Сочинение на тему поэт и общество в лирике лермонтова

13 вариантов

  1. Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В его произведениях это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
    Мне кажется, особенно ярко данная проблема выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем “Пророке”: “С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка…”
    Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов — уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: “В меня все ближние мои бросали бешено каменья”. “Шумный град” встречает его насмешками “самолюбивой” пошлости, презрением.
    Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом их облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: … Как он угрюм, и худ и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
    У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм; у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежды и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
    Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как “Смерть Поэта” и “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель” и др.
    Так, стихотворение “Смерть Поэта” стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,— за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, “кто жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, “Свободы, Гения и Славы палачи” — стали причиной смерти Поэта.
    В другом стихотворении, названном Лермонтовым “Поэт”, тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием — прием параллелизма образов.
    Стихотворение можно разбить на две части.
    В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене.
    Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал, “как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных”) забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии.
    Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями ее можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.
    Беру!

  2. Твой стих, как божий дух, носился над толпой;И отзыв мыслей благородныхЗвучал, как колокол на башне вечевойВо дни торжеств и бед народных.
    Однако в сложившихся условиях поэт уже не может подняться до этого идеала и поэтому переживает глубо­кий кризис (стихотворения «Поэт», «Журналист, читатель и писатель»):
    Но скучен нам простой и гордый твой язык, —Нас тешат блестки и обманы…
    Поэт, полный сил и энергии, но не знающий, куда их приложить, по мнению Лермонтова, уподобляется кинжа­лу, который раньше был серьезным оружием, но теперь превратился в ценное украшение:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,Свое утратил назначенье,На злато променяв ту власть, которой светВнимал в немом благоговенье?
    Но как же тогда быть поэту, чье творчество призвано служить обществу? И стихи Лермонтова наполняются стра­данием, болью, чувством непреодолимого одиночества. Твор­цу, как воздух, необходимы близкие и родные по духу люди, но одинаковость людей и их безмыслие, холодность дела­ют общение с ними невозможным:
    Гляжу на будущность с боязнью,Гляжу на прошлое с тоскойИ, как преступник перед казнью,Ищу кругом души родной…
    Налицо конфликт между творцом, готовым к дерзким преобразованиям во имя человечества, и обществом, видя­щим в нем эгоиста, обращенного только к своим пережи­ваниям. И это сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открываются нам в стихотворениях Лермонтова «Смерть Поэта» и «Как часто пестрою толпою окружен…». Представленный здесь «выс­ший свет» не просто глуп и скучен, но и преступен: он убивает настоящих поэтов.
    В своих размышлениях об обществе Лермонтов с горе­чью и тоской смотрит на современное ему поколение, изне­женное и малодушное, не способное ни дружить, ни любить, не умеющее ни творить, ни воспринимать чужое твор­чество. Материал с сайта //iEssay.ru

  3. С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    М. Ю. Лермонтов
    Тридцатые годы XIX столетия в жизни русской интеллигенции — это время решения сложных социальных и финансовых проблем, время глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия М. Ю. Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Именно в это время определяются взгляды поэта на действительность, углубляются его представления о народности и одновременно появляется новое понимание роли поэта в обществе.
    Русским поэтам вообще свойственно чувство высокой ответственности перед читателем. Это чувство с особой силой было развито у Лермонтова.
    Проблемы искусства, мысли о назначении поэта тревожили его еще в юношеские годы. Богато одаренный от природы, Лермонтов увлекался живописью и музыкой, но первенствующее место в его воображении всегда занимала поэзия и в связи с этим вопросы: “Какой должна быть поэзия?”, “Каким должен быть поэт?” Даже в ранних стихотворениях Лермонтова тема творчества соединяется с резко выраженными общественными мотивами. В стихотворении “К***” (“О, полно извинять разврат!”) Лермонтов создает образ поэта-гражданина, который “пел о вольности, когда тиран гремел, грозили казни…” В те годы он выдвигает как основное мерило поэзии чувство правды: “Мой прекрасный дом для этого построен”, пишет Лермонтов в стихотворении “Мой дом”. Начиная с 1836 года, тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно-художественную программу. Это “Смерть Поэта” (1837), “Кинжал” (1838), “Поэт” (1838), “Не верь себе” (1839), “Журнал, читатель и писатель” (1840) и, наконец, “Пророк” (1841).
    В прошлом осталось романтическое противопоставление “мечты ” и “действительности”. Трагедия поэта объясняется теперь не только враждебностью света, но и рассматриваются связи с общественными условиями. В стихотворении “Смерть Поэта” явился реальный, обусловленный временем и обстоятельствами русской жизни образ поэта, нужного России и народу. Пушкин — “дивный гений”, но и реальный русский поэт, со своей трагической судьбой. “Восстал он против мнений света… и убит”. Реальные обстоятельства жизни заставили его вступить в этот “свет завистливый и душный”, который злобно гнал “Его свободный, смелый дар”. Истинный современный поэт бросает вызов светскому обществу, один противостоит насилию, коварству, клевете. Его можно убить, но не сломить. Так в творчестве Лермонтова через образ самого Пушкина определилась по-новому понятая пушкинская тема поэта: поэт и общество противостоят друг другу, и это противостояние заканчивается трагически для поэта.
    В стихотворении “Поэт” ставится вопрос, актуальный для 30—40-х годов XIX столетия, — это место поэта в жизни общества. Начинается стихотворение с образа кинжала, который впоследствии сравнивается с поэтом. Перед нами проходит развернутая история грозного оружия, служившего и орудием защиты от врагов, и орудием мщения. Ныне же, купленный в походной лавке армянина, Игрушкой золотой он блещет на стене, Увы, бесславный и безвредный.
    С железной последовательностью развивает Лермонтов главную мысль стихотворения. В ней звучит мотив, с которым мы встречались еще в стихотворении “Бородино”, — “Да, были люди в наше время”, — но на этот раз уже в применении к творчеству.
    Бывало, мерный звук твоих могучих слов
    Воспламенял бойца для битвы.
    Но это было раньше. А сейчас поэт вынужден констатировать
    с большим сожалением:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье.
    Поэзия должна служить людям. “Во дни торжеств” она пробуждает гордость за совершенные нами благородные дела. А в дни бед ее колокол говорит горькую правду и зовет к преодолению препятствий. И разве не на это надеялся поэт, когда восклицал в конце стихотворения:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
    “Пророк” — это последнее стихотворение о судьбе поэта. Его лирический протестующий герой наиболее трагичен. Здесь Лермонтов как бы отвечает своему кумиру Пушкину, утверждавшему в одноименном стихотворении великое общественное значение поэта и поэзии. Лермонтов же говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Различие позиций двух великих поэтов объясняется различными эпохами, в которых они формировались. Поколение Лермонтова от молчания, бездействия, равнодушия к добру и злу перешло к активному действию на стороне “толпы”: “В меня все ближние мои Бросали бешено каменья”.
    В такой ситуации лермонтовскому поэту-пророку ничего другого не остается, как скрыться от людей в пустыне. Наглость и агрессивность толпы раскрыта Лермонтовым с беспощадной правдивостью. Но эти стихи вызывают не только чувство гнева и возмущения толпой, а еще и гордость за пророка. Да, “толпа ” ликует, что затравила и насмеялась над проповедником “любви и правды”, но сломить ей его не удалось.
    Поэт, “воспламененный звуком могучих слов для битвы”, — это образ поэта-воина и гражданина, который создал Лермонтов вслед за Пушкиным и который прошел через всю русскую литературу.

  4. Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
    Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А.С.Пушкин в своем “Пророке”: “С тех пор, как вечный судия мне дал всевиденье пророка…”
    Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: “В меня все ближние мои бросали бешено каменья”. “Шумный град” встречает лермонтовского героя насмешками “самолюбивой” пошлости, презрением. Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:
    Как он угрюм, и худ, и бледен!
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!
    У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично. Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как “Смерть поэта” и “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель” и др. Так стихотворение “Смерть поэта” стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу, — за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, “кто жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина.
    Именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, “свободы, гения и славы палачи” стали причиной смерти поэта.
    В другом стихотворении, названном Лермонтовым “Поэт”, эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал “как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных”) забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья!
    Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии.
    Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

  5. 5
    Текст добавил: Зая_маинькая_на лужайки

    И скучно и грустно, и некому руку подать.
    М. Ю. Лермонтов
    Михаил Юрьевич Лермонтов рано осознал себя «избранником» судьбы, «странной» и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным, без конфликтов и противоречий.
    Поэт жаждал света, простоты и сердечности, а в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок. Его кумиром с детства был А. С. Пушкин, трагическая гибель которого потрясла Лермонтова. Он не мог не откликнуться на убийство гения, из кровоточащей души поэта вылилось стихотворение «Смерть Поэта».
    Погиб Поэт! невольник чести —
    Пал оклеветанный молвой…
    Удивительно, но молодой и никому еще не известный автор сумел точно определить причину гибели Пушкина и назвать истинных виновников трагедии.
    Общеизвестно, что «Смерть Поэта» — отклик на трагическую гибель Пушкина, но автор нигде не упоминает его имени. И постепенно начинаешь понимать — это боль и за собственную судьбу, которую Лермонтов гениально предвидел и предсказал в другом своем стихотворении.
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,

    Я раньше начал, кончу ране,
    Мой ум немного совершит;
    В моей душе, как в океане,
    Надежд разбитых груз лежит.

    …Кто
    Толпе мои расскажет думы?
    Я — или Бог — или никто!
    Вообще тема избранничества и одиночества в людском мире — самые популярные в творчестве Лермонтова. Но это не одиночество гордеца, презирающего толпу, а страдающей личности, не находящей близкой души. Поэт отмечен «печатью» судьбы, но в то же время человек, нуждающийся в понимании окружающих. Ему необходимы близкие и родные по духу люди. А Лермонтов не находил понимания ни в семье («Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть»), ни в любви и дружбе, ни в обществе.
    Нет, не тебя так пылко я люблю,
    Не для меня красы твоей блистанье:
    Люблю в тебе я прошлое страданье
    И молодость погибшую мою.
    Сложно быть в этом мире одиноким, но это жребий поэта, и Лермонтов несет свой крест гордо и с достоинством.
    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
    А годы проходят — все лучшие годы!
    Размышляя о России, поэт с горечью говорит, что слава и доблесть остались в прошлом, его же поколение не способно на подвиги: изнеженные и инфантильные, испуганные расправой над декабристами надеются как-то переждать тревожные времена, уцелеть любыми средствами. В окружающих его людях нет места творчеству, пытливому познанию мира, дружбе и любви, поэтому Михаил Юрьевич снова обращается к славным страницам истории государства, вспоминая победу над Наполеоном, одержанную «отцами».
    — Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    Горечь автора усугубляется: он тоже принадлежит к этому «немощному» поколению, не выделяя себя, говоря «мы», а не «они».
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Поэт ищет точки соприкосновения с прекрасной природой, но и тут холодное безмолвие, тишина и непонимание.
    Выхожу один я на дорогу;
    Сквозь туман кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
    И звезда с звездою говорит.
    Рассуждать о Лермонтове непросто, он сложный поэт, в его творчестве много загадочного, непознанного. Хочется проникнуть в суть авторской мысли, понять его послание не только современникам, но и потомкам. Лермонтовский стих, «облитый горечью и злостью», жжет и сейчас. В каждой авторской строфе слышится подлинное чувство боли поэта. Его желание не только существовать, жить, дышать, а приносить пользу стране. Вокруг него же — апатия и равнодушие. Лермонтов и тут не отделяет себя от общества, а с горечью причисляет себя к нему.
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Видя и понимая не одно следствие происходящего, поэт бросает обвинение прямо в лицо народу — ведь его молчание рождает беззаконие, которым пользуются власть держащие. «Прощай, немытая Россия» — одно из самых загадочных творений поэта. С одной стороны, это обвинение народу, плоть от плоти которого был поэт, которым он восхищался в стихотворении «Бородино», и одновременно искренняя боль за все происходящее, бесправие и угнетение, покорность судьбе.
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    Мне думается, о чем бы ни писал поэт, это было о его трагедии разлада с обществом и самим собой. Оттого нет в лермонтовской лирике таких безмятежно счастливых и радостно искрометных строк, как у Пушкина.
    Образ пленного рыцаря, узника, скованного цепями, то и дело возникает в лирике поэта. Как и они, автор — невольник, но иных цепей: условностей, непонимания, вынужденного одиночества.
    Отворите мне темницу,
    Дайте мне сиянье дня…

    Но окно тюрьмы высоко,
    Дверь тяжелая с замком…

    Одинок я — нет отрады…
    Мотивы одиночества, непонимания замыслов и чувств поэта, начатые в лирике, будут продолжены автором в драматическом произведении «Маскарад» и прозе — «Герой нашего времени», но приобретут более общий характер, чем в стихотворениях.

  6. И скучно и грустно, и некому руку подать.
    М.Ю. Лермонтов
    Михаил Юрьевич Лермонтов рано осознал себя “избранником” судьбы, “странной” и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным, без конфликтов и противоречий. Поэт жаждал света, простоты и сердечности, а в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок. Его кумиром с детства был А. С. Пушкин, трагическая гибель которого потрясла Лермонтова. Он не мог не откликнуться на убийство гения, из кровоточащей души поэта вылилось стихотворение “Смерть Поэта”.
    Погиб Поэт! невольник чести —
    Пал оклеветанный молвой…
    Удивительно, но молодой и никому еще не известный автор сумел точно определить причину гибели Пушкина и назвать истинных виновников трагедии. Об известно, что “Смерть Поэта” — отклик на трагическую Пушкина, но автор нигде не упоминает его имени. И начинаешь понимать — это боль и за собственную смерть, которую Лермонтов гениально предвидел и предсказал в другом своем стихотворении.
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Я раньше начал, кончу ране,
    Мой ум немного совершит;
    В моей душе, как в океане,
    Надежд разбитых груз лежит.
    … Кто
    Толпе мои расскажет думы?
    Я — или Бог — или никто!
    Вообще тема избранничества и одиночества в людском мире — самые популярные в творчестве Лермонтова. Но это не одиночество гордеца, презирающего толпу, а страдающей личности, не находящей близкой души. Поэт отмечен “печатью” судьбы, но в то же время человек, нуждающийся в понимании окружающих. Ему необходимы близкие и родные по духу люди. А Лермонтов не находил понимания ни в семье (“Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть”), ни в любви и дружбе, ни в обществе.
    Нет, не тебя так пылко я люблю,
    Не для меня красы твоей блистанье:
    Люблю в тебе я прошлое страданье
    И молодость погибшую мою.
    Сложно быть в этом мире одиноким, но это жребий поэта, и Лермонтов несет свой крест гордо и с достоинством.
    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
    А годы проходят — все лучшие годы!
    Размышляя о России, поэт с горечью говорит, что слава и доблесть остались в прошлом, его же поколение не способно на подвиги: изнеженные и инфантильные, испуганные расправой над декабристами надеются как-то переждать тревожные времена, уцелеть лю6ыми средствами. В окружающих его людях нет места творчеству, познанию мира, дружбе и любви, поэтому Михаил Юрьевич снова обращается к славным страницам истории государства, вспоминая победу над Наполеоном, одержанную “отцами”:
    — Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    Горечь автора усугубляется: он тоже принадлежит к этому “Не мощному” поколению, не выделяя себя, говоря “мы”, а не “они”:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Поэт ищет точки соприкосновения с прекрасной природой но и тут холодное безмолвие, тишина и непонимание.
    Выхожу один я на дорогу;
    Сквозь туман кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
    И звезда с звездою говорит.
    Рассуждать о Лермонтове непросто, он сложный поэт, в его творчестве много загадочного, непознанного. Хочется проникнуть в суть авторской мысли, понять его послание не только современникам, но и потомкам. Лермонтовский стих, “облитый горечью и злостью”, жжет и сейчас. В каждой авторской строфе слышится подлинное чувство боли поэта. Его желание не только существовать, жить, дышать, а приносить пользу стране. Вокруг него же — апатия и равнодушие. Лермонтов и тут не отделяет себя от общества, а с горечью причисляет себя к нему.
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Видя и понимая не одно следствие происходящего, поэт бросает обвинение прямо в лицо народу — ведь его молчание рождает беззаконие, которым пользуются власть держащие.
    “Прощай, немытая Россия” — одно из самых загадочных творений поэта. С одной стороны, это обвинение народу, плоть от плоти которого был поэт, которым он восхищался в стихотворений “Бородино”, и одновременно искренняя боль за все происходящее, бесправие и угнетение, покорность судьбе.
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    Мне думается, о чем бы ни писал поэт, это было о его трагедии разлада с обществом и самим собой. Оттого нет в лермонтовской лирике таких безмятежно счастливых и радостно испометных строк, как у Пушкина. Образ пленного рыцаря, узника, скованного цепями, то и дело зникает в лирике поэта. Как и они, автор — невольник, но иных пей: условностей, непонимания, вынужденного одиночества.
    Отворите мне темницу,
    Дайте мне сиянье дня…
    … окно тюрьмы высоко,
    Дверь тяжелая с замком…
    Одинок я — нет отрады…
    Мотивы одиночества, непонимания замыслов и чувств поэта, начатые в лирике, будут продолжены автором в драматическом произведении “Маскарад” и прозе — “Герой нашего времени”, но приобретут более общий характер, чем в стихотворениях.

  7. У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
    Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как “Смерть поэта” и “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель” и др.
    Так стихотворение “Смерть поэта” стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу, – за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, “кто жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина.
    Именно они – гонители таланта, сплетники, наушники, “свободы, гения и славы палачи” стали причиной смерти поэта.
    В другом стихотворении, названном Лермонтовым “Поэт”, эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал “как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных”) забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
    “Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья!”
    Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии.
    Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

  8. Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.

    В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: “Солнце русской поэзии закатилось, обе столицы облетели строки гневные и трагические:
    Погиб Поэт! – невольник чести –
    Пал, оклеветанный молвой…
    И Россия обрела нового великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.
    Начало своей поэтической деятельности Лермонтов относит к 1828 году, отзываясь пренебрежительно: “Когда я начал марать стихи в 1828 году…”. Традиционно творческий путь Лермонтова делят на три периода. Первый – с 1828 по 1832 год – время ученичества, поиска себя: своего голоса, своего мира, осознание своего дарования. Замечательно, что этот период как бы завершается стихотворением:
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник
    Как он гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.
    Неслучайно это сравнение с Байроном. И поэзия, и сама судьба великого английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют и принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому романтизму, и близкое мировосприятие. В лермонтовском стихотворении звучат уже главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”.
    Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение “Смерть поэта”, написанное на смерть Пушкина. Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Последние строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина. Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы. Ведь в “Смерти поэта” – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой культурой, – следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда – все молчи.
    Размышления о судьбе поэта, о его предназначении Лермонтов продолжает в стихотворении “Поэт”. Автор сравнивает поэта с кинжалом, утратившим свое истинное значение и функцию:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    Лермонтов вспоминает былые годы, когда поэзия была могучим орудием в устах умелого “воина”. Он говорит о значении поэзии, как объединяющей силы (ведь она звучала “во дни побед и бед народных”.) Сейчас же поэзия утратила свое назначение и уже не играет такой роли, как раньше. Современники Лермонтова перестали понимать “простой и гордый” язык поэта. В стихотворении “Не верь себе” поэт подвергает сомнению возможность понимания его людьми, которые не желают знать его страданий, а сам поэт не может выразить свои чувства “стихом размеренным и словом ледяным”.
    Важно также для понимания данной темы стихотворение “Пророк”. В нем поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам. И он продолжает свое дело. Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    Общество времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов показывал в своих стихай судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется личность и правит невежество и бездуховность.

  9. Значительную часть своего творчества М.Ю.Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
    Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А.С.Пушкин в своем «Пророке»: «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка…»
    Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и Мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.
    Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:
    Как он угрюм, и худ, и бледен!
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!
    У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
    Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта» и «Поэт», «Журналист, читатель и писатель» и др.
    Так стихотворение «Смерть поэта» стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу, — за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, «кто жадною толпой» стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина.
    Именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» стали причиной смерти поэта.
    Вдругом стихотворении, названном Лермонтовым «Поэт», Эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал «как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных») забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда, на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии.
    Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

  10. Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В его произведениях это тема активных и часто более того враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
    Мне кажется, особенно ослепительно данная проблема выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно отметить, что это стихотворение Лермонтов начинает как раз с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем “Пророке”: “С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка…”
    Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов — уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: “В меня все ближние мои бросали бешено каменья”. “Шумный град” встречает его насмешками “самолюбивой” пошлости, презрением.
    Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом их облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, более того бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через град, слыша за спиной оскорбительные возгласы: … Как он угрюм, и худ и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
    У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм; у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: в этом месте нет надежды и веры. Его стихотворение сильно пессимистично.
    Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как “Смерть Поэта” и “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель” и др.
    Так, стихотворение “Смерть Поэта” стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,— за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, “кто жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, “Свободы, Гения и Славы палачи” — стали причиной смерти Поэта.
    В другом стихотворении, названном Лермонтовым “Поэт”, тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет другой художественный прием — прием параллелизма образов.
    Стихотворение можно разбить на две части.
    В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене.
    Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, звук его не слышен, былые подвиги (когда звук его звучал, “как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных”) забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на звук мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Недаром в конце этого стихотворения ещё возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии.
    Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями ее можно считать Некрасова, Маякозского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

  11. Значительное место в творческом наследии М. Ю. Лермонтова занимает проблема взаимопонимания поэта и общества. Эти отношения рассматриваются как активные и часто даже враждебные.
    Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем «Пророке»: «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка…».
    Можно отметить преемственность в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности .лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то у Лермонтова виден уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.
    Различие пророков Пушкина и Лермонтова даже внешнее. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же подчеркивает в своем герое чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:
    Как он угрюм, и худ, и бледен!
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!
    У Пушкина мы видим веру в свободу, в людей, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
    Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть Поэта», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель» и других.
    Так, стихотворение «Смерть Поэта» не только прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу: за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, «кто жадною толпой» стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина: гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи».
    В другом стихотворении, названном Лермонтовым «Поэт», эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием — параллелизм образов. Стихотворение делится на две части. В первой Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал, «как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных») забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья!
    Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии.
    Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов.

  12. Поэт и
    общество в лирике М.Ю. Лермонтова.
    В траурные дни
    гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от  особняка на Мойке, где только что
    закончилась жизнь поэта, когда Жуковский
    сказал России: “Солнце русской поэзии закатилось, обе столицы облетели
    строки  гневные и трагические:
    Погиб Поэт! –
    невольник чести –
    Пал,
    оклеветанный молвой…
    И Россия обрела
    нового великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела,  чтобы через четыре года оплакать его гибель.
    Начало своей
    поэтической деятельности Лермонтов относит к 1828 году,  отзываясь пренебрежительно: “Когда я начал
    марать стихи в 1828 году…”.  Традиционно
    творческий путь Лермонтова делят на три периода. Первый – с 1828 по  1832 год – время ученичества, поиска себя:
    своего голоса, своего мира, осознание
    своего дарования. Замечательно, что этот период как бы завершается  стихотворением:
    Нет, я не
    Байрон, я другой,
    Еще неведомый
    избранник
    Как он гонимый
    миром странник,
    Но только с русскою
    душой.
    Неслучайно это
    сравнение с Байроном. И поэзия, и сама судьба великого  английского романтика, которым безумно
    увлекался юный Лермонтов, определяют и
    принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому
    романтизму, и  близкое мировосприятие. В
    лермонтовском стихотворении звучат уже главные мотивы  его будущего творчества: ощущение своего избранничества,
    обрекающее поэта на  скитание, на
    одиночество в мире. Лермонтов описал состояние души и путь русского  поэта “эпохи безвременья”.
    Тема поэта и
    поэзии вообще занимает значительное место в лирике  Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение
    “Смерть  поэта”, написанное на смерть
    Пушкина. Автор гневно обличает общество, не
    сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Последние строки направлены
    против  царских палачей, которые также
    виновны в гибели Пушкина. Главное даже не в том,  насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта,
    а в том, что он  сумел постичь вечные
    проблемы. Ведь в “Смерти поэта” – трагическая судьба не  только Пушкина, но и каждого гения с его
    ранимостью, непонятной для других
    душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой
    культурой,  – следствие существования
    любого бездуховного общества. А именно в таком
    обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:
    Вы, жадною
    толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения
    и Славы палачи!
    Таитесь вы под
    сению закона,
    Пред вами суд и
    правда – все молчи.
    Размышления о
    судьбе поэта, о его предназначении Лермонтов продолжает в  стихотворении “Поэт”. Автор сравнивает поэта
    с кинжалом, утратившим свое  истинное
    значение и функцию:
    В наш век
    изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил
    назначенье,
    На злато
    променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом
    благоговенье?
    Лермонтов
    вспоминает былые годы, когда поэзия была могучим орудием в устах  умелого “воина”. Он говорит о значении
    поэзии, как объединяющей силы (ведь она
    звучала “во дни побед и бед народных”.) Сейчас же поэзия утратила
    свое  назначение и уже не играет такой роли,
    как раньше. Современники Лермонтова
    перестали понимать “простой и гордый” язык поэта. В стихотворении “Не
    верь себе”  поэт подвергает сомнению
    возможность понимания его людьми, которые не желают  знать его страданий, а сам поэт не может выразить свои чувства
    “стихом  размеренным и словом ледяным”.
    Важно также для
    понимания данной темы стихотворение “Пророк”. В нем  поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего
    предназначения.  Это предназначение
    очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему,  насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей
    миссии, он  возвращается в пустыню, где
    вещает звездам. И он продолжает свое дело.
    Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого,
    видящего  вокруг себя лишь пороки и
    злобу:
    С тех пор как
    вечный судия
    Мне дал
    всеведенье пророка
    В очах людей
    читаю я
    Страницы злобы
    и порока.
    Общество
    времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных,  самовлюбленных людей. Лишь единицы были
    исключениями. Но жизни большинства из
    них длились недолго. Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате
    поэзией  своего высокого назначения, об
    обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов  показывал в своих стихай судьбу поэта, живущего в государстве,
    где подавляется  личность и правит
    невежество и бездуховность.
    Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.
    В траурные дни
    гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от  особняка на Мойке, где только что
    закончилась жизнь поэта, когда Жуковский
    сказал России: “Солнце русской поэзии закатилось, обе столицы облетели
    строки  гневные и трагические:
    Погиб Поэт! –
    невольник чести –
    Пал,
    оклеветанный молвой…
    И Россия обрела
    нового великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела,  чтобы через четыре года оплакать его гибель.
    Начало своей
    поэтической деятельности Лермонтов относит к 1828 году,  отзываясь пренебрежительно: “Когда я начал
    марать стихи в 1828 году…”.  Традиционно
    творческий путь Лермонтова делят на три периода. Первый – с 1828 по  1832 год – время ученичества, поиска себя:
    своего голоса, своего мира, осознание
    своего дарования. Замечательно, что этот период как бы завершается  стихотворением:
    Нет, я не
    Байрон, я другой,
    Еще неведомый
    избранник
    Как он гонимый
    миром странник,
    Но только с
    русскою душой.
    Неслучайно это
    сравнение с Байроном. И поэзия, и сама судьба великого  английского романтика, которым безумно
    увлекался юный Лермонтов, определяют и
    принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому
    романтизму, и  близкое мировосприятие. В
    лермонтовском стихотворении звучат уже главные мотивы  его будущего творчества: ощущение своего избранничества,
    обрекающее поэта на  скитание, на
    одиночество в мире. Лермонтов описал состояние души и путь русского  поэта “эпохи безвременья”.
    Тема поэта и
    поэзии вообще занимает значительное место в лирике  Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение
    “Смерть  поэта”, написанное на смерть
    Пушкина. Автор гневно обличает общество, не
    сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Последние строки направлены
    против  царских палачей, которые также
    виновны в гибели Пушкина. Главное даже не в том,  насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта,
    а в том, что он  сумел постичь вечные
    проблемы. Ведь в “Смерти поэта” – трагическая судьба не  только Пушкина, но и каждого гения с его
    ранимостью, непонятной для других
    душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой
    культурой,  – следствие существования
    любого бездуховного общества. А именно в таком
    обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:
    Вы, жадною
    толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения
    и Славы палачи!
    Таитесь вы под
    сению закона,
    Пред вами суд и
    правда – все молчи.
    Размышления о
    судьбе поэта, о его предназначении Лермонтов продолжает в  стихотворении “Поэт”. Автор сравнивает поэта
    с кинжалом, утратившим свое  истинное
    значение и функцию:
    В наш век
    изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил
    назначенье,
    На злато
    променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом
    благоговенье?
    Лермонтов
    вспоминает былые годы, когда поэзия была могучим орудием в устах  умелого “воина”. Он говорит о значении
    поэзии, как объединяющей силы (ведь она
    звучала “во дни побед и бед народных”.) Сейчас же поэзия утратила
    свое  назначение и уже не играет такой
    роли, как раньше. Современники Лермонтова
    перестали понимать “простой и гордый” язык поэта. В стихотворении “Не
    верь себе”  поэт подвергает сомнению
    возможность понимания его людьми, которые не желают  знать его страданий, а сам поэт не может выразить свои чувства
    “стихом  размеренным и словом ледяным”.
    Важно также для
    понимания данной темы стихотворение “Пророк”. В нем  поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего
    предназначения.  Это предназначение
    очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему,  насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей
    миссии, он  возвращается в пустыню, где
    вещает звездам. И он продолжает свое дело.
    Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого,
    видящего  вокруг себя лишь пороки и
    злобу:
    С тех пор как
    вечный судия
    Мне дал
    всеведенье пророка
    В очах людей
    читаю я
    Страницы злобы
    и порока.
    Общество
    времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных,  самовлюбленных людей. Лишь единицы были
    исключениями. Но жизни большинства из
    них длились недолго. Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате
    поэзией  своего высокого назначения, об
    обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов  показывал в своих стихай судьбу поэта, живущего в государстве,
    где подавляется  личность и правит невежество
    и бездуховность.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/

  13. Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тридцатые годы XIX столетия в жизни русской интеллигенции — это время решения сложных социальных и финансовых проблем, время глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия М. Ю. Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Именно в это время определяются взгляды поэта на действительность, углубляются его представления о народности и одновременно появляется новое понимание роли поэта в обществе.
    Русским поэтам вообще свойственно чувство высокой ответственности перед читателем. Это чувство с особой силой было развито у Лермонтова.
    Проблемы искусства, мысли о назначении поэта тревожили его еще в юношеские годы. Богато одаренный от природы, Лермонтов увлекался живописью и музыкой, но первенствующее место в его воображении всегда занимала поэзия и в связи с этим вопросы: «Какой должна быть поэзия?», «Каким должен быть поэт?» Даже в ранних стихотворениях Лермонтова тема творчества соединяется с резко выраженными общественными мотивами. В стихотворении «К***» («О, полно извинять разврат!») Лермонтов создает образ поэта-гражданина, который «пел о вольности, когда тиран гремел, грозили казни…» В те годы он выдвигает как основное мерило поэзии чувство правды: «Мой прекрасный дом для этого построен», пишет Лермонтов в стихотворении «Мой дом». Начиная с 1836 года, тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно-художественную программу. Это «Смерть Поэта» (1837), «Кинжал» (1838), «Поэт» (1838), «Не верь себе» (1839), «Журнал, читатель и писатель» (1840) и, наконец, «Пророк» (1841).
    В прошлом осталось романтическое противопоставление «мечты » и «действительности». Трагедия поэта объясняется теперь не только враждебностью света, но и рассматриваются связи с общественными условиями. В стихотворении «Смерть Поэта» явился реальный, обусловленный временем и обстоятельствами русской жизни образ поэта, нужного России и народу. Пушкин — «дивный гений», но и реальный русский поэт, со своей трагической судьбой. «Восстал он против мнений света… и убит». Реальные обстоятельства жизни заставили его вступить в этот «свет завистливый и душный», который злобно гнал «Его свободный, смелый дар». Истинный современный поэт бросает вызов светскому обществу, один противостоит насилию, коварству, клевете. Его можно убить, но не сломить. Так в творчестве Лермонтова через образ самого Пушкина определилась по-новому понятая пушкинская тема поэта: поэт и общество противостоят друг другу, и это противостояние заканчивается трагически для поэта.
    В стихотворении «Поэт» ставится вопрос, актуальный для 30—40-х годов XIX столетия, — это место поэта в жизни общества. Начинается стихотворение с образа кинжала, который впоследствии сравнивается с поэтом. Перед нами проходит развернутая история грозного оружия, служившего и орудием защиты от врагов, и орудием мщения. Ныне же, купленный в походной лавке армянина, Игрушкой золотой он блещет на стене, Увы, бесславный и безвредный.
    С железной последовательностью развивает Лермонтов главную мысль стихотворения. В ней звучит мотив, с которым мы встречались еще в стихотворении «Бородино», — «Да, были люди в наше время», — но на этот раз уже в применении к творчеству.
    Бывало, мерный звук твоих могучих слов
    Воспламенял бойца для битвы.
    Но это было раньше. А сейчас поэт вынужден констатировать
    с большим сожалением:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье.
    Поэзия должна служить людям. «Во дни торжеств» она пробуждает гордость за совершенные нами благородные дела. А в дни бед ее колокол говорит горькую правду и зовет к преодолению препятствий. И разве не на это надеялся поэт, когда восклицал в конце стихотворения:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
    «Пророк» — это последнее стихотворение о судьбе поэта. Его лирический протестующий герой наиболее трагичен. Здесь Лермонтов как бы отвечает своему кумиру Пушкину, утверждавшему в одноименном стихотворении великое общественное значение поэта и поэзии. Лермонтов же говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Различие позиций двух великих поэтов объясняется различными эпохами, в которых они формировались. Поколение Лермонтова от молчания, бездействия, равнодушия к добру и злу перешло к активному действию на стороне «толпы»: «В меня все ближние мои Бросали бешено каменья».
    В такой ситуации лермонтовскому поэту-пророку ничего другого не остается, как скрыться от людей в пустыне. Наглость и агрессивность толпы раскрыта Лермонтовым с беспощадной правдивостью. Но эти стихи вызывают не только чувство гнева и возмущения толпой, а еще и гордость за пророка. Да, «толпа » ликует, что затравила и насмеялась над проповедником «любви и правды», но сломить ей его не удалось.
    Поэт, «воспламененный звуком могучих слов для битвы», — это образ поэта-воина и гражданина, который создал Лермонтов вслед за Пушкиным и который прошел через всю русскую литературу.
    < Предыдущая Следующая >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *