Сочинение на тему образ русской женщины

8 вариантов

  1. Некрасов вошел в наше сознание прежде всего как певец крестьянства. И образы русских крестьянок, бесспорно, весьма важны для раскрытия народной темы. Примечательно, что стихотворение «В дороге», которым восхищался Белинский, посвящено именно женской судьбе. Его героиня получила дворянское воспитание и, вновь брошенная в родную среду, вы­данная замуж за ямщика, страдает и гибнет. Не менее драматичной ви­дится поэту судьба крестьянской девушки — героини «Тройки»: она увя­нет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное, животное существование.
    Тема города многогранно раскрыта в лирике Некрасова, и «женский лик» капиталистического Петербурга — один из наиболее ярких и тра­гических. Лирический герой Некрасова не может забыть женщину, ко­торую когда-то встретил и полюбил на самом дне городской жизни («Еду ли ночью по улице темной…»). В стихотворении в ужасающих подроб­ностях раскрыта пушкинская тема: «Бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!» Герой и героиня Некрасова унижены бедностью до по­следней степени: умирает ребенок; «принарядившись, как будто к вен­цу», она уходит, вынужденная торговать своим телом, чтобы купить «гробик ребенку и ужин отцу». В стихотворении «Маша» жертвой ста­новится муж: он убивается на работе день и ночь, чтобы купить ласко­вый взгляд своей молодой жены… Одно из поздних стихотворений на го­родскую тему — «Утро» — также начинается со строк, обращенных к женщине: «Ты больна, ты страдаешь душой».
    Особое место в лирике Некрасова занимает так называемый панаев- ский цикл. Его героиня — реальная женщина, А. Я. Панаева, возлюб­ленная поэта, глубокое чувство к которой он пронес до самой смерти. В одной из предсмертных элегий он с досадой и горечью восклицает:
    Зачем же ты в душе неистребима,
    Мечта любви, не знающей конца?
    Усни… Умри!..
    Лирическая героиня «панаевского цикла» — существо противоречи­вое, сложное. Ее любовь приносит поэту несказанное блаженство, дает силы для борьбы с судьбой:
    …С тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу,
    И вперед — в это темное море —
    Без обычного страха гляжу.
    Но отношения героев сложны, они сопровождаются взаимной нервоз­ностью, депрессией — и вот уже поэт восклицает:
    Ее не стоило любить,
    Ее не стоит ненавидеть,
    О ней не стоит говорить!
    Один из наиболее ярких женских образов в лирике Некрасова — об­раз матери. Культ матери, рано умершей, но не забытой, занимает ог­ромное место в жизни и творчестве поэта. К ней он обращается в самые тяжелые минуты, у нее ищет опоры и заступничества; это к ней обраще­ны знаменитые строки из поэмы «Рыцарь без страха»:
    От ликующих, праздно болтающих,
    Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!
    Мать-родина, Россия-матушка… Эти формулы пришли в нашу жизнь из творчества Некрасова, это он провозгласил равновеликость двух ос­новных для каждого человека понятий. В пронзительном стихотворении «Внимая ужасам войны» Некрасов создал потрясающий образ материн­ского горя. Мать, оплакивающая погибшего на войне сына, уподоблена «плакучей иве», и это не случайно: женские образы часто слиты у Не­красова с природой, этим утверждается их сопричастность чуду жизни вообще. Рассказ Орины («Орина, мать солдатская») о замученном сол­датчиной сыне — «горя реченька бездонная» — кажется понятным, со­временным и сейчас.
    Сама муза Некрасова — тоже русская женщина. В программном сти­хотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» поэт сравнивает ее с ис­тязаемой крестьянкой; а в стихотворении «Муза» конкретизирован об­раз «бледной, в крови, кнутом иссеченной музы», «плачущей, скорбя­щей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей… согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».
    Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоз­дал в своем творчестве.

  2. Поэма «Русские женщины» Николая Алексеевича Некрасова – рассказ о силе духа и стойкости жен декабристов. Язык произведения меток и вызывает у читателя бурный эмоциональный всплеск.
    Поэма разделена на две части, в каждой из которых речь идет об одной героине. В первой – о княгине Трубецкой, во второй – о княгине Волконской.
    Эти женщины известны тем, что оставив все, что было дорого и привычно в родной стороне, они отправились в далекую и страшную Сибирь к своим супругам, готовые разделить с ними все тяготы и невзгоды.
    Длинный путь дает возможность вспомнить счастливые минуты молодости, которые прошли в богатстве и благополучии. Дорога опасна и ставит препятствия, но женщин не свернуть с пути, по которому они твердо решились идти.
    Ничего не изменит и тот факт, что им придется потерять все привилегии положения в обществе, наследство, все то, что всегда было привычным и понятны. Это тяжело, но не пугает женщин и не меняет их решения.
    Интересна в этом отношении беседа княгини Трубецкой с губернатором Иркутска. Чиновник пытается всеми способами отговорить молодую женщину, рассказывая обо всех последствиях такого поступка. Но все уговоры тщетны. Молодая женщина готова жить среди каторжников, легко пройдет путь до того места, где находится ее муж, пешком. Ей гораздо невыносимее жизнь без него, избранника и спутника. Губернатор уже больше не уговаривает княгиню и отпускает ее. Он не может не восхищаться этой женщиной. И ее поступок на самом деле достоин восхищения. Эти женщины, которые от природы должны быть слабыми и беззащитными, показаны особыми существами с такой силой и мужеством, которые не всегда встретишь у мужчин.
    Они проводят черту между собой и той жизнью, которая теперь далеко и возврата к ней нет. Туда уже не вернуться. Они также лишены прав, как и их мужья-декабристы. На такой подвиг способны только единицы.
    В разговоре с губернатором княгиня Трубецкая высказывает мысль о том, что светское общество ей давно противно. Это тупые люди, стадо, из которого она с удовольствием сбежит к тому, кто теперь в ранге святого мученика. Декабристы – особые люди, выгодно отличающиеся от остальных. Их жены своими поступками пытаются доказать это всему свету.
    Конечно, понять и оценить подвиг декабристов способен не каждый, как и не всякий готов последовать за своим мужем в далекую Сибирь, чужой и суровый край. Во имя чего эти женщины готовы принести такую большую жертву? Во имя любви. Жены декабристов решились на этот отчаянный шаг ради любимых людей. Они готовы пойти за ними хоть на край света и разделить все тяготы и мучения. Своим присутствием эти женщины готовы скрасить нелегкую жизнь «изменников».
    Поэма Некрасова «Русские женщины» предлагает нашему вниманию образы двух женщин, которые похожи в главном: сила духа и мужество превыше хрупкой женской натуры и маленького жизненного опыта.
    У этих двух барышень вся жизнь впереди, ведь они еще так молоды. Но выбор сделан, и назад дороги нет. Эти отважные и благородные женщины, совершившие подвиг ради своих мужей, восхищают уже много веков подряд.

  3. Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова.

    Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов. Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическими движениями 60-70-х годов. Друг и сподвижник Чернышевского. Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун. Некрасов был певцом народной жизни, который посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему», – с полным правом сказал о себе поэт. Вся некрасовская поэзия проникнута духом народничества, в ней нашли свое отражение мотивы крестьянского быта, красота русской природы, души крестьян. Из поэзии Некрасова по-новому раскрываются образ простого крестьянина и сама народная жизнь. И не случайно Некрасов одним из первых осветил в своих произведениях горькую судьбу русских женщин. Русская литература еще не знала такого поэта, который бы так часто и с таким пониманием писал образы женщин-крестьянок. Тяжелую «долюшку женскую» Некрасов показывает нам, рисуя преимущественно бедноту, наиболее забитые и отсталые слои крестьянства. В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание жизни крепостной крестьянки и ее тяжелой доле:
    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля с рабом повенчаться.
    Вторая – быть матерью сына-раба,
    И третья – до гроба рабу покоряться.
    И все эти грозные доли легли
    На женщину русской земли.
    Поэт никогда не говорит осуждающею слова в адрес женщины – наоборот, он посвящает ей слова горячего и страстного сочувствия. В своих поэмах Некрасов постоянно возвращается к женской теме. Изображение судьбы крепостной крестьянки является гневным обвинением крепостническому строю, создавшему такую каторгу человеку. Описывая бесправную участь крестьянки – «отцветать, не успевая расцвесть» – поэт в то же время умеет показать женщин, одаренных природной красотой. Идеальный образ крестьянской женщины Некрасов видел в величавой славянке:
    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц.
    Работая над поэмами «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и другими, Некрасов основным объектом избрал жизнь крестьян-тружеников, а местом действия- типичную обстановку-русскую деревню поэт описывает условия, в которых живут герои, рассказывает о тяжелой жизни Матрены Тимофеевны – героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и о многом другом. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» дает наиболее полное изображение крестьянской жизни. Поэма стала «народной книгой», а которую Некрасов стремится вложить свои знания о крестьянстве. Если в предыдущих произведениях Некрасов преимущественно изображал терпение и забитость в крестьянских женщинах, то теперь поэт показывает зарождавшееся в русской крестьянке стремление избавится от покорности, от печального наследия векового рабства.
    Матрена Тимофеевна – женщина-труженица, весь ее вид говорит о силе и здоровье:
    Осанистая женщина.
    Широкая и плотная.
    Лет тридцати восьми.
    Красива, волос с проседью.
    Глаза большие, строгие.
    Ресницы богатейшие,
    Сурова и смугла!
    В ходе беседы с крестьянами раскрывается ее душевная красота. Образ Матрены Тимофеевны весь  как бы соткан из народной поэзии. Лирические песни, причитания издавна раскрывали правду о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника,
    создавая образ своей любимой героини. Рассказ о  Матрене Тимофеевне приводит к мысли о силе и в  женщине, самом обездоленном и забитом существе,  зреет душевная гроза – значит, возможно и близко переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена о словах поэта:
    В рабстве спасенное
    Сердце свободное
    Золото, золото
    Сердце народное!
    Несмотря на душевную красоту и силу Матрены Тимофеевны, судьба посыпала ей много лишений и трудностей. Однообразно ее существование вехами в нем оказываются только смерть Савелия и  родителей да вечная забота о детях. Она говорит: «За них горой стояла я». Был в ее жизни такой случай, когда глубокая и искренняя любовь к детям проявилась в действии: «А потом потребовала странница, чтоб грудью не кормили мы детей по постным дням!» Многие последовали наказу странницы. Матрона же поступила иначе:
    …я только не послушалась.
    Судила я по-своему.
    Коли терпеть, так матери.
    Я перед богом грешница.
    А не дитя мой.
    Трудна жизнь Матрены, но все же в ней есть,  счастье. У нее было счастливое детство, проведенное в родительском доме, была и временная удача  после замужества. Но ни лишения, ни минуты счастья не покачнули равновесия и не отняли душевных  сил Она понимает, что «крестьянские порядки неисчерпаемы» и что «не дело между бабами счастливую искать». Это заявление аргументируется перечнем множества бедствий, выпавших на ее, Матренину, долю. Рассказчица убеждена в том, что искатели счастья между женщинами останутся ни с чем.  И она права, так как положение женщин, особенно женщины-труженицы, было крайне тяжелым. Но несмотря, ни на что вера Некрасова в счастливое будущее не померкла. Некрасов указал и открыл путь к тому, без чего поэту отныне нельзя было по-настоящему дышать полной грудью. Поэзия Некрасова утверждала принципиально новое отношение к жизни и человеку. Человек в ней рассматривался в его общественных связях и проявлениях, в его общественной и трудовой деятельности. Именно этим он близок нашему времени.

  4. Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотво­рении «Еду ли ночью по улице темной…». Его героиня — жерт­ва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», — говорит Некрасов. Всю жизнь героиня терпела несправедли­вость и унижения. Сначала бил отец, потом муж. Когда же она вопреки всяким условностям по-настоящему полюбила и «ушла на волю», это тоже не принесло ей радости. В таком обществе, среди пустых и лживых людей, женщина встает на путь греха и порока, как героиня стихотворения «Когда из мрака заблуж­денья…». Но в ее душе даже тогда теплится искра надежды, а это значит, что она сумеет преодолеть себя и вступить на праведный путь.
    Прекрасный образ женщины, воплотившей в себе лучшие черты всех русских женщин, создан в поэме «Мороз, Красный нос». Поэт восхищается красотой своей героини Дарьи, ее лов­костью, силой. Внешняя привлекательность в этой простой кре­стьянке сочетается с внутренним нравственным богатством, с самоотверженностью и душевной стойкостью.
    Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос» воспринимает­ся как типичная участь русской женщины-крестьянки:
    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля: с рабом повенчаться,
    Вторая — быть матерью сына раба,
    А третья — до гроба рабу покоряться,
    И все эти грозные доли легли
    На женщину русской земли.
    Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на ред­кость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько су­ровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. Но счастье длилось недолго. Похоронив мужа, Дарья пошла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забве­ние от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием во­ли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяже­лую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорно­стью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его: «Тепло ли тебе, моло­дица?» — трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок ее с Морозом — это подвиг как Да­рьи, так и всех женщин.
    Величавый и светлый образ русской женщины встает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проис­ходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:
    Коня на скаку остановит,
    В горящую избу войдет.
    Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не сломят ее, она способна выдержать любые испытания, и, несмотря ни на что, не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены, рисует ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь.
    Шли на подвиг, когда ехали на каторгу за мужьями, жены декабристов. Пленительно прекрасные образы замечательных женщин — княгини Трубецкой и княгини Волконской — создал Некрасов в поэме «Русские женщины». Ни страх потерять дво­рянство, ту среду, где они выросли, ни боязнь каторжной жиз­ни ни остановили их.
    Ужасна будет, знаю я,
    Жизнь мужа моего.
    Пускай же будет и моя
    Не радостней его! —
    этими словами отвечает Трубецкая губернатору на его попытку «образумить» женщину.

  5. Две русские княгини Трубецкая и Волконская – главные героини поэмы. Автор подчеркивает общие черты русских женщин: мужество, жертвенность, большое сердце, чувство долга, верность и щедрость. А во главу угла ставит самоотвержение. Декабристки не оставили своих мужей даже в самые темные для них времена. Причем решение это было продиктовано не только любовью и состраданием, но и чувством справедливости.
    Первая часть произведения повествует о княгине Трубецкой, описывает ее романтические воспоминания и красоту ее поступка. Во второй части, рассказывающей о княгине Волконской, повествование идет в форме своеобразного семейного воспоминания, бабушкиного рассказа. В ней говорится о тех же событиях, что и в первой, но преподносятся они несколько иначе.
    Эта поэма воплощает женские образы, достойные восхищения и наследования. Она подчеркивает то, что образ «русской женщины» принадлежит не какому-то определенному социальному слою, а всему народу в целом. Настоящая женщина может быть как княгиней, так и крестьянкой.
    Образы княгинь объединили в себе все лучшие качества, присущие женщинам. Некрасов искренне восхищается ими, их героическим поступком. Можно ли сейчас встретить таких женщин? Есть ли у них подобные черты характера? Конечно, да, ведь, несмотря на то, что времена изменились, внутри они остались все теми же Русскими Женщинами.
    Это гениальное произведение, бесспорно, являются частью «золотого запаса» русской литературы. Оно вселяет чувство гордости за наших женщин и заставляет о многом задуматься.

  6. Слово о полку Игореве” – замечательный памятник древнерусской культуры. Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин. Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.
    Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.
    Полечу, – говорит кукушкою по Дунаю,
    Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
    Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.
    Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру – Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Зачем мчишь хиновские стрелочки
    на своих легких крыльицах
    на воинов моего милого? …
    О Днепр Словутич!
    Ты пробил каменные горы
    сквозь землю Половецкую …
    Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
    Чтобы не слала я к нему слез
    на море рано.
    Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа – воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.
    Светлое и трижды светлое солнце!
    Всем ты тепло и прекрасно:
    Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
    на воинов моего лады?
    В поле безводном жаждою луки скрутило,
    горем им колчаны заткнуло?
    Ярославна – равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.
    Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно.
    Далеко в Путивле, на забрале
    Лишь заря займется поутру,
    Ярославна, полная печали,
    Как кукушка, кличет на юру …

  7. Сочинение на тему “Ярославна-образ русской женщины

    Ответы:

    Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры. Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин. Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении. Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания. Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, Утру князю кровавые его раны на могучем его теле. Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов. О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?.. О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую… Прилелей же, господин, моего милого ко мне, Чтобы не слала я к нему слез на море рано. Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела. Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады? В поле безводном жаждою луки скрутило, горем им колчаны заткнуло? Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности. Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно. Далеко в Путивле, на забрале Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру…

  8. Образ русской женщины в лирике Н. А. Некрасова
    Образы русских женщин занимают большое место в русской класси­ческой литературе XIX века. Все лучшие национальные черты, поэзия русской жизни воплощены прежде всего в женских образах. Это и Свет­лана из одноименной баллады В. А. Жуковского, и пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина», и тургеневская Лиза Калитина («Дворянское гнездо»), и Катерина из «Грозы» А. Н. Островского, и Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, трагические и прекрасные героини Лескова. Эта линия нашла свое продолжение в творчестве А. П. Чехова («Три сестры», «Дама с собачкой»), Ф. М. Достоевского (Настасья Фи­липповна, Грушенька, Соня Мармеладова), в литературе серебряного ве­ка — в «Олесе» А. И. Куприна, героинях В. В. Набокова — и обрела мак­симально концентрированное и обобщенное выражение в цикле А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».
    Особое место в этом ряду принадлежит женским образам Н. А. Некра­сова. Даже на фоне общей традиции поэзия Некрасова поразительна по своей сосредоточенности на судьбах и ликах «женщины русской земли». Не случайно Некрасова называли «певцом женской доли».
    Женский образ как бы вобрал в себя главную некрасовскую тему — тему народной, крестьянской России, приобретая значение символа на­родного существования. Какую бы тему ни затрагивал Некрасов в своей лирике, он неизменно обращался к женским образам.
    Некрасов вошел в наше сознание прежде всего как певец крестьянства. И образы русских крестьянок, бесспорно, весьма важны для раскрытия народной темы. Примечательно, что стихотворение «В дороге», которым восхищался Белинский, посвящено именно женской судьбе. Его героиня получила дворянское воспитание и, вновь брошенная в родную среду, вы­данная замуж за ямщика, страдает и гибнет. Не менее драматичной ви­дится поэту судьба крестьянской девушки — героини «Тройки»: она увя­нет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное, животное существование.
    Тема города многогранно раскрыта в лирике Некрасова, и «женский лик» капиталистического Петербурга — один из наиболее ярких и тра­гических. Лирический герой Некрасова не может забыть женщину, ко­торую когда-то встретил и полюбил на самом дне городской жизни («Еду ли ночью по улице темной…»). В стихотворении в ужасающих подроб­ностях раскрыта пушкинская тема: «Бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!» Герой и героиня Некрасова унижены бедностью до по­следней степени: умирает ребенок; «принарядившись, как будто к вен­цу», она уходит, вынужденная торговать своим телом, чтобы купить «гробик ребенку и ужин отцу». В стихотворении «Маша» жертвой ста­новится муж: он убивается на работе день и ночь, чтобы купить ласко­вый взгляд своей молодой жены… Одно из поздних стихотворений на го­родскую тему — «Утро» — также начинается со строк, обращенных к женщине: «Ты больна, ты страдаешь душой».
    Особое место в лирике Некрасова занимает так называемый панаев- ский цикл. Его героиня — реальная женщина, А. Я. Панаева, возлюб­ленная поэта, глубокое чувство к которой он пронес до самой смерти. В одной из предсмертных элегий он с досадой и горечью восклицает:
    Зачем же ты в душе неистребима,
    Мечта любви, не знающей конца?
    Усни… Умри!..
    Лирическая героиня «панаевского цикла» — существо противоречи­вое, сложное. Ее любовь приносит поэту несказанное блаженство, дает силы для борьбы с судьбой:
    …С тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу,
    И вперед — в это темное море —
    Без обычного страха гляжу.
    Но отношения героев сложны, они сопровождаются взаимной нервоз­ностью, депрессией — и вот уже поэт восклицает:
    Ее не стоило любить,
    Ее не стоит ненавидеть,
    О ней не стоит говорить!
    Один из наиболее ярких женских образов в лирике Некрасова — об­раз матери. Культ матери, рано умершей, но не забытой, занимает ог­ромное место в жизни и творчестве поэта. К ней он обращается в самые тяжелые минуты, у нее ищет опоры и заступничества; это к ней обраще­ны знаменитые строки из поэмы «Рыцарь без страха»:
    От ликующих, праздно болтающих,
    Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!
    Мать-родина, Россия-матушка… Эти формулы пришли в нашу жизнь из творчества Некрасова, это он провозгласил равновеликость двух ос­новных для каждого человека понятий. В пронзительном стихотворении «Внимая ужасам войны» Некрасов создал потрясающий образ материн­ского горя. Мать, оплакивающая погибшего на войне сына, уподоблена «плакучей иве», и это не случайно: женские образы часто слиты у Не­красова с природой, этим утверждается их сопричастность чуду жизни вообще. Рассказ Орины («Орина, мать солдатская») о замученном сол­датчиной сыне — «горя реченька бездонная» — кажется понятным, со­временным и сейчас.
    Сама муза Некрасова — тоже русская женщина. В программном сти­хотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» поэт сравнивает ее с ис­тязаемой крестьянкой; а в стихотворении «Муза» конкретизирован об­раз «бледной, в крови, кнутом иссеченной музы», «плачущей, скорбя­щей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей… согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».
    Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоз­дал в своем творчестве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *