Сочинение на тему русский язык в формате егэ

8 вариантов

  1. Короткий план к заданию C1 по русскому языку.
    1. Введение:
    Объем – 2-3 предложения.
    Задача: подвести читателя к проблеме
    Пример:
    – Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач.
    2. Постановка проблемы
    Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
    Объем: 2-4 предложения.
    Пример:
    – Однако, многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека.
    3. Комментарий к проблеме
    Задача: растолковать проблему, охарактеризовать ее
    Объем: 4-7 предложений
    Пример:
    Затронутая В. Солоухиным социальная проблема, является особенно актуальной в наше время, вместо того чтобы развивать свои способности и воображение, приобретать новые умения и навыки, люди предпочитают проводить свободное время перед голубым экраном. И это не может не вызывать тревогу у писателя. Примеры, которые он приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему, оценить серьезность происходящего.
    4. Позиция автора
    Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.
    Объем: 1-2 предложения.
    Пример:
    Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.
    5. Ваша позиция
    Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
    Объем: 1-2 предложения.
    Пример:
    Трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это.
    6. 1-й аргумент+литературный пример.
    Аргументами могут быть:
    1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные,полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы.
    2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты)
    То есть, например, вы пишете: Главная опасность телевидения, на мой взгляд, заключается в том, что оно порабощает душу человека, навязывает ему определенный образ мысли, стиль жизни, стремления, идеалы и ценности – чаще всего ложные, пустые. Привыкнув к простой, стандартизированной информации, которая поступает «с голубого экрана» и усвоение которой не требует никакого умственного и душевного напряжения, человек вскоре оказывается неспособен воспринимать более сложные вещи – произведения искусства, классическую музыку, классические литературные произведения, они ему становятся попросту неинтересны, он считает их скучными.. [Это был аргумент, который мы придумываем на месте]
    Известный публицист В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет “невольниками на галерах”. Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру. [Это был литературный пример, подтверждающий/иллюстрирующий аргументы, который (будем надеяться на лучшее) подготовлен у нас заранее].
    7. 2-й аргумент + литературный пример или 2 примера из жизни/науки.
    Лучше и здесь привести пример из литературы, чтоб уже наверняка, однако, если в пункте 6. вы уже использовали нашу маленькую уловку с любимым японским писателем, лучше не рисковать. То же самое касается случая, когда у вас был только один нормальный пример и вы его уже использовали. Пишем дальше:
    Кроме того, психологи, утверждают,что длительный просмотр сериалов наносит огромный вред развитию подростка или ребенка. Дети, проводящие досуг у экрана, отличаются замкнутым характером, им, как правило, бывает трудно находиться в компании сверстников, так как они стеснительны и пассивны, не проявляют интереса к играм и забавам, не имеют увлечений..
    Помимо этого, телевизор отбирает у человека самое ценное, что у него есть – время, которое можно было бы потратить на гораздо более важные и значимые вещи, например, на общение с близкими,что зачастую приводит к печальным последствиям. Например, в конце 90-х, когда по телевизору впервые стали показывать зарубежные сериалы, подавляющее большинство российских женщин невозможно было оторвать от экрана. Оставленные без ужина, внимания и заботы мужья в некоторых случаях даже подавали на развод, и семья разрушалась.
    8. Заключение
    В заключении обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно призывать читателя к размышлению, используя риторический вопрос.
    2-3 предложения.
    ЕГЭ портал рекомендует:
    • Другой план сочинения
    • Шаблоны сочинения ЕГЭ по русскому языку
    • 2 лекции с консультациями по написанию сочинения в ЕГЭ по русскому языку
    • Аргументация проблем в сочинении С1

  2. Война оставляет след в душе каждого человека. Кто-то читал книги и смотрел фильмы о войне, кому-то довелось или воевать, или жить в военное время. Говоря о войне, мы не можем не упомянуть о мужестве солдат. Как проявляется мужество в военное время? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Б.Л. Васильев, автор текста, предложенного мне для анализа.
    В центре внимания автора события, происходившие в Брестской крепости в самом начале Великой Отечественной войны. Обращаясь к теме мужества, Б.Л. Васильев рассказывает историю о неизвестном защитнике, который сражался совсем один до апреля 1942 года. Автор подчеркивает, что этот человек бился без соседей, приказов, писем из дома. Все это говорит о самоотверженности, огромной силе воли, и, конечно, мужестве этого советского солдата, имени которого мы не знаем. Б.Л. Васильев обращает внимание читателей на рассказы экскурсоводов о защитниках Брестской крепости, сходивших с ума от жажды, но отдававших воду детям. Автор акцентирует внимание на том, что крепость не сдалась.
    Позиция автора выражена открыто: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, отважных поступках. Автор убежден, что мужество свойственно людям, готовым пожертвовать жизнью ради защиты других людей.
    Я согласен с позицией автора: солдаты проявляют мужество, делая ради защиты своей Родины все возможное, жертвуя жизнью во имя победы, в любых ситуациях поступая по чести. Я считаю, что мужество присутствует не только в поступках, которые мы считаем подвигами, но и в других ситуациях, когда речь идет о чем-то трудновыполнимом, но крайне важном и нужном.
    Мужество мы видим в поступках, которые порой кажутся людям невыполнимыми. Такой пример присутствует в произведении А.Т. Твардовского “Василий Теркин”: боец переплыл ледяную реку, чтобы сообщить о взводе на правом берегу. Солдаты, сидящие в дозоре, сначала не поверили, что в такой холод по реке может плыть живой человек. Конечно, этот поступок Василия Теркина – пример проявления не только мужества, но и силы духа, достойной уважения.
    Не только во время военного сражения человек может совершить поступок, который можно назвать мужественным. В произведении М.Шолохова “Судьба человека” мы видим именно такой случай. Андрей Соколов, попавший в плен, был вызван на допрос к Мюллеру. Голодный, уставший, изможденный солдат не отступился от слов, из-за которых оказался на допросе. Более того, он отказался пить за победу немцев, несмотря на голод. Этим герой заслужил уважение Мюллера и был отпущен с хлебом и салом обратно. Трудно представить, что испытал Андрей Соколов, отстаивая свою честь и гордость русского народа. Это, несомненно, поступок по-настоящему мужественный.
    Примеров, показывающих мужество солдат, огромное количество. Каждый из них уникален, но за всеми поступками стоит смелость, самоотверженность, желание сделать все возможное и невозможное во имя Родины. Сложно представить, что испытали люди, поступки которых мы называем мужественными. Эти солдаты достойны того, чтобы о них помнили.

    Сочинение по проблеме роли памяти в жизни человека ЕГЭ по русскому языку

    То, что имеет человечество сейчас, создавалось веками. Многие нравственные ценности, традиции, обычаи, знания пришли к нашему поколению из далекого прошлого, поэтому вся наша жизнь связана с понятием памяти. Какова роль памяти в жизни человека? Над данной проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.
    Автор, рассуждая по указанной проблеме, обращает внимание на взаимосвязь культуры и памяти. С восхищением он говорит об удивительном свойстве памяти сохранять преимущественно нужное, доброе, а не злое. Стараясь быть убедительным, Д.С. Лихачев подчеркивает ведущую роль памяти в формировании человеческого опыта, усвоении традиций, приобретении трудовых и бытовых навыков, повышении эстетического уровня восприятия и творчества и, наконец, создании знания. Автору важно показать, что память имеет “величайшее нравственное значение”, потому что она “противостоит уничтожающей силе времени”. Д.С. Лихачев называет беспамятного человека неблагодарным, безответственным и бессовестным, тем самым показывая, как отношение к памяти характеризует личность. Для большей убедительности автор цитирует строки А.С. Пушкина, в которых любовь к “отеческим гробам” поэт называет “животворящей”.
    Позиция автора очевидна: он считает, что память накапливает необходимые человеку знания, играет важную роль в становлении личности в целом. Д.С. Лихачев считает память основой формирования культуры.
    Я согласен с позицией автора. По моему мнению, память важна как для отдельной личности, так и для общества в целом. Она помогает не только усваивать знания, но и оценивать происходящие в мире события, учит избегать ошибок, видеть значимость исторических фактов.
    Память сохраняется в книгах. Люди, не читающие книг, не способны правильно мыслить, давать оценку происходящему вокруг. В произведении Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” мы видим общество, лишенное важных для человека книг. Уничтожение книг сделало людей почти роботами, живущими по заданной программе. Общество принимало все происходящее как должное, потому что было лишено памяти, а значит, и возможности соотносить настоящее с прошлым. Люди, потеряв право читать книги, не приобрели важных для личности качеств, просто разучились свободно мыслить. А ведь книги – только один из великого множества источников памяти. Однако исчезновение книг поставило под удар возможность полноценного формирования личности.
    Огромное значение имеет память о подвигах наших предков. Это касается, конечно, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Уже прошло достаточно много времени с великой победы, но внимание к этому событию не становится меньше с годами. Горький опыт прошлого учит новые поколения мужеству, любви к Родине, предостерегает от совершения непростительных ошибок. Как бы человек научился этому, если бы в его памяти не было места событиям Великой Отечественной войны?
    Роль памяти в жизни человека невозможно переоценить. Именно память накапливает необходимые человеку знания, учит его поступать правильно, отличать хорошее от плохого. Поэтому память можно назвать основой успешного функционирования общества.

  3. Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку – достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.
    Определение темы (проблемы) текста – самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.
    Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.
    Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта. Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов. Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.
    Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже.
    В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, каким способом сформулирована проблема. Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.

    Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку

    Взаимоотношения человека и природы

    Как деятельность человека влияет на природу?
    Как нужно относиться природе?
    Почему природа важна для человека?
    Должен ли человек беречь природу?
    Как природа влияет на человека?
    Чем плохо потребительское отношение к природе?
    Зависит ли человек от природы?
    Почему человек часто не видит в природе прекрасного?
    Как природа может вдохновить человека?
    Как проявляется разрушающая сила природы?
    Почему нужно жить в гармонии с природой?
    В чем проявляется красота природы?

    Взаимоотношения человека и животных

    Почему человек должен заботиться о животных?
    Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?
    Как люди должны относиться к своим питомцам?
    Все ли люди любят животных?
    Почему человек так часто жесток по отношению к животным?
    Что заставляет человека убивать животных?
    Может ли животное быть полезно человеку?
    Всегда ли человек разумнее животного?

    Отношения в семье, детство

    Как семья влияет на формирование личности ребенка?
    Есть ли что-то сильнее материнской любви?
    Как проявляется забота родителей о своих детях?
    Почему родители строги с детьми?
    Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?
    Всегда ли материнская любовь идет во благо?
    Как воспитание отражается на будущем человека?
    Должны ли дети бросать своих родителей?
    Какая атмосфера должна быть в семье?
    Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?
    Почему родители должны быть честны с детьми?
    Почему случаются конфликты “отцов” и “детей”?
    Что значат для человека детские воспоминания?
    Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

    Красота и богатство русского языка

    Что значит для человека родной язык?
    Почему нужно беречь русский язык?
    К чему приводит безответственное отношение к родному языку?
    Как сохранить красоту русского языка?
    Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?
    В чем состоит богатство русского языка?

    Школа, учителя, книги

    Почему человеку важно получить хорошее образование?
    Как школа участвует в формировании личности ребенка?
    Чем важны школьные уроки?
    Почему нужно помнить своих учителей?
    Каждого ли учителя можно назвать хорошим?
    Каким должен быть настоящий учитель?
    Почему человек должен стремиться к знаниям?
    Чем плохо нежелание учиться?
    Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?
    Почему человек должен читать книги?
    Как книги влияют на мировоззрение человека?
    Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

    Внутренний мир, нравственные качества человека

    О чем может сказать внешность человека?
    Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?
    В каких ситуациях проявляется характер человека?
    Какие внутренние качества человека можно считать правильными?
    Каков по-настоящему богатый внутренний мир?
    Почему люди совершают безнравственные поступки?
    Можно ли чем-то оправдать предательство?
    Почему люди встают на путь духовной деградации?
    Как проявляется малодушие?
    Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?
    К чему приводит человеческая жестокость?
    Почему происходят внутриличностные конфликты?
    Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

    Дружба

    Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?
    Почему происходят ссоры между друзьями?
    Почему дружба не терпит предательства?
    Какого человека можно назвать настоящим другом?
    Могут ли друзья быть соперниками?

    Любовь

    Какова настоящая любовь?
    Как нужно относиться к человеку, которого любишь?
    Всегда ли любовь бывает счастливой?
    Что может совершить человек во имя любви?
    Чем опасна безответная любовь?
    Все ли можно простить любимому человеку?

    Социальные проблемы

    Как нужно относиться к бедным?
    Почему следует помогать бездомным?
    Всегда ли можно доверять власти?
    Как проявляется проблема чинопочитания?
    Почему богатые могут управлять судьбами бедных?
    Почему процветает преступность?
    Можно ли чем-то оправдать воровство?
    Что может сделать человека пьяницей?
    Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

    Воспитание

    Какого человека можно назвать воспитанным?
    Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?
    Почему человек должен быть отзывчивым?
    Кто дает человеку воспитание?
    Почему важно уважать окружающих?
    Должен ли человек быть вежливым?

    Искусство в жизни человека

    Всегда ли талантливого человека замечают?
    Что дает человеку искусство?
    Как музыка влияет на человека?
    Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?
    Что значила для людей музыка в военное время?
    Всегда ли гениальные люди живут счастливо?
    За что люди любят искусство?
    Как искусство помогает человеку?

    Военное время

    Почему в военное время героизм был обычным делом?
    На что готовы люди, любящие свою Родину?
    Какого человека можно назвать патриотом?
    Как проявляется ложный патриотизм?
    Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?
    Почему война – горе для каждой семьи?
    Почему мы должны помнить героев войны?
    Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?
    Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.

  4. В качестве аргумента мне бы хотелось привести в качестве примера реальную историю из жизни композитора Моцарта. Его талантливый, но обделенный гениальностью соперник Сальери завидовал Моцарту, но не собирался просиживать часами над нотами, надеясь, что воля случая поможет ему одолеть «врага».  Моцарт же привык упорно трудиться, и именно столь поразительное трудолюбие помогло ему стать тем, кого мы знаем как гения в своей области.
    Проблема текста перекликается с реальной жизнью современных маленьких гениев, которых с каждым годом рождается все больше. Каждый из них мог бы утвердиться в выбранной сфере и полностью проявить себя, но зачастую этому мешает недостаток внимания родителей.  Педагоги, а также ровесники иногда просто глумятся над детьми-индиго, которые уж очень сильно отличаются от всех. Поэтому каждому, кто столкнется с подобными гениальными детьми, можно посоветовать поспособствовать процессу рождения настоящей гениальности из зарождающегося таланта.
    Анализируя работу Н. Михайлова, я пришел к размышлениям о преимущественной роли окружающих гениального ребенка людей в формировании его гениальности. Хотелось бы призвать всех к тому, чтобы не позволять затаптывать в грязь пробившийся росток выдающихся способностей ребенка-индиго.
    Пример 2
    Может ли война уничтожить все высокоморальное в человеке? Или частица звериного в каждом из нас рано или поздно раскрывается при определенных обстоятельствах, вытесняя человеческие качества? А может, в нашей природе предусмотрена даже любовь к врагу?
    Я считаю, что именно такие вопросы нравственности и морали, волновавшие выдающихся философов во все времена, поднимает в своем труде В. Тендряков. Автор проявляет желание поделиться озадачившей его проблемой с читателями и заставить их поразмыслить над исходящими из нее вопросами.
    Тендряков в своей работе приводит историю пожара в немецком госпитале военного времени.  Продолжающаяся жестокая война не влияет на проявление людьми глубокого сострадания и совести.  Автор рассказывает, что происходившее на глазах у многих трагическое происшествие затронуло сердце каждого, никто не остался в стороне.  В. Тендряков в своем тексте приводит примеры удивительного сопереживания врагов друг другу и их помощи товарищам в трудную минуту.
    Автор выражает мнение о том, что во все времена остаются человечные люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради других. «Подавить человечность просто, а полностью вытравить ее из наших сердец невозможно».
    Мое согласие с текстом автора приводит к воспоминаниям о произведении В. Закруткина «Матерь человеческая» о событиях Второй Мировой войны и об отрывке из романа «Война и мир». В первом случае героиня произведения, несмотря на жгучее желание мести, прощает своего врага, который мог быть убийцей ее родного сына. В романе Толстого рассказывается о неиспользованных «запасах человеческого»: описывается мирное общение русских и французских солдат и их доброе отношение друг к другу, которое, все же, никак не спасает их от продолжения военных действий.
    Текст Тендрякова, который был мне предложен для анализа, помог мне прийти к мысли о том, что человеческое всегда остается внутри каждого из нас и только ждет удобно времени для проявления, несмотря на драматизм жизненных ситуаций.

  5. Преступление и покаяние?!
    (1)В марте 2012 года посмотрела журналистское расследование Эдуарда Петрова «Честный детектив», в котором рассказывалось, как в академгородке  стали происходить жестокие убийства детей, одиноких стариков, бомжей. (2)Первой жертвой стал двенадцатилетний парнишка, который  пошел кататься на горку и не вернулся.(3) Мать, разыскивая дитя,  металась по городку до тех пор, пока его тело не нашли с проломленным черепом.(4) Следующей жертвой нападавших стала пенсионерка, одиноко сидевшая около своего подъезда.  (5)Ей нанесли удары тяжелым предметом по голове.(6) К счастью, ее крик о помощи был услышан жильцами соседнего дома и  скрип открывающейся двери балкона  спугнул нападавших. (7)Женщина осталась жива, но ужас, пережитый ею, равнодушие соседей, покрытая шрамами голова – все это оставило  глубокий след в ее душе.
    (8)По городку ползли слухи о маньяках. (9) Люди боялись за жизни близких, обращались с письмами о защите в полицию, однако жертв не удалось избежать. (10)Следующими жертвами стали бомжи.
    (11)Выйти на след преступников помог случай. (12)В отдел полиции обратился некий гражданин, принесший флешку, на которой двое молодых людей совершают убийство бомжихи, а затем начинают издеваться над ее телом: выкалывают глаз, отрезают ухо. (13)Режут руку. (14)Убийцами оказались семнадцатилетний Лыткин и бывший студент медицинского университета Ануфриев.
    (15)Зачем я об этом пишу?(16) Меня поразила не только жестокость, с которой убивали людей в мирное время, но и причина, по которой совершались убийства. (17)На вопрос следователей  Лыткин ответил: «Интересно посмотреть, как умирает человек».
    (18)Такой цинизм! (19)Действительно, интересно посмотреть, как мучается котенок, которому надели на шею петлю и повесили.(20) Интересно посмотреть, как голубь с отрезанными лапками мучается, так как не может нигде присесть.(21) Нам книжки читать не интересно! (22)Нам надо видеть шоу!(23) Омерзительное, грязное шоу, чтобы кровь стыла в жилах!
    (24)Вы думаете, Ануфриев раскаивается в совершенном преступлении?  (25)Он – несостоявшийся хирург. (26)Он не считает себя маньяком.(27) А слово «убийца» из его уст звучит почти как «герой». (28) Сейчас они сидят за решеткой, но ни у одного, ни у другого не возникло чувство раскаяния за совершенное преступление перед обществом, перед матерью убитого ребенка, перед самим собой.
    (29)Возникает вопрос: что же такое наказание?
    (30)Может быть, как в Белоруссии нужно оставить смертную казнь?(31) Как говорится, око за око, зуб за зуб?  (32)Когда убийца будет знать, что за жизнь человека у него заберут его собственную жизнь?
    (33)В заключение  хочу привести слова американского актера  Джона Кьюсака: «Наказание по-русски, когда человек через покаяние переживает преступление». (34)К сожалению, у этих нелюдей ни чувства стыда, ни покаяния я  не увидела.                                                         (Дубовицкая Е.А.)
    А28 . Какое высказывание противоречит содержанию текста?
    1. Автора поразила жестокость убийств в мирное время.
    2. Равнодушие соседей «ранило» пенсионерку.
    3. Герои рассказа испытали чувство раскаяния.
    4. Смерть людей вызывает интерес у Лыткина и Ануфриева.
    А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 11-14?
    Описание
    Рассуждение
    Рассуждение и повествование
    Повествование.
    А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
    6                     2. 17                      3. 28                          4. 31
    В1. Из предложения 33 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
    В2. Из предложения 12 выпишите все местоимения.
    В3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
    В4. Среди предложений 1-9 найдите простое, односоставное неопределенно-личное.
    В5. Среди предложений 1-10 найдите предложения с обособленным определением.
    В6. Среди предложений 12-21 найдите сложные предложения, в состав которых входят придаточные определительные.
    В7. Среди предложений 8-11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора.
    В8. Автор текста  использует такие синтаксические средства, как ____________ (  предложении 12,13) и ___________ ( предложения 6,30,31,34), передавая искренность и глубину своего чувства, а также такой прием, как __________ (в предложениях 17,33).
    Такая стилистическая фигура, как ___________  («перед обществом, перед матерью убитого ребенка, перед самим собой» в предложении 28)  создает нарастание  кульминационного момента текста.
    Список терминов:
    Градация
    Эпитет
    Метафора
    Вводные слова
    Цитирование
    Парцелляция
    Ряды однородных членов
    Риторические вопросы
    Анафора
    Работа с текстом.
    1. Определить тему текста.
    -О чем ведет речь автор?
    Для этого необходимо сжать текст, посмотреть его план.
    2. Сжатие текста.
    1. Череда убийств.
    2. Жестокость преступников.
    3. Цинизм.
    4. Проблема наказания преступников.
    (Ключевые слова: семнадцатилетний, несостоявшийся хирург, наказание, осознание преступления: стыд, переживание, раскаяние, покаяние )
    Лексическая работа:
    Стыд – чувство сильного смущения от осознания предосудительности поступка, вины.
    Переживание – душевное состояние, вызванное какими-нибудь сильными ощущениями, впечатлениями.
    Раскаяние –  чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка.
    Покаяние – добровольное признание в совершенном преступлении, в ошибке.
    3.Определите основную проблему текста.
    – На какой вопрос ищет ответ автор?
    1). В обществе все чаще встречается равнодушие людей к проблемам других.
    (Пенсионерка сидит у своего подъезда, но на ее крик отреагировали из соседнего дома)
    2). Жестокие убийства происходят в мирное время.
    3). Цинизм людей («Интересно посмотреть, как умирает человек» ).
    4).Что является наказанием за совершенное преступление.
    -Какое предложение отражает эту позицию автора?
    Предложение 28: «чувство раскаяния перед обществом… перед самим собой»
    Предложение 33: «через покаяние переживает преступление»
    Предложение 34: «чувство стыда, покаяние»
    – Докажите, что эта проблема одна из главных в тексте. (Текст строится на контрасте:
    совершают несколько убийств , однако не считают себя маньяками, не раскаиваются за совершенные преступления
    4.Работа над вступлением к своему сочинению.
    Вступление
    Литературные аргументы
    Проблема нравственности всегда была ведущей в русской литературе.
    В своей статье Дубовицкая Екатерина Алексеевна ставит перед читателем проблему   наказания за совершенное преступление.
    Проблема наказания за совершенное преступление была ведущей еще с древних времен. Вспомним библейскую легенду о братьях Каине и Авеле. В романтическом рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» Ларра, совершивший убийство девушки. Всем этим героям  придумали наказание – вечную жизнь, т.к. считали, что именно осознание преступления есть самое большое наказание, а для понимания этого необходимо время.
    Работы учащихся.
    №1
    Автор Дубовицкая Е.А. затрагивает одну из острых проблем в обществе. В данном тексте затронута проблема жестокости и наказания.
    Дубовицкая Е.А. рассказывает о журналистском расследовании  Эдуарда Петрова «Честный детектив». В академгородке зверски убивают и издеваются над своими жертвами: выкалывают глаза, отрезают ухо, режут руку. Разве это нормально?! А убийцами оказались мои ровесники, у которых вся жизнь впереди. Чего им не хватает? Зачем они совершают такие деяния? Им просто стало интересно посмотреть, как умирает человек. Это омерзительно и бесчеловечно!
    Автор считает, что таких людей нужно наказывать: как в Белоруссии   нужно оставить смертную казнь. «Как говориться, око за око, зуб за зуб».
    Я отчасти согласна с автором.  С одной стороны, человек, который убил один раз, убьет и в другой.  Но с другой – вспомните серийного маньяка Чикатило, который жестоко убил несколько десятков жертв, а наказание за него  понес невиновный человек.  Смертная казнь была исполнена. Так что судебная ошибка может лишать жизни и невиновных. А вот то, что эти нелюди не испытывают чувства вины ни перед матерью убитого ребенка, ни перед самим собой, действительно, страшно!
    В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников убил старуху-процентщицу и долгое время испытывал муки совести. Он страдал, мучился, и только через раскаяние пришел к душевному спокойствию. Даже американский актер Джон Кьюсак сказал: «Наказание по-русски, когда человек через покаяние переживает преступление».
    (Силина Маша. 11 «Б», 2012г.)
    №2
    Автор предложенного текста раскрывает  проблемы нашего времени. Автор поднимает проблему жестокости и наказания.
    Ужасает тот факт, что до  сих пор есть преступники, живодеры. Они считают, что это в пределах разумного взять и уничтожить чужую собаку; надеть на шею котенку петлю, повесить и смотреть, как он мучается. Им ничего не интересно, а ведь в жизни есть столько поистине прекрасных занятий: рисовать, писать стихи, сочинять музыку. При этом хотя бы никто  не пострадает. Они не раскаиваются в своих преступлениях. Они – «герои». Это зараза земли, им не стоит быть рядом с нами.  Автора поражает жестокость этих людей. На вопрос следователей убийца ответил: «Интересно посмотреть, как умирает человек». И самое главное, эти люди не осознают, что они «выродки», которые не достойны жизни.
    Автор обращается к нам с вопросом о смертной казни для таких людей. А может быть им все равно! И смертная казнь их не пугает.
    Я считаю, нужно разрешить смертные казни лишь тем преступникам, кто не раскаивается. Для остальных есть тюрьма, где они осознавали бы свои ошибки и вставали на путь истинный.
    Вспомним роман Достоевского «Преступление и наказание».  Когда Раскольников  убил старушку-процентщицу, чтобы самоутвердиться. Но если мы все начнем так самоутверждаться!  Иногда, когда бываешь в гневе, тоже готов убить. Но понимаешь, что перед  тобой живой человек со своими чувствами и видением мира. Кто ты такой, чтобы отнять чужую жизнь?! Поэтому  важно искать пути, этические методы для решения проблемы.
    Один философ сказал: «Из любой безвыходной ситуации есть выход». Главное, его найти.
    (Алифанов Никита, 11 «Б», 2012)

  6. Ниже приведены образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку . Это работы одной из моих учениц, которая в 2012 году получила за экзамен 100 баллов. В них очень хороший комментарий (пусть и великоват немного, зато предельно ясно, каким он должен быть), удачно развёрнутые аргументы по литературе, неплохие вступления и заключения (вот их, на мой взгляд, можно было развернуть побольше), есть стилистические шероховатости, но в целом их можно рассматривать как настоящие образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку.
    Если Вы хотите научиться писать сочинения на максимальный балл, очно или дистанционно, то звоните 8-903-230-40-54 или пишите по адресу [email protected].

    Текст 1

    Каждый из нас обладает определенным багажом знаний, который мы расширяем в процессе нашего познания мира. Но можем ли мы утверждать, что мы знаем все? Безусловно, нет. Именно поэтому автор данного текста В. Солоухин задается вопросом: что важнее – знания или широкий кругозор?
    Вначале автор рассматривает пример с горняком в угольной шахте, который ограничен толщами черного камня, как люди ограничены определенным пространством знаний. Автор подчеркивает, что это своего рода капсулы, отличающиеся по размерам в зависимости от количества знаний людей. Автор отмечает, что каждый, кто знает чуть больше другого, может называть его ограниченным, в то время как есть люди, чьи знания обширнее, и для них этот человек тоже будет ограниченным. В.Солоухин, рассуждая об информационной стороне человеческих знаний, приводит в качестве примера общество далекого прошлого, когда знания таких мудрецов, как Архимед, Аристотель, Леонардо да Винчи, сводились к знаниям человечества в целом. Автор подчеркивает, что сейчас людей с таким объемом знаний найти невозможно в связи с возросшим количеством информации. Возвращаясь к примеру с двумя горняками, один из которых всегда жил под землей и не имел представления о наземном мире, а другой был менее опытным горняком, но имел опыт общения с внешним миром, автор наглядно доказывает, что невозможно определить, какие люди более, а какие менее, ограничены. В заключение В.Солоухин говорит о том, что можно быть ограниченным человеком, обладая широкими точными знаниями, если не иметь широкого кругозора.
    Автор считает, что широкий кругозор компенсирует ограниченность конкретных знаний. Его позиция ярко выражена в словах: «…можно встретить ученого человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. И можно встретить человека, не вооруженного целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире».
    Я абсолютно согласна с точкой зрения автора. Действительно, каждый человек имеет запас знаний, но все мы отличаемся количеством этих знаний и их направленностью. Более того мы отличаемся тем, что имеем разные представления о мире. Следовательно, каждого из нас можно назвать и развитым, и ограниченным одновременно. Важно расширять кругозор, потому что ограниченные представления о мире скрывают от человека перспективы его развития и самосовершенствования, а также мешают его общению с людьми, так как для общения нужны познания во всех областях жизни. Подтверждение этому мы можем найти и в литературе. Например, в произведении Ф.Искандера «Авторитет». Георгий Андреевич был человеком, безусловно, образованным. Но важнее то, что у него был широкий кругозор. С самого детства чтение доставляло ему огромное удовольствие, он тонко чувствовал литературу, познавал окружающий его мир и людей через книги, перенимал жизненные ценности и ориентиры. Чтение помогало ему и в его научной деятельности. Георгий Андреевич понимал, что книги расширяют кругозор и помогают двигаться по жизни, так как книга – лучший учитель, поэтому он не мог смириться с тем, что компьютер и телевизор заменили его сыну литературу и пытался привить ему любовь к чтению.
    Не менее ярким примером является произведение Б.Шоу «Пигмалион». Элиза Дулиттл была простой цветочницей. С детства она жила в нищете, ее отцу было не до нее. Но эта девушка нашла в себе силы не опуститься на социальное дно. По воле судьбы Элиза встретила фонетиста Генри Хиггинса и попросила его давать ей уроки. Благодаря своему желанию учиться и познавать новое Элиза не только стала более образованной, но и в процессе обучения она познавала мир, окружающий ее, и людей, училась достойно вести себя в обществе, поэтому смогла стать настоящей леди с прекрасной речью и манерами, что помогло ей занять новое положение в обществе. Более того она осуществила свою давнюю мечту, открыв собственный цветочный магазин. Жизнь Элизы изменилась в силу ее желания вырваться из своей «капсулы» нищеты и необразованности и расширить знания о мире.
    Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас ограничен, но нужно стремиться расширять свои знания и рамки своей ограниченности в течение всей жизни.

    Текст 2

    Искусство – это образное отражение действительности, один из элементов духовной культуры человечества. Искусство развивалось на протяжении многих столетий. Но задумывались ли мы когда-нибудь о том, для чего нужно искусство и каким оно должно быть? Именно поэтому автор данного текста И.Гонцов поднимает важную проблему назначения истинного искусства.
    Вначале автор выражает свое недовольство по отношению к современным эстрадным исполнителям, которые с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе, «доводили до обморочного состояния педагогов своими прическами»,как им объявляли выговоры за хулиганство, оставляли на второй год,. Автор также отмечает, что подобные откровения звезд вызывают у публики разные чувства: умиление, неодобрение, осуждение. И Гонцов концентрирует наше внимание на том, что у подростков «возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции», ведь они не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном » детстве могут быть лишь сценической легендой. Рассуждая над этим вопросом, автор приходит к выводу, что артист должен обладать «высоким чувством ответственности» перед аудиторией, принимая во внимание то, что подростки «не просто воспринимают информацию, а активно ее преобразовывают. Эта информация становится основой для их жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели». Далее автор говорит о том, что многие «поп-звезды» снисходительно относятся к образованности, заявляя, что «ученье – свет, а неученье – приятный полумрак», проявляя свою гражданскую незрелость, человеческую «недообразованность», показывая отсутствие цели своего творчества. Автор подтверждает свою точку зрения примером, когда молодому ди-джею журналистка задала вопросы о том, что осталось в душе тех, кто его слушал, кого он сделал лучше и кого он направил на путь творческого созидания, а в ответ получила: «Да идите вы, я совсем не для этого…». В конце автор представил нам вопрос для рассуждения о том, нужно ли нам подобное искусство.
    Автор считает, что «если искусство не зовет к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности», то оно не достойно стать частью национальной культуры. Он подчеркивает, что истинное искусство должно помогать человеку стать лучше, открывая ему мир.
    Я абсолютно согласна с точкой зрения автора. Действительно, искусство должно воспитывать в человеке чувство прекрасного, формировать вкус, доносить ту или иную информацию, заставлять человека задуматься, вызывать эмоции, иначе любое произведение искусства будет бесполезным, незапоминающимся.
    Искусство, которое подрывает незыблемые ценности народа, не может стать основой для формирования его культуры, следовательно, она может прийти в упадок, и будущим поколениям не будет передан полученный за долгие годы опыт предков. Подтверждение этому мы можем найти и в литературе, например, в произведении Н.В.Гоголя «Портрет». Картины молодого художника Чарткова, которые он начал писать, когда был поглощен светским образом жизни, были лишены индивидуальности, не отражали авторское виденье мира. Художник писал их за деньги, выполняя любую прихоть заказчика. Полотна не вызывали глубоких чувств и эмоций. А далее мы видим работу молодого художника из Италии, которая поразила Чарткова до глубины души и заставила осознать, что он потерял свой талант. Отражение истинного искусства мы видим в рассказе К.Паустовского «Старый повар». Музыка В.А.Моцарта оказала сильное воздействие на умирающего слепого старика, помогла ему увидеть в последний раз свою покойную супругу Марту и почувствовать себя по-настоящему счастливым перед смертью.
    Таким образом, можно сделать вывод, что искусство должно быть настоящим, искренним и чистым, поддерживающим духовные ценности народа и достойным стать частью национальной культуры.

    Текст 3

    Каждый из нас сталкивался в жизни с ситуацией, когда противостояли более старшее и младшее поколения. Разногласие с родителями, учителями, старшими товарищами – это часть жизни человека. Именно поэтому автор данного текста Е.Кореневская обращается к важной проблеме недопонимания между разными поколениями.
    Вначале автор рассказывает нам о письме, которое пришло в редакцию журнала, в котором пожилой москвич жаловался на внешний вид, манеру общения и взгляды на жизнь своего внука. Е.Кореневская отмечает, что автора письма беспокоит то, что его мысли и суждения вызывают насмешку у его внука, а отличия молодого человека делают его «инопланетянином» в семье. Автор особо подчеркивает вопрос, которым задается москвич в своем письме: «…откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? Кто сделал их такими?» Автор разделяет переживания деда за внука, но не может согласиться с тем, что есть виноватые в том, что молодое поколение отличается от старшего. Е.Кореневская пишет: «Мы так привыкли во всем искать виновных, что спокойной взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом». Таким образом, автор подводит нас к мысли о том, что возникновение пропасти между «отцами» и «детьми» – это естественный процесс, свойственный каждому поколению. В качестве подтверждения своей позиции автор говорит о проблеме поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и истории из древнеегипетского папируса. Развивая свою мысль о проблеме непонимания «отцов» и «детей» автор выделяет тот факт, что раньше изменения в человеческом обществе происходили медленнее, а темпы изменений второй половины XX века вызвали у старшего поколения «шок будущего». Таким образом, автор приходит к выводу, что новое поколение живет в другое время и невозможно решить, какое поколение лучше, но главное – это искать пути решения нахождения компромисса.
    Автор считает, что проблема недопонимания между отцами и детьми всегда существовала и нет виновных в ее возникновении, но чтобы «хоть как-то сузить ров», разделяющий разные поколения, «нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались».
    Я абсолютно согласна с точкой зрения автора. Действительно, быстро меняющийся современный мир порождает непонимание между поколениями, связанное с различающимся образом жизни, поведением и переосмыслением моральных ценностей молодым поколением. Этот конфликт очень нелегко разрешить, но, безусловно, важно искать пути примирения.
    Разрыв между поколениями – это величайшая трагедия человечества, потому что разорванная связь между «отцами» и «детьми» прерывает преемственность поколений, передачу опыта и знаний. Проблемы непонимания между двумя поколениями мы можем встретить и в литературе. Например, в произведении Ф.Искандера «Авторитет», в котором описывается конфликт Георгия Андреевича и его сына. Отец не может понять, как его сын мог променять книги на компьютер и телевизор. Георгий Андреевич понимает, как важно привить любовь к чтению своему сыну, ведь книга – это лучший учитель и источник знаний, поэтому устраивает турнир по теннису, чтобы победой в честном поединке заставить сына читать. Не менее ярким примером конфликта «отцов» и «детей» является произведение А.П.Островского «Гроза». Кабаниха – представитель старшего поколения, выступавшего за сохранение патриархальных устоев и беспрекословного повиновения старшим. А ее сын Тихон и его супруга Катерина – представители нового поколения, требовавшего свободы и независимости. Ожесточенная борьба двух поколений привела к плачевным последствиям. Катерина пошла на самоубийство. Но слабовольный Тихон впервые пошел против матери, обвинив ее в смерти супруги.
    Таким образом, можно сделать вывод, что конфликт между поколениями нужно решать путем поиска компромисса, а не упорной борьбы.

  7. Содержание
    Этапы работы над сочинением ЕГЭ
    Выявление и формулировка проблемы текста
    Комментарий к проблеме и позиция автора
    Аргументация собственного мнения в сочинении
    Критерии оценивания сочинения в формате ЕГЭ
    Понимание смысла содержания предложенного текста, представление о последовательности написания сочинения и способе его построения помогают успешно справиться с выполнением творческой части задания ЕГЭ.

    Этапы работы над сочинением ЕГЭ

    Начинаем работу с определения проблемы текста. В основу сочинения должна быть положена центральная проблема.
    Чтобы правильно понять содержание, увидеть главные и второстепенные мысли автора, необходимо вдумчиво прочитать текст, выделить в нем смысловые части. Включить в сочинение формулировку проблемы можно с помощью типовых конструкций, однако такие «заготовки» следует использовать с осторожностью, иначе работа превратится в набор шаблонных фраз.
    Далее пишем комментарий к проблеме, который указывает, насколько полно и глубоко понята проблематика текста. В нем должна быть освещена точка зрения автора на проблему. Комментарий нельзя заменять пересказом и излишне подробным цитированием.
    Затем определяем позицию автора: ясно и убедительно излагаем вывод, к которому приходит автор в рассуждениях над конкретной проблемой. Важно разграничивать позицию автора и позицию героя-рассказчика и ни в коем случае их не отождествлять. Вряд ли автор одобряет героя, совершающего дурные поступки.
    Аргументация подтверждает или опровергает точку зрения автора. Ее структура представляет собой тезис (авторская позиция), проиллюстрированный двумя аргументами, опирающимися на жизненный опыт, примерами из художественной, публицистической, научной литературы и вывод.
    Аргументами из жизненного опыта и собственных знаний являются примеры из личной жизни, истории, обобщенные наблюдения над жизнью, пословицы, поговорки, ссылки на кинофильмы. «Жизненные» ситуации не должны выглядеть наивными и смешными.
    Иллюстрацию тезиса аргументом из литературы начинаем с указания названия произведения и автора. Описанные в произведении события, факты из биографии героев и т.д. упоминаются кратко. Завершается абзац микровыводом. Первый и второй аргументы нужно разграничивать, между ними должны быть логические переходы.
    Чтобы сочинение имело смысловую цельность, требуется тщательно продумать его композицию. В нем должны быть вступление и заключение.
    Вступление подводит к формулировке проблемы. Оно должно быть необъемным, связанным по смыслу и стилистически с содержанием главной части сочинения. Вариантами для вступления будут общие сведения о поднятой автором проблеме, описание чувств, мыслей и впечатлений от прочитанного текста, проблемный вопрос, ссылка на авторитетное мнение по близкому к данной проблеме вопросу, обращение к взглядам автора и фактам его биографии.
    Заключение тоже необходимо органично связать с основным текстом. Логичной концовкой считается обобщение мыслей автора. Завершить работу можно риторическим вопросом, призывом к читателям, отражающей авторскую позицию цитатой или цитатой из другого источника.
    В сочинении не должны нарушаться нормы литературного языка, должны соблюдаться правила орфографии и пунктуации. Оно должно отличаться богатством и выразительностью речи, не содержать грубых, жаргонных слов, оскорблений. В работе неуместны чрезмерная категоричность, высокомерие.
    Остановимся на каждом из этапов работы.

    Выявление и формулировка проблемы текста

    В основе сочинения ЕГЭ обязательно должна лежать поднимаемая автором проблема. Неправильное понимание смысла текста, неверная формулировка его проблемы приводит к тому, что вся содержательная часть сочинения (согласно критериям 1 – 4) оценивается в 0 баллов.
    Что поможет с успехом справиться с важным этапом работы над экзаменационным сочинением?
    Во-первых, очень внимательное чтение предложенного текста. Нельзя останавливать внимание на начале (первом абзаце) текста. Вдумчивое чтение позволяет глубоко понять смысл, мысли автора, особенно, если текст относится к художественному стилю, где общие жизненные закономерности отражены в частностях (поведении, чувствах, мыслях персонажей). Помогает заметить подтекст, иронию.
    В сочинении должна рассматриваться центральная проблема текста. Если поднимаемые автором проблемы одинаково важны, желательно свою работу посвятить размышлениям над вопросом, который соответствует имеющимся знаниям и читательскому опыту.
    Проблематика предлагаемых на ЕГЭ текстов в большинстве случаев связана с каким-либо противоречием («дружба – вражда», «любовь – ненависть», «героизм – трусость» и т.д.), затрагивает конфликт взглядов отдельных групп людей («отцы и дети», «человек и власть»). Это также может быть не имеющий однозначного ответа вопрос («Как уберечь Землю от экологической катастрофы?», «Что такое благородство?» и др.). В текстах поднимаются проблемы взаимоотношений человека и общества, человека и человека, человека и природы, отражаются проблемы значения в нашей жизни нравственных ценностей, искусства, речи.
    Предположим, что проблема верно определена. Теперь требуется ее сформулировать и грамотно включить в текст сочинения. В случае затруднения можно обратиться к готовым конструкциям, таким, как: «… поднимает важную проблему…», «… волнует проблема…», «размышления … предлагают нам задуматься над проблемой …» и т.п. Можно сначала сформулировать основную мысль, записав ее в виде законченного предложения. Заданный к этому предложению вопрос будет являться формулировкой проблемы текста.
    Например, автор старается убедить нас в том, что милосердие – это одно из проявлений нравственности человека. Сформулированная проблема может выглядеть таким образом: Что такое милосердие? или Почему необходимо проявлять милосердие?
    Экзаменационное сочинение по критерию 1 будет оценено 1 баллом, если одна из проблем предложенного текста правильно сформулирована, фактические ошибки, связанные с пониманием смысла и формулировкой проблемы, отсутствуют.

    Комментарий к проблеме и позиция автора в сочинении

    Представим, что проблема текста в сочинении ЕГЭ правильно определена и сформулирована. Теперь нужно показать, насколько глубоко она понята, связать готовую формулировку с авторской позицией. Для этого необходимо написать комментарий (пояснение) к этой проблеме.
    Не стоит забывать, что комментирование должно опираться на исходный текст, не должно быть пересказом, цитированием большого по объему фрагмента текста. В противном случае комментарий к проблеме оценивается в 0 баллов (согласно критерию 2).
    Для написания комментария нужна информация, раскрывающая авторский замысел, поэтому здесь уместны цитаты, ссылки на текст. Цитаты должны «вписываться» в текст сочинения, грамотно оформляться. Их можно включить в комментарий в виде прямой или косвенной речи, как предложения с вводными конструкциями, как часть предложения.
    Комментируя проблему, нужно обратиться к фактам, которые помогают автору раскрыть волнующую его проблему, посмотреть, на чье мнение он ссылается и почему. Можно также отметить, к какому типу относится поднимаемая автором проблема, с какой целью он к ней обратился, актуальна ли в настоящее время. Важно помнить, что комментарий нельзя подменять личными размышлениями.
    При необходимости можно обратиться к типовым конструкциям. Если предложенный текст публицистического стиля, помогут, например, такие «заготовки»: «Проблема … — одна из важнейших проблем в наше время», «Автор убеждает нас в том, что …», «В размышлениях … звучит мысль о том, что …», «Автор обращает внимание …» и т.д. К художественному тексту подойдут конструкции: « … раскрывает проблему на примере случая из жизни …», «Не случайно автор рассказывает (о чем? о ком?) …», «Писатель одобряет (или осуждает) поступки ….», «Симпатии … на стороне ….» и т.д.
    Завершая работу над комментарием, требуется логически подвести его к формулировке позиции автора. Здесь уместно использование вводных слов, например: «Таким образом, размышления над этой важной проблемой привели … к выводу о том, что …» или «Итак, позиция автора заключается в том, что …».
    Комментарий к проблеме оценивается 3 баллами, если написан с опорой на исходный текст, из которого приведено два важных для понимания проблемы примера, нет фактических ошибок, 2 баллами — при приведении одного примера из исходного текста и отсутствии фактических ошибок, 1 баллом – при отсутствии примера или 1 фактической ошибке (критерий 2).
    Написав комментарий, приступаем к определению и формулировке позиции автора (вывода, к которому он приходит, рассуждая над определенной проблемой). Неверная формулировка авторской позиции или ее отсутствие в сочинении оценивается в 0 баллов (критерий 3).
    Ошибочным будет мнение о том, что при выполнении этой части работы можно ограничиться приведением соответствующей цитаты из текста. Далеко не всегда в тексте найдется цитата, точно и полно выражающая его основную мысль. Кроме того, формулировка авторской позиции в сочинении свидетельствует о способности анализировать текст.
    Оформить позицию автора следует кратко (1-2 предложения). Здесь не должно быть пересказа, длинных цитат из текста. Нужно употребить словосочетание «позиция автора», указать имя автора.
    Излагаем авторскую позицию только по заданной проблеме. Она может быть прямо сформулирована в тексте, заключаться в словах его персонажей. Часто вообще явно не выражается. Выявляя ее, необходимо решить, как автор оценивает рассматриваемую в тексте ситуацию, что он хочет нам сказать.
    Грамотно сформулировать авторскую позицию помогают типовые речевые «заготовки», такие, как: « Позиция … достаточно понятна и раскрывается в следующих словах: ….» (добавляется цитата), «Основная мысль текста заключается в том, что …», «С восхищением (горечью) … говорит о том, что …. », «Не выражая прямо свою точку зрения по волнующей его проблеме, … подводит нас к мысли о том, что…» и т.д.
    Нужно различать позиции автора и рассказчика. В содержании текста важно заметить подтекст, иронию автора, который не согласен с мнением других людей, утверждениями персонажей. В этом случае при формулировке позиции помогут, например, такие готовые конструкции: «Писателя не устраивает (тревожит) то, что (как) …», «… протестует (выражает недовольство) против такого отношения к …» и т.д.
    Точно отражающая авторскую позицию формулировка при отсутствии фактических ошибок в сочинении оценивается 1 баллом (критерий 3).

    Аргументация собственного мнения в сочинении

    Позиция автора в сочинении ЕГЭ подтверждается или опровергается аргументами (примерами из литературы и жизни). Отсутствие соответствующих проблематике текста доказательств приводит к тому, что данная часть работы оценивается в 0 баллов (критерий 4).
    Личную позицию, за которой будут следовать аргументы, нужно сформулировать отдельным предложением. Недостаточно формального заявления: «Я согласен/не согласен с автором». При поддерживающей аргументации следует привести доводы, подтверждающие мнение автора. Если собственная позиция не совпадает с авторской, необходимо подобрать опровергающие доказательства и сформулировать контртезис (противоположную авторской мысль).
    Аргументация по структуре представляет собой рассуждение: в роли тезиса выступает авторская позиция, доказательствами являются литературный пример и пример, опирающийся на жизненный опыт, заканчивается эта часть работы выводом. Аргументы должны обязательно разграничиваться (оформляться абзацами), завершаться микровыводом. Необходим логический переход от тезиса к аргументам и между аргументами. В случае несоблюдения такой структуры могут возникнуть логические ошибки.
    Иллюстрация тезиса аргументом из литературы начинается с указания имени автора художественного произведения, его названия. Далее коротко упоминаются описанные в нем события, герои, их поступки, свидетельствующие о связи указанного произведения с проблемой, поставленной в тексте. В примере, приведенном из публицистической или научной литературы, указывается не только автор, но и название статьи, заметки и т.п., при возможности — название опубликовавшего данный материал издания.
    К аргументам, взятым из жизненного опыта, относятся примеры из личной жизни, жизни других людей, наблюдения над жизнью, примеры из истории, ссылки на высказывания авторитетных личностей (ученых, политических и общественных деятелей), кинофильмы. Можно привести известные примеры поступков, в которых проявляются человеческая доброта, честность, эгоизм, жестокость и т.д. (главное, чтобы примеры были убедительными, не выглядели смешными и наивными).
    Простое упоминание в качестве доказательства пословиц, поговорок, крылатых выражений оценивается в 1 балл. Но если их сопровождают рассуждения над смыслом содержания, аргумент может быть оценен 2 баллами.
    Согласно критерию оценки (К4) этой важной части сочинения ЕГЭ, литературный аргумент оценивается выше (2 балла), чем приведенный в доказательство пример, опирающийся на жизненный опыт (1 балл). Проиллюстрированная только двумя примерами из жизни или только одним примером из литературы собственная позиция оценивается одинаково – 2 баллами.
    Аргументация собственного мнения по рассматриваемой автором проблеме оценивается 3 баллами в том случае, когда в качестве доказательств приведены два аргумента (один из них обязательно должен быть литературным).

    Оценка сочинения в формате ЕГЭ

    При оценивании сочинения в формате ЕГЭ учитываются:
    глубина и адекватность понимания смысла исходного текста;
    способность зрело судить о затронутых в тексте проблемах и убедительно заявлять личную позицию;
    умение грамотно (в соответствии с нормами литературного языка) излагать свои мысли;
    богатство и выразительность речи.
    Из возможных 24 баллов за содержательную часть сочинения можно получить 8 баллов (К1 – К-4), речевое оформление – 4 балла (К5 – К-6), грамотность – 12 баллов (К-7 – К-12).
    Продуманность композиции (построения) сочинения определяет его смысловую цельность. 2 баллами оценивается работа, не содержащая логических ошибок и нарушений абзацного членения; 1 баллом, если в ней 1 логическая ошибка и (или) одно нарушение членения текста на абзацы (критерий 5).
    Все составляющие текст сочинения части (вступление, формулировка проблемы, комментарий, позиция автора, личная позиция, аргументация, заключение) должны плавно переходить от одной к другой, быть взаимосвязаны. Текст работы обязательно разделяется на абзацы.
    Высшая оценка (2 балла) дается работе, характеризующейся точностью выражения мысли, отличающейся разнообразием грамматического строя (критерий 6). Однако нужно иметь в виду, что и оценка, отражающая соблюдение речевых норм (критерий 10), тоже должна быть высшей. Сочинение, в котором мысли выражены точно, но грамматический строй речи однообразен (или наоборот), оценивается 1 баллом.
    Для оценки орфографической и пунктуационной грамотности применяются нормы, отмеченные критериями 7, 8. По каждому из них 3 баллами оценивается работа, в которой отсутствуют ошибки (или допущена 1 негрубая). Оценка орфографии: не более 2 ошибок – 2 балла, 3-4ошибки – 1 балл; пунктуации: 3 ошибки – 2 балла, 4-5 ошибок – 1 балл.
    Критерием 9 определяется оценка языковых норм: при отсутствии грамматических ошибок – 2 балла, 1 балл – допускается 1-2 грамматических ошибки.
    При оценке по критерию 10 учитывается количество речевых ошибок: 2 балла – в работе не более 1 ошибки, 1 балл – 2-3 ошибки.
    Нормы оценки грамотности, отраженные в критериях 7-10, применяются к сочинениям, объем которых составляет 150 – 300 слов (при объеме работы в 70 – 150 слов уменьшается количество допустимых ошибок).
    В сочинении ЕГЭ должны соблюдаться этические нормы (отсутствие грубой, бранной, жаргонной лексики, оскорблений) и фактологическая точность (правдивая информация о событиях, лицах, предметах). 1 балл получает сочинение, в котором нет этических ошибок (критерий 11), и 1 балл — при отсутствии фактических ошибок (критерий 12).
    Превышающее указанные нормы количество ошибок (критерии 5 – 12) не приносит сочинению баллов. Написанная не по исходному тексту, представляющая пересказ или переписывание текста без комментариев работа не оценивается.
    На экзамене не следует забывать, что часто ошибки объясняются спешкой и невнимательностью при переписывании сочинения с черновика.
    Примерные сочинения в формате ЕГЭ:
    Проблема восприятия природы. Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина
    Проблема памяти. По тексту Б.Васильева
    Проблема роли воспоминаний детства. По тексту Д.Гранина
    Проблема сохранения леса. Сочинение по тексту Д.Гранина
    Сочинение ЕГЭ по тексту Г.Троепольского
    Сочинение по тексту Даниила Гранина
    Сочинение по тексту К.Паустовского «Маленькая порция яда»
    Сочинение по тексту А.Чехова
    Сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ

  8. План написания С1 по русскому языку
    Эта страница часто нужна при написании сочинения. Вам также поможет сочинение ЕГЭ – шаблон на 5-ege.ru.
    1. Вступление
    –    приглашение к разговору;
    – определение темы (проблемы) текста;
    – представление автора;
    – переход к основной части, связь с ней.
    Во вступлении недопустим пересказ содержания текста. Объем вступления – 3-4 предложения.
    2. Проблема, затронутая в тексте. Достаточно одной. Даже если вы укажете десять проблем, максимальный балл по этой позиции – 1. Постарайтесь не спутать понятия “тема” (о чем текст) и “проблема” (конфликт или вопрос). К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.
    3. Комментарий к той проблеме, которую вы сформулировали. По сути – краткий пересказ данного текста, но обязательно своими словами. (2 балла) В комментарии экзаменуемый должен показать, насколько глубоко он понял сформулированную им проблему текста, выделить ее аспекты.  Проще говоря, это раскрытие указанной проблемы, авторской позиции. При комментировании старайтесь избегать обильного цитирования и пересказа авторского текста, так как за это вы можете вместо заслуженных 2 баллов за комментарий к сформулированной проблеме исходного текста получить “0?. Также избегайте фактических ошибок: не старайтесь приписать автору то, чего он не говорил.

    4. Авторская позиция. Следующий этап – отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему? (1 балл)

    5. Ваша точка зрения. Она может совпадать с авторской, может отличаться от нее. Заявить “Я согласен/не согласен с автором” мало. Требуется привести 2 аргумента (по 1 баллу за каждый, но не больше 2 баллов всего). Если вы приводите в качестве доказательства тот же аргумент, что и сам автор, он не засчитывается. Где искать аргументацию?
    А) личный жизненный опыт (ну придумайте что-нибудь, что происходило с вами/друзьями/родственникамми/соседями, подтверждающее вашу мысль.
    Б) знания (вы в школе учили историю/биологию/физику/обществознание и т.д. – вот и вспоминайте научние факты, способные подтвердить вашу точку зрения).
    В) читательский опыт (литература вообще, и русская в частности, богата на самые разнообразные жизненные ситуации и характеры)
    Будьте осторожны в выборе аргументов: они должны работать на главный тезис, а не противоречить ему. Экспертами оцениваются два аргумента, так что советуем ограничиться только двумя. Чем больше вы напишите, тем больше вероятности того, что допустите ошибку. Больше всего баллов (2б.) вам принесет аргумент, взятый из публицистической, научной или художественной литературы. Читательский аргумент равен двум аргументам из жизненного опыта, за который можно получить 1 балл. При аргументации можно также опираться на произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т.д.). За аргумент такого типа также начисляют 1 балл. Максимальный балл по этому критерию – 3. Таким образом, если вы приведете 2 аргумента из читательского опыта или 1 аргумент из читательского опыта + 1 аргумент из жизненного опыта, то получите 3 балла. Если 2 из жизненного опыта, то получите 2 балла и т.д.
    Можно провести анализ языковых средств выразительности (эти средства можно рассматривать как форму авторской аргументации, способ воздействия на читателя):
    а) проверьте, представлен в вашей работе только перечень средств выразительности или дан их анализ;
    б) приведены ли примеры (допустимо в скобках, но обязательно в кавычках);
    в) достаточно ли корректны приемы введения в сочинение языкового анализа (нежелательно писать “автор использует, употребляет” то-то и то-то, избегайте общих слов: “для большей выразительности, чтобы придать эмоциональность” и т. п.).
    Перечитайте черновик, проверьте логику работы: нет ли смысловых несоответствий, правильно ли поделили текст на абзацы. (2 балла)
    За богатый словарь, разнообразие грамматических конструкций, точность при выражении мысли можете получить еще 2 балла.
    Больше всего баллов можно получить за грамотность (максимально – 8): отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок высоко оценивается, но редко встречается.
    2 балла почти дарятся: 1 за соблюдение этических норм (то есть отсутствие хамства, нецензурной и вульгарной лексики) и 1 за фактологическую точность.
    Не уходите в красивые рассуждения ни о чем: пишите только о том, что требуется. Объем в 150 слов – вполне достаточно для того, чтобы выполнить задание. Конечно, напишете больше – хуже не будет. А вот меньше – баллы снизят, и если уж совсем мало (меньше 70 слов) то вообще не оценят.
    6. Заключение
    https://5-ege.ru/plan-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyku/
    Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Схематично твое сочинение должно быть похоже на форму круга, т.е. должно быть замкнутым. С чего начал писать тем надо и закончить, подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Можно и так: в первой части сочинения задаем вопросы, а в третьей даем ответы.
    В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:
    – завершенность работы;
    – связь заключения с текстом, с его проблематикой.
    Объем заключения – 2-3 предложения.

    Еще один план сочинения

    С чего начать?
    (1 абзац)
    Привести общие сведения об обсуждаемой проблеме.
    Сослаться на авторитетное мнение.
    Создать эмоциональный настрой.
    Оформляем постановку проблемы
    (1 абзац)
    Поставить проблемный вопрос:
    Автор ставит перед читателями (какую?) проблему…
    Автор рассуждает над (какой?) проблемой…
    В данном тексте поднимается (какая?) проблема…
    Текст заставляет каждого из нас задуматься над (какой?) проблемой…
    Проблема может быть: общественно значимая, социальная, философская, политическая, идеологическая, нравственная, морально-этическая, злободневная, актуальная, серьезная, насущная, острая, глубокая, неразрешимая.
    Поставленная автором проблема заставляет читателя: глубоко задуматься / серьезно размышлять / переосмыслить свое отношение к…
    Оформляем комментарий (2 абзац)
    Автор раскрывает проблему на примере…
    В центре внимания автора…
    Автор убеждает читателя в том, что…
    Следует обратить внимание на мысль автора о том, что…
    Автор посвящает свою статью…
    Автор обращается к литературе для аргументации своей позиции…
    В комментарии можно ответить на любой из следующих вопросов с подтверждающим аргументом из текста: к какой категории относится проблема? насколько и почему актуальна? традиционна или нова проблема? какие точки зрения по этой проблеме существуют? способы привлечения внимания читателя автором (из задания В8: эмоционально воздействует на читателя с помощью / передает глубину проблемы, используя / убеждает читателя в правоте своей позиции через / делает свою мысль более точной, яркой, убедительной с помощью)?
    Оформляем позицию автора
    (3 абзац)
    Позиция автора такова:
    Позиция автора вполне конкретна:
    Я вижу авторскую позицию в следующем:
    Выражаем соглашение с автором
    (4 абзац)
    С мнением автора трудно не согласиться.
    Я полностью согласен с автором.
    Приводим 2 аргумента: литературный (4 абзац)
    + жизненный (можно отвести отдельный абзац – 5)
    Мне сразу вспоминается один из героев рассказа…
    В жизни эта проблема коснулась и меня лично.
    Мы часто можем встретить людей, которые…
    Последний абзац
    Резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи текста)
    Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

    Другой план сочинения

    1 абзац. Вступление. 2-3 предложения, касаются темы текста, но безотносительно к данному тексту. Переходная фраза, в которой Вы представляете текст:
    Как раз об этом и пишет (рассказывает, размышляет, повествует) автор текста, Ф.И.;
    Именно этой теме и посвящен текст Ф.И.;
    2. абзац. Проблемы, которые поднимает автор, комментарий одной проблемы.
    В статье (тексте, очерке, рассказе, отрывке из… и т.д.) рассказывается (разрабатывается, трактуется и т.д.) тема…;
    Тема … относится к числу вечных (общих, особенно любимых публицистами, писателями и т.д.);
    В статье (рассказе и т.д.) автор поднимает (формулирует, решает) (сложную, серьезную, злободневную, острую, неразрешимую) проблему…;
    Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного читателя. К таким проблемам относится и вопрос о …;
    На первый взгляд, проблема кажется странной (банальной, узкой, частной, избитой, незначительной), но автор сумел в ней увидеть (рассмотреть, показать)…;
    В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста;
    Почему мы не всегда обращаем внимание на …?;
    Актуальность статьи благодаря затронутой теме (поднятой проблеме) не вызывает сомнения;
    3 абзац. Позиция автора. Желательно употребить само слово «позиция».
    Позиция автора такова …;
    Позиция автора четко сформулирована во фразе …;
    Автор высказывает (формулирует, выражает) (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую и т.д.) мысль …;
    По мнению автора …;
    Автор (писатель, публицист и т.д.) убежден, что …
    4 абзац. Согласие/несогласие с автором. Желательно соглашаться.
    Я согласен с позицией автора;
    Мне близка и понятна позиция автора;
    Безусловно, автор прав в своем убеждении;
    5 абзац. 2 (или более) аргумента (каждый новый аргумент с нового абзаца).
    Доказательства из художественной литературы (название произведения, герои, конкретный эпизод), личного опыта и т. д.
    6 абзац. Заключение (перефразированное вступление). Вывод.
    Действительно, автор затронул актуальную тему…
    Рекомендуем:
    Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
    Шаблоны сочинений ЕГЭ
    Написание сочинения ЕГЭ по русскому языку. Советы
    Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения
    ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение (лингвистическое)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *