Сочинение на тему песня про царя ивана васильевича молодого опричника

12 вариантов

  1. Читая само название поэмы великого автора М.Ю.Лермонтова, сразу понимаешь, что речь идёт о времени правления Ивана Васильевича, который в народе был прозван Грозным и не зря.
    Во время своего правления, он создал печально известную опричнину. Она была движущей силой, которой были даны неограниченные полномочия, но в свою очередь опричники должны были беспрекословно выполнять любые приказы царя и быть преданными ему. Так вот, одним из любимых опричников Ивана IV Грозного был молодой человек по фамилии Кирибеевич.
    Кирибеевич, был влюблён в одну женщину, которую звали Алёна Дмитриевна, но она была замужем за купца Калашникова, который имел хороший доход, к тому же славился в народе как примерный семьянин. Эта любовь не могла принести ничего хорошего, но чувствуя безнаказанность, Кирибеевич начинает оказывать знаки внимания к девушке, каким-либо образом заставить её стать возлюбленной. Скажу так, Алёна Дмитриевна была верной и любящей женой, а также заботливой матерью, поэтому у Кирибеевича не было никаких шансов.
    Надо сказать сразу, что Кирибеевич любил кулачные бои, что в те времена было излюбленной забавой народа и считался грозой среди калачников.
    Однажды сидя за обеденным столом с другими опричниками и царём во главе, Кирибеевич нахмурился, начал думать о чужой жене, Иван Васильевич начал расспрашивать о наболевшем в душе. Кирибеевич начал рассказывать о том, что влюбился в одну девушку, но при всём при этом она даже не смотрит в его сторону. Иван Васильевич сказал, что поможет в его ситуации. Он даже не подозревал, что эта девушка была замужем, при таких обстоятельствах, царь был бы категорически против, ведь положить глаз на девушку при муже считалось грехом и преступлением. Наверняка, что Кирибеевич сделал это намеренно.
    Теперь имея все права и согласие царя, Кирибеевич подстерегает ночью Алёну Дмитриевну, которая задержалась в церкви и уже спешила идти домой, начинает уже в открытую проявлять свою любовь, обещая девушке всё на свете, начинает целовать и обнимать. На такое бездумное и эгоистическое поведение Алёна Дмитриевна пытается вырваться из рук и это у неё получается, но к сожалению после такого события, она и её семья является обесчестенной. Всё это происходило на глазах у любопытных соседей.
    В это же время взволнованный муж ждёт свою жену дома, которая буквально вламывается в дверь. Алёна Дмитриевна пришла домой с открытой косой, что считалось недопустимым для девушки замужем.
    Узнав всю правду от своей жены, Калашников зовёт своих братьев и приходит к выводу, что он обязан восстановить честь своей семьи и решает выйти на следующий день против молодого опричника Кирибеевича в кулачном бою. Больше других выходов не было и скорей всего после этого боя Калашников умрёт, но он умрёт за правду и справедливость.
    День расплаты пришёл. Он решит судьбу двух людей. Выйдя как всегда на публику, Кирибеевич вызывает к себе смельчака, с которым он будет биться на кулаках. Вышел купец Калашников. Весь этот бой был закончен победой Калашникова и смертью молодого опричника.
    Несмотря на то, что победа была безоговорочной, Иван IV Грозный потребовал объяснений, если их нет, Калашникову придётся погибнуть бесчестной и низкой смертью через отсечение головы. Несмотря на то, что провинность опричника была велика, для спасения своей жизни Калашников мог бы рассказать всю правду и остаться живым, но он выбрал другой путь. Я думаю, что этот бой был личной расплатой перед обидчиком и знать подробности его поступка не зачем никому.
    Калашникова похоронили между трёх дорог, как хоронили каких-то преступников, воров и прочих людей, которые провинились в тяжёлых и опасных для народа проступках. Так был похоронен купец Калашников, просто и без каких-либо почестей.
    Несмотря на низкую кончину своей жизни, Калашников бился за волю и интересы народа, против жестоких и безнаказанных опричников.

  2. Сочинение на тему песня про царя ивана васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова

    Ответы:

    Сочинение на тему “Кто в песни является главным героем и почему? ” Песня об Иване Васильевиче, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Поэма Лермонтова
    «Песня про царя
    Ивана Васильевича, молодого
    опричника и удалого
    купца Калашникова» описывает
    историческую эпоху царствования Ивана Грозного. Но настоящим героем поэмы становится не
    царь Иван Грозный, а молодой
    купец Калашников.
    Купец Калашников честен, благороден, смел. Мне кажется,
    что своих характером
    и внешним видом
    он похож на
    былинных богатырей из
    русского народного эпоса.
    В жену молодого купца Степана
    Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Он подстерег Алену Дмитриевну
    на улице и стал при всем честном народе обнимать и целовать, соблазнять
    дорогими подарками. Люди смотрели из окон и смеялись. Калашников, узнав про
    позор жены, решил биться с обидчиком в кулачном бою, чтобы защитить ее честь.
    На бою присутствовал сам царь
    Иван Васильевич. Купец славился своей силой и легко победил Кирибеевича ударом
    в висок. Этот удар оказался смертельным, что сильно разгневало царя. Но когда
    он спросил Калашникова, за что тот убил его слугу, купец промолчал. Он молчал,
    чтобы не выдать на позор имя своей жены. И царь приказал его казнить. Купец
    Калашников благородно защищал честь своей жены. На поле боя он взошел без
    страха, полный решимости, что гибнет за правое дело. И даже в последние секунды
    жизни он думал не о себе, а о семье, приказав людям заботиться о своих детях.
    Люди были восхищены смелостью
    купца и часто посещали его могилу. «Пройдет старый человек — перекрестится,
    пройдет молодец — приосанится, пройдет девица — пригорюнится» — этими строчками
    Лермонтов выразил свое отношение к поступку купца Калашникова. Таким образом,
    даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить
    свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины.
    Автор любуется и самим Степаном
    Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и
    бесстрашной верностью его братьев:
    Ты наш старший брат, нам второй отец.
    Делай сам, как знаешь, как ведаешь, .
    А уж мы тебя родного не выдадим.
    Мне эта песня очень
    понравилось, хоть и закончилась она смертью Калашникова.

  3. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
    В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический. Это человек правды, достоинства и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, Степан Парамонович — замечательно воссозданный образ человека XVI века. Согласно традициям старины, он строг со своей женой. Жена его, Алена Дмитревна, покорна воле супруга, полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. В духе старины и поединок с обидчиком. Для Калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены — одновременно борьба и за правду вообще. Скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. Степан Парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою.
    * Опозорил семью нашу честную
    * Злой опричник царский Кирибеевич;
    * А такой обиды не стерпеть душе
    * Да не вынести сердцу молодецкому.
    «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку». Рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться».
    Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага. Отстаивая правду, честь и «закон Господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
    * Я убил его вольной волею,
    * А за что, про что — не скажу тебе,
    * Скажу только Богу единому.
    * Душевное величие, истинная человечность
    * слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
    * Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать.
    Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. Это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. Но при этом он — самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
    Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его народное начало. И народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным.

  4. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
    Произвол и беззаконие были «визитной карточкой» опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибеевич: не ест, не пьет.
    Разгневался царь, «… стукнул палкою, /И дубовый пол на полчетверти/ Он железным пробил оконечником…». Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца Калашникова. Царь Иван Васильевич посоветовал: «… Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное… …И пошли дары драгоценные Ты своей Алене Дмитриевне: Как полюбишься — празднуй свадебку, Не полюбишься — не прогневайся». Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями.
    Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника. Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. На следующий день зазывалы бросили клич: «Ой, уж где вы, добрые молодцы?…
    Кто побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, тому бог простит!» Растеклась толпа в обе стороны — вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался «богатырский бой», и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство «верного слуги».
    С царской точки зрения Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова. «Песня про удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В.
    Г. Белинский высоко ценил «Песню…», видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее», — писал он. В этом произведении Лермонтов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице «удалого купца» Калашникова. В начале поэмы мы видим богатый пир в царских палатах, где в центре «во златом венце» — сам царь Иван Васильевич, окруженный со всех сторон своими подданными: Позади его стоят стольники, Супротив его все бояре да князья, По бока его все опричники.
    На трапезе царит всеобщее веселье. Все пьют во славу царя.
    И государь не скупится на угощения для своих преданных опричников. Во времена царствования Ивана Грозного опричники отличались своей жестокостью и беззаконием, они пользовались особым положением и полной безнаказанностью. Вот и в «Песне…» царь интересуется, чем же опечален его верный слуга Кирибеевич: или истерся кафтан, или измялась шапка соболиная, или «казна поистратилась», или сбил с ног на кулачном бою сын купеческий? В самоуверенном ответе опричника мы слышим отголосок господствовавшего в те времена культа личной храбрости и лихой удали: Не родилась та рука заколдованная Ни в боярском роду, ни в купеческом… Из богатых, роскошных палат царя мы переносимся на гостиный двор, в купеческую лавку, где молодой купец бережно раскладывает свои товары, зазывая покупателей. Однако «баре богатые» проходят мимо.
    В задумчивости и печали покидает купец свою лавку в конце дня, заперев накрепко дубовую дверь и спустив сторожевого пса. Купец Калашников, придя домой и не застав там жены, очень удивился. Дело в том, что по заведенному порядку жена должна была сидеть дома, поддерживать уют, накрывать стол, ожидая своего «государя», главу семьи, кормильца и защитника. Именно к мужу как к защитнику своей чести и оскорбленного достоинства обращается за помощью Алена Дмитревна. И тот, как настоящий представитель «честного народа», вступается за жену.
    И зовет своих братьев постоять за ее честь, если сам он погибнет в битве. Для младших братьев воля старшего — закон, и они послушно соглашаются идти с ним. В самом поединке мы также видим характерные черты той эпохи: тогда на Руси было заведено, что по праздникам царь устраивал кулачные бои, чтобы потешить себя, своих бояр и опричников. И вот выходят на смертный бой Кирибеевич и Калашников. И молодой купец, защищающий честь и «закон господний», побеждает бесчестного врага. Образ царя Ивана Васильевича также отвечает исторической правде. Лермонтов отмечает противоречивость Ивана Грозного: милостив был царь к своему льстивому окружению, но жесток и зачастую несправедлив с прогневившими его.
    Безжалостно приказывает он казнить Калашникова, убившего на поединке его лучшего бойца и любимого слугу. Тем не менее он воздает должное удали и высоким нравственным качествам купца, а осиротевшей семье дает привилегии: обещает пожаловать из своей казны «мо-лоду жену и сирот», а его братьям разрешает отныне торговать беспошлинно.
    Лермонтов создал своего рода исторический документ. Подробно и точно изобразив эпоху Ивана Грозного, он, по словам Белинского, «вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».
    »crosslinked«

    Материалы по теме:

    Рецензия на повесть В . В . Быкова Карьер
    ТЕМА ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (По творчеству В. Быкова)
    Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова)
    Нравственный выбор героев в повести В. Быкова Сотников
    РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. В. БЫКОВА ОБЕЛИСК
    В. Быков. Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили

  5. 5
    Текст добавил: Мартина Штоссель

    Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный результат его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала основательный кризис. Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в РФ были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература.
    “Песня…” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. “, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, потому что поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории.
    Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы совершенно объясним: Лермонтов обращается к допетровской РФ. Почему его заинтересовала как раз пора Ивана IV? Этот монарх стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен заинтересованность Лер^ монтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
    Все герои “Песни…” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и благоверная. Но всякий герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
    Одна из важнейших характеристик героев “Песни…” — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы оберегать, жертвуя жизнью, и его братья. Вся система нравственных ценностей, согласно которой живет Степан Парамонович с его особым внутренним миром, основана на том, что превыше всего — честное имя; всякий человек ответствен за всякий свой шаг не только перед собой, но и перед своими предками и потомками.
    Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич.
    Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Это столкновение частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, потому что борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику по иному, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
    Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Пообещав перед всем народом праведный суд за бой: “Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит!” — он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что монарх и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь вечно дороже жизни.
    Показательно, что исход битвы решило моральное превосходство Калашникова, потому что главным нравственным законом русского народа вечно было святое убеждение: “Не в силе Бог, но в правде”.
    Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшнее личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
    Государь ты мой, красно солнышко,
    Иль убей меня, или выслушай!
    Твои речи — будто острый номе;
    От них сердце разрывается.
    Не боюся смерти лютыя,
    Не боюся я людской молвы,
    А боюся твоей немилости… .
    Ты не дай меня, свою верную жену,
    Злым охулънжам в поругание!
    Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и бесстрашной верностью его братьев:
    Ты наш старший брат, нам второй отец.
    Делай сам, как знаешь, как ведаешь,.
    А уж мы тебя родного не выдадим.
    В “Песни…” перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов, бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства.

  6. 6
    Текст добавил: незатыкаемый фонтан

    В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображена эпоха Ивана Грозного, времена опричнины. Одним из центральных персонажей поэмы является царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьбы людей, казнит или милует.
    В первой главе поэмы описывается царский пир:
    И пирует царь во славу Божию,
    В удовольствие свое и веселие.
    Образ Ивана Грозного охарактеризован ярко: он то улыбается, наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что его любимый слуга Кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника.
    На Москве-реке сходятся лучшие удалые бойцы на кулачный бой, чтобы «потешить царя своего батюшку», среди них два серьезных противника: молодой опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников. Гнев Ивана Грозного, увидевшего смерть своего верного слуги, ужасен:
    …топнул о землю
    И нахмурил брови черные;
    Повелел он схватить удалова купца
    И привесть его пред лицо свое.
    Но Степан Парамонович Калашников не боится гнева царского, так как его дело правое: он защищает честь своей семьи. Иван Васильевич уважает решение купца не говорить причину, по которой он «вольной волею» убил опричника Кирибеевича. Милость царская отныне распространяется на семью Калашникова:
    Молодую жену и сирот твоих
    Из казны моей я пожалую,
    Твоим братьям велю от сего же дня
    По всему царству русскому широкому
    Торговать безданно, беспошлинно.
    Но сам купец должен погибнуть, и тут жестокость Ивана Грозного не знает границ:
    А ты сам ступай, детинушка,
    На высокое место лобное,
    Сложи свою буйную головушку.
    Я топор велю наточить-навострить…
    Таким образом, в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображен противоречивый образ русского царя: с одной стороны – веселого и щедрого, а с другой – жестокого и коварного.
    Образ царя Ивана Васильевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
    и удалого купца Калашникова»
    (2 вариант)
    Центральным героем «Песни…» М.Ю. Лермонтова является Иван Грозный. Его имя на первом месте в названии, да и первая фраза произведения – обращение к царю: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»
    В первой части мы присутствуем на пиру у Ивана Васильевича, гуляющего «в удовольствие свое», улыбающегося, щедрого. Сидит царь в золотом венце, вокруг стольники, бояре, князья, опричники. Но разгневался, нахмурил брови царь, палкой стукнул так, что пробил пол, когда увидел, что один из его опричников не радуется вместе с ним. Не радуешься с нами – значит, предаешь, завидуешь. Не может понять царь, чем может быть недоволен молодой человек.
    Версии, выдвигаемые царем, характеризуют образ жизни опричника: испортилось платье, не хватает денег, сабля затупилась, конь захромал, в кулачном бою проиграл. Вот и все беды, которые могут быть, с точки зрения царя, у Кирибеевича. Узнав об истинной причине грусти, царь вновь смеется, дает перстень яхонтовый и ожерелье жемчужное как дар любимой опричника. «Как полюбишься – празднуй свадебку, // Не полюбишься – не прогневайся».
    Второй раз видим мы царя на кулачных боях на Москве-реке. Опять окружен он опричниками и боярами, цепь, натянутая по его приказу, из серебра и золота. По воле царя выкликают охотников: «Кто побьёт кого, того царь наградит; // А кто будет побит, тому Бог простит!»
    В честном бою купец Калашников убивает опричника, мстя за жену свою, понимая, что за смерть верного слуги и лучшего бойца, его не наградят, а казнят. Царь обещает не оставить жену, детей и братьев Калашникова милостью. Своеобразно выразилась милость царя по отношению к казнимому купцу: «Я топор велю наточить-навострить, // Палача велю одеть-нарядить, // В большой колокол прикажу звонить…» Царь грозен, легко поддается гневу, легко прощает. Он и Кирибеевичу грозил смертью за неповиновение: «Когда всходит месяц – звезды радуются, // Что светлей им гулять по поднебесью; // А которая в тучку прячется, // Та стремглав на землю падает…» Царь щедр: жена, дети и братья Калашникова будут обеспечены. Он всего не знает, так как ни опричник, ни купец не говорят ему правды, но и казнит, не разбираясь.
    В традиционной «славе» в финале песни нет имени царя, Лермонтов намеренно нарушает традицию.

  7. Жестокие
    времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их
    также встречаем, например в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого
    опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова.
    Произвол и
    беззаконие были “визитной карточкой” опричников. Простой народ боялся
    их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать
    атмосферу царствования Ивана Грозного:
    Не сияет на
    небе солнце красное,
    Не любуются им
    тучки синие:
    То за трапезой
    сидит во златом венце,
    Сидит грозный
    царь Иван Васильевич.
    Заметил царь,
    что пригорюнился
    Его верный
    слуга Кирибеевич: Не ест, не пьет.
    Разгневался
    царь, …стукнул палкою
    /И дубовый пол
    на полчетверти/
    Он железным
    пробил оконечником…”.
    Узнал царь, что
    верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич,
    что она — жена купца Калашникова. Царь Иван Васильевич посоветовал:
    …Вот возьми
    перстенек ты мой яхонтовый
    Да возьми
    ожерелье жемчужное…
    …И пошли дары
    драгоценные
    Ты своей Алене
    Дмитриевне:
    Как полюбишься
    — празднуй свадебку,
    Не полюбишься —
    не прогневайся.
    Опозорил
    опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал,
    целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников
    и решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника.
    Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи.
    Наследующий день зазывалы бросили клич:
    Ой, уж где вы,
    добрые молодцы?..
    Кто побьет
    кого, того царь наградит,
    А кто будет
    побит, тому бог простит!”
    Растеклась
    толпа в обе стороны — вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец
    Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался
    “богатырский бой”, и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял,
    за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за
    сознательное убийство “верного слуги”. С царской точки зрения Иван
    Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни
    Калашникова.
    “Песня про
    удалого купца Калашникова” написана Лермонтовым в стиле песни-повествования
    певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское
    решение, разошедшееся с мнением народа.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  8. Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
    Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»
    Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича…»)
    Трагическое столкновение героев в «Песне про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова
    Фольклорные традиции в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтова
    Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
    Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
    Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Идейно-художественного смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…»
    Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
    Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова 2
    В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”
    Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова») (3)
    Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича»
    Образ Степана Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
    Своеобразие и уникальность “Песни про царя Ивана Васильевича…”
    Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Вдохновенная эпическая поэма «Песня про удалого купца Калашникова»
    Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…»
    На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
    Про царя Ивана Васильевича (по произведению М.Ю. Лермонтова
    Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…»
    Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
    Романтизм в поэме Лермонтова “Мцыри” и “Песне про купца Калашникова”
    Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова») (2)
    Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством.
    Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
    Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова
    Каковы причины обращения М.Ю. Лермонтова к русской истории? (по стихотворению “Бородино” и поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”)
    Художественный анализ
    Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    “Песня про царя Ивана Васильевича…” Лермонтова
    Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова»
    Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова»
    Художественные средства создания характеров в «Песне про царя…»
    Во семье родилась она купеческой,прозывается Аленой Дмитревной
    Смерть за честь(по произведению М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова”)
    Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа
    Калашников – носитель лучших черт русского национального характера
    М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
    «Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма
    Удалой купец Калашников (по “Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова”)
    Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова
    Калашников – носитель национальных черт русского народа
    Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» с народным творчество
    Портретная характеристика образа купца Калашникова
    Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова»
    Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы «Песня про купца Калашникова»
    Художественное своеобразие “Песни про царя Ивана Васильевича…”
    Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова) (1)
    Фольклор и историзм в “Песне про купца Калашникова” М.Ю. Лермонтова
    Моё любимое произведение
    «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова
    Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа
    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Мое отношение к поступку купца Калашникова
    Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова)

  9. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала глубокий кризис. Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в России были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература.
    «Песня…» написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие «Песнью» «доброго боярина и боярыню его белолицую», играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи «Песни.. », не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.
    Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I.
    Главное, что вытекает из этого сопоставления —• колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
    Все герои «Песни…» — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Ки- рибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
    Одна из важнейших характеристик героев «Песни…» — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья. Вся система нравственных ценностей, согласно которой живет Степан Парамонович с его особым внутренним миром, основана на том, что превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен за каждый свой шаг не только перед собой, но и перед своими предками и потомками.
    Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду Скуратовых. Имя Ма- люты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич.
    Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Это столкновение частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
    Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Пообещав перед всем народом праведный суд за бой: «Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит!» — он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.
    Показательно, что исход битвы решило моральное превосходство Калашникова, потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: «Не в силе Бог, но в правде».
    Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшнее личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
    Государь ты мой, красно солнышко,
    Иль убей меня, или выслушай!
    Твои речи — будто острый нож;
    От них сердце разрывается.
    Не боюся смерти лютыя,
    Не боюся я людской молвы,
    А боюся твоей немилости…
    Ты не дай меня, свою верную жену,
    Злым охулъникам в поругание!
    Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться «за святую правду-матушку», и бесстрашной верностью его братьев:
    Ты наш старший брат, нам второй отец,
    Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
    А уж мы тебя родного не выдадим.
    В «Песни…» перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства.

  10. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
    Произвол и беззаконие были «визитной карточкой» опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного:
    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.
    Заметил царь, что пригорюнился
    Его верный слуга Кирибеевич: Не ест, не пьет.
    Разгневался царь, …стукнул палкою
    /И дубовый пол на полчетверти/
    Он железным пробил оконечником…».
    Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца Калашникова. Царь Иван Васильевич посоветовал:
    …Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
    Да возьми ожерелье жемчужное…
    …И пошли дары драгоценные
    Ты своей Алене Дмитриевне:
    Как полюбишься — празднуй свадебку,
    Не полюбишься — не прогневайся.
    Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника. Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. Наследующий день зазывалы бросили клич:
    Ой, уж где вы, добрые молодцы?..
    Кто побьет кого, того царь наградит,
    А кто будет побит, тому бог простит!»
    Растеклась толпа в обе стороны — вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался «богатырский бой», и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство «верного слуги». С царской точки зрения Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.
    «Песня про удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа.

  11. Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала глубокий кризис. Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в России были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература.
    “Песня…” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. ”, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории.
    Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
    Все герои “Песни…” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
    Одна из важнейших характеристик героев “Песни…” — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья. Вся система нравственных ценностей, согласно которой живет Степан Парамонович с его особым внутренним миром, основана на том, что превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен за каждый свой шаг не только перед собой, но и перед своими предками и потомками.
    Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич.
    Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Это столкновение частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
    Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Пообещав перед всем народом праведный суд за бой: “Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит!” — он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.
    Показательно, что исход битвы решило моральное превосходство Калашникова, потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: “Не в силе Бог, но в правде”.
    Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшнее личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
    Государь ты мой, красно солнышко,
    Иль убей меня, или выслушай!
    Твои речи — будто острый номе;
    От них сердце разрывается.
    Не боюся смерти лютыя,
    Не боюся я людской молвы,
    А боюся твоей немилости… .
    Ты не дай меня, свою верную жену,
    Злым охулънжам в поругание!
    Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и бесстрашной верностью его братьев:
    Ты наш старший брат, нам второй отец.
    Делай сам, как знаешь, как ведаешь,.
    А уж мы тебя родного не выдадим.
    В “Песни…” перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов, бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства.

  12. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова.
    Произвол и беззаконие были “визитной карточкой” опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного:
    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.
    Заметил царь, что пригорюнился
    Его верный слуга Кирибеевич: Не ест, не пьет.
    Разгневался царь, …стукнул палкою
    /И дубовый пол на полчетверти/
    Он железным пробил оконечником…”.
    Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца Калашникова. Царь Иван Васильевич посоветовал:
    …Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
    Да возьми ожерелье жемчужное…
    …И пошли дары драгоценные
    Ты своей Алене Дмитриевне:
    Как полюбишься — празднуй свадебку,
    Не полюбишься — не прогневайся.
    Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника. Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. Наследующий день зазывалы бросили клич:
    Ой, уж где вы, добрые молодцы?..
    Кто побьет кого, того царь наградит,
    А кто будет побит, тому бог простит!”
    Растеклась толпа в обе стороны — вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался “богатырский бой”, и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство “верного слуги”. С царской точки зрения Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.
    “Песня про удалого купца Калашникова” написана Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *