Сочинение на тему почему слово о полку игореве называют воинской повестью

4 варианта

  1. 1. Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?
    Воинская повесть – это жанр древнерусской литературы 11-17 веков, посвященный изображению воинских подвигов, с описанием битв, воинского быта, снаряжения и т. п. Большинство В. п. проникнуто патриотическим пафосом, тревогой за судьбу родины, отражает борьбу русского народа за свою национальную независимость. Центральный герой воинской повести — реальная историческая личность, князь, наделенный, как правило, идеальными качествами воина-христианина. К воинским повестям можно отнести так же повести, рассказывающие о княжеских междоусобицах и княжеских преступлениях. Во 2-й половине 17 века жанр воинской повести начинает изживать себя, уступая место бытовой и приключенческой повестям.
    Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» — воинская повесть, поскольку в ней присутствуют описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей и хода самой битвы и последствий неудачи в битве.
    Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом.
    Центральный герой «Слова…» – князь Игорь Святославович – реальная историческая личность. Большое место отводится красочному описанию сражений.
    Например: «…и взметнули вражеские луки ,тучу стрел на русские полки…» или «…Русский стан сомкнулся перед боем- Щит к щиту- и степь загородил…»
    И действительно, в тексте “Слова…” мы слышим то песню-славу курянам-кметянам
    Хотя в тоже время «Слово…» объединяет в себе и жанры устной народной поэзии — «плач» и «славу». «Слово» начинается с упоминания о Бояне, который «жил в громе дедовских побед» и слагал хвалебные песни в честь князей:
    Жанр этого произведения очень необычный. «Слово…» считается одновременно и ораторская речь, и песнь, и воинская повесть.
    Общепринятого определения жанра “Слова…” пока нет. Ведется спор даже относительно того, является “Слово…” литературным памятником или это записанное произведение устного творчества.
    Созданную от лица Бояна в традициях дружинной поэзии, то плач-заклинание Ярославны, созданный по образцу народных женских плачей, то “Слово…” – страстную речь оратора, обращающегося к князьям, то горестное и глубоко лирическое повествование о походе Игоря. Используя традиции разных жанров автор “Слова…” создает лир-эпическое произведение, поэму , в которой по законам этого жанра сюжетное повествование ведется через восприятие и непосредственную оценку повествователя, звучащую в лирических отступлениях и эмоциональных восклицаниях рефрена.
    В «Слове о полку Игореве» все значительно, полно глубинного смысла. Каждая деталь не случайна. Взаимодействуя, художественные средства отражают смысл каждого эпизода, поэтому широкое историческое полотно нашло воплощение в сжатом и удивительно цельном поэтическом тексте.

  2. 1. Сюжет «Слова о полку Игореве».
    2. Особенности описания похода князя Игоря.
    3. Значение упоминаний о других сражениях.
    4. Авторская позиция и глубинный смысл «Слова…».
    Неудачный поход правителя небольшого русского княжества против степняков-кочевников, закончился гибелью дружины и пленением князя… Почему рассказ об этом событии занял весьма значительное место в русской культуре? Почему плачевное поражение в диких степях — поражение, а не победа, принесло Новгород-Северскому князю именно то, к чему он стремился: вечную славу? Сколько было других походов, более успешных, но о них знают и помнят лишь специалисты, историки. А повесть о походе Игоря вдохновила композитора А. П. Бородина на создание знаменитой оперы «Князь Игорь».
    Чтобы понять, в чем заключена притягательность «Слова о полку Игореве», нужно обратить внимание на несколько аспектов. Как нам известно, рассказ идет о поражении русских воинов. Разумеется, об этом знали и те, кому «Слово…» было адресовано его автором. Однако повествование построено таким образом, что с первых строк невозможно понять, что поход князя был неудачным. Учитывая, что автор то и дело превозносит доб-I лесть князя, можно догадаться, что «Слово…» создавалось как хвалебная песня, то есть по образцу подобных же произведений, призва.нных увековечить славу победоносных походов. О том, что на Руси уже существовала богатая традиция создания песен о воинских подвигах, мы узнаем из первых же фраз, которые произносит автор произведения: «Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову». Таким образом, автор, перед которым стояла нелегкая задача — рассказать о поражении и при этом прославить князя, с честью вышел из всех затруднений, связанных с необходимостью совместить, казалось бы, несовместимые вещи. Автор добросовестно славит отвагу Игоря: очевидно, что при этом не требовалось кривить душой, ведь только очень смелый и безрассудный человек отважился бы выйти против половецких орд с небольшой дружиной. В то же время в «Слове…» правдиво рассказывается о печальных событиях 1185 года: о предзнаменовании (солнечном затмении), которое не остановило князя, об обманчиво легкой победе над отрядом половцев, за которым последовал сокрушительный разгром русских, и о пленении Игоря.
    Интересно отметить, что при описании событий автор использует характерные метафорические образы, например жестокую битву он сравнивает с пиром: «…тут кровавого вина не хватило, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую». Схожие образы встречаются не только в древнерусских литературных памятниках, но и в эпических произведениях других европейских народов, например в скандинавском эпосе.
    Образ князя Игоря имеет характерные черты эпического героя, презирающего опасность и идущего навстречу ей вопреки любым предостережениям и здравому смыслу: «И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон». Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование».
    Однако автор «Слова…» не ограничился простым рассказом о походе Игоря. В тексте то и дело встречаются упоминания о битвах и междоусобицах, которые происходили на Руси до описываемых событий. Чтобы понять эти указания, нередко приходится заглядывать в специальные комментарии. Между тем современники автора «Слова», вероятно, хорошо знали, о чем идет речь, и пояснения им не требовались. Однако зачем нужны эти упоминания? Например, рассказывая о том, как сочинял хвалебные песни легендарный сказитель Боян, автор «Слова…» мимоходом замечает, что тот помнил «прежних лет усобицы». Далее автор снова обращается к давно прошедшим временам: «Были века Трояна, минули годы Ярослава, были и войны Олеговы, Олега Святославича». Эти исторические отсылки к событиям, хорошо известным аудитории сказителя или сказителей, создавших «Слово», конечно же не случайны. Сравнивая исторические события далекого прошлого и поход Игоря, автор «Слова…» указывает, насколько печальнее последствия последнего: «То было в те рати и в те походы, а о такой рати и не слыхано! С раннего утра и до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья булатные в поле чужом среди земли Половецкой. Черная земля под копытами костьми посеяна, а кровью полита; бедами взошли они на Русской земле”!»
    И здесь звучит трезвая оценка похода Игоря. Высокие мотивы славы и доблести, руководившие князем, в итоге нанесли урон не только Игорю и его войску, но и всей Руси. Плач русских женщин по погибшим воинам, который звучит в «Слове…» — это тоже осуждение необдуманного поступка князя: «Жены русские восплакались, приговаривая: “Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить, ни думою сдумать, ни очами не увидать, а золота и серебра и в руках не подержать!”» Однако в «Слове…», которое является все же произведением, воспевающим доблесть и отвагу, порицание князя Игоря зачастую перемешано с похвалой его достоинств. Киевский князь Святослав, сетуя на те беды, которые навлекли на Русь Игорь и его родственники, не забывает упомянуть и об их отваге, пусть несвоевременной: «Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: “О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано вы начали Половецкую землю мечами терзать, а себе искать славу. Но не по чести одолели, не по чести кровь поганых пролили. Ваши храбрые сердца из твердого булата скованы и в дерзости закалены. Что же учинили вы моим серебряным сединам!”»
    Однако главный смысл «Слова о полку Игореве» заключен в стремлении автора наглядно показать, к чему приводят разобщенность русских земель. «Слово…» — это не только рассказ о конкретном историческом событии, это еще и призыв к русским князьям: оставить, пока не поздно, внутренние раздоры и объединиться перед лицом общего врага. Только тогда, когда все русичи будут сражаться под одними знаменами, они добудут «себе чести, а князю — славы». Здравица, провозглашаемая в финале «Слова…», и звучит как прославление этого единения русских воинов: «Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых! Князьям слава и дружине!»
    Вторая часть основного отрывка переносит читателя в Киев, где великий Киевский князь Святослав мучается от страшного сна, предвещающего горе и несчастье. Бояре объясняют значение сна, рассказав ему о пленении Игоря и проигрыше в битве. Здесь имеет место второе отступление — «золотое слово» Святослава, укоряющего своих детей за недостойное поведение и призывающего вновь объединить земли и объединиться самим для укрепления и защиты земли русской. Третья часть открывается прекрасным по силе воздействия и лиричности плачем Ярославны, любимой и любящей жены Игоря. Княгиня обращается к могущественным стихиям — ветру, солнцу, воде — с просьбой о помощи. И природа, послушная голосу любви, приходит на помощь Игорю, вызволяя из плена и в целости и сохранности провожая его домой, в славный Киев-град. Тут наступает развязка произведения.
    Эпилогом является песнь во славу русской дружины и предводителей воинства. Помимо строго продуманной композиции, произведение имеет своеобразную жанровую природу, выгодно выделяющую его на фоне других произведений. В «Слове…» наблюдается смешение множества стилей, как типичных для русской культуры, так и только зарождающихся. В частности, читатель легко может заметить присутствие элементов устного народного творчества в произведении (вещий сон отца, предсказывающая беду природа, волшебное вызволение Игоря из плена, плач Ярославны). Песенные традиции русского народной культуры очень сильны в произведении (тут и застольные песни, песни величальные, песни заунывные и грустные). Также обнаруживаются элементы жанра публицистики и воинской повести.
    «Слово о полку Игореве» пронизано эпитетами, как привычными для русского народа, так и новыми, оригинальными. Произведение сочетает в себе христианские мотивы и древнейшие культурный языческий пласт, органично сливая их воедино. Действительно, помочь народу достойному, народу сильному могут и Бог, и природа, и сама родная земля.
    Рассматриваемое произведение, бесспорно, является жемчужиной литературы древней Руси. Произведение оригинально, многогранно, нетрадиционно, уникальное, при этом полностью русское, народное. Это не просто текст с описанием событий лет минувших, а красочное действо, понятное современному читателю, размышление и оценка автора описываемых событий, сохранение и передача потомкам огромного культурного пласта.
    Одно из самых загадочных произведений «Слово по полку Игореве» интересно современному читателю, хотя и не всегда понятно ему. Потомки древнего сказителя, решившего запечатлеть современные ему события, по праву могут гордиться плодами дел его, так как «Слово…» не только жемчужина в кладовой русской культуры, но и драгоценность, достойная культуры общемировой.

  3. Ответ оставил Гость
    ПОВЕСТЬ ВОИНСКАЯ, жанр древнерусской литературы XI—XVII вв., светского исторического повествования, как оригинального, так и переводного, посвященного изображению воинских подвигов, битв. Содержание воинской повести проникнуто патриотическим пафосом, тревогами за судьбы родины, отражает борьбу русского народа за свою национальную независимость.
    Воинская повесть XI — н. XIII в. рассказывает о борьбе русских дружин со степными кочевниками, печенегами, половцами. Центральный герой воинской повести — реальная историческая личность, князь, наделенный, как правило, идеальными качествами воина-христианина. Красочному лаконичному описанию сражений служат устойчивые словесные стилистические формулы, прочно закрепленные за этим жанром: «сеча зла и ужасна», «стрелы летяху, аки дождь», «оступиша полки, аки борове», «за руки емлющеся, сечахуся», «кровь по удолиям течаше» и т.п.
    Жанрообразующие элементы воинской повести представлены также в повестях о княжеских усобицах и княжеских преступлениях. Ярким образцом воинской повести может служить «Повесть о походе на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича в 1185 г.», помещенная в Ипатьевской летописи, «Слово о полку Игореве».
    После монголо-татарского нашествия характер воинской повести несколько меняется. Мужество героя перед непобедимым врагом приобретает трагический оттенок и черты христианского подвижничества («Повесть о битве на Калке», «Повесть о приходе Батыя на Рязань в 1237 г.»). После Куликовской битвы воинская повесть окрашивается в мажорные, победные тона. Подвиг воина тесно связывается с укреплением могущества православного русского царства.
    Значительно обогащают жанр воинской повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.» Нестора-Искандера. Изменение военной техники, появление артиллерии, огнестрельного оружия приводит к новым средствам словесного описания сражений, широко вводятся картины вещих знамений, в уста героев вкладываются благочестивые молитвенные размышления — монологи.
    Эти новые начала получили наиболее полное развитие в «Истории о Казанском царстве» (2-я пол. XVI в.), а затем в исторических повестях Смутного времени, где уже появляются новые принципы изображения человека, стремление показать его многогранность и противоречивость поведения и характера.
    Во 2-й пол. XVII в. жанр воинской повести начинает изживать себя, уступая место бытовой, приключенческой повестям.
    Изд.: Воинские повести Древней Руси / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1949.
    Лит.: Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.). М., 1902; Он же. Героические темы древнерусской литературы. М.; Л., 1945; Творогов О. В. Задачи изучения устойчивых литературных формул Древней Руси // Труды Отд. древнерусской литературы. Т. 20. М.; Л., 1964; Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979; Он же. Человек в литературе Древней Руси. 2-е изд. М., 1970; Истоки русской беллетристики. Л., 1970

  4. ПОВЕСТЬ ВОИНСКАЯ, жанр древнерусской литературы XI—XVII вв., светского исторического повествования, как оригинального, так и переводного, посвященного изображению воинских подвигов, битв. Содержание воинской повести проникнуто патриотическим пафосом, тревогами за судьбы родины, отражает борьбу русского народа за свою национальную независимость. Воинская повесть XI — н. XIII в. Рассказывает о борьбе русских дружин со степными кочевниками, печенегами, половцами. Центральный герой воинской повести — реальная историческая личность, князь, наделенный, как правило, идеальными качествами воина-христианина. Красочному лаконичному описанию сражений служат устойчивые словесные стилистические формулы, прочно закрепленные за этим жанром: «сеча зла и ужасна» , «стрелы летяху, аки дождь» , «оступиша полки, аки борове» , «за руки емлющеся, сечахуся» , «кровь по удолиям течаше» и т.п. жанрообразующие элементы воинской повести представлены также в повестях о княжеских усобицах и княжеских преступлениях. Ярким образцом воинской повести может служить «Повесть о походе на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича в 1185 г.», помещенная в Ипатьевской летописи, «Слово о полку Игореве». После монголо-татарского нашествия характер воинской повести несколько меняется. Мужество героя перед непобедимым врагом приобретает трагический оттенок и черты христианского подвижничества ( «Повесть о битве на Калке» , «Повесть о приходе Батыя на Рязань в 1237 г.»). После Куликовской битвы воинская повесть окрашивается в мажорные, победные тона. Подвиг воина тесно связывается с укреплением могущества православного русского царства. Значительно обогащают жанр воинской повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.» Нестора-Искандера. Изменение военной техники, появление артиллерии, огнестрельного оружия приводит к новым средствам словесного описания сражений, широко вводятся картины вещих знамений, в уста героев вкладываются благочестивые молитвенные размышления — монологи. Эти новые начала получили наиболее полное развитие в «Истории о Казанском царстве» (2-я пол. XVI в.), а затем в исторических повестях Смутного времени, где уже появляются новые принципы изображения человека, стремление показать его многогранность и противоречивость поведения и характера. Во 2-й пол. XVII в. Жанр воинской повести начинает изживать себя, уступая место бытовой, приключенческой повестям. Изд.: Воинские повести Древней Руси / Под ред.в. п. Адриановой-Перетц.м.; Л., 1949. Лит.: Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.). М., 1902; Он же. Героические темы древнерусской литературы.м.; Л., 1945; Творогов О. В. Задачи изучения устойчивых литературных формул Древней Руси // Труды Отд. Древнерусской литературы.т. 20. М.; Л., 1964; Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд.м., 1979; Он же. Человек в литературе Древней Руси. 2-е изд.м., 1970; Истоки русской беллетристики.л., 1970

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *