Сочинение на тему мильон терзаний

13 вариантов

  1. Комедию Грибоедова «Горе от ума» поистине можно считать бессмертной, ведь она показала нам не только особенности жизни русского дворянства, но и подняла проблемы, которые характерны для современного общества. Это произведение будет актуально пока общество будет наполнено желанием обогатиться, обманом и лицемерием, желанием нажиться на других, достижением своей цели любыми средствами и методами, пока будут люди готовые прислуживать и угождать другим. Все эти пороки человечества ярко описаны в произведении Грибоедова.
    Писатель через плеяду образов Фамусова, Скалозуба, Молчалина и других показал утопичность идей и желаний представителей «века минувшего».
    Единственным человеком, который пытался противостоять этим людям, был Чацкий.
    Он вернулся в дом, где прошло его детства, ведомый чувством любви к Софье. Человеку, который был дорог Чацкому, который разделял его взгляды на жизнь и поддерживал. Но что он там увидел? Софья стала другим человеком, теперь ей нравятся такие люди, как Молчалин. К Чацкому она не испытывает никаких чувств, кроме раздражительности. Их прежние отношения называет детской забавой.
    Чацкий пытается найти причину этих кардинальных изменений и возродить былые чувства, но Софья остается холодна к молодому человеку. С этого момента и начинается личная трагедия Чацкого, которая вылилась в конфликт с фамусовским обществом.
    Молодой человек в одиночку пытается сломать старую систему, он борется за изменения в жизни, за воскрешение былой любви. Его личные отношения переплетаются с общественными, и в этот момент, по словам Гончарова, Чацкий переживает «мильон терзаний».
    Меняется и эмоциональное состояние главного героя произведения. Если в начале произведения мы видим Чацкого, как уравновешенного и логичного человека, то в доме Фамусова его мысли начинают путаться, высказывания становятся противоречивыми и не логичными. Как результат, о молодом человеке начинают ходить слухи о его сумасшествии.
    Чацкий под гнетом «мильона терзаний», не понимая того, усиливает эти слухи. Он говорит:
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!
    В образе Чацкого писатель показал нам человека, сумевшего в одиночку выступить против фамусовского общества и обвинить его в лицемерии, предательстве, лжи. Он показал, что на место старого всегда придет новое, как бы оно не сопротивлялось. Такие люди, как Чацкий обязательно найдут свое место в жизни и построят новую жизнь.

  2. Из всех героев пьесы это наиболее живая личность, по словам самого автора, «немного повыше прочих», сильнее и глубже дру­гих. Он молод, но уже многб успел в жизни. Он путешествовал, учился, читал, был в связях с министрами и разошелся. Он многое повидал и обо всем составил свое собственное мнение. С момента своего появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим действующим лицам, являясь «воз­мутителем спокойствия» размеренной, устоявшейся жизни фаму-совского общества.
    Но, в то же время, Чацкий — не «железный» борец за «истину и благо, долг и честь», он живой человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Пылкость натуры часто мешает ему сохранить душевное равновесие и хладнокровие («Ум с сердцем не в ладу», — говорит герой сам о себе). Он — благородный сумасброд, яркая личность, мятущийся мыслитель, его сердце «не терпит немоты», и эти ка­чества проявляются во всем, и особенно в том, как он любит и как ненавидит. Так, например, любовь Чацкого к Софье — чувство искреннее, горячее, в нем нет скрытности и фальши («И все-таки я вас без памяти люблю», — признается он при первом же появле­нии). Узнав о том, что Софья предпочла ему Молчалина, Чацкий искренне негодует:
    Но есть ли в нем та страсть ?то чувство ? пылкость та?
    Чтоб, кроме вас, ему мир целый
    Казался прах и суета?
    В нем самом есть и чувство, и пылкость, и страсть, но, несмот­ря на это, его постигло разочарование в любви. Софья, которая при своих хороших душевных задатках все же принадлежит к фа-мусовскому обществу, не может полюбить Чацкого, который скла­дом своего ума и души противостоит этому миру. Но личная драма не сломила нашего героя, а только усложнила общественную дра­му, ожесточив его против всей дворянской Москвы.
    Чацкий пламенно любил родину, но он любил Россию народ­ную, а не государство царей, помещиков и чиновников. И эталю-бовь к родине пробуждала в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Он резко отличается от всего московского общества, над Жизнью и времяпрепровождением которого посмеивается:
    Не эти ли грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве…
    Да и кому в Москве не зажимали рты
    Обеды, ужины и танцы ?
    Он презирает все пошлое и отжившее, людей, чей идеал «уме­ренность и аккуратность», ненавидит рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество и низкопоклонство, способность
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
    Подставить стул, поднять платок.
    Речь его полна остроумия: в разговоре он так и сыплет острота­ми, подмечая изъяны и недостатки в людях и обществе. Но остает­ся непонятым. Та же Софья, в которой он видел единомышленни­цу, задает ему вопрос:
    Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?
    Ошибкою ? добро о ком-нибудь сказали ?
    А Фамусов — главный противник Чацкого, ярый защитник са­модержавно-крепостнических порядков, и вовсе объявил его опас­ным человеком, записал в карбонарии: «Он вольность хочет про­поведать!., властей не признает!.. Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам». Против таких кре­постников, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в знаме­нитом монологе «А судьи кто?..».
    Но он не понят и почти одинок. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить их привычный жизненный уклад. Любимая девушка, предпочтя ему другого, ра­нит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Чацкий вытолкнут из фамусовского общества. Не найдя ни в ком «сочувствия живого», ему остается только уехать, увозя с собой лишь «мильон терзаний». Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение героя. Хотя он похож налиш-него человека, одинокого протестанта, мечтателя, все же его ум, его убеждения сильны. Высказав их горячо и страстно, Чацкий на­носит жесткий удар фамусовскому обществу, поэтому он — побе­дитель, а не побежденный.
    Роль Чацкого, по определению И. А. Гончарова, безусловно «страдательная», но в то же время, «победительная», «„.Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смер­тельный удар качеством силы свежей». Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи, его образ будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет «начинать новый век».
    Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту све­жую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была непреодолима.[/sms]

  3. В комедии «Горе от ума» Грибоедов описал консервативное московское общество. Его противостояние с представителем молодого поколения, который вернулся из Европы.
    Чацкий приехал из Европы, где он путешествовал несколько лет. За это время он успел узнать много нового. Он получил блестящее образование, он понимает необходимость прогресса. Он не хочет стоять на месте, он хочет расти и развиваться дальше. Он хочет работать в том направлении, в котором сможет принести максимальную пользу обществу и государству. Он обладает живым и острым умом, у него колкий язык. Он не может сидеть на одном месте.
    В московском же обществе его не понимают и не принимают. Софья не принимает его чувств. Фамусов и его гости не принимают его политические взгляды. Для них он смерч, который грозит разрушить все на своем пути. Они не понимают того, как не выслуживаться перед власть имущими, как не продвигать по службе своих родственников и знакомых.
    По причине этого непонимания и происходят все терзания Чацкого. Софья отвергает его любовь. Чацкий вынужден искать того, кто отбил у него Софью. Фамусов считает его «якобинцем», он отталкивает юношу, хотя вначале заменил ему отца.
    Гости Фамусова тоже не приемлют общество Чацкого. К тому же с легкой руки Софьи, его начинают считать сумасшедшим и стараются поскорее уйти от общения с ним.
    Чацкий не выдержал всего этого и уехал. Он слишком живой для этого общества. Он уехал с «мильоном терзаний», но эти терзания заставят измениться то общество, в котором он жил.

  4. “Мильон терзаний” Чацкого
    А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию “Горе от ума” нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина “Евгением Онегиным”, так как “Евгений Онегин” стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.
    Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития современного им общества.
    Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, “из дальних странствий возвратясь”, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
    Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: “Ребячество!”. С этого начинается личная драма молодого человека, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых “воинов”, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
    Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки: Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал, сто человек к услугам.
    Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего “службы делу, а не лицам”. Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями.
    Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается “мильон терзаний” по меткому выражению Гончарова.
    Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе: Нет, нынче свет уж не таков… Вольнее всякий дышит И не спешит вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.
    То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.
    Под тяжестью “мильона терзаний” он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них: Сума сошел, ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть… С чего б взяла она! Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина: Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час пробыть успеет, Подышит воздухом одним, Ив ком рассудок уцелеет… Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету Где оскорбленному есть чувству уголок! В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.
    Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  5. Софья Фамусова – довольно противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». В своём сочинении я попробую объяснить, почему Софья весьма многогранный герой.
    Начну с того, что имя «Софья» означает «мудрость». Зная Грибоедова, мы может с уверенностью сказать, что имя он подобрал неслучайно, так как широко использовал «говорящие» имена и фамилии. И действительно, мы не можем не признать героиню мудрой, по крайней мере – в некоторой степени. Ведь сколько изворотливости ей пришлось применить, чтобы скрыть свой роман с Молчалиным! Да и по диалогам и монологам видно, что Софья весьма не глупа, я бы даже сказала, что остроумна. Но она, как и Чацкий, несколько лишена такта, и на этом фоне вся её «мудрость» становится совершенно незаметной. Её поведение с другом детства не заслуживает одобрения. Как девушка умная, она могла бы просто объяснить ситуацию, но героиня избрала другой путь. Но всегда ли Софья была такой? Чтобы разобраться, нам следует заглянуть в её детство.
    Как писал автор, она воспитывалась вместе с Чацким. Дети крепко дружили, ведь у них были схожи взгляды на жизнь. Но потом Чацкий уезжает, и девушка остаётся в доме получать хорошее по тем временам образование. А именно, ей привили любовь к моде, к чтению французских романов, лицемерию… В общем, из Софьи получилась типичная девушка её возраста, умеющая себя вести в обществе и мечтающая о тайных свиданиях с воздыхателем. И она находит себе объект для любви. Им, как мы узнаём, являлся Молчалин. Героиня наделяет его романтическими чертами, мечтает устроить ему судьбу. Главное, что в своих чувствах она являет себя настоящую, пусть и любовные шаблоны несколько «книжные». Софья действительно любила Молчалина, невзирая на все мешающие им обстоятельства. Она обманывала отца, лицемерила при посторонних, отвергла Чацкого. И это является большим доказательством её чувств. Но мы не имеем права осуждать или поощрять её поступки. Ведь тяжело жить на грани риска! Отсюда мы можем лицезреть, что любовь к Молчалину – одна из крупных составляющих «мильона терзаний» Софьи.
    Другой крупной составляющей является, безусловно, Чацкий. Вернее, его в приезд в ненужный момент. Он никак не мог понять, что за время его отъезда изменилось многое, и из-за этого происходят проблемы. Софья не в состоянии сообразить, как правильно вести себя с другом детства. Ведь Чацкий в упор не замечает, что перед ним уже не прежняя Софья, а светская дама. И нашей героине приходится избегать с ним встреч, поддерживать разговор довольно холодно и недоговаривать. В придачу к проблемам, которые вызвал Чацкий, Фамусов решает подобрать для дочери жениха самостоятельно. Можно вообразить, как жилось тогда Софье!
    Также отдельно нужно отметить заключительную сцену, Софья повела себя действительно мужественно. Она не стала искать причину в других, а целиком и полностью обвинила себя. Она осознала всю неправильность предыдущих поступков; девушка была жестоко разочарована в Молчалине, ведь на её глазах произошло разоблачение «героя – любовника». Осознав всё это, она с покорностью принимает отцовскую кару. Это демонстрирует, что она всё-таки сильная личность, пусть и не является явно положительной героиней. Это и делает её приближенной к реальности. Автор смог описать персонажа, которому свойственны естественные противоречия.
    И ещё несколько слов, я считаю, что Софью можно легко понять. Ведь представьте, каково это жить, зная, что тебя выдадут замуж за того, у кого чин выше и душ больше. Её душа подсознательно жаждала освобождения, выхода, но наткнулась только на жестокого Молчалина. Во всём вышеописанном и состоит «мильон терзаний» Софьи Фамусовой. Типичная светская девушка того времени с одной стороны и страстная натура, жаждущая любви и хорошей жизни – с другой.
    Надеюсь, что мне удалось хоть чуть-чуть объяснить свою точку зрения и показать суть «мильона терзаний» Софьи Фамусовой.

  6. Главная
    Сочинения
    Сочинения по произведениям Александра Грибоедова
    Сочинения по произведению “Горе от ума”
    «Миллион терзаний» Чацкого
    «Миллион терзаний» Чацкого
    Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» раскрывает важную проблему – гуманизм. На этом основан конфликт произведения, конфликт между Чацким и фамусовским обществом. С одной стороны, может показаться странным – искать проблему гуманизма в таком резком противопоставлении главного героя произведения Грибоедова с обществом Москвы. Но ведь все скрыто во взглядах и убеждениях Чацкого и Фамусова с его окружением. Согласимся с Гончаровым, что у Чацкого есть сердце и что он честен. От себя же добавим, что этот человек преисполнен благородства, ему присущ высокий ум и, главное, любовь к людям.
    Проблема гуманизма была актуальна в эпоху Возрождения. Вспомним Гамлета с его мучительными терзаниями. В русской литературе девятнадцатого века внимание читателя приковано к личности, иначе Грибоедов не использовал бы прием противопоставления. Личность Александра Андреевича Чацкого с его внутренними противоречиями находится в центре комедии. Поэтому автор представил перед читателями человека своей эпохи, своего времени.
    Но зачем Грибоедову понадобилось противопоставлять героев как носителей мировоззрения разных эпох? Затем, чтобы отдать современности «миллион терзаний». Автор хотел сказать: «Не пришло то время, когда жил покойник дядя Максим Петрович, такие люди, как Чацкий, всегда будут отдавать обществу свою любовь, а взамен получать терзания». И проблема даже не в том, что Чацкий одинок. Ни Софья не отвечает ему взаимностью, ни Молчалин не понимает его, ни множество гостей дома Фамусова не отдают дань уважения Чацкому. Более того, распространяется слух о его сумасшествии. Ну, совсем как у Шекспира! Что оставалось делать молодому человеку, преисполненному стремлением служить делу, а не прислуживать мелким и ничтожным людям? Единственно правильный выход из этого положения – уехать далеко, что, собственно, Чацкий и сделал. Примириться с этим лицемерным миром он не смог бы. Слишком высоко Александр Андреевич находится над ними. Хотя в комедии все время говориться о падении. Чацкий рассказывает, как падал много раз, Скалозуб вспоминает о наезднице-вдове, княгине Ласовой, Репетилов вспоминает, как переступал через порог и упал. Наконец, Молчалин свалился с лошади. Вот оно – «падшее» общество. Одному лишь Александру Андреевичу Чацкому удалось подняться на ноги, сохранить равновесие и, не найдя ни в ком «сочувствия живого», уехать, увозя с собой миллион терзаний. Как точно выразился критик и публицист Иван Гончаров!
    Роль Чацких неизменна. Вновь и вновь будут они сталкиваться с жизненными противоречиями. А причина их несчастий проста – высокий ум, и гордое стремление, и, может быть, глубокий гуманизм. Когда уже все это будет жить в обществе?

  7. Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышет воздухом одним,
    И в нём рассудок уцелеет.
    А.С. Грибоедов
    По мнению В.Г. Белинского, “Горе от ума” – это благороднейшее создание гениального человека. А И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал: “Горе от ума” – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.” И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.
    В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу “века нынешнего” с “веком минувшим”, Чацкого и фамусовского общества.
    В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия – “обеды, ужины и танцы”. И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.
    В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: “умеренность” и “аккуратность”. При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди “мучителей”, оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.
    Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда “от матерей, отцов отторженных детей” сгоняют “на крепостной балет”, чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют на “борзые три собаки”. Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве.
    И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие “там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть”. И такой человек как Чацкий, который в науки “вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным” навсегда будет изгнан из такого общества.
    Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”. Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как “дядюшка Максим Петрович”, потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о “подлейших чертах прошедшего житья” и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: “Служить бы рад – прислуживаться тошно”.
    В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с “московскими” невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.
    Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих “чудаком”, “странным человеком”, а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к “свободной жизни”, “к занятиям наукой и искусством” и требует “службы делу, а не лицам”. Трагедия Чацкого – это трагедия “ума, алчущего познаний”. Комедия даёт Чацкому только “мильон терзаний”. Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема:
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскоблённому есть чувству уголок.
    Карету мне, карету!
    По словам И.А. Гончарова, “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей…Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум”.

  8. Мильон терзаний Чацкого.
    Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышет воздухом одним,
    И в нём рассудок уцелеет.
    А.С. Грибоедов.
    По мнению В.Г. Белинского, Горе от ума это благороднейшее создание гениального человека. А И.А. Гончаров в своей статье Мильон терзаний писал: Горе от ума есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия. И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.
    В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу века нынешнего с веком минувшим, Чацкого и фамусовского общества.
    В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия обеды, ужины и танцы. И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.
    В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: умеренность и аккуратность. При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди мучителей, оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.
    Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда от матерей, отцов отторженных детей сгоняют на крепостной балет, чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют на борзые три собаки. Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве.
    И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть. И такой человек как Чацкий, который в науки вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным навсегда будет изгнан из такого общества.
    Чацкий это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, не требуя ни мест, ни повышенья в чин. Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как дядюшка Максим Петрович, потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о подлейших чертах прошедшего житья и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: Служить бы рад прислуживаться тошно.
    В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с московскими невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.
    Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих чудаком, странным человеком, а потом просто безумцем. Чацкий рвётся к свободной жизни, к занятиям наукой и искусством и требует службы делу, а не лицам. Трагедия Чацкого это трагедия ума, алчущего познаний. Комедия даёт Чацкому только мильон терзаний. Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема:
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскоблённому есть чувству уголок.
    Карету мне, карету!
    По словам И.А. Гончарова, Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей…Чацкий начинает новый век и в этом всё его значение и весь ум.

  9. А.С.Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию «Горе от ума» нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А.С.Пушкина «Евгением Онегиным», так как «Евгений Онегин» стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет сов-ременным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислужи-ваться.
    Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума». Грибоедов создает це-лую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Ска-лозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты разви-тия современного им общества.
    Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софьи, своей возлюбленной. Но , вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень силь-ные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
    Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: «Ребячество!».
    С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии ста-рых «воинов», начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
    Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу об-раза и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки:
    Максим Петрович: он не то на серебре,
    На золоте едал; сто человек к услугам.
    Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего «службы делу, а не лицам». Любов-ный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а обществен-ная осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается «мильон терзаний» по меткому выражению Гончарова.
    Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство.
    Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:
    Нет, нынче свет уж не таков…
    Вольнее всякий дышит
    И не спешит вписаться в полк шутов,
    У покровителей зевать на потолок.
    Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
    Подставить стул, поднесть платок.
    То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог – следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.
    Под тяжестью «мильона терзаний» он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них:
    С ума сошел, ей кажется, вот на!
    Недаром? Стало быть…
    С чего б взяла она!
    Но Чацкий не только не опровергает слухи, но, всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену проща-ния с Софьей и разоблачения Молчалина:
    Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами час побыть успеет, подышит воздухом одним,
    И в ком рассудок уцелеет…
    Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок,
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету
    Где оскорбленному есть чувству уголок!
    В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда – правда его отношения к фамусовскому об-ществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам – яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.
    Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

  10. Текст сочинения:
    “Мильон терзаний” Чацкого
    А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию “Горе от ума” нельзя поставить в один ряд с бессмер?ным ?ворением А. С. Пушкина “Евгением Онегиным”, так как “Евгений Онегин” стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезну? карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе буду? господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока буду? живы охотники угождать и прислуживаться.
    Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмер?ной комедии Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и ?.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные чер?ы разви?ия современного им общества.
    Но всем э?им героям в одиночку противостои? главный герой комедии
    – Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, “из дальних странствий возвратясь”, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не люби? Чацкого.
    Пытаясь най?и ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попы?ки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: “Ребячество!”. С этого начинается личная драма молодого человека, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых “воинов”, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
    Он сталкивается с самим Фамусовым и спори? с ним по поводу образа и пу?и жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки: Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал, сто человек к услугам.
    Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего “службы делу, а не лицам”. Любовный и социальный конфликты соединяю?ся, становясь единым целым. Для героя личная драма зависи? от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается “мильон терзаний” по меткому выражению Гончарова.
    Состояние неопределенности в жизни приводи? его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:
    Нет, нынче свет уж не таков… Вольнее всякий дыши? И не спеши? вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.
    То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаю?ся. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог – следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.
    Под ?яжестью “мильона терзаний” он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажу?ся необоснованными, но весь свет говори? о них: Сума сошел, ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть… С чего б взяла она!
    Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, под?верждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:
    Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час пробыть успеет, Подыши? воздухом одним, Ив ком рассудок уцелеет… Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету Где оскорбленному есть чувству уголок!
    В порыве страсти наш герой не раз греши? против логики, но во всех его словах есть правда – правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не бои?ся говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам – яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.
    Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяю? до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пу?и Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и ?ише буду? звучать их голоса.
    Права на сочинение “”Мильон терзаний” Чацкого” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  11. А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию “Горе от ума” нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, так как “Евгений Онегин” стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства
    начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.
    Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума”. Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все негативные черты современного им общества.
    Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, “из дальних странствий возвратясь”, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
    Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: “Ребячество!”
    С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение его со всем фамусовским обществом. Главный герой один выступает против армии старых “воинов”, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
    Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность образа жизни своего дядюшки:
    Максим Петрович: он не то на серебре,
    На золоте едал; сто человек к услугам.
    Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего “службы делу, а не лицам”. Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная драма осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого, и в результате он переживает “мильон терзаний”, по меткому выражению Гончарова.
    Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:
    Нет, нынче свет уж не таков…
    Вольнее всякий дышит
    И не спешит вписаться в полк шутов…
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
    Подставить стул, поднять платок, –
    то в монологе на балу в доме Фамусова проявляется вся неуравновешенность его души и ума. Он выставляет себя на посмешище, от него все шарахаются. Но вместе с тем его образ очень трагичен: весь его монолог — следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.
    Под тяжестью “мильона терзаний” он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет только и говорит:
    С ума сошел, ей кажется, вот на!
    Недаром? Стало быть… с чего б взяла она!
    Однако Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, в сцене на балу, потом в сцене прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!
    В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда — правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам — яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.
    Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своем неприятии фамусовского общества и в любом случае найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких чацких на пути Фамусовых, молчалиных и репетиловых, тем слабее и тише будут звучать голоса последних.

  12. А.С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию “Горе от ума” нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина “Евгением Онегиным”, так как “Евгений Онегин” стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться. Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития современного им общества.
    Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, “из дальних странствий возвратясь”, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
    Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: “Ребячество!” С этого начинается личная драма молодого человека, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых “воинов”, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки:
    Максим Петрович: он не то на серебре,
    На золоте едал, сто человек к услугам.
    Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего “службы делу, а не лицам”. Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается “мильон терзаний” по меткому выражению Гончарова. Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:
    Нет, нынче свет уж не таков…
    Вольнее всякий дышит
    И не спешит вписаться в полк шутов,
    У покровителей зевать на потолок.
    Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
    Подставить стул, поднесть платок.
    То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог — следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.
    Под тяжестью “мильона терзаний” он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них:
    Сума сошел, ей кажется, вот на! Недаром?
    Стало быть… С чего б взяла она!
    Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:
    Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами час пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в ком рассудок уцелеет…
    Вон из Москвы!
    Сюда я больше не ездок,
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!
    В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда — правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам — яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.
    Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

  13. А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию “Горе от ума” нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, так как “Евгений Онегин” стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства
    начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.
    Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума”. Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все негативные черты современного им общества.
    Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, “из дальних странствий возвратясь”, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
    Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: “Ребячество!”
    С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение его со всем фамусовским обществом. Главный герой один выступает против армии старых “воинов”, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
    Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность образа жизни своего дядюшки:
    Максим Петрович: он не то на серебре,
    На золоте едал; сто человек к услугам.
    Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего “службы делу, а не лицам”. Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная драма осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого, и в результате он переживает “мильон терзаний”, по меткому выражению Гончарова.
    Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:
    Нет, нынче свет уж не таков…
    Вольнее всякий дышит
    И не спешит вписаться в полк шутов…
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
    Подставить стул, поднять платок, –
    то в монологе на балу в доме Фамусова проявляется вся неуравновешенность его души и ума. Он выставляет себя на посмешище, от него все шарахаются. Но вместе с тем его образ очень трагичен: весь его монолог — следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.
    Под тяжестью “мильона терзаний” он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет только и говорит:
    С ума сошел, ей кажется, вот на!
    Недаром? Стало быть… с чего б взяла она!
    Однако Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, в сцене на балу, потом в сцене прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!
    В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда — правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам — яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.
    Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своем неприятии фаму-совского общества и в любом случае найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких чацких на пути Фамусовых, молчалиных и репетило-вых, тем слабее и тише будут звучать голоса последних.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *