Сочинение на тему мцыри характеристика мцыри

17 вариантов

  1. “Однажды русский генерал
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез”
    Эти строки являются началом известного рассказа Мцыри. В нём идет речь о горце, который по сути можно считать примером свободы и непокорности. Несколькими строками автор описал детство и юношество главного героя. Мцыри был взят в плен и его увозили в Россию, но в пути он заболел. Приютить его решился некий монарх, он ухаживал за больным и воспитывал. Несмотря на тяжелую болезнь и серьезные испытания в жизни это закалило в ребенке могучий дух. Рос мальчик одиночкой, он не общался со сверстниками, не интересовался ими и никому не доверял свои переживания. С самого детства героя можно выделить две главные характеристики, это сильный дух и слабое тело. Ведь он очень слабый, тонкий и гибкий, но это не мешало ему стойко переносить страдания.
    Читая произведение, мы видим, что Лермонтов показывает Мцыри как героя-мятежника, который решается бунтовать против общества. Освобожденный Мцыри теперь на свободе и теперь ему нужно привыкать к новой жизни. Его внимание приковывает абсолютно всё, он с любопытством наблюдает за деревьями, росой на листьях и даже обычной тенью. Описывая эти сцены Лермонтов показывает истинную душу Мцыри, он не может считаться только диким горцом, ведь внутри его есть философ и поэт, и всё это проявляется по мере ощущения героем свободы.
    Чувство любви так же не является чужим для Мцыри. Он с горестью вспоминает своих отца и сестер, для него эти люди были самыми драгоценными и святыми. Не прошла мимо парня и встреча с красивой девушкой, увидев её, он долго не мог перестать думать. Её образ являлся Мцыри даже во сне. Конечно можно предположить, что если б не определенная цель молодого человека, то его любовь могла развиваться достаточно хорошо, он смог бы любить долго и быть счастливым. Держа путь на свою родину, Мцыри следует на Кавказ. Поэтому влюбленность стала для него неким испытанием, через которое он прошел ради мечты.
    Свобода для главного героя длилась три дня, после чего он был изранен и ему пришлось вернуться в монастырь. Но эти три дня всё же много изменили в нем, поэтому в монастырь вернулось только тело Мцыри, а душа его была свободна от плена. Характеризуя Мцыри можно выделить разносторонность героя, автор совместил в нем своеобразные черты, которые в какой-то степени заставляют видеть противоречивого героя.
    Характеристика главного героя поэмы Мцыри для 8 класса. По литературе. Черты характера.
    8 класс

  2. Ответ оставил Гость
    Поэма «Мцыри» является одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова. В своем произведении рисует образ бесстрашного юноши, который отказывается от личного благополучия во имя идеала свободы. Продолжая традиции поэтов-декабристов, автор сочетает в поэме идеи патриотизма и свободы. Эти две идеи для Лермонтова нераздельны: в одну, но «пламенную страсть» где сливается любовь героя к родине и жажда воли. Мцыри, оказавшись в монастыре, чувствует себя рабом, узником, заточенным в тюремные застенки. И единственной страстью его становится стремление к воле, желание «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Поэт рисует нам короткие дни <* настоящей жизни» героя на свободе. Мы видим перед собой интересного, страстного, но немного непривычного героя. Мцыри не похож на героев-борцов,образы которых часто создавались и самим Лермонтовым, и другими авторами. Не похож он и на простого мечтательного романтика. Герой поэмы искренне любит родину, любит ее природу, тоскует по родным пейзажам и дорогим могилам. Но главное в его любви - стремление отстоять свободу для своей отчизны.Ему, к сожалению, не дано было судьбой счастье испытать упоение битвой. Но всеми своими чувствами, всей своей натурой Мцыри - воин. «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда», - с гордостью говорит юноша. Крепкая воля героя непрерывно закалялась в трагическом одиночестве в монастыре. С наибольшей силой и яркостью мужественный характер и душевная стойкость Мцыри проявляются в схватке с барсом.Лермонтов избирает особый способ раскрытия характера героя. Для того чтобы подчеркнуть его главные черты, нарисовать цельный образ, поэт широко использует картины природы. Как средство раскрытия характера героя введен в произведение и кавказский пейзаж.Автор подчеркивает, что только в единении с природой Мцыри ощущает себя счастливым и раскрепощенным. На фоне природы открываются все потаенные стремления, мысли, способности героя. Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайны птичьих песен, загадки их веселого щебетания. Ему становится понятным спор потока с камнями, думы разъединенных скал, мечтающих о встрече. Обостренный взор юноши замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса. И герою кажется, что его «прилежный взор» мог бы видеть через прозрачную синеву неба полет ангелов.Для того чтобы усилить впечатление от образа Мцыри, помочь читателю разобраться в тонкостях его души, поэт использует и особую, энергичную и резкую ритмику стиха.Белинский писал об этой особенности: «Упругость, энергия и звучание, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Стремление как можно глубже раскрыть этот удивительный, неординарный характер заставило автора выбрать для своего произведения и характерную для многих романтических поэм форму исповеди.Именно в рассказе-исповеди сумрачный и одинокий Мцыри, полный пламенных страстей, рвущийся пусть к короткой, но свободной жизни, раскрывает перед нами свое сердце. При этом рассказ его насыщен обильными метафорами, образами огня, страстности, что позволяет глубоко проникнуть в душу героя, понять его страдания и стремления. Создавая своего героя, М. Ю. Лермонтов стремился как можно более ярко высказать решительный протест против, насилия над личностью, воспитать в читателях искреннюю, глубокую любовь к своей родине, призвать людей к борьбе за свои права и поэт нашел самые яркие, самые эффективные методы и приемы для воплощения своей идеи. Образ гордого, свободолюбивого Мцыри живет еще не одно поколение читателей, и никогда не утратит своей свежести, яркости и актуальности.

  3. Поэма “Мцыри” – это романтическая поэма. Автор хотел показать нам борца за свободу, за свою личную жизнь. Тем самым Михаил Юрьевич говорит, что каждый из нас имеет право на свободу. Мцыри в детстве был воспитан храбрым мальчиком. И несмотря на свою слабость, он отказывается от пищи и молчит, хотя он очень болен. Мцыри не знал, что такое свобода, так как был пленен в шесть лет. Для мальчика, в дальнейшем уже юноши, монастырь представляется непросто, как символ неволи, а как символ тюрьмы и угнетения. И как говорит Д. Е. Максимов : “Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.”Мцыри – это человек, который не склонен отказаться от своей цели. Даже в тот момент, когда он влюбился. Во время схватки с барсом он так был уверен в себе, что победил могучего зверя. Могущество зверя не может сравниться с могучим духом Мцыри. И вообще по своей действительности он устремленный человек и можно с уверенностью сказать, что он идет навстречу приключениям. природа влияет на Мцыри. Он видит то, что не может увидеть ни один свободный человек. И видит он не просто природу, а рай. “Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых, утоляет жажду, приносит счастье любви,” – говорит В. И. Коровин. Природа – это свобода, воля в понимании не только Мцыри, но и всех нас. Речь его очень красива и ясна. Казалось бы он говорит на божественном языке, но нет он говорит на обыкновенном, на простом и понятном всем языке. Поступки Мцыри очень храбрые. Тот же побег из монастыря, схватка с барсом и в конце, умирая, он всех прощает: “И с этой мыслью я засну, и никого не прокляну!” Даже влюбившись он не покидает, не бросает своей цели. Михаил Юрьевич Лермонтов употребляет много сравнений, например:” … и слаб и гибок, как тростник.”, ” … я сам, как зверь был чужд людей. И полз и прятался, как змей.” А также писатель употребляет олицетворения:” … где выл, крутясь, сердитый вал … “”Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю”, т. е. ” Я пробовал немного меда, и вот я умираю … ” Наверное, смысл этого эпиграфа кроется в том, что Мцыри испытал немного счастья, и вот он, насладившись им, пусть и не вдоволь, умирает. Я считаю, что Лермонтов правильно сделал, выбрав этот эпиграф. Наш герой мечтал о многом. Он мечтал о счастье, о возвращении на родину, о знакомстве с грузинкой и о том, чтобы быть с ней вместе навсегда. Но всего этого он не испытал. Единственное что он получил это счастье, хоть его было мало, но оно у него было. Автор относится к Мцыри, как считаю я, с сочувствием, соболезнованием. И он пытается помочь своему герою выбраться из этой неволи, но не может. казалось бы в начале, когда Мцыри сбежал, все было хорошо. Но вдруг все от него отворачиваются, и он остается один с автором наедине. Белинский говорит, что “Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров” – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму. Чем мне близок Мцыри? Наверное, тем что он силен духом и имеет силу воли. Может и из-за этого мне так полюбилась поэма. красоту описанной природы никто не сможет так описать, как Мцыри. он стремится не только к будущему, но и убегает от прошлого и от действительности. Мцыри не хочет смириться со своей судьбой. Ему надо убежать от нее, т. е. он не имеет смирения. Мцыри – это великий человек, которому нет равных среди нас. И как сказал Максимов “”Мцыри “естественный человек” в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова.” И я с ним согласен

  4. сочинение на тему характеристика Мцыри

    Ответы:

    Поэма “Мцыри” – это романтическая поэма. Автор хотел показать нам борца за свободу, за свою личную жизнь. Тем самым Михаил Юрьевич говорит, что каждый из нас имеет право на свободу.Мцыри в детстве был воспитан храбрым мальчиком. И несмотря на свою слабость, он отказывается от пищи и молчит, хотя он очень болен. Мцыри не знал, что такое свобода, так как был пленен в шесть лет.Для мальчика, в дальнейшем уже юноши, монастырь представляется непросто, как символ неволи, а как символ тюрьмы и угнетения. И как говорит Д.Е.Максимов :”Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.”Мцыри – это человек, который не склонен отказаться от своей цели. Даже в тот момент, когда он влюбился. Во время схватки с барсом он так был уверен в себе, что победил могучего зверя. Могущество зверя не может сравниться с могучим духом Мцыри. И вообще по своей действительности он устремленный человек и можно с уверенностью сказать, что он идет навстречу приключениям.природа влияет на Мцыри. Он видит то, что не может увидеть ни один свободный человек. И видит он не просто природу, а рай. “Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых, утоляет жажду, приносит счастье любви,” – говорит В.И.Коровин. Природа – это свобода, воля в понимании не только Мцыри, но и всех нас.Речь его очень красива и ясна. Казалось бы он говорит на божественном языке, но нет он говорит на обыкновенном, на простом и понятном всем языке.Поступки Мцыри очень храбрые. Тот же побег из монастыря, схватка с барсом и в конце, умирая, он всех прощает: “И с этой мыслью я засну, и никого не прокляну!” Даже влюбившись он не покидает, не бросает своей цели.Михаил Юрьевич Лермонтов употребляет много сравнений, например:”…и слаб и гибок, как тростник.”, “… я сам, как зверь был чужд людей. И полз и прятался, как змей.” А также писатель употребляет олицетворения:”… где выл, крутясь, сердитый вал…””Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю”, т.е. ” Я пробовал немного меда, и вот я умираю…” Наверное, смысл этого эпиграфа кроется в том, что Мцыри испытал немного счастья, и вот он, насладившись им, пусть и не вдоволь, умирает. Я считаю, что Лермонтов правильно сделал, выбрав этот эпиграф.Наш герой мечтал о многом. Он мечтал о счастье, о возвращении на родину, о знакомстве с грузинкой и о том, чтобы быть с ней вместе навсегда. Но всего этого он не испытал. Единственное что он получил это счастье, хоть его было мало, но оно у него было.Автор относится к Мцыри, как считаю я, с сочувствием, соболезнованием. И он пытается помочь своему герою выбраться из этой неволи, но не может. казалось бы в начале, когда Мцыри сбежал, все было хорошо. Но вдруг все от него отворачиваются, и он остается один с автором наедине.Белинский говорит, что “Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров” – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.Чем мне близок Мцыри? Наверное, тем что он силен духом и имеет силу воли. Может и из-за этого мне так полюбилась поэма. красоту описанной природы никто не сможет так описать, как Мцыри. он стремится не только к будущему, но и убегает от прошлого и от действительности. Мцыри не хочет смириться со своей судьбой. Ему надо убежать от нее, т.е. он не имеет смирения. Мцыри – это великий человек, которому нет равных среди нас. И как сказал Максимов “”Мцыри “естественный человек” в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова.” И я с ним согласен

  5. Центральное место в поэме “Мцыри” занимает образ главного героя, самого Мцыри. Трактуется он необычно. Нет четких внешних признаков, каких-то индивидуальных черт, загадочности, что обычно присваивают романтическим героям. Зато превосходно передано состояние души Мцыри. Нам показываются не только поступки героя, но и объясняется, отчего это происходит. Мцыри мечтает о простом человеческом понимании и очень хочет быть услышан хоть кем-то.
    В поэме так же присутствует противоречие индивида миру, который его окружает. Например, у Мцыри есть цель: “Взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля…”, находясь в заточении. Он мечтает увидеть другой мир, другие просторы и других людей. Хочет найти ту землю, где ему будет свободно и хорошо жить.
    Мцыри уходит не от самого себя, а от мира, который держит его в заточении. Отечество для него – истинный дар, поэтому вырваться на свободу – одна из главных целей Мцыри. Когда он сбегает из своей “тюрьмы”, шумит буря, но герой считает это знаком, желает “обняться с бурей”, окунуться в перемены с головой.
    Как говорит Мцыри, “три блаженных дня”, которые он провел на воле, дали ему многое. Эти дни раскрывают всю натуру героя: любовь к свободе, желание жить, бороться, достигать поставленных целей.
    Лермонтов не стал делать героя романтическим. Он считает, что любовь испортит юношу. Когда Мцыри встречает грузинку у реки, он тает от ее пения, но сразу вспоминает о своей цели и закрывается от романтики. Даже здесь он не отходит от своей задачи – прийти к себе домой, туда, где можно встретиться с матерью и отцом, где можно быть собой. Он предпочитает свободу, а не любовь.
    Сражение с барсом – ключевой момент в поэме. Мцыри побеждает, но терпит поражение перед судьбой. Он умирает на чужбине, но никого не винит, считая, что во всех своих бедах виноват он сам. Умирая, он просит отнести его в сад, дабы умереть свободным.

  6. Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

    Автор: Лермонтов М.Ю.
    Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.
    Однажды русский генерал
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез.
    Тот занемог, не перенес
    Трудов далекого пути;
    Он был, казалось, лет шести…
    …Он знаком пищу отвергал
    И тихо, гордо умирал.
    Из жалости один монах
    Больного призрел…
    Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.
    …Уже хотел во цвете лет
    Изречь монашеский обет,
    Как вдруг однажды он исчез
    Осенней ночью. Темный лес
    Тянулся по горам кругом.
    Три дня все поиски по нем
    Напрасны были, но потом
    Его в степи без чувств нашли…
    Он на допрос не отвечал…
    …Тогда пришел к нему чернец
    С увещеваньем и мольбой;
    И, гордо выслушав, больной
    Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил…
    Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха:
    Я мало жил, и жил в плену.
    Он стремился узнать свободную жизнь,
    «Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны как орлы».
    Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы.
    Я никому не мог сказать
    Священных слов «отец» и «мать».
    Я видел у других
    Отчизну, дом, друзей, родных,
    А у себя не находил
    Не только милых душ – могил!
    Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было.
    Я молод, молод…Знал ли ты
    Разгульной юности мечты?
    Что за нужда? Ты жил, старик!
    Тебе есть в мире что забыть,
    Ты жил,- я также мог бы жить!
    Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком.
    …Я сам, как зверь, был чужд людей
    И полз и прятался как змей.
    И все природы голоса
    Сливались тут; не раздался
    В торжественный хваленья час
    Лишь человека гордый глас.
    …И я висел над глубиной.
    Но юность вольная сильна,
    И смерть казалась не страшна!
    Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель.
    «И вспомнил я отцовский дом…»
    Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.
    Но верь мне, помощи людской
    Я не желал…Я был чужой
    Для них навек, как зверь степной;
    И если б хоть минутный крик
    Мне изменил – клянусь, старик,
    Я б вырвал слабый мой язык.
    Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.
    Но что ж? Едва взошла заря,
    Палящий луч ее обжег
    В тюрьме воспитанный цветок…
    Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю.
    Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
    Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.

  7. Поэма Михаила Лермонтова «Мцыри» считается одним из лучших лирических произведений в русской литературе. Работу над своим творением автор закончил в 1839 году. Прочитав это произведение, хочется отметить, что Лермонтову удалось создать невероятный образ человека, который стал символов свободной и вольной жизни.
    Главным героем поэмы «Мцыри» является маленький мальчик, который был родом из одного древнего кавказского рода. Судьба главного героя была трагичной и мучительной. С ранних лет он стал пленником русского генерала. И с того времени он больше ни когда не видел отчий дом. Судьба подготовила ему массу других испытаний. Так, находясь в плену, мальчик сильно заболел. Излечить недуг главного героя взялся один старый монах. И тогда русский генерал решает бросить больного мальчика в мужском монастыре. Монаху удается вылечить мальчика. Ему дают имя Мцыри.
    С этого момента Мцыри становится «пленником» мужского монастыря. Все время, которое главный герой живет в монастыре, его готовят к обряду посвящения в монашество. Мцыри начал уже забывать свою родину, традиции своих предков. Монахи учили его жить по-другому. Но только детская клятва не дает Мцыри покоя. Он пообещал себе обязательно вернуться на родину.
    Лермонтов показывает нам Мцыри, как противоречивую личность. Слабый и робкий с наружи, сильный и непокорный внутри. В монастыре у Мцыри не было друзей. Он практически ни с кем не общался. Мцыри жил смутными воспоминаниями о родном доме. Мальчик мечтал вновь увидеть своего отца – могучего и сильного воина, услышать песни своих сестер. Мцыри был не тем человеком, который, приклонив колено, будет просить у господа милости. Скорее всего, из него вырос бы храбрый воин, который совершил бы немало подвигов.
    И вот в один из дней, Мцыри решается на побег из монастыря. В это время на город обрушилась страшная гроза. Мцыри не последовал за остальными в укрытие, он бежал на восток, в сторону своего дома. За те три дня, которые мальчик провел на свободе, он увидел другую жизнь. Мцыри чувствовал себя частью природы и наслаждался этим. Он не предал свою детскую клятву, Мцыри шел домой. Его не остановила ни встреча с грузинской девушкой, которая очаровала его своей красотой, ни схватка с барсом, из которой Мцыри вышел победителем.
    К сожалению, судьба распорядилась иначе. Израненный и изнеможенный Мцыри вышел к тому монастырю, из которого бежал три дня назад.
    Перед смертью Мцыри скажет, что ни на минуту не пожалел о своем поступке, что по-настоящему ощутил жизнь только в эти три дня. Он жалел о том, что не смог осуществить свою детскую клятву. Мцыри был сломлен физически, но не духовно. Он стал символом борьбы за свободу и независимость.

  8. В поэме так же присутствует противоречие индивида миру, который его окружает. Например, у  Мцыри есть цель: «Взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля…», находясь в заточении. Он мечтает увидеть другой мир, другие просторы и других людей. Хочет найти ту землю, где ему будет свободно и хорошо жить.
    Мцыри уходит не от самого себя, а от мира, который держит его в заточении. Отечество для него – истинный дар, поэтому вырваться на свободу – одна из главных целей Мцыри. Когда он сбегает из своей «тюрьмы», шумит буря, но герой считает это знаком, желает «обняться с бурей», окунуться в перемены с головой.
    Как говорит Мцыри, «три блаженных дня», которые он провел на воле, дали ему многое. Эти дни раскрывают всю натуру героя: любовь к свободе, желание жить, бороться, достигать поставленных целей.
    Лермонтов не стал делать героя романтическим. Он считает, что любовь испортит юношу. Когда Мцыри встречает грузинку у реки, он тает от ее пения, но сразу вспоминает о своей цели и закрывается от романтики. Даже здесь он не отходит от своей задачи – прийти к себе домой, туда, где можно встретиться с матерью и отцом, где можно быть собой. Он предпочитает свободу, а не любовь.
    Сражение с барсом – ключевой момент в поэме. Мцыри побеждает, но терпит поражение перед судьбой. Он умирает на чужбине, но никого не винит, считая, что во всех своих бедах виноват он сам. Умирая, он просит отнести его в сад, дабы умереть свободным.

  9. 9
    Текст добавил: Евгений Тихий

    Центральное место в поэме «Мцыри» занимает образ главного героя, самого Мцыри. Трактуется он необычно. Нет четких внешних признаков, каких-то индивидуальных черт, загадочности, что обычно присваивают романтическим героям. Зато превосходно передано состояние души Мцыри. Нам показываются не только поступки героя, но и объясняется, отчего это происходит. Мцыри мечтает о простом человеческом понимании и очень хочет быть услышан хоть кем-то.В поэме так же присутствует противоречие индивида миру, который его окружает. Например, у  Мцыри есть цель: «Взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля…», находясь в заточении. Он мечтает увидеть другой мир, другие просторы и других людей. Хочет найти ту землю, где ему будет свободно и хорошо жить.Мцыри уходит не от самого себя, а от мира, который держит его в заточении. Отечество для него – истинный дар, поэтому вырваться на свободу – одна из главных целей Мцыри. Когда он сбегает из своей «тюрьмы», шумит буря, но герой считает это знаком, желает «обняться с бурей», окунуться в перемены с головой.Как говорит Мцыри, «три блаженных дня», которые он провел на воле, дали ему многое. Эти дни раскрывают всю натуру героя: любовь к свободе, желание жить, бороться, достигать поставленных целей.Лермонтов не стал делать героя романтическим. Он считает, что любовь испортит юношу. Когда Мцыри встречает грузинку у реки, он тает от ее пения, но сразу вспоминает о своей цели и закрывается от романтики. Даже здесь он не отходит от своей задачи – прийти к себе домой, туда, где можно встретиться с матерью и отцом, где можно быть собой. Он предпочитает свободу, а не любовь.  Сражение с барсом – ключевой момент в поэме. Мцыри побеждает, но терпит поражение перед судьбой. Он умирает на чужбине, но никого не винит, считая, что во всех своих бедах виноват он сам. Умирая, он просит отнести его в сад, дабы умереть свободным.

  10. Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”)

    Автор: Лермонтов М.Ю.
    Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.
    Однажды русский генерал
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез.
    Тот занемог, не перенес
    Трудов далекого пути;
    Он был, казалось, лет шести…
    …Он знаком пищу отвергал
    И тихо, гордо умирал.
    Из жалости один монах
    Больного призрел…
    Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.
    …Уже хотел во цвете лет
    Изречь монашеский обет,
    Как вдруг однажды он исчез
    Осенней ночью. Темный лес
    Тянулся по горам кругом.
    Три дня все поиски по нем
    Напрасны были, но потом
    Его в степи без чувств нашли…
    Он на допрос не отвечал…
    …Тогда пришел к нему чернец
    С увещеваньем и мольбой;
    И, гордо выслушав, больной
    Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил…
    Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха:
    Я мало жил, и жил в плену.
    Он стремился узнать свободную жизнь,
    «Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны как орлы».
    Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы.
    Я никому не мог сказать
    Священных слов «отец» и «мать».
    Я видел у других
    Отчизну, дом, друзей, родных,
    А у себя не находил
    Не только милых душ – могил!
    Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было.
    Я молод, молод…Знал ли ты
    Разгульной юности мечты?
    Что за нужда? Ты жил, старик!
    Тебе есть в мире что забыть,
    Ты жил,- я также мог бы жить!
    Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком.
    …Я сам, как зверь, был чужд людей
    И полз и прятался как змей.
    И все природы голоса
    Сливались тут; не раздался
    В торжественный хваленья час
    Лишь человека гордый глас.
    …И я висел над глубиной.
    Но юность вольная сильна,
    И смерть казалась не страшна!
    Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель.
    «И вспомнил я отцовский дом…»
    Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.
    Но верь мне, помощи людской
    Я не желал…Я был чужой
    Для них навек, как зверь степной;
    И если б хоть минутный крик
    Мне изменил – клянусь, старик,
    Я б вырвал слабый мой язык.
    Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.
    Но что ж? Едва взошла заря,
    Палящий луч ее обжег
    В тюрьме воспитанный цветок…
    Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю.
    Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
    Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.

  11. Лермонтов показывает нам Мцыри, как противоречивую личность. Слабый и робкий с наружи, сильный и непокорный внутри. В монастыре у Мцыри не было друзей. Он практически ни с кем не общался. Мцыри жил смутными воспоминаниями о родном доме. Мальчик мечтал вновь увидеть своего отца – могучего и сильного воина, услышать песни своих сестер. Мцыри был не тем человеком, который, приклонив колено, будет просить у господа милости. Скорее всего, из него вырос бы храбрый воин, который совершил бы немало подвигов.
    И вот в один из дней, Мцыри решается на побег из монастыря. В это время на город обрушилась страшная гроза. Мцыри не последовал за остальными в укрытие, он бежал на восток, в сторону своего дома. За те три дня, которые мальчик провел на свободе, он увидел другую жизнь. Мцыри чувствовал себя частью природы и наслаждался этим. Он не предал свою детскую клятву, Мцыри шел домой. Его не остановила ни встреча с грузинской девушкой, которая очаровала его своей красотой, ни схватка с барсом, из которой Мцыри вышел победителем.
    К сожалению, судьба распорядилась иначе. Израненный и изнеможенный Мцыри вышел к тому монастырю, из которого бежал три дня назад.
    Перед смертью Мцыри скажет, что ни на минуту не пожалел о своем поступке, что по-настоящему ощутил жизнь только в эти три дня. Он жалел о том, что не смог осуществить свою детскую клятву. Мцыри был сломлен физически, но не духовно. Он стал символом борьбы за свободу и независимость.

  12. 12
    Текст добавил: мечтающий пацан

    Поэма «Мцыри» является одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова. В своем произведении рисует образ бесстрашного юноши, который отказывается от личного благополучия во имя идеала свободы. Продолжая традиции поэтов-декабристов, автор сочетает в поэме идеи патриотизма и свободы. Эти две идеи для Лермонтова нераздельны: в одну, но «пламенную страсть» где сливается любовь героя к родине и жажда воли. Мцыри, оказавшись в монастыре, чувствует себя рабом, узником, заточенным в тюремные застенки. И единственной страстью его становится стремление к воле, желание «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Поэт рисует нам короткие дни <* настоящей жизни» героя на свободе. Мы видим перед собой интересного, страстного, но немного непривычного героя. Мцыри не похож на героев-борцов,образы которых часто создавались и самим Лермонтовым, и другими авторами. Не похож он и на простого мечтательного романтика. Герой поэмы искренне любит родину, любит ее природу, тоскует по родным пейзажам и дорогим могилам. Но главное в его любви - стремление отстоять свободу для своей отчизны.Ему, к сожалению, не дано было судьбой счастье испытать упоение битвой. Но всеми своими чувствами, всей своей натурой Мцыри - воин. «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда», - с гордостью говорит юноша. Крепкая воля героя непрерывно закалялась в трагическом одиночестве в монастыре. С наибольшей силой и яркостью мужественный характер и душевная стойкость Мцыри проявляются в схватке с барсом.Лермонтов избирает особый способ раскрытия характера героя. Для того чтобы подчеркнуть его главные черты, нарисовать цельный образ, поэт широко использует картины природы. Как средство раскрытия характера героя введен в произведение и кавказский пейзаж.Автор подчеркивает, что только в единении с природой Мцыри ощущает себя счастливым и раскрепощенным. На фоне природы открываются все потаенные стремления, мысли, способности героя. Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайны птичьих песен, загадки их веселого щебетания. Ему становится понятным спор потока с камнями, думы разъединенных скал, мечтающих о встрече. Обостренный взор юноши замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса. И герою кажется, что его «прилежный взор» мог бы видеть через прозрачную синеву неба полет ангелов.Для того чтобы усилить впечатление от образа Мцыри, помочь читателю разобраться в тонкостях его души, поэт использует и особую, энергичную и резкую ритмику стиха.Белинский писал об этой особенности: «Упругость, энергия и звучание, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Стремление как можно глубже раскрыть этот удивительный, неординарный характер заставило автора выбрать для своего произведения и характерную для многих романтических поэм форму исповеди.Именно в рассказе-исповеди сумрачный и одинокий Мцыри, полный пламенных страстей, рвущийся пусть к короткой, но свободной жизни, раскрывает перед нами свое сердце. При этом рассказ его насыщен обильными метафорами, образами огня, страстности, что позволяет глубоко проникнуть в душу героя, понять его страдания и стремления. Создавая своего героя, М. Ю. Лермонтов стремился как можно более ярко высказать решительный протест против, насилия над личностью, воспитать в читателях искреннюю, глубокую любовь к своей родине, призвать людей к борьбе за свои права и поэт нашел самые яркие, самые эффективные методы и приемы для воплощения своей идеи. Образ гордого, свободолюбивого Мцыри живет еще не одно поколение читателей, и никогда не утратит своей свежести, яркости и актуальности.

  13. Главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» послушник, готовившийся стать монахом. Мцыри – романтический герой, который большую часть своей жизни провёл вдали от родины в монастыре. Всю свою жизнь ему хотелось вернуться домой, и однажды он решился на это.
    «Как вдруг однажды он исчез
    Осенней ночью. Темный лес
    Тянулся по горам кругом.
    Три дня все поиски по нём
    Напрасны были, но потом
    Его в степи без чувств нашли
    И вновь в обитель принесли.»
    Умирая, герой захотел исповедаться, но вместо этого он рассказал, как провёл эти три дня. Мцыри рассказал – чего он хотел больше всего в жизни.
    « Хотя на миг когда–нибудь
    Мою пылающую грудь
    Прижать с тоской к груди другой,
    Хоть незнакомой, но родной.»
    Мцыри хотел вернуться на родину – Кавказ. И ради этого он ушёл из монастыря. В первый день Мцыри ощутил на себе всю красоту природы – того, чего он никогда не видел. Он видел всё в первый раз и наслаждался этим. Во второй день героя захватила красота женщины – молодой грузинки. Ведь в монастыре он не мог видеть женской красоты. Мцыри хотелось остаться с ней – это было одно из его желаний, но он понимал, что если он останется с грузинкой, то путь домой будет закрыт для него навсегда. Любовь к родине была сильнее, и наш герой продолжает свой путь. Вскоре Мцыри заблудился в лесной чаще, потеряв из виду Кавказ. Дорогу обратно он не мог найти, потому что его никто не учил ориентироваться в лесу.
    «И вот дорогою прямой
    Пустился, робкий и немой.
    Но скоро в глубине лесной
    Из виду горы потерял
    И тут с пути сбиваться стал.»
    На пути Мцыри становиться ещё одно препятствие – барс, и в этой схватке он показывает природную силу, храбрость, мужество и отвагу. Он вырвал победу, но это досталось ему большой ценой – ценой смертельной раны.
    « Ты видишь на груди моей
    Следы глубокие когтей;
    Ещё они не заросли
    И не закрылись, но земли
    Сырой покров их освежит
    И смерть навеки заживит.»
    Собрав остатки сил, Мцыри пошёл дальше. И вскоре он увидел тот монастырь, в который его привезли в детстве, и в котором он провёл долгие годы в заточении. До самой смерти Мцыри не покидала мысль о родине и свободе.
    «Прощай отец… дай руку мне
    Ты чувствуешь, моя в огне…
    Знай, этот пламень с юных дней,
    Таился, жил в груди моей;
    Но ныне пищи нет ему…»
    Чувствуя конец, он хотел одного, чтобы его похоронили в саду, где виден Кавказ.
    Очень жаль, что он так и не дошёл до своей родины. Можно подумать, что весь трудный опасный путь Мцыри был зря. Но это не так, благодаря этим трём дням он открыл для себя новые чувства и ощущения. Его сердце с первого дня заточения рвалось на свободу, на подвиги, на родину. И Мцыри совершил подвиг, почувствовал вкус свободы. Умирает тело, но не сломлен дух.

  14. Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.
    Однажды русский генерал
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез.
    Тот занемог, не перенес
    Трудов далекого пути;
    Он был, казалось, лет шести…
    …Он знаком пищу отвергал
    И тихо, гордо умирал.
    Из жалости один монах
    Больного призрел…
    Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.
    …Уже хотел во цвете лет
    Изречь монашеский обет,
    Как вдруг однажды он исчез
    Осенней ночью. Темный лес
    Тянулся по горам кругом.
    Три дня все поиски по нем
    Напрасны были, но потом
    Его в степи без чувств нашли…
    Он на допрос не отвечал…
    …Тогда пришел к нему чернец
    С увещеваньем и мольбой;
    И, гордо выслушав, больной
    Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил…
    Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха:
    Я мало жил, и жил в плену.
    Он стремился узнать свободную жизнь,
    «Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны как орлы».
    Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы.
    Я никому не мог сказать
    Священных слов «отец» и «мать».
    Я видел у других
    Отчизну, дом, друзей, родных,
    А у себя не находил
    Не только милых душ – могил!
    Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было.
    Я молод, молод…Знал ли ты
    Разгульной юности мечты?
    Что за нужда? Ты жил, старик!
    Тебе есть в мире что забыть,
    Ты жил,- я также мог бы жить!
    Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком.
    …Я сам, как зверь, был чужд людей
    И полз и прятался как змей.
    И все природы голоса
    Сливались тут; не раздался
    В торжественный хваленья час
    Лишь человека гордый глас.
    …И я висел над глубиной.
    Но юность вольная сильна,
    И смерть казалась не страшна!
    Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель.
    «И вспомнил я отцовский дом…»
    Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.
    Но верь мне, помощи людской
    Я не желал…Я был чужой
    Для них навек, как зверь степной;
    И если б хоть минутный крик
    Мне изменил – клянусь, старик,
    Я б вырвал слабый мой язык.
    Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.
    Но что ж? Едва взошла заря,
    Палящий луч ее обжег
    В тюрьме воспитанный цветок…
    Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю.
    Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
    Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *