Сочинение на тему образ петербурга в невском проспекте гоголя

8 вариантов

  1. «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!.. всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях, и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде»,[7] – восклицает Н.В.Гоголь. Эту фразу можно считать лейтмотивом всех петербургских повестей. Картина каждодневной жизни Невского проспекта – не только место развития истории Пискарёва и Пирогова. Она служит своего рода введением ко всем повестям и позволяет писателю с самого начала выдвинуть на первый план центральную для всего цикла тему Петербурга, тесно связанную с темой настоящего и будущего России. В.Белинский писал: «Пискарёв и Пирогов – какой контраст!.. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарёв и Пирогов, один в могиле, другой – доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!»[8] Таков Петербург, город «крестов и звёзд»: лучшие погибают, пошлые и ограниченные процветают.
    Герои здесь существуют на границе реального и фантастического: жизни с сильной мечтой – и смерти в итоге; неспособности биться за мечту – и спокойным продолжением дальнейшей жизни; жизни с идеей – или без неё; желаемого – и действительного.
    И Пискарёв, и Пирогов пытаются совершить разные по цели, но по сути одинаковые полёты в желаемое и падают – с большей или меньшей высоты. А ведь с высоты – «всё не то, чем кажется»: та, которую приняли за идеальную красавицу, оказалась девицей лёгкого поведения, та, о которой сразу подумалось плохо, оказалась обычной женщиной.
    Идея повести «Невский проспект» заключена в вечном раздоре мечты с реальностью. Удивительно, как непостижимо играет с людьми их судьба.
    Невский проспект – не просто место, где разворачивается действие, это герой, меняющий свой облик в разное время суток. Сопоставление начальной и финальной частей повести «Невский проспект» заставляет задуматься вот над чем: если «улица-красавица» столицы, которая «составляет всё» для Петербурга, «лжёт во всякое время», что же тогда весь город? Особую роль в петербургских произведениях писателя играет время сумерек. Именно в неверном и заманчивом свете ламп всё как-то искажается или, наоборот, приобретает истинные качества. Определяя город Гоголя прилагательными, чаще всего употребляются именно те, которые связаны с его миражностью: таинственный, неустойчивый, переменный, меняющийся, двоящийся, зыбкий, обманчивый и так далее. Этот демонический образ олицетворяет дух Петербурга Н.В.Гоголя.

  2. Он лжёт во всякое время, Этот Невский проспект…
    Н. В. Гоголь
    Остановив свой выбор на этой теме, я исходила из своего личного отношения к творчеству этого писателя, чьи произведения привлекают меня необычностью сюжетов, яркостью, чёткостью и выразительностью языка, своеобразием авторского взгляда на мир.
    Особое впечатление произвела на меня повесть «Невский проспект». Я считаю, что здесь наиболее отчётливо отразилась гоголевская концепция Петербурга — «самого предумышленного города на свете».
    «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё», — так начинает Гоголь своё повествование. Подчёркнуто эмоционально, восторженно говорит он о той роли, которую играет проспект в жизни каждого петербуржца. Невский оказывается не просто улицей — «красавицей нашей столицы», он — главное действующее лицо, вершитель человеческих судеб. Может показаться, что Гоголь искренне верит в способность «всемогущего Невского» объединять людей («только здесь житель Петербуржской или Выборгской части может встретить своего приятеля, у которого не бывал несколько лет»). Но вскоре наши иллюзии рассеиваются. Мы видим, что проспект проводит чёткую грань между различными социальными группами, которые все появляются здесь, но только в разное, строго определённое время. С самого раннего утра по улице «плетётся нужный народ»: «русские мужики, спешащие на работу», «сонный чиновник… с портфелем под мышкою».
    Часам к двенадцати Невский проспект становится «педагогическим Невским проспектом»: сюда «делают набеги гувернёры всех наций со своими питомцами». Послеобеденное время — время прогулок аристократии и «чиновников по особенным поручениям». Невский соединяет жителей Петербурга, но не объединяет их. Гоголь рисует образ странного сообщества людей, рождённого современным городом. Единственное, что их связывает, — это желание праздности.
    Именно тем притягателен для них Невский проспект, что от него «пахнет одним гуляньем»: «Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него (проспект), верно, позабудешь о всяком деле». Автор показывает, как выхолащивает этот идол петербуржцев сущность людей, изменяя их мировосприятие. Человек здесь теряется из виду, «тонет» в «видном» мире; объектом же внимания становятся «сапоги», «фалды» и другие атрибуты его успеха, положения, богатства: вместо людей по Невскому проспекту важно прохаживаются «щегольской сюртук с лучшим бобром», «греческий прекрасный нос», «превосходные бакенбарды», «пара хорошеньких глазок и удивительная шляпка».
    Постепенно образ Невского проспекта наполняется символикой, становится таинственным, полуреальным-полуфантастическим. Это происходит, «как только сумерки упадут на домы и будочник… вскарабкается на лестницу зажигать фонарь». Ночью «лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет», а в поступках людей чувствуется «что-то чрезвычайно безотчётное». Сам Невский «оживает и начинает шевелиться», преображается, освещается новым, каким-то демоническим светом. Гоголь подводит читателя к пониманию главной мысли своего произведения, которая будет прямо сформулирована в финале. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» Здесь «всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется».
    Яркой иллюстрацией к этому утверждению являются две истории, лежащие в основе сюжета повести. Главным героем одной из них становится поручик Пирогов, другим — петербургский художник Пис- карёв. Герои противопоставлены друг другу: Пирогов исполнен амбиций и цинизма («Знаем мы вас всех»), Пискарёв скромен, кроток, застенчив. Однако истории их, в которых ощущается власть Невского проспекта, схожи. И тот и другой обманываются в своих ожиданиях, связанных с чувством к женщине. Вот Пискарёв встречает прекрасную незнакомку. «Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грёз. Всё, что… даёт мечтание и тихое Вдохновение при светящейся лампаде, — всё это, казалось, слилось и отразилось в её гармонических устах». Каково же оказывается . разочарование героя, когда он обнаруживает в этом «гении чистой красоты» черты самого грязного порока.
    Гоголь подчёркивает всю нелепость, противоестественность, несоединимость того, что каким-то, непостижимым образом оказывается соединённым в действительности. Улыбку Мадонны сменяет на лице красавицы улыбка, исполненная «какой-то жалкой наглости; она… так же шла её лицу, как идёт выражение набожности роже взяточника или бухгалтерская книга поэту».
    «Лучше бы ты вовсе не существовала», — «растроганный, растерзанный, с слезами на глазах», — думает Пискарёв.
    Не менее обманчив образ блондинки, за которой последовал второй герой. Она сразу производит на читателя впечатление пустого, но «легонького» и «довольно интересного созданьица». Пирогов не сомневается в успехе («Ты, голубушка моя!») и вдруг, неожиданно для самого себя, получает суровый отпор от этого «бессмысленного» существа, которое защищено от всякого рода соблазнов немецкой «аккуратностью» в чувствах и преданностью мужу — грубияну и пьянице.
    Невский проспект не только развращает, он губит всё чистое, светлое, ломает человеческие судьбы. Не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью», сводит счёты с жизнью носивший в душе своей «искры чувства, готовые… превратиться в пламя» художник Пискарёв. Зато порыв Пирогова, поначалу вознамерившегося жестоко отомстить за «ужасное оскорбление», сам собою «как-то странно» для героя, но очень логично для читателя угасает в кондитерской: «съел два слоёных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении».
    В повести «Невский проспект» Гоголь создаёт искажённый, «перевёрнутый» мир, утверждающий в сознании людей «перевёрнутые» ценности.
    «Далее, ради Бога, далее от фонаря и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо», — таким напутствием заканчивает повесть Н. В. Гоголь, глубоко переживавший за судьбу России, страстно мечтавший нарисовать образ «положительно прекрасного» чеповека, но посвятивший свою музу разоблачению порока, в какие бы блестящие одежды он не рядился.

  3. Н.В.Гоголь был нелестного мнения о Петербурге и всячески это показывал в своих произведениях. Повесть «Невский проспект» рассказывает читателям о том, как петербургская жизнь давит своей жестокостью и бесчеловечностью простых людей, как обезличивая их, равняя всех под одну планку, где нет ни личности, ни лица, ни имени. И это, по сути, призрак, а не человек, блеф и обман. Невский проспект Петербурга является как бы выставкой чужих достижений: шикарных карет и колясок, искусных бакенбард, красивых офицерских и чиновничьих вицмундиров (цитата из повести «штатские служащие были одеты в полувоенную форму своих ведомств и министерств»), изящных
    дамских шляпок и платьев. Изо дня в день по проспекту течет безликая толпа людей, которая состоит из самых разных петербургских «типов», среди которых есть абсолютно все сословия, слои и группы населения города.
    Петербург образно разделен на разные миры, жители которых могут встретиться друг с другом исключительно на Невском проспекте. Тут есть и поручики, и майоры, и коллежский регистратор, и камер-юнкер, и статский советник. Зато собственных имен
    и индивидуальностей уже нет, да они и не нужны вовсе, так как все жители Петербурга, военные, дамочки, извозчики и мастеровые похожи друг на друга как две капли воды. Их можно назвать куклами и манекенами, масками без лиц. Например, сапоги со шпорами и красная выпушка мундира говорит о том, что перед нами офицер. Мир Петербурга состоит из деталей людей: у одного сюртук, у другого – прекрасный греческий нос. Вот такой иллюзорный и призрачный, фальшивый и жестокий Петербург представлен в произведении Гоголя «Невский проспект». Этот город убивает личность, а вместо человека остаются банальные бакенбарды, сапоги, мундир, сюртук и нос. Печально.

  4. Значительную часть своей жизни Н.В. Гоголь провёл в Петербурге. Н.В. Гоголь приехал в Петербург девятнадцатилетним юношей в декабре 1828 года, а покинул его знаменитым писателем и драматургом в декабре 1836 года. Впоследствии он приезжал сюда лишь очень ненадолго в 1838г, 1841, 1842 и 1848 гг.
    Н.В.Гоголь провёл в Петербурге «одну из самых свежих и впечатлительных эпох своей жизни», по отзыву В.Г. Белинского.
    В Санкт-Петербург юный Н.Гоголь страстно стремится. Мечтает, конечно, о новой интересной жизни, которая непременно именно здесь должна начаться. Он мечтает о съёмной квартире с видом на красавицу Неву. Но поселиться приходиться сначала в скромном районе доме аптекаря Трута у Кокушкина моста, рядом с Вознесенским собором; вскоре на четвертом этаже дома № 39 на Большой Мещанской улице, в дом каретного мастера Йохима. О Мещанской улице от Гоголь отозвался так: «Улица табачных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф». Любопытно, что эвфемизм «чухонские нимфы» придуман Гоголем. Как и все доходные дома, «Дом Иохима» был густо населен людьми самых различных сословий. В одном из писем домой Гоголь сообщает: «…дом, в котором я обретаюсь, содержит в себе 2-х портных, одну маршанд де мод, сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, декатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку и, наконец, привилегированную повивальную бабку». Возможно, что впеатлентя
    К моменту появления Гоголя в Петербурге завершалось формирование основных архитектурных ансамблей города. Благодаря работам крупнейших архитекторов конца ХVIII – начала ХIХ вв. – К.И. Росси, Д. Кваренги, А. Воронихина, А. Захарова. Санкт-Петербург приобрёл тот «строгий, стройный вид», который был воспет А.С. Пушкиным. «Державное течение» Невы, «громады дворцов и башен», пространства величественных площадей завораживали юного Н.В. Гоголя своей строгой красотой, напоминали о тех знаменательных событиях, которые здесь разворачивались. Нарвские ворота, воздвигнутые Д.Кваренги для торжественной встречи русской гвардии, вызывали в памяти победы Отечественной войны 1812-1814 гг., Сенатская площадь – подавление «декабрьского бунта» 1825 года.
    Санкт-Петербург и петербургская действительность, общение с А.С. Пушкиным и литераторами его круга, с выдающимися деятелями культуры сформировали Гоголя-писателя. Большинство его произведений было задумано и написано именно здесь. Петербургские повести «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет» отразили неповторимое своеобразие облика города. В Александринском театре впервые были поставлены комедии «Ревизор» и «Женитьба». В статьях и письмах писателя, посвящённых вопросам искусства и архитектуре в особенности, в «Петербургских записках 1836 года»
    Н.В. Гоголь через образ Петербурга размышляет о судьбе России, о возможном пути её развития.
    Санкт-Петербург на юного Н.В, Гоголя произвёл ошеломляющее впечатление своей величественной холодной красотой. Конечно, город не мог не найти отражения в его произведениях. Более того, Санкт-Петербург становится не просто фоном для сюжетов произведений Н.В. Гоголя, а самостоятельным литературным персонажем, литературным героем.
    Санкт-Петербург у Н.В. Гоголя многолик, изменчив. Если в «Ночи перед Рожеством» город выглядит скорее сказочным, волшебным, то в «Шинели» и «Ревизоре» образ города предстаёт вполне реалистичным, полным контрастов. Во многом таким, каким увидел его ранее и А.С, Пушкин:
    «Город пышный, город бедный,
    Дух неволи, стройный вид,
    Свод небес зелено-бледный,
    Скука, холод и гранит».
    Самый невероятный Петербург Гоголь изобразил в «Мертвых душах». Это абсолютно нереальный дьявольский город. Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли. Шторы и гардины кусаются. Кругом какое-то дьявольское нагромождение людей и вещей. От всего этого создается впечатление, что Петербург – это дьявольский город, в котором «начальник» – полноправный правитель, хотя и существует «высшее начальство». У него в приемной сидят не только бедные люди, вроде Копейкина, но и «эполеты» и «аксельбанты»
    Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть «Ночь перед Рождеством», вошедшая в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы. Петербург представляется Вакуле чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет. Стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней – просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: «Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло».
    Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина; и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В «Ночи перед Рождеством» Петербург – яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.
    Совсем другим выглядит Петербург в комедии «Ревизор». Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в «Ночи перед Рождеством», это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В «Ревизоре» мы встречаем два рассказа о Петербурге: рассказ Осипа и рассказ Хлестакова. В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: «Галантерейное, черт возьми, обхождение!»
    Иной Петербург рисует нам Хлестаков. Это Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова – это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.
    Несколько другим изображен Петербург в повести «Шинель». Это город, в котором «маленькие люди» пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают «башмачкины».
    Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников. Если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники.
    В «Шинели» описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и «всякие» люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.
    Это словно два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше. Эти два мира встречаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого значительного лица. И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Бедная часть Петербурга – это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги.
    Популярнейшим местом в Петербурге был Невский проспект. Развиваясь вместе с ростом Петербурга, Невский, его главная коммуникация, в начале ХIХ века окончательно утверждается как парадная часть города, как излюбленное место гуляний петербургских жителей. Известно огромное количество изображений Невского проспекта! К числу самых достоверных портретов Невского проспекта относится известная панорама В.С. Садовникова, которая сразу после первого выпуска в 1830 году, приобрела огромную популярность. Её покупали и для украшения интерьеров, и в подарок друзьям. Тщательнейшая передача архитектуры зданий и множество бытовых деталей, стаффажных фигур (портретов жителей проспекта) сделали эту панораму ценнейшим документом эпохи. Известно, что в 1836 году Н.В. Гоголь послал это изображение проспекта своей матери на Украину.
    Панораму жизни Невского проспекта и его обитателей создал и Н.В. Гоголь в повести «Невский проспект». Главная улица Николаевской империи была воспринята Н.В. Гоголем как своеобразное «зеркало», в котором отразился «весь Петербург». «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы?» – восклицает писатель в начале своей повести. «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» – заключал он. Внешнее великолепие проспекта не заслонило от острого
    взгляда писателя противоречий «во всякое время»заполняющей его пёстрой «дворянской, чиновничьей, купеческой, лакейской толпы». Не случайно здесь завязывается трагедия мечтательного художника Пискарёва, не выдержавшего столкновения своего представления об идеале со страшной действительностью. По Невскому проспекту в странном окружении реального и фантастического мечется отставной майор Ковалёв в погоне за собственным носом.
    В патетику повествования, изобилующего восторженными эмоциональными восклицаниями, все время включаются насмешливо-иронические размышления автора о «чудных», «никаким пером, никакою кистью не изобразимых» усах, о дамских талиях, «никак не толще бутылочной шейки». «Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!» – казалось бы, в полном восторге восклицает автор по поводу чиновников, которые служат в иностранной коллегии и «отличаются благородством своих занятий и привычек». Однако автор тотчас прибавляет: «Но, увы! Я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников». Эта авторская ирония становится все откровеннее, его восхищение приобретает язвительный характер. Говоря о «необыкновенном благородстве» и «чувстве собственного достоинства» людей, прохаживающих по Невскому проспекту, автор заключает: «Тут вы встретите тысячу непостижимых характеров и явлений. Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте! Есть множество таких людей, которые, встретившись с вами, непременно посмотрят на сапоги ваши, и если вы пройдете, они оборотятся назад, чтобы посмотреть на ваши фалды. Я до сих пор не могу понять, отчего это бывает. Сначала я думал, что они сапожники, но, однако же, ничуть не бывало: они большею частию служат в разных департаментах, многие из них превосходным образом могут написать отношение из одного казенного места в другое; или, же люди, занимающиеся прогулками, чтением газет по кондитерским, – словом, большею частию все порядочные люди». Эти «порядочные люди» на самом деле являются праздными бездельниками и лицемерами!
    Маленький, робкий чиновник Акакий Акакиевич, главный герой повести «Шинель», имел в своей жизни мечту, ради которой он ревностно служил в одном департаменте. Его мечта – приобрести шинель. Это ему удалось. Но недолго пришлось ему порадоваться своему счастью. «Какие-то люди с усами» отняли его сокровище на бесконечной площади. Темная ночь Петербурга на его беспредельных просторах погубила маленького человека.
    «Бедная история наша неожиданно принимает фантастическое окончание». У Калинина моста мертвец, в виде чиновника, искал утащенную шинель, и отбирал у прохожих. Это и на правду похоже; можно и в газете прочесть – в дневнике происшествий. Однако робкий Акакий Акакиевич превращен этим окончанием в призрак. Гоголь создал образ жертвы огромного и холодного города, безучастного к маленьким радостям и страданиям своих обитателей.
    Уже Пушкин поставил эту проблему. Но он утвердил правду «нечеловеческой личности», ее великой миссии – возглавлять Империю. Ничтожен перед ней «взбунтовавшийся раб», поднявший дерзко руку на Медного Всадника: «Ужо строитель чудотворный!»
    У Гоголя мы, таким образом, находим ту же тему, но мотив «бунта» отсутствует. Здесь показано полное смирение маленького человечка. И симпатии его склонились всецело в сторону жертвы. Гоголю нет дела до большой жизни провиденциального города, который ради своих неведомых целей обезличивает своих обитателей, губит их, как власть имущий. Тема, выдвинутая Пушкиным, пересмотрена Гоголем, и осужденным оказался город.
    В середине XIX века между Петербургом и Москвой возникла полемика о роли и значении этих городов в жизни России. Спор был по своему существу о путях развития страны в целом. В полемике участвовал и Н.В. Гоголь. В «Петербургских записках 1836 года», написанных специально для пушкинского «Современника», есть целый ряд высказываний, которые вошли в золотой фонд питерской фразеологии. Например:
    «Москва женского рода, Петербург — мужского»,
    «В Москве всё невесты, в Петербурге — женихи»,
    «Москва нужна России, для Петербурга нужна Россия»,
    «А какая разница между ними двумя! Она еще русская борода, а он уже аккуратный немец». И все здесь с восклицательными знаками, и «немец» здесь понятие не уничижительное, а, напротив, комплиментарное. «Аккуратный немец» для XIX, да и XX века — синоним аккуратности, добротности, солидности, правильности, работоспособности, благополучия. У Пушкина:
    «И хлебник, немец аккуратный,
    В бумажном колпаке, не раз
    Уж отворял свой васисдас».
    В статьях и письмах писателя, посвящённых вопросам искусства и архитектуре (сборник «Арабески») Н.В. Гоголь через образ Петербурга размышляет о судьбе России, о возможных путях её развития. В статьях Н.В. Гоголя, посвящённых вопросам архитектуры, очень узнаваем облик города николаевской эпохи.
    Гоголь любит эпоху средних веков, словно тоскует о ее минувшей красоте, которую не понимают его современники. Современную ему классическую архитектуру считает скучной и восклицает в своей статье «Об архитектуре нынешнего времени»: «Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для всей Европы – и мы ее оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую» .
    Архитектура классицизма Гоголю не нравилась, никакое архитектурное строение этого стиля не вызвало у Гоголя не только восхищенной, но даже положительной оценки. «Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму. Дома старались делать как можно более похожими один на другого; но они более были похожи на сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей».
    Н.В. Гоголь подчеркивает утилитарность современной ему архитектуры. По мнению писателя, в облике зданий должно быть горение, свет, выраженный в самой архитектуре здания, как средневековый храм, здание которого «летело к небу; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину; прозрачный, почти кружевной шпиц, как дым, сквозил над ними».
    Современным « храмостроительством» писатель тоже не был доволен. Особенно обвинял зодчих в мелочном подражании античности и западному искусству, когда они не могут ухватить всей идеи, но хватаются лишь за частности.
    «Архитектор-творец должен иметь глубокое познание во всех родах зодчества. Он менее всего должен пренебрегать вкусом тех народов, которым мы в отношении художеств оказываем презрение. Он должен быть всеобъемлющ, изучить и вместить в себе все бесчисленные изменения их. Но самое главное – должен изучать все в идее, а не в мелочной наружной форме и частях. Но для того чтобы изучить в идее, нужно быть ему гением и поэтом», – вот кредо писателя.
    Петербург Н.В. Гоголя во многом отличен от пушкинского Петербурга, «Медного всадника» и «Пиковой дамы», с его строгой прямолинейностью улиц и площадей, величием и красотой города, построенного дерзкой волей преобразователя России Петра I.
    Гоголь показывает Петербург мелких чиновников и «значительных лиц», бюрократических канцелярий и мрачных многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие столицы, которое не в силах прикрыть блестящая, но «лгущая выставка» Невского проспекта. Это город «кипящей меркантильности», парадов, чиновников.
    В письме к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь писал о чуждом ему безнациональном характере столицы: «Петербург вовсе не похож на прочие европейские столицы или на Москву. Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности, – на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в сою очередь обыностранились и сделались ни тем ни другим».
    Вот против этого внутреннего мира Петербурга Петербурга, уродующего человеческие души, бюрократически-безнационального, холодно-бесстрастного, подчинявшего все жизненные функции чину, «меркантильности» и выступил писатель в своих произведениях, написанных в защиту «простого» маленького человека от ничтожной, бесплодной жизни, на которую обрекал город департаментов и власти денег.
    Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Одним из таких людей и был Гоголь. Он увидел в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Набоков писал: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

  5. Напишите соченение на тему образ Петербурга в помести невский проспект 250 слов)

    Ответы:

    В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика».
    Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.
    Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами XVIII и первой половины XIX века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский считал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке».
    Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все .отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильно безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя. Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого раскрывается гоголевское понимание самой сущности Петербурга.
    «Петербургские повести» — термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее оно верно, точно и оправданно, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повести задуманы и созданы в Петербурге. Кроме того, в третьем томе своих сочинений Гоголь объединил эти повести, написанные в разное время на протяжении десяти лет. Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.
    Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на Невском блестит и сверкает. В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды»; «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь»; «усы, повергающие в изумление»; платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, «талии тоненькие, узенькие», «талии никак не толще бутылочной шейки», «ножки в очаровательных башмачках».
    В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность — основная черта этой улицы:
    «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в руках»; мужиками «в сапогах, запачканных известью»,толкующими о семи грошах меди»; лакеями, «швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки…»
    Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя — олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.
    Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту: «Нет ничего лучше Невского проспекта». Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический, тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.

  6. Восприятие человеком той реальности, которая его окружает, нередко обусловлено его личностью, воззрениями на жизнь и всем тем, с чем он по жизни сталкивался. К примеру, если человек меняет место своего проживания и оказывается в незнакомой среде, он склонен замечать в ней некоторые особенности, которые другие люди, те, кто проживал в этой среде уже длительное время, замечать не склонны. Это можно считать своеобразным взглядом со стороны, при этом взгляд этот может как пристрастным, так и беспристрастным. Думается, что именно такая ситуация возникла с автором повести «Невский проспект» Николаем Гоголем.
    Как всем нам хорошо известно, в этой повести Николай Гоголь описывает город Петербург. Читая описания города и анализируя эмоции, выраженные главными действующими лицами этой повести, мало кто задумывается о том, что переживал Николай Гоголь как автор. А ведь это очень важно. Как известно, в Петербург писатель прибыл из тогдашней Малороссии. Он, конечно, был поражен настолько резкими изменениями в своей жизни. В отличие от Малороссии, где тогда было все спокойно и привычно для Гоголя, в Петербурге, величайшем городе всего государства, жизнь просто закипала, дела велись молниеносно, а интриги в обществе были несопоставимы с чем-либо…
    еще, что когда-либо было известно Гоголю. Именно поэтому он и описал Петербург соответствующим образом.
    Стоит обязательно отметить, что писатель практически не уделил внимания архитектуре, природе или чему-то подобному в своей повести. Он в основном описывал людей, их сложные взаимоотношения между собой, а также петербургское общество в целом. Во-первых, он сказал, что в этом городе царит разобщение. По мнению Гоголя, все жители столичного города вели себя слишком индивидуалистически, то есть самонадеянно, практически не опираясь на поддержку окружающих людей. Все были будто сами по себе. Впрочем, одно место, где все люди были по-особенному связаны — это Невский проспект. Именно это место писатель считал самым оживленным во всем городе. И в этом нет ничего удивительного, ведь Невский проспект — это главная городская улица. Остальной же город можно условно разделить на город нищеты и богатства, честности и лжи.
    Думается, что неотъемлемым предметом анализа при рассмотрении описания Петербурга Гоголем должна стать субъективная сторона вопроса, то есть отношение самого писателя к тому, что он пишет. Проблема здесь в том, что каждый большой город можно описать практически так же, как Гоголь описал Петербург. И сегодня это очень хорошо понятно.

  7. Петербург для Гоголя – этот город особенный, сложный, безличностный. Он замечает, что там царствует лесть, торжествуют мелочные интересы и замечают там не самого человека, а его деньги и положение в обществе. И чтобы описать Петербург Гоголь, начинает с произведения “Невского проспекта”.
    В повести “Невский проспект”, он описывает людей, которые все похожи друг на друга. Такие люди не имеют лица, ведь его заменяет части одежды. Это означает, что сам Петербург не имеет лица, не имеет личностей. Каждый человек в обществе, предоставляет
    на себя, как личность, а свои вещи, как свое положение. Такие люди не имеют души и у них нет никаких человеческих качеств. Петербург “дышит обманом”. В нем царит в фальшь и лесть. Гоголь разочаровываются в Петербурге, так как в нем нет людей человеческими качествами. Также в повести “Портрет” молодой и талантливый художник Чартков был очень сильно беден. Он писал замечательные портреты, но она никому были не нужны, не был знаменитым. Ему очень не хватало денег, даже на еду. Но в один прекрасный момент Чартков становиться на счастья знаменитым и богатым. Он пишет картины за большие деньги. И только
    тогда, когда он стал очень богатым Петербург “выпускает его в свет”, он становиться знаменитым, уважающим лицом.
    В те времена была такая Жизнь в Петербурге, когда у человека есть много денег он становиться всесильным, а когда человек беден, он даже не считается как личность. Деньги они как управляли людьми в те времена, так и управляют и до наших дней. И чтобы выйти в свет нужно иметь много денег, а не быть умным и настоящим человеком.
    Я считаю, что во все времена деньги управляют людьми и это очень плохо. Нужно чтобы в людях развивались, какие то человеческие нормы и качества. Нельзя чтобы деньги управляли людьми, нужно, чтобы люди управляли деньгами. Но в итоге Гоголь показывает большую проблему общества, которая сохранилась и до наших дней. Нужно устранять эту проблему и жить свою жизнь достойно, а не только ради денег.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”, “РЕВИЗОР”, “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”, “ШИНЕЛЬ” КЛАССИКА Н. В. ГОГОЛЬ ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”, “РЕВИЗОР”, “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”, “ШИНЕЛЬ” Тема города является одной из основных тем в творчестве Гоголя. В его…
    Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,…
    ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ” ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ” Все не то, чем кажется… Он лжет во всякое время, этот Невский проспект… Н. В. Гоголь Молодым человеком…
    Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя Русская литература 1-й половины XIX века Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя Он проповедует любовь Враждебным словом отрицания. Н. А. Некрасов Мечтой Н. В. Гоголя было “изобразить, хотя…
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” План I. Образ Петербурга в русской литературе XVII-XIX веков. II. Петербург Достоевского. 1. Идейно-художественный смысл образа города в романе. 2. Удушливость городского пейзажа. 3. Петербургские трущобы. III. Петербург – соучастник…
    ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНАХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” И Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Два величайших писателя, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище – Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они…
    Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” Русская литература 1-й половины XIX века Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” Петербург – удивительный город, оставивший значительный след в русской истории. Как сильно и многообразно повлиял…
    Образ Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя Н. В Повесть Гоголя “Тарас Бульба” это один из лучших рассказов писателя, в котором повествуется о героизме и свободолюбие Украинского народа. Гоголь рассказывает нам о борьбе украинского народа против польских шляхтичей и…
    Образ Ноздрева в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Произведение “Мертвые души” Н. В. Гоголь создавал определенное время и срисовывал персонажей с реальных людей. Этот литературный шедевр визуально демонстрирует модель общества того времени. К сожалению, и в современной жизни…
    Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Русская литература 1-й половины XIX века Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать…
    ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”) ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”) “Ревизор” Н. В. Гоголя – по-настоящему неповторимая, гениальная пьеса, комизм которой создается не специальными приемами, а положением и характерами действующих лиц, комическим…
    ОБРАЗ ОКСАНЫ (по повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”) ОБРАЗ ОКСАНЫ (по повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”) 1 вариант Когда в моих руках оказалась повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, я прочла ее на одном дыхании….
    Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (первый вариант) План I. Поэма “Мертвые души” как сатира на российское общество. II. Описание Плюшкина. III. Кто такой Плюшкин? Поэма “Мертвые…
    Образ автора в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Образ автора в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” План I. Образ автора в литературных произведениях. II. Особенность образа автора в поэме “Мертвые души”. III. Авторское отношение к содержанию поэмы….
    Сочинение по произведению Гоголя “Мертвые души” Настоящим открытием для меня стала поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”: она побудила к размышлению, вызвала смех, поставила передо мной множество вопросов, на которые я ищу ответы. С Николаем Гоголем…
    Россия эпохи Екатерины II (“Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева) – А. Н. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева написано в популярном в XVIII в. стиле путевых заметок. В этом произведении автор анализирует суровую российскую действительность эпохи Екатерины II, поднимает самые…
    РАЗВИТИЕ ТЕМЫ “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина. Вообще же “маленький…
    Мистика в жизни и творчестве Гоголя Николай Васильевич Гоголь, пожалуй, самый знаменитый и талантливый писатель, который с легкостью в своих трудах объединяет потусторонний мистический мир с миром людей. Удивительные, увлекательные, ни на что не похожие повести…
    ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ А. Н. РАДИЩЕВ ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. “Тилемахида”, том II, кн. XVIII, стих 514*. * Эпиграфом к “Путешествию” Радищев взял строку из…
    Вершина творчества Гоголя 1835 год стал переломным в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Вместе с “Миргородом” создавалось первое из “Петербургских повестей”, которое считается Вершиной малой прозы Гоголя. “Портрет”, “Нос”, “Записки сумасшедшего” открывали новейшую реальность…
    ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИЗОБРАЖЕНИИ А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия “Горе от ума” была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но…
    Тема маленького человека в творчестве Гоголя Одной из знакомых тем в творчестве Н. В. Гоголя стала трагедия “маленького человека”. Вслед за А. С. Пушкиным писатель погружает нас в неприглядную жизнь мелких чиновников, людей, замученных бытом и…
    Москва в изображении М. А. Булгакова Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” рассказывает о нравственной ответственности человека за свои поступки. Действия в нем происходят в разных временных пластах, но они объединены одной идеей – поисками…
    АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. Гоголь – великий писатель первой половины XIX века. В своих произведениях он затрагивал проблемы, актуальные в это время. Своеобразие его творчества заключается в том, что он одним из…
    Сочинение на тему: Положительный герой комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” В своих “Петербургских записках 1836 года” Н. В. Гоголь жаловался на скудность репертуара современного ему русского театра, на то, что на сцене, в основном, идут мелодрамы и водевили, и сетовал…
    Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают…
    Наполеон и Кутузов в изображении Толстого Наполеон н Кутузов. Эти герои не являются точными копиями своих действительных прототипов. Толстым были сознательно опущены многие известные факты (например, Кутузов сам разрабатывал план заграничного похода русской армии 1813-1814 годов),…
    Анализ поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя История создания и замысел поэмы “Мертвые души” В 1841 году Гоголь завершил работу над первым томом “Мертвых душ” и привез его в Москву. Книга потрясла всю читающую Россию, вызвала массу…
    АВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы “Мертвые души” как произведение, обличающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который…
    Фантастика народных сказок и легенд в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” Николай Васильевич Гоголь очень трепетно относился к культуре своего народа. Он родился в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, самом сердце Малороссии, как тогда говорили. Один из однокашников…
    Образ Петербурга в изображении Гоголя

  8. Автор “Носа”, “Записок сумасшедшего”, “Невского проспекта”, “Шинели” создал художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города. Гоголевский Петербург — город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна и обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей части города, ужасной изнанки столицы. “О, не верьте этому Невскому проспекту!. . Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! ” — восклицает Н. Гоголь. За внешней нарядностью всегда чисто подметенных тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и потоки щегольски разодетых прохожих, прячутся разбитые мечты, утраченные иллюзии, искалеченные человеческие судьбы. Кончает жизнь самоубийством художник Пискарев, не выдержавший столкновения с реальным Петербургом. В городе, где ценятся только богатства и чины, где торжествует самодовольная пошлость, гибнет талант еще одного художника — Чарткова, растратившего впустую свой великий дар, променявшего вдохновение на кошелек, туго набитый монетами.
    Но враждебнее всего относится Петербург к “маленькому человеку”. В “Записках сумасшедшего” Н. Гоголь словами одного из обездоленных героев, чиновника Поприщина, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства: “Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Атмосфера безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума. Но его сознание настолько искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных мечтах он видит себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам. Поприщин сам хочет распоряжаться человеческими жизнями, стремится попасть в ранг тех, кому “все позволено”. Его воспаленный ум рождает образ Фердинанда VIII, с которым герой отождествляет себя.
    Не менее драматична судьба другого петербургского жителя — Акакия Акакиевича Башмачкина, “вечного титулярного советника”, в котором бессмысленная канцелярская служба убила всякую живую мысль. Единственная цель его жизни — новая шинель. Он думает о ней, как иной человек — о любви, о семье. Ради нее герой идет на лишения и полуголодное существование. Не было человека счастливее Акакия Акакиевича, когда портной принес ему шинель. Но радость оказалась недолгой: ночью его ограбили. Никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно ищет помощи Башмачкин и у “значительного лица”. Одинокий, отвергнутый всеми, доведенный до отчаяния, он умирает от простуды. Причина его болезни не холод петербургской зимы, а, скорее, людское равнодушие. Преступное бессердечие проявляет Петербург и к капитану Копейкину. Общество оказалось черствым и бездушным по отношению к герою Отечественной войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всех средств к существованию.
    Петербург Н. В. Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь, а чин. Город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать степень своего падения. Пирогов остается самодовольным, не смущаясь поркой, устроенной ему за волокитство. В. Белинский писал: “Пискарев и Пирогов — какой контраст!. . О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой — доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев! ” Таков Петербург, город “крестов и звезд”: лучшие погибают, пошлые и ограниченные процветают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *