Сочинение на тему систематизация материалов к сочинению сложный план
2 варианта
служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но
паровой машины пока чтото не было видно. (Карлсон маленький сказочный человечек –
озорник, мечтатель, выдумщик. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»))
Текст 2. А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на
столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где
бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались
и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на
нос очки и начинал читать какуюнибудь книгу, то совсем становился похож на
профессора. (Знайка Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)
Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу:
соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую
кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью
находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле
столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало,
поднимет его, уронит и ухмыльнётся… (Герасим Тургенев «Муму»)
III. Определение темы урока.
Как вы узнали героев,ведь их имена не были названы? (по описанию их жилищ)
К какому типу речи относятся данные тексты? (описание)
Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать, чему должны научиться?
Запись темы в тетради и на доске. Эпиграф к уроку: «Обычно дом становится похож на
тех, кто в нем живет».( М Рощин)
IV. Объяснение нового.
1.Словарная работа.(из толкового словаря Ожегова)
Помещение – это здание, место, где чтонибудь, ктонибудь помещается.
Каждое помещение имееи свой интерьер.
Интерьер – (с франц. обозн. «внутренний») внутреннее пространство здания, помещения, а
также его устройство, убранство. Интерьер может быть общественный, жилой,
театрализованный, спортивный, школьный.
2. Работа над построением текстаописания помещения.
2
Уроки 56, 57. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план
Цели: закреплять знания об интерьере; формировать умения собирать и систематизировать материалы к сочинению; дать представление о сложном плане; развивать наблюдательность, навыки описания интерьера.
Планируемые результаты: знание термина интерьер; умения составлять сложный план текста, описывать интерьер.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Обсуждение вопросов по работе над ошибками.)
Самоопределение к деятельности
Что такое интерьер?
Каково происхождение слова интерьер?
Какие есть типы интерьера? (Общественный и жилой.)
Какими элементами создаётся интерьер?
Как описать интерьер? Как сделать это описание интересным? (Ответы детей.)
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Создавать текст — описание интерьера.)
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКОВ
Слово учителя
Для начала необходимо понять, о чём мы хотим писать и для чего. Если сухо перечислить предметы, находящиеся в помещении, сочинение не получится — выйдет что-то вроде перечень отчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые чувства, может нам нравиться, показаться непривлекательным ни оставить равнодушными. В сочинении как раз и надо выразить отношение к изображаемому, отношение, которым вы хотите п делиться. Как это сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений, прямой или косвенной оценки.
Работа по учебнику
Упр. 180 — чтение, коллективное обсуждение.
Комментарии
Коридор: циновка, вешалка в коридоре. Комната:
а) паркетный пол;
б) стены — циферблат стенных часов, календарь, картина в золочёной раме, большое зеркало;
в) потолок — полосы солнечного света на потолке;
г) окна — трёхстворчатое окно, росточки цитрусовых в горшках на подоконнике, тюлевые занавески на металлическом карнизе;
д) мебель — шкаф в углу, полка для книг, журнальный столик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкие стулья.
Благодаря плану у нас получился каркас будущего сочинения. Взгляд уже не мечется, а плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо выразительные детали интерьера, например стенные часы, картину, сказать о них подробнее.
На какую тему можно написать сочинение? Конечно, речь пойдёт о жилом интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры, попытаемся представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет конкретизировать тему Сочинения: «У бабушки с дедушкой», «В гостях у соседей» и т. д.
Систематизация материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание на контраст между маленьким журнальным столиком и большим обеденным столом; отметим, как комнату делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска паркетный пол, и большое зеркало, и полосы солнечного света на потолке.
Вот уже и проступает отношение к интерьеру, заметен неравнодушный взгляд.
Упр. 181 — чтение текста, коллективное обсуждение сложною плана.
Комментарии
Первый пункт («Вход в горницу») служит введением. Основ-НИИ часть поделена на подпункты. Уже в их контрастном названии Проглядывает отношение пишущего: небогатая обстановка не создаёт впечатления убогости — наоборот, она подчёркивает выразительность искусных украшений, созданных руками народных мастеров. Последний пункт плана («Народное искусство живёти сегодня») обобщает сказанное, делает вывод, т. е. является заключением.
Теперь легко ответить на вопрос: «С какой целью автор создал это описание?» Ответ содержится в последнем предложении: автор хотел утвердить мысль о силе традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что народное искусство вечно.
Дополнительный вопрос и комментарии
— Как автор выражает своё отношение к описываемому интерьеру?
Автор подбирает эмоционально окрашенную, «тёплую» лексику. «Кленовые сени» напоминают о народной песне «Ах вы, сени, мои сени…», «горница» — о старине, названия природных материалов (кленовые, липовые, льняное, деревянная) — о вечной связи человека и природы. Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю! выразительности, показывают отношение автора к изображаемому. Вывод, сделанный в конце описания, выражает уважение автора к народным традициям, восхищение жизненной силой народного искусства.
Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 103.
Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение.
Составьте словосочетания с этими словами.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Упр. 182, 183 — обсуждение вопросов и заданий, написание сочинения.)
VII. Подведение итогов уроков
— О чём важно помнить при описании интерьера?
— Как составить сложный план сочинения?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Рабочая тетрадь: задание 38.
служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но
паровой машины пока чтото не было видно. (Карлсон маленький сказочный человечек –
озорник, мечтатель, выдумщик. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»))
Текст 2. А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на
столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где
бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались
и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на
нос очки и начинал читать какуюнибудь книгу, то совсем становился похож на
профессора. (Знайка Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)
Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу:
соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую
кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью
находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле
столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало,
поднимет его, уронит и ухмыльнётся… (Герасим Тургенев «Муму»)
III. Определение темы урока.
Как вы узнали героев,ведь их имена не были названы? (по описанию их жилищ)
К какому типу речи относятся данные тексты? (описание)
Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать, чему должны научиться?
Запись темы в тетради и на доске. Эпиграф к уроку: «Обычно дом становится похож на
тех, кто в нем живет».( М Рощин)
IV. Объяснение нового.
1.Словарная работа.(из толкового словаря Ожегова)
Помещение – это здание, место, где чтонибудь, ктонибудь помещается.
Каждое помещение имееи свой интерьер.
Интерьер – (с франц. обозн. «внутренний») внутреннее пространство здания, помещения, а
также его устройство, убранство. Интерьер может быть общественный, жилой,
театрализованный, спортивный, школьный.
2. Работа над построением текстаописания помещения.
2
Уроки 56, 57. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план
Цели: закреплять знания об интерьере; формировать умения собирать и систематизировать материалы к сочинению; дать представление о сложном плане; развивать наблюдательность, навыки описания интерьера.
Планируемые результаты: знание термина интерьер; умения составлять сложный план текста, описывать интерьер.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Обсуждение вопросов по работе над ошибками.)
Самоопределение к деятельности
Что такое интерьер?
Каково происхождение слова интерьер?
Какие есть типы интерьера? (Общественный и жилой.)
Какими элементами создаётся интерьер?
Как описать интерьер? Как сделать это описание интересным? (Ответы детей.)
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Создавать текст — описание интерьера.)
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКОВ
Слово учителя
Для начала необходимо понять, о чём мы хотим писать и для чего. Если сухо перечислить предметы, находящиеся в помещении, сочинение не получится — выйдет что-то вроде перечень отчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые чувства, может нам нравиться, показаться непривлекательным ни оставить равнодушными. В сочинении как раз и надо выразить отношение к изображаемому, отношение, которым вы хотите п делиться. Как это сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений, прямой или косвенной оценки.
Работа по учебнику
Упр. 180 — чтение, коллективное обсуждение.
Комментарии
Коридор: циновка, вешалка в коридоре. Комната:
а) паркетный пол;
б) стены — циферблат стенных часов, календарь, картина в золочёной раме, большое зеркало;
в) потолок — полосы солнечного света на потолке;
г) окна — трёхстворчатое окно, росточки цитрусовых в горшках на подоконнике, тюлевые занавески на металлическом карнизе;
д) мебель — шкаф в углу, полка для книг, журнальный столик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкие стулья.
Благодаря плану у нас получился каркас будущего сочинения. Взгляд уже не мечется, а плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо выразительные детали интерьера, например стенные часы, картину, сказать о них подробнее.
На какую тему можно написать сочинение? Конечно, речь пойдёт о жилом интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры, попытаемся представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет конкретизировать тему Сочинения: «У бабушки с дедушкой», «В гостях у соседей» и т. д.
Систематизация материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание на контраст между маленьким журнальным столиком и большим обеденным столом; отметим, как комнату делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска паркетный пол, и большое зеркало, и полосы солнечного света на потолке.
Вот уже и проступает отношение к интерьеру, заметен неравнодушный взгляд.
Упр. 181 — чтение текста, коллективное обсуждение сложною плана.
Комментарии
Первый пункт («Вход в горницу») служит введением. Основ-НИИ часть поделена на подпункты. Уже в их контрастном названии Проглядывает отношение пишущего: небогатая обстановка не создаёт впечатления убогости — наоборот, она подчёркивает выразительность искусных украшений, созданных руками народных мастеров. Последний пункт плана («Народное искусство живёти сегодня») обобщает сказанное, делает вывод, т. е. является заключением.
Теперь легко ответить на вопрос: «С какой целью автор создал это описание?» Ответ содержится в последнем предложении: автор хотел утвердить мысль о силе традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что народное искусство вечно.
Дополнительный вопрос и комментарии
— Как автор выражает своё отношение к описываемому интерьеру?
Автор подбирает эмоционально окрашенную, «тёплую» лексику. «Кленовые сени» напоминают о народной песне «Ах вы, сени, мои сени…», «горница» — о старине, названия природных материалов (кленовые, липовые, льняное, деревянная) — о вечной связи человека и природы. Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю! выразительности, показывают отношение автора к изображаемому. Вывод, сделанный в конце описания, выражает уважение автора к народным традициям, восхищение жизненной силой народного искусства.
Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 103.
Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение.
Составьте словосочетания с этими словами.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Упр. 182, 183 — обсуждение вопросов и заданий, написание сочинения.)
VII. Подведение итогов уроков
— О чём важно помнить при описании интерьера?
— Как составить сложный план сочинения?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Рабочая тетрадь: задание 38.