Сочинение на тему образ петра 1 в поэме полтава 7 класс

7 вариантов

  1. В 1928-1929 годы Пушкин решил обратиться в своём творчестве к исторической теме. Так в 1929 году он начал писать поэму «Полтава». Написать поэму писателя вдохновил образ российского царя, Петра Первого, преобразователя восемнадцатого века. Пётр первый был знаменит своими героическими победами и дерзкими переменами.
    Александр Сергеевич Пушкин сотворил художественный образ Петра Первого, воплотив в нём положительные качества характера, правителя и человека. В поэме Пушкин описал царя как хорошего полководца, который личным примером вдохновлял солдат не прятаться за чужими спинами, а воевать вместе со своими сослуживцами.
    Однако Петра Первого нельзя назвать опрометчивым храбрецом, напрасно рисковавшим собой, а скорее, умным полководцем, который тщательно взвешивает все свои решения. Во время самой главной битвы под Полтавой писатель описывает выдающуюся характеристику Петра, он был в одно и то же время добрым и жестоким.
    Пётр Первый, был главной угрозой для врагов и настроен на победу. Но в доблестной смелости Пётр был прекрасным как считает его автор. Александр Сергеевич описывает главного персонажа в разное время, в час войны и во время праздника в честь победы. Когда Пётр Первый участвует в сражении, он грозен, а когда веселится на празднике в честь дня победы он щедрая душа и хороший человек. После битвы под Полтавой он в честь победы даёт пир, но делает это не для того, чтобы угодить себе, а в знак того, что он благодарен своим воинам и союзникам. Он благосклонно относиться к пленным врагам, славит своих учителей и лично угощает своих воинов.
    Поэт открыто восторгается главным персонажем, показывая самые лучшие черты характера царя и человека. Лучшее, что было в характере Петра Первого это то, что он хотел создать крепкую российскую державу и внести продвинутые перемены. Петр Первый, был мудрым правителем, талантливым полководцем и высоконравственным человеком. Чтобы описать значительность царя в победах для России поэт описывает Петра Первого как идеального человека. Для того чтобы выделить достоинство царя поэт включает в произведение полную противоположность Петра Первого, Ивана Мазепу украинского гетмана, который тоже является настоящей исторической личностью. Александр Сергеевич показал в образе Мазепы только отрицательные черты характера. Для того чтобы больше выделить величественность Петра Первого и низость Мазепы Пушкин больше выделяет величественность Петра Первого.

  2. Произведение «Полтава» написана Пушкиным в жанре стихотворной поэмы. Пушкин назвал её так, тем самым указывая на подвиг не одного человека, а подвиг всего русского народа. Главная тема поэмы – способность русского народа отстоять свою независимость под руководством царя-реформатора Петра Первого.
    Поэт описывает образ Петра с присущей ему торжественностью и одухотворением, только светлыми и радостными красками. Молодая Россия строилась и «мужала с гением Петра». Настала пора дать решительный бой своему северному соседу – Швеции. Она препятствовала выходу русского флота в Балтийское море. К этому времени Петр Первый уже имел опыт победоносных сражений.
    Пушкин в поэме считает царя военным гением – он тактически грамотно расставил русские войска. Петр неотделим от своего войска и своего народа. Перед началом боя он на коне пронесся перед ними, поднимая боевой дух войнов. Рядом с ним его соратники. Пушкин их называет «птенцы гнезда Петрова, в трудах державства и войны». Поэт наделяет Петра Первого сверхчеловеческими чертами. Его глаза сияют, лицо его ужасно для врагов, он двигается быстро, похож на «божию грозу», ему не терпится начать сражение. В отличие от своего противника, короля Карла XII, он был уверен в нашей победе, «поле пожирал очами» и эта уверенность передалась войскам. Петр Первый и сам принимал участие в битве.
    После победоносного завершения сражения все, кроме разбитых шведов, радостно пируют. И опять поэт восхищается благородством Петра. Царь показывает образец душевной щедрости. Он угощает и своих военных начальников, и шведских. И поднимает чарку за своих противников, называя их при этом «своими учителями».
    В конце произведения автор подводит итог деяниям Петра Первого. Своими победами на благо России он ещё при жизни воздвиг себе памятник.

  3. Сценарий урока литературы 7 класс
    Тема:  Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина
    « Полтава».
    Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.
    Задачи: выяснить роль Петра I  в Полтавском сражении и отношение автора к нему;
    произвести подробный анализ текста;
    прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к
    историческому прошлому своей страны.
    Наглядность и оборудование:  портрет Петра I,  Карла 12,  текст обращения Петра к своим войнам перед сражением, текст поэмы, отрывок из кинофильма « Слуга Государев».
    Метод изучения нового материала: частично-поисковый.
    Тип урока: изучение нового материала
    Ход урока
    Организационный момент.
    Сообщение темы урока и целей.
    2.Изучение нового материала.
    Слово учителя.
    А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став  царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов  ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)
    Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне
    (1700 -1721 ) Россия добилась победы.
    Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.
    В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
    ( репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)
    Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу;
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно.
    А. С. Пушкин « Медный всадник »
    Так думал, стоя на берегу Невы , один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над  шведским войском при Полтаве.
    Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества , слова его запали в душу каждого солдата:
    ( ученик читает речь наизусть в обличие Петра)
    «Войны! Пришел час решить судьбу отечества.
    Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,
    но за государство, ему врученное, за Отечество,
    за нашу веру и Церковь.
    А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,
    лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».
    Слово учителя.
    На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.
    Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру , его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой  песне.
    На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора  к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.
    3 Анализ отрывка « Полтавский бой»
    Работа с учебником.
    План:
    Начало боя.
    Появление Петра.
    Передышка в бою.
    Образ Петра и Карла.
    Битва  в разгаре.
    Победа.
    Пир Петра.
    Чтение отрывка наизусть учеником.
    Начало боя.
    – Как рисует Пушкин начало боя?
    ( описание боя дается  с точного указания места и времени, где он произошел)
    Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.
    – Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?
    ( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)
    – Почему поле брани роковое?
    ( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)
    – Кто такой « бог браней»?
    ( У древних римлян Марс  – бог войны.)
    – Кому этот Бог покровительствует?
    ( В донном сражении он покровительствует русским).
    – Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?
    (Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)
    Давайте найдем эти глаголы.
    Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
    – Как поэт передает ощущение топота множества ног?
    Для этого Пушкин использует звукопись.
    Что такое звукопись?
    ( Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)
    Найдем это четверостишие в тексте.
    Волнуясь, конница летит;
    Пехота движется за нею
    И тяжкой твердостью своею
    Ее стремление крепит…
    ( в словах часто встречается звук  т, что и создает ощущение топота)
    Появление Петра I.
    Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.
    ( Чтение отрывка наизусть)
    -Какое впечатление он на вас производит?
    ( впечатление силы, величия, красоты)
    – Как  поэт добивается этого эффекта?
    Поэт использует слова, которые сейчас называются  устаревшими:
    «лик, глас», «Божия гроза»
    Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.
    Вдумаемся в эти слова:
    Лик его ужасен.
    Движенья быстры.
    Он прекрасен.
    Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?
    – С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?
    ( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).
    Передышка в бою.
    – С чем сравнивается образ битвы?
    ( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва  – дело народное , трудное, как труд пахаря.)
    -Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.
    Образы Петра и карла.
    Портреты Петра и Карла.
    Как изображается появление  Петра I  перед своими войнами?
    (он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)  Чтение отрывка наизусть.
    А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?
    Чтение отрывка наизусть.
    – С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?
    ( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).
    – Как вы понимаете выражения:
    Смущенный взор изобразив;
    Желанный бой в недоуменье?
    Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.
    Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход  сражения.
    Противопоставление двух полководцев  указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.
    Описание разгара битвы.
    Анализ разгара боя. Работа по вариантам.
    1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.
    ( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)
    2 вариант: звукопись в описании боя.
    ( использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).
    Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма « Слуга Государев».
    Посмотрим, как режиссер передает нам, зрителям, образы Петра Великого и Карла XII  в Полтавском сражении.  Попробуем подобрать текст пушкинской поэмы к данному эпизоду.
    Просмотр отрывка из фильма « Слуга Государев»  «Полтавский бой».
    Описание победы.
    Какие чувства  победы и как передает нам автор?
    ( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)
    Чтение отрывка наизусть.
    Но близок, близок миг победы!
    Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
    О славный час!  О славный вид!
    Описание пира.
    – За каких учителей поднимает кубок Петр I ?
    ( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали  полезные уроки).
    Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?
    (Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
    Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
    4  Вывод:   Итак, каким  предстает перед нами Петр Великий  в изображении А. С. Пушкина?
    Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.
    Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?
    А. С. Пушкин изображает  Петра  Великого сильным, смелым человеком,
    подчеркивает его патриотизм;  с уважением говорит о его участии в битве.
    Закончить урок хочется словами Пушкина А. С.:
    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.
    – Кем же является Петр I  в поэме?  ( героем, так же , как и его народ)
    5.Домашнее задание
    Выучить отрывок наизусть, вопросы 5, 6 ,8.
    6. Выставление оценок.
    Литература:
    Аникина С. М. , Золотарева И. В. « Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе» , М 2002
    Карпушин С. Я. « Пушкин – начало всех начал». Смоленск 1999г.
    Коровина В. Я. « Пушкин в школе»  М. 1999
    Лахостский К. П. « Пушкин в школе «, Ленинград 1956
    Пузицкий В. « Родная история» , Саратов, 1994
    «Путеводитель по Пушкину» , СПб « Пушкинская библиотека» 1997
    Пушкин А. С.  « Сочинения» т.5., М. 1994
    Тыркова-Вильямс А. « Пушкин» (ЖЗЛ) т.2., М. 1998

  4. План
    Введение
    А.С. Пушкин, увлечённый личностью Петра I, пишет поэму «Полтава».
    Основная часть
    В поэме А.С. Пушкин создает образ Петра:
    — внешность царя;
    — облик Петра перед Полтавским боем;
    — поведение Петра в Полтавском бою;
    — Пётр пирует после Полтавского боя.
    Заключение
    Петр в поэме — олицетворение военного гения.
    Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период творчества поэт был увлечен личностью Петра Первого, его военными победами.
    В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность русского царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит действиями царя:
    Тогда-то свыше вдохновенный
    Раздался звучный глас Петра:
    «За дело, с богом!»
    Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует антонимы, показывая тем самым «божью грозу» для шведов и мудрого военного начальника для русских воинов:
    …Выходит Петр. Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как божия гроза.
    Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, мо- гущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк.
    После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью:
    При кликах войска своего
    В шатре своем он угощает
    Своих вождей, вождей чужих,
    И славных пленников ласкает,
    И за учителей своих
    Заздравный кубок подымает.
    Итак, анализируя текст пушкинской поэмы «Полтава», видим, что в момент написания произведения поэта привлекает полководческий дар Петра Первого, его желание укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей страны. Петр в поэме — олицетворение военного гения. И для А.С. Пушкина здесь важна не конкретная историческая личность российского самодержца, а его победы на благо отечества:
    В гражданстве северной державы,
    В ее воинственной судьбе,
    Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
    Огромный памятник себе.

  5. МБОУ ЦО №44 им. Г.К.Жукова.
    «Образ Петра Первого в поэме «Полтава»»
    Выполнила учащаяся 7Б класса
    Лазарева Анастасия
    Учитель
    Соловьева Анна Дмитриевна
    Тула
    2017
    Образцом  русской героической поэмы можно считать «Полтаву» Пушкина, в центре которой – Полтавская битва, определившая судьбу России.
    Поэтому «Полтава» можно было бы назвать эпическим произведением. Но это не совсем так. Её сюжетная линия перебивается авторскими (их называют лирическими) отступлениями, в которых выражаются чувства поэта, его отношение к героям и событиям. Вот, например, строки о Мазепе:
    Но старость ходит осторожно
    И подозрительно глядит.
    Чего нельзя и что возможно,
    Ещё не вдруг она решит.
    Кто снидет в глубину морскую,
    Покрытую недвижно льдом?
    Кто испытующим умом
    Проникнет в бездну роковую
    Души коварной? Думы в ней,
    Плоды подавленных страстей,
    Лежат погружены глубоко,
    И замысел давнишних дней,
    Быть может, зреет одиноко.
    Как знать?..
    Или о Марии:
    Мария, бедная Мария,
    Краса черкасских дочерей!
    Не знаешь ты, какого змия
    Ласкаешь на груди своей.
    Несмотря на то, что авторских отступлений в поэме немного, понять без них основную идею произведения невозможно. Лирические отступления проникнуты чувством восхищения славой русского оружия, делом Петра и его сподвижников, открытым презрением к личности Мазепы, сочувствием к судьбе Марии. Глубоким лиризмом отличаются украинские пейзажи. В поэме всё время слышен голос поэта. И потому с полным правом мы можем назвать «Полтаву» лироэпическим произведением.
    Обратимся к примерам из поэмы Пушкина «Полтава»:
    Мгновенно сердце молодое
    Горит и гаснет…
    Тесним мы шведов рать за ратью;
    Темнеет слава их знамён…
    На холмах Пушкин, присмирев,
    Прервали свой голодный рев…
    Прочитаем несколько строк о Мазепе:
    Но есть ещё для нас надежда:
    Кому бежать, решит зоря.
    Умолк и закрывает вежды
    Изменник русского царя.
    Другой пример из поэмы «Полтавы»:
    И битвы поле роковое
    Гремит, пылает здесь и там,
    Но явно счастье боевое
    Служить уж начинает нам…
    Основная тема «Полтава» – судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Пётр 1, а центральным эпизодом – Полтавский бой и пир после победы.
    Во время длительной Северной войны (1700-1721) 27 июня 1709г. В районе города Полтавы произошло решающее сражение между русскими и шведскими войсками, которое закончилось блестящей победой русских.
    Шведские войска вторглись в пределы Русского государства в 1708 г. и заняли город Могилев. На помощь шведскому королю Карлу XII подходил корпус (16 тысяч человек) генерала Левенгаута.28сентября 1708г. Русские войска под командованием Петра I настигли этот корпус при деревне Лесной и разгромили его. Поражение корпуса Левенгаупта под Лесной, отсутствие достаточного количества продовольствия и усталость войск побудили Карла XII оставить мысль о походе на Москву. Войдя в соглашение с гетманом Украины Мазепой, изменившим своему народу, он двинулся на Украину. В конце апреля 1709 г. шведы достигли Полтавы и начали осаду города. Русская армия насчитывала до 42 тысяч человек (в её состав входили и украинские части), шведская – 30 тысяч человек.
    Пётр I построил свои войска так, чтобы измотать противника на передовой позиции, после чего нанести ему решительный удар. Шведы, прижатые к берегу Днепра, вынуждены были сдаться. После разгрома шведских войск Карл XII вместе с Мазепой бежал в Турцию.
    В Полтавском сражении шведская армия потеряла на поле боя 9234 человек убитыми и 32 орудия; было захвачено в плен 18794 человек (в том числе почти все генералы),264 знамени и штандарта.
    В результате полтавского сражения в Северной войне произошёл коренной перелом в пользу России. Швеция как великая держава была сокрушена, а международный авторитет России поднялся.
    В предисловии к первому изданию «Полтава» (31 января 1829 г,) Пушкин дал свою оценку Полтавскому сражению.
    «Полтавская битва есть одна из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге, обеспечили новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразование, совершаемого царём.
    Ошибка шведского короля вошла в пословицу. Его упрекают в неосторожности, находят его поход на Украину безрассудным. На критиков не угодишь, особенно после неудачи. Карл однако ж, сим походом избегнут славной ошибки Наполеона: он не пошел на Москву. И мог ли он ожидать, что Малороссия, всегда неспокойная, не будет увлечена примером своего гетмана и не возмутится против недавнего владычества Петра, что Левенгаупт три дня сряду будет разбит, что наконец 25 тысяч шведов, предводительствуемых своим королем, побегут перед нарвскими беглецами? Сам Петр долго колебался, избегая главного сражения «яко зело опасного дела». В сем походе Карл XІІ менее, нежели когда-нибудь, вверялся своему участию; оно уступило гению Петра.
    * «Посвящение»-адресат «Посвящение» неизвестен. Предположение, что оно адресовано Марии Раевской (Волконской), не имеет убедительного обоснования.
    * «Уходит Розен сквозь теснины; сдается пылкий Шлипенбах…» – в начале Полтавского сражения шведы наступали на слабо укрепленный пункт русских войск. Атаку вели генералы Шлипенбах и Розен, вскоре под сильными ударами русских они были вынуждены отойти и сдаться.
    *Ренин Аникита Иванович (1668-1726) – русский военный деятель, генерал-фельдмаршал. Был стольником и ближайшим соратником Петра. В Полтавском сражении командовал центром боевого порядка русских войск.
    Меншиков Александр Данилович (1673-1729) –видный русский государственный деятель и выдающийся полководец, генералиссимус русской армии, ближайший соратник Петра ?. В Полтавском сражении Меншиков, командуя сначала авангардом, а позднее левым крылом, уничтожил колонну Росса и тем самым способствовал разгром шведов.
    *Карл XII (1682-1718) – шведский король с 1697 по 1718 г. Стремился к расширению господства на Балтийском море и проводил захватническую по отношению к России и Польше. Кульминационным пунктом агрессивной политики Карла XII явилось вторжение в Россию.
    * «Ещё напор – и враг бежит». Из примечаний А.С. Пушкина:
    «Благодаря прекрасным распоряжениям и действиям князя Меншикова, участь главного сражения была решена заранее. Дело не продолжалось и двух часов. “Ибо (сказано в жур. Петра Вел.) непобедимые господа шведы скоро хребет свой показали, и от наших войск вся неприятельская армия весьма опрокинута”.
    Пётр впоследствии времени многое прощал Данилычу за услуги, оказанные в сей день генералом князем Меншиковым».
    Описание Полтавского сражения Пушкин начинает с яркой метафоры «Горит восток зарею новой».
    (Здесь и реальное описание утра, и метафора, говорящая об усилении, начале процветания России.)
    Вначале Пушкин дает общее описание поля боя. Затем постепенно он как бы приближает к нам отдельные детали, фрагменты, выделяя их крупным планом. Как верно было отмечено исследователями (З.Я. Рез), сначала «пространство» боя: равнины, холмы, поднимающийся от разрыва снарядов дым. Затем – сомкнутые ряды полков. Далее- еще ближе и крупнее: «В кустах рассыпались стрелки». Наконец- ядра, пули, штыки.
    Автор переживает каждый эпизод битвы. Когда он пишет: «Тесним мы шведов», «Наш каждый шаг запечатлен»,это относится прежде всего к России. «Мы» – это Россия. И в то же время «мы» – это полки, русское войско, в единстве с которым воспринимает себя поэт, живший спустя более ста лет после Полтавской битвы.
    Карла Пушкин рисует при помощи эпитетов: «бледен, недвижим, страдая раной», «смущённый взор», «слабым манием руки». Показывая слабость Карла, автор называет  его всё-таки героем, т.к. ему  много лет подряд удавалось одерживать победы над странами Европы, он лично руководил Полтавским сражением.
    Зачастую в литературе, посвящённой поэме «Полтава», можно прочитать о «музыке» пушкинского стиха. Например, «музыка» битвы: сочетание звуков[р, ш, ж] создаёт звуковой образ боя, жужжанья клинков и штыков.
    Петр считал себя учеником шведов, они действительно многому научили русского царя. Необходимость постоянно обороняться от шведов  способствовала созданию русского флота и боеспособной армии. Пётр мог оценить мужество противника, поэтому Пушкин даёт противникам эпитет «славные».
    Современники Пушкина (Н.И. Надеждин и другие) обвиняли поэта в простонародности языка поэмы «Полтава». Действительно, поэма написана простым, доступным языком. «Простонародный язык» в его национально-типических выражениях стал для Пушкина к половине 20-х годов X?X века сферой чистой «народности»  и первобытной простоты. По поводу критических нападок на «простонародность» «Полтавы»  Пушкин писал: «Слова: усы, визжать, вставай, рассветает, ого  показались критикам «низкими, бурлацкими». Никогда не пожертвую краткостью выражения провинциальной чопорности, бояся казаться  простонародным, славянофилом и т.п.»  (Виноградов В.В. Язык Пушкина.- М., 2000).
    Пётр I был чрезвычайно противоречив, в его личности и делах прекрасное сочетается с тем, что поистине ужасно и отталкивающе. Пушкин хорошо это знал, о Петре он думал всю жизнь, его отношение к  царю сложное, меняющееся, но всегда как бы потрясённое. Всё это отразилось в портрете Петра  в эпизоде  Полтавского боя.
    На протяжении эпизода из восьми строк троекратно повторяется один и тот же  мотив: «свыше вдохновенный», «За дело,  с Богом!», «Божия  гроза».
    Мотив присутствия Бога как бы охватывает весь эпизод; отрицательное определение «ужасен», окружённое  положительными,  светится, как тёмная  луна, отражающая свет  Солнца. Свет – тоже «признак Бога»; и даже «ужасное» оборачивается у Пушкина  возможностью «прекрасного», когда  человек ведом Богом и идёт за Богом.

  6. Автор даже в нескольких строках дает емкую характеристику Карлу:
    «Венчанный славой бесполезной,
    Отважный Карл скользил над бездной».
    Слава короля оказывается бесполезной, ведь она не подтверждена его доблестью. Карл – отважен, чего не скрывает автор, однако безрассуден. Он «скользит над бездной», то есть подвергает свое войско неоправданным рискам, замышляя разрушить русскую молодую державу. Карл – авантюрист, который мечтает о воинской славе. Ради победы он способен на любой низкий поступок. Он вступает в заговор с Мазепой, понимая, что ему доверяет русский царь.
    Абсолютно другим изображен в поэме Петр. Пушкин идеализирует царя-реформатора, наделяя его лучшими качествами правителя и человека. В отличие от Карла, он действует во благо государства и народа, а не в личных интересах. Не желая славы, он получает ее.
    В характеристике Петра можно найти оксюморон: «ужасен – прекрасен». Автор подчеркивает, что по отношению к врагу Петр был беспощаден – «лик его ужасен». Но для своих солдат он служил примером, всегда сражался наравне с ними, поэтому и кажется им прекрасным. После боя одержав победу над Карлом, русский царь устраивает большой пир. И в это мирное время он показывает уже другие положительные качества – щедрость, милосердие. Он искренне благодарит своих воинов и союзников, а так же проявляет снисхождение к пленным.
    Однако автор все же указывает на одну ошибку Петра. Он очень доверял Ивану Мазепе, как представителю новой знати, и поэтому не поверил верному ему Кочубею. Пережив предательство, Петр становится более мудрым правителем.
    Сравнивая этих исторических личностей в поэме «Полтава», Пушкин подчеркнул благородство русского царя Петра и подлость шведского короля Карла. Для поэта победа Петра I – это торжество справедливости.

  7. (1 вариант)
    Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами.
    В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями:
    Тогда-то свыше вдохновенный
    Раздался звучный глас Петра:
    «За дело, с Богом!»
    Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует антонимы, показывая тем самым «божью грозу» для шведов и мудрого военного начальника для русских воинов:
    …Выходит Петр. Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как божия гроза.
    Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк.
    После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью:
    При кликах войска своего,
    В шатре своем он угощает
    Своих вождей, вождей чужих,
    И славных пленников ласкает,
    И за учителей своих
    Заздравный кубок подымает.
    Итак, анализируя текст пушкинской поэмы «Полтава», видим, что поэта привлекает полководческий дар Петра I, его желание укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей страны. Петр в поэме – олицетворение военного гения. И для А.С. Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность российского самодержца, но и его победы на благо отечества:
    В гражданстве северной державы,
    В ее воинственной судьбе,
    Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
    Огромный памятник себе.
    (2 вариант)
    А.С. Пушкин в поэме «Полтава» описывает победу, взросление и славу Петра I, и России.
    Была та смутная пора,
    Когда Россия молодая,
    В бореньях силы напрягая,
    Мужала с гением Петра…
    О вспыльчивости Петра, царя и человека, мы узнаем из рассказа Мазепы, который вспоминает, с чего началась ненависть его к Петру, что не мешает старику объективно оценивать силу русских и предвидеть поражение Карла.
    Во время боя Петр в изображении А.С. Пушкина подобен божьей грозе, Бог на его стороне, он «свыше вдохновленный»: «За дело, с Богом!» Как и всегда в изображении А.С. Пушкина, Петр одновременно «прекрасен» и «ужасен». Солдаты приветствуют Петра многократным «ура», рядом с ним «птенцы гнезда Петрова», «сыны», товарищи «в пременах жребия земного, в трудах державства и войны». И Петр перед боем могуч и радостен, он вновь хочет помериться силами с человеком, давшим ему не один урок, но изменились времена, и перед взором Петра
    Уж не расстроенные тучи
    Несчастных нарвских беглецов,
    А нить полков блестящих, стройных,
    Послушных, быстрых и спокойных.
    Полтавский бой выигран. Уроки хороших учителей пошли впрок. «И горд, и ясен // И славы полон взор его». В шатре, который Петр покинул перед боем, теперь пирует победитель, он угощает «своих вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает». Победитель великодушен, он поднимает чашу за здоровье тех, кто научил его воевать, проигрывать достойно и выигрывать с честью:
    Прошло сто лет – и что ж осталось
    От сильных, гордых сих мужей,
    Столь полных волею страстей?
    Их поколенье миновалось –
    И с ним исчез кровавый след
    Усилий, бедствий и побед.
    Как Фальконе воздвиг в городе Петра скульптуру, ставшую символом Петербурга и ожившую на страницах этой поэмы, так Петр в памяти русской воздвиг себе «нерукотворный памятник» дел своих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *