Сочинение на тему петербург достоевского

10 вариантов

  1. Образ Петербурга описан многими писателями, первым кто затронул тему северного города, был Пушкин. Именно он в своих произведениях описал Петербург, у которого две стороны с одной стороны это большой красивый город с богатой историей, а с другой стороны в городе происходит трагедия для маленького человека Евгения. У других писателей Санкт-Петербург так же представлен двуликим, так Гоголь, например, описал, что на улицах такого могучего города жизнь людей может быть поломана и уничтожена.
    Некрасов тоже написал о Петербурге как о безжизненном городе наполненным неприветливыми парадными подъездов, что становится неуютно.
    В произведениях Достоевского Петербург занимает, главную роль, и описан как город, в котором много убийств и униженных людей. Все в этом городе теряется, и жизнь не имеет никакого смысла. Человека в этом городе побуждает на убийство или себя или других людей.
    В романе «Преступление и наказание» самые главные действия проходят на улице Петербурга. Дома неуютные с маленькими комнатами-гробами, лестницы облитые помоями, бесконечное количество трактиров, распивочных, домов терпимости. Достоевский пишет о том, что смерть происходит именно на улице северной столицы, Мармеладова сбивает щегольская коляска, умирает чахоточная Катерина Ивановна, а Сонечка Мармеладова продает себя на улицах города и умирает как личность. Многие другие тоже страдают на улицах города, так Раскольников решает покаяться в содеянном убийстве на главной площади, вешается Свидригайлов на проспекте, в Неве находят женщину, которая утонула.
    В романе «Преступление и наказание» присутствует много желтого цвета, причем не того желтого который означает радость и солнышко, начало нового дня, а грязного, неуютного и неприятного желтого цвета. Комната Раскольникова было обклеена грязно-желтыми обоями, которые вызывали удрученность героя, так же желтые обои поклеены и в комнате Сонечки Мармеладовой, но радости в ее жизни так же нет.

  2. Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу.
    А. С. Пушкин.
    Петербург. Один из самых красивых и богатых городов Европы. Чарующий своим величием Невский проспект, великолепные архитектурные творения — памятники зодчества, дающие прохладу сады и парки, завораживающая красота белых ночей.
    Но есть и другой Петербург. Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей. Таков город Петра, бросившего вызов самой природе. Такой Петербург и Достоевского. Его герои «униженные и оскорбленные», они живут в нищете и радуются тому, что смогли прожить еще один день, им не до площадей с фонтанами и дворцов, они никогда не бывали на Невском проспекте, всегда сторонились его. Там живет знать, богачи — чужие люди, а значит, эта часть города для них чужая. Герои Достоевского ютятся в отвратительных трущобах, посещают грязные распивочные и дома терпимости, ходят по узким улочкам и мрачным закоулкам, среди тесных дворов-колодцев и темных задворков. Там душно и нечем дышать от вони и грязи: «на улице стояла жара страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль…», на каждом шагу попадаются пьяные, оборванцы, продажные женщины, «всякого рода промышленники и лохмотники».
    Обитатели этого города под стать самому городу. Это Мармеладов с отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха — процентщица с «острыми и злыми глазками», белобрысыми волосами, смазанными маслом, «тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу», Катерина Ивановна, «ужасно похудевшая женщина» «с раскрасневшимися до пятен щеками, с запекшимися губами…»
    В Петербурге Достоевского то и дело происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается в воду и тонет, под колесами щегольской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молодую женщину, которую «где-нибудь напоили, обманули… да так и пустили на улицу».
    Люди живут в этом городе, постепенно привыкая «к городской пыли, известке и к громадным, теснящим и давящим домам». Раскольников не зря говорит: «ко всему подлец-человек привыкает!» Глядя на остальных, он и сам опускается. Он мог спать не раздеваясь, ходил в обносках, можно сказать, в лохмотьях. Жилище у него такое же грязное и неухоженное. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».
    Люди в Петербурге живут в своих похожих на гробы каморках, потому что лучшее жилье — не для них. От того, что человек это видит и изменить ничего не может, становится еще хуже. Вспомним пьяницу Мармеладова. Этот человек осознает свою вину перед семьей, и особенно перед дочерью. Но он пропивает последние вещи, бесчеловечен по отношению к близкими, обрекая их на голодное существование, а любимую дочь на проституцию. Но ведь его трагедия не в пороке. Даже пусть Мармеладов будет не пьяницей, а трезвым усердньм тружеником, одним из тех маленьких людей — башмачкиных, мышкиных, девушки- ных, его положение не изменится. В этом мире такие понятие, как честный труд и обеспеченная жизнь, несовместимы. «Много ли может, по- вашему, бедная, но честная девушка честным трудом заработать?» — спрашивает Мармеладов. И на службе нет места человеку, там человек всего лишь «штифтик» бюрократической машины. Поэтому и идет человек в грязный, вонючий кабак или трактир. «Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Эти слова Мармеладова несут уже философский смысл. Прибежище нищих, голодных детей, трактирных завсегдатаев, оборванцев и уличных девиц — таков город Достоевского. Даже к чужому горю здесь относятся так же равнодушно, с усмешкой и злорадством. Беде в доме Мармеладовых не сочувствуют, наоборот, сюда протискиваются «наглые, смеющиеся головы», слышится «пронзительный визг» хозяйки дома, которая хочет запугать несчастную Катерину Ивановну угрозой выгнать из комнат.
    Бросаются в глаза лестницы Петербурга. Они все такие похожие, и такие разные. Похожие своей грязью и чернотой; разные, потому что напоминают собой людей, которые по ним ходят. Вспомним, какая была лестница в доме у старухи-процентщицы: «лестница была темная и узкая», «черная», в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен. Сама старуха тоже «черная, зловредная», никому не нужная. В полицейской конторе, куда пришел Раскольников с повинной тоже была лестница: «узенькая, крутая и вся в помоях». Такая же грязная лестница была и в доме Сони. Лестница, по которой каждый день ходил Раскольников, тоже узкая, крутая, темная, с полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступеньки ведут под самую кровлю дома, в каморку героя, которая походила более на «шкаф», «сундук», «гроб», «конуру», чем на квартиру. Создается впечатление, что все эти длинные, бесконечные лестницы ведут в никуда, в тупик, из которого уже не выбраться. Каждый герой романа ищет для себя выход из этого тупика. Ищет этот выход и Соня Мармеладова. В ней борются два человека: один советует сидеть дома и терпеть до конца голод и нужду. Другой голос говорит, что лучше будет не жалеть себя, не беречь, а продать, опозорить себя, но тем самым спасти этих людей. Соня выбирает второе: унижение и тем самым приносит себя в жертву во имя родных.
    В этом городе нельзя жить по-другому. Естественные человеческие отношения здесь искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе, они, добро и зло, неразделимы. Жизнь ставит героев в такие ситуации, где безнравственным становится само требование нравственности. Чтобы выжить, нужно или перешагнуть через мораль, или научиться приспосабливаться. Жертвует собой и Дуня, которая соглашается стать женой Лужина.
    Порождением этого страшного и несправедливого мира является Лужин. Этот человек научился приспосабливаться и теперь чувствует себя здесь как рыба в воде. А вот для Свидригайлова Петербург — это «город канцеляристов и всевозможных семинаристов». «Канцеляристов» — это значит, чиновничий, правительственный, державный, «всевозможных семинаристов» — значит, разночийный, демократический и буржуазный. «Право, — продолжает Свидригайлов, — я многого здесь раньше не примечал, лет восемь-то назад, когда тут валандался». Лет восемь назад Петербург был на подъеме, теперь Петербург стал ареной для лужиных, «народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях». Появились капиталисты, менялы, ростовщики, которые «прячут деньги, а все остальное развратничает. Так и пахнул на меня этот город с первых часов знакомым запахом». Свидригайлов признает свое бессилие перед миром, поэтому выход один — самоубийство.
    В самом Петербурге словно растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспаленном мозгу Раскольникова. Он вбирает в себя эти грязь, вонь и испарения, и в душе его происходит перелом: он задумывает убийство. Раскольников возомнил себя сверхчеловеком и стал убийцей. Так же некогда стал убийцей и сам этот город. Ведь на Сенатской площади когда-то были казнены декабристы, глашатаи и мученики свободы. Этот город — «медный всадник», холодный и вечный памятник. Такой же холодный и мертвый, как Петербург Достоевского.

  3. Петербург Достоевского

    Роман “Преступление и наказание” занимает особое место в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Писатель создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя “маленького человека”. Протест против социальной несправедливости, против унижения человека и вера в его высокое призвание отличают знаменитый роман Достоевского .
    События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского &#151 это город, в котором невозможно жить человеку. Мы не найдем у писателя ни семейного очага, ни просто человеческого жилья. Жутко становится оттого, что герои живут то в “гробу”, как Раскольников (так Достоевский называет жилье, который тот снимает), то в уродливом “сарае”, как Соня, то в “прохладном углу”, где обитает Мармеладов. Свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов проводит хоть и в отдельном номере, но “душном и тесном”.
    Петербург Достоевского &#151 этот город уличных девиц, нищих бездомных детей, трактирных завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвения от тоски. Атмосфера этого Петербурга &#151 атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с желтым лицом и запавшими глазами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: “До чертиков допилась, батюшки, до чертиков… удавиться тоже хотела, с веревки сняли”, &#151 и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности. Молоденькая Соня Мармеладова, не имея возможности заработать честным трудом, переступает нравственные законы, идет на панель. Её мать, у которой муж инвалид и два малолетних племянника на руках, согласна отдать свою шестнадцатилетнюю дочь за старого развратника. Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь горожан.
    “Петербургские углы” описаны Достоевским с почти натуралистической точностью. Писатель заставляет нас заглянуть в один из “углов” столицы, семью Мармеладовых, &#151 и ему открывается человеческая бездна. Вот перед нами глава семейства. Смешон, жалок и отвратителен этот оборванец с его витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой. Это просто шут, своим “ораторством” потешающий кабацких завсегдатаев. Но этот “забавник” &#151 человек подлинно трагической судьбы.
    Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов скажет: “Некуда идти человеку, а ведь это надобно”. Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, что некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно &#151 погибнуть, и он гибнет, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов. Он остро осознает свою виновность: “А разве сердце у меня не болит, что я пресмыкаюсь втуне?”
    Можно ли жалеть человека, укравшего последний грош у своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо “он все это может чувствовать”. Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком.
    Трагичен финал жизненной судьбы Мармеладова: на улице его задавила щегольская барская коляска, запряженная парой лошадей. Бросившись им под ноги, это человек сам нашел исход своей жизни.
    Рядом с Семеном Захаровичем нарисована его жена &#151 Катерина Ивановна. Она, дворянка, попала на социальное дно из верхних этажей жизни, поэтому ей есть с чем сравнивать свою новую жизнь. Воспоминания о прошлом становятся для нее единственной отрадой. В них она укрывается от ужасов настоящего. После смерти своего первого мужа Катерина Ивановна осталась с детьми в отчаянном положении. Именно тогда вдовец Мармеладов женился на ней. Она пошла замуж “плача и рыдая, и руки ломая”. Таким образом, налицо жизненный тупик обоих героев.
    Таков мир, в котором живут герои Достоевского, мир “униженных и оскорбленных”, “погибших и погибающих”. Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии приговоренных к смерти.
    Достоевский в романе “Преступление и наказание” дает страшные сцены из жизни городской бедноты. Описание кабаков “желтого” Петербурга сменяются описанием городских улиц, рассказом об убогом существовании семьи Раскольникова.
    Тема “маленького человека” звучит в романе с небывалой силой. Предшественниками Мармеладова и других персонажей в нашей литературе были Вырин из “Станционного смотрителя” Пушкина, Башмачкин из “Шинели”, Поприщин из “Записок сумасшедшего” Гоголя, Круциферский из романа Герцена “Кто виноват?” Вклад Достоевского в разработку этой темы в мировой литературе трудно переоценить.

    Ф. М. Достоевский

    Теория Раскольникова и ее крушение. Сочинение
    Мир униженных м оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Сочинение
    По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Материалы к сочинению
    Смысл названия романа “Преступление и наказание”. Сочинение
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова. Сочинение
    Петербург Достоевского. Сочинение
    Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского. Сочинение

  4. В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Петербург описывается как город полностью раздавленных, обиженных и оскорбленных. Людям бедным, больным и неимущим живется очень непросто в таком городе. Так как условий для жизни, работы, здоровья нет, а денег едва хватает на еду. Атмосфера в Питере стоит ужасным образом. Автор описывает её так: на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Жителями этого города являются никто другой как пьяницы, проститутки, воры, убийцы и больные. Такими людьми описывает героев Фёдор Достоевский. Это, конечно же, Мармеладов, который не знает, как справится с жизнью, тем самым употребляя все больше и больше алкоголя. М.: «Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!». Это его дочь Соня, отдавшая последнее, что можно отдать, себя, чтобы прокормить свою семью. За это и получила жёлтый билет. Это и главный герой, который идёт на преступление, находясь в напряжённом состоянии раздражённости и ипохондрии. Раскольников ненавидит город и просто не может находиться в своей комнате: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Скитаясь по улицам Петербурга, Родион Раскольников сталкивается с картинами городской жизни. Вот большой дом в Таировском переулке, «весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые как ходят «по соседству» — простоволосые и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами… Подле, на мостовой, шлялся, громко ругаясь, пьяный солдат с папироской… Один оборванец ругался с другим оборванцем, и какой-то мертво-пьяный валялся поперек улицы».

  5. 5
    Текст добавил: Анастасия Бесселовская

    У Фёдора Михайловича Достоевского — другой Петербург. Мрачные, тёмные улицы и дворы, чёрные от грязи и пыли лестницы блеклых серых домов, духота, смрад, нищета и голод — всё это в совокупности представляет довольно ужасную картину города, в котором ко всему прочему существует ещё и крайняя теснота. Картины трущоб то и дело всплывают в романе, причём каждая из них не уступает предыдущей по ужасу и кошмарам, происходящим на них. Город — это предпосылка к преступлению, он же и наказание… Фёдор Михайлович неспроста уделяет такое внимание описаниям уличных беспорядков. Петербург — это не фон, на котором происходит главное действие, город — это непосредственный участник этого зловещего и развратного действа. Город — страшная сила, которая сокрушает светлые мечты, разбивает сердца, лишает рассудка в веренице своей суеты. У Достоевского, в Петербурге можно купить всё, равно как всё и продать. Какие — либо моральные ценности утрачивают свой первосмысл, потому как бедность и нищета, толкают людей не только на крайние меры, но и на самое ужасное — убийство. Петербург — это символ страшного мира, где все продается и все покупается, место, где нет спасения бедному и слабому, где царят «волчьи» законы. Между знатными, богатыми и бедняками, народом из трущоб, по мнению Достоевского, лежит огромная пропасть — социальное неравенство, которая пагубно влияет не только на каждого человека в частности, но и на всё общество в целом. Главный герой романа — Родион Раскольников живёт в маленькой, душной, скверной комнатушке, более походящей на шкаф. Именно здесь, в нищете и духоте, скрываясь ото всех и повсюду — рождаются идеи преступлений, как грандиозных, так и дерзновенно — диких.
    У Достоевского, все прелести города скрыты от простых людей, они не могут себе позволить этих роскошеств. Сознание их переполнено страхом. Расстройства душ, самоубийства и преступления — это обычное дело, в трущобной жизни. Аристократия и интеллигенция не знают, с чем живут рядом, им это не интересно, а даже если и знают, то не хотят ничего менять. Каждое сословие по — своему видит Петербург, и каждый, в этой большой «мельнице» перемалывается. Подавляющее большинство попадает в самые жернова, а кто-то — по воле случая ускользает от них и живёт, как будто так и должно быть. На мой взгляд, у Фёдора Михайловича в его романе именно город с его пороками и является ключевой фигурой всего преступления и, следующего за ним наказания.

  6. На Петербург мы смотрим глазами голодного бедняка, бедного студента Родиона Романовича Раскольникова. Перед нами возникает грустный и печальный, грязный и больной городской пейзаж, хотя время действия — лето, и погода стоит жаркая: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. ”
    Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке у Сенной площади щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная, полубезумная вдова на улице истекает кровью. Эти уличные сцены дополняются и другими, мимолетными, но не менее ужасными эпизодами. Это и сцена с девочкой на бульваре, и сцена с утопленницей, и удар кнутом, и многое другое. Жесток был мир петербургских улиц.
    Если мы покинем улицы Петербурга и попадем в дома, где обитают герои романа, то мы увидим не менее грязные и убогие квартиры. Обычно это квартиры в доходных домах, столь типичных для Петербурга того времени. Мы видим грязные дворы, темные и узкие лестницы, залитые помоями, душные, пыльные коридоры и, наконец, комнаты. Они рисуются в полутьме, слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или мерцающим огарком свечи. Ф. М. Достоевский очень точно дополняет описания комнат, сравнивая их с сундуком, шкафом и даже гробом.
    Автор обращает внимание не только на обстановку, но и на цвета и запахи. В описании летнего Петербурга не используются зеленые, яркие и свежие тона. В основном, все серого и желтого цвета: серые дома, желтые обои в комнате старухи-процентщицы, желтый камень в перстне Лужина и так далее. Тема “желтого” Петербурга проходит через весь роман – это цвет болезни, гниения, даже смерти (желтые лица Мармеладова, утопленницы).
    Страшна призрачная жизнь, протекающая на этих петербургских улицах, в петербургских трущобах. Мы видим крайнюю степень страдания и нищеты, отчаяния и бедствия человека. Именно в этом мире живут Раскольниковы, Мармеладовы, именно в этих условиях у бывшего студента юридического факультета возникает чудовищная теория о праве сильной личности на преступление. Именно в этих условиях спивается и погибает Мармеладов, а Катерина Ивановна сходит с ума, Соня продает себя, желая помочь детям Катерины Ивановны и отцу.
    Люди, живущие в этом городе, обречены на муки и унижения. Оскорбления преследуют их всю жизнь; они понимают это и ищут выход, порой найдя его, еще больше принижают себя (как Мармеладов, нашедший этот выход в пьянстве).
    Ф. М. Достоевский изображает петербургскую жизнь как страшную, противоестественную, губительную для личности: человек в этом враждебном мире задыхается. Страдание и смерть – вот удел тех людей, с кем сводит судьба Раскольникова. Всех этих людей окружает атмосфера злости и ненависти. В городе Достоевского человек теряет себя окончательно, перестает ощущать реальность. Петербург неотъемлем от драмы героев.
    Писатель поселил своего героя, Родиона Раскольникова, в той части города, где когда-то сам снимал квартиру – в Сенном переулке. И так же, как и Раскольникову, Достоевскому был чужд холодный монументальный Петербург, “сия великолепная и украшенная многочисленными памятниками столица”. Читая “Преступление и наказание”, отчетливо видишь, что в нашей литературе существуют два Петербурга. Один – город Дворцовой набережной, город Пушкина – “полнощных стран краса и диво”. А другой – “дома без всякой архитектуры”, бедность, душевная задавленность — Петербург Достоевского.
    18998 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
    Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Петербург Достоевского

    / Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Петербург Ф. М. Достоевского

    Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  7. 7
    Текст добавил: Тону в твоих слезах*

    Роман «Преступление и наказание» иногда называют «петербургским». Но образ Петербурга создавали в своих произведениях ещё и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов. Они раскрывали всё новые и новые его грани. Пушкин восхищался, гордился городом, любил его. У Гоголя Петербург таинственный, полный чертовщины, нереальный, блистательный. Некрасов же показывает город не фантастическим, а прозаично-реальным. В своих произведениях описывает трущобы Петербурга, жизнь бедных людей. Достоевский изображает столицу тогдашней России в 60 — 70 годы, в пору стремительного развития капитализма. В это время Петербург быстро разрастался за счёт доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий.
    Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо» — город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Петербург символизирует жизнь ненормальную. Здесь больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей произведения. Характерной чертой, по которой можно узнать обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый жёлтый цвет. Он является символом духоты, какой-то ненормальности. Жёлтого цвета и обои, мебель в комнате старухи-процентщицы, и лицо Мармеладова от постоянного пьянства, и каморка Раскольникова, и лицо женщины-самоубийцы, и мебель из дерева этого же цвета в кабинете Порфирия Петровича, и камень на перстне Лужина. Эти детали отражают напряжённую безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
    Пейзаж Петербурга не вызывает восхищения. Грязь, духота, нечистота — всё это присутствует в городе. Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
    В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников, в глубокой задумчивости стоя на мосту, видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышатся крики другой женщины: «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков… анамнясь удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.
    Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по тёмным лестницам. Вот одна из них — «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота». А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи… Комната Раскольникова была похожа «крошечную клетушку». В ней было мало мебели. Обои пожелтевшие, пыльные, отставшие в некоторых местах от стены. Бывший студент жил в крайней бедноте. Квартира Мармеладова была проходной. Внутри помещения царил полный беспорядок. Из мебели было два стула, ободранный диван да стол. Случайный прохожий с первого взгляда на эту комнатушку был бы уверен, что в ней живёт беднейшая семья. Жилище Сони Мармеладовой мало чем отличается от предыдущих двух: низкое, походило на сарай. Почти нет мебели. Жёлтые, обшмыганные обои на стенах. У кровати даже не было занавесок. Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов, который убеждён, что в бедноте ещё можно сохранить честь, в нищете — нельзя, а «сострадание в наше время даже наукой воспрещено». Пьяный, опустившийся, полубезумный, он ясно понимает ужас и безвыходность своего положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня ради спасения семьи вынуждена продавать себя. «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его!» В этой горячечной восторженности проявляется затаенная претензия Мармеладова на то, чтобы и в «скотском состоянии» его всё же считали человеком, достойным уважения. Но здесь важно почувствовать и другое: судьба одной семьи приобретает в рассказе Мармеладова широчайший и общечеловеческий характер. Это рассказ о всех «пьяненьких, слабеньких», всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым некуда пойти, неоткуда ждать помощи.
    Встреча с Мармеладовым, знакомство с его семьёй — всё это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Но подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу: он встречает женщину-утопленницу, пьяную девочку. Жизнь Раскольникова превратилась в кошмарный сон, но, к сожалению, здесь нельзя проснуться, чтобы всё исчезло и забылось.
    Итак, капиталистический уклад жизни предстаёт как мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, как мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Судьбы людей говорят о преступности мира, в котором возникают конфликты между человеком и обществом, потому что человеку некуда уйти от своих страданий. Но всё-таки в романе звучит мечта о прекрасной жизни Петербурга — это момент, когда Раскольников идёт на преступление и думает о постройке фонтанов.

  8. “Преступление И наказание” — социальный, психологический и философский роман, написанный Достоевским в 1866 году. Это было смутное время для России. Началась активная борьба новых революционных сил, надежды на крестьянскую войну не оправдались. В России еще более усугубились социальные противоречия.
    В своем романе Достоевский выступает против существующего социального устройства общества. Прежде всего, он выступает против общества, которое толкает человека на преступление. Писатель показывает атмосферу, в которой живут его герои.
    Достоевский отразил жизнь современной ему России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений. Резкой критике подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.
    Особое место в романе занимает образ Петербурга. Этот образ важен как для понимания самого романа, так и всего творчества писателя.
    Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, гоголевский Петербург. Преступление, о котором рассказывается в романе, происходит в Петербурге. И это не случайно: в мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют с ними единое целое. Только в мрачном, сумрачном, мучительном и враждебном человеку Петербурге могла зародиться бесчеловечная идея Раскольникова. Петербург не просто место действия, он — соучастник преступления Раскольникова.
    Петербург — это темные, узкие улицы, заселенные ремесленниками и нищими чиновниками, это город грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Из крохотной клетушки, жилища бывшего студента, по Садовой, Гороховой и другим улицам Петербурга идет Раскольников к старухе-процентщице, чтобы совершить свое преступление, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… Часто проходит через Сенную площадь. В двух шагах от Сенной находится Столярный переулок, состоящий из шестнадцати домов, в которых находятся восемнадцать питейных заведений. По ночам Раскольников не может заснуть от пьяных криков.
    В произведении широко воссоздана жизнь большого буржуазного города. Его население составляют портные, слесари, кухарки, немцы, маленькие чиновники, квартирные хозяйки, уличные девицы, посетители питейных домов. Город Достоевского населен “бывшими” людьми. В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления бедных и богатых. Жизнь города — это жизнь бедноты, задавленной нехваткой денег. Деньги в “Преступлении и наказании” все время соседствуют с голодом и страшной нуждой. Нищета рождает преступность. Преступна Соня, нарушившая нравственные законы, преступна “благородная” мать, у которой на плечах муж-инвалид и двое малолетних детей и которая отправляет свою падчерицу на панель.
    От такой жизни люди отупели и смотрят друг на друга враждебно и недоверчиво. Между ними не может быть человеческих отношений, кроме безразличного звериного любопытства, злорадной насмешки. Роман Достоевского начинается с описания невыносимой жары, духоты и городской вони, царящих в Петербурге: “В начале июня, в чрезвычайно жаркое время… на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Это не только атмосфера июньского города, но и атмосфера убийства.
    Жизнь города трагична. Бродя по улицам, Раскольников видит безграничное горе людей. Это пятнадцатилетняя девочка, которую напоили и обманули. Это и мещанка Афросиньюшка, бросившаяся с моста в воду.
    Но Петербург Достоевского — это не только фон, на котором развертываются драматические события, это как бы душа этих событий, символ ненормальности жизни. Городской пейзаж органически связан с душевным состоянием автора, внутренним миром его героев. Петербург Достоевского болен, больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его романа.
    Особый акцент в своем произведении Достоевский делает на описании жилища своих героев. Они также напоминают о ненормальности жизни, которую ведут люди, в них живущие. Возникает раздражающий, навязчивый желтый цвет, проходящий через все произведение.
    Таким образом, Достоевский в романе “Преступление и наказание” показал нам мрачный, желтый Петербург. Здесь жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон — реальностью.

  9. ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

    Петербург — это город, которому по традиции при­писывается великолепие и шик. Это место, которому дано и предначертано судьбой быть законодателем мо­ды во всем — начиная от одежды и заканчивая архи­тектурой. Это ориентир для нравов и общественных настроений, это точка, откуда все новое, что появля­лось в России, из окрестных государств, распространя­лось на бескрайние просторы империи. Так было до тех пор, пока Петербург являлся столицей, и так оста­лось даже тогда, когда столица переехала в Москву. Северная жемчужина Российской империи — вот что такое Санкт-Петербург.
    Но так уж повелось по неведомо кем установленно­му закону, что чем ярче роскошь, тем грязнее и ужас­нее ее оборотная сторона, тем глубже и темнее недра трущобных кварталов. Великолепие мундиров и па­радных туалетов, шарм костюмов, пошитых дорогими портными всегда уравновешиваются отрепьями и обно­сками бедноты.
    Ф. М. Достоевский в своем романе не идет по сто­пам многих своих собратьев по перу, занимавшихся описанием вершин прелести города. Он отважно уг­лубляется в бедняцкие кварталы, в лабиринт грязных улочек, вонючих лестниц и затхлых конур, которые для их обитателей носят громкое именование «кварти­ры». Уже на первых страницах романа читатель ока­зывается погруженным в многолетнюю грязь, столь же неотъемлемую часть Петербурга, как и дворцовый блеск: «…духота, толкотня, всюду известка, леса, кир­пич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности на­нять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, ко­торых в этой части города особенно множество, и пья­ные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». Да, все именно так, сколько бы ни хотелось читателю не замечать безобразия, мерзости, скверны. Отвести взгляд от всего этого не дает автор, безжало­стно ведущий нас в преисподнюю летних бедняцких кварталов и не собирающийся давать даже самой ма­лой поблажки.
    В «Преступлении и наказании» присутствие иного, великого и прекрасного, Петербурга, можно отследить разве что по каким-то отрывочным сведениям, оговор­кам, почти легендам. Его существование столь же зыб­ко и призрачно, как привидение покойной Марфы Пет­ровны, являвшееся Свидригайлову. И нереальность
    Петербурга как прибежища высшего света не случай­на. Ведь герои «Преступления и наказания» почти в полном составе — это люди, которым дорога «наверх» заказана напрочь. А те немногие, которым она открыта, выглядят почти как выходцы с того света, способные объявиться в настоящем мире только в ауре страха или сумасшествия. Вспомним Лужина, снизошедшего до Авдотьи Романовны как потенциальной жены, обязан­ной ему всем. Вспомним того самого «благодетеля» се­мьи Мармеладовых, который в итоге стал причиной полного сумасшествия и без того уже слегка помешан­ной Катерины Ивановны.
    Что же мы можем увидеть здесь, в этом демониче­ском городе, этом каменном чудовище, разлагающемся под жаркими лучами летнего солнца? Из чего состоит его плоть?
    Во-первых — это бесчисленное множество старых, мрачных домов с квартирами-конурами. Здесь живут те, чей доход достаточно велик для того, чтобы не ва­ляться на улице, но слишком мал, чтобы они могли позволить себе если не приличное, то хотя бы сносное жилье. Эти квартиры при всем своем различии в дета­лях представляют собой нечто единое и неотличимое в целом. Повидав одну из них, можно смело сказать, что прочие уже не будут незнакомыми. Мы найдем сходство между квартирами в облупленных обоях, за­колоченных потолках и подслеповатых, вечно пыльных стеклах. Они одинаковы своей расшатанной, рассох­шейся мебелью и надтреснутыми дверными звонками, грязными кроватями и тяжелым, удушливым запахом плохой, некачественной пищи. В них не знают отдель­ных комнат и кровати отгораживают лоскутными или вовсе ветошными занавесками. Все эти квартиры оди­наково непригодны для жилья, и во всех них живут люди. «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал бед­нейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кро­вать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догорав­ший сальный огарок в железном подсвечнике». При­мерно в таких интерьерах существовали тысячи лю­дей, носивших гордое звание «петербуржцев» наряду с жителями того самого, нереального Петербурга, си­явшего на весь мир своими дворцами, соборами и особ­няками.
    Во-вторых — распивочные. Эти заведения, пред­ставлявшие собой невероятно карикатурную пародию на рестораны, собирали в своем душном нутре отбро­сы из отбросов человеческого общества. Не опустив­шись до состояния полного безразличия, невозможно было заставить себя мало того, что зайти в них, так еще и пить или есть там. Все эти трактиры, забегалов­ки, пивные были средоточием перекатной голи, безна­дежного люда, которому паршивое спиртное приноси­ло заветное опьянение и забытье. И пока где-то на на­крахмаленных скатертях сервировалась серебряная посуда, на которую затем выкладывалась изысканная пища — здесь, в Петербурге «Преступления и наказа­ния», все выглядело примерно так: грязь, вонь, сум­рак. «Стояли крошечные огурцы, черные сухари и ре­занная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, ка­жется, от одного этого воздуха можно было в пять ми­нут сделаться пьяным». Даже Раскольников, скатив­шийся уже почти на самое дно, никогда до встречи с Мармеладовым не заходил в эти грязные норы. Трак­тиры и распивочные, тем не менее, куда более умест­ны, чем рестораны, здесь, в трущобах. Даже если эти рестораны будут ничуть не фешенебельны, а просто опрятны — они будут выпадать из общего ансамбля. Здесь им не место, а вот забегаловкам вроде той, где Раскольников познакомился с Мармеладовым, здесь и надо быть.
    В-третьих — здесь есть всяческие мастерские и пошивочные, лавки и магазинчики. И они под стать всему остальному: настолько же тесные, грязные и мрачные. Зачастую они совмещены с жилыми поме­щениями. Здесь шьется грубая обувь для «своих» и модная для жителей «иного Петербурга», продается нехитрая и недорогая снедь, одежда, посуда… Каждый товар несет на себе неистребимую печать петербург­ского дна. А зачастую он оказывается на прилавке, сменив не первого и даже не второго хозяина. То, что Разумихин покупал для Раскольникова, как раз и было собрано с чужих плеч, ног, голов. Ничего, что не но­вое — зато пока целое и недорогое.
    В Петербурге «Преступления и наказания» нет прекрасных парков с фонтанами, аллеями и прудами. Гуляют здесь по хлипким булыжным мостовым тех же самых грязных улиц. Впрочем, здесь мало праздности, потому что приходится работать от рассвета до зака­та — зарабатывать крохи денег на пропитание, нян­чить детей, кашеварить… Не до отдыха. Забитый до­верху множеством разнообразных, но при этом удруча­юще монотонных дел, день переходит в короткий вечер и завершается тяжелым, вязким ночным сном.
    В этом Петербурге убивают и грабят. Грязно, без малейшего налета изысканности, свойственного пре­ступлениям высшего общества. Злодеяние Раскольни­кова здесь на самом деле — совершенно обыкновенно и обыденно. Оно настолько вписывается в сумасшед­шую стилистику трущоб, что только воля Ф. М. Досто­евского способна превратить его в особый поступок, до­стойный увековечивания.
    Здесь дети поют под надтреснутые шарманки, но не от радости, а чтобы заработать хотя бы на кусок хлеба. Здесь женщины зачастую вынуждены продавать себя, чтобы содержать семью. Трущобы — это место неверо­ятных превращений и неожиданных поворотов судьбы. В некотором роде это — волшебное место. Его страш­ное колдовство захватывает человека без остатка и держит крепче стальных решеток. Жителю трущоб, даже если он очень хочет из них вырваться, путь на­верх заказан. И жизнь их тянется чередой бесконечно грязных и уродливых дней, приводящих в конечном итоге к смерти. И, что характерно, даже у кончины имеется свой, трущобный характер. Вспомним, как умер Мармеладов, в какой отвратительный фарс пре­вратились его поминки. Только «на дне» такое возмож­но — пьяные ссоры, песни, все та же грязь…
    И все-таки люди там живут. Ну а раз живут, то есть и заведение, которое следит за порядком, на­сколько это здесь возможно. Да, полиция к тому вре­мени уже существовала и активно функционировала. Хотя и отличался вид полицейского участка от нынеш­него: «Здесь тоже духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею, еще не выстояв­шейся краскою на тухлой олифе вновь покрашенных комнат… Все крошечные и низенькие были комнаты». Все правильно — по духу, по смыслу.
    И, раз уж зашел разговор о людях, надо и им уделить внимание, ведь город невозможен без жителей, а значит, и кто-то из них должен попасться нам на глаза.
    Надо сказать, Ф. М. Достоевский не скупится на об­разы. Через каждого — главного или второстепенного, а то и вовсе эпизодического — героя «Преступления и наказания» мы видим Петербург в каком-то новом облике и ракурсе. Мармеладов поведал нам о сенных барках и показал жилье, которое он делил с Катериной Ивановной. Раскольников показал нам обитель стару­хи-процентщицы и жилье Сони — несчастной облада­тельницы «желтого билета». Вместе с героями романа мы странствовали по кишечнику чудовища, имя кото­рому — Петербург. У жителей этого города навсегда исчезли очень многие черты, присущие людям. Куда- то пропала брезгливость, зато непомерно развилась грубость. Исчезло милосердие, явив взамен мелочную корысть. Похоть вытеснила любовь, а унылое безраз­личие истребило извечную человеческую тягу к от­крытию нового.
    Петербург в романе «Преступление и наказа­ние» — это кривое зеркало, отражающее великолепие Петербурга исторического. Все, что было в историчес­ком Петербурге прекрасного, искажено, ужасное усу­гублено. А затем, уже в искалеченном виде, все это предъявлено нам. И это даже не диковина, потому что нет в трущобном быте и малейшей романтики, хотя и были авторы, утверждавшие своими произведениями обратное. Ф. М. Достоевский, описывая с документаль­ной точностью петербургское дно, истребил всякий на­мек на романтику. Зато неопрятностей и уродств он показал более чем достаточно. Северная жемчужина неожиданно оказалась совершенно гнилой изнутри.
    Главная сила описаний Достоевским Петербурга как раз и заключается в безжалостной откровенности писателя. Он ни на йоту не приукрашивает и не мас­кирует, напротив. Образно говоря, его перо сравнимо с хирургическим скальпелем, который вскрывает са­мые недра Петербурга — огромного и несуразного жи­вого организма. Но показанная грязь, несмотря ни на что, воспринимается еще и как необходимая опора для преуспевающей части города. Ведь именно небогатые, а зачастую и трущобные, кварталы таят в себе все то, что необходимо для существования высшего света. Здесь производится огромная часть того, что является неотъемлемой частью быта богатых людей. Трущобы не только являются местом медленного и бесконечного гниения, они еще и производят необходимые вещи.
    И тут можно позволить смелое заявление о том, что петербургское дно, столь сильно и ярко показанное нам Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и на­казание», является куда более значимой частью горо­да, чем те самые особняки и дворцы, оставшиеся за ка­дром. Ведь если трущобы замечательно обходятся без богатых кварталов, то эти кварталы в отсутствие тру­щоб сами таковыми становятся. Ибо богачи не приспо­соблены к обеспечению себя всем необходимым.
    Может быть, именно из-за осознания важности ра­бочих, бедных кварталов для жизни города читатель не испытывает к описанному отвращения. При всей натуралистичности и насыщенности городских картин читатель воспринимает их неприглядность как человек бывалый. Это особая заслуга Достоевского — сделать так, чтобы не испугался читатель, чтобы, пройдя до конца долгий путь по страницам романа, он не преис­полнился отвращения к изнанке жизни, а, напротив, смог ее понять. Как свет невозможен без тьмы, так роскошь немыслима без бедности.
    Петербург от наличия в нем этой самой изнанки, от обращения на нее внимания писателем, только выиг­рывает. Из кукольного городка, из сосуда с концентри­рованным эстетством он превращается в нечто живое и настоящее. Если на Петербург великолепный можно только любоваться, то в Петербурге, частью которого являлось дно, описанное Достоевским, можно жить.
    И по соседству с уродством особенно ярко выделя­ется красота. А значит, прочтение «Преступления и наказания» можно считать не напрасным, если чита­тель запомнит: даже у самой роскошной вещи есть сердцевина, начисто лишенная красоты, но необходи­мая для того, чтобы эта вещь существовала.

  10. Текст сочинения:
    Образ Петербурга занимает значительное место в ?ворчестве Достоевского. С э?им юродом связаны многие воспоминания и ощущения писателя. Известно, что в 18 38 г. братья Достоевские по желанию отца поступили в Главное инженерное училище. После Москвы Петербург показался Достоевскому подчеркнуто угрюмым и холодным. Он предстал своеобразной средой, глубоко воздействующей на человека. Только здесь в обстановке скуки, пошлости, преобладающих над искренностью правил приличия и деловитости могли появиться пушкинские Германы, гоголевские Пискарев, Чер?ков, Башмачкин. Из этой среды выведены Достоевским герои Бедных людей, Белых ночей, Преступления и наказания.
    В романе Бедные люди главный герой, Макар Девушкин, постоянно испы?ывает чувство страха перед громадой дымящего и гремящего Петербурга. Образ мечтателя в повести Белые ночи освещен мягким и печальным полусветом летнего ночного Петербурга. Читателю ночная столица кажется намного спокойней и дружелюбней, чем яркий дневной город, который, однако, не может согреть его грани?ные внутренности. В Преступлении и наказании тот Петербург, что воплощает величие власти и силы, остается вне романа. В Петербурге Родиона Раскольникова жизнь застыла в неподвижных, чуждых человеку формах. В них нет того исторического смысла и живой красоты, которые видел в граде Петровом Пушкин. Этому городу нельзя сказать: люблю тебя…. С ним вообще невозможно говорить, как, например, мечтатель Белых ночей разговаривал со знакомыми домами.
    В том Петербурге, где разворачивается сюжет Преступления и наказания, жизнь находи?ся в состоянии социального и нравственного разложения. Первые же страницы романа переносят читателя в один из переулков Петербурга близ Сенной площади. На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, все это разом неприятно потрясало и без того уже расстроенные нервы юноши.
    Духота петербургских трущоб частица общей атмосферы романа душной и безысходной. Есть определенная связь между мыслями Раскольникова и черепашьей скорлупой его каморки, крошечной комнатушки шагов шесть длиной, с жел?ыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким деревянным потолком. Эта каморка уменьшенная копия более грандиозной, столь же душной каморки большого города. Недаром Катерина Ивановна говори?, что на улицах Петербурга словно в комнатах без форточек.
    Кар?ину тесноты, удушающей скученности людей, находящихся на ограниченном пространстве, усугубляет чувство духовного одиночества. Люди относятся здесь друг к другу с недоверием и подозрением, их объединяю? только злорадство и любопы?ство к несчастьям ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую своим трагизмом историю собственной жизни; сбегаю?ся на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна.
    В романе возникает образ Петербурга мер?венного, холодного, равнодушного к судьбе человека: необъяснимым холодом веет на Раскольникова от этой великолепной панорамы, духом немым и глухим полна была для него эта кар?ина.
    Серый, мрачный город, в котором на каждом углу расположены распивочные, зазывающие бедняков залить горе, а на улицах пьяные толпы и прости?у?ки, представляется своеобразным царством нищеты, бесправия, болезней. Мы чувствуем, что здесь можно задохнуться, появляется желание поскорее убежать подальше, набрать в легкие свежего воздуха, избавившись от испарений злости, ненависти и подлости.
    Городской пейзаж несет большую художественную нагрузку. У Достоевского пейзаж это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и подчеркивает ощущение безысходности, испы?ываемое героями произведений Достоевского.
    Права на сочинение “Петербург Достоевского” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *