Сочинение на тему о русская земля уже ты за холмом

11 вариантов

  1. «Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна – он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.
    Одно несомненно – автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» – патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
    Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
    Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
    Солнце дорогу ему тьмой заступило;
    Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
    Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клектом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты…
    Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
    Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
    Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
    Земля гремит,
    Реки текут мутно,
    Прахи поля покрывают,
    Стяги глаголют!
    Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
    Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:
    Игорю-князю бог путь указывает
    Из земли Половецкой в Русскую землю,
    К златому престолу отцовскому.
    Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»
    Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».

  2. До наших дней дошёл удивительный памятник древнерусской литературы XII в. — «Слово о полку Игореве». Чем же он так велик? Кульминационное событие былины – поражение Игорева войска, — нисколько не умаляет величину «Слова…», более того, через это событие мы можем прочувствовать мужество и отвагу воинов того времени, их несломленную преданность и любовь к русской земле.
    русская земля, родная природа, Игорево войско
    Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами
    Без веры не живет русский человек. А в языческие времена обращение к неведомым силам неизбежно, и силы эти могучие таятся в родной природе. Перед вторым боем на Каяле «…кровяные зори возвещают бедствие с утра», «надвигается туча», «вспыхивают молнии». После таких предзнаменований автор конкретно не указывает на то, как ведет себя Игорь и что говорит, однако, это не мешает нам увидеть еще более ярко приблизившуюся беду. « …Стоном стонет мать-земля сырая…» — намеренный повтор корней в начале стиха усиливает впечатление.
    Сама мать-земля не выдерживает такого накала, но вместе с тем мы чувствуем неотступность, выдержку и стойкость Игорева войска – «Русский стан сомкнулся перед боем. Щит к щиту — и степь загородил». Только так – «щитом к щиту» или даже «плечом к плечу» можно поднять боевой дух, ведь не будь этого единства, войско распалось бы в считанные минуты, но за спиной русская земля, которая изливает слезы. Землю автор называет матерью, отсюда мы понимаем, что Игорь отправился защищать не только территории русские, но и жен, сестер и матерей, без которых род не может продолжаться. Как же крепка связь природы, родины и человека!
    Как природа переживает поражение Игорева войска
    Отважно начинался бой Игоря, но случилось поражение, и теперь эта степь, которую так самозабвенно охраняли воины, «поникла, жалости полна». Сама природа потеряла свое величие – «и деревья ветви приклонили». Заметим, что природа не бунтует против нанесенного ей вреда — настоящего и последующего. Она смиренно несет тяжкое бремя, проникается сожалением к сынам своим и не оставляет заботы о них. Так, при побеге из плена родная природа выводит своего воина из «пут вражеских».
    Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?
    Аллегорично описывает автор побег князя Игоря, который оборачивается то гоголем, то тростником, то соколом. Отчаянно взывает жена князя Игоря Ярославна к силам природы. Всеми мыслями и сердцем устремляется она на помощь князю. К солнцу, ветрам, Днепру княгиня обращается, как к братьям. Не будь такого самозабвенного призыва и нераздельной любви к своему краю и суженому, гораздо сложней пришлось бы возвращаться дружине и князю на родину.
    Роль рефрена «О, Русская земля! Ты уже за холмом…»
    Рефрен «О, Русская земля, ты уже за холмом!» повторяется, и оттенки чувств каждый раз несколько различны. Это и невозможность возврата, потому что решение князь принял неоспоримое. Чувствуется некоторая горечь сожаления и вины, потому что результат битвы может обернуться поражением. Иной раз слышится в этом возгласе воодушевление, которое помогает привлечь все силы, но не допустить врага за холмы и степи Руси.
    В «Слове о полку Игореве» тесно переплетаются природные явления и события жизни героев. Игорь терпит поражение, и деревья склоняют ветви. Игорь мыслью устремляется на родину, и опять же природа устраивает все так, что он остается незамеченным. Нераздельна связь между отцом и сынами. Святослав видит вещий сон после неудач дружины Игоря и изливает свое «златое слово». Отец сквозь слезы все же принимает своих сынов и прославляет их. Именно такое глубокое смирение, прощение и жертва жен, матерей, самой природы и Святослава дают силы противостоять злу и жить

  3. «Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна – он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.
    Одно несомненно – автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» – патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
    Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
    Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
    Солнце дорогу ему тьмой заступило;
    Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
    Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клектом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты…
    Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
    Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
    Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
    Земля гремит,
    Реки текут мутно,
    Прахи поля покрывают,
    Стяги глаголют!
    Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
    Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:
    Игорю-князю бог путь указывает
    Из земли Половецкой в Русскую землю,
    К златому престолу отцовскому.
    Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»
    Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».

  4. Какой хоть чуточку образованный русский человек не помнит слова из «Слова о полку Игореве»: «О, Русская земля! Ты уже за холмом?». В одних только этих строках передана вся боль и тоска русского человека по родной земле и разрыв связи с ней предвещает трагический исход похода князя Игоря.
    Так уж случилось, что на рубеже последних веков слова эти оказались пророческими для десятков миллионов русских людей, которых Россия бросила выживать на обломках советской империи. Трагедия эта осталась «за кадром» для России и россиян, и ждет еще своего Нестора. Впрочем, выдавать дежурную порцию жалоб и стенаний не входит в задачу автора, тем более не только Москва слезам не верит. В новые времена мы быстро поняли, как верна поговорка «не жди, не надейся, не проси». Полагаться русские могли только на самих себя. Россия ушла и на долгий период практически забыла о нас, а в новых государствах дружно начали строить этнократические государства, в которых русским зачастую определили место «чемодан, вокзал, Россия».
    И все же русские оказались живучим народом и сумели вжиться в новые времена. Более того, оказались в числе наиболее преуспевающих групп населения, если не говорить о Таджикистане, откуда русскую диаспору почти полностью выдавили ужасы гражданской войны. Сказать определенно, какое количество русских людей живет в новых государствах Центральной Азии невозможно, только оценочно, поскольку статистика выступает здесь в своей классической функции (есть ложь, есть большая ложь, и есть статистика). Власти, как правило, невыгодно показывать убыль русского населения. К тому же, в том же Казахстане деньги, выделенные из бюджета на перепись населения, просто-напросто растворились, а цифры нарисовали. Шуму было много, переписчики благополучно отбыли с добычей за границу, а страна осталась с нарисованными цифрами. Тем не менее, численность русских еще велика в Казахстане, заметна в Киргизии и ощущается в городах Узбекистана и Туркмении. По прошествии двух с лишним десятков лет после развала Союза можно сказать, что русские в странах ЦА сегодня живут в состоянии своего рода условной стабильности.
    За прошедшие годы значительное количество русских(5-6 миллионов) эмигрировало из стран региона, в основном в Россию, но и в Канаду, Австралию, Германию, да и много куда еще. Пик эмиграции пришелся на 90-е годы, но никогда не прекращался совсем. А в последний год-два поток переселенцев заметно оживился и связано это в первую очередь с усилением националистического прессинга.
    Как известно, Советский Союз был оплотом так называемой дружбы народов и интернационализма. И, действительно, мы могли путешествовать практически по любой части Союза и не встретить никаких проблем на национальной почве. Конечно, нельзя было говорить о райской идиллии в национальном вопросе, но правда в том, что люди разных национальностей мирно жили бок о бок. Тем разительнее молниеносная перемена в межнациональных отношениях в постсоветских государствах. Здесь мы имеем все – и просто бытовой шовинизм, самое малое из зол, и резню на этнической почве, и даже войны между постсоветскими странами.
    Стало абсолютно понятным, что при всех прочих условиях межнациональный мир в обществе может существовать только при жестком контроле государства. Ну, а поскольку курс с первых дней был взят на построение этнократических государств, то понятно, что весь советский интернационализм ушел в свисток. На словах власть продолжала говорить об интернационализме, а фактически национализм расцвел пышным цветом. По сути различия от страны к стране в этом вопросе заключались в особенностях личности первого руководителя.
    Если говорить об Узбекистане, численность населения которого превысила 30 миллионов человек, то опытнейший партократ советских времен Ислам Каримов прекрасно понимал опасность национализма и для государства, и для его собственной власти, а потому решительно и весьма жестко пресек националистическую риторику, не дав разгуляться творческой интеллигенции, этому злому демону постсоветского времени. Каримов быстро показал, кто в доме хозяин, и интеллигенция покорно исполняла заказ власти. Были, видимо, и несогласные, но с ними понятная история. Плюс ко всему русских в Узбекистане всегда было немного в процентном отношении, а сейчас и вообще 4-5 процентов от всего населения страны.
    В принципе можно говорить, что ситуация с национальным вопросом в Узбекистане достаточно спокойная для русского населения. Это не значит, разумеется, что проблем нет, но на фоне всеобщего бедственного положения населения экономическое положение русского населения не самое худшее (но назвать его приемлемым можно только с большой натяжкой). По крайней мере, в составе многомиллионной армии узбекских гастарбайтеров русских или нет, или доля их ничтожно мала. Конечно, как и для всех стран региона характерна политическая дискриминация русского населения, однако на фоне действительно бесправного положения массы коренного населения и в целом низкой общественно-политической активности русского населения этот фактор не слишком бросается в глаза. Выездные настроения в русской среде достаточно сильны, но в силу бедности населения переселение в Россию не слишком активное.
    Несколько отличается положение русского населения в Казахстане. Назарбаев также имеет большой стаж партийного руководителя, к тому же обладает харизматичной и сильной натурой. А уж в искусстве политической интриги ему мало найдется равных. Как и все его собратья по цеху, Назарбаев избрал этнократический путь развития для Казахстана, и ничего хорошего для русского населения в этом нет. Негативные последствия этого курса вылезают сейчас. Как острые предметы из мешка. Однако Назарбаева отличает мощная интуиция и умение принимать необходимые решения. Так с первых лет независимости он дал экономические права и свободы для всех, для русских в том числе. Правда, к богатствам родины были допущены только казахи, а потому особо богатых среди русских не так уж много, но благодаря свободе предпринимательства именно русские стали костяком мелкого и среднего бизнеса в Казахстане. То есть народ получил возможность навязать жирок на пупок, поползли вверх цены на недвижимость. Одно время цены на жилье в Алма-Ате сравнялись с московскими и превысили питерские. Кто сумел поймать момент, тот с легкостью купил в России жилье взамен проданного в Казахстане. Правда, бум оказался коротким.
    Оборотной стороной строительства этнократического общества оказалась колоссальная социальная дифференциация в титульной среде. Казахская верхушка, а это в основном городские казахи, сильно разжирела в новейшие времена, а определенная часть неслыханно разбогатела, в то время, как массы простых казахов так же неслыханно обнищали. Проблема здесь в том, что одновременно титульное сообщество взяло курс на возврат к родоплеменным, архаичным ценностям. Менталитет при этом таков, что народ поддерживает своих старейшин, племенных лидеров, а те в свою очередь кормят «свой» народ. Теоретически предполагалось, что богатств родины хватит на всех казахов, а на поверку жадность родовых элит опровергла эти надежды.
    В то время как другие этносы изо всех сил осваивали науку выживания при капитализме, и в итоге освоили ее худо-бедно, простые казахи оказались на дне жизни. Огромные ресурсы, вброшенные в сельское хозяйство, разворованы, сотни тысяч жителей аулов двинулись в большие города, где осели в так называемых «поясах шахидов». Огромная проблема теперь в том, что эти люди стали питательной средой для националистов, исламистов и даже террористов. Зачастую жизнь без воды, канализации и даже электричества. С плохим знанием русского языка и плохим образованием они не могут претендовать на приличное место в обществе. Социальные лифты не работают, городские казахи их презирают. Немудрено, что лозунги о виноватости во всем русских падают на плодородную почву.
    Надо сказать, что национализм в Казахстане цвел пышным цветом под крылышком государства с первых дней независимости, именно власть подкармливала националистическую прессу, лидеров, а потом к национализму скатилась и оппозиция. Назарбаев, надо сказать, ловко манипулировал жупелом национализма, запугав этой угрозой русское население, которое практически полностью безоглядно голосовало за него на выборах, как за единственного защитника. Этот момент еще более разделял русских и титульное население. В каком-то смысле для части титульного населения русские заняли традиционную нишу евреев – «если в кране нет воды…».
    Бесконечно продолжать подобную политику вряд ли было возможно, и в прошедшем политическом сезоне Назарбаев впервые заговорил о «едином народе Казахстана». Да вот проблема, националистические лидеры, которые прежде боялись всякого окрика сверху, постепенно оформились в самостоятельную политическую силу. Тот же Айдос Сарим, пользующийся репутацией придворного националиста Ак Орды, позволяет себе запредельные высказывания поперек линии власти, в частности превратился в одного из самых одиозных критиков интеграции с Россией и врага русского языка.
    Состояние русского сообщества в Казахстане двойственное. Для подавляющего большинства русских людей Казахстан – это родина, и в принципе мало кто хотел бы уезжать. Ведь это обжитые места, привычные места обитания, дом, работа, родные могилы. И в то же время практически все понимают, что будущего нет, особенно у молодежи. При этом, формально говоря, власть и значительная часть титульного населения не хотели бы лишаться русского населения. Негативные последствия процесса слишком очевидны. Тем не менее, эмиграционный процесс грозит перейтиточку невозврата. При этом ситуация такова, что русское население еще долгие годы будет жить в Казахстане в значительных количествах.
    Сходная ситуация и в Киргизии. Ведь киргизы и казахи близкородственные народы, имеющие практически очень близкие языки и зачастую родственное происхождение, обычаи и менталитет, образ жизни. В отличие от Узбекистана и Казахстана на заре независимости во главе Киргизии встал не партократ, не номенклатурщик, но просто «хороший человек» Аскар Акаев. Известный ученый, изначально честный интеллигент Акаев оказался заложником и в чем-то жертвой временных обстоятельств. Хотел, несомненно, как лучше, а получилось… плохо. А после него еще хуже – пошел обвальный процесс. Если соседи Киргизии стали авторитарными странами, где плохо ли хорошо ли была сильная централизованная власть, то в Киргизии страна оказалась без руля и без ветрил. Настоящая власть охлократии. Может быть, страна не созрела до так называемой демократии, которой столь гордилась, или сработали другие факторы, но понятно, что страна сегодня нуждается в сильном управлении.
    Что касается межнациональных отношений, то творится мало понятное в этой сфере. Можно безусловно утверждать, что из всех среднеазиатских народов киргизы самый толерантный и дружелюбный народ. Тем не менее, мы видим именно в Киргизии самые сильные проявления национализма. Наш случай еще раз со всей очевидностью говорит, что сферу межнациональных отношений способно регулировать только государство. Только безусловное выполнение Конституции страны всеми гражданами, независимо от чинов и национальностей, способно сохранять межнациональный мир. При этом хочу отметить, что народ-то по-прежнемунастроен жить в мире и согласии. За последние пару лет мне пришлось исколесить страну вдоль и поперек, и в самых глухих аулах люди радовались нашему приезду и говорили о желании мира и согласия.
    Не секрет, что в Киргизии в последнее время оказывается сильнейшее давление на русский язык. И это при том, что русский язык в стране востребован. Русские школы переполнены детьми титульной национальности. Известный факт, что именно наши сограждане получают благодаря знанию русского языка лучшую работу в России. И при этом даже из стен парламента мы слышим воинственные речи. Неудивительно, что Киргизия стала лидером среди стран региона по темпам эмиграции русского населения.
    Подытоживая разговор о русских в странах региона, можно сказать, что пока доминирует тренд на эмиграцию в той или иной мере. Вместе с тем понятно, что еще долго в регионе будут жить русские люди. Ждут ли русские чего-нибудь от России? Однозначно тут и не ответишь. За эти долгие годы мы привыкли сами обустраивать свою жизнь, Россия не слишком баловала нас своим вниманием. В то же время очевидно, что сильная Россия – это само по себе далеко не эфемерная поддержка. Кто знает, как бы формировалось отношение к русским, если бы местные элиты не держали в уме ее присутствие за плечами. По состоянию на сегодня во всех трех странах положение не простое. Лучше всего передают это состояние статьи популярных титульных авторов, например Кенже Татиля, который говорит о странной ситуации, когда в глаза улыбаются, а заглазно ненавидят. И все это совсем не просто.
    Что же в этой ситуации могла бы сделать Россия для своих соотечественников? Конечно, первое и главнейшее – это безусловное право на гражданство. Люди просто не могут понять, почему немцы, евреи и многие другие получают это гражданство практически автоматически, а русский человек продирается к гражданству, как по полосе препятствий, да еще с колючей проволокой. Вот, к примеру, Познер в своих мемуарах упоминает о факте получения французского гражданства, имея при этом гражданство России и США. В беседе с французским послом он просто упомянул о том, что родился во Франции. Посол предложил принести документы, и уже через неделю Познер получил паспорт гражданина Франции. Известно, что Германия приняла десятки тысяч русских людей и не поморщилась. Даже евреи, уж на что щепетильные к вопросам крови, признают любые крохи еврейской крови, чтобы дать гражданство Израиля и признают даже не имеющих таковой, если в Израиле живут родственники. В последнее время в России наблюдается некоторое оживление вопроса, но все более казуистического плана.
    Удивляют также ограничения на переезд по Программе, ограничивающей районы въезда. Если человек получает гражданство, то по Конституции он имеет право жить где угодно. Сейчас складывается удачная ситуация для массового переезда соотечественников на Дальний Восток, и тем более в более освоенные районы. Дайте людям землю для строительства домов и для хозяйствования, предоставьте льготы и преференции, существовавшие во времена Союза, и народ поедет. Хоть и не столыпинские времена, но и сейчас земля притягательна. А бросовой земли в России море, даже в центре России стоят умершие деревни и поля, заросшие уже лесом.
    Вопрос только в одном – нужна ли кому-нибудь Великая Россия?! Или Русская земля, ты уже от нас «за бугром»?

  5. Долго ночь меркнет
    Заря свет уронила,
    Мгла поля покрыла,
    Щекот соловьиный уснул.
    “Слово о полку Игореве”
    Свой призыв к единению, чувство единства родины автор “Слова о полку Игореве” воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. “Слово” посвящено всей Русской земле в целом. Героем произведения является не какой-либо из князей, а русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в “Слове”; он очерчен автором легко и свободно. “Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую”. Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь “стана не знаема”, синее море, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина… а из городов — Корсун, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов… — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Обширность родной земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях.
    “Не буря соколов занесла
    через поля широкие — стаи галок бегут ”
    к Дону великому”.
    Или так бы начать тебе петь,
    Вещий Баян,
    Белесое внук:
    “Кони ржут за Сулой —
    Звенит слава в Киеве:
    трубы трубят в Новгороде —
    стоят стяги в Путивле!”
    Обширные пространства родины, в которых разворачивается действие “Слова”, охватываются невероятной быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава…
    Такой же грандиозностью отличался пейзаж “Слова”, всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого…
    Для автора “Слова” Русь это не только “земля” в прямом смысле слова, ее природа и города, это, в первую очередь, народ, населяющий эту землю, его мирный труд, бесконечно нарушаемый междоусобицами князей; это русские женщины, оплакивающие своих погибших мужей; скорбь всего русского народа в гибели Игоревой дружины и радость его после возвращения князя на родину. Повествуя о событиях, автор часто обращается к истории Руси “свивая славы оба полы сего времени”, постоянно делая экскурсы в историю, вспоминая века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена “старого Владимира”. Образ страдающей родины вызывает сочувствие читателей, их боль за унижение земли Русской. А так же автор возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту.
    Великий князь Всеволод!
    Неужели и мысленно тебе не прилететь издалека
    Отчий золотой стол наблюсти?
    Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать,
    А Дон шлемами вылить!
    Если бы ты был здесь.
    То была бы раба по ногате,
    а раб по резани.
    Ты ведь можешь посуху живыми копьями стрелять —
    Удалыми сыновьями Глебовыми.
    Образ Русской земли — существенная часть “Слова” как призывы к ее защите от внешних врагов. Постоянным лейтмотивом звучат слова: “О Русская земля! Уже ты за холмом!” Это и предостережение автора о грозящей опасности дружине Игоревой, и напоминание, патриотический призыв.
    “Слово о полку Игореве”—произведение поразительно стройное и цельное. Художественная форма его очень точно соответствует идейному замыслу. Все образы “Слова” способствуют выявлению основной мысли — объединению Руси. Автор гениально раскрыл причину поражения отважных князей Игоря и Всеволода и их доблестной дружины, пошедших на объединившихся половцев “за славой.”, но открывших ворота врагам на Русь.
    Темно ведь было встретить день:
    два солнца померкли,
    оба багряные столба погасли,
    и с ними два молодых месяца
    Олег и Святослав
    тьмою заволоклись
    и в море погрузились,
    и великую смелость возбудили в хиновах.
    На реке на Каяле тьма свет покрыла —
    по Русской земле простерлись
    половцы,
    точно выводок гепардов.

  6. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
    В русской литературе нет более загадочного произведения, чем “Слово о полку Игореве”. Оно было найдено А. И. Мусиным-Пушкиным среди забытых рукописей и сразу же привлекло к себе внимание. Кем бы ни был автор слова, можно с уверенностью сказать, что этого человека глубоко волновало будущее Руси.
    Призыв к единению пронизывает собой всё «Слово…» от начала до конца. Необходимость единения автор доказывает на примере неудачного похода на половцев в 1185 году. Игорь Святославович отправился в поход, не обсудив ничего с другими князьями. Своим желанием прославиться он поставил Русь в крайне сложное положение.
    Идею единства родины автор “Слова о полку Игореве” воплотил в образе Русской земли. Когда Игорь только выступил в поход, его встречало солнечное затмение, считающееся плохой приметой.
    С первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен:
    Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.
    После поражения природа скорбит вместе с войском:
    Степь поникла, жалости полна,
    И деревья ветви приклонили.
    Русская земля помогает Игорю вернуться. Благодаря Ярославне, молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), князю удается бежать. Природные силы указали ему дорогу.
    А рефрен “О, русская земля! Ты уже за холмом! ” подчеркивает любовь автора к родной земле.
    Автор использует множество изобразительно-выразительных средств: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, плачи. Он сопоставляет описания чувств человека и состояния природы. Природа скорбит и радуется вместе с русским народом.
    Автор слова донес до читателей образ русской земли. Если бы призыв автора был услышан тогда, то история нашей страны сложилась бы совсем не так. Я считаю, что это произведение можно читать и в наши дни, вспоминая историю былой Руси и восхищаясь красотой образов того времени. Слово учит нас любить свою родину и хранить ее единство.
    Написала это сочинение позавчера. Выбери ответ лучшим в качестве благодарности.

  7. Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента его открытия А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
    И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в XXI веке?
    Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, как может показаться по названию, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к родине. Вот почему оно оказалось близко всем, кому дорога родина и свой народ. Героем «Слова…» является не какой-либо из князей, изображенных в нем, а русский народ, русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место.
    Автор «Слова…» рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое. Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр, Дунай, это древние города Киев, Чернигов, Курск, Переяславль, Новгород, Белгород, Галич, Путивль и многие другие, это «сине море» и просторы степей – «страны незнаемой».
    Обширность русской земли подчеркивается одновременностью действия в разных ее частях: «девицы поют на Дунай, – вьются голоса через море до Киева». Действующие лица «Слова…» передвигаются с гиперболической быстротой: Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, а наутро оружием отворотил ворота Новгорода.
    В таких необозримых пространствах и могущество героев приобретает гиперболические размеры: Галицкий Ярослав подпер горы угорские своими железными полками, затворив Дунаю ворота.
    Не менее грандиозен и пейзаж «Слова…». Ветер, солнце, грозовые тучи не просто составляют фон, на котором разворачивается действие, но и сами участвуют в нем: солнце затмением заступает путь Игорю, как бы желает отвратить его от гибельного для Руси похода на половцев, а Донец стелет бегущему из плена князю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом.
    Природа предстает живой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающей за судьбу родины. Вот почему, как к живым, обращается Ярославна к ветру, веющему под облаками, к Днепру, лелеющему Святославовы ладьи, к солнцу, в безводной степи истомившему жаждой русских воинов.
    Так в образе Русской земли объединяется для автора «Слова…» ее история и современность, села и города, реки и просторы степей, а главное – люди, ее населяющие, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» – пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь. Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя.
    Войско Игоря – это не просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.
    Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово…», главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.
    Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А та любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизма.

  8. «Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: тень от него полвойска покрыла», — так начинается повествование о походе Новгород-Северского князя Игоря на половцев.
    Воины выстроились, ожидая приказа двинуться вперёд – и вдруг среди бела дня становится темно, как ночью… Нетрудно догадаться, насколько удручающе могло подействовать такое знамение на дружину.
    Можно сказать, что природа является полноценным героем «Слова о полку Игореве». Солнечное затмение – дурное знак. Оно как будто предупреждает русских воинов о грядущей им опасности. Когда дружина выступает в поход, предостережения продолжаются:
    Солнце ему тьмою путь заграждало,
    ночь стонами грозы птиц пробудила,
    свист звериный поднялся…
    Природа тяжело, как живое существо, переживает поражение Игоря:
    Никнет трава от жалости,
    а древо с тоской к земле приклонилось.
    К силам природы обращается Ярославна, жена Игоря. В своём «Плаче» она умоляет солнце, ветер и Днепр вернуть князя домой. И, словно услышав женщину, силы природы помогают Игорю бежать из плена.
    Дятлы стуком путь кажут к реке,
    да соловьи веселыми песнями
    рассвет возвещают.
    Радостью наполняется всё вокруг, когда князь возвращается на родину. В начале повествования горестно и тревожно звучал рефрен: «О Русская земля, уже ты за холмом!» В финале радостно и оптимистично звучат другие слова: «Солнце светится на небе, а Игорь князь в Русской земле».
    Итак, через глубокое понимание и проникновенное изображение природы родной земли автор «Слова…» проводит идею единства, сочувствия и любви к Руси.
    Автор сочинения — Данила Герасимов

  9. В “Слове о полку Игореве” автор использует повторы в качестве своеобразных скрепов, которые “держат” композицию всего произведения. Это и есть рефрены. Они играют не только роль скрепляющего элемента отдельных частей, но и объединяет их идейно.
    Вот рефрены, выписанные из произведения.
    Они словно переплетаются между собой, создавая особый колорит, придавая цельность произведению.
    Зачин.
    Основная часть.
    Первая часть.
    “: Ища себе чести, а князю славы”.
    “О Русская земля! Уже за холмом ты!”
    “Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю – славы”
    “О Русская земля! Уже за холмом ты!”
    ” : А храбрые русичи перегородили червлеными щитами”
    “Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось”.
    “А Игорева храброго полка не воскресить!”
    “Унылы городские стены, и веселие поникло”
    Вторая часть.
    “: За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!”
    “: За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!”
    “А Игорева храброго полка не воскресить!”
    “: За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!”
    “приуныли голоса, сникло веселье”
    Часть третья.
    “Уныли цветы от жалости, а дерево в тоске к земле приклонилось”.
    Концовка.
    “Страны рады, города веселы”.

  10. Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле. В гениальной древней поэме “Слово о полку Игореве” Русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств. Душа автора “Слова… “, до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в “Слове… ” заодно с человеком, выступает вместе с воинами-русичами, перегородившими “великие поля червлеными щитами”. Она радуется вместе с ними победе, тужит и печалится при поражении. “О, светло светлая и красно украшенная земля русская! –говорится в другом нашем древнем памятнике письменности. –Многими красотами дивишь ты — озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными”.
    Свое чувство единства родины автор “Слова о полку Игореве” воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем “Слова… ” является не какой-либо из князей, а русский народ. Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в “Слове… “.
    Автор “Слова о полку Игореве” рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое. Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
    Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи — “стране незнаемой”, ее холмам, болотам, “грязевым” местам.
    Русская земля для автора “Слова о полку Игореве” — это, конечно, не только “земля” в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, ее населяющий. Автор “Слова… ” говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он говорит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря.
    Вместе с тем понятие родины включает для автора “Слова о полку Игореве” и ее историю. Излагая историю неудачного похода Игоря на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим.
    Автор “Слова о полку Игореве” рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая “Слово… “, он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замысле “Слова… “: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту.
    Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. “Слово о полку Игореве” в наше время, время социальных и национальных конфликтов, борьбы за всевозможные суверенитеты, звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения нашему поколению. Это “золотое слово” учит нас любить свою родину Россию и хранить ее единство

  11. Читая великий памятник древнерусской литературы — “Слово о полку Игореве”, невольно приходишь к мысли, что все темы в нем подчинены одной общей теме и все чувства подчинены одному высокому чувству. Эта тема — тема Родины, а чувство — любовь к родной земле. Именно Русская земля, весь русский народ, а не какой-либо из князей, являются главным героем произведения.
    Стремясь наиболее полно раскрыть и расширить тему родины, автор обращается к прошлому и настоящему Русской земли, противопоставляет ее враждебной Половецкой степи, дополняет откликами других народов: чехов, угров, венецианцев, готов, литвы, ятвагов, деремелов и неких загадочных “хинов” на события, происходящие на Руси. К Русской земле обращена вся полнота личных чувств автора.
    Насколько важной для создателя “Слова” является тема Русской земли, можно понять из того, в каком многообразии оттенков выражает он чувство любви к родине, как сильна эмоциональная, лирическая окраска произведения. Здесь чувствуется и тревога автора за судьбу Руси, и тоска войска при расставании с родной землей, и горечь от поражения ее сынов, и горе от разорения ее половцами:
    Но уже, о князь Игорь,
    померк солнца свет,
    а дерево не к добру листву сронило:
    по Роси и по Суле города поделили.
    А Игорева храброго пока уже не воскресить!
    Вместе с тем здесь чувствуется гордость за прошлое и настоящее родного края, и нежная ласка в задушевном лирическом плаче Ярославны, и общая радость по поводу возвращения Игоря, которая распространяется по всей великой Руси:
    Солнце светится на небе, –
    а Игорь-князь в Русской земле;
    девицы поют на Дунае, –
    вьются голоса их через море до Киева.
    Игорь едет по Боричеву
    ко святой богородице Пирогощей.
    Села рады, грады веселы.
    С первых строк произведения мы начинаем ощущать смутную тревогу — тревогу за родную землю, за русское войско. Далее эта тревога постепенно усиливается, проявляясь в мужественной решимости Игоря выступить в поход, в гордых речах Всеволода, в зловещей картине затмения солнца, что войску “тьмою путь заступало”, вызывающей ощущение какой-то обреченности. Эта тревога передается и всей природе, она распространяется по всей Руси — к Волге, к Поморью, к Посулью, доходит до Сурожа, Корсуни и Тмутаракани. Автор рисует обширные пространства родины, представляя ее своеобразным живым существом. В Русской земле соединена для создателя поэмы вся история страны. Не случайно в самом начале он говорит, что собирается вести свое повествование “от старого Владимира до нынешнего Игоря”. Села, города, реки, да и вся природа, также принимающая участие в радостях и печалях русского народа. Половецкая степь, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, великие города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Пере-яславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. Вся огромная Русь находится в поле зрения поэта, введена в круг его повествования. Даже силы природы — ветер, солнце, грозовые тучи, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки, весь широкий фон, на котором разворачиваются события, — передают ощущение бескрайних просторов родины. Но, охватывая своим взором все пространство родины, автор вместе с тем видит и слышит ее во всех деталях. Подробности походной жизни, степных переходов, приемы защиты и нападения, детали вооружения — все это составные части этого всеобъемлющего понятия. Ведь русская земля для поэта — не только русская природа, города, села, но в первую очередь — русский народ, вся его богатая и разнообразная жизнь. Здесь мы видим и мирный труд пахарей, нарушенный усобицами князей, и жен русских воинов, оплакивающих своих мужей. Вместе со всем народом мы переживаем общее горе после поражения войска и радость жителей городов и сел при возвращении Игоря.
    Русская земля предстает перед нами страдающей и великой, могущественной и слабой одновременно. Чувство любви к ней в произведении бесконечно меняется, приобретая все новые оттенки. Оно соединяется и с болью за судьбу русского войска, и с раздумьями о прошлом Руси, и с ненавистью к врагам родины. Оно как бы проходит своеобразный путь развития. Зарождаясь в начале произведения, где представляется почти безысходным, оно вступает в конфликт с действительностью, оптимистически усиливается в общем волевом подъеме и приходит к лирическому умиротворению и примирению в торжественном заключении поэмы:
    Здравы будьте, князья и дружина,
    борясь за христиан
    против нашествий поганых!
    Таким образом, понятие Родины, объединившее в себе описание русской земли, жизни и истории русского народа, чувств людей и самого автора, проходит через все действие “Слова”, является его основным художественным образом.
    Трудно найти в средневековье другое произведение, в котором так живо и во всех подробностях изображена вся необъятная Русь, и которое способно проникнуть в глубину сердца всего русского народа, вызвать в нем сочувствие к родной земле, боль за ее судьбу, стремление и твердую решимость подняться на ее защиту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *