоединенных территориях образовывались коллаборационистские движения и антисоветские националистические организации, деятельность их «приемников» мы пожинаем и до сих пор. Для этого достаточно вспомнить последние события на Украине. Тяжело происходила репатриация пяти миллионов советских граждан, оказавшихся за пределами СССР и оставшихся в живых. Далеким и гулким эхом в истории России останется судьба депортированных народов. И, по нашему мнению, самый несправедливый итог это то, что в современном мире большинство западных стран и США пытаются умалить заслуги советского народа в борьбе с фашистской Германией, придумать свою «версию Второй мировой войны». Этой кровопролитной, несправедливой войны можно было избежать. Если бы Франция и Великобритания не стали бы перенаправлять вермахтскую машину от своих стран на Восток, а еще в начале 30-ых годов ХХ века организовали с СССР систему коллективной безопасности, то, по крайней мере, эта война не принесла бы столько бед, сколько случилось; враг был бы остановлен гораздо раньше. Главное – умение договариваться, искать компромисс.
    В отличие от остальных приведенных примеров, уроком в ней является само событие, а не то, что можно было бы предотвратить. Для нас примером для подражания должно явиться мужество и героизм советского народа. В качестве такого примера можно привести нашего земляка Семена Байкова, который ценной собственной жизни подорвал мост под Псковом. К сожалению, именно этих качеств сейчас не хватает нашему поколению, поколению, которое беззаботно проводит свое время, не беспокоясь о завтрашнем дне. Мы считаем, что наше поколение в какой-то мере «потерянно» так как те высокие моральные устои, с которыми фактически родились наши прадеды и деды ушли вмести с ними в историю. Разумеется, всё еще можно исправить, но делать это нужно уже сейчас.
    К сожалению, в истории нет сослагательного наклонения и нам, спустя огромные временные отрезки гораздо легче размышлять над тем, что происходило когда-то и современниками чего мы не являемся. Фридрих Ницше как-то сказал: «лишь поскольку история служит жизни, поскольку мы сами согласны ей служить» И действительно, пока молодое поколение ищет для себя ответы в прошлом, анализирует его бесценный опыт и пытается понять ошибки, пока человечество усваивает уроки, которые нам любезно дарует история, лишь тогда оно живо.
    В ходе работы мы выделяли множество уроков, которым учит нас история, но в конце мы хотим дать однозначный ответ на вопрос «Чему учит нас история?» . История учит нас – ж и т ь.
    Поделитесь с Вашими друзьями:

  2. Жизнь человека тесно взаимосвязана с историей. Человек творец истории, её участник и продолжатель. Каждое яркое историческое событие (война, революция, реформа) — дело рук человечества. В то же время, история врывается в жизнь отдельного человека внезапно, как вихрь, все разрушающий и ломающий на своем пути. Однако сам человек зачастую не знает об этом, не понимает того, что путь его уже предрешен, судьба определена.
    Творцы истории — это не только великие люди, полководцы и государственные деятели. Каждый человек проживает свою отдельную жизнь, участвует тем самым в историческом процессе, находясь в зависимости от веяний эпохи, в которую ему довелось жить.
    По-моему мнению, те, кто производит революции, — люди, как правило, ограниченные, целеустремленные фанатики. Они рвутся к власти, не думая о других. Но последствия этих революций длятся годы, иногда десятилетия, накладывая свой отпечаток на многие поколения людей и на каждого человека в отдельности.
    В войне или революции участвует народ как целостность. Народ проливает кровь за свою страну, за будущее своих детей, за лучшую жизнь. Народ — это огромная сила, это мощное оружие в руках талантливого полководца или правителя. Но ведь есть ещё и отдельно взятая личность с частной судьбой, со своим характером, с уникальным духовным миром. Какова роль народа и отдельного человека в вихре исторических событий?
    Как в исторической науке, так и в художественной литературе важна тема национальной русской истории, причем острый интерес вызывает вопрос о роли в истории народных масс и отдельной личности. Заслуга Л. Н. Толстого как автора романа-эпопеи «Война и мир» состоит в том, что он первый глубоко раскрыл и ярко осветил великую роль народных масс в исторических событиях начала XIX века, в жизни русского государства и общества, в духовном бытии русской нации. Понимание народа как решающей силы в битве с внешними врагами дало Толстому право сделать народ подлинным героем своей эпопеи. Он был убежден в том, что «причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска». Роль же отдельного человека, по мнению писателя, ничтожна.
    В военное время жизнь души не прекращается. Она меняет своё направление для каждого человека. Война — это своего рода экзамен человеческой души. Именно тогда проверяется, насколько сильны её моральные принципы, могут ли они поменяться в зависимости от обстоятельств, что является истинной ценностью для каждого: своё «я», счастье родных людей, политическая идея, за которую идёт борьба. Война не только не «отменяет», она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.
    Ясность целей и задач на войне не может служить оправданием какой-либо моральной неразборчивости. Она не освобождает человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки, осмысливать происходящее. Жизнь на войне — это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами в их сложности и противоречивости.
    Военные ситуации, исполненные особого драматизма, с их «предельной» заострённостью нравственного выбора, где человек обнаруживает себя «до дна» в добре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении, позволяют писателям открывать в своём герое главное, выявлять идейно-нравственные основы его личности.
    В экстремальных условиях человеку бывает нелегко сделать свой нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит твоя жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный, мирок любой ценой или пойти на сделку с самим собой, на сделку с порядочностью и благородством, и сделать выбор в пользу благополучия, но в ущерб моральным принципам?
    Революция 1917 года и гражданская война — исторические события, которые наверняка оставили глубокую рану в сердце каждого их современника. Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Конечно, это трудное время нашло отражение в русской литературе.
    Такие «шатания и мучительные поиски» изображены в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия». Какие бы события ни происходили, Дом, Очаг, абажур на лампе как символ этого Очага священны. Так же, как звезды становятся символом вечности, олицетворением жизни в начале романа стал домашний Очаг семьи Турбиных. Таким образом Булгаков продолжает и развивает мысль Л. Н. Толстого о приоритете частной жизни человека над жизнью исторической. Вечны семья, город, страна, способные сохранить непреходящие ценности.
    Автор сборника рассказов «Конармия» Бабель в каждой из новелл размышляет о целесообразности многочисленных жертв войны. Автора, как и его главного героя Лютова, возмущают дикие расправы над людьми. Ведь жестокость порождает жестокость. «Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Революцию делают злые люди», — так рассуждает старик Гедали из одноимённого рассказа.
    Таким образом, любое историческое событие оставляет след в судьбе каждого человека. История может закрутить человека в своём неугомонном вихре, заставить принять новые ценности и унести далеко от того, что было дорого сердцу. Но важнее, насколько в этом вихре человек останется Человеком!

  3. Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов . Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно. Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической форме — историческая повесть “Капитанская дочка”. Важно, что великого классика интересовали не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей того времени. Пушкин прослеживал, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация влияют на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.
    Рассмотрим повесть “Капитанская дочка” в качестве исторического произведения . Тематикой повести является изображение исторических событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя ведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются проблемы чести, долга и совести. “Капитанская дочка” построена в виде записок очевидцев событий и обычного изображения исторических событий, личностей. Для главного героя Гринева на первом плане находятся личные проблемы. Для этого героя исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют особой ценности, он не понимает значения происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее значительна и важна, чем взятие Оренбурга. Дистанции между историческими лицами и обычными людьми в произведении почти не существует, но этого нельзя сказать про Екатерину II. Автор изображает императрицу возвысившейся над всеми. В этом — дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Гринев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II — великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати, слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян) . Построение повести традиционно для исторического произведения . Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические события играют роль фона развития сюжета. В произведении много зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается колорит конкретного времени. Конечно, “Капитанская дочка” не является единственным произведением Пушкина на историческую тему. И “Полтаву”, и “Медный всадник”, и множество менее крупных по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.

  4. Содержание статьи:
    Требования к сочинению по истории
    План сочинения по истории
    Разбор сочинения по истории
    Пример реального сочинения по истории
    Критерии оценивания сочинения по истории
    Что делать, чтобы написать сочинение хорошо
    Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения.

    Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

    Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.
    В демо-версии 2019 г. на сайте разработчиков ЕГЭ http://www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):
    Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
    Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
    Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
    Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
    В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

    План сочинения по истории

    Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:
    Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
    Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
    Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
    Оценка значимости данного периода для истории страны.
    Важно!
    – Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.
    – Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное – это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.

    Разбор сочинения по истории

    Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.
    Период истории России: 1928 – 1940 гг.
    Первый пункт нашего плана гласит: “Краткая характеристика периода”. Выполняем:
    В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.
    Второй пункт нашего плана: “Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.
    В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация – это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.
    Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.
    Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни – 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало “холодильной технике” (не “холодильники в каждый дом”, это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.
    Третий пункт плана: “Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.
    Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.
    Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
    Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.
    Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с “чистки” самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.
    Четвертый пункт плана: “Оценка значимости данного периода для истории страны”.
    Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

    Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл (11 баллов)

    1881-1894
    Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации “Народная воля”. Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.
    Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.
    При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг – отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.
    Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).
    Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.
    (автор сочинения – Ирина Айтуганова)

    Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

    Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение – 11.
    К1. Указание событий, явлений
    2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).
    К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
    2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.
    К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
    2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.
    К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
    1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.
    К5. Использование исторической терминологии
    1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.
    К6. Наличие фактических ошибок
    2 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
    ! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !
    К7. Форма изложения
    1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).
    ! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !
    Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.

    Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.

    Что поможет написать сочинение хорошо:

    Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
    Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
    Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).

  5. Эссе
    на тему: «События и люди прославившие Русскую землю»
    Россия – это великая страна. Многие сотни лет она сражалась за свою независимость, за то, что бы доказать свой высокий статус на мировой арене. Россия развивалась, делала постепенные шаги в области образования, науки, техники, медицины и других составляющих жизни общества.
    Это огромная страна со своей уникальной русской историей и культурой. На протяжении веков было много исторических персонажей, у которых есть чему поучиться. И каждый русский человек просто обязан знать свою историю, так как это говорит о его культуре и патриотизме.  Благодаря многим событиям и великим деятелям, Россия укрепляла своё положение среди других стран, поскольку многие хотели завладеть землями русскими, начиная с давних времен. Среди них мы можем отметить многое, начнем с того, что 8 сентября 1380 года состоялась битва на поле Куликовом, иногда именуемая «Мамаевым побоищем».  До сего события Русь уже почти полтора века была обременена тяжелым игом Золотой Орды. Нашим предкам приходилось платить большую дань татаро – монголам, а князьям совершать унизительные поездки в Орду для получения ярлыков на княжение.
    Ширилась Земля Русская, крепла Москва. Князю Дмитрию Ивановичу, правившему в то время, удалось собрать вокруг Московского княжества Землю Русскую. Дмитрий Иванович перестал платить дань татарам, и продолжал политику, направленную на централизацию власти на Руси, и усиления влияния Москвы.
    Такая позиция совершенно не устраивала Золотую Орду. В связи с такими событиями глава Золотой Орды, Мамай стал собирать войска для карательного похода на Русь.
    Монголы хотели заставить Русь продолжать платить дань, и обратить русских в ислам. Победа на Куликовом поле положила конец таким планам.  Русь, еще находилась под влиянием Орды, но оно значительно ослабло. Русские поняли, что их сила в единстве. И наконец, в народе появилась вера в скором освобождении Руси  от татаро-монгольского ига.
    В русской истории много достойных личностей, которыми мы можем гордиться, которых мы должны чтить и помнить. Но есть в нашей истории и такие, к которым, мы должны относиться с особым трепетом.  Александр Невский, безусловно, относиться к таким личностям.  Александр Невский сыграл огромную роль в русской истории. Обезопасив Северо – Западную Русь от интервенции Тевтонского Ордена и Шведов, Александр совершил Великое Дело. Если бы не эти победы, то могло бы и не быть сегодня такой страны как Россия. Александр Невский вошел в нашу историю, как князь воин, одержавший множество важных побед, как умелый политик, красиво заигрывая с ордой, думая, прежде всего о русских интересах.
    Также хотелось бы выделить князя Ярослава Мудрого. Киевская Русь при его правлении достигла наивысшего расцвета. В годы правления Ярослава Мудрого Киевская Русь стала одним из сильнейших государств Европы, быстро догоняющим и обходящим передовые государства, во всех отношениях. Внешняя политика Ярослава Мудрого была продуктивной. Русские князья заключают династические браки с крупнейшими европейскими королевскими дворами. Во внешней политике Ярослав Мудрый не только развивал торговые и культурные связи, но и весьма успешно воевал. Ярослав Мудрый успешно отражал набеги печенегов. Именно Ярослав Мудрый разбил печенегов, и те в свою очередь перестали представлять грозную силу, и беспокоить Русь своими набегами.
    Следующим мы выделим Ивана IV Грозного. В январе 1547 года в Успенском соборе Кремля он был торжественно венчан на царство. На царство Иван IV  был венчан как «царь и великий князь всея Руси». Принятие такого титула, поднимало авторитет монарха в разы. Иван IV формирует новое правительство, которое получило название Избранной Рады.  Именно при непосредственном участии  Избранной Рады Иван Грозный проводит большую часть своих внутри политических реформ, которые вошли в историю как реформы 50-ых годов 16 века. Начало нового пути во внутренней политике означал созыв Земского собора. Земский собор  был совещательным органом, в состав которого входили представители купцов, дворянства, духовенства и посадских людей. На Земском соборе обсуждали вопросы внешней политики, финансов, слушали жалобы. Собор принял решение о создании нового судебника, и сформулировал программу реформ. Реформы, происходившие при Иване Грозном, носили весьма прогрессивный характер.
    Первым делом при Иване IV была разработана реформа центральных органов государственного управления. Она подразумевала под собой  создание  новых органов государственного управления – приказов. За время правления Ивана IV была проведена и судебная реформа. Реформа законодательных норм  привела к появлению судебника Ивана IV.
    Местное самоуправление не менее других субъектов государственной жизни нуждалось в реформах. Понимал это и Иван IV. Была отменена система кормлений. Служивые люди стали получать вознаграждение в виде помочи, которую выделяли из централизованного фонда. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на  губных старост. Губные старосты избирались из местных дворян. В черносошных городах – на земских старост, избирались  чернотягловыми  крестьянами и горожанами.   Губным и Земским старостам помогали дьячки.  Реформа системы местного самоуправления Ивана Грозного, обеспечила приток дополнительных средств в государственную казну, укрепила положение дворянства в административной власти.
    Россия находилась в состояние постоянных войн с Польшей и Литвой, иногда страну беспокоили и внутренние проблемы, народные восстания и прочие неприятности. Страна нуждалась в сильном войске. Иван Грозный решает провести военную реформу. Из пищальников в Москве, создается знаменитое стрелецкое войско. У стрельцов на вооружении было холодное оружие мечи и бердыши. Стрельцы обеспечивали и личную охрану царя, для этого был сформирован специальный отряд численностью в 3 тысячи человек. К концу века, численность стрелецкого войска достигла 25 тысяч. Войска делились на московские и городовые приказы. В военное время стрельцы занимались своей прямой обязанностью, защищали границы нашей Родины. В мирное время – занимались военной подготовкой, несли караульную службу. В свободное время могли заниматься торговлей и ремеслом. Стрелецкое войско стало мощной боевой единицей, поддерживающей власть московского государства. Проведенная Иваном IV  военная реформа, сильно укрепила вооруженные силы страны.
    За время своего правления Иван IV провел и церковную реформу. На Стоглавом Соборе, состоявшемся в 1551 году, были приняты важные решения, отразившие политические изменения в Русском Государстве. На Стоглавом Соборе были одобрены реформы, проводимые Избранной Радой. Была проведена унификация святых, религиозных обрядов и канонов. Так же были приняты меры по ограничению монастырского землевладения, над которыми был установлен строгий царский контроль.
    Реформы Ивана IV имели большое значение для русского общества. При них усилилась централизация государственной власти, четкой и более действенной стала система центрального и местного управления. Также можно сказать, что выросла  обороноспособность страны, и произошло закрепощение русского крестьянства.
    Свою внешнюю политику Иван IV проводил в трех основных направлениях. На западе боролся за выход к Балтийскому морю. На Востоке боролся с Казанским и Астраханским ханствами. На юге  – защищал русские земли от набегов крымских татар. Взятие Казани – очень важное событие в русской истории. До сего момента казанские ханы продолжали осуществлять грабительские набеги на русские земли. На территории Казанского ханства в рабстве томились тысячи русских людей, которых надо было освободить. В середине 16 века Россия прочно укрепилась в Поволжье. Активно велась борьба и с Сибирским ханством.  Часть Сибирского ханства была завоевана уже при Иване Грозном. Русские купцы и промышленники активно осваивали сибирские земли.
    На западном направлении внешней политики Иван IV все обстояло менее радужно  чем на Южном.  Россия ввязалась в многолетнюю Ливонскую войну, которая не принесла значимого успеха. Главная задача – выход к Балтийскому морю, так и не была решена.
    Иван IV был властным и жестоким царем. Неспроста в историю он вошел под прозвищем Грозный. На характере царя сказались годы боярского правления, годы опекунства его матери. Он рос в среде интриг, жестокости и крови. Это не могло не сказаться на дальнейшей жизни Ивана IV.  В истории Ивана Грозного принято показывать как тирана, породившего опричнину и залившего страну кровью. Но все познается в сравнении. Во время опричнины было казненного порядка 3 тысяч человек. Эта цифра никак не сравнится  с числом репрессированных во время правления Сталина. Ну и кто в нашей истории тиран? История многолика. В правлении и характере каждого исторического персонажа есть как положительные, так и отрицательные стороны. Если бы не годы опричнины, и проигранная Ливонская война, то правление Ивана IV, вообще можно было обрисовать только в положительных красках. Иван Грозный был человеком сугубо верующим. Трагизм его жизни заключается во внутреннем его противоборстве с собой. Он вроде бы с Богов, а вроде и без него. На нем пресеклась династия Рюриковичей. Пресечение царской династии стало причиной смутного времени.
    Говоря далее, нельзя не отметить Петра I. Он оказал самое сильное влияние на историю и развитие России. Он был большим реформатором. Фактически он был первым великим реформатором из династии Романовых. Он воспитывался под наставлением немца Франца Лефорта, российского государственного и военного деятеля (в честь Лефорта названа Немецкая слобода в Москве – Лефортово), соответственно, он свободно говорил на немецком, французском, английском и голландском языках. Петр I быстро понял промышленную отсталость России, и стал привлекать работать в Россию инженеров из Европы.
    Петру I мы обязаны основанием такого красивого города, как Санкт-Петербург, который Петр I заложил ещё во время войны со Швецией (формально в тот момент на территории Швеции). России был возвращен выход к Балтийскому морю. При Петре I была реформирована армия и флот. Была взята турецкая крепость Азов. Таким образом, был обеспечен выход в Черное море.
    Были присоединены к России новые территории за Уралом. Город Екатеринбург (первоначально завод-крепость) был назван в честь жены Петра I – Екатерины I.
    Петр I также провел в жизнь реформы государственного управления, церкви, дворянского сословия, культуры, промышленности и торговли.
    Между прочим именно благодаря Петру I были очищены Поганые болота в Москве, куда испокон веков сбрасывали отходы мясники. Эти болота вошли в состав имения А. Меньшикова, которое пожаловал ему Петр I. И Петр I намекнул, что если он не наведет порядок в своем имении, он его отберет обратно. А. Меньшиков очистил эти болота. Теперь они называются Чистые пруды.
    Каждая эпоха рождает своих героев. Век 20-й в истории нашей страны это множество социальных потрясений – несколько революций и войн. Одна из них была войной гражданской, в которой столкнулось разное мировоззрение различных социальных слоев.
    Среди героев Гражданской войны, которые защищали интересы молодой Советской республики, есть поистине уникальная личность – это Василий Иванович Чапаев.
    По сегодняшним меркам он был молодым человеком, ведь на момент гибели ему было всего 32 года.
    Осенью 1917 года он выбрал сторону большевиков и проявил себя отличным организатором. В Саратовской губернии он создает 14 отрядов Красной гвардии, которые участвуют в боях против генерала Каледина. В мае 1918 года из этих отрядов формируют Пугачевскую бригаду, командовать которой назначают Чапаева. Эта бригада под управлением полководца-самоучки отбивает у чехословаков город Николаевск. Популярность и слава молодого красного командира росла буквально на глазах, а при этом Чапаев едва умел читать и совершенно не умел, или не хотел, подчиняться приказам. Действия 2-й Николаевской дивизии, которую возглавил Чапаев, наводили страх на врагов, но частенько отдавали партизанщиной. Поэтому командование решило отправить его на учебу в открывшуюся Академию Генштаба Красной армии. Но долго усидеть за учебным столом молодой командир не смог и вернулся на фронт.
    Летом 1919 года под его командованием 25-я стрелковая дивизия проводит успешные операции против белогвардейцев Колчака. В начале июня чапаевская дивизия освобождает Уфу, а через месяц город Уральск. Профессиональные военные, возглавлявшие белогвардейские войска, отдавали должное полководческим талантам молодого красногвардейского командира. Настоящего военного самородка в нем видели не только соратники, но и противники.
    Раскрыть по-настоящему талант полководца Чапаеву помешала ранняя гибель, к которой привела трагедия, вызванная военной ошибкой, единственной в военной карьере Василия Ивановича Чапаева.
    Дивизия Чапаева наступала и оторвалась от основных сил. Остановившись на ночной отдых, штаб дивизии расположился отдельно от частей дивизии. Белогвардейцы под командованием генерала Бородина численностью до 2000 штыков напали на штаб Чапаевский дивизии. Раненый в голову и живот командир дивизии, смог организовать отступавших в беспорядке красногвардейцев для обороны. Но совершенно несоизмеримые силы заставили отступить. Раненого командира бойцы переправили через реку Урал на плоту, но он умер от ран. Похоронили Чапаева в прибрежном песке, чтобы враги не надругались над его телом. Впоследствии место захоронения отыскать не смогли.
    Благодаря фольклору имя Чапаева не исчезает из народной памяти, хотя прошло почти сто лет со дня смерти Василия Ивановича.
    Очень знаменательным событием, которое произошло не только в истории России, но и соседних стран, было образование СССР. Принято считать, что Союз образовался только благодаря Февральской и Октябрьской революции, в ходе которых было свергнуто царское правительство России. Однако это не совсем верно, ведь и до этих исторических событий государства и территории, вошедшие в дальнейшем в состав СССР, не были изолированы друг от друга и развивались в примерно одинаковом направлении.
    На протяжении столетий государства-члены СССР придерживались схожих традиций, кроме того, исторические корни у них были одинаковые. По крайней мере, общность культуры объединяла Россию, Украину и Белоруссию с одной стороны, и республики Закавказской Советской Социалистической Федерации (Армению, Грузию, Азербайджан) – с другой. Связующим звеном в данном случае выступила многонациональная РСФСР.
    Также близкое расположение будущих союзных республик способствовало объединению, ведь таким образом можно было стать одним государством, просто открыв границы, формально сохранив их. Таким образом, граждане нового государства могли свободно перемещаться на его территории, это облегчало и транспортировку товаров и сырья между республиками.
    При таком географическом расположении практически невозможно было не заключать торговых сделок и не создавать хозяйственных связей, а ведь экономический фундамент – один из базовых элементов для создания сильного государства. Кроме того, в ходе революций и гражданской войны в России экономика оказалось подорванной, а совместными усилиями восстановить ее было проще.
    Сближению и объединению способствовала также схожесть, сложившихся после Февральской и Октябрьской революций политических систем и партийное единство, ведь все национальные коммунистические партии, пришедшие к власти в республиках, входили в состав РКП(б).
    Государства, где победила и пришла к власти коммунистическая партия, оказались перед необходимостью отстаивать свое право на независимость перед враждебно настроенными соседями, что для многих было бы не под силу в одиночку по причине незначительной территории, подорванной экономики и отсутствия сильной центральной власти. Кроме того, в сложившейся ситуации государствам был нужен авторитетный дипломатический представитель на международной арене.
    Объединение государств, таким образом, позволяло им решить самые важные на тот момент задачи и не пойти по пути постоянной насильственной смены власти, что являлось положительным скачком в истории.
    Следующим событием, о котором пойдет речь – это Великая Отечественная Война. Это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года – девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.
    Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие наши сверстники. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев.
    Очень много вытерпел российский народ в эти четыре года. Вспомните героический подвиг Ленинграда – девятьсот дней держались люди в окруженном городе и не отдали его! Люди выдерживали мороз, холод, голод, вражеские бомбардировки, не спали, ночевали на улице.
    Россия в это время отдавала все для дела победы. Люди считали святым – отдать жизнь для победы. Сколько миллионов людей погибло в эту войну. Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага.
    Россию считали страной – освободительницей. Она не только изгнала фашистскую армию из своих пределов, а освободила другие страны, находящиеся под гнетом фашизма.
    Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в наших сердцах.
    В Великую Отечественную Войну люди показали, на что способен российский народ и какая великая и могущественная наша страна. И теперь, в наше время, я ненавижу тех людей, которые насмехаются над событиями минувших дней. Я считаю, что наше поколение никогда не смогло повторить подвиг наших предков.
    Основной вклад, внесенный Советским Союзом в победоносное завершение Второй мировой войны, серьезно изменил расстановку политических сил на мировой арене. Страна-победитель фашизма имела право на свое собственное мнение, к которому должны были прислушиваться те, кто совершенно не хотел считаться с политикой СССР в 20 и 30-е годы. Авторитет Советского Союза возрос значительно во всем мире, но преобладающее влияние страна-победительница оказывала на страны Восточной Европы и Китай. Существенную роль в этом влиянии играло военное присутствие в этих странах и оказываемая материальная помощь.
    Далее целесообразно было бы выделить такое событие в истории страны, как распад СССР.
    В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик. На его территории проживали свыше 270 млн. человек – представители свыше ста наций и народностей. По мнению руководства страны, в СССР был решен  национальный вопрос, и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем, непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народно-хозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.
    Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями и вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Проходили массовые митинги и демонстрации. Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.
    С конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса.
    Далее  М.С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М.С. Горбачева – в связи с состоянием его здоровья – исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинга и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП.
    «Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства, завершение советского периода развития в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б.Н. Ельцину и поддерживающим его демократическим силам.
    С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Предстояло очень много работы.
    Но говоря о событиях, которые произошли в нашей стране, нельзя не оставить без внимания великих русских поэтов, писателей, прославивших нашу великую державу. Среди них, несомненно, Александр Сергеевич Пушкин. В его творчестве присутствуют все литературные формы проза и поэзия, драматические произведения и сказки, стихотворения и поэмы, сонеты и элегии, оды и послания, мадригалы и эпиграммы, даже роман и повесть в стихах. Он много писал и на литературоведческие темы – критические статьи, рецензии, публицистические, исторические исследования. Обобщается его литературное и культурное наследство его дневниками, письмами и автобиографическими заметками.
    Пушкин был новатором в каждом жанре, в котором писал, он ломал устаревшие каноны, внедрял новые формы и новый стиль. Он восстал против классицизма в литературе, хотел вернуть трагедии ее непосредственность, простоту, правдивость, свойственную всем, жизненную и человеческую многогранность в формировании характеров. Верное изображение времени, эпохи, развитие исторических характеров и событий – это все требования реалистического искусства, выражение глубоко продуманного и выстраданного к тому времени историзма Пушкина-гражданина, Пушкина-психолога, его философии истории, которая выработалась в тесной связи с господствующими в ту пору интеллектуальными взглядами, откровениями эпохи. Исторически эти общественно-политические взгляды нашли свое отражение в восстании декабристов, а в творчестве поэта – в трагедии «Борис Годунов».
    Преобразив русский поэтический язык, совершив революцию в драматургической литературе, Пушкин обратился к развитию художественной прозы, он полагал, что русская проза значительно отстает от поэзии. Считал, что язык прозаиков чересчур витиеват и извилист. Настоящим нововведением в этой области стали  «Повести Белкина», в связи, со стилем которых он однажды сказал, что писать повести надо именно так: просто, коротко и ясно.
    Самым плодотворным в творческой жизни великого поэта была так называемая Болдинская осень Пушкина, за которую он написал около 50-и произведений, в том числе окончил роман в стихах «Евгений Онегин», написал «Маленькие трагедии», одни из самых знаменитых его произведений.
    Лаконизм, свойственный произведениям этого периода творчества Пушкина, поразителен даже для него: этот лаконизм, концентрат мыслей, неисчерпаемость идей при предельной простоте и ясности форм повествования. Каждая из «маленьких трагедий» – художественное исследование глубин человеческой сути, нравов, психологии: стяжательства и зависти, прелюбодеяния, отношении к жизни и смерти. Вместе с тем, каждая охватывает определенную историческую эпоху, интересные, разносторонние характеры, порожденные ею, всю полноту и противоречивость поведения героев.
    Произведение Пушкина тесно связано и с народным фольклором, он часто использовал образы и сюжеты народного творчества, в его сказках отображены не только истории, но и жанровые и стилистические особенности фольклора.
    Да бессмертны произведения гения литературы и мысли, бессмертны правдивостью развития характера героев, искусностью отображения времени, в котором они жили, что делают рассказанные великим литератором истории вне времени и пространства.
    Также мы упомянем Михаила Юрьевича Лермонтова. Он прожил короткую, всего в 27 лет, но яркую жизнь. Родившись болезненным мальчиком, стал командиром боевого спецназа из 40 бесстрашных бойцов русской армии. Был чудесным романтиком и язвительным насмешником. Именно остроты и тонкие уколы самолюбия послужили причинами его гибели. Ценитель женской красоты и знаток дуэлей оставил людям удивительные по тонкости чувств стихи, поэмы, прозу и картины. Это был великий поэт России. Его лирика – патриотическая, романтическая и просто красивая. Он начал очень рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. В отличие от поэзии, идеализировавшей прошлое, поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом философско-психологического романтизма. За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень.
    Итак, Россия прошла огромный путь, отстаивая свои земли, помогая соседним странам, внося огромную лепту в жизнь общественную, культурную и политическую. Героев очень много, и именно благодаря им, наша страна достигла того уровня, который есть сейчас, а самое главное – свободы русского народа.
    И что ждет нас там, за какой-то непонятной и в то же время точно и навсегда определенной чертой, где настоящее уже стало прошлым, а прошлое превратилось в далекую историю, которая, мы знаем, когда-то была частью бытия человечества. Эти вопросы вечны, как вечна и сама жизнь. Люди всегда искали ответы на них, пытались заглянуть в свое будущее, предугадать его. И сейчас кажется, что человека в ХХI веке ждет что-то необыкновенное может быть, плохое, возможно, и светлое, полное радости, лишенное печали. Жизнь человека конечна, но нам не дано знать ее конца, более того, мы не можем предсказать его даже на одну минуту. Но все то, что общество сделало за эту минуту, может оказать влияние на всю его последующую жизнь. Я думаю, нам просто необходимо иметь полное представление об истории и культуре прошлого, о людях, которые сделали нашу жизнь и жизнь нашей великолепной страны лучше. На нем покоится нынешний порядок вещей и будущее развитие жизни.
    Только зная и любя свою Родину, мы можем добиться ее процветания, а значит, и благополучия для себя, своих детей и внуков. Не случайно нам больше, чем кому-либо, необходимо знать свои корни. В наших руках будущее  нашей Родины.

  6. Жизнь человека тесно взаимосвязана с историей. Человек творец истории, её участник и продолжатель. Каждое яркое историческое событие (война, революция, реформа) – дело рук человечества. В то же время, история врывается в жизнь отдельного человека внезапно, как вихрь, все разрушающий и ломающий на своем пути. Однако сам человек зачастую не знает об этом, не понимает того, что путь его уже предрешен, судьба определена.
    Творцы истории – это не только великие люди, полководцы и государственные деятели. Каждый человек проживает свою отдельную жизнь, участвует тем самым в историческом процессе, находясь в зависимости от веяний эпохи, в которую ему довелось жить.
    По-моему мнению, те, кто производит революции, – люди, как правило, ограниченные, целеустремленные фанатики. Они рвутся к власти, не думая о других. Но последствия этих революций длятся годы, иногда десятилетия, накладывая свой отпечаток на многие поколения людей и на каждого человека в отдельности.
    В войне или революции участвует народ как целостность. Народ проливает кровь за свою страну, за будущее своих детей, за лучшую жизнь. Народ – это огромная сила, это мощное оружие в руках талантливого полководца или правителя. Но ведь есть ещё и отдельно взятая личность с частной судьбой, со своим характером, с уникальным духовным миром. Какова роль народа и отдельного человека в вихре исторических событий?
    Как в исторической науке, так и в художественной литературе важна тема национальной русской истории, причем острый интерес вызывает вопрос о роли в истории народных масс и отдельной личности. Заслуга Л.Н. Толстого как автора романа-эпопеи «Война и мир» состоит в том, что он первый глубоко раскрыл и ярко осветил великую роль народных масс в исторических событиях начала XIX века, в жизни русского государства и общества, в духовном бытии русской нации. Понимание народа как решающей силы в битве с внешними врагами дало Толстому право сделать народ подлинным героем своей эпопеи. Он был убежден в том, что «причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска». Роль же отдельного человека, по мнению писателя, ничтожна.
    В военное время жизнь души не прекращается. Она меняет своё направление для каждого человека. Война – это своего рода экзамен человеческой души. Именно тогда проверяется, насколько сильны её моральные принципы, могут ли они поменяться в зависимости от обстоятельств, что является истинной ценностью для каждого: своё «я», счастье родных людей, политическая идея, за которую идёт борьба. Война не только не «отменяет», она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.
    Ясность целей и задач на войне не может служить оправданием какой–либо моральной неразборчивости. Она не освобождает человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки, осмысливать происходящее. Жизнь на войне – это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами в их сложности и противоречивости.
    Военные ситуации, исполненные особого драматизма, с их «предельной» заострённостью нравственного выбора, где человек обнаруживает себя «до дна» в добре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении, позволяют писателям открывать в своём герое главное, выявлять идейно-нравственные основы его личности.
    В экстремальных условиях человеку бывает нелегко сделать свой нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит твоя жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный, мирок любой ценой или пойти на сделку с самим собой, на сделку с порядочностью и благородством, и сделать выбор в пользу благополучия, но в ущерб моральным принципам?
    Революция 1917 года и гражданская война – исторические события, которые наверняка оставили глубокую рану в сердце каждого их современника. Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Конечно, это трудное время нашло отражение в русской литературе.
    Такие «шатания и мучительные поиски» изображены в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Какие бы события ни происходили, Дом, Очаг, абажур на лампе как символ этого Очага священны. Так же, как звезды становятся символом вечности, олицетворением жизни в начале романа стал домашний Очаг семьи Турбиных. Таким образом Булгаков продолжает и развивает мысль Л.Н. Толстого о приоритете частной жизни человека над жизнью исторической. Вечны семья, город, страна, способные сохранить непреходящие ценности.
    Автор сборника рассказов «Конармия» Бабель в каждой из новелл размышляет о целесообразности многочисленных жертв войны. Автора, как и его главного героя Лютова, возмущают дикие расправы над людьми. Ведь жестокость порождает жестокость. «Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Революцию делают злые люди», – так рассуждает старик Гедали из одноимённого рассказа.
    Таким образом, любое историческое событие оставляет след в судьбе каждого человека. История может закрутить человека в своём неугомонном вихре, заставить принять новые ценности и унести далеко от того, что было дорого сердцу. Но важнее, насколько в этом вихре человек останется Человеком!
    Беру!

  7. Интерес к истории всегда был одним из признаков русской литературы. Историческая проза зародилась у нас в начале девятнадцатого века, после выхода монументального труда Николая Михайловича Карамзина «История государства Российского». Но ни в художественной прозе самого Карамзина, ни у других писателей сентиментального или романтического направления не ставятся собственно исторические проблемы — что есть история? Какова в ней роль личности? В «Марфе Посаднице» Карамзина слишком явственно стремление к злободневности. Тема борьбы за гражданские свободы для того времени была слишком актуальна, и перенесение событий в четырнадцатый век выглядит только художественным приемом. Романы Лажечникова слишком беллетристичны, а первый настоящий русский исторический роман — это, конечно, «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Он базируется на серьезной исторической основе (Пушкин писал исследование «История Пугачевского бунта»), и в нем поднимаются действительно исторические проблемы: в чем истоки восстания? каковы причины его поражения? Сюжетом служат приключения выдуманных героев, но Пушкина интересует более ход исторического процесса, чем конкретные характеры Гринева и Швабрина.
    Конечно, самый известный исторический роман в русской литературе — это «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, где он развивает собственные взгляды на роль личности в истории. По Толстому, всё в истории предопределено и необходимо, и человек не в состоянии изменить ход процесса. Но та трактовка Наполеона, которая дана в романе, вряд ли является верной: Толстой дает свою трактовку фактов, подгоняя их под теорию. В его романе множество исторических неправильностей, но, поскольку проблемы, которые он рассматривает в романе, явно исторические, то это произведение вполне укладывается в рамки жанра.
    В период Серебряного века писатели часто обращались к истории — причем чаше европейской. Романы Брюсова, Мережковского и других, несмотря на эрудированность и искусное использование антуража, скорее следует считать философскими.
    Собственно исторические романы из всех писателей русской эмиграции писал, пожалуй, только Марк Алданов. Его тетралогия «Мыслитель» по своей исторической концепции противоположна концепции Толстого. Если у Толстого всё в мире разумно и предопределено, то у Алданова во Вселенной царствует случай. Случай приводит к поражению французской революции, случай способствует успеху или провалу многочисленных заговоров. Ключевое понятие для Алданова — «ирония судьбы». Все возможно, и хотя события постоянно повторяются — фарсом, трагедией и снова фарсом, — предсказать их ход нельзя.
    В советский период литература подпала под влияние идеологии. Яркий пример идеолого-исторического и вместе с тем безусловно талантливого романа, — это «Петр Первый» Алексея Толстого. Несмотря на множество анахронизмов, явную тенденциозность подачи материала (противопоставление прогрессивных выходцев из народа и реакционного боярства, путь Андрюшки Голикова от религиозного к светскому искусству), дух эпохи, её аромат передан великолепно.
    Явно идеологичны романы Яна (тот же «Спартак», где дан образ идеального вождя — героя революции). Историческая литература была призвана иллюстрировать официальную концепцию о борьбе классов и последовательной смене социальных формаций.
    Для исторического романа обязательно наличие определенной концепции, иначе он вырождается в пустую беллетризацию. Эти концепции у А.Толстого, М.Алданова, Д.Балашова разные, но одно у них общее — память о своих корнях, любовь к русской истории.

  8. 8
    Текст добавил: МеЧтЫ_СбУдУтСЯ

    История неумолима. Она не щадит никого, не делает скидку на возраст или пол. Все, кто попадает в ее жернова, оказываются искалеченными, перемолотыми, в той или иной степени разрушенными. Китайский мудрец Конфуций сказал такую фразу: «Не дай нам Бог жить в эпоху перемен». Потому что перемены, особенно в нашей стране, всегда сопровождаются трагедиями, миллионами уничтоженных жизней, гибелью лучших представителей нации.
    Поистине страшна была революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война. Люди благородного происхождения — дворяне — лишились всего: имущества, родственников, имени, родины. Они потеряли, а вернее, у них отняли, саму жизнь, все, что составляло ее основу. Что этим людям оставалось делать? Смириться и приспосабливаться в новой жизни? Протестовать и пытаться восстановить прошлое? Уехать и попробовать начать жизнь сначала?
    Русские дворяне выбирали и то, и другое, и третье. Но, думаю, ни один из способов не принес им счастья, не смог вернуть им их Родину, их Россию:
    На меня наставлен сумрак ночи
    Тысячью биноклей на оси.
    Если только можно, Aвва Oтче,
    Чашу эту мимо пронеси.
    Но история неумолима: она никого не щадит и никого не обходит стороной. Коснулась она и простого народа. Ведь новая, советская, власть, вынудила всех разделиться на «красных» и «белых», на врагов и друзей правящего режима. И тогда раскололись семьи, брат пошел на брата, а отец на сына. Что может быть страшнее этого? Люди забыли про свои корни, презрели родную кровь, предали свой род и, в первую очередь, себя. Разве могло получиться что-то хорошее такой ценой? Думаю, что никогда. Море крови, слез, страданий и трагедий — вот результат гражданской войны в начале 20 века в России.
    Об этом — роман М. Шолохова «Тихий Дон». На примере судьбы главного героя — Григория Мелехова — писатель показывает поиски истины человеком в то непростое время, его метания и желание разобраться в том, что происходит, на что обрекла его история.
    Мелехов побывал и «красным», и «белым», и бандитом. Он, переступая через себя, убивал, потерял в огне войны почти всех родственников, любимую женщину. Сестра Мелехова вышла замуж за «классового» врага семьи. Но в итоге Григорий находит истину. Писатель показывает нам, что любая война, вражда — лишь суета, роковая ошибка, за которую приходится платить очень дорого. А истинное предназначение человека — жить исконной жизнью, на родной земле, рядом с родными людьми. И быть счастливым.
    Но, к сожалению, зачастую история не позволяет сделать этого. Она посылает испытание за испытанием, словно проверяя людей на прочность. Не успели затянуться раны гражданской войны, как на смену им пришли еще более страшные — раны второй мировой и Великой Отечественной. В недрах истории вызревало страшное явление — фашизм. Когда он набрал силу, то пошел уничтожающей войной на все страны и народы. И опять потекли реки крови, миллионы жизней было загублено, миллиарды судеб сломлено.
    Это ужасное событие, которое отразилось в жизни каждой семьи, в том числе и моей. Иногда по телевизору показывают документальные фильмы, где рассказывается о жертвах фашистских концлагерей, об ужасах холокоста. Боже мой! Как только земля носила этих нелюдей в человеческом обличье?! И как человеческий ум может «изобрести» такое, придумать такие изощренные способы издевательства и уничтожения «своих братьев»?! Складывается такое ощущение, что в армии Гитлера действовали не люди, а зомби, полностью лишенные души, сердца, всяких эмоций, кроме восхищения своим фюрером.
    Об ужасах немецкого плена рассказ М. Шолохова «Судьба человека», повесть К. Воробьева «Это мы, Господи!», поразившая меня до глубины души. То, что творили фашисты с советскими пленными, невозможно описать никакими словами. Немцы стремились превратить русских в безликие существа, способные только бездумно работать, а после умереть от истощения и страшных болезней, не доставляя фрицам особых хлопот. На первый взгляд, это им удавалось. Многие сотни тысяч русских пленных полегли, так и не дождавшись исполнения своей мечты — наестся досыта вареной картошки.
    Но не надо забывать, что История прошлась своими жерновами и по самим немцам. Какой многие из них испытывали страх, ужас и стыд, видя, что творит «их» Гитлер! И расплату немецкая нация несет до сих пор, чувствуя свою вину перед всем человечеством за те воистину Преступления, которые нацистская армия совершала с ни в чем не повинными людьми.
    Но не только войны вносят глобальные изменения в жизнь людей. Безработица, моральный кризис, отсутствие национальной идеи — все это несет история и все это влияет на людей, вынужденных существовать «в вихре исторических событий».
    Возможно ли укрыться от них, избежать, спрятаться? Не знаю, но думаю, что нет. Даже самый отдаленный необитаемый остров «включен» в мировую жизнь, особенно сегодня, когда технический прогресс достиг невероятный высот. А, кроме того, нужно ли это делать? Если ты считаешь себя настоящим человеком, гражданином своей страны, достойно ли будет прятаться? Не честнее ли будет погрузиться в этот «исторический вихрь», если так распорядилась судьба, и выдержать все испытания с честью?
    Каждый делает свой выбор. И никто не вправе его обсуждать, а, тем более, осуждать. Ясно лишь одно — никто не может избежать испытаний Истории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *