Сочинение на тему культура византии 6 класс по истории фото

8 вариантов

  1. Самым значительным архитектурным памятником Византии стал храм Святой Софии (Премудрости Божьей) в Константинополе. Его сооружали в 532-537 гг. по приказу императора Юстиниана. Строительными работами руководили два выдающихся архитектора Исидор из Милета и Анфимий из Трал. Храм венчает огромный купол диаметром свыше 30 м. Сорок окон, прорезанных в основе купола и в стенах, наполняют храм Святой Софии светом. Внутри он поражает необычным великолепием и богатством. Храм украшен лучшими сортами мрамора, серебром, золотом, слоновой костью, драгоценными камнями. Современникам, поражённым красотой храма Святой Софии, казалось, будто это «дивное творение построено… не на камнях, а спущено на золотых цепях с высоты небес».
    Большое признание снискала византийская живопись, прежде всего фрески, мозаики и иконы. Фрески (росписи на стенах) и мозаики (изображения, сложенные из разноцветных камней или стёкол) преимущественно украшали церковные храмы. Иконы живописное изображение на деревянных досках ликов Христа, Девы Марии и других святых можно было увидеть не только в церквях и монастырях, но и в жилищах византийцев.
    Жития, житийная литература — рассказы о духовных и светских лицах, канонизованных христианской церковью.

  2. Введение
    Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Многообразие словоупотребления перекликается с множеством научных определений и свидетельствует о многообразии феномена культуры. Культура – это совокупность осмысленной творческой деятельности людей; сложная многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности. Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, и составляет то, что качественно отличает его от всех живых существ и природы. В течение тысячелетий культура существовала как нечто неосознаваемое и неотделимое от человека и общества. Человечество едино по своим корням, однако в процессе развития оно «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Каждая из них, выражается в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), разворачивает свою историю, формирует свое мировидение. В схеме периодизации культурно-исторического процесса культура Западноевропейского Средневековья обозначает эпоху между древностью и новым временем. В свою очередь, эта эпоха имела разные периоды. В целом для средневекового искусства характерны искренне почитание Божественного, типизация, абсолютная противоположность добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства религиозным идеалам, воплощение идеи иерархии. В произведениях искусства, прежде всего в зодчестве, скульптуре, отразилось изменение основ культуры человечества. Первоначальный хаос в материальной и духовной культурах сменился стройностью в мыслях и представлениях об окружающем мире, основанной на жизни и специфике труда. Иерархия в общественной жизни переноситься на представления о мире вообще, изменились взгляды на пространство и время. Средневековая культура обладала несомненной целостностью, обеспечиваемой феодализмом и богословием. Культура Византии отделена от сегодняшних дней столетиями, и все же привлекает и завораживает нас своей архитектурой, искусством, религией и философией.
    1. Особенности исторического развития Византии
    В течение одиннадцати веков своей истории Византийская империя – могущественное средневековое государство – прошла основные стадии развития от крушения рабовладения к рождению, расцвету и упадку феодального строя. История Византии как самостоятельного государства (8 ноября 324г. — 29 мая 1453)г. началась с раздела Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал Константинополь, основанный императором Константином (ок. 285-337). После нашествия варварских племен в 476 г. Западная империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей. Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то поэтому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей, или Византией.
    В истории Византии прослеживаются особенности, связанные с географическим, политическими, экономическими, этническими, религиозными факторами. Смешение греко-римских традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада.
    Территория Византии и особенности экономики. В начале своего существования Византия обладала огромной территорией. Она включала Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Географическое положение предопределило связь византийской цивилизации с двумя различными мирами – Востоком и Западом. Здесь пролегали важнейшие торговые пути – сухопутный и морской «шелковый путь в Китай» и «путь благовоний» — через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и индийскому океану. В наследство от Рима Византия получила немало процветающих областей с разнообразной экономикой и развитыми народами. Провинции Византии на Балканах – Фракия, а так же Египет были главными житницами империи. В Малой Азии процветало производство кожи, шерстяных тканей, металлических изделий, было высоко развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Византия была обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства, полезными ископаемыми, В Византии развивались ремесла, которых не знали в Западной Европе: производство ювелирных изделий, стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей. Свободных крестьян было больше чем рабов, что обуславливало меньшее истощение земли, большие урожаи.
    Роль городов и населения. В IV-V в.в. крупнейшими городами были Александрия, Антиохия, Эдес, Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Коринф. Города носили античный облик, имели четкую планировку улиц с портиками и площадями, украшенными статуями. Исключительную роль играл Константинополь, удачно расположенный в проливе Босфор. В VI веке он превратился в торгово-ремесленный центр. В его порт прибывали десятки купеческих судов из разных стран. Купечество богатело на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Росло значение Константинополя как культурного и религиозного центра. В столице росло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов. К началу V в. здесь проживало 150 тыс. человек, а первой половине VI в. — 375 тыс. Константинополь олицетворял мощь и красоту Византийской империи.
    Население Византии, достигавшее 30-35 млн. человек, состояло из различных этнических групп: сирийцев, евреев, армян, грузин, коптов. Многие народы прочно сохраняли свою самобытность, язык, культуру, нравы и обычаи. Постепенно в Византии складывается этническое греческое ядро – греки, бывшие самой многочисленной народностью. Государственным языком до VII в. был латинский язык, а в VII веке греческий.
    Этапы развития государства. За тысячелетнюю историю Византия прошла в социально-экономическом отношении от рабовладельческого строя к феодальному, который утвердился в XI-XI вв. В IV-VI вв. рабство ещё было распространено в Византии, хотя рабам стали давать землю, им разрешалось иметь семью и собственное хозяйство, увеличивалось число рабов, отпущенных на волю. Под влиянием расселения славян основной ячейкой хозяйственной жизни Византии стала сельская община. Труд рабов заменялся трудом зависимых крестьян. X-XII вв. стали периодом утверждения феодальных отношений, утверждения крупной феодальной собственности. Государство контролировало количество земли, находящейся в собственности феодала, имело право его конфисковать, регулировать налоги. Византийские феодалы не обладали судебной функцией. Само Византийское государство было собственником огромных земельных владений, обслуживаемых «государственными крестьянами». Когда Византия распалась на части мощь государства была подорвана, в это время возросла роль феодальной аристократии, функции государственной власти на местах перешли к феодалам.
    Византия и соседи. Конец Византийской империи. Византия подвергалась нападениям готов, славянских племен (V-VI вв.), Болгарского царства, испытывала территориальные претензии со стороны Ирана, с которым шла длительная война за торговые пути. В истории Византии VII в. был трагическим – арабские племена, создавшие свою государственность и объединенные новой религией – мусульманством, захватили Сирию, Палестину, Северную Африку. Территория империи сократилась втрое. В IX в. Византии удалось восстановиться как сильной централизованной империи, которой она оставалась до XIII в., когда начался её закат. В 1204г. Константинополь был захвачен крестоносцами, империя вновь распалась на части. Несмотря на восстановление единства Византия в XIV-XV вв. все больше дробилась на уделы. Империя слабела. Армия сокращалась. В 1453 году турки разгромили Константинополь, захватив при этом всю империю. Византийская империя прекратила свое существование.
    2. Государственное устройство Византии
    Культ императорской власти. Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел практически неограниченную власть, мог казнить подданных, не взирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Обладал законодательной властью, судебной и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью станы осуществляли сановники император. Его земельные владения были огромны. Однако император не обожествлялся в полном смысле этого слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен ритуал дворцовой жизни, Император всегда находился на возвышении; трое его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа – в качестве его символа на сиденье возлагали крест.
    Судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый их них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Царская власть длительное время передавалась по наследству. Формально император выбирался армией и народом, неугодных императоров смещали. В Х в. изменился обряд вступления на престол – раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны – храме святой Софии. С этого периода император нарекался царем и самодержцем.
    Идея империи всячески обосновывалась политическими теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом государственной религии.
    Влияние церкви. Второй крупной силой в Византии была церковь. Императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия обладала всей полнотой власти, оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество. Христианство было признано в IV в. государственной религией, но не смотря на это стана оставалась полуязыческой. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревнях до XII в. существовал культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331-363), философ, храбрый полководец. Он получил христианское воспитание, но став императором, выразил приверженность к язычеству. Христианская церковь прозвала его Отступником. Утверждение христианства встречало сопротивление, христиане уничтожали языческие памятники, храмы. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен центр языческого культа Серапиум, сожжена библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла женщина-философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение олимпийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь христианским, которое всё больше определяло духовную жизнь Византии. Церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. Богословы и еретики понимали священное писание по-разному, поэтому духовная жизнь представляла собой поле битвы, где отстаивалась своя трактовка любой фразы из писания. В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматическими спорами. На вселенских соборах шла речь о правомерности или неправомерности учений. Страстные споры были вокруг главной догмы христианства – о единой и неделимой Троице, включающей в себя Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа святого. Волновал людей вопрос о природе Христа: бог он ли человек? В спорах мнения расходились, менялись. С течением времени возрастали противоречия между католической и православной церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. В XI в. произошел раскол, вследствие которого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отделилась не только Византия, но и ее преемница по религии Россия.
    3. Период Раннего Средневековья
    Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий. Византийское искусство представляло собой единую, сложную систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер, сказывались и в другой.
    Образование. В Византии в начале Средних веков было больше образованных людей, чем в западной Европе. Старые центры античной науки — Афины, Александрия, Бейрут, создавались новые. В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы гомера, трагедии Эсхила и Софокла. Обучались в школах дети богачей. Для императорской библиотеки лучшие знатоки греческого и латинского языков переписывали книги. В Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа. Здесь же было создано высшее медицинское училище. Медицинское обслуживание было продумано: за каждым врачом закреплялся определенный район города, в котором он лечил больных.
    Научные знания. Географы умело чертили карты стран и морей, планы городских кварталов и застроек, что было для Запада еще недостижимым. В IV в. здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии и астрологии. Составленная медицинская энциклопедия включала в себя 70 книг.
    После утверждения христианства в качестве государственной религии лучшие представители науки подвергались гонениям, уничтожались научные центры, закрывались школы, монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные высшие духовные школы.
    Наука становится богословской. В VI в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию», в которой признал систему Птолемея противоречащей Библии. Господствовала алхимия, занятая поисками «божественного элексира». Медики продолжали отстаивать достижения науки и свою практику. Александр Тралльский изучал патологию и терапию внутренних болезней. Павел Эгинский составил энциклопедию по хирургии и акушерству. Византийцы изобрели «греческий огонь» — зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры. Лев математик усовершенствовал световой телеграф. Имелся ряд научных трудов по истории, в которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса. В IX в. восстановлена высшая школа в Константинополе.
    Философия. В период Раннего Средневековья в Византии был распространен неоплатонизм – сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Представители: Прокл (410-485), Иоанн Грамматик. В оформлении мистических учений крупную роль сыграл Максим Исповедник. Эта эпоха стала временем борьбы различных философских взглядов и приспособления их к интересам феодального общества.
    Литература. Античные традиции были сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии.Поэты того времени пересказывают античные мифы. О народном творчестве судят по церковной литературе того времени. лириком этого периода был Роман Сладкопевец. Появились эпические песни о борьбе с врагами, о героизме защитников. Борьба народа против феодальной эксплуатации находила отражение в устном народном творчестве. Представители богословской литературы: Косма Магомский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит. Патриарх Фотий (ок.810-890) создает сборник «Мириобиблон», состоящий из аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. Народное творчество испытало влияние славянской колонизации.
    Изобразительное искусство и архитектура. Наивысший расцвет искусства приходится на время правления Юстиниана (482-565) и отражает в своих образах государственные и религиозные идеи. К числу выдающихся памятников середины V в. относится усыпальница дочери императора Феодосия Галлы. В Константинополе оформился единый архитектурный ансамбль: ипподром, Большой дворец, храм святой Софии (архитекторы Анфимий и Исидор). Памятники архитектуры создавались в монастырях и селениях Сирии, Малой Азии и Египта. Распространенной техникой стенной живописи становится красочная мозаика. Непревзойденный образец монументального искусства Византии мозаика Софии Константинопольской (середина IХ в). Прикладное искусство – это резьба, скульптуры из слоновой кости. Иконопись переходит от индивидуального античного портрета к символическому изображению святых.
    Музыка. Музыкальное искусство Византии восходит к персидской, еврейской, армянской песенности, а так же к позднегреческим и римским мелодиям. Светская музыка была пышного стиля. Странствовали певцы музыканты. Большое развитие получили приветственные возгласы -славословия, застольные величавые песни в исполнении хоров в сопровождении органа и трубы. Была известна ансамблевая музыка цимбалистов и трубачей. Широкое распространение получили гимны – религиозно-философская лирика. Лучшие гимны Иоанна Дамаскина сгруппированы по 8 главам в «Октоихе». С IX в. центром гимнотворчества стал Студитский монастырь, где трудился распевщик монах Феодор Студит. До IX в. византийская музыка играла в Европе видную роль, проникая в Рим, Южную Италию, Франконию, Ирландию.
    4. Период Македонской династии и династии Комнинов
    В период Македонской династии (842-1057) и династии Комнинов (1057-1204) в византийской столице вновь пробуждается интерес литературе и философии. Оформление феодальных отношений обусловило стремление господствующего класса все культурное наследие прошлого и прежде всего античные традиции приспособить к своим интересам.
    Образование и научные знания. В XI-XII вв. значительный рост переживает светское образование, основанное на античных традициях. В Константинополе возрождается университет – центр образования для всей империи. На юридическом факультете изучали римское право, латынь, готовили судей, нотариусов, чиновников различных рангов. Все новые идеи сурово пресекались государством и церковью. Х в. связан с созданием произведений энциклопедического характера. При императоре Константине VII Багрянородном (913-959) изданы историческая, сельскохозяйственная, медицинская и ветеринарная энциклопедии. Была составлена литературная энциклопедия, содержащая около 30 тыс. статей, расположенных в алфавитном порядке: объяснения античных религий, биографические заметки, цитаты и т.п. материалы. Труды ученого и писателя XI в. Михаила Пселла автор «Хронографии», жизнеописаний императоров, дают богатый материал для изучения истории византийской культуры. Работа М.Пселла «квадриум» — обзор курса светского образования, включающего четыре предмета: арифметику, геометрию, астрономию и музыку, переведена на латинский язык; повлияла на развитие математики в Западной Европе.
    В области медицины в этот период развивались исследования по фармакологии, уходу за новорожденными детьми, свойствам пищи. Представлены сочинения о животных и птицах. В области исторических наук произведения носили характер мемуаров и хроник. На XI-XII вв. приходится наибольшая интенсивность философский дискуссий. Ведущие представители М.Пселл и Иоанн Штал пытались отделить философию от богословия, хотя и оставались на позициях идеализма.
    Литературная жизнь в этотпереживает оживление. Её представители – Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливающие культурное наследие к интересам господствующей элиты. особенностью общественной жизни было развитие городов, что предопределило и большую роль их светской жизни. Виднейший представитель придворной литературы — Михаил Пселл, перу которого принадлежали труды по истории, богословию, математике, он автор стихов, од, эпиграмм. Феодор Продорм (1100-1170) использовал в произведениях разговорный язык того времени. Ему принадлежат роман в стихах «Роданфа и Досикл», поэма «Война мышей и лягушек». Широкое распространение в придворных кругах получили стихотворные романы с обилием цитат и напыщенным стилем.
    В этот период появляются произведения, отражающие взгляды и настроения провинциальной феодальной знати и различных групп городского населения. талантливым произведением признана сатира «Тиларгон» о нравах и обычаях Византии.
    Изобразительное искусство и архитектура. В середине IX-XI вв. наблюдается расцвет византийского искусства, который условно называют македонским Возрождением, что связано с усилением экономической, политической, военной и международной мощи феодализировавшейся Византии. Середину XI-XII вв. определяет «комниновский» период, но архитектурные памятники этих двух периодов составляют единую группу, несмотря на различия в типах и местных стилистических направлений.
    В церковной архитектуре преобладал крестово-купольный храм. Крестово-купольное зодчество стало доминировать в Византии и сопредельных с ней странах. Получают распространение небольшие церкви, одновременно храм растет в высоту, большое значение приобретает внешний вид храма. Фасады украшаются колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных проемов, впервые появляется ассиметрия. Художественная выразительность здания увеличивается благодаря внешнему декору. Широко применяют облицовку фасадов разноцветным камнем, кирпичным узорочьем. Новый тип храма воплощен в базилике Василия македонянина. К XI в. относятся такие памятники архитектуры, как храм Каталикон, монастырь Дафни близ Афин, Собор монастыря Хосиос Лукас, церковь Богоматери, церковь Феодоры в Афинах (1049), церковь Пантелеймона в Солуни (XIII в.). В решении задач подчинения человека догматам православия помощь оказала монументальная живопись, которая подчиняется догматике. Все храмы украшаются по раз и навсегда выработанной схеме. Наблюдается подъем в искусстве иконописи. Шедевром является икона Владимирской Богоматери, выполненной для русского князя. Другая византийская икона XII в. «Григорий Чудотворец». Прикладное искусство и миниатюра представлены двумя направлениями – образцами придворного официального искусства и произведениями для более демократичных кругов населения. Изделия из слоновой кости и камня, художественное стекло и ткани, иконы, керамика были распространены в пределах империи. Большого мастерства византийцы достигли в обработке золота.
    Музыка. В связи с общей эволюцией Византии, ее политического строя и культуры с этого времени намечается постепенный упадок музыкального искусства: сникает импровизация, статичность и застылость образов преобладают в культовой музыке.
    5. Эпоха Палеологов
    Династия Палеологов – последняя в истории Византийской империи. Этот период условно называется Палеологовским Возрождением (1261-1453).
    Начало кризиса феодализма и культуры. В XIIIв. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204-1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя представляла собой мозаику из небольших государств. Период характеризуется спадом в развитии ее культуры.
    Варварски уничтожались культурные ценности, происходила напряженная борьба византийских ученых с «латинянами». Поэтому в XII-XIV вв. разрабатывались в основном богословские проблемы и исторические. Наиболее крупный историк этого периода – Никита Хониат, автор обширного труда из 21 книги, охватывающего период с 1180 по 1206 гг. Труд содержит ценные сведения о четвертом крестовом походе и завоеваниях Византии крестоносцами и оценку «латинского» завоевания, оказавшегося губительным для Византии. Никифор Влеммид автор сочинений по географии «История Земли» и «Всеобщей географии». Кризис феодализма усилил борьбу церкви с наукой и научными знаниями. Мистицизм наполняет все отрасли науки, догматические рассуждения заполняют даже математику. Из-за противодействия церкви не был проведен в жизнь новый календарь Никифора Григора (1236-1360). В то же время зарождение в городах капиталистических отношений усиливает интерес к достижениям науки. В стране была хорошо развита математика, о чем свидетельствуют сочинения по геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии. Появляются элементы гуманистического мировоззрения. Георгий Плифон (1335-1452) ставит задачу перед наукой понять и объяснить природу как человека, так и систему Вселенной.
    Медицинская наука включает в себя анатомию, физиологию, фармакологию. На медицинском факультете Парижского университета до XVII в. применялось руководство по фармакопее, составленное в XIIIв. византийским врачом Николаем Мирепзосом.
    Исторические труды отражали интересы различных религиозно-политических группировок в среде господствующего класса Византии.
    Развитие науки затормозило турецкое завоевание 1453г., уничтожившее ростки капитализма и повернувшее общественный строй государства вспять. В философии усиливаются мистические течения. Представители: Григорий Синаит (рубеж XIII-XIVв.), Николай Кавасила (XIVв.), Григорий Палама (ок.1297-1360). Одновременно зарождается новое, родственное западноевропейскому гуманизму, философское направление, видную роль в котором играл Георгий Плифон.
    Литература. Византийская литература не потеряла своего своеобразия при Палеологах. Сложившиеся формы византийской культуры полнее и глубже, чем предшествующий период, перерабатывали и ассимилировали внешние влияния. Представители литературы этого времени – Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, придворные поэты Мануил Олабол и Мануил Фил. Дошли до нас романы «Илиада» Гермониака, «Ахиллеида» и другие. Мануил Хрисолор, Плифон, Вассарион Никейский являются представителями течения, сходного по типу с отношением к классическому наследию первых итальянских гуманистов.
    Культурная жизнь византийского общества приобретает новые очертания: формируется самосознание ромеев как средневековой народности, имеющей единый греческий язык и богатое культурное прошлое. Преемственность античной и средневековой культуры нашла выражение в философии Михаила Пселла, который защищал необходимость изучения античного наследия и отбора из него тех положений, которые согласуются с христианскими догмами, фактически отстаивал необходимость синтеза античного и христианского воззрений.
    Заключение
    Византийская культура в целом оказала значительное влияние на формирование итальянского Ренессанса. После IV крестового похода (1204г.), приведшего к падению Константинополя, Византия фактически превратилась в аграрно-сырьевой придаток итальянских городов. Реальным наследием византийской эпохи стало становление греческого народа и новогреческого языка, культурно-религиозной общности православного мира.
    Византия имела духовно-культурное воздействие на Киевскую Русь. Русь приняла православное христианство и крещение в 988 году при князе Владимире. Византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Славянские страны переняли в изобразительном искусстве традиции соединения небесной и земной власти, сочетание возвышенности и торжественности.

  3. Богоматерь с младенцем. Византийская икона VI векаВизантийские церкви и дворцы были украшены мозаиками — изображениями, создававшимися на стенах и сводах из мелких кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Мозаикой из ценных пород дерева выкладывали также полы дворцов и храмов. До наших дней сохранилась мозаика полов Большого императорского дворца в Константинополе. Она изображает сиены сельской жизни, борьбу диких зверей, охоту.
    На стенах храмов помещали фрески — многоцветные росписи красками по сырой штукатурке. Они изображали эпизоды из жизни Христа, пророков и святых. Алтарь украшался иконами — особыми картинами на христианские темы, написанными на деревянных досках.
    Византийские художники создали свой идеал красоты. Античных мастеров восхищала красота человеческого тела. Византийцы скрывали ее под покровами одежд: художник писал не тело человека, а «образ его души»! Поэтому на византийских фресках, мозаиках, иконах главное — одухотворенные лица Христа, Девы Марии, святых людей с очень большими и выразительными глазами. Каждое изображение имело строго определенное место внутри храма: в куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судии, ниже — ученики Христа (апостолы), на стенах и столбах — святые и пророки, на западной стене храма — сцена Страшного суда. Один из византийских авторов утверждал: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах». Материал с сайта http://worldofschool.ru

  4. МОУ Сосново-Борская СОШ
    Головерса Г.А.
    Культура Византии
    Сегодня на уроке
    Вы познакомитесь с культурой Византии;

    Выясните, каковы исторические условия, повлиявшие на её развитие;

    Обогатите свой словарь новыми терминами;
    План
    1.Развитие образования.
    2. Научные знания.
    3. Архитектура.
    4. Живопись.
    5. Культурные связи Византии.
    Исторические условия развития культуры Византии
    Подумайте, какие исторические особенности
    Византии могли способствовать
    высокому уровню культурного развития?
    Город – центр торговли, ремесла и сильной
    власти
    Византия становится наследницей
    античной культуры
    Влияние христианства на культурное развитие
    Византии
    Развитие образования
    Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.
    Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.
    Развитие образования
    Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению.
    В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.
    Научные знания
    Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве
    В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, — они должны были поражать воображение иноземных послов.
    Научные знания
    Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе
    Хирургические инструменты
    Научные знания
    Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.
    Греческий огонь
    Научные знания
    Представление о мире
    Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.
    Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.
    Архитектура
    Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.
    Архитектура
    Реконструкция и внутренний вид
    Айя-Софии
    Архитектура
    В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.
    Живопись
    Мозаика
    Фреска
    Икона
    В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход.
    Живопись
    В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.
    Культурные связи Византии
    Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей.
    Кирилл и Мефодий
    Домашнее задание
    Параграф 6, вопрос 1, 2 устно + новые понятия учить.

  5. Византийская культура – это культура периода европейского средневековья, которая сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Она представляла собой наследие Древней Греции, одновременно впитала в себя многое из культур восточных народов, что населяли территорию Византии.
    Византийская культура не имеет определенных территориальных и временных границ. Историки считают началом развития византийской культуры – период основания Константинополя в 330 году, завершение – захват империи османскими войсками. После 1456 года, когда империю уничтожили турки, традиции византийского искусства продолжали свое существование на Руси, в Сербии, Грузии, Болгарии. Наивысшей точки величия и могущества развитие византийской культуры достигло в IX столетие.
    Развитие византийской культуры происходило в процессе эволюции византийского общества от античности до средневековья, борьбы языческой и христианской идеологий, в результате которой христианские традиции стали идеологической основой византийской культуры.

    Особенности Византийской культуры

    Византийская культура – это особенный, оригинальный и самобытный тип культуры. Самобытность ее состоит в том, что она очень отличается от средневековой культуры Европы особенными элементами восточных цивилизаций. Вместе с тем ей не были чужды детали мусульманской и античной культуры. Византийская культура ориентировала человека на идеальный, в какой – то степени иррациональный мир высшей истины. Это объясняется доминантной ролью религии в жизни византийского общества.
    Такие особенности культуры не могли не повлиять на византийское искусство. Византийская культура подарила миру свой собственный художественный феномен. Основными отличиями византийского художественного стиля было то, что в нем не пытались воспроизвести отображение окружающего мира, а само художественное творчество не было средством самовыражения автора. Художники в первую очередь были своеобразными проводниками духовности. Они воплощали высший божественный мир на полотнах.

    Влияние и роль Византийской культуры

    Византийская культура оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. После крещения Руси, Византия стала в какой-то мере объектом для наследования. В том числе и Византийская культура была полностью позаимствована как основа в становлении собственной культуры. Нестор Летописец в « Повести временных лет» писал о визите князя Владимира в Константинополь. Князь был поражен красотой, величием и эстетическим наполнением византийских храмов и вернувшись домой, незамедлительно начал строительство таких же в Киевской Руси. Византийская культура подарила миру, и в частности Руси, искусство иконописи.
    В истории европейской и мировой культуры византийская культура играла очень важную и заметную роль не только потому, что стала логическим историческим продолжением греко-римской античности, но и была своеобразным синтезом западной и восточной духовной основы . Она оказала решающее влияние на формирование и развитие культур стран южной и восточной Европы.

    Нужна помощь в учебе?

  6. В конце X в., когда князь Влади­мир выбирал веру для Руси, его послы так вспоминали о соборе Святой Софии в Константинополе: «Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на зем­ле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми». Не случайно именно в честь Софии — Премудрости Божией были постро­ены в XI в. соборы Киева и Новго­рода.
    С IX в. утвердился другой тип храма — крестово-купольный. Купол, поставленный на барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на четыре столба, соеди­нённые арками. Своды, примыкавшие к куполу, в плане образовывали крест, что и дало название этому типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослуже­ния и прочными. Их много строили и в Византии, и всюду, куда проникало её влия­ние, в том числе и на Руси. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
    Христос Вседержитель. Мозаика XI в.Крестово-купольный храм Святой Екатерины. Салоники. XIII в.Храм являл собой образ мира, и представления о картине устройства мира обязательно проявлялись в устройстве церк­вей. Существовали строгие правила изобра­жения библейских сцен и их размещения в храме. Чем важнее было то, что изобража­лось, тем выше или ближе к алтарю его помещали.
    В ликах святых внимание привлекалось к внутреннему миру человека. Широко раскры­тые глаза, высокий лоб, удлинённые пропор­ции лица и фигуры — всё говорило о высо­ких помыслах, бесплотности, святости.
    От Древнего Рима Визан­тия унаследовала искусство мозаики. Позже чаще исполь­зовались фрески — живопись по сырой штукатурке. В хра­мах помещались также ико­ны — изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, обычно напи­санные на досках. Расцвет византийской иконописи относится к XII-XIV вв. Культура Византии оказала огромное влияние на многие страны (особенно на славян­ские страны, Армению и Грузию).

  7. План:
    1) Что способствовало развитию культуры.
    2) Развитие образования и научных знаний.
    3) Искусство.
    4)Значение византийской культуры.
    1.Культура Византии.Что способствовало развитию культуры.
    В Византийской империи культура не переживала такого упадка, как в Западной Европе. Сохранившиеся здесь цветущие города были центрами не только ремесла и торговли, но и культуры.
    Византия торговала и поддерживала связи со многими странами. Отправляясь в далекие путешествия, купцы и императорские послы знакомились с жизнью и обычаями других народов. Используя сообщения путешественников, ученые написали много книг по истории и географии Византии и соседних с ней стран и народов, в том числе и славян.
    Сохранение единого государства также способствовало развитию культуры. В строительстве и военном деле требовались инженеры и архитекторы. Для управления огромной страной и сбора налогов император нуждался в грамотных чиновниках, для сношений с другими странами — в опытных дипломатах. Ему нужны были также писатели и художники, которые прославляли бы силу и величие его власти.
    В Византии сохранилось много ценнейших памятников искусства древней Греции и Рима. Их разыскивали и привозили для украшения столицы.
    2.Культура Византии.Развитие образования и научных знаний.
    В начале средних веков в Византии было намного больше образованных людей, чем в Западной Европе. Дети богатых родителей обучались в городских школах чтению, письму и счету, изучали поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, труды древних ученых. В Константинополе была создана комиссия из лучших знатоков греческого и латинского языков; члены этой комиссии искали и переписывали редкие книги для императорской библиотеки.
    В IX веке в Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа; здесь было создано и высшее медицинское училище. У каждого столичного врача был свой район, в котором он лечил больных. Византийские географы умели чертить карты стран и морей, планы городов, что на Западе было тогда совсем невиданным делом.
    В Византии был изобретен «греческий огоны — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. Это помогало византийцам побеждать своих врагов в морских сражениях.
    Против остатков древнего образования и науки вела жестокую борьбу христианская церковь. Священники и монахи считали, что неграмотные люди будут слепо верить в бога. «Лучше не уметь читать,— говорили они,— чем читать то, что может вызвать сомнение в вере».
    В литературе главное место заняли церковные книги — описания жизни «святых». В них излагались нелепые вымыслы о «подвигах» и «чудесах», совершаемых монахами, которые стремились заслужить себе место в раю отказом от всех радостей жизни. Описывалось, как монахи «во славу бога» истязали свое тело, опутывая его цепями и веревками, питались отбросами, по многу лет не мылись, спали в неудобных позах. За все зти бессмысленные дела церковь объявляла их «святыми людьми» и призывала верующих следовать этому примеру.
    3.Культура Византии.Искусство.

  8. 7
    1. Развитие образования. Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи. В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу. В высшей школе
    8
    2. Научные знания. Рукопись. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, они должны были поражать воображение иноземных послов. Лев Математик
    9
    2. Научные знания. Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше. Греческий огонь Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе). Хирургические инструменты
    10
    2. Научные знания. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов. Византийский историк Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений. Представление о мире
    11
    3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений. Алтарь
    12
    3. Архитектура. Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор помещение у западного, главного входа; неф (по- французский корабль) вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре. неф притвор алтарь апсиды
    13
    3. Архитектура. Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники. храм Святой Софии храм Святой Софии Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе. Реконструкция и внутренний вид Айя- Софии
    14
    3. Архитектура. В XXI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.
    15
    4. Живопись. Мозаика В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. В оформлении храмов сложился канон строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме. Фреска
    16
    4. Живопись. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
    17
    4. Живопись. Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа. Мученики и мученицы
    18
    4. Живопись. В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых. Благословляющий Спаситель.
    19
    4. Живопись. В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.
    20
    4. Живопись. В храмах и жилищах помещали иконы живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон «Владимирская Богоматерь» была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства. иконы Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь.
    21
    5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран. Храм византийского стиля в Грузии
    22
    5. Культурные связи Византии. Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей. Кирилл и Мефодий Глаголица и кириллица
    23
    Повторение пройденного Выполните задание Выполните задание Завершить
    24
    Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2008 г. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: Иллюстрации: – Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. – М.: ОЛМАПРЕСС, Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. – М.: ОЛМАПРЕСС, Видеофильм «Византия» ТК Культура из собрания Ильи Гузея Видеофильм «Византия» ТК Культура из собрания Ильи Гузея
    25
    Собор Святой Софии в описании современников Вернуться Прокопий Кесарийский. О постройках. Кн. I. Гл 1. (VI в.) «В него проникает необыкновенно много солнечного света, который к тому же отражается от мраморных стен. Весь его потолок отделан золо том… Кто в силах описать красоту колонн и цветных камней, которые украшают его? Может показаться, что ты находишься посреди луга с прекрасными цветами: одни их них пурпурного цвета, другие зелено го, третьи горят малиновым, четвертые ослепительно белым, а иные сверкают самыми разными цветами. Только попечением Бога родилось такое прекрасное творение». Поставьте вопросы к описанию собора.
    26
    Отрывок из фильма «Византия» Вернуться
    27
    Константинополь Влияние культуры Византии Восточные славяне – Русь Грузия, Армения Балканы Италия Вернуться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *