Сочинение на тему памятник пушкину в санкт петербурге

13 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: ^^ПyП$икИ РуЛяТ^^

    Мне хотелось, чтобы на пьедестал встала не просто скульптура,
    а необыкновенный, будто живой человек…
    Частица души города»
    М.К. Аникушин
    Памятник А.С. Пушкину на площади Искусств – четвертый в Петербурге монумент, установленный в честь великого поэта. До него были открыты памятник наПушкинской улице в 1884 г., обелиск на месте дуэли в 1937 г. и статуя поэта во дворе его последнего дома на Мойке в 1950 г. Появлению нового памятника предшествовала долгая подготовка:
    Было решено поставить памятник на одной из линий Васильевского острова. Это приурочили к столетию смерти поэта. Но из всех конкурсных проектов в 1937 г. победителя так и не нашлось, поэтому идею решили отложить.
    Через десять лет, в 1947 г. вновь было объявлено соревнование, но только спустя два года определилось имя будущего автора памятника. Это был недавний выпускник Академии Художеств молодой скульптор М.К. Аникушин. Его проект был утвержден комиссией, и в 1949 г. был заложен памятник А.С. Пушкину на площади Искусств.

    Работа над монументом и его открытие

    Несмотря на одержанную победу, молодой ваятель продолжал работать над скульптурой еще почти восемь лет. Он хотел показать поэта «молодым, земным, человечным». Глубоко проникшись образом творца, он создавал его скульптурные портреты, стал автором статуи на станции метро «Пушкинская».
    Результат работы М.К. Аникушина – один из самых вдохновенных памятников русскому поэту. Его открытие на площади Искусств состоялось 19 июня 1957 г. В этом году с небольшим опозданием отмечалось 250-летие Ленинграда, также это было 120-летие трагической гибели А.С. Пушкина.

    Особенности памятника

    На пьедестале стоит четырехметровая бронзовая фигура поэта. Романтический и удивительно человечный образ А.С. Пушкина наполнен трепетным вдохновением и внутренней озаренностью. Голова немного отклонена назад, очень естественен широкий жест правой руки. Строгие формы пьедестала, высеченного из красного гранита, прекрасно гармонируют со статуей. Это заслуга архитектора Г.А. Петрова. Памятник А.С. Пушкину является удачным завершением архитектурного ансамбля Площади Искусств. Он одухотворяет ее, вносит в нее поэтическую ноту.
    М.К. Аникушин получил за этот труд звание лауреата Ленинской премии. Он является автором многих петербургских памятников и монументов – от грандиозного Обелиска героическим защитникам Ленинграда на площади Победы до небольшого памятника 300-летию основания флота в России на Петровской набережной. Узнать о работе замечательного скульптора над памятником А.С. Пушкину и другими, увидеть их модели и эскизы можно в городском музее «Мастерская М.К. Аникушина».

  2. В двадцатых числах июля 1811 года к одному из домов на Мойке, близ Невского проспекта, подъехала коляска. Из нее вышел важный, сановитый господин, невысокий, с открытым лицом, одетый весьма щеголевато, за ним молодая скромная женщина и стройный кудрявый мальчик- подросток, легко соскочивший с подножки. Стихотворец Василий Львович Пушкин привез своего племянника Александра для определения во вновь открывающееся учебное заведение — Царскосельский лицей. С ними приехала приятельница В.Л. Пушкина Анна Николаевна Ворожейкина. Они остановились, по всей вероятности, в гостинице Демута на Мойке, считавшейся тогда одной из лучших в Петербурге.
    Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! “На тройке пренесенный из родины смиренной в великий град Петра”, мальчик – Пушкин увидел бесконечные прямые проспекты и огромные площади, величественные дворцы в зелени садов, гранитные набережные Невы, оград узор чугунный, и они пленили его.
    Пушкин и Петербург… Они неразделимы в той же мере, что Пушкин и Россия. Недаром же сказал А. И. Герцен: “Пушкин – до глубины души русский – русский петербургского периода”.
    Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь же вдохновенно воспет, как Петербург Пушкиным. С красотою города слились стихи Пушкина:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
    Когда я в комнате моей
    Пишу, читаю без лампады,
    И ясны спящие громады
    Пустынных улиц, и светла
    По словам современников, осень 1811 года замечательна была двумя событиями: освящением Казанского собора и основанием Царскосельского лицея. Новое учебное заведение заняло весь четырехэтажный флигель Екатериненского дворца, построенный еще в конце XVIII века архитектором И. В. Нееловым. Строгое по архитектурному решению, соразмерное по пропорциям, здание превосходно вписалось в общий ансамбль. Монументальная трехпролетная арка соединяла его с дворцом.
    19 октября 1811 г. был торжественно отмечен день открытия Лицея. Среди 30 подростков, принятых на первый курс, находился двенадцатилетний Пушкин. Шесть лет провел он здесь, не покидая Лицей даже во время каникул.
    Пройдут годы, и Пушкин в стихотворении скажет об этом торжественном и памятном дне:
    Воображаю день счастливый,
    Когда средь вас возник лицей,
    И слышу наших игр я снова шум игривый
    И вижу вновь семью друзей.
    Особенно запомнилась лицеистам речь профессора А. П. Куницына. Он говорил “об обязанностях гражданина и воина” и призывал своих будущих воспитанников действовать, как “думали и действовали древние россы: любовь к славе и отечеству должна быть вашим руководителем!”
    Куницыну дань сердца и вина!
    Он создал нас, он воспитал наш пламень,
    Поставлен им краеугольный камень,
    Им чистая лампада возжена…
    В Лицее, в Царском Селе, проходили юные годы поэта, рождались его первые творческие замыслы. Здесь впервые явилась к нему его вдохновенная муза, родились “ души прекрасные порывы”. В Лицее проявилось яркое дарование Пушкина, и прославленный поэт России Державин увидел в нем преемника своей лиры.
    И славный старец наш, царей певец избранный,
    Крылатым гением и грацией венчанный,
    В слезах обнял меня дрожащею рукой,
    И счастье мне предрек, незнаемое мной.
    Первые три года петербургской жизни Александра Пушкина после окончания Лицея прошли на Фонтанке, близ Калинкина моста. Здесь, в 5-м квартале 4-й Адмиралтейской части, с 1814 года жили родители поэта Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины. Не имея достаточных средств, чтобы снять квартиру в центре Петербурга, они поселились в Коломне.
    Эта отдаленная часть столицы находилась между реками Фонтанкой и Мойкой, ограничивалась Театральной площадью, рекой Пряжкой и устьем Большой Невы.
    После роскошных царскосельских дворцов, “садов прекрасных”, населенных статуями, украшенных памятниками, здесь, в Коломне, глазами юноши представились унылые картины городской окраины. Вдоль нешироких улиц теснились деревянные домики и “смиренные лачужки”. Приметными среди них были церковь, пожарная каланча и непременные полицейские будки с вылинявшими под дождем полосами.
    Квартира родителей поэта состояла из семи комнат. Три из них, парадные, выходили десятью окнами на Фонтанку, остальные – во двор, где находился небольшой сад. Поэт занимал небольшую комнату. “Мой угол тесный и простой…” – так говорил он о своем неприхотливом жилище.
    Живой, общительный, жадный до жизни молодой поэт не мог подолгу оставаться дома. Из своего захолустья он спешил на Большую Миллионную, в изящный особняк “ночной княгини” Е. И. Голицыной, в гостиницу Карамзиных, в салон Олениных, на сходки молодых вольнодумцев, в квартиру братьев Тургеневых, на “субботы” Жуковского.
    Возвращался поэт обыкновенно за полночь. Едучи по улицам Коломны, он видел “спящую громаду” Большого Каменного театра (здание театра не сохранилось), очертания Никольского рынка, зиявшего арками галерей, слушал “страж дальний крик, да бой часов”…Вблизи Крюкова канала белела высокая, статная и причудливо колеблющаяся в воде колокольня Никольского собора. На Фонтанке гремели, нарушая тишину, цепи подъемных мостов, доносился всплеск воды под веслами запоздалых лодок.
    Одно из таких возвращений вместе с Пушкиным, очевидно с заседания “Зеленой лампы”, описывает Яков Толстой:
    …Зыбясь, в Фонтанке отражалась
    Столбом серебряным луна,
    И от строений расстилалась
    Густая тень, как пелена,
    И слышен был, подобно грому,
    Повозок шум издалека;
    По своду темно – голубому
    Прозрачны плыли облака,
    И Веспер теплился порою,
    Двояся трепетно в струях,
    В то время мчались мы с тобою
    В пустых коломенских краях…
    Далее следуют строки о том, как Толстой упрашивал Пушкина написать ему послание:
    Ты вспомни, как, тебя терзая,
    Согласье выпросил тогда,
    Как сонным голосом, зевая,
    На просьбу мне ты молвил: да!
    Не один Толстой, многие знакомые и друзья дорожили стихами молодого автора “Руслана и Людмилы”. Поэма принесла Пушкину славу первого поэта России. Не меньшую известность и популярность приобрели вольнолюбивые стихи Пушкина, написанные здесь, в Коломне. И. И. Пущин писал о них: “…тогда везде ходил по рукам, переписывались и читались наизусть его Деревня, Ода на свободу, Ура! 3В Россию скачет… Не было живого человека, который не знал бы его стихов”.
    Коломна не нашла отражения в произведениях Пушкина тех лет, но впечатления, полученные здесь, отложились в его поэтической памяти и впоследствии помогли ему понять душу и сущность Петербурга, о котором он скажет:
    Город пышный, город бедный…
    Именно в Коломне впервые увидел Пушкин Петербург прозаический, будничный, трудовой, каким он опишет его в первой главе “Евгения Онегина”.
    В поэме “Домик в Коломне” Пушкин вспоминает о Покровской церкви, о тихих ночах Коломны:
    Теперь не там, но верною мечтою
    Люблю летать, заснувши наяву,
    В Коломну, к Покрову – и в воскресенье
    Там слушать русское богослужение.
    Эти строки звучат как своего рода лирическое отступление о Коломне, где произошла резкая перемена в судьбе поэта – высылка из Петербурга в Екатеринослав. Причиной опалы послужили вольнолюбивые стихотворения Пушкина.
    6 мая 1820 года Пушкин сел в коляску вместе со своим дядькой Никитой Козловым. Друзья, Антон Дельвиг и Павел Яковлев, отправились вместе с ними, чтобы проводить поэта до Царского Села.
    Новую встречу с Петербургом судьба готовила поэту после шестилетнего изгнания. Это уже был другой Петербург – николаевская столица. “Николай вернул Пушкина из ссылки, — писал А. И. Герцен, — через несколько дней после того, как были повешены по его приказу герои 14 декабря. Своею милостью он хотел погубить его в общественном мнении, а знаками своего расположения – покорить его”. Но замысел царя провалился. Последние пять лет жизни Пушкина в Петербурге – годы неравного противостояния поэта царю, “светской черни”, всему, что олицетворяло собою самодержавный Петербург. С самосознанием гения и дерзким вызовом поэт противопоставил свой памятник символу императорской столицы:
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной
    Пуля Дантеса поразила Пушкина в пятом часу по полудни 27 января 1837 года. Скончался поэт 29 января в 14 часов 45 минут.
    Человек рождается на свет существом бессознательным; смерть же поэта есть, по выражению Осипа Мандельштама, “последний творческий акт”.
    Толпа шла и шла к дому Пушкина на Мойке, 12. Тысячи или даже десятки тысяч людей пришли проститься с поэтом.
    Отпевание Пушкина состоялось 1 февраля 1837 года, в придворной церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. Отслужили обедню и панихиду. На следующий день, 2 февраля, был назначен военный парад. Войска расположились так, что подступы к Конюшенной церкви были закрыты. Конюшенная улица была занята гвардейскими обозами. Вечером снова служили панихиду по усопшему Пушкину. Александр Тургенев писал на память: “Заколотили Пушкина в ящик. Вяземский положил с ним свою перчатку”. Через сутки, в ночь, Тургеневу предстояло отвести Пушкина к месту его последнего упокоения – в Святогорский монастырь.
    Конюшенная церковь осталась памятником всенародного прощания с “солнцем нашей поэзии”. А камни старого Петербурга по – прежнему хранят верность памяти Пушкину.

  3. К сожалению, часто бывает так, что мы вспоминаем того или иного деятеля культуры в связи с очередным юбилеем, а потом забываем до следующего. Первому поэту на Руси такое отношение не грозит. Пушкина читают, учат наизусть, цитируют, изучают и без особенных поводов. Поэтому видится глубоко символичным тот факт, что и самым известным, любимым москвичами и россиянами скульптурным монументом, является памятник А.С. Пушкину в Москве на Тверской. Вот уже почти 120 лет он остается таковым. Никакие следующие мемориальные сооружения (в том числе памятники самому А.С. Пушкину) не затмили его славу. У “Пушкина” назначаются свидания, возле “Пушкина” присаживаются отдохнуть вечно спешащие москвичи и гости города, сюда приходят с фотоаппаратами и провинциальный школьник и заезжий американец. Без “Пушкина” не обходится ни один порядочный набор открыток с достопримечательностями столицы. Бронзовый Пушкин стал одним из символов Москвы. Давайте же в год юбилея любимого поэта вспомним историю памятника ему.
    Первое Всеподданнейшее ходатайство об открытии подписки на памятник А.С. Пушкину (в Санкт-Петербурге) было составлено еще в 1855 году, вскоре после вступления на престол Императора Александра II. Однако дело затянулось, и в 1860 году лицеисты пушкинской эпохи выступили с повторной инициативой. Была объявлена всероссийская подписка, но сбор средств вскоре застопорился. В 1870 году, на очередной лицейской годовщине, по предложению лицеиста выпуска 1832 года, видного филолога-пушкиниста и историка Я.К. Грота, было составлено новое ходатайство, и вскоре по Высочайшему соизволению приступил к делу Комитет по сооружению памятника. По предложению члена Комитета Федора Матюшкина, адмирала и друга А.С. Пушкина, было рассмотрено новое место для памятника – Москва, родина поэта, где прошли его детские годы. В результате успешно проведенной кампании к 1880 году было собрано 106 575 руб. 10 коп. В 1872 году прошел восьмимесячный конкурс, в котором участвовали лучшие скульпторы России того времени. Среди них были М. Антокольский, И. Шредер, А. Опекушин, Н. Пименов. В 1873 году проекты, числом пятнадцать, были вынесены на суд жюри, которое не нашло достойных исполнения, хотя и поощрило А.М. Опекушина, П.П. Забелло, А.Р. Бока, Е.М. Ильенкова и И.И. Шредера. Новый конкурс 1874 года вновь не выявил достойных работ, и на следующий год Комитет решил устроить конкурс двух работ наиболее понравившихся участников предыдущего конкурса – А. Опекушина и П.П. Забелло. А. Опекушин представил сразу шесть проектов, П. Забелло – два. Предпочтение специальной комиссии под председательством академика Д.И. Гримма было отдано одному из проектов Александра Михайловича Опекушина, доселе работавшего на вторых ролях с М.О. Микешиным и в то время еще далекого от своей будущей известности. Позднее А. Опекушиным были созданы памятники М.Ю. Лермонтову в Пятигорске, К. Бэру в Дерпте, А.С. Пушкину в Петербурге и Кишиневе, Александру I и Александру II в Москве.
    Общая высота памятника составила 11 метров, вес 374 пуда. Бронзовую статую отливали на заводе Кохуна в Петербурге. Она была помещена на удачный пьедестал (архитектор И.С. Богомолов), на котором появились пушкинские стихотворные строчки. С одной стороны было написано:
    Слух обо мне пройдет
    По всей Руси великой
    И назовет меня
    Всяк сущий в ней язык.
    С другой:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я
    лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век Восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Примечательно, что по цензурным соображениям последнее четверостишие было дано в смягченной версии В. Жуковского. Третья строчка звучала как “Что прелестью стихов я был полезен”. Истину восстановили лишь в ходе празднования столетия со дня смерти А.С. Пушкина.
    Пробудившаяся позднее всенародная любовь к памятнику оказалась лучшим свидетелем творческой удачи скульптора, ни в коей мере не обусловленной официальным одобрением властей. Известный искусствовед, профессор Д.В. Сарабьянов, писал об этой работе: “ А. Опекушин отказался от каких бы то ни было эффектов, декоративных элементов, подчеркнутой жестикуляции и других средств, которые были так распространены в то время в русской монументальной скульптуре. Однако и поза, и жест поэта полны выразительности и достигают цели. Склоненная голова как бы скрывает внутреннюю взволнованность за задумчивостью и меланхолической созерцательностью. Рука, заложенная за борт, придает фигуре некую отчужденность от окружающих, подчеркивает внутреннее достоинство поэта. Застывший шаг Пушкина знаменует остановку перед лицом судьбы. Но все эти содержательные ассоциации проведены очень тактично, они еле намечены. Именно они наполняют большим смыслом этот скромный, простой памятник гению русской поэзии.”
    Стоимость памятника составила 87 тыс. руб., остальные собранные средства пошли на премии и издания. Другая модель, представленная А. Опекушиным на последнем конкурсе под № 11, стала основой бронзового памятника поэту в Петербурге, установленного в 1884 году. Но последний оказался менее заметен на фоне знаменитого московского собрата!
    Замечательным событием в истории отечественной культуры стал Пушкинский праздник, устроенный по поводу открытия памятника 5-го – 8-го июня 1880 года. На праздник съехались гости из многих городов России. Организаторами выступили Общество любителей русской словесности, Московская Городская Дума и Императорский Московский университет.
    В заключение несколько слов о выборе места для памятника. Первоначально обсуждалось несколько мест, остановились же на Тверском бульваре, где неоднократно бывал поэт. Здесь он встречался с друзьями, навещал бывшего екатерининского фаворита И.Н. Римского-Корсакова, жившего в доме № 27, здесь на балу у танцмейстера Петра Андреевича Йогеля встретил поэт свою будущую жену… А позднее наступила эпоха, когда памятники стали разрушать или передвигать. А.С. Пушкину повезло. Его не уничтожили, но передвинули – в 1950 году на противоположную сторону Тверской (в то время улица Горького) и развернули на 180 градусов – якобы для более эффектного освещения по мере продвижения солнца по небосводу.
    Сегодня А.С. Пушкин стоит на площади, носящей его имя. Неподалеку станция метро “Пушкинская”. Москва помнит своего любимого поэта, которому дала когда-то “путевку в жизнь” и который через всю жизнь пронес любовь к родному городу.
    Помните? “В изгнанье, в горести, в разлуке, Москва! как я любил тебя, Святая родина моя!“

  4. Памятник Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге является наиболее известный монументом в память о поэте в Санкт-Петербурге.
    Идея установки подобного памятника впервые родилась в 1936 году, когда Совет народных комиссаров СССР принял решение о необходимости воздвигнуть монумент к 100-летию со дня смерти поэта. Годом позже был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника А. С. Пушкина.
    Первоначально установка памятника А. С. Пушкину планировалась на Васильевском острове на Биржевой площади, переименованной по случаю 100 лет со дня рождения поэта в Пушкинскую, где даже состоялось торжественная закладка монумента, но ни один из конкурсантов на тот момент не смог выполнить пожеланий комиссии и представить достойный образ поэта, поэтому решение об установке было отменено.
    Вновь вернулись к проекту памятника А. С. Пушкину только после окончания Великой Отечественной войны в 1947 году. В этом конкурсе победил молодой скульптор выпускник Академии Художеств М. К. Аникушин, увлеченный в то время созданием образов выдающихся деятелей искусства: А.П. Чехова, И. Левитана, и, разумеется, А.С. Пушкина.
    Задача, стоявшая перед создателями, была достаточно сложной – необходимо было не нарушить сложившийся архитектурный ансамбль площади Искусств и при этом постараться передать образ поэта свободолюбца и бунтаря. На создание памятника и образа поэта у скульптора ушло более 10 лет, но результат превзошел по своей красоте, грации и точности все ожидания.
    Торжественная закладка памятника Пушкину состоялась в 1949 году, а его установка на площади Искусств произошла 19 июня 1957 г.
    На четырехгранном гранитном постаменте высотой 4,5 метра поэт изображен в момент творческого озарения со вскинутой правой рукой и поднятой вверх головой. поэт словно читает свои стихи в порыве вдохновенья. Его лицо одухотворено, от всего облика веет жизнью и энергией. Такое динамичное движение удалось создать и показать в бронзе только М. К. Аникушину. Памятник А. С. Пушкину превосходно вписывается в ансамбль площади Искусств, спроектированной в классицистическом стиле К. И. Росси. Несмотря на то, что он был установлен гораздо позднее зданий, составляющих ансамбль площади.
    По сей день памятник Пушкину на площади Искусств по праву считается лучшим не только среди подобных ему, но и в числе других памятников города.
    За эту работу Михаил Константинович Аникушин был удостоен Ленинской премии.

  5. Пушкинские места города Санкт-Петербурга В двадцатых числах июля 1811 года к одному из домов на Мойке, близ Невского проспекта, подъехала коляска. Из нее вышел важный, сановитый господин, невысокий, с открытым лицом, одетый весьма щеголевато, за ним молодая скромная женщина и стройный кудрявый мальчик- подросток, легко соскочивший с подножки. Стихотворец Василий Львович Пушкин привез своего племянника Александра для определения во вновь открывающееся учебное заведение – Царскосельский лицей. С ними приехала приятельница В.Л. Пушкина Анна Николаевна Ворожейкина. Они остановились, по всей вероятности, в гостинице Демута на Мойке, считавшейся тогда одной из лучших в Петербурге.
    Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! “На тройке пренесенный из родины смиренной в великий град Петра”, мальчик – Пушкин увидел бесконечные прямые проспекты и огромные площади, величественные дворцы в зелени садов, гранитные набережные Невы, оград узор чугунный, и они пленили его.
    Пушкин и Петербург… Они неразделимы в той же мере, что Пушкин и Россия. Недаром же сказал А. И. Герцен: “Пушкин – до глубины души русский – русский петербургского периода”.
    Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь же вдохновенно воспет, как Петербург Пушкиным. С красотою города слились стихи Пушкина:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
    Когда я в комнате моей
    Пишу, читаю без лампады,
    И ясны спящие громады
    Пустынных улиц, и светла
    Адмиралтейская игла…
    По словам современников, осень 1811 года замечательна была двумя событиями: освящением Казанского собора и основанием Царскосельского лицея. Новое учебное заведение заняло весь четырехэтажный флигель Екатериненского дворца, построенный еще в конце XVIII века архитектором И. В. Нееловым. Строгое по архитектурному решению, соразмерное по пропорциям, здание превосходно вписалось в общий ансамбль. Монументальная трехпролетная арка соединяла его с дворцом.
    19 октября 1811 г. был торжественно отмечен день открытия Лицея. Среди 30 подростков, принятых на первый курс, находился двенадцатилетний Пушкин. Шесть лет провел он здесь, не покидая Лицей даже во время каникул.
    Пройдут годы, и Пушкин в стихотворении скажет об этом торжественном и памятном дне:
    Воображаю день счастливый,
    Когда средь вас возник лицей,
    И слышу наших игр я снова шум игривый
    И вижу вновь семью друзей.
    Особенно запомнилась лицеистам речь профессора А. П. Куницына. Он говорил “об обязанностях гражданина и воина” и призывал своих будущих воспитанников действовать, как “думали и действовали древние россы: любовь к славе и отечеству должна быть вашим руководителем!”
    Куницыну дань сердца и вина!
    Он создал нас, он воспитал наш пламень,
    Поставлен им краеугольный камень,
    Им чистая лампада возжена…
    В Лицее, в Царском Селе, проходили юные годы поэта, рождались его первые творческие замыслы. Здесь впервые явилась к нему его вдохновенная муза, родились “ души прекрасные порывы”. В Лицее проявилось яркое дарование Пушкина, и прославленный поэт России Державин увидел в нем преемника своей лиры.
    И славный старец наш, царей певец избранный,
    Крылатым гением и грацией венчанный,
    В слезах обнял меня дрожащею рукой,
    И счастье мне предрек, незнаемое мной.
    Первые три года петербургской жизни Александра Пушкина после окончания Лицея прошли на Фонтанке, близ Калинкина моста. Здесь, в 5-м квартале 4-й Адмиралтейской части, с 1814 года жили родители поэта Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины. Не имея достаточных средств, чтобы снять квартиру в центре Петербурга, они поселились в Коломне.
    Эта отдаленная часть столицы находилась между реками Фонтанкой и Мойкой, ограничивалась Театральной площадью, рекой Пряжкой и устьем Большой Невы.
    После роскошных царскосельских дворцов, “садов прекрасных”, населенных статуями, украшенных памятниками, здесь, в Коломне, глазами юноши представились унылые картины городской окраины. Вдоль нешироких улиц теснились деревянные домики и “смиренные лачужки”. Приметными среди них были церковь, пожарная каланча и непременные полицейские будки с вылинявшими под дождем полосами.
    Квартира родителей поэта состояла из семи комнат. Три из них, парадные, выходили десятью окнами на Фонтанку, остальные – во двор, где находился небольшой сад. Поэт занимал небольшую комнату. “Мой угол тесный и простой…” – так говорил он о своем неприхотливом жилище.
    Живой, общительный, жадный до жизни молодой поэт не мог подолгу оставаться дома. Из своего захолустья он спешил на Большую Миллионную, в изящный особняк “ночной княгини” Е. И. Голицыной, в гостиницу Карамзиных, в салон Олениных, на сходки молодых вольнодумцев, в квартиру братьев Тургеневых, на “субботы” Жуковского.
    Возвращался поэт обыкновенно за полночь. Едучи по улицам Коломны, он видел “спящую громаду” Большого Каменного театра (здание театра не сохранилось), очертания Никольского рынка, зиявшего арками галерей, слушал “страж дальний крик, да бой часов”…Вблизи Крюкова канала белела высокая, статная и причудливо колеблющаяся в воде колокольня Никольского собора. На Фонтанке гремели, нарушая тишину, цепи подъемных мостов, доносился всплеск воды под веслами запоздалых лодок.
    Одно из таких возвращений вместе с Пушкиным, очевидно с заседания “Зеленой лампы”, описывает Яков Толстой:
    …Зыбясь, в Фонтанке отражалась
    Столбом серебряным луна,
    И от строений расстилалась
    Густая тень, как пелена,
    И слышен был, подобно грому,
    Повозок шум издалека;
    По своду темно – голубому
    Прозрачны плыли облака,
    И Веспер теплился порою,
    Двояся трепетно в струях,
    В то время мчались мы с тобою
    В пустых коломенских краях…
    Далее следуют строки о том, как Толстой упрашивал Пушкина написать ему послание:
    Ты вспомни, как, тебя терзая,
    Согласье выпросил тогда,
    Как сонным голосом, зевая,
    На просьбу мне ты молвил: да!
    Не один Толстой, многие знакомые и друзья дорожили стихами молодого автора “Руслана и Людмилы”. Поэма принесла Пушкину славу первого поэта России. Не меньшую известность и популярность приобрели вольнолюбивые стихи Пушкина, написанные здесь, в Коломне. И. И. Пущин писал о них: “…тогда везде ходил по рукам, переписывались и читались наизусть его Деревня, Ода на свободу, Ура! 3В Россию скачет… Не было живого человека, который не знал бы его стихов”.
    Коломна не нашла отражения в произведениях Пушкина тех лет, но впечатления, полученные здесь, отложились в его поэтической памяти и впоследствии помогли ему понять душу и сущность Петербурга, о котором он скажет:
    Город пышный, город бедный…
    Именно в Коломне впервые увидел Пушкин Петербург прозаический, будничный, трудовой, каким он опишет его в первой главе “Евгения Онегина”.
    В поэме “Домик в Коломне” Пушкин вспоминает о Покровской церкви, о тихих ночах Коломны:
    Я живу
    Теперь не там, но верною мечтою
    Люблю летать, заснувши наяву,
    В Коломну, к Покрову – и в воскресенье
    Там слушать русское богослужение.
    Эти строки звучат как своего рода лирическое отступление о Коломне, где произошла резкая перемена в судьбе поэта – высылка из Петербурга в Екатеринослав. Причиной опалы послужили вольнолюбивые стихотворения Пушкина.
    6 мая 1820 года Пушкин сел в коляску вместе со своим дядькой Никитой Козловым. Друзья, Антон Дельвиг и Павел Яковлев, отправились вместе с ними, чтобы проводить поэта до Царского Села.
    Новую встречу с Петербургом судьба готовила поэту после шестилетнего изгнания. Это уже был другой Петербург – николаевская столица. “Николай вернул Пушкина из ссылки, – писал А. И. Герцен, – через несколько дней после того, как были повешены по его приказу герои 14 декабря. Своею милостью он хотел погубить его в общественном мнении, а знаками своего расположения – покорить его”. Но замысел царя провалился. Последние пять лет жизни Пушкина в Петербурге – годы неравного противостояния поэта царю, “светской черни”, всему, что олицетворяло собою самодержавный Петербург. С самосознанием гения и дерзким вызовом поэт противопоставил свой памятник символу императорской столицы:
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.
    Пуля Дантеса поразила Пушкина в пятом часу по полудни 27 января 1837 года. Скончался поэт 29 января в 14 часов 45 минут.
    Человек рождается на свет существом бессознательным; смерть же поэта есть, по выражению Осипа Мандельштама, “последний творческий акт”.
    Толпа шла и шла к дому Пушкина на Мойке, 12. Тысячи или даже десятки тысяч людей пришли проститься с поэтом.
    Отпевание Пушкина состоялось 1 февраля 1837 года, в придворной церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. Отслужили обедню и панихиду. На следующий день, 2 февраля, был назначен военный парад. Войска расположились так, что подступы к Конюшенной церкви были закрыты. Конюшенная улица была занята гвардейскими обозами. Вечером снова служили панихиду по усопшему Пушкину. Александр Тургенев писал на память: “Заколотили Пушкина в ящик. Вяземский положил с ним свою перчатку”. Через сутки, в ночь, Тургеневу предстояло отвести Пушкина к месту его последнего упокоения – в Святогорский монастырь.
    Конюшенная церковь осталась памятником всенародного прощания с “солнцем нашей поэзии”. А камни старого Петербурга по – прежнему хранят верность памяти Пушкину.

  6. К сожалению, часто бывает так, что мы вспоминаем того или иного деятеля культуры в связи с очередным юбилеем, а потом забываем до следующего. Первому поэту на Руси такое отношение не грозит. Пушкина читают, учат наизусть, цитируют, изучают и без особенных поводов. Поэтому видится глубоко символичным тот факт, что и самым известным, любимым москвичами и россиянами скульптурным монументом, является памятник А.С. Пушкину в Москве на Тверской. Вот уже почти 120 лет он остается таковым. Никакие следующие мемориальные сооружения (в том числе памятники самому А.С. Пушкину) не затмили его славу. У “Пушкина” назначаются свидания, возле “Пушкина” присаживаются отдохнуть вечно спешащие москвичи и гости города, сюда приходят с фотоаппаратами и провинциальный школьник и заезжий американец. Без “Пушкина” не обходится ни один порядочный набор открыток с достопримечательностями столицы. Бронзовый Пушкин стал одним из символов Москвы. Давайте же в год юбилея любимого поэта вспомним историю памятника ему.
    Первое Всеподданнейшее ходатайство об открытии подписки на памятник А.С. Пушкину (в Санкт-Петербурге) было составлено еще в 1855 году, вскоре после вступления на престол Императора Александра II. Однако дело затянулось, и в 1860 году лицеисты пушкинской эпохи выступили с повторной инициативой. Была объявлена всероссийская подписка, но сбор средств вскоре застопорился. В 1870 году, на очередной лицейской годовщине, по предложению лицеиста выпуска 1832 года, видного филолога-пушкиниста и историка Я.К. Грота, было составлено новое ходатайство, и вскоре по Высочайшему соизволению приступил к делу Комитет по сооружению памятника. По предложению члена Комитета Федора Матюшкина, адмирала и друга А.С. Пушкина, было рассмотрено новое место для памятника – Москва, родина поэта, где прошли его детские годы. В результате успешно проведенной кампании к 1880 году было собрано 106 575 руб. 10 коп. В 1872 году прошел восьмимесячный конкурс, в котором участвовали лучшие скульпторы России того времени. Среди них были М. Антокольский, И. Шредер, А. Опекушин, Н. Пименов. В 1873 году проекты, числом пятнадцать, были вынесены на суд жюри, которое не нашло достойных исполнения, хотя и поощрило А.М. Опекушина, П.П. Забелло, А.Р. Бока, Е.М. Ильенкова и И.И. Шредера. Новый конкурс 1874 года вновь не выявил достойных работ, и на следующий год Комитет решил устроить конкурс двух работ наиболее понравившихся участников предыдущего конкурса — А. Опекушина и П.П. Забелло. А. Опекушин представил сразу шесть проектов, П. Забелло – два. Предпочтение специальной комиссии под председательством академика Д.И. Гримма было отдано одному из проектов Александра Михайловича Опекушина, доселе работавшего на вторых ролях с М.О. Микешиным и в то время еще далекого от своей будущей известности. Позднее А. Опекушиным были созданы памятники М.Ю. Лермонтову в Пятигорске, К. Бэру в Дерпте, А.С. Пушкину в Петербурге и Кишиневе, Александру I и Александру II в Москве.
    Общая высота памятника составила 11 метров, вес 374 пуда.
    в, вес 374 пуда. Бронзовую статую отливали на заводе Кохуна в Петербурге. Она была помещена на удачный пьедестал (архитектор И.С. Богомолов), на котором появились пушкинские стихотворные строчки. С одной стороны было написано:
    Слух обо мне пройдет
    По всей Руси великой
    И назовет меня
    Всяк сущий в ней язык.
    С другой:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я
    лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век Восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Примечательно, что по цензурным соображениям последнее четверостишие было дано в смягченной версии В. Жуковского. Третья строчка звучала как “Что прелестью стихов я был полезен”. Истину восстановили лишь в ходе празднования столетия со дня смерти А.С. Пушкина.
    Пробудившаяся позднее всенародная любовь к памятнику оказалась лучшим свидетелем творческой удачи скульптора, ни в коей мере не обусловленной официальным одобрением властей. Известный искусствовед, профессор Д.В. Сарабьянов, писал об этой работе: “ А. Опекушин отказался от каких бы то ни было эффектов, декоративных элементов, подчеркнутой жестикуляции и других средств, которые были так распространены в то время в русской монументальной скульптуре. Однако и поза, и жест поэта полны выразительности и достигают цели. Склоненная голова как бы скрывает внутреннюю взволнованность за задумчивостью и меланхолической созерцательностью. Рука, заложенная за борт, придает фигуре некую отчужденность от окружающих, подчеркивает внутреннее достоинство поэта. Застывший шаг Пушкина знаменует остановку перед лицом судьбы. Но все эти содержательные ассоциации проведены очень тактично, они еле намечены. Именно они наполняют большим смыслом этот скромный, простой памятник гению русской поэзии.”
    Стоимость памятника составила 87 тыс. руб., остальные собранные средства пошли на премии и издания. Другая модель, представленная А. Опекушиным на последнем конкурсе под № 11, стала основой бронзового памятника поэту в Петербурге, установленного в 1884 году. Но последний оказался менее заметен на фоне знаменитого московского собрата!
    Замечательным событием в истории отечественной культуры стал Пушкинский праздник, устроенный по поводу открытия памятника 5-го – 8-го июня 1880 года. На праздник съехались гости из многих городов России. Организаторами выступили Общество любителей русской словесности, Московская Городская Дума и Императорский Московский университет.
    В заключение несколько слов о выборе места для памятника. Первоначально обсуждалось несколько мест, остановились же на Тверском бульваре, где неоднократно бывал поэт. Здесь он встречался с друзьями, навещал бывшего екатерининского фаворита И.Н. Римского-Корсакова, жившего в доме № 27, здесь на балу у танцмейстера Петра Андреевича Йогеля встретил поэт свою будущую жену… А позднее наступила эпоха, когда памятники стали разрушать или передвигать. А.С. Пушкину повезло. Его не уничтожили, но передвинули – в 1950 году на противоположную сторону Тверской (в то время улицаГорького) и развернули на 180 градусов – якобы для более эффектного освещения по мере продвижения солнца по небосводу.
    Горького) и развернули на 180 градусов – якобы для более эффектного освещения по мере продвижения солнца по небосводу.
    Сегодня А.С. Пушкин стоит на площади, носящей его имя. Неподалеку станция метро “Пушкинская”. Москва помнит своего любимого поэта, которому дала когда-то “путевку в жизнь” и который через всю жизнь пронес любовь к родному городу.
    Помните? “В изгнанье, в горести, в разлуке, Москва! как я любил тебя, Святая родина моя!“

  7. Добавил:
    Vova
    Категории:
    Памятники
    Памятник Александру Пушкину был создан скульптором М. К. Аникушином. А спроектировал его знаменитый архитектор В. А. Петров. Памятник был установлен 19 июня 1957 года на площади Искусств напротив здания Государственного Русского музея. Открытие было приурочено 250 годовщине Ленинграда.
    Памятник отлит из высококачественной бронзы. Его высота составляет 4 метра, а вместе с пьедесталом почти 8 метров. Постамент был вырублен из красного гранита, который был добыт в городке Кар-Лахти, что под Ленинградом. Основание этого великолепного произведения искусства изготовлено из кованого гранита. На лицевой стороне золотыми буквами высечена надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину». Памятник прекрасно вписался в ансамбль площади, благодаря солидному постаменту, благодаря которому силуэт поэта возносится над землей. Сам силуэт был спроектированный итальянским архитектором Карлом Росси.
    Сам образ А. С. Пушкина, который создал М. Аникушинын очень возвышенный и романтичный. Лицо великого русского поэта озаряет творческое вдохновение. Его фигура отличается пластичностью и четкостью силуэта. Пушкин изображен как бы в движении, у людей созерцающих его создается впечатление непрерывного движения поэта, и это ощущение порыва четко подчёркнуто правой рукой, которая немного откинута в сторону.
    Сегодня памятник является важным архитектурным объектом Санкт- Петербурга. Тот факт, что памятник размещен в центре города, притягивает к нему огромное количество Русских и зарубежных туристов, которые приезжают в Санкт-Петербург, чтобы посмотреть его достопримечательности.
    График работы
    Выходные дни: Без выходных
    Перерыв: Без перерыва

  8. У каждого народа есть свои памятники – символы национальной гордости и славы. Они – яркое свидетельство любви и уважения соотечественников к выдающимся писателям, ученым, героям.
    На одной из шумных московских площадей б июня 1880 года был установлен памятник великому русскому поэту – Александру Сергеевичу Пушкину. Его открытие стало самым видным общественным событием в России конца 19 века, важной вехой в судьбе пушкинского наследия.
    Интересна история создания памятника. Идея его возникла еще в 1837 году, сразу же после смерти Пушкина. Однако ей не суждено было сбыться, поскольку по традиции памятники устанавливали только выдающимся государственным деятелям.
    Тем не менее постоянные ходатайства как чиновников Министерства иностранных дел, так и лицеистов пушкинского выпуска, поддерживаемых общественным мнением, вынудили в 1860 году правительство дать разрешение на сооружение памятника. При этом из казны не было выделено ни копейки. Был объявлен сбор денег и даже собрано около 30 тысяч рублей, но на этом дело и закончилось.
    В 1880 году инициативу по созданию памятника Пушкину взял в свои руки воспитанник Царскосельского лицея Яков Карлович Грот. За десять лет он собрал 160 575 рублей, после чего объявил открытый конкурс проектов памятника. Победителем стал талантливый скульптор А. М. Опекушин.
    После трех лет творческих исканий был утвержден окончательный проект, и Опекушин приступил к изготовлению гипсовой модели. Статую отливали на бронзолитейном заводе в Петербурге. Окончательно памятник, представляющий собой бронзовую фигуру Пушкина, установленную на гранитном постаменте, увидел свет через 5 лет.
    В целом высота памятника составляет почти 11 метров. Пьедестал отличается лаконичной красотой: изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев. Вокруг установлено четыре чугунных светильника.
    Пушкин представлен одетым в сюртук и широкий плащ, его фигура выражает непринужденность и живость, поэтическую возвышенность образа. Голова поэта слегка наклонена, а взор задумчив, словно Пушкин погружен в свои мысли, обдумывает новое произведение.
    На постаменте выбиты строки из известного стихотворения “Памятник”:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.

  9. У каждого народа есть свои памятники — символы национальной гордости и славы. Они — яркое свидетельство любви и уважения соотечественников к выдающимся писателям, ученым, героям.
    На одной из шумных московских площадей б июня 1880 года был установлен памятник великому русскому поэту — Александру Сергеевичу Пушкину. Его открытие стало самым видным общественным событием в России конца XIX века, важной вехой в судьбе пушкинского наследия.
    Интересна история создания памятника. Идея его возникла еще в 1837 году, сразу же после смерти Пушкина. Однако ей не суждено было сбыться, поскольку по традиции памятники устанавливали только выдающимся государственным деятелям.
    Тем не менее постоянные ходатайства как чиновников Министерства иностранных дел, так и лицеистов пушкинского выпуска, поддерживаемых общественным мнением, вынудили в 1860 году правительство дать разрешение на сооружение памятника. При этом из казны не было выделено ни копейки. Был объявлен сбор денег и даже собрано около 30 тысяч рублей, но на этом дело и закончилось.
    В 1880 году инициативу по созданию памятника Пушкину взял в свои руки воспитанник Царскосельского лицея Яков Карлович Грот. За десять лет он собрал 160 575 рублей, после чего объявил открытый конкурс проектов памятника. Победителем стал талантливый скульптор А. М. Опекушин.
    После трех лет творческих исканий был утвержден окончательный проект, и Опекушин приступил к изготовлению гипсовой модели. Статую отливали на бронзолитейном заводе в Петербурге. Окончательно памятник, представляющий собой бронзовую фигуру Пушкина, установленную на гранитном постаменте, увидел свет через 5 лет.
    В целом высота памятника составляет почти 11 метров. Пьедестал отличается лаконичной красотой: изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними — гирлянды литых лавровых листьев. Вокруг установлено четыре чугунных светильника.
    Пушкин представлен одетым в сюртук и широкий плащ, его фигура выражает непринужденность и живость, поэтическую возвышенность образа. Голова поэта слегка наклонена, а взор задумчив, словно Пушкин погружен в свои мысли, обдумывает новое произведение.
    На постаменте выбиты строки из известного стихотворения «Памятник»:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.

  10. К сожалению, часто бывает так, что мы вспоминаем того или иного деятеля культуры в связи с очередным юбилеем, а потом забываем до следующего. Первому поэту на Руси такое отношение не грозит. Пушкина читают, учат наизусть, цитируют, изучают и без особенных поводов. Поэтому видится глубоко символичным тот факт, что и самым известным, любимым москвичами и россиянами скульптурным монументом, является памятник А.С. Пушкину в Москве на Тверской. Вот уже почти 120 лет он остается таковым. Никакие следующие мемориальные сооружения (в том числе памятники самому А.С. Пушкину) не затмили его славу. У “Пушкина” назначаются свидания, возле “Пушкина” присаживаются отдохнуть вечно спешащие москвичи и гости города, сюда приходят с фотоаппаратами и провинциальный школьник и заезжий американец. Без “Пушкина” не обходится ни один порядочный набор открыток с достопримечательностями столицы. Бронзовый Пушкин стал одним из символов Москвы. Давайте же в год юбилея любимого поэта вспомним историю памятника ему.
    Первое Всеподданнейшее ходатайство об открытии подписки на памятник А.С. Пушкину (в Санкт-Петербурге) было составлено еще в 1855 году, вскоре после вступления на престол Императора Александра II. Однако дело затянулось, и в 1860 году лицеисты пушкинской эпохи выступили с повторной инициативой. Была объявлена всероссийская подписка, но сбор средств вскоре застопорился. В 1870 году, на очередной лицейской годовщине, по предложению лицеиста выпуска 1832 года, видного филолога-пушкиниста и историка Я.К. Грота, было составлено новое ходатайство, и вскоре по Высочайшему соизволению приступил к делу Комитет по сооружению памятника. По предложению члена Комитета Федора Матюшкина, адмирала и друга А.С. Пушкина, было рассмотрено новое место для памятника – Москва, родина поэта, где прошли его детские годы. В результате успешно проведенной кампании к 1880 году было собрано 106 575 руб. 10 коп. В 1872 году прошел восьмимесячный конкурс, в котором участвовали лучшие скульпторы России того времени. Среди них были М. Антокольский, И. Шредер, А. Опекушин, Н. Пименов. В 1873 году проекты, числом пятнадцать, были вынесены на суд жюри, которое не нашло достойных исполнения, хотя и поощрило А.М. Опекушина, П.П. Забелло, А.Р. Бока, Е.М. Ильенкова и И.И. Шредера. Новый конкурс 1874 года вновь не выявил достойных работ, и на следующий год Комитет решил устроить конкурс двух работ наиболее понравившихся участников предыдущего конкурса — А. Опекушина и П.П. Забелло. А. Опекушин представил сразу шесть проектов, П. Забелло – два. Предпочтение специальной комиссии под председательством академика Д.И. Гримма было отдано одному из проектов Александра Михайловича Опекушина, доселе работавшего на вторых ролях с М.О. Микешиным и в то время еще далекого от своей будущей известности. Позднее А. Опекушиным были созданы памятники М.Ю. Лермонтову в Пятигорске, К. Бэру в Дерпте, А.С. Пушкину в Петербурге и Кишиневе, Александру I и Александру II в Москве.
    Общая высота памятника составила 11 метров, вес 374 пуда.
    Бронзовую статую отливали на заводе Кохуна в Петербурге. Она была помещена на удачный пьедестал (архитектор И.С. Богомолов), на котором появились пушкинские стихотворные строчки. С одной стороны было написано:
    Слух обо мне пройдет
    По всей Руси великой
    И назовет меня
    Всяк сущий в ней язык.
    С другой:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я
    лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век Восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Примечательно, что по цензурным соображениям последнее четверостишие было дано в смягченной версии В. Жуковского. Третья строчка звучала как “Что прелестью стихов я был полезен”. Истину восстановили лишь в ходе празднования столетия со дня смерти А.С. Пушкина.
    Пробудившаяся позднее всенародная любовь к памятнику оказалась лучшим свидетелем творческой удачи скульптора, ни в коей мере не обусловленной официальным одобрением властей. Известный искусствовед, профессор Д.В. Сарабьянов, писал об этой работе: “ А. Опекушин отказался от каких бы то ни было эффектов, декоративных элементов, подчеркнутой жестикуляции и других средств, которые были так распространены в то время в русской монументальной скульптуре. Однако и поза, и жест поэта полны выразительности и достигают цели. Склоненная голова как бы скрывает внутреннюю взволнованность за задумчивостью и меланхолической созерцательностью. Рука, заложенная за борт, придает фигуре некую отчужденность от окружающих, подчеркивает внутреннее достоинство поэта. Застывший шаг Пушкина знаменует остановку перед лицом судьбы. Но все эти содержательные ассоциации проведены очень тактично, они еле намечены. Именно они наполняют большим смыслом этот скромный, простой памятник гению русской поэзии.”
    Стоимость памятника составила 87 тыс. руб., остальные собранные средства пошли на премии и издания. Другая модель, представленная А. Опекушиным на последнем конкурсе под № 11, стала основой бронзового памятника поэту в Петербурге, установленного в 1884 году. Но последний оказался менее заметен на фоне знаменитого московского собрата!
    Замечательным событием в истории отечественной культуры стал Пушкинский праздник, устроенный по поводу открытия памятника 5-го – 8-го июня 1880 года. На праздник съехались гости из многих городов России. Организаторами выступили Общество любителей русской словесности, Московская Городская Дума и Императорский Московский университет.
    В заключение несколько слов о выборе места для памятника. Первоначально обсуждалось несколько мест, остановились же на Тверском бульваре, где неоднократно бывал поэт. Здесь он встречался с друзьями, навещал бывшего екатерининского фаворита И.Н. Римского-Корсакова, жившего в доме № 27, здесь на балу у танцмейстера Петра Андреевича Йогеля встретил поэт свою будущую жену… А позднее наступила эпоха, когда памятники стали разрушать или передвигать. А.С. Пушкину повезло. Его не уничтожили, но передвинули – в 1950 году на противоположную сторону Тверской (в то время улицаГорького) и развернули на 180 градусов – якобы для более эффектного освещения по мере продвижения солнца по небосводу.
    Сегодня А.С. Пушкин стоит на площади, носящей его имя. Неподалеку станция метро “Пушкинская”. Москва помнит своего любимого поэта, которому дала когда-то “путевку в жизнь” и который через всю жизнь пронес любовь к родному городу.
    Помните? “В изгнанье, в горести, в разлуке, Москва! как я любил тебя, Святая родина моя!“
    < Предыдущая Следующая >

  11. Сочинение на тему памятник Пушкину в Крыму

    Ответы:

    Я ДУМАЮ ТАК!
    К сожалению, часто бывает так, что мы вспоминаем того или иного деятеля культуры в связи с очередным юбилеем, а потом забываем до следующего. Первому поэту на Руси такое отношение не грозит. Пушкина читают, учат наизусть, цитируют, изучают и без особенных поводов. Поэтому видится глубоко символичным тот факт, что и самым известным, любимым москвичами и россиянами скульптурным монументом, является памятник А.С. Пушкину в Москве на Тверской. Вот уже почти 120 лет он остается таковым. Никакие следующие мемориальные сооружения (в том числе памятники самому А.С. Пушкину) не затмили его славу. У “Пушкина” назначаются свидания, возле “Пушкина” присаживаются отдохнуть вечно спешащие москвичи и гости города, сюда приходят с фотоаппаратами и провинциальный школьник и заезжий американец. Без “Пушкина” не обходится ни один порядочный набор открыток с достопримечательностями столицы. Бронзовый Пушкин стал одним из символов Москвы. Давайте же в год юбилея любимого поэта вспомним историю памятника ему.
    Первое Всеподданнейшее ходатайство об открытии подписки на памятник А.С. Пушкину (в Санкт-Петербурге) было составлено еще в 1855 году, вскоре после вступления на престол Императора Александра II. Однако дело затянулось, и в 1860 году лицеисты пушкинской эпохи выступили с повторной инициативой. Была объявлена всероссийская подписка, но сбор средств вскоре застопорился. В 1870 году, на очередной лицейской годовщине, по предложению лицеиста выпуска 1832 года, видного филолога-пушкиниста и историка Я.К. Грота, было составлено новое ходатайство, и вскоре по Высочайшему соизволению приступил к делу Комитет по сооружению памятника. По предложению члена Комитета Федора Матюшкина, адмирала и друга А.С. Пушкина, было рассмотрено новое место для памятника – Москва, родина поэта, где прошли его детские годы. В результате успешно проведенной кампании к 1880 году было собрано 106 575 руб. 10 коп. В 1872 году прошел восьмимесячный конкурс, в котором участвовали лучшие скульпторы России того времени. Среди них были М. Антокольский, И. Шредер, А. Опекушин, Н. Пименов. В 1873 году проекты, числом пятнадцать, были вынесены на суд жюри, которое не нашло достойных исполнения, хотя и поощрило А.М. Опекушина, П.П. Забелло, А.Р. Бока, Е.М. Ильенкова и И.И. Шредера. Новый конкурс 1874 года вновь не выявил достойных работ, и на следующий год Комитет решил устроить конкурс двух работ наиболее понравившихся участников предыдущего конкурса – А. Опекушина и П.П. Забелло. А. Опекушин представил сразу шесть проектов, П. Забелло – два. Предпочтение специальной комиссии под председательством академика Д.И. Гримма было отдано одному из проектов Александра Михайловича Опекушина, доселе работавшего на вторых ролях с М.О. Микешиным и в то время еще далекого от своей будущей известности. Позднее А. Опекушиным были созданы памятники М.Ю. Лермонтову в Пятигорске, К. Бэру в Дерпте, А.С. Пушкину в Петербурге и Кишиневе, Александру I и Александру II в Москве.
    Общая высота памятника составила 11 метров, вес 374 пуда. Бронзовую статую отливали на заводе Кохуна в Петербурге. Она была помещена на удачный пьедестал (архитектор И.С. Богомолов), на котором появились пушкинские стихотворные строчки. С одной стороны было написано:
    Слух обо мне пройдет
    По всей Руси великой
    И назовет меня
    Всяк сущий в ней язык.
    С другой:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я
    лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век Восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Примечательно, что по цензурным соображениям последнее четверостишие было дано в смягченной версии В. Жуковского. Третья строчка звучала как “Что прелестью стихов я был полезен”. Истину восстановили лишь в ходе празднования столетия со дня смерти А.С. Пушкина.
    Пробудившаяся позднее всенародная любовь к памятнику оказалась лучшим свидетелем творческой удачи скульптора, ни в коей мере не обусловленной официальным одобрением властей.

  12. У каждого народа есть свои памятники — символы национальной гордости и славы. Они — яркое свидетельство любви и уважения соотечественников к выдающимся писателям, ученым, героям.
    На одной из шумных московских площадей 6 июня 1880 года был установлен памятник великому русскому поэту — Александру Сергеевичу Пушкину. Его открытие стало самым видным общественным событием в России конца XIX века, важной вехой в судьбе пушкинского наследия.
    Интересна история создания памятника. Идея его возникла еще в 1837 году, сразу же после смерти Пушкина. Однако ей не суждено было сбыться, поскольку по традиции памятники устанавливали только выдающимся государственным деятелям.
    Тем не менее постоянные ходатайства как чиновников Министерства иностранных дел, так и лицеистов пушкинского выпуска, поддерживаемых общественным мнением, вынудили в 1860 году правительство дать разрешение на сооружение памятника. При этом из казны не было выделено ни копейки. Был объявлен сбор денег и даже собрано около 30 тысяч рублей, но на этом дело и закончилось.
    В 1880 году инициативу по созданию памятника Пушкину взял в свои руки воспитанник Царскосельского лицея Яков Карлович Грот. За десять лет он собрал 160 575 рублей, после чего объявил открытый конкурс проектов памятника. Победителем стал талантливый скульптор А. М. Опекушин.
    После трех лет творческих исканий был утвержден окончательный проект, и Опекушин приступил к изготовлению гипсовой модели. Статую отливали на бронзолитейном заводе в Петербурге. Окончательно памятник, представляющий собой бронзовую фигуру Пушкина, установленную на гранитном постаменте, увидел свет через 5 лет.

  13. К сожалению, часто бывает так, что мы вспоминаем того или иного деятеля культуры в связи с очередным юбилеем, а потом забываем до следующего. Первому поэту на Руси такое отношение не грозит. Пушкина читают, учат наизусть, цитируют, изучают и без особенных поводов. Поэтому видится глубоко символичным тот факт, что и самым известным, любимым москвичами и россиянами скульптурным монументом, является памятник А. С. Пушкину в Москве на Тверской. Вот уже почти 120 лет он остается таковым. Никакие следующие мемориальные сооружения (в том числе памятники самому А. С. Пушкину) не затмили его славу. У “Пушкина” назначаются свидания, возле “Пушкина” присаживаются отдохнуть вечно спешащие москвичи и гости города, сюда приходят с фотоаппаратами и провинциальный школьник и заезжий американец. Без “Пушкина” не обходится ни один порядочный набор открыток с достопримечательностями столицы. Бронзовый Пушкин стал одним из символов Москвы. Давайте же в год юбилея любимого поэта вспомним историю памятника ему.
    Первое Всеподданнейшее ходатайство об открытии подписки на памятник А. С. Пушкину (в Санкт-Петербурге) было составлено еще в 1855 году, вскоре после вступления на престол Императора Александра II. Однако дело затянулось, и в 1860 году лицеисты пушкинской эпохи выступили с повторной инициативой. Была объявлена всероссийская подписка, но сбор средств вскоре застопорился. В 1870 году, на очередной лицейской годовщине, по предложению лицеиста выпуска 1832 года, видного филолога-пушкиниста и историка Я. К. Грота, было составлено новое ходатайство, и вскоре по Высочайшему соизволению приступил к делу Комитет по сооружению памятника. По предложению члена Комитета Федора Матюшкина, адмирала и друга А. С. Пушкина, было рассмотрено новое место для памятника – Москва, родина поэта, где прошли его детские годы. В результате успешно проведенной кампании к 1880 году было собрано 106 575 руб. 10 коп. В 1872 году прошел восьмимесячный конкурс, в котором участвовали лучшие скульпторы России того времени. Среди них были М. Антокольский, И. Шредер, А. Опекушин, Н. Пименов. В 1873 году проекты, числом пятнадцать, были вынесены на суд жюри, которое не нашло достойных исполнения, хотя и поощрило А. М. Опекушина, П. П. Забелло, А. Р. Бока, Е. М. Ильенкова и И. И. Шредера. Новый конкурс 1874 года вновь не выявил достойных работ, и на следующий год Комитет решил устроить конкурс двух работ наиболее понравившихся участников предыдущего конкурса – А. Опекушина и П. П. Забелло. А. Опекушин представил сразу шесть проектов, П.
    «
    1
    2
    3
    »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *