Сочинение на тему памятник ломоносову

10 вариантов

  1. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
    1-Абрамовская средняя общеобразовательная школа
    Таловского муниципального района Воронежской области
    НОУ «ПОИСК»
    Памятники М.В. Ломоносову
    К 300-летию Великого учёного
    (исследовательская работа)
    Выполнили: ученицы 8 класса
    Вафина Карина и Перова Виктория
    Руководитель: учитель истории
    Леонтьева Н.В.
    Абрамовка 2012г.
    Содержание
    Введение                                                                                                       3-4 стр.
    I. Основная часть                                                                                        5-13 стр.
    Первый памятник Ломоносову в селе Ломоносово.
    Памятник в селе Ломоносово.
    Памятник М. В. Ломоносову в г. Архангельске напротив здания Архангельского государственного технического университета.
    Памятник Ломоносову в г. Архангельске у ПГУ.
    Памятник Ломоносову в Москве напротив здания МГУ.
    Памятник Ломоносову в Москве на Моховой улице.
    Памятник в Северодвинске.
    Памятник Ломоносову в Санкт-Петербурге на площади Ломоносова.
    Памятник Ломоносову в Санкт-Петербурге на Менделеевской линии.
    М.В. Ломоносов среди выдающихся фигур на памятнике «Тысячелетие России».
    Памятники Ломоносову к 300-летию ученого.
    Заключение                                                                                                    14 стр.
    Список использованных Интернет-ресурсов                                             15 стр.
    Приложение                                                                                                   16 стр.
    Введение
    19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет нашему Великому учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову.
    Ломоносов внес огромный вклад в становление и развитие таких наук как: химия, физика, астрономия, литература, геология, история, экономика, метеорология, минералогия, мозаичное искусство…
    Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России.
    Имя Ломоносова является символом  патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку. Какую же дань почтения и уважения Ломоносову отдал российский народ? В своей работе мы попытаемся рассмотреть эту проблему с точки зрения рассмотрения памятников Ломоносову. Сегодня имя Ломоносова знает каждый россиянин, и это радует. Памятники ученому установлены во многих городах России. Какие чувства они вызывают?  Гордости, патриотизма, восхищения…
    Целью работы является: обзор памятников, установленных в разных городах России.
    Объект исследования: памятники М.В.Ломоносову.
    Гипотеза: памятники Ломоносову установлены не только в городах, связанных тем или иным образом с биографическими вехами жизни Ломоносова.
    Источники информации: интернет ресурсы.
    План исследования:
    Изучить биографию М.В.Ломоносова.
    Выделить места (города, села), где, предположительно, обязательно должны быть памятники Ломоносову.
    Поиск информации, подтверждающей или опровергающей данное предположение.
    Среди всех памятников обозначить особый, значимый именно для нас, авторов данной работы.
    Итак, в ходе изучения биографии (см.приложение) нашего Великого ученого, нами были определены опорные объекты для поиска информации: М.В.Ломоносов родился в селе Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской губернии, поэтому, по нашему предположению и в селе Ломоносово, и в Архангельске памятники великому земляку должны были быть установлены в первую очередь. Ломоносов являлся инициатором основания Московского университета, следовательно, и в Москве памятник Ломоносову должен быть. При изучении биографии Ломоносова, мы обратили внимание на тот факт, что Михаил Васильевич был разработчиком проекта освоения Севера, значит в одном из городов Севера также, наверняка, должен быть памятник ученому. Используя ресурсы Интернета, мы нашли своё подтверждение нашим предположениям. Действительно, во всех этих населенных пунктах есть памятники Ломоносову. Мы систематизировали найденный нами материал и изложили его в своей работе.
    Первый памятник Ломоносову в селе Ломоносово
    Первый памятник Ломоносову был сооружён в конце XVIII века. Идея создания памятника пришла в голову Петру Ивановичу Челищеву (поэт). В 1791 году, совершив путешествие на Север России, он побывал на родине учёного и не нашёл ничего, что сохранилось бы от построек семьи Ломоносова. Стремясь отдать дань месту, где родился и провел детские годы его великий соотечественник, Челищев решил поставить на берегу реки Курополки, против Холмогор, им самим спроектированный памятник (см.приложение, рис.2).
    Воздвигнутый Челищевым памятник был сделан из досок в виде четырехгранной пирамиды, поставленной на таком же четырехгранном основании, установленном на сваях. Общая высота его составляла 2метра 85 см. Он был окрашен белой краской с черным рисунком и надписями.
    В своих записках Челищев дает рисунок, а также описание памятника.
    На лицевой стороне, в центре, был изображен в венке с перекрещивающимися трубами крылатый кадуцей, под ним лира. Ниже квадрант с телескопом и армиллярная сфера, под ними книги, реторта и карта. На основании между пальмами, – два щита, с вензелем Ломоносова на одном и сидящей на них совой. Слева, в нижнем углу, – заходящее солнце, а в верхнем, справа, – серп луны в тучах, острие пирамиды было обвито змеей.
    На второй стороне пирамиды была расположена надпись:
    «На сем месте родился Михайло Васильевич Ломоносов, статский советник, императорской Санкт-Петербургской Академии наук профессор, Стокгольмской и Болонской академи член, 1711 году, а умер в Санкт- Петербурге году числа. Тело его предано земле в Александро- Невском монастыре, душа его отлетела в райские селения, а могила его украшена изрядным надгробным камнем из белого мрамора, сделанного в Италии, любовью и почтением к нему великого российского канцлера графа Михайла Илларионовича Воронцова».
    На третьей стороне пирамиды другая надпись:
    «сей слабейший и маловажный памятник, в знак своего высокопочитания, воздвиг проезжающий из Санкт-Петербурга и возвращающийся туда же секунд-майор Петр Челищев, не имея ни времени, ни способов восстановить достойное и лучшее здание сему великому мужу. 1791 29\У 111».
    На четвертой стороне были написаны строки известного стихотворения Н.Н. Поповского, помещенного под гравированным портретом Ломоносова работы Вортмана:
    Московский здесь парнас изобразил Витию,
    Что чистый слог стихов и прозы ввел в Россию,
    Что в Риме Цицерон и что Виргилий был,
    То он один в своем понятии вместил;
    Открыл натуры храм богатым словом Россов,
    Пример их остроты в науках Ломоносов.
    Деревянный памятник был поставлен на песчаном берегу, размываемом водой в половодье, до наших дней он не сохранился.
    2. Памятник в селе Ломоносово
    Но на родине ученого памятник появился опять, уже в 20 веке. 4 сентября 1947г. Совет Министров СССР вынес решение об установке памятника великому ученому на его родине в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Работа была поручена скульптору И.И. Козловскому и архитектору Л.М.Полякову. Проект обсуждался в 1949г. в г. Архангельске на совещании деятелей науки и искусства, а затем в исполкоме депутатов трудящихся. Скульптор изобразил Ломоносова сидящим на камне, в простом кафтане и в парике, в спокойной задумчивой позе, как бы всматривающегося в даль родных северодвинских просторов (см.приложение,рис.3). Строгий гранитный пьедестал кубической формы хорошо гармонирует с фигурой. Высота памятника 4,5 м. В 1953г. скульптура была отлита в бронзе в Москве бригадой мастера В. Лекьянова, но установка памятника задержалась до 1958г., когда, наконец, он был воздвигнут в с. Ломоносово, перед зданием средней школы на горке в саду.
    3. Памятник М. В. Ломоносову в г. Архангельске напротив здания Архангельского государственного технического университета
    Памятник М. В. Ломоносову сооружен скульптором И. П. Мартосом в 1826 — 1829 годах и является одним из наиболее поздних его произведений (см.приложение,рис.4). Деньги на постройку памятника были собраны путем всероссийской подписки и составили 46 тысяч рублей. Отливка скульптуры закончена в 1829 г. и в 1832 г. памятник установлен в Архангельске на Соборной площади. В 1867 г. памятник перенесен на площадь перед губернскими присутственными местами. В 1930 г. монумент установлен перед зданием Архангельского лесотехнического института, ныне Архангельский государственный технический университет.
    При перенесении памятника в 1930 г. выполнен новый постамент.
    Памятник выполнен в стиле позднего классицизма и наиболее раннее из произведений монументальной скульптуры в Архангельске. Он представляет собой бронзовую скульптуру, поставленную на цилиндрический постамент из розового полированного гранита с вкраплениями серого цвета. Постамент, имеющий высокий цоколь и профилированный карниз, покоится на двухступенчатом пьедестале, сложенном из серых гранитных блоков. На постаменте с лицевой стороны помещена надпись «Ломоносов 1829 год», с тыльной — «Перенесен в 1867 году и 1930 году». Скульптура, венчающая памятник, изображает Ломоносова в полный рост, одетого в античную тогу, стоящего на полусфере. Ученый представлен без парика с короткой стрижкой, что подчеркивает античный облик модели. Правая рука поднята, в левой он держит лиру, на которой изображен вензель императрицы Елизаветы. Лиру подносит Ломоносову гений — коленопреклоненный обнаженный юноша с крыльями.
    4. Памятник Ломоносову в г. Архангельске у ПГУ
    Перед главным зданием Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова 20 ноября 1993г. состоялось открытие памятника М.В.Ломоносову(см.приложение,рис.5).
    Памятник представляет собой круглую колонну высотой 4,5 м., выполненную из серого гранита с насечкой, увенчанную гранитным бюстом Ломоносова, высота которого 1,1м. Вся эта скульптурная композиция стоит на фоне деревьев и кустов парка, разбитого перед главным фасадом учебного корпуса университета. В парк с уклоном идут ступени. А с двух сторон колонны полукругом расположена опорная стенка высотой 40 см., шириной 50 см., выполненная также из гранита, которая напоминает как бы скамью амфитеатра в студенческой аудитории. Освещают площадку фонари, напоминающие собой двухрожковые подсвечники. Их по всей длине стоит четыре. Невольно приходит на мысль, что вот так под свет свечи занимался долгими вечерами юный, а потом уже и зрелый, в годах Ломоносов. Вся площадь, занимаемая памятником, составляет 120м.
    5. Памятник Ломоносову в Москве напротив здания МГУ
    Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова.
    В 1940 году  МГУ присвоено имя Ломоносова, а в 1954 году  напротив университета был открыт памятник учёному архитектора Л.В. Руднева  и скульптора Н.В. Томского (см.приложение,рис.6).
    6. Памятник Ломоносову в Москве на Моховой улице (место расположения одного из корпусов МГУ)
    Интересно, что данная скульптура – уже 3-й памятник Ломоносову, установленный на этом месте. Первый монумент был открыт в 1876, это был бронзовый бюст, работы С.И. Иванова. Во время Великой Отечественной войны постамент был разрушен в результате попадания бомбы, а уцелевшая часть скульптуры перенесена в клуб МГУ, где ее можно увидеть и сейчас. В 1945 году по проекту скульптора Меркулова здесь был установлен временный памятник, который уже через 2 года сменил монумент, стоящий на этом месте и по сей день.
    Памятник работы Козловского (1957 год) изображает Ломоносова сидящим на скамейке (см.приложение,рис.7). В руке ученого рукопись. Наверное, нет более точного предмета, олицетворяющего деятельность Ломоносова – его вклад в науку так велик, что ассоциировать Михаила Васильевича с чем-то одним просто невозможно. Единственное, что объединяет все работы ученого – это рукописи, в которых запечатлены его научные труды.
    На Севере памятник Ломоносову есть и в городе Северодвинск.
    7. Памятник в Северодвинске
    Скульптурная фигура, изготовленная из медных пластинок, установлена на высоком цилиндрической формы постаменте, облицованном гранитной крошкой. Памятник монументален, но в привлекающей своей мощью фигуре Ломоносова отсутствует парадность. Великий ученый изображен в простой повседневной одежде, без парика, держащим в левой руке свиток с проектом освоения Севера (см.приложение,рис.8).
    Вот что вспоминает архитектор М.Д. Населкин, один из авторов памятника: «Это была одна из наших первых совместных работ. М.С. Алещенко получил в Москве мастерскую на Гоголевском бульваре.
    Здесь он выполнил несколько эскизов из глины. Один из них был одобрен Художественным советом. По договору на памятник отпускалась незначительная сумма, она и определила материал: фигура из меди (выколотка), постамент из бетона.
    Алещенко работал по всем правилам академической школы: сначала вылепил с натуры обнаженную фигуру, обернул ее марлей, а затем как бы одевал в складки одежды, чтобы не затронуть “живое тело” человека. Эскиз в размер модели отлил в гипсе и с него увеличил фигуру. С костюмом же было немало хлопот. В костюмерной одного из театров он взял на несколько дней камзол, накидку, башмаки и чулки, какие носили во времена Ломоносова. По этим предметам жена скульптора Александра Борисовна выкроила из материи и сшила на гипсовую фигуру полный костюм. Таким образом, скульптор имел уменьшенную реальную модель, на которой заложил и зафиксировал заколками складки одежды так, как ему было нужно. С этой модели он лепил фигуру М.В.Ломоносова в натуральную величину памятника…
    Мы много думали о голове Ломоносова. Как ее изобразить? В шляпе-треуголке, шапке или парике? В окончательном варианте решили: он местный житель, пришел в родные края с обнаженной непокрытой головой в знак уважения и преклонения перед своей землей”.
    Сам памятник создавали московские скульпторы, но картуш (овальную пластину с фамилией и инициалами) отливали в цехе Спецзавода (Севдормаш). Ветеран стройки Н. В. Иевлев вспоминает: «До приезда в 1949 году московских лепщиков нас было трое… Самым способным был Подвальный, и когда стали обсуждать, кому лепить модель для ветвей лавра, то решили доверить эту работу ему. Он был счастлив тем, что оставит о себе в городе такую память».
    Памятник имеет значительную художественную ценность и относится к памятникам искусства государственного значения.
    Изучая материалы, мы убедились в правильности нашей гипотезы: действительно, памятники Ломоносову есть и в других городах, не связанных биографически с именем ученого. Но у этих памятников также есть своя история.
    8. Памятник Ломоносову в Санкт-Петербурге на Менделеевской линии
    Ломоносов – знаковый персонаж русской культуры. Естественно, что национальный символ запечатлевается в памятниках, и потому в дополнение к московскому монументу перед зданием МГУ встала задача создать большой памятник и в Ленинграде.
    Соответственно, в 1959 году Союз художников СССР объявил всесоюзный конкурс на лучший проект. Памятников тогда ставилось мало, и потому мероприятие привлекло многих.
    В конкурсе, состоявшемся в 1960 году, участвовало более 100 скульпторов и архитекторов, а после 2 туров конкурса в ноябре 1961 года лучшим был признан проект М. Габе, Л. Торича и П. Якимовича и архитекторов И. Фомина и В. Васильковского. Времена были тогда неспешные, 250-летие Ломоносова в 1961 году благополучно пропустили, поэтому установка закладного камня на Университетской набережной состоялась через 14 лет, 11.10.1975 в ходе торжественных мероприятий, посвящённых 250-летию Академии наук СССР. На камне была сделана простая надпись: «Здесь будет сооружён памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову». Только через 4 года на заводе «Монументскульптура» начали подготовку к отливке фигуры учёного. Но затем все работы прекратили. Фундамент остался стоять пустым и вскоре был разобран.
    В начале 1980-х годов к идее создать памятник Ломоносову, уже к 275-летию со дня рождения учёного, вернулись. В итоге всего в конкурсе приняло участие 9 проектов. Борис Петров и Валентин Свешников заняли первое место. По их проекту памятник в итоге и поставили (см.приложение, рис.9).
    Прошло ещё 4 года, и к юбилейной дате начались активные работы. В июне – августе 1986 года снова строится фундамент и создаются гранитные блоки для постамента, к 10 ноября завершаются работы над фигурой на «Монументскульптуре». 25-летняя история создания памятника Ломоносову в Ленинграде подошла к логическому финалу.
    Памятник был открыт в ходе пышных государственных торжеств, посвящённых 275-летию со дня рождения Ломоносова: 21.11.1986.
    Вечно живой Ломоносов сидит в классической позе, диагонально расположенной относительно главных осей постамента (признак барокко); этот академизм позы подчёркивается сходством с позой Ахилесса на ранней картине А. Иванова «Приам, испрашивающий у Ахилесса тело Гектора» (1824): те же выставленная вперёд правая нога и правая рука, положенная на правую ногу.
    Не ушли далеко авторы и от знаменитого портрета Ломоносова работы Л.С. Миропольского (1788), на котором Ломоносов изображён в расстёгнутом камзоле и с рукописью. Однако именно благодаря этому Ломоносов легко узнаётся. Вообще у памятника хорошо читаемый и простой силуэт, он удачно смотрится во всех возможных ракурсах, хорошо согласован с перспективой Менделеевской линии и лишён мелкой проработки форм и несущественных деталей.
    9 . Памятник Ломоносову в Санкт-Петербурге на площади Ломоносова
    В марте 1890 г. Городская Дума решила установить памятник М.В. Ломоносову на набережной реки Фонтанки, в Ломоносовском сквере, созданном в 1876 г. и названном Ломоносовским (см.приложение, рис.10).
    По рекомендации Н. Л.Бенуа бюст ученого поручено выполнить академику скульптуры П. П. Забелло, а разработку проекта постамента — архитектору А. С. Лыткину. Бюст и барельефы отлиты на бронзолитейном заводе А. Морана. Гласный Городской Думы И. И. Домонтович разработал проект надписей для постамента. Работы по сооружению постамента выполнялись в мастерской мраморных изделий скульптора К. О. Гвиди.
    В 1948 г. бывшая Чернышева площадь, где установлен памятник, переименована в площадь Ломоносова.
    10. М.В. Ломоносов среди выдающихся фигур на памятнике «Тысячелетие России».
    Памятник «Тысячелетие России»  (см.приложение, рис.11)— монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредери архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.
    Краткий обзор памятника
    Общая высота памятника около 15 м.
    Высота гранитного пьедестала – 6 м.
    Диаметр гранитного пьедестала – 9 м.
    Диаметр шара-державы – 4 м.
    Вес шара-державы – 400 пудов.
    Окружность горельефа – 26,5 м.
    Вес колоссальной фигуры – 150 пудов.
    Высота колоссальных фигур – 3,3 м.
    Высота креста на шаре-державе – 3 м.
    Вес креста на шаре-державе – 28 пудов.
    Вес металла памятника – 100 тонн, а вес всего памятника – 10000 тонн.
    Всего на памятнике 129 скульптурных фигур.
    По общим очертаниям памятник напоминает колокол. Верхняя его часть представляет собою шар, символизирующий державу – эмблему царской власти. Коленопреклоненная женщина, стоящая на нем, олицетворяет Россию, а осеняющий ее ангел с крестом – православную церковь.
    Вокруг шара шесть скульптурных групп, отражающих в соответствии с дворянской историографией шесть главных эпох в истории России.
    Первая группа (напротив здания музея),символизирующая “основание Русского государства”, включает фигуру легендарного Рюрика и языческого бога Перуна.
    Вторая группа изображает “введение христианства”: здесь представлен киевский князь Владимир, женщина, протягивающая ему ребенка, и славянин, низвергающий языческого идола.
    Третья группа, изображающая “начало освобождения Руси от татарского ига”, состоит из князя Дмитрия Донского, попирающего побежденного татарина.
    В четвертой группе, олицетворяющей “основание самодержавия”, представлен великий князь Иван III, принимающий от побежденного татарина знак власти – бунчук.
    Тема пятой скульптурной группы – “начало династии Романовых”. Здесь представлены основатель династии царь Михаил Федорович Романов, князь Пожарский, обороняющий его мечом, и Козьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.
    Шестая группа, которая изображает “основание Российской империи”, включает Петра I и крылатого ангела, указывающего ему путь на север, где была основана новая столица.
    Подножие памятника опоясывает горельеф, на котором изображены выдающиеся деятели России. Они объединены в четыре группы – “Просветители народа”, “Государственные люди”, “Военные люди и герои”, “Писатели и художники”. Здесь мы видим: Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III. Козьму Минина, Дмитрия Пожарского, Петра I, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. И. Глинку и многих других.
    11.  К 300-летию М.В.Ломоносова в ряде городов России были открыты памятники великому ученому.
    В день рождения Михаила Ломоносова 20.11.2011 г. в России открыли новый памятник выдающемуся русскому ученому. Стоять он будет в первом наукограде страны – городе Обнинске Калужской области. Это особенный памятник, который изображает ученого в его юные годы (см.приложение, рис.13).
    Памятник Михаилу Ломоносову появился и в Ижевске (см.приложение, рис.14) – его установили возле Удмуртского государственного университета накануне 300-летия со дня рождения великого русского ученого и писателя. Привезли памятник весом около двух тонн из Краснодарского края – он представляет собой копию скульптуры, которая находится у главного корпуса МГУ в Москве. Установили памятник около шестого корпуса УдГУ. Теперь в вузе надеются, что железобетонный Ломоносов будет вдохновлять студентов на получение знаний. В ближайшие годы здесь планируют разбить сквер. Но на этом месте новый памятник простоит недолго: в 2013 году, когда будет сдана межвузовская библиотека, памятник Ломоносову переместится туда. Памятники появились в юбилейную дату
    в Махачкале (21.11.2011 г.) (см.приложение, рис.11), в Сочи (12.09.11 г.) (см.приложение, рис.12).  Как и ранее, памятники Ломоносову располагают рядом со зданиями, являющимися культурными и научными центрами страны.
    Заключение
    Мы полностью выполнили поставленные задачи, в соответствии с намеченным планом исследования. Результатом является наша исследовательская работа по данной теме. Наша гипотеза нашла полное подтверждение.
    Подводя итоги нашей работы над темой «Памятники Ломоносову», мы отмечаем следующее:
    Все памятники Ломоносову интересны, каждый по-своему, своеобразны, отражают видение ученого архитекторами и скульпторами в разные исторические периоды развития нашей страны. Все памятники представляют культурную и духовную ценность для каждого россиянина и для всей страны. Памятники – это и признание заслуг ученого, благодарность потомков великому человеку. Поэтому, на наш взгляд, один из памятников заслуживает особого внимания. И хотя этот памятник не является персональным для М.В.Ломоносова, но именно тот факт, что Ломоносов стоит в ряду самых значимых исторических личностей и отражает главное – благодарность и признание заслуг потомков. Поэтому, памятник «Тысячелетие России» и является для нас, авторов данной работы особенно значимым и вызывает особый интерес.
    Также следует отметить следующее: при изучении биографии М.В.Ломоносова, мы обратили внимание на то, что определенную, достаточно важную роль в жизни ученого сыграла Германия, и мы обнаружили, что и в Германии тоже есть памятники Ломоносову, как признание заслуг Ломоносова этой европейской страной. Изучение памятников в Германии представляется нам интересным и достойным подробного освещения в отдельной исследовательской работе.
    Михаил Васильевич Ломоносов – это сын России. Один из величайших учёных. Нет такой науки, которую бы не познал Ломоносов.  И мы веками его не забудем. И слова Ломоносова сегодня звучат как пророчество:
    Я знак бессмертия себе воздвигнул
    Превыше пирамид и крепче меди,
    Что бурный аквилон сотреть не может,
    Ни множество веков, ни едка древность.
    Не вовсе я умру; но смерть оставит
    Велику часть мою, как жизнь скончаю.
    Я буду возрастать повсюду славой,
    Пока великий Рим владеет светом. …
    (“Я знак бессмертия себе воздвигнул…”, 1747)
    Список использованных Интернет-ресурсов
    http://www.lomonosow.org.ru/
    http://mvlomonosov.narod.ru/him_is.html
    http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/bogdanov/im.htm
    http://ru.wikipedia.org/wiki

  2. Первый памятник Ломоносову был сооружен ещё в конце XVIII века.

    Петр Иванович Челищев в 1791 году совершил путешествие на Север России. Чтя память Ломоносова, Челищев побывал на его родине и не нашел ничего, что сохранилось бы от построек семьи Ломоносова, на месте которого был уже выстроен дом крестьянина Шубного. Стремясь отдать дань месту, где родился и провел детские годы его великий соотечественник, Челищев решил поставить на берегу реки Курополки, против Холмогор, им самим спроектированный памятник. «На оном месте просил я,… поставить мною сделанный монумент с нарисованной картушею и надписями», – пишет он в своих записках.
    Воздвигнутый Челищевым памятник был сделан из досок в виде четырехгранной пирамиды, поставленной на таком же четырехгранном основании, установленном на сваях. Общая высота его составляла 2метра 85 см. Он был окрашен белой краской с черным рисунком и надписями.
    В своих записках Челищев дает рисунок, а также описание памятника.
    На лицевой стороне , в центре, был изображен в венке с перекрещивающимися трубами крылатый кадуцей, под ним лира. Ниже квадрант с телескопом и армиллярная сфера, под ними книги, реторта и карта. На основании между пальмами, – два щита, с вензелем Ломоносова на одном и сидящей на них совой. Слева, в нижнем углу, – заходящее солнце, а в верхнем, справа, – серп луны в тучах, острие пирамиды было обвито змеей.
    На второй стороне пирамиды была расположена надпись: «На сем месте родился Михайло Васильевич Ломоносов, статский советник, императорской Санкт-Петербургской Академии наук профессор, Стокгольмской и Болонской академи член, 1711 году, а умер в Санкт- Петербурге году числа. Тело его предано земле в Александро- Невском монастыре, душа его отлетела в райские селения, а могила его украшена изрядным надгробным камнем из белого мрамора, сделанного в Италии, любовью и почтением к нему великого российского канцлера графа Михайла Илларионовича Воронцова».
    На третьей стороне пирамиды другая надпись: сей слабейший и маловажный памятник, в знак своего высокопочитания, воздвиг проезжающий из Санкт-Петербурга и возвращающийся туда же секунд-майор Петр Челищев, не имея ни времени, ни способов восстановить достойное и лучшее здание сему великому мужу. 1791 29\У 111.
    На четвертой стороне были написаны строки известного стихотворения Н. Н. Поповского, помещенного под гравированным портретом Ломоносова работы Вортмана:
    Московский здесь парнас изобразил Витию,
    Что чистый слог стихов и прозы ввел в Россию,
    Что в Риме Цицерон и что Виргилий был,
    То он один в своем понятии вместил;
    Открыл натуры храм богатым словом Россов,
    Пример их остроты в науках Ломоносов.
    Деревянный памятник был поставлен на песчаном берегу, размываемом водой в половодье, он разрушился, и остатки его могли быть унесены водой.
    Памятник Ломоносову перед МГУ (Москва)

    Cкульптор Н. В. Томский и архитектор Л. В. Руднев.
    Дата основания 1953 г.
    Памятник перед клубной частью Главного здания МГУ был установлен в 1953 г. через 13 лет после того, как Университету было присвоено имя М. В. Ломоносова. Памятник был возведён в центре площади между зданиями Химического и Физического факультетов МГУ. Он представляет собой бронзовую фигуру учёного, стоящую на цилиндрическом постаменте, выполненном из светло-серого гранита, с карнизом-капителью. Молодой Ломоносов держит в руках перо и бумагу, символизирующие правила и принципы работы созданного его усилиями Университета. Его облик символизирует образ молодого учёного, стремящегося к знаниям. Памятник украшают три пояса, которые сверху и снизу охватывают его цилиндрическую часть. На обвитой лаврами доске-картуше, прикреплённой к постаменту, указаны имя учёного и годы его жизни. Памятник находится на центральной оси как всего архитектурного комплекса зданий МГУ, так и недавно возведённого здания Фундаментальной библиотеки МГУ.
    Памятник Ломоносову на Моховой улице (Москва)

    Решение об установке памятника Ломоносову было принято Московским университетом в честь предстоящего празднования его 120-летнего юбилея. Был организован сбор средств на создание памятника, но их хватило только на бронзовый бюст. Этот бюст, автором которого выступил С. И. Иванов, был сделан по образцу бюста работы Федота Шубина, который изваял наиболее достоверный образ учёного.
    Бронзовый бюст Ломоносова был водружён на высокий гранитный пьедестал перед Аудиторным корпусом Московского университета и был торжественно открыт в Татьянин день 24 января (12 января по старому стилю) 1877 г. На открытии памятника выступил с речью ректор университета и историк Сергей Михайлович Соловьев.
    В таком виде памятник простоял до Великой Отечественной войны. Во время очередной бомбардировки Москвы в начале войны рядом с памятником упала авиабомба. Памятник сильно пострадал от осколков бомбы, а окружающим строениям досталось также и от ударной волны от взрыва. В 1944 году сохранившаяся часть скульптуры была перенесена на парадную лестницу клуба МГУ.
    На этом история памятника не закончилась. Было решено не восстанавливать скромный бюст, а поставить вместо него более монументальную скульптуру. Поэтому в 1945 г. был установлен новый памятник, который выполнил известный скульптор-монументалист С. Д. Меркуров. Памятник изображал молодого Ломоносова и был изваян из недолговечного гипса, тонированного под бронзу. В связи с этим в 1957 г. его заменили на современный памятник работы скульптора И. И. Козловского. Он стал уже третьим памятником Ломоносову, открытым на этом месте на Моховой улице.
    Памятник изображает Ломоносова сидящим и опирающимся правой рукой на скамейку, а в левой руке у него рукопись. На высоком постаменте нанесена простая надпись
    ЛОМОНОСОВ
    Михаил Васильевич
    1711-1765
    Памятник М. В. Ломоносову в Санкт-Петербурге на площади Ломоносова

    Скульптор Забелло Пармен Петрович
    Архитектор Лыткин Антонин Сергеевич
    Дата основания 1892
    История памятника Ломоносову началась с того, что в марте 1890 г. Санкт-Петербургская Городская Дума постановила решила установить памятник М. В. Ломоносову в сквере на Набережной Фонтанки у Чернышёва моста. Автором памятника выступил русский скульптор и академик Пармен Петрович Забелло, которого порекомендовал гласный Санкт-Петербургской городской думы Николай Леонтьевич Бенуа. Проект постамента памятника разработал архитектор Антонин Сергеевич Лыткин.
    Бюст Ломоносова и барельефы на постаменте были отлиты на бронзолитейном заводе А. Морана. Сам постамент был создан в мастерской скульптора К. О. Гвиди из серого гранита, основание — из красного пютерлахского гранита красный. Лицевая часть постамента украшена барельефом, который изображает читающего сельского мальчика — образ Ломоносова в детстве.
    Проект надписей на постаменте разработал гласный Городской Думы И. И. Домонтович. Надпись на лицевой части постамента гласит:
    МИХАИЛЪ ВАСИЛЬЕВИЧЪ
    ЛОМОНОСОВЪ
    РОДИЛСЯ БЛИЗЪ Г. ХОЛМОГОРЪ
    ВЪ 1711 ГОДУ
    СКОНЧАЛСЯ В С. ПЕТЕРБУРГе
    4 АПРЕЛЯ 1765 ГОДА
    На обратной стороне постамента выбиты стихи А. С. Пушкина:
    Неводъ рыбакъ разстилалъ
    ЛОМОНОСОВЪ
    по брегу студенаго моря
    Мальчикъ отцу помогалъ
    Отрокъ, оставь рыбака
    Мрежи иныя тебя ожидаютъ
    иныя заботы
    Будешь умы уловлять
    будешь помощникъ Царямъ!
    Пушкинъ
    Воздвигнутъ въ 1892 году
    Петербургскимъ городскiмъ
    Общественнымъ Управленiемъ
    Высота бронзового бюста составляет 1,45 м, высота постамента — 2,75 м.
    Памятник был открыт 24 сентября 1892 г. В начале 2000-х гг. памятник был отреставрирован и установлен на прежнее место 31 октября 2002 г.
    Памятник в селе Ломоносово.


    Автор: И. И. Козловский.
    Архитектор: М. В. Поляков.
    Дата открытия: 3 августа 1958 г.
    4 сентября 1947г. Совет Министров СССР вынес решение об установке памятника великому ученому на его родине в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Работа была поручена скульптору И. И. Козловскому и архитектору Л. М. Полякову. Проект обсуждался в 1949г. в г. Архангельске на совещании деятелей науки и искусства, а затем в исполкоме депутатов трудящихся. Скульптор изобразил Ломоносова сидящим на камне, в простом кафтане и в парике, в спокойной задумчивой позе, как бы всматривающегося в даль родных северодвинских просторов. Строгий гранитный пьедестал кубической формы хорошо гармонирует с фигурой. Высота памятника 4,5 м. В 1953г. скульптура была отлита в бронзе в Москве бригадой мастера В. Лекьянова, но установка памятника задержалась до 1958г., когда, наконец, он был воздвигнут в с. Ломоносово, перед зданием средней школы на горке в саду.
    Памятник М. В. Ломоносову в г. Архангельске у ПГУ им М. В. Ломоносова


    Скульптор: В. Д. Свешников
    Архитектор: И. А. Шахов
    Дата открытия: 20 ноября 1993 г.
    Перед главным зданием Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова 20 ноября 1993г. состоялось открытие памятника М. В. Ломоносову.
    Памятник представляет собой круглую колонну высотой 4,5 м., выполненную из серого гранита с насечкой, увенчанную гранитным бюстом Ломоносова, высота которого 1,1м. Вся эта скульптурная композиция стоит на фоне деревьев и кустов парка, разбитого перед главным фасадом учебного корпуса университета. В парк с уклоном идут ступени. А с двух сторон колонны полукругом расположена опорная стенка высотой 40 см., шириной 50 см., выполненная также из гранита, которая напоминает как бы скамью амфитеатра в студенческой аудитории. Освещают площадку фонари, напоминающие собой двухрожковые подсвечники. Их по всей длине стоит четыре. Невольно приходит на мысль, что вот так под свет свечи занимался долгими вечерами юный, а потом уже и зрелый, в годах Ломоносов. Вся площадь, занимаемая памятником, составляет 120м.
    Памятник М. В. Ломоносову в г. Архангельске у САФУ.


    Автор: И. П. Мартос
    Дата открытия: 1829 г.
    Памятник М. В. Ломоносову сооружен скульптором И. П. Мартосом в 1826 — 1829 годах и является одним из наиболее поздних его произведений. Деньги на постройку памятника были собраны путем всероссийской подписки и составили 46 тысяч рублей. Отливка скульптуры закончена в 1829 г. и в 1832 г. памятник установлен в Архангельске на Соборной площади. В 1867 г. памятник перенесен на площадь перед губернскими присутственными местами. В 1930 г. монумент установлен перед зданием Архангельского лесотехнического института, ныне САФУ (Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова).
    При перенесении памятника в 1930 г. выполнен новый постамент.
    Памятник выполнен в стиле позднего классицизма и наиболее раннее из произведений монументальной скульптуры в Архангельске. Он представляет собой бронзовую скульптуру, поставленную на цилиндрический постамент из розового полированного гранита с вкраплениями серого цвета. Постамент, имеющий высокий цоколь и профилированный карниз, покоится на двухступенчатом пьедестале, сложенном из серых гранитных блоков. На постаменте с лицевой стороны помещена надпись «Ломоносов 1829 год», с тыльной — «Перенесен в 1867 году и 1930 году».
    Скульптура, венчающая памятник, изображает Ломоносова в полный рост, одетого в античную тогу, стоящего на полусфере. Ученый представлен без парика с короткой стрижкой, что подчеркивает античный облик модели. Правая рука поднята, в левой он держит лиру, на которой изображен вензель императрицы Елизаветы. Лиру подносит Ломоносову гений — коленопреклоненный обнаженный юноша с крыльями.
    Памятник М. В. Ломоносову в САФУ
    Автор: Сергей Сюхин
    Дата открытия: 11 ноября 2011г.
    11-го ноября 2011года в холле главного корпуса САФУ открыли памятник М. В. Ломоносову. Михаил Васильевич Ломоносов сидит на скамье, лицом к заходящим в САФУ людям. В руках у Ломоносова свиток. На нем послание от великого учёного к русскому студенчеству.
    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободренны
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.
    Рядом с Ломоносовым на скамье есть свободное место. Уже сталой хорошей традицией для студентов и просто посетителей университета посидеть рядом с Ломоносовым и сделать фото на память.
    Памятник М. В. Ломоносову на Набережной Северной Двины в г. Архангельск

    Автор: Виктор Королёв
    Дата открытия: 10 ноября 2011 г.
    К 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова в Архангельске появился ещё один памятник великому учёному. Стела из благородного гранита, известняка и латуни, имеющая форму книги установлена у Ломоносовского Дома на перекрестке ул. Набережная Северной Двины и ул. Попова.
    Сам Михаил Васильевич на барельефе изображен сидящим на стуле, словно отдыхающим на набережной родной северной реки. Каждый, кто посмотрит на обратную сторону стелы сможет прочесть бессмертные строки М. В. Ломоносова.
    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободренны
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.
    М. В. Ломоносов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

    Скульпторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер, архитектор В. А. Гартман
    Памятник Ломоносову в Краснодаре
    Памятник Ломоносову В Ростове-на-Дону
    Памятник Ломоносову в г. Ломоносов
    Памятник Ломоносову в Харькове (Украина)
    Памятник Ломоносову в Горна-Оряховице (Болгария)

  3. Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов.
    Творческое наследие М. В. Ломоносова имеет не только исторический, но и научный и литературный интерес. Его деятельность составила целую эпоху и оказала значительное влияние на историю русской культуры. Ломоносов положил начало разработке в России ряда научных дисциплин. С его именем связано развитие в нашей стране физических и химических наук, химической технологии и приборостроения, техники горного дела и стекольного произ­водства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и учения о русском языке, истории и экономики. С необыкновенной силой и увлечением он охватил все области знания, все отрасли просвещения, открыв новые пути для их развития в нашей стране.
    Невозможно переоценить роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка, не случайно В. Г. Белинский называл его Петром Великим русской литературы.
    Стихи Ломоносова были для его современников откровением в полном смысле этого слова. По ним русские люди впервые узнали, как разно­образно выразителен, как звучен и певуч может быть их язык: «сие толь долго пренебреженное счастие» открыл и подарил народу Ломоносов.
    Стихи Ломоносова и его «Рос­сийская грамматика» были теми двумя рычагами, которыми он, по выражению А. А. Бестужева-Марлинского, «целым веком двинул вперед словесность нашу».

  4. Памятники Ломоносову… Воплощение любви народной…
    Первый памятник Ломоносову был сооружен ещё в конце
    XVIII века.
    Петр Иванович Челищев в 1791 году совершил путешествие на Север России. Чтя память Ломоносова, Челищев побывал на его родине и не нашел ничего, что сохранилось бы от построек семьи Ломоносова, на месте которого был уже выстроен дом крестьянина Шубного. Стремясь отдать дань месту, где родился и провел детские годы его великий соотечественник, Челищев решил поставить на берегу реки Курополки, против Холмогор, им самим спроектированный памятник. «На оном месте просил я,…поставить мною сделанный монумент с нарисованной картушею и надписями», – пишет он в своих записках.
    Воздвигнутый Челищевым памятник был сделан из досок в виде четырехгранной пирамиды, поставленной на таком же четырехгранном основании, установленном на сваях. Общая высота его составляла 2метра 85 см. Он был окрашен белой краской с черным рисунком и надписями.
    В своих записках Челищев дает рисунок, а также описание памятника.
    На лицевой стороне , в центре, был изображен в венке с перекрещивающимися трубами крылатый кадуцей, под ним лира. Ниже квадрант с телескопом и армиллярная сфера, под ними книги, реторта и карта. На основании между пальмами, – два щита, с вензелем Ломоносова на одном и сидящей на них совой. Слева, в нижнем углу, – заходящее солнце, а в верхнем, справа, – серп луны в тучах, острие пирамиды было обвито змеей.
    На второй стороне пирамиды была расположена надпись: «На сем месте родился Михайло Васильевич Ломоносов, статский советник, императорской Санкт-Петербургской Академии наук профессор, Стокгольмской и Болонской академи член, 1711 году, а умер в Санкт- Петербурге году числа. Тело его предано земле в Александро- Невском монастыре, душа его отлетела в райские селения, а могила его украшена изрядным надгробным камнем из белого мрамора, сделанного в Италии, любовью и почтением к нему великого российского канцлера графа Михайла Илларионовича Воронцова».
    На третьей стороне пирамиды другая надпись: сей слабейший и маловажный памятник, в знак своего высокопочитания, воздвиг проезжающий из Санкт-Петербурга и возвращающийся туда же секунд-майор Петр Челищев, не имея ни времени, ни способов восстановить достойное и лучшее здание сему великому мужу. 1791 29\У 111.
    На четвертой стороне были написаны строки известного стихотворения Н.Н. Поповского, помещенного под гравированным портретом Ломоносова работы Вортмана:
    Московский здесь парнас изобразил Витию,
    Что чистый слог стихов и прозы ввел в Россию,
    Что в Риме Цицерон и что Виргилий был,
    То он один в своем понятии вместил;
    Открыл натуры храм богатым словом Россов,
    Пример их остроты в науках Ломоносов.
    Деревянный памятник был поставлен на песчаном берегу, размываемом водой в половодье, он разрушился, и остатки его могли быть унесены водой.

  5. Тема памятника
    всегда занимала
    важное место
    в творчестве
    всех поэтов.
    В своих стихотворениях
    они как бы выражали
    свое право на
    бессмертие.
    Три великих
    русских поэта
    – Пушкин А.С.,
    Державин Г.Р.
    и Ломоносов
    М.В. написали
    произведения,
    в которых оценивали
    свое творчество,
    рассуждали
    о своих трудах
    жизни, о том,
    что они сделали
    для народа.
    Ломоносов
    для создания
    своего «Памятника»
    взял в качестве
    образца оду
    древнеримского
    поэта Горация.
    «Памятник»
    Державина
    опирался уже
    на произведение
    Ломоносова,
    но в отличие
    от первого
    стихотворения,
    написанного
    высоким стилем,
    второе звучит,
    как пишет Державин
    «в забавном
    русском слоге».
    Пушкинский
    «Памятник»
    близок по своей
    теме и построению
    к одноименному
    стихотворению
    Державина, но
    Александр
    Сергеевич пишет
    его легким,
    практически
    воздушным
    языком, что
    делает его
    абсолютно не
    похожим на
    произведение
    Горация.
    В этих стихотворениях
    писатели обозначили
    границы своего
    творческого
    бессмертия,
    высказали его
    причины. Так,
    Пушкин, уже с
    первой строфы,
    подчеркивает
    народность
    своего творчества.
    Поэт «воздвиг»
    себе «нерукотворный
    памятник»,
    который выше
    «Александрийского
    столпа». Потом
    Пушкин говорит
    о своем историческом
    бессмертии
    и предсказывает
    будущую известность
    своей поэзии.
    Он будет славен
    «доколь в подлунном
    мире жив будет
    хоть один пиит…».
    Александр
    Сергеевич
    утверждает,
    что право на
    признание и
    любовь народа
    он заслужил,
    во-первых,
    человечностью
    своего творчества
    («чувства добрые
    я лирой пробуждал»),
    во-вторых, своей
    борьбой за
    свободу («в мой
    жестокий век
    восславил я
    свободу»).
    Державин
    говорит о том,
    что его «бессмертие»
    должно было
    обеспечить
    художественное
    новаторство,
    то, что он «из
    безвестности
    тем известен
    стал», что «первый
    я дерзнул в
    забавном русском
    слоге…» писать
    о деятельности
    царей. Ломоносов
    пишет, что «…пока
    великий Рим
    владеет светом»,
    он будет жить
    в памяти народа.
    В своем
    стихотворении
    «Памятник»
    Ломоносов
    пользуется
    высоким стилем,
    практически
    не рифмуя строки
    и употребляя
    устаревшие
    слова.
    «Памятник»
    Пушкина и Державина
    близки по своему
    построению.
    Оба они написаны
    четырехстрочными
    строфами, которых
    всего пять. Эти
    стихотворения
    написаны шестистопным
    ямбом с мужскими
    и женскими
    рифмами во всех
    строках. Оба
    поэта используют
    яркие, живые
    эпитеты: непокорный,
    нерукотворный,
    заветный, подлунный,
    великий, гордый,
    жестокий (Пушкин);
    чудесный, вечный,
    быстротечный,
    сердечный
    (Державин). Также
    они использовали
    инверсию и
    метафоры.
    Каждый из
    трех поэтов
    говорит о своих
    взаимоотношениях
    с музой. Для
    Ломоносова,
    муза – великая
    покровительница,
    награждающая
    его за «праведную
    заслугу». У
    Державина, муза
    – это его верная
    подруга, с которой
    он на равных:
    О муза! возгордись
    заслугой
    справедливой.
    И презрит
    кто тебя, сама
    тех презирая;
    Непринужденною
    рукой неторопливой
    Чело твое
    зарей бессмертия
    венчай.
    А Пушкин в
    своей музе
    видит сподвижника
    в борьбе за
    справедливость,
    обращаясь к
    ней, он призывает
    «обиды не страшась,
    не требуя венца»,
    принимать и
    хвалу, и клевету
    равнодушно,
    и следовать
    собственному
    призванию.
    В «Памятниках»
    авторы оценивают
    свою роль в
    жизни общества,
    роль своей
    творческой
    деятельности.
    В них они утверждают
    свое право на
    историческое
    бессмертие.
    Державин,
    Пушкин и Ломоносов
    оставили частичку
    собственной
    души в своем
    творчестве,
    поэтому их
    произведения
    ценились, ценятся
    и будут знамениты
    еще много лет.

  6. 6
    Текст добавил: рада любовь моя

    МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
    Памятники Ломоносову…  Воплощение любви народной…
    Работу выполнил
    Ученик 4 «Б» класса
    Пехтерев Владимир
    Руководитель: Г.К. Добрякова
    Г. Саратов – 2011.
    Содержание
    Введение………………………………………………………….
    Ход исследования……………………………………………….
    Заключение………………………………………………………
    Литература и Интернет – источники…………………………..
    Приложение………………………………………………………
    Введение
    Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый, поэт. Сложно перечислить все заслуги этого выдающегося человека. Михаил Васильевич Ломоносов является первым русским учёным-естествоиспытателем мирового значения. Его исследовательская деятельность связана с целым рядом наук, в том числе химией и физикой, астрономией, географией, историей, геологией. Известен Ломоносов также и как поэт и художник. Михаил Васильевич стал автором целого ряда важнейших открытий и законов  по его проекту был создан Московский университет, впоследствии названный в его честь.
    Ломоносов стал подлинным исполином в отечественной истории, едва ли не единственным русским ученым, чья деятельность, необыкновенный, многогранный талант затронул все стороны науки и культуры своего времени. Ломоносов стал известен как химик, физик и геолог, художник, поэт и филолог, географ, астроном и технолог, историк, литератор и философ,— он везде вносил идеи и всегда добавлял новое, неожиданное, прогрессивное…
    19 ноября 2011 года  в России праздновали знаменательную дату 300-летие великого российского учёного и просветителя. этому событию  в нашем классе был посвящен проект «Деятельность М.Ломоносова».
    Выполняя  проект, я задался вопросом:
    «Есть ли в нашем городе памятник этому великому человеку? »
    и решил обратиться к разным источникам.
    Ход исследования
    Исследования я начал с того, что  провел опрос  родителей ,  знакомых,       одноклассников: «Где в нашем городе находится памятник Ломоносову?»
    Опрос показал :
    Родители                                     Знакомые                            Одноклассники
    Я  обратился к Интернет-источнику и выяснил,что  памятник М. В. Ломоносову находится памятник в Ленинском районе у завода “Техстекло”, на углу улиц Ломоносова и 1-й Прокатной.
    С Саратовом Ломоносова ничего не связывало, поводом для появления памятника послужил тот факт, что учёный основал стекольный завод в Усть-Рудицах и проводил там с 1756 года исследования. Для украшения площади перед запущенным в 1957 году заводом “Техстекло” саратовскими скульпторами В. Курдовым и Н. Шашловым был создан памятник учёному, открытый в августе 1962 года. Ломоносов изображён в полный рост сидящим на камне, опершись на глобус.
    Меня заинтересовало, когда появился первый памятник  Ломоносову. Оказалось, что был сооружен ещё в конце XVIII века.
    Петр Иванович Челищев в 1791 году совершил путешествие на Север России. Чтя память Ломоносова, Челищев побывал на его родине и не нашел ничего, что сохранилось бы от построек семьи Ломоносова, на месте которого был уже выстроен дом крестьянина Шубного. Стремясь отдать дань месту, где родился и провел детские годы его великий соотечественник, Челищев решил поставить на берегу реки Курополки, против Холмогор, им самим спроектированный памятник. «На оном месте просил я,…поставить мною сделанный монумент с нарисованной картушею и надписями», – пишет он в своих записках.
    Воздвигнутый Челищевым памятник был сделан из досок в виде четырехгранной пирамиды, поставленной на таком же четырехгранном основании, установленном на сваях. Общая высота его составляла 2метра 85 см. Он был окрашен белой краской с черным рисунком и надписями.
    В своих записках Челищев дает рисунок, а также описание памятника.
    На лицевой стороне, в центре, был изображен в венке с перекрещивающимися трубами крылатый кадуцей, под ним лира. Ниже квадрант с телескопом и армиллярная сфера, под ними книги, реторта и карта. На основании между пальмами, – два щита, с вензелем Ломоносова на одном и сидящей на них совой. Слева, в нижнем углу, – заходящее солнце, а в верхнем, справа, – серп луны в тучах, острие пирамиды было обвито змеей.
    На второй стороне пирамиды была расположена надпись: «На сем месте родился Михайло Васильевич Ломоносов, статский советник, императорской Санкт-Петербургской Академии наук профессор, Стокгольмской и Болонской академии член, 1711 году, а умер в Санкт- Петербурге году числа. Тело его предано земле в Александро- Невском монастыре, душа его отлетела в райские селения, а могила его украшена изрядным надгробным камнем из белого мрамора, сделанного в Италии, любовью и почтением к нему великого российского канцлера графа Михайла Илларионовича Воронцова».
    На этом мои исследования не закончились, я решил узнать, где еще  запечатлен облик великого ученого. Я узнал ,что
    19 ноября 1986 г. появилась монета к  275-летие со дня рождения М.В.Ломоносова 1 руб. 1986 г.

    а в 1992 г.  Золотая монета 100 рублей

    Золотая медаль имени М. В. Ломоносова учреждена постановлением Совета Министров СССР от 23 июня 1956 г. № 851 с указанием, что медаль присуждается один раз в три года за выдающиеся работы в области естественных и технических наук.
    Медалью премии имени М.В. Ломоносова награждаются граждане за достижения в научной и общественной деятельности, за крупный вклад в развитие литературы и искусства.
    медали премии имени М.В. Ломоносова
    Облик Ломоносова можно увидеть в коллекциях филателистов.
    Заключение
    Михаил Васильевич Ломоносов является первым русским учёным-естествоиспытателем мирового значения. Его исследовательская деятельность связана с целым рядом наук, в том числе химией и физикой, астрономией, географией, историей, геологией. Известен Ломоносов также и как поэт и художник. Михаил Васильевич стал автором целого ряда важнейших открытий и законов по его проекту был создан Московский университет, впоследствии названный в его честь.
    В Петербурге установлено два памятника Ломоносову – на площади Ломоносова и на пересечении Университетской набережной и Менделеевской линии. Второй является более поздним, но и более масштабным монументом. Он был открыт в 1986 году к 275-летию со дня рождения М. Ломоносова. Памятник расположен рядом с главным зданием Государственного университета, в котором Ломоносов прошел путь от студента до академика и ректора. Монумент выполнен из бронзы по проекту скульпторов Б. Петрова и В. Свешникова, при участии архитекторов Э. Тяхта и И. Шахова. По доброй традиции, 1 сентября каждого года именно у этого памятника Ломоносову представители администрации города, ректор и деканы факультетов Санкт-Петербургского государственного университета поздравляют первокурсников с вступлением в ряды студентов старейшего вуза города.
    Литература
    Интернет-источники:
    http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/monuments/lomonosov.htm
    http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_919.htm
    http://feb-web.ru/febupd/lomonos/texts/lo0/lo8/lo8-082-.htm
    2. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961.
    3. Использование материалов и фотографий, опубликованных на сайте, разрешено при условии наличия ссылки на первоисточник.
    [email protected]
    (c) Большая Саратовская Энциклопедия, 2010–2011.

  7. Памятник М. В. Ломоносову в г. Архангельске напротив здания Архангельского государственного технического университета.
    Автор: И. П. Мартос
    Дата открытия: 1829 г.
    Памятник М. В. Ломоносову сооружен скульптором И. П. Мартосом в 1826 — 1829 годах и является одним из наиболее поздних его произведений. Деньги на постройку памятника были собраны путем всероссийской подписки и составили 46 тысяч рублей. Отливка скульптуры закончена в 1829 г. и в 1832 г. памятник установлен в Архангельске на Соборной площади. В 1867 г. памятник перенесен на площадь перед губернскими присутственными местами. В 1930 г. монумент установлен перед зданием Архангельского лесотехнического института, ныне Архангельский государственный технический университет.
    При перенесении памятника в 1930 г. выполнен новый постамент.
    Памятник выполнен в стиле позднего классицизма и наиболее раннее из произведений монументальной скульптуры в Архангельске. Он представляет собой бронзовую скульптуру, поставленную на цилиндрический постамент из розового полированного гранита с вкраплениями серого цвета. Постамент, имеющий высокий цоколь и профилированный карниз, покоится на двухступенчатом пьедестале, сложенном из серых гранитных блоков. На постаменте с лицевой стороны помещена надпись «Ломоносов 1829 год», с тыльной — «Перенесен в 1867 году и 1930 году».
    Скульптура, венчающая памятник, изображает Ломоносова в полный рост, одетого в античную тогу, стоящего на полусфере. Ученый представлен без парика с короткой стрижкой, что подчеркивает античный облик модели. Правая рука поднята, в левой он держит лиру, на которой изображен вензель императрицы Елизаветы. Лиру подносит Ломоносову гений — коленопреклоненный обнаженный юноша с крыльями.

  8. Еще славится оный город произведением в 1711 годе против самого города па двинском, облегающим с одной стороны Двиною, а с другой от города речкою Куропалкою, Курострове, в погосте и деревне того же названия, на свет славного в ученом свете мужа, статского советника, императорской Санкт-Петербургской Академии наук профессора, Стокгольмской и Болонской члена, Михаила Васильевича Ломоносова.
    Я ездил с городничим и почтмейстером на то место, где родился помянутый Михаила Васильевич Ломоносов, и любопытствовал, не увижу ль каких отменных на нем знаков, но не нашел ничего. Опустошенное сие, совсем лежащее печально, место, широтою четырнадцать сажен, длиною сажен до сорока, со огородами, принадлежит к ныне живущему, положенному в подушный оклад казенного ведомства крестьянину Андрею Михайлову Шубнову, стоит на крутом береге, над небольшим из Двины в Куропалку проливом, среди строенья деревни Курострова, лицом на юго-запад. Среди бывшаго при нем огороду выкопана небольшая сажилка, а прочего имущества его никаких и знаков не остается, кроме места. Положение окрестности сей деревни обширно и величественно; возвышенные его окружности представляют пахотные нивы, приятные и пространные, стадами и табунами всегда испещренные луга, а низкие вокруг пологи имеют вид песчаных степей, которые ежегодно от наводнений двинских и куропальских увеличиваются; северо-западную сторону его облегает вдали большая еловая роща, которая, украшая селение, защищает его отчасти и свирепства северных ветров. Природа и труды человеческие потщилися сие место обложить изящнейшим горизонтом. Изобильнейшие воды окружают повсюду пашни и сенокосы, прерывающиеся несколькими лесами и многочисленными холмами, которым наибольшую придают живность близлежащий город, великое множество погостов и многочисленные разных родов селения. Трудолюбие многолюдных поселян, великое плавание судов вверх и вниз по Двине, по Куропалке и по разливам, звон и шум городской и селений, к тому же изобилие рыб, птиц и всяких для жизни потребностей должны составлять наипрелестнейшую картину, когда натура облачается в радостную одежду приятной весны. Сии-то счастливые часы одарили нас, может быть, великим сим писателем и взожгли в нем сие пламя к славе. На оном месте просил я господина городничаго поставить мною сделанный монумент, с нарисованною картушкою и надписями, приложенными при сем. Сей монумент поставлен против города Холмогор, за рекою Куропалкою, что в 70-ти верстах вверху города Архангельска пудасом или рукавом из Северной Двины протекает, на острове Куроострове, в погосте того же названия, в деревне того же имени. Он просто сделан из досок и укреплен к земле небольшими сваями, на некотором возвышении; невысокую его и четвероугольную остроту поддерживает пятичетвертной куб; высота всего памятника имеет 4 аршина. Он выкрашен белою краскою; на 8-ми же его сторонах по нумерам подписано и нарисовано черною краскою следующее:
    1) На косяке вверху:
    Аллегорическая нарисованная картушка с изображением венка финикового и лаврового, кадуцей с крылами, две трубы, лира Аполлонова, глобусы, квадрант, колбы, телескоп, карта и книги. На остроте обелиска змея, означающая вечность.
    2) Вверху на косяке:
    На сем месте родился Михайло Васильевич Ломоносов, статский советник, императорской Санкт-Петербургской Академии наук профессор, Стокгольмской и Болонской Академии член, 1711 году, а умер в Санкт-Петербурге… году, …-го числа. Тело его предано земле в Александро-Невском монастыре, душа его отлетела в райские селения, а могила его украшена изрядным надгробным камнем из белого мрамора, сделанным в Италии, любовию и почтением к ему великого российского канцлера графа Михайла Ларионовича Воронцова.
    3) На косяке вверху:
    Сей слабейший и маловажный памятник, в знак своего высокопочитания, воздвиг проезжающий из Санкт-Петербурга и возвращающийся туда же секунд-майор Петр Челищев, не имея ни времени, ни способов восславить достойное и лучшее здание сему великому мужу.
    4) На косяке вверху:
    Московский здесь Парнасе изобразил витию,
    Что чистой слог стихов и прозы ввел в Россию.
    Что в Риме Цицерон и что Виргилий был,
    То он один в своем понятии вместил.
    Открыл натуры храм богатым словом Россов,
    Пример их остроты в науках Ломоносов
    5) На тумбе под верхним косяком картуш:
    На горке, представляющей его могилу, стоят два щита, на одном герб М.В. Ломоносова, на другом его вензель; по сторонам две пальмы, составляющие листвием своим сень и венок; в боку заходящее солнце, в другом боку луна и несколько звезд в облаках тучных и мрачных; на щитах сидит ночная птица сова, покрывающая их своими крылами

  9. В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории — Российская империя стала мировой державой. Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу — развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру — мог только великий народ.
    Одним из таких гигантов из народа стал Михаил Васильевич Ломоносов, крестьянский сын, затем прилежный ученик и наконец первый русский академик.
    Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Беломорский Север не знал крепостного права, и крестьяне имели больше возможностей проявить свои таланты. Хотя в то время там и не было школ, но книги у поморов пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте. Однако этого показалось пытливому юноше мало: его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушел в Москву.
    В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему было в ту зиму 19 лет.
    Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке.
    Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии. Здесь он встретил свою любовь, здесь из почтительного ученика стал ученым, во многом превзошедшим своих прославленных учителей.
    За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.
    В 1741 г. Ломоносов возвращается на родину. Он был причислен к Академии наук, а в 1745 г. стал профессором химии. Терпя недостаток в средствах, работая в тяжелых условиях, Ломоносов делает ряд великих открытий в области физики и химии. Астрономия, география, история, поэзия — и здесь Ломоносов был первым и лучшим в России.
    В 1755 г. благодаря подвижнической деятельности Ломоносова в Москве был открыт первый русский университет. Многие русские ученые, обогатившие открытиями мировую и русскую науку, называли себя его учениками.
    Ломоносов считал, что высшая радость и предназначение ученого и писателя — трудиться для пользы общества. Государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над частными, личными чувствами и интересами.
    Это понимание предназначения писателя Ломоносов развивает в “Разговоре с Анакреоном”. Анакреон — древнегреческий поэт, который славился как певец личных радостей и утех:
    Мне петь было о Трое,
    О Кадме мне бы петь,
    Да гусли мне в покое
    Любовь велят звенеть.
    Так в передаче Ломоносова говорит о своем призвании и понимании целей поэзии и поэта Анакреон. Ломоносов же отвечает в воображаемом диалоге с древнегреческим поэтом так:
    Мне струны поневоле
    Звучат геройский шум.
    Не возмущайте боле,
    Любовны мысли, ум;
    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишен,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищен.
    Поэзия Ломоносова при всем ее высоком общественном звучании носила односторонний характер. Но это был выбор великого ученого — прославлять науку и тех, кто способствует ее развитию:
    Науки юношей питают,
    отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастной случай берегут.
    Главная мысль од Ломоносова, которые он по обязанности академического стихотворца должен был посвящать царям и царицам, — прославление науки, России и призыв к труду на благо родины. Примером человека, который посвятил себя России и стал ее славой, по глубочайшему убеждению Ломоносова, был Петр I:
    Сквозь все препятства он вознес
    Главу, победами венчанну,
    Россию грубостью попранну,
    С собой возвысил до небес.
    И сам Ломоносов был человеком, который всей своей жизнью “Россию… возвысил до небес”.

  10. К истории создания первого памятника М. В. Ломоносову в Московском университете
    Елена Владиславовна Зименко
    С 2005 года в интернете «гуляет» текст Е. Лебедевой «Благодарная Россия…», до сих пор переходящий без каких?либо поправок с сайта на сайт: «Тихо и неприметно появился первый памятник М. В. Ломоносову. Скромный бюст был установлен в 1877 году перед Аудиторным корпусом Московского университета на Моховой, где ему давно было положено стоять. Скульптор С. И. Иванов фактически скопировал знаменитый бюст работы Федора Шубина, друга Ломоносова, лепившего «в живую». Это было сугубо университетское торжество, с молебном в домовом храме и последующим освящением»1.
    В этом тексте соответствуют действительности только дата, имя скульптора и место открытия памятника. Остальное — на совести автора. Достаточно взглянуть на бюсты работы Ф. И. Шубина (кстати, Федота, а не Федора) и С. И. Иванова, чтобы увидеть разницу: у Шубина изображен зрелого возраста лысый человек, умудренный жизненным опытом, а у Иванова — молодой ученый в длинном парике, каким был Ломоносов, когда вернулся в Россию из Германии. Шубин завершил работу над бюстом в 1792 году, спустя двадцать семь лет после смерти Ломоносова. Ничего о лепке «в живую» науке неизвестно. Но это такие очевидные ляпы, что их и опровергать?то неловко.
    По существу, хотелось бы остановиться на двух моментах: самой истории создания памятника возле здания Московского университета и на том, насколько его открытие было «тихим и неприметным», «сугубо университетским торжеством». Начать, видимо, следует с 1865 года, когда подоспело столетие со дня смерти М. В. Ломоносова. Идея установки памятника носилась в воздухе, но по разным причинам осуществить ее университет не смог: ограничился лишь учреждением Ломоносовской стипендии (на деньги потомков Михаила Васильевича — Раевских) и проведением молебна, о чем 4 апреля Совет университета оповестил: «Было бы прилично немедленно заявить чрез напечатание в «Московских ведомостях», что Московский университет, памятуя, что он обязан первою мыслию своего существования Михаилу Васильевичу Ломоносову, положил, следуя при этом коренному русскому обычаю, помянуть молитвою и добрым словом нашего первого русского ученого, скончавшегося сто лет тому назад»2.
    В 1869 году по предложению ректора профессора уголовного права С. И. Баршева Совет рассмотрел вопрос о памятнике: «От суммы сбора за слушание профессорских лекций от сего года предполагается остаток, из которого можно отложить пятьсот рублей на устройство на дворе нового здания университета памятника Ломоносову. Определено: представить об этом г. попечителю Московского учебного округа и просить разрешения Его сиятельства обратить пятьсот руб. из суммы сбора за слушание профессорских лекций, остающейся от сего 1869 года, в процентные бумаги для составления капитала на устройство памятника Ломоносову»3. Ходатайство было удовлетворено попечителем МУО Александром Прохоровичем Ширинским-Шихматовым 17 января 1870 года, о чем Совет незамедлительно поставили в известность4.
    Ежегодно университетские власти обращались с подобными просьбами к попечителю и каждый раз получали разрешение на приращение к капиталу новых сумм. Так продолжалось до 1875 года включительно, когда «присутствию Совета г. ректор (ректором на тот момент был историк С. М. Соловьев. — Е. З.) заявил, что на сооружение памятника Ломоносову собрано всего 2400 руб. Художник Иванов изъявил согласие изготовить бронзовый бюст Ломоносова за тысячу рублей, на остальные 1400 руб. можно будет сделать пьедестал. Совет университета, вполне соглашаясь с предложением г. ректора, определил просить Правление Университета, чтобы оно заказало бюст Ломоносова и пьедестал, а при обсуждении дела об изготовлении бюста и пьедестала приглашать в свои заседания всех тех лиц, которыя могут быть ему полезны в этом деле»5.
    Почему выбор пал именно на скульптора Сергея Ивановича Иванова (1830–1903), неизвестно, но то, что это был весьма достойный человек и мастер академической школы, нет сомнения. С. И. Иванов, выпускник знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества, с 1854 года — академик Императорской Академии художеств, возглавил скульптурный класс училища в 1868 году6. Многочисленные ученики — среди них такие выдающиеся мастера, как А. С. Голубкина, С. М. Волнухин, С. Т. Коненков — вспоминали его исключительно с благодарностью и любовью. Может быть, он не обладал выдающимся дарованием, но трепетно относился к идее служения искусству. Скульптор Л. А. Губина, также учившаяся у С. И. Иванова, вспоминала: «Для него искусство было святыней, на скульптурную мастерскую он смотрел с таким уважением, что в ней не только курить или смеяться нельзя, но даже никакого житейского, не относящегося к искусству разговора не должно было быть»7. Художница Н. Я. Симонович-Ефимова в своей книге приводит рассказ А. С. Голубкиной, «как скульптор Сергей Иванович Иванов, которого она почитала и признавала своим Учителем (Учителем с большой буквы), однажды велел сторожам вышвырнуть во двор большое количество глины, из которой был слеплен этюд ученика, прилепившего окурок к своей работе»8.
    Можно ли предположить, что С. И. Иванов взял да и просто скопировал чужую работу? Даже сама мысль об этом представляется абсурдной. Мастер поставил перед собой задачу создать облик молодого ученого, созвучный обстановке юного кипения умов и чувств, в которой жили студенты университета. Сергей Иванович вообще очень бережно относился к молодежи и, видимо, хотел, чтобы его памятник был ей близок.
    Вернуться мысленно к началу судьбы русского гения — решение не случайное, а закономерное для скульптора. Трудность состояла в том, что надо было внутренним взором увидеть свою модель юной, «омолодить» известные портреты Ломоносова и представить его публике не таким, каким его все знают: полнолицым, с двойным подбородком, лысым или в коротком парике по моде елизаветинского времени. У С. И. Иванова ученый молод, лицо еще не приобрело характерную округлость. Подчеркнуты упрямые скулы и твердый подбородок. Парик длинный, как носили при Анне Иоанновне.
    С. И. Иванов с энтузиазмом взялся за исполнение предложенного заказа. Период 1876–1879 годов вообще был самым плодотворным в творчестве Сергея Ивановича. В ежегодных рапортах Совету Московского Художественного общества он сообщал о своих новых работах: проекте памятника А. С. Пушкину, статуях Иуды, целующего Христа, апостола Андрея Первозванного для Исторического музея наследника цесаревича9. А 2 октября 1876 года докладывал: «Мною вылеплен и отлит из бронзы колоссальный бюст Михаила Васильевича Ломоносова для Московского университета»10.
    Стоит обратить внимание на эпитет «колоссальный». Ведь обычно бюсты устанавливаются в интерьерах зданий или на надгробиях, что и обуславливает их соразмерность человеку. Здесь же речь шла именно о колоссальном бюсте, предназначенном для сквера перед зданием университета на Моховой. К слову сказать, теперь он стоит в помещении домового храма мученицы Татианы на Большой Никитской, а не на открытой площадке, как задумывалось, и это мешает его правильному восприятию11.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *