Сочинение на тему подвиг народа на войне

8 вариантов

  1. (1 вариант)
    Память сердца заставляет вновь и вновь писателей и читателей возвращаться к теме подвига народа на войне. Эта тема неисчерпаема, необъятна; трудно перечислить все, что написано о войне. В своем сочинении я хочу прежде всего рассказать о подвиге писателей-фронтовиков. Подвиг советского народа был также подвигом литературы.
    В первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий. П. Коган.
    Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».
    Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и …писали.
    О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой.
    Среди писателей-фронтовиков были и женщины. Совсем юная Ю. Друнина писала о себе и своих сверстницах:
    Нет, это горят не хаты
    – То юность моя в огне.
    Идут по войне девчата,
    Похожие на парней.
    Ей же принадлежат незабываемые строки:
    Я только раз видала рукопашный.
    Раз – наяву. И тысячу – во сне.
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот ничего не знает о войне.
    Да, было страшно: земля содрогалась от разрывов бомб и грохота гитлеровских танков, рева самолетов, стонов раненых; было страшно видеть умирающих рядом, но люди совершали самоотверженные поступки. Мне хочется отметить, что писатели рассказывали о жестоких днях правдиво, без прикрас, продолжая традиции Л. Н. Толстого, провозгласившего правду важнейшим принципом творчества.
    Произведения писателей звали людей на борьбу против врагов, воодушевляли на подвиги. Глубокое влияние на людей оказывала песня «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача. Так, например, в своих воспоминаниях командир батальона, попавшего во вражеское окружение, пишет: «Люди, уже отчаявшиеся победить, обрели веру в себя и выиграли сражение, услышав из рубки приемника:
    Пусть ярость благородная Вскипает, как волна,
    – Идет война народная, Священная война».
    Я преклоняюсь перед тем, что, попадая в тяжелейшие условия, писатели и поэты оставались верными своему делу. Татарский поэт Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. Но он не сломался, не смирился со своей судьбой, не встал на колени перед врагами. В плену Муса Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию. Но поэт был предан, а затем переведен в берлинскую тюрьму Моабит. Брошенный в каменный мешок Моабитской тюрьмы, скованный по рукам и ногам, но не сломленный духом, Муса не прекратил борьбы. Теперь у него осталось единственное оружие – слово.
    Не преклоню колен, палач, перед тобою,
    Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
    Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя,
    Хотя ты голову отрубишь мне, злодей
    Это стихотворение – самоотверженный поединок Джалиля в Моабите с фашистскими палачами, свидетельство огромной силы духа, непоказного, спокойного мужества.
    Размышляя о подвиге человека на войне, я невольно вспоминаю книгу Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Мы привыкли, что война – дело мужское, а Борис Васильев сумел повернуть тему войны такой стороной, которая меня поразила – война и девушки. Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак… Каждая из них могла бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям… Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собственные жизни. В. Васильев показывает, что истоком подвига была любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову кажется, что позиция, которую занимает он и девчата, – самая важная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федор Евграфович Басков, был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия.
    Нельзя не сказать о подвиге людей, которые работали в тылу, ибо хлеб, взращенный трудом женщин и детей, – это тоже оружие, и сила этого оружия велика.
    Поражает мужество ленинградцев. Именно они отстояли город от натиска гитлеровских полчищ, именно они создали ледовую дорогу, сохранили нужные производства. Ленинградцы сберегли чистоту и абсолютный порядок, творили искусство под сплошным артиллерийским обстрелом и беспрерывной бомбежкой.
    Ольга Берггольц, поэтесса-блокадница, «дыша одним дыханием с Ленинградом», писала об этих днях:
    Горжусь, что в эти дни, как никогда,
    мы знали вдохновение труда.
    В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
    где смерть, как тень, тащилась по пятам,
    такими мы счастливыми бывали,
    такой свободой бурною дышали,
    что внуки позавидовали б нам.
    Для моего поколения Великая Отечественная война – далекая история. Но история, которая волнует нас, учит дорожить свободой Родины, учит доброте, человечности, любви к людям. Тема подвига человека на войне вечна.
    (2 вариант)
    В последнее время в души и сердца стали возвращаться забытые имена писателей, их честные книги о войне. Это такие произведения, как роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и рассказы В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), К. Воробьева («Крик», «Убиты под Москвой», «Гуси-лебеди»), В. Кондратьева («Отпуск по ранению», «Сашка») и др.
    Прекрасная повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда» появилась в 1942 году. Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повести великое испытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью войны. Это была одна из первых попыток психологического осмысления подвига народа.
    События в повести В. Некрасова происходят в сорок втором году при обороне Сталинграда. Автор описывает передовую, ожесточенные бои, когда противник прорвался к Волге и отступать было некуда. И возникает вопрос: кто виноват в этом? Кто виноват в неподготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Этот вопрос возникает у многих: и у Юрия Керженцева, главного героя повести, и у командира пятой роты Фабера, и у других людей.
    Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега – малограмотный человек, «…читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину… он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны – кулаками, зубами…». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.
    Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.
    В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его посвящена подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жестоком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреться – уже немалая удача» и «„.с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка… пшенки на двоих – и будь здоров».
    Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие человеческие качества русского солдата. Сашка умен, сообразителен, ловок – об этом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных моментов повести – отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».
    В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужество, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем – способность размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых геройств не совершал».
    «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самом трудной должности – солдатской», – писал о герое Кондратьева К. М. Симонов.
    Тема народного подвига звучит также в повести писателя-фронтовика К. Воробьева «Убиты под Москвой». Она появилась в печати в 1963 году, но подверглась резкой критике, была запрещена в продолжение многих лет и вернулась к читателю в 1987 году. Критик Златокуцкий назвал книгу Воробьева повестью о прозрении от слепоты. Главная мысль – постижение сущности войны всеми героями. В начале повествования мы узнаем о том, как учебная рота в количестве двухсот сорока курсантов идет на фронт. Они шли легко и радостно, фронт казался им чем-то величественным. Но в страшных условиях жесточайшей войны во многом меняются их представления о жизни.
    Молоденькие курсанты переживают первый обстрел, гибель политрука роты Анисимова, а затем похороны шести убитых товарищей, кровопролитные бои и смерть многих бойцов. В финальной сцене мы узнаем, что из всей роты в живых остался только лейтенант Ястребов.
    Война показана К. Воробьевым как народное бедствие. Автор, восхищаясь мужеством своих героев, их подвигом, в то же время как бы спрашивает, почему мы часто не ценим человеческую жизнь, почему так бездумно относимся к урокам нашей истории.
    Главный герой повести Алексей Ястребков прошел суровую школу, постиг жестокий опыт войны, стал мужественным воином, до конца выполнил свой долг, долг памяти перед погибшими товарищами.
    Прошло пятьдесят лет, как отгремели победные залпы над Берлином, но тема войны, тема подвига, стойкости, мужества советских людей в те трудные, грозовые годы продолжает волновать писателей, поэтов. Они делятся воспоминаниями о пережитом. И это для них самое большое счастье, самая высокая любовь к своему долгу, к Родине, к народу.
    (3 вариант)
    Поэт-фронтовик сказал: «Война – жесточе нету слова…» Уже для многих поколений оно олицетворяет ненависть и страх, боль и смерть. Пятьдесят лет прошло с тех пор, как окончилась самая жестокая и кровопролитная из войн. И очень приятно, что люди не забыли тех страшных уроков, что преподнесла нам история. Так случилось, что испокон веков наша Родина требовала от своих сынов подвига во имя самой жизни, во имя всего человечества. И они поднимались, эти русские чудо-богатыри, и несокрушимой стеной вставали на пути зловещего врага. И конечно же, как могла литература оставить без внимания сей ратный подвиг, как могла не воспеть его для грядущих поколений? Множество литераторов брали на себя этот труд. Среди них были и неизвестные ныне авторы древних летописей, и признанные классики русской литературы. Мужество и героизм российского воина нашли отражение как в летописном «Слове о полку Игореве», так и в грандиозной эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
    Подвиг человека на войне, каков он? Он такой разный, как трудно его порой определить. У него нет ни возраста, ни пола, ни национальности. В свои восемнадцать лет Александр Матросов вряд ли думал о подвиге, бросаясь на амбразуру и закрывая своим телом вражеский пулемет, чтобы товарищи могли пойти в атаку. И это войдет в историю, как и подвиг Николая Гастелло, который направил свой охваченный пламенем самолет на танки врага. Эти герои, а с ними и великое множество других не будут забыты. Подчас же подвиг человека остается неизвестным. Пример именно такого героизма мы видим в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Его герой, Андрей Соколов, проходит через все круги ада в фашистском плену, война отбирает у него жену и дочь, а потом и сына. Все эти несчастья тяжелым грузом ложатся на сердце Андрея. Казалось бы, человек не может выдержать такой тяжести, его душа должна навечно опуститься в пучину отчаяния и ожесточения. Этого не происходит с Соколовым, все пережитое рождает лишь временное отчуждение, тонкий ледяной покров, ограждающий его от красот мира. Но Андрей сумел сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, богатство своей души: «Человек всегда должен бороться за жизнь, за справедливость, но при этом он должен оставаться человеком». Нравственно Андрей крепок, и, чтобы навсегда прогнать тот леденящий душу холод, ему нужна лишь небольшая помощь, маленький толчок. И этим толчком к новой жизни становится Ванюшка – маленький мальчик, встреча с которым освобождает душу Соколова, спавшую до этого в ледяном забытьи. Ну разве остаться самим собой, перенеся все ужасы войны, это не подвиг?
    В том же рассказе Шолохов показывает нам еще один пример людского подвига, и это пример мужества и верности своему долгу. Военврач, запертый вместе с Соколовым и другими пленными в церкви, даже не считает возможным остаться в тени, не выполнить свой врачебный долг, не помочь раненым товарищам. Как глубоко уважение автора к такому мужеству и самоотверженности: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал».
    Еще один подвиг душевный, внутренний – это подвиг Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Человек, оставшийся без ног, передвигающийся на протезах, сумел сделать практически невозможное.
    ийся на протезах, сумел сделать практически невозможное. Он заставил почувствовать самого себя полноценным человеком. Алексей обладает настолько сильной жаждой жизни, желанием действовать, что не может смириться с ролью калеки, уготованной ему безжалостной судьбой. Мересьев, пройдя через боль и страдания, достигает своей заветной цели, он вновь поднимается в небо. Алексей совершает подвиг силы воли и упорства в достижении поставленной цели.
    Подвигом может быть преодоление себя, своего страха, эгоизма, способность ощущать свою ответственность за то, что происходит в мире, готовность к самопожертвованию во имя любви к людям, способность выбора пути перед лицом смерти. Именно этим проблемам посвящена одна из лучших повестей В. Быкова – «Сотников».
    Быков подробно прослеживает поведение Рыбака и Сотникова в плену. Он показывает, как слепая жажда жизни приводит к измене, как сильный, ловкий и смелый человек может оказаться предателем. Рыбак – это «не враг по убеждению и не подлец по натуре». Он смелый и мужественный партизан. Но все эти качества сохраняются в нем до того момента, пока не нужно заплатить за убеждения жизнью. Одной из причин, которые привели Рыбака к предательству, Быков считает его нравственную неразвитость. Об этом думает перед смертью Сотников: «Рыбак был неплохим партизаном. Но как человек и гражданин, безусловно, не добрал чего-то. Впрочем, откуда было и добрать Рыбаку, который после своих пяти классов вряд ли прочитал хотя бы десяток хороших книг…» В Рыбаке сильна жажда жизни, но в нем нет способности оценивать себя, свои поступки, и поэтому легко его сломать. В этой повести автор раскрывает и рождение подвига. С момента ареста Сотников перестает думать о себе, о своей жизни. До самой смерти его мысли заняты тем, чтобы спасти женщину, у которой они прятались. Определяющей чертой характера Сотникова автор показал верность гражданскому долгу. Он не прячется за спину другого, не перекладывает долю своей ответственности на чужие плечи. Ответственность перед людьми – это и есть, по мнению автора, проявление той высокой моральной силы, которая заключена в человеке. Подвигом было поведение Сотникова в фашистском застенке, подвигом была и его смерть. Он остался человеком до конца своей жизни и умирает непокоренным. Быков показывает, что путь к подлинному мужеству и героизму труден. Готовность к подвигу воспитывает вся жизнь.
    Великолепна повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Невозможно читать ее без слез. Как страшно, когда девушки, которых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружием в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом и заключена основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повествует о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради этого.
    Вспоминая историю Великой Отечественной войны, нельзя забывать еще об одной форме героизма, еще об одном подвиге. Это подвиг труда, который, не жалея сил, свершали старики, женщины, дети. Они, как и их отцы, сыновья, мужья на фронте, сражались с врагом в тылу, сражались, не щадя свою жизнь.
    Великая Отечественная война ушла в прошлое, но нам и нашим потомкам никак нельзя забыть тот бессмертный подвиг, который совершил наш народ, каждый солдат в отдельности. Подвиг ради будущего своих детей, ради мира на нашей планете. И так жаль, что для достижения всего этого потребовалось так много жизней и так много подвигов.

  2. Филиал НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права»
    в Смоленской области
    Сочинение на тему:
    “Подвиг народа в Великой Отечественной войне”
    Выполнила студентка учебной группы №111
    Агафонова Зоя
    Подвиг Народа Бессмертен!
    Что значат эти слова?
    Подвиг Народа Бессмертен!
    Однажды – и навсегда!
    Отцы наши – уходили
    С фашистской чумой воевать.
    Отцы наши – победили,
    Мы можем спокойно спать.
    А матери – оставались Хранить семейный очаг, Но не многим из них удавалось Увидеть мужей ещё раз,– “Подвиг Народа Бессмертен”,– Пылают слова огнём.
    Подвиг Народа Бессмертен!
    Мы вечно помним о нём!
    Виталий Вихрь Уже более полувека прошло со дня победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Неумолимое время берет свое, в жизнь вступают новые поколения. Но все же память о трагедии и подвиге народа останется, даже тогда, когда не будет ни одного свидетеля этого страшного времени. Память не стирается и не тускнеет с годами. Потому, наверное, что это не только память отдельных людей или одного поколения. Это память Народа, навечно вошедшая в его историю, в его настоящее и будущее, в его национальное самосознание. И каждая новая книга о войне — еще одно тому подтверждение. Быков, Бондарев, Адамович, Симонов, Астафьев — все они писали о войне.

    Юные герои Бондарева, как и сам писатель, шагнули в жестокий и суровый мир войны прямо со школьной скамьи, из чистого и светлого мира детства. В прошлом остались дом, друзья, учебники, мечты о будущем. Впереди их ждало испытание огнем. И они оказались готовы к этому испытанию. Может быть, они мечтали о подвиге. Но, уходя на войну, они почти ничего не знали о ней. Не знали всей ее жестокости, не знали, что война — это страх, кровь, смерть. До первого серьезного боя она представлялась им в романтическом свете, казалась чередой беспрерывных подвигов, каскадом героических свершений. «Какие вы еще наивные, доверчивые мальчики. Что с вами будет?»
    — говорит в «Выборе» мать Рамзина своему сыну и Васильеву, вернувшимся с «окопов» и переполненным новыми для них «военными» впечатлениями. А лейтенант Ерошин из повести «Батальоны просят огня»? Даже смерть свою он представлял театрально: «…он доползет под огнем до разбитого орудия, обнимет ствол, поцелует его еще живыми губами, прижмется к нему щекой и умрет, как должен умереть офицер-артиллерист. Его понесут от орудия к могиле на плащ-палатке, и он почувствует, что солдаты скорбно смотрят на молодое его и после смерти прекрасное своей мужественностью лицо и будут плакать, и жалеть, и восхищаться этой героической его смертью».
    Не знали, да и не могли знать герои Бондарева, насколько тяжела та ноша, которую взвалили они на свои неокрепшие плечи, — ноша войны, и насколько страшна та обязанность, которую накладывала на них война и которая становилась теперь их главной обязанностью, — обязанность убивать. Но с первого часа они знали одно: Родина в опасности, ее надо защищать. И они делали все, чтобы отстоять землю, где жили их матери, отцы, братья и сестры.
    Они выкатывали орудия на прямую наводку и били по «скорпионно-желтым» с черной свастикой бокам фашистских танков, ложились за щиток пулемета и не дрогнувшей рукой нажимали гашетку, в упор расстреливая наступавших врагов, побеждали их в неистовой рукопашной схватке.
    Пройдя по огненным дорогам войны сквозь страдания и смерть, юные герои Бондарева не стали, подобно героям Ремарка и Хемингуэя, «потерянным поколением», разочарованными скептиками, отгородившимися от мира и целиком ушедшими в себя, утратившими веру в человека. Один из них говорит об этом: «За долгие четыре года войны, каждый час чувствуя возле своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний пыл юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям».
    Взрослея и мужая в огне боев, они стали «непримиримее к несправедливости»
    и «добрее к добру». Герои произведений Бондарева, восемнадцатилетние бойцы, ставят перед собой важнейшие вопросы человеческого бытия и пробуют на них ответить. Патриотизм, долг, совесть, любовь, гуманизм…
    Какую роль играют эти понятия в жизни человека? И что есть жизнь человеческая вообще? Что она стоит? И есть ли для человека что-либо выше и дороже этой высшей и самой дорогой для него ценности — Жизни? Вспомним повесть Бондарева «Батальоны просят огня». Вырвавшись с четырьмя бойцами с плацдарма, на котором полегли лишенные артиллерийской поддержки два батальона, Борис Ермаков, главный герой повести, нарушая все уставы и всяческую субординацию, бросает гневно и бескомпромиссно в лицо командиру дивизии полковнику Иверзеву: «Я не могу вас считать человеком и офицером!»
    Перед нами разворачивается внутренний конфликт повести, за которым важнейшая гуманистическая, нравственная и философская проблема цены победы, чрезвычайно остро звучащая в повестях и романах Бондарева да и вообще в прозе о Великой Отечественной войне. И в свете этой проблемы еще ярче видится внутренний мир героев Бондарева.
    В повести «Последние залпы» в самом начале, увидев нахмуренное лицо командира батареи капитана Новикова, мы узнаем о тех мыслях и чувствах, которые терзают его в эту холодную осеннюю ночь — последнюю ночь перед последним боем, последнюю ночь его жизни. Эти мысли и чувства те же, что не давали покоя раненому Бульбанину, что мучили полковника Гуляева и капитана Ермакова в «Батальонах». Это мысли о любви, об ответственности за жизнь людей: «Новиков не видел в темноте ни орудия, ни часовых, шел — руки в карманах, ветер неистово трепал полы шинели, — странное чувство тоски, глухой растерянности в этих мрачных холодных Карпатах охватывало его.

    Приступы тоски появлялись в последнюю неделю не раз — и всегда ночью, в короткие затишья, и объяснялись главным образом тем, что четыре дня назад при взятии города Касно батарея Новикова впервые потеряла девять человек сразу — и Новиков не мог простить себе этого». Для Новикова, как и для героев «Батальонов», как и для самого Бондарева, жизнь человека, даже в не человечески трудных и жестоких условиях войны, — высшая ценность.
    С ценой победы неразрывно связана и другая, не менее значимая проблема — добра и зла на войне. Проблема эта для Новикова отнюдь не абстрактна. За ней стоят людские судьбы, они во многом определяют успех дела.
    И решать ее главному герою приходится не в тиши кабинета, а на поле боя, когда на раздумья отпущены считанные минуты. И не всегда решения эти согласуются с его чувством, но всегда с суровой реальностью войны. И потому так мучается Новиков, стоя над трупом Колокольчикова, ушедшего по его приказу восстанавливать связь с Овчинниковым и убитого по дороге. «Сколько раз в силу жестоких обстоятельств посылал он людей туда, откуда никто не возвращался! Сколько раз мучился он один на один с бессонницей, узнав о гибели тех, кого посылал. Но где оно, добро в чистом виде? Где? Его не было на войне». И поэтому не колеблясь бросает он в огонь вместе с собой отвыкшего за полгода мирной жизни от фронта солдата Ремешкова. Потому так жесток и бескомпромиссен он с Овчинниковым, оставившим в бою батарею и товарищей.
    Видя каждый день кровь и смерть, герои Бондарева не забывают о том, что такое нравственная чистота, неуклонное следование долгу и совести, честное и прямое отношение к жизни. Ведь подвиг заключается не только в том, чтобы сражаться, выжить, победить, но и в том, чтобы, несмотря ни на что, остаться человеком. А это было так нелегко.
    Великая Отечественная война была войной народной. Именно народ, поднявшись на защиту Родины, показал несгибаемую силу духа. Поэтому свою главную задачу Бондарев видит в изображении народа — творца и вершителя истории, в показе его ежедневного беспримерного подвига. Герои Бондарева олицетворяют мужество, благородство, чувство долга, нравственную бескомпромиссность, глубочайший патриотизм — все лучшие черты народапобедителя.
    Человеческая память избирательна. Хорошее помнится дольше, плохое, наоборот, быстрее забывается. Наверное, это связано с тем, что человек подсознательно стремится к лучшему, доброму, хорошему. Это касается человеческой памяти, но ведь существует историческая память, память нашего общества, целого народа. В истории, как мы знаем, есть белые пятна, есть события, о которых до сих пор мало известно или над которыми толь- ко-только начинают поднимать завесу секретности. А знать это важно, ведь без прошлого нет настоящего и не может быть будущего. Мы по-новому смотрим теперь на события сталинского периода, Великой Отечественной войны и более близкого прошлого.
    О войне открыто и правдиво писали Быков, Симонов, Васильев, Астафьев.
    Настоящим открытием стали документальные повести Алеся Адамовича, где каждая строчка — это людская боль и горе. Его произведения основаны на реальном материале, по воспоминаниям очевидцев. Не менее остро и правдиво изображено послевоенное время в повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Судьба братьев Кузьменышей, вечно голодных, безродных, — это судьба многих детей войны. Писателю близка эта тема, так как он сам был воспитанником детского дома и знает жизнь сирот не понаслышке. Это повесть о доброте и милосердии, о великой силе дружбы, это боль за детей, оставшихся без родителей. Это повесть о тяжелом военном времени, о сталинизме, о трагической судьбе «малых народов» в СССР. Чтобы выжить, маленьким детям приходилось воровать, обманывать, искать лучшей жизни. Можно только предположить, как сложилась бы судьба Кузьменышей, если бы не участие молодой женщины, Регины Петровны. Она дала детям ласку, заботу, тепло и доброту — все то, чего дети были лишены. Но усыновить ребят не удалось.
    Особый период в нашей истории — время сталинских репрессий. «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова — произведение о тех, у кого не было детства, чья юность прошла в эпоху подозрений и недоверия, когда нравственные основы и моральные принципы искажались, когда процветало доносительство, двурушничество, жестокость. Нам, современному поколению, трудно даже представить, что детей заставляли отрекаться от своих родителей или доносить на них.
    Лагеря, где содержались ни в чем не повинные люди, описаны в романах и повестях Солженицына. Издевательства, непосильный труд, голод и холод — все это выпало на их долю. Человека могли сослать на каторжные работы только за одно нечаянно оброненное слово, за анекдот. А сколько людей было осуждено и вовсе без вины! «Сидели» писатели, поэты, политические и общественные деятели, известные и неизвестные люди.
    Сколько их, этих белых пятен, в истории! Вспомним произведения Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики» и другие. Одно из последних ее произведений рассказывает о жертвах Чернобыля.
    Оно очень близко документальным повестям Адамовича. Повесть состоит из небольших рассказов непосредственных участников событий: ликвидаторов, мирных жителей, от которых скрывали правду, больных и обреченных на смерть, жертв последствий радиации. Алексиевич утверждает: на насилии, зле и жестокости нельзя построить справедливое общество и вырастить здоровое поколение.
    Мы должны помнить нашу историю, помнить для того, чтобы никогда больше не повторить ошибок прошлого, чтобы наше будущее и будущее наших детей и внуков было светлым и безоблачным.

  3. 22 июня 1941 года на нашу страну напали немцы. Началась Великая Отечественная Война. С этого дня не осталось ни одного дома, ни одной семьи, кого бы обошла стороной большая беда. На фронт уходили сыновья, братья, отцы и деды. Многим из них не суждено было вернуться, многие были ранены, но даже те, кто вернулся живым и здоровым навсегда сохранили в памяти кровь своих однополчан. За годы тяжёлого испытания наш народ вынес всё. Женщины и дети старались помочь солдатам, работая на разных фабриках и изготавливая то детали для техники, то посуду, то другие необходимые вещи. Работа длилась без остановки, советские люди стояли у станка по 12, а то и 14 часов, и каждый стремился внести свой вклад в победу. Сначала прочитай все сочинение и выбери самое интересное. Не торопись! В час отчаяния наш народ держался вместе, даже собаки спасали раненых солдат! Медсёстры готовы были сами лечь под пули, только бы успеть спасти раненых. Но, к сожалению, сила фашистов была слишком свирепа. В боях были убиты миллионы, огромное количество людей было взято в плен, многих расстреляли там же. История помнит голод Ленинграда, оккупированного немцами почти на 3 года. Казалось, что мы не одолеем врага, и никто больше никогда не узнает, что были на земле такие люди – русские. Но эту войну мы выиграли, и быть по-другому не могло. Ведь наш народ не хотел этой крови, не жаждал войны, не стремился убивать. Мы защищали свою Родину, своих близких людей, свои дома и зелёные леса, свои тёплые реки. Именно поэтому мы победили: у нас за плечом стояла любовь, а у фашистского солдата слепая ненависть.

  4. Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили.
    А. Чаковский
    Много лет прошло с того времени, как окончилась Вторая мировая война, но память о ней до сих пор живет в сознании потомков. Интерес к подвигу советского народа в нашей литературе не ослабевает. Появляются все новые и новые произведения, в которых освещается героический подвиг нашего народа. Эти произведения рассказывают читателю правду о подвиге советского народа, раскрывают характер войны и объясняют закономерность нашей победы.
    Очень интересным и исторически верным произведением о войне является роман-трилогия К. Симонова.
    Эти три романа К. Симонова, которые называются «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», последовательно и точно раскрывают основные этапы. Великой Отечественной войны. Но задача Симонова как автора не ограничивается лишь отражением хода истории. Пристально вглядываясь в историю войны с фашистами, Симонов стремится показать те силы, которые движут ею. Именно поэтому главное место во всем этом произведении заняпа проблема «народ и история». И каждый из романов трилогии представляет собой необходимый этап в последовательном решении этой проблемы.
    В романе «Живые и мертвые» К. Симонов изобразил и героические, и трагические страницы Великой Отечественной войны. Через хронику 1941 года писатель показывает то, что победа нашего народа над фашизмом в 1945 году — это закономерность. В этом романе скрывается оптимистическое начало. В совсем маленьких, в казалось бы незначительных эпизодах,
    Константин Симонов увидел источники будущей победы. Он видит героический полк Серпилина, который уничтожает 29 танков и одерживает тем самым психологическую победу: «оказывается, можно жечь немецкие танки и не отступать перед ними, когда они идут на тебя». Константин Симонов в своем романе рассказывает о том, что было мало современной техники, много самолетов было уничтожено прямо на аэродромах в первые дни войны. И именно поэтому тяжелые бомбардировщики вылетали на самые сложные задания без прикрытия и сталкивались нос в нос с вражескими самолетами. А для того чтобы уничтожить вражеские объекты, очень часто приходилось приносить в жертву экипажи самолетов. В сцене, в которой автор описывает гибель тихоходных бомбардировщиков, показаны слезы в глазах людей, которые наблюдают за воздушным боем.
    Сплочение народа перед общим горем — вот настоящий залог победы! Победу Константин Симонов видит в стойкости и мужестве бойцов, которые от самого Бреста тащили на себе пушку и не желали оставлять ее врагу. На основе всего этого К. Симонов делает вывод: если во время отступления хоть один полк сражается и наносит ощутимые потери противнику; если солдаты не бросают пушку, а тащат ее за собой; если в тылу люди работают, оправдывая лозунг «В труде, как в бою», — значит, победа обязательно будет за нами. Ведь с таким самоотверженным и стойким народом нельзя проиграть. Константин Симонов убежден, что нелегкие и суровые испытания 1941 года не только не сломили русский народ, но и сделали его стойким и идейно зрелым. В борьбе против захватчйков растет не только стойкость и сила народа, но и растет в душах людей осознание своей ответственности за судьбу Родины. События, которые описаны в романе «Живые и мертвые», становятся своеобразной историей народа, историей его создания и становления.
    Исследуя тему народного самосознания, Константин Симонов поднимает вопрос и о том, как люди становились солдатами. Эту проблему писатель раскрывает через образ Синцова. До начала войны он был штатским, журналистом, человеком мирной профессии. Война же вовлекает его в свой бурный и стремительный водоворот. Мирный, на первых порах беспомощный в военном деле человек становится воином, солдатом. Такие преобразования происходили в то время со многими советскими людьми. Миллионы людей, которые не были солдатами, взяли в свои руки оружие для того, чтобы отстоять , свою родину. Синцов — один из миллионов, а тот путь, по которому он проходит, — путь миллионов.
    В следующем романе трилогии Константина Симонова «Солдатами не рождаются» центральное место занимает проблема человека, который становится творцом истории. Здесь автор стремится показать новый тип героя — Серпилина, в образе которого собраны черты воина и бесстрашного полководца. Судьба этого героя тесно переплетена с героическими и драматическими событиями страны. Характер Серпилина показан в развитии. Герой проходит массу тяжелых испытаний не только во время войны, но и до ее начала. Очень часто его жизнь была настолько трудна, что ему требовалась невероятная сила воли для того, чтобы все вынести, не дрогнуть, выстоять и победить. Многое испытал Серпилин: горечь от отступления, тяжелые ранения, смерть жены, гибель сына, — но всегда, при любых обстоятельствах, он оставался человеком, проявлял благородство и сохранял веру в победу. „
    Серпилин, как и все герои произведений Константина Симонова, наделен человечностью и добрым сердцем. Он всегда думает о людях. Даже в непростое военное время он стремится беречь людей. Но как можно уберечь людей в бою? Просто не следует подвергать их бессмысленной опасности, но без колебания бросать их на встречу опасности, которая необходима. «…Если превысить власть — это кровь, но и не воспользоваться ею в минуту необходимости — тоже кровь». Именно поэтому Серпилина до глубины души возмущают необдуманные действия командира полка Барабанова, который под Новый год, не взвесив свои силы, приказал наступать и отбить высоту у немцев. И в результате его подразделения понесли невосполнимые потери. Но герой погибает от осколка немецкого снаряда, так и не увидев победы. Гибелью Серпилина Константин Симонов как бы подчеркивает то, какой дорогой ценой нашему народу досталась победа, кого отняла у нас война.
    В романе «Последнее лето» действие вновь происходит в тех местах, где трагически начинается путь героев. Пусть война еще не окончена, но они героически вынесут все ее трудности, они выстоят, несмотря ни на что.
    Герои этого произведения Константина Симонова, как и весь народ того времени, четко видят благородные цели своей борьбы. И в этом их сила.

  5. В сочинение на тему “подвиг народа бессмертен” речь пойдет о героях Великой отечественной воны. Причем, не только о погибших солдатах, но и о людях в тылу, которые не щадили своих сил.
    Много произведений в русской литературе посвящено Великой отечественной войне. Эта тема очень глубокая и трагическая, поэтому ни одной книги не хватит, чтобы передать всю горечь произошедшего. День 9 мая наполняет наши сердца гордостью за подвиг многонационального народа, который выиграл битву с захватчиками. Но этот день полон печали, потому, что миллионы сыновей и дочерей так и не вернулись домой.
    Тема подвига народа, войны и героизма никогда не перестанет волновать людей. А память о Великой отечественной войне всегда будет трогать наши сердца. Вона – это противоестественное состояние для человеческой души. Те, кто погибал на полях сражения, знали, что они не вернуться домой. Это трагическое событие затронуло почти каждую семью нашей страны, поэтому мы будем помнить тех, кто подарил нам жизнь.
    От этого подвига, совершенного народом, зависела наша судьба и наше будущее. Люди которые воевали и те, кто работал в тылу не щадили себя, поэтому подвиг бессмертен. По произведениям русской литературы мы знаем, что творилось в эти времена и далеко не каждый человек может выдержать подобное. Но люди шли до конца, не смотря ни на что.
    Оглядываясь назад, на то, сколько было жертв и сколько было пролито крови мы понимаем, что войны больше не должно быть и люди должны жить в мире.

  6. Сочинение Подвиг народа в ВОВ
    Тема Великой Отечественной войны – необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле.
    Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.
    Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять совсем юных девушек тоже не хотели войны!
    Книга Бориса Васильева “А зори здесь тихие” потрясла меня до глубины души. Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это те пять девчонок, которые вступили в неравную борьбу с фашистами. Все они очень близки мне, в каждой из них я нахожу немного от себя. Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она – самая мужественная, бесстрашная, волевая, она – мать!.. Женька Ко-мелькова – веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – “прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов А. Блока. Лиза Бричкина… “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!” Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями…
    А ты, Лиза… Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не слушать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… стать новой Любовью Орловой. Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты – усилие воли и выстрел в висок, у Жени – отчаянная и немного безрассудная (могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась); у Сони – удар кинжала в сердце; у Гали – такая же болезненная и беспомощная, как она сама, у Лизы – “Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны”.
    И остается старшина Басков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его “сестричек”.
    Как сокрушается старшина: “Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!” Поневоле наворачиваются слезы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.
    В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова “мужчины” и “война”, а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, – против врага, сильного, выносливого, хороню вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их. Но они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и были их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны. И мне было бы трудно без книги Б. Васильева жить, учиться, быть настоящим человеком.
    Еще одну страницу Великой Отечественной войны открыл передо мной писатель Виталий Закруткин. В его книге “Матерь человеческая” показана другая сторона войны: сожжены врагом станицы и хутора, обессилевшая от горя Мария осталась одна на пепелище. На женские плечи легло страшное горе, которое испытал не один советский человек в дни войны: “Враги сожгли родную хату, убили всю ее семью…”. Женщина никуда не может уйти от сгоревшего дома: здесь погибшие муж: и сын, здесь она снова должна стать матерью, сберечь здесь теплившийся огонь, чтобы на земле не угасла жизнь. Это помогает Марии выжить и не просто выжить, а стать матерью и своему ребенку, и осиротевшим детям из Ленинграда. Мать – хранительница Жизни. Эта высокая гуманная мысль воплощена Закруткиным в очень сильной сцене, когда Мария, охваченная ненавистью и жаждой мести, поднимает острые вилы, чтобы казнить вражеского солдата, спрятавшегося в погребе. Но он, оказывается, ранен и безоружен, он совсем еще юнец; его пронзительный крик “мама!” обезоруживает женщину. Наверное, она могла бы убить фашиста в бою, но она – мать – не может мстить поверженному врагу.
    Мария – человек сильный; в труде находит она смысл своего существования. Женщина в одиночку собрала урожай на брошенных полях, сберегла колхозный скот. Все это для живых, во имя жизни. И поэтому опускается перед Марией на колени и целует с благодарностью ее маленькую натруженную руку воин – командир кавалерийского полка.
    Нет таких темных, злых сил, которые могли бы сломить народную волю, народную душу, победить добрые начала в человеке, убить жизнь.
    На мой взгляд, природу истинной храбрости прекрасно выразил Антуан де Сент-Экзюпери: “А мне плевать на презрение к смерти. Если корни его (героизма) не в сознании ответственности, он – лишь свойство нищих духом…” Корни героизма героев произведений о войне Василя Быкова – в сознании своей ответственности, твердой убежденности в непобедимости правого дела.
    Возьмем, например, повесть В. Быкова “Сотников”. Уже в самом начале ее виден резкий контраст между сильным, энергичным, удачливым Рыбаком и молчаливым, угрюмым, больным Сотниковым. Этот внешний контраст помогает нам сосредоточить внимание на духовной сущности героев. Когда на их долю выпало страшное испытание, в тот миг, когда проверяется истинная ценность человека, Рыбак обнаружил постыдное малодушие и согласился ради своего спасения стать полицаем, а Сотников погиб как герой. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом. По-разному проявляется и страстная любовь к жизни, присущая обоим героям. Рыбак просто хочет жить – во что бы то ни стало, чего бы это ни стоило ему: “Он еще и теперь не терял надежды, каждую секунду ждал случая, чтобы обойти судьбу и спастись”. О Сотникове сказано другое: “И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям”. В этом проявилось убеждение писателя в том, что от каждого зависит все.
    А от нас сейчас зависит сохранить память о погибших. Она священна. Не потому ли стучит в нашем сердце ненависть, когда мы читаем поэму А. Вознесенского “Ров” о нелюдях, копающихся в черепах расстрелянных возле Феодосийского шоссе?! Не могилы они обворовывают, не в жалких золотых граммах презренного металла дело, а души они обворовывают, души погребенных, свои, наши! Как заклинание звучат слова Р. Рождественского:
    Люди! Покуда сердца стучатся, Помните!
    Какой ценой завоевано счастье, Пожалуйста, помните!
    < Предыдущая Следующая >

  7. Авг
    22 2010

    Достоин восхищения подвиг народа в Великой Отечественной войне

    Более чем полвека назад отгремели последние залпы второй мировой войны. Возвратились домой миллионы мужчин, изведавших все тяготы, которые когда-либо доставались на долю человека. И много миллионов военных и штатских не вернулись.Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных кремационных печей, на суше и на дне нескольких морей. Везде. Сегодня говорят, что не осталось больше тайн и мы знаем все об этой войне. Если мы знаем все, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой Отечественной – «Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой никуда не деться, когда из-под вороха аляповато-пестрых современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где обнявшись стоят погибшие тогда и умершие совсем недавно? И где граница, которая разделяет наш многообразный и динамичный мир и мир, оставшийся за кадром кинохроники тех правдивых и жестоких лет? Нет, последние слово о той войне еще йе сказано.
    Достоин восхищения подвиг народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники, деятели науки и культуры, дети и взрослые. Много написано о воинском подвиге и гораздо меньше – о подвиге тех, кто трудился в тылу. А ведь это – действительно большая тема. «Все для фронта, все для победы!» – этот лозунг вдохновлял тружеников тыла, давал им новые силы. И из заводских цехов выходили новые танки, самолеты, артиллерийские орудия, снаряды, патроны, военное снаряжение для сражающейся Советской Армии. Трудно поверить, что вся это Сложная техника создавалась руками женщин и детей, ведь мужчины были на фронте.
    «Народ бессмертен» – так называется одно из произведений знаменитого писателя Василия Гроссмана. В этом названии звуки народных маршей, стоны раненых, рокот наступающих танковых полков, слезы и радость Дня Победы. Да, народ бессмертен, как бессмертен его подвиг.
    У той войны была и непарадная, непоказная сторона. Нельзя забывать, что сороковые годы, как и тридцатые, были временем сталинских репрессий. И нередко тот, кто был настоящим героем на фронте, оказывался «врагом народа», придя домой. Но и это сумели преодолеть советские люди.
    Люди военного поколения особые. С фронтов Великой Отечественной они принесли в непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Быт советских людей еще долгое время был наполнен отголосками военного лихолетья. Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа – это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Мне кажется, что наш народ и сейчас способен на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся более полвека назад.
    Предыдущие Сочинения: «Евгений Онегин» – реалистический роман в стихах
    Следующие Сочинения: Волшебный мир детства. Сочинение за повестью В. Близнеца «Звук паутинки»
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Достоин восхищения подвиг народа в Великой Отечественной войне . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Никто не забыт…
    Никто не забыт…
    Будни военные в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
    «Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас…» (2)
    Cлезы и радость Дня Победы
    “Жизнь и судьба” (По роману В. Гроссмана)
    Этих дней не смолкнет слава!
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  8. Сочинения на свободную тему (5-11 кл)

    Сочинение по произведению на тему: Подвиг народа бессмертен (По произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне)

    Подвиг народа бессмертен
    Что гибель нам?
    Мы даже смерти выше.
    В могилах мы построились в отряд,
    И ждем приказа нового,
    И пусть
    Не думают, что мертвые
    не слышат,
    Когда о них потомки говорят.
    Б. Майоров
    Тема Великой Отечественной войны — необычная тема…Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле.
    Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.
    Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять совсем юных девушек тоже не хотели войны!
    Книга Бориса Васильева “А зори здесь тихие” потрясла меня до глубины души. Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня — это те пять девчонок, которые вступили в неравную борьбу с фашистами. Все они очень близки мне, в каждой из них я нахожу немного от себя. Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она — самая мужественная, бесстрашная, волевая, она — мать! Женька Комелькова — веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич — воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура — “прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов А. Блока. Лиза Бричкина. “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!” Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями.
    А ты, Лиза. Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не слушать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты. стать новой Любовью Орловой. Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты — усилие воли и выстрел в висок, у Жени — отчаянная и немного безрассудная (могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась) у Сони — удар кинжала в сердце; у Гали — такая же болезненная и беспомощная, как она сама, у Лизы — “Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны”.
    И остается старшина Васков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его “сестричек”.
    Как сокрушается старшина: “Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери — они!” Поневоле наворачиваются слезы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их
    любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.
    В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова “мужчины” и “война”, а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, — против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их. Но они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и были их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны. И мне было бы трудно без книги Б. Васильева жить, учиться, быть настоящим человеком.
    Еще одну страницу Великой Отечественной войны открыл, передо мной писатель Виталий Закруткин. В его книге “Матерь человеческая” показана другая сторона войны: сожжены врагом станицы и хутора, обессилевшая от горя Мария осталась одна на пепелище. На женские плечи легло страшное горе, которое испытал не один советский человек в дни войны: “Враги сожгли родную хату, убили всю ее семью.”. Женщина никуда не может уйти от сгоревшего дома: здесь погибшие муж и сын, здесь она снова должна стать матерью, сберечь здесь теплившийся огонь, чтобы на земле не угасла жизнь. Это помогает Марии выжить и не просто выжить, а стать матерью и своему ребенку, и осиротевшим детям из Ленинграда. Мать — хранительница Жизни. Эта высокая гуманная мысль воплощена Закруткиным в очень сильной сцене, когда Мария, охваченная ненавистью и жаждой мести, поднимает острые вилы, чтобы казнить вражеского солдата, спрятавшегося в погребе. Но он, оказывается, ранен и безоружен, он совсем еще юнец; его пронзительный крик “мама!” обезоруживает женщину. Наверное, она могла бы убить фашиста в бою, но она — мать — не может мстить поверженному врагу.
    Мария — человек сильный; в труде находит она смысл своего существования. Женщина в одиночку собрала урожай на брошенных полях, сберегла колхозный скот. Все это для живых, во имя жизни. И поэтому опускается перед Марией на колени и целует с благодарностью ее маленькую натруженную руку воин — командир кавалерийского полка.
    Нет таких темных, злых сил, которые могли бы сломить народную волю, народную душу, победить добрые начала в человеке, убить жизнь.
    На мой взгляд, природу истинной храбрости прекрасно выразил Антуан де Сент-Экзюпери: “А мне плевать на презрение к смерти. Если корни его (героизма) не в сознании ответственности, он — лишь свойство нищих духом.” Корни героизма героев произведений о войне Василя Быкова — в сознании своей ответственности, твердой убежденности в непобедимости правого дела.
    Возьмем, например, повесть В. Быкова “Сотников”. Уже в самом начале ее виден резкий контраст между сильным, энергичным, удачливым Рыбаком и молчаливым, угрюмым, больным Сотниковым. Этот внешний контраст помогает нам сосредоточить внимание на духовной сущности героев. Когда на их долю выпало страшное испытание, в тот миг, когда проверяется истинная ценность человека, Рыбак обнаружил постыдное малодушие и согласился ради своего спасения стать полицаем, а Сотников погиб как герой. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом. По-разному проявляется и страстная любовь к жизни, присущая обоим героям. Рыбак просто хочет жить — во что бы то ни стало, чего бы это ни стоило ему: “Он еще и теперь не терял надежды, каждую секунду ждал случая, чтобы обойти судьбу и спастись”. О Сотникове сказано другое: “И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям”. В этом проявилось убеждение писателя в том, что от каждого зависит все.
    А от нас сейчас зависит сохранить память о погибших. Она священна. Не потому ли стучит в нашем сердце ненависть, когда мы читаем поэму А. Вознесенского “Ров” о нелюдях, копающихся в черепах расстрелянных возле Феодосийского шоссе?! Не могилы они обворовывают, не в жалких золотых граммах презренного металла дело, а души они обворовывают, души погребенных, свои, наши! Как заклинание звучат слова Р. Рождественского:
    Люди! Покуда сердца стучатся, —
    Помните!
    Какой ценой завоевано счастье, —
    Пожалуйста, помните!
    freeform/raznoe323

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *