Сочинение на тему смысл названия романа достоевского преступление и наказание

14 вариантов

  1. В чем смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
    Один из самых известных романов Ф.М. Достоевского носит название «Преступление и наказание». Почему именно так названо это произведение?
    Главный герой романа Родион Раскольников создает теорию, в которой пытается не только объяснить окружающий мир, но и выработать для себя новые нравственные принципы. После долгих размышлений он приходит к выводу, что человечество делится на два «разряда». Первый разряд – большинство, «твари дрожащие», составляющие «материал» истории. Второй – меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния.
    Главный критерий разграничения этих двух типов для героя – их отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди не ограничивают себя моральными и нравственными рамками, именно это и позволяет им совершать великое.
    Герой романа решает проверить себя – сможет ли он преступить нравственный закон? Исходя из результатов, Родион должен был ответить себе на вопрос – принадлежит ли он к «избранным»? Именно ради этого Раскольников решается на преступление – он убивает старуху-процентщицу.
    Почти сразу Достоевский показывает, что его герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после преступления Родион не мог общаться с людьми, ощущая между собой и ними какую-то стену. Лишь для Сонечки Мармеладовой герой делал исключение, чувствуя в ней родственную душу.
    Философский смысл преступления Раскольникова заключается в том, что он убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки – признаки «обычного» преступника, – герой приходит к выводу, что он «тварь дрожащая». Раскольников так подводит итог своего преступления: «… Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался…».
    Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь его мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Герой не смог даже ограбить по-настоящему, ведь те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и остались лежать под камнем.
    Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Об этом говорят сны Родиона, символизирующие голос его души.
    Таким образом, Достоевский показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова. Они прояснили, что теория героя – это трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого «изобретателя».
    Для того чтобы глубже и тоньше показать характер Раскольникова, выявить противоречия его теории, писатель вводит в свой роман систему двойников и антиподов героя.
    У духовных «двойников» Раскольникова – Лужина и Свидригайлова – много общего с Родионом. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Но сходство Раскольникова и его «двойников» – чисто внешнее. Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение – помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу».
    Соня Мармеладова также нравственный антипод Раскольникова. Но у этих героев есть и нечто общее: оба они изгои, оба очень одиноки, оба они совершили преступление против себя, против своей души. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
    Эта героиня избрала иной путь, чем Раскольников, – путь смирения перед Богом. Сделав это, по мнению автора, героиня спасает не только себя, но и Родиона. Именно любовь к Соне открыла перед Раскольниковым возможность примирения с людьми, с жизнью, открыла возможность воскрешения.
    Таким образом, название романа Достоевского «Преступление и наказание» отражает его суть, его идею. В этом произведении автор показал преступление героя, которое выражается в безнравственной нигилистической идее, которую он решил подтвердить другим преступлением – убийством. На протяжении всего произведения писатель раскрывает заблуждение Раскольникова, рисуя наказания, которые он несет за свое преступление. И главное из них – это разрушение собственной души, разрыв с людьми и Богом.

  2. 2
    Текст добавил: одноклассники

    В основе драматического романа лежит внутренняя борьба в мыслях героев. В течение всего романа они спорят сами с собой, пытаются разобраться в себе и в других. Но в центре всего происходящего – преступление, а именно  идеологическое убийство. Автор повествует нам об идейном убийце – Раскольникове, о его внутреннем конфликте, описывая все психические состояния Родиона до совершения преступления, во время и после. Достоевский выражает чувства Раскольникова настолько подробно и детально, что порой кажется, будто это ты находишься в грязном и отчаянном Петербурге. Он изображает как физиологические, так и духовные изменения героя: его мысли и эмоции, его дыхание и взгляд.
    Главный герой романа – бывший студент,  который, как и многие в то время в Петербурге, отчаянно пытается выжить в нищете. На протяжении всего романа Раскольников следует своей теории «сильной личности», он пытается доказать в первую очередь себе, что он достоин быть избранным. Его теория заключается в том, что люди следуют законам морали и нравственности, так как они  слабые, не уважающие себя «твари». Сильная же личность может забрать чью-то жизнь, это он и делает. Он убивает старуху-процентщицу. После убийства Раскольников вступает в спор с самим собой: то подтверждает, то отвергает свою теорию. В результате долгих раздумий и споров, противоречий, волнений и переживаний Родион делает вывод, что он — «тварь дрожащая». Он думал, что убив старуху-процентщицу, которая наживалась на бедных, сделает жизнь людей проще и счастливее. Но его преступление не имело никаких социальных последствий. Теория Раскольникова несла философские, социальные и нравственные цели, но в итоге ни одна из них не была достигнута. Единственное, что произошло в итоге преступления – это то, что он отсоединил себя от общества.  Также сны Родиона  говорят о том, что он потерял связь с Богом еще до убийства, следовательно, он потерял связь со своей душой и действовал только под руководством разума и холодного рассудка.

  3. В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
    Один из самых известных романов Ф. М. Достоевского носит название «Преступление и наказание». Почему именно так названо это произведение?
    Главный герой романа Родион Раскольников создает теорию, в которой пытается не только объяснить окружающий мир, но и выработать для себя новые нравственные принципы. После долгих размышлений он приходит к выводу, что человечество делится на два «разряда». Первый разряд — большинство, «твари дрожащие», составляющие «материал» истории. Второй — меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния.
    Главный критерий разграничения этих двух типов для героя — их отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди не ограничивают себя моральными и нравственными рамками, именно это и позволяет им совершать великое.
    Герой романа решает проверить себя — сможет ли он преступить нравственный закон? Исходя из результатов, Родион должен был ответить себе на вопрос — принадлежит ли он к «избранным»? Именно ради этого Раскольников решается на преступление — он убивает старуху-процентщицу.
    Почти сразу Достоевский показывает, что его герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после преступления Родион не мог общаться с людьми, ощущая между собой и ними какую-то стену. Лишь для Сонечки Мармеладовой герой делал исключение, чувствуя в ней родственную душу.
    Философский смысл преступления Раскольникова заключается в том, что он убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки — признаки «обычного» преступника, — герой приходит к выводу, что он «тварь дрожащая». Раскольников так подводит итог своего преступления: «…Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался…».
    Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь его мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Герой не смог даже ограбить по-настоящему, ведь те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и остались лежать под камнем.
    Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Об этом говорят сны Родиона, символизирующие голос его души.
    Таким образом, Достоевский показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова. Они прояснили, что теория героя — это трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого «изобретателя».
    Для того чтобы глубже и тоньше показать характер Раскольникова, выявить противоречия его теории, писатель вводит в свой роман систему двойников и антиподов героя.
    У духовных «двойников» Раскольникова — Лужина и Свидригайлова — много общего с Родионом. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Но сходство Раскольникова и его «двойников» — чисто внешнее. Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение — помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу».
    Соня Мармеладова также нравственный антипод Раскольникова. Но у этих героев есть и нечто общее: оба они изгои, оба очень одиноки, оба они совершили преступление против себя, против своей души. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
    Эта героиня избрала иной путь, чем Раскольников, — путь смирения перед Богом. Сделав это, по мнению автора, героиня спасает не только себя, но и Родиона. Именно любовь к Соне открыла перед Раскольниковым возможность примирения с людьми, с жизнью, открыла возможность воскрешения.
    Таким образом, название романа Достоевского «Преступление и наказание» отражает его суть, его идею. В этом произведении автор показал преступление героя, которое выражается в безнравственной нигилистической идее, которую он решил подтвердить другим преступлением — убийством. На протяжении всего произведения писатель раскрывает заблуждение Раскольникова, рисуя наказания, которые он несет за свое преступление. И главное из них — это разрушение собственной души, разрыв с людьми и Богом.

  4. 1. «Тварь или право имею».
    2. Большой драдедамовый зеленый платок.
    3. Душа, не обретшая успокоения.
    История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.
    М. Ю. Лермонтов
    Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — очень сложное философское произведение. В нем автор рассуждает не только о важных проблемах бытия, но и о значимости каждой жизни в этом мире. Поэтому главным героем романа становится Родион Раскольников, студент на практике проверяющий правдоподобность своей теории: «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Именно желание это проверить на практике приводит его к преступлению и в дальнейшем к наказанию. Но если к преступлению его подталкивают собственные сочинения, то к наказанию люди, для которых такая теория просто неприемлема.
    Нельзя сказать, что роман Ф. М. Достоевского строго разделен на две части, в одной из которых представлено преступление, а во второй — наказание. Раскольникову постоянно сопутствует наказание. Оно преследует его с самого начала, только имеет немного другой способ. Родион сам себя наказывает тем, что пытается разобраться в этой жизни. Он решает, что выход из создавшегося положения — убийство процентщицы Алены Ивановны. Ведь она все равно приносит всем только несчастья. Но Раскольников совершенно не учитывает тот факт, что, поднимая руку на человека, он в первую очередь убивает не ее, а свою душу. Она у героя словно раскалывается на две половинки. Одна старается убедить Раскольникова в том, что он поступил верно. Но другая, основанная на моральных принципах, заставляет его задумываться, что вместе с тем человеком он теряет и часть своей души. И самое печальное во всем этом — назад вернуть ничего нельзя. Нельзя воскресить человека, нельзя заставить себя не думать о том, что было совершено. У Раскольникова не получилось победно шествовать по миру, подобно Наполеону, втаптывая множество людей в грязь, только для того, чтобы овладеть всей Европой и стать ее полновластным властелином.
    Петербургский студент вслед за французским императором не смог себя, а главное окружающих, убедить в том, что цель оправдывает средства. Такое правило не может быть законом жизни. Все люди наделены душой, но никто не вправе их лишать жизни только потому, что кто-то начал разделять людей на две категории. И самой яркой фигурой в истории, которая считала, что имеет такое право, являлся Наполеон. «Наполеон его ужасно увлек, то есть, собственно, увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, — то есть был в том некоторое время уверен», — рассказывал Свидиригайлов о Родионе его сестре. Она же не хотела верить в то, что брат смог поднять руку на другого человека. Но Свидиригайлов не считает, что это большое преступление, ведь Раскольников сделал очень много хороших дел, которые ему непременно зачтутся.
    В этом диалоге важен еще один момент. Дуня не совершает никакого преступления, она пытается в какой-то степени помочь брату. Но Родион, сам того не желая, тоже наказывает ее. Так Авдотье приходится хранить в своем сердце преступление другого человека. Заметим, что те, кто соприкасается с Раскольниковым, тоже непременно получают наказание.
    Но только один человек — Соня — смог помочь ему, возможно, потому, что также грешен как он.
    Но сама девушка совершает не менее страшное преступление — это преступление против себя самой. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла… и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила… взяла только… большой драдедамовый зеленый платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…». Она убивает в себе душу ради того, чтобы прокормить свою семью. Она никому не способна причинить вреда, поэтому именно ей писатель доверяет самое дорогое на свете — жизнь. Ей удается не только вырвать Раскольникова из лап страшной теории, но и воскресить его душу для новой и окружения. «Да и что такое эти все, все муки прошлого! Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».
    Но, такой шанс автор предоставляет только Раскольникову. В конце произведения мы узнаем о том, что «преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода». Это говорит о том, что в его душе нет черствости и корысти. Ведь он так и не смог воспользоваться деньгами, что украл у процентщицы. Он просто хотел проверить свою теорию на деле. Поэтому Соня приходит на помощь именно к нему и помогает открыть душу для нового мира.
    Но такая возможность предоставляется не всем героям. Например, по вине Свидригайлова погиб ни один человек в прямом и переносном смысле. Он тоже губит души людей, но исходя не из теории, а основываясь на своих жизненных убеждениях. В конце произведения он получает шанс понести наказание, чтобы избавиться от столь тяжкого бремени. Но Свидригайлов так и не принимает его до конца. Он дарит своей невесте деньги: «…прямо сообщил ей, что на время должен по одному весьма важному обстоятельству уехать из Петербурга, а потому и принес ей пятнадцать тысяч рублей серебром, в разных билетах, прося принять их от него в виде подарка, так как он и давно собирался подарить ей эту безделку перед свадьбой». Но деньги это не то, что может спасти душу. Для этого нужен духовно богатый человек, такой как Сонечка. Но со Свидригайловым не было рядом подобного существа, способного привнести в его душу искру божественного огня. Поэтому в таком мраке душа его гибнет. ЕгЪ наказание очень жестоко: он стреляется. Самоубийство же считается самым страшным грехом. Поэтому его душе никогда не будет успокоения.
    Не менее тяжкий грех совершила в произведении и сама Сонечка. Она, несмотря на то что старалась помочь своим близким, а не действовала по велению какой-то теории, все равно губит свою душу. Но она единственная, кто сам в себе находит силы для спасения. Значит, она не разрушила свой богатый душевный мир, она просто спряталась в свой платок и доверяла только ему все свои горести. При этом Сонечка понесла самое суровое наказание, так как пошла против собственной природы. У нее умирает отец, потом теряет рассудок и в скором времени погибает Екатерина Ивановна. Она остается одна с детьми. Писатель и ей после долгого и мучительного наказания дает шанс на спасение. И получает она его тогда, когда помогает другой заблудшей душе — Родиону Раскольникову. Они оба стараются поддержать друг друга. «Разве ты не то же сделала? Говорит Соне Раскольников. — Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной… Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!» Так именно эти две души проходят через огонь наказания, очищаются и обретают спасение.
    Роман Ф. М. Достоевского, наверное, можно было бы назвать и «Спасение душ», но оно говорило бы только о двух личностях Соне и Родионе. Однако круг преступления и наказание, проходят многие герои. У каждого из них своя трагедия, каждый стремится жить по своим, можно сказать, волчьим законам. Может, для кого-то подобные преступления являются на первый взгляд и незначительными. Например, тщеславие Лужина. Но и он получает заслуженное наказание.
    Писатель дал своему бессмертному произведению очень правильно название, которое не только обозначает главную проблему, но и заставляет задуматься над тем, есть ли в нашей жизни преступления, какое за ними последует наказание, и что можно сделать, чтобы освободить душу от этого страшного гнета. Ф. М. Достоевский показывает нам один из вариантов решения проблемы: ни через силу, а через веру. А нам остается только выбирать по какому пути идти дальше, сворачивая или нет в темные закоулки страшного мира, губящего не только жизнь, но и душу.

  5. Один из самых известных романов Ф.М. Достоевского носит название «Преступление и наказание». Почему именно так названо это произведение?
    Главный герой романа Родион Раскольников создает теорию, в которой пытается не только объяснить окружающий мир, но и выработать для себя новые нравственные принципы. После долгих размышлений он приходит к выводу, что человечество делится на два «разряда». Первый разряд – большинство, «твари дрожащие», составляющие «материал» истории. Второй – меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния.
    Главный критерий разграничения этих двух типов для героя – их отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди не ограничивают себя моральными и нравственными рамками, именно это и позволяет им совершать великое.
    Герой романа решает проверить себя – сможет ли он преступить нравственный закон? Исходя из результатов, Родион должен был ответить себе на вопрос – принадлежит ли он к «избранным»? Именно ради этого Раскольников решается на преступление – он убивает старуху-процентщицу.
    Почти сразу Достоевский показывает, что его герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после преступления Родион не мог общаться с людьми, ощущая между собой и ними какую-то стену. Лишь для Сонечки Мармеладовой герой делал исключение, чувствуя в ней родственную душу.
    Философский смысл преступления Раскольникова заключается в том, что он убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки – признаки «обычного» преступника, – герой приходит к выводу, что он «тварь дрожащая». Раскольников так подводит итог своего преступления: «… Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался…».
    Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь его мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Герой не смог даже ограбить по-настоящему, ведь те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и остались лежать под камнем.
    Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Об этом говорят сны Родиона, символизирующие голос его души.
    Таким образом, Достоевский показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова. Они прояснили, что теория героя – это трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого «изобретателя».
    Для того чтобы глубже и тоньше показать характер Раскольникова, выявить противоречия его теории, писатель вводит в свой роман систему двойников и антиподов героя.
    У духовных «двойников» Раскольникова – Лужина и Свидригайлова – много общего с Родионом. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Но сходство Раскольникова и его «двойников» – чисто внешнее. Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение – помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу».
    Соня Мармеладова также нравственный антипод Раскольникова. Но у этих героев есть и нечто общее: оба они изгои, оба очень одиноки, оба они совершили преступление против себя, против своей души. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
    Эта героиня избрала иной путь, чем Раскольников, – путь смирения перед Богом. Сделав это, по мнению автора, героиня спасает не только себя, но и Родиона. Именно любовь к Соне открыла перед Раскольниковым возможность примирения с людьми, с жизнью, открыла возможность воскрешения.
    Таким образом, название романа Достоевского «Преступление и наказание» отражает его суть, его идею. В этом произведении автор показал преступление героя, которое выражается в безнравственной нигилистической идее, которую он решил подтвердить другим преступлением – убийством. На протяжении всего произведения писатель раскрывает заблуждение Раскольникова, рисуя наказания, которые он несет за свое преступление. И главное из них – это разрушение собственной души, разрыв с людьми и Богом.

  6. Смысл названия романа «Преступление и наказание»

    Автор: Достоевский Ф.М.
    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.
    “Преступление и наказание” — это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько — от Бога.
    Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома». Главные качества изображенного в романе пространства — теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: “… он был в раздражительном и напряженном состоянии… углубился в себя и уединился от всех…” На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.
    Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой за думал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкают в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает “куриную ногу”. И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению.
    Он случайно слышит разговор студента с офицером о «глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной». Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением:-«Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!» Эти слова врезаются в память Родиона.
    Затем в трактире Раскольников слушает исповедь пьяного Мармеладова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства. История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради «бесценного Роди». Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: «Сонечка. Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»
    Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию “права” новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из “Пиковой дамы” — человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее,, ради нее совершает страшный “эксперимент”. Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбрал для своего героя фамилию Раскольников.
    Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит «взять кровь на себя». Он считает, что имеет право на это. Кумир Родиона — властелин, не знающий сомнения. Его идеал — свобода и “власть над муравейником”.
    Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства — начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смог ли он переступить черту, отделяющую человека от «твари дрожащей». Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние.
    Сонечка Мармеладова отказывает герою в нраве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: «Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства». Не старуху, а самого себя губит Родион.
    Теория Раскольникова рушится стремительно Он рассказывает об убийстве Свидригайлову, но тот только изумляется, почему Раскольников испытывает мучения. «Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов, приводя бедного юношу в ужас. Свидригайлов полагает, что Раскольников взялся не за свое дело, что он не убийца по складу своего характера. Как философия Лужина, который способен растоптать, нравственно уничтожить человека, так и цинизм Свидригайлова глубоко возмущают Раскольникова. Он негодует: “… Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”. Но теория Родиона тоже разрешает проливать кровь. И тогда Раскольников окончательно осознает, что совершил преступление.
    Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только “среда” способна влиять на поступки человека, но мысль, идея. Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом. Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению.
    Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.
    Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.

  7. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.
    “Преступление и наказание” — это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько — от Бога.
    Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке “под самой кровлей высокого пятиэтажного дома”. Главные качества изображенного в романе пространства — теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: “… он был в раздражительном и напряженном состоянии… углубился в себя и уединился от всех…” На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.
    Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой за думал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкают в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает “куриную ногу”. И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению.
    Он случайно слышит разговор студента с офицером о “глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной”. Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением:-“Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!” Эти слова врезаются в память Родиона.
    Затем в трактире Раскольников слушает исповедь пьяного Мармеладова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства. История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради “бесценного Роди”. Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: “Сонечка. Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!”
    Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию “права” новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из “Пиковой дамы” — человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее,, ради нее совершает страшный “эксперимент”. Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбрал для своего героя фамилию Раскольников.
    Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит “взять кровь на себя”. Он считает, что имеет право на это. Кумир Родиона — властелин, не знающий сомнения. Его идеал — свобода и “власть над муравейником”.
    Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства — начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смог ли он переступить черту, отделяющую человека от “твари дрожащей”. Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние.
    Сонечка Мармеладова отказывает герою в нраве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: “Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства”. Не старуху, а самого себя губит Родион.
    Теория Раскольникова рушится стремительно Он рассказывает об убийстве Свидригайлову, но тот только изумляется, почему Раскольников испытывает мучения. “Мы одного поля ягоды”, — говорит Свидригайлов, приводя бедного юношу в ужас. Свидригайлов полагает, что Раскольников взялся не за свое дело, что он не убийца по складу своего характера. Как философия Лужина, который способен растоптать, нравственно уничтожить человека, так и цинизм Свидригайлова глубоко возмущают Раскольникова. Он негодует: “…Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”. Но теория Родиона тоже разрешает проливать кровь. И тогда Раскольников окончательно осознает, что совершил преступление.
    Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только “среда” способна влиять на поступки человека, но мысль, идея. Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом. Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению.
    Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.
    Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.

  8. 8
    Текст добавил: Адвокат Канала

    1. «Тварь или право имею».
    2. Большой драдедамовый зеленый платок.
    3. Душа, не обретшая успокоения.
    Смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.
    М. Ю. Лермонтов Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — очень сложное философское произведение. В нем автор рассуждает не только о важных проблемах бытия, но и о значимости каждой жизни в этом мире. Поэтому главным героем романа становится Родион Раскольников, студент на практике проверяющий правдоподобность своей теории: «Тварь ли я дрожащая или право имею…».Именно желание это проверить на практике приводит его к преступлению и в дальнейшем к наказанию. Но если к преступлению его подталкивают собственные соинения, то к наказанию люди, для которых такая теория просто неприемлема.
    Нельзя сказать, что роман Ф. М. Достоевского строго разделен на две части, в одной из которых представлено преступление, а во второй — наказание. Раскольникову постоянно сопутствует наказание. Оно преследует его с самого начала, только имеет немного другой способ. Родион сам себя наказывает тем, что пытается разобраться в этой жизни. Он решает, что выход из создавшегося положения — убийство процентщицы Алены Ивановны. Ведь она все равно приносит всем только несчастья. Но Раскольников совершенно не учитывает тот факт, что, поднимая руку на человека, он в первую очередь убивает не ее, а свою душу. Она у героя словно раскалывается на две половинки. Одна старается убедить Раскольникова в том, что он поступил верно. Но другая, основанная на моральных принципах, заставляет его задумываться, что вместе с тем человеком он теряет и часть своей души. И самое печальное во всем этом — назад вернуть ничего нельзя. Нельзя воскресить человека, нельзя заставить себя не думать о том, что было совершено. У Раскольникова не получилось победно шествовать по миру, подобно Наполеону, втаптывая множество людей в грязь, только для того, чтобы овладеть всей Европой и стать ее полновластным властелином. Петербургский студент вслед за французским императором не смог себя, а главное окружающих, убедить в том, что цель оправдывает средства. Такое правило не может быть законом жизни. Все люди наделены душой, но никто не вправе их лишать жизни только потому, что кто-то начал разделять людей на две категории. И самой яркой фигурой в истории, которая считала, что имеет такое право, являлся Наполеон. «Наполеон его ужасно увлек, то есть, собственно, увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, — то есть был в том некоторое время уверен», — рассказывал Свидиригайлов о Родионе его сестре. Она же не хотела верить в то, что брат смог поднять руку на другого человека. Но Свидиригайлов не считает, что это большое преступление, ведь Раскольников сделал очень много хороших дел, которые ему непременно зачтутся.
    В этом диалоге важен еще один момент. Дуня не совершает никакого преступления, она пытается в какой-то степени помочь брату. Но Родион, сам того не желая, тоже наказывает ее. Так Авдотье приходится хранить в своем сердце преступление другого человека. Заметим, что те, кто соприкасается с Раскольниковым, тоже непременно получают наказание.
    Но только один человек — Соня — смог помочь ему, возможно, потому, что также грешен как он.
    Но сама девушка совершает не менее страшное преступление — это преступление против себя самой. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла… и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила… взяла только… большой драдедамовый зеленый платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…». Она убивает в себе душу ради того, чтобы прокормить свою семью. Она никому не способна причинить вреда, поэтому именно ей писатель доверяет самое дорогое на свете — жизнь. Ей удается не только вырвать Раскольникова из лап страшной теории, но и воскресить его душу для новой и окружения. «Да и что такое эти все, все муки прошлого! Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».
    Но такой шанс автор предоставляет только Раскольникову. В конце произведения мы узнаем о том, что «преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода». Это говорит о том, что в его душе нет черствости и корысти. Ведь он так и не смог воспользоваться деньгами, что украл у процентщицы. Он просто хотел проверить свою теорию на деле. Поэтому Соня приходит на помощь именно к нему и помогает открыть душу для нового мира.
    Но такая возможность предоставляется не всем героям. Например, по вине Свидригайлова погиб ни один человек в прямом и переносном смысле. Он тоже губит души людей, но исходя не из теории, а основываясь на своих жизненных убеждениях. В конце произведения он получает шанс понести наказание, чтобы избавиться от столь тяжкого бремени. Но Свидригайлов так и не принимает его до конца. Он дарит своей невесте деньги: «…прямо сообщил ей, что на время должен по одному весьма важному обстоятельству уехать из Петербурга, а потому и принес ей пятнадцать тысяч рублей серебром, в разных билетах, прося принять их от него в виде подарка, так как он и давно собирался подарить ей эту безделку перед свадьбой». Но деньги это не то, что может спасти душу. Для этого нужен духовно богатый человек, такой как Сонечка. Но со Свидригайловым не было рядом подобного существа, способного привнести в его душу искру божественного огня. Поэтому в таком мраке душа его гибнет. Его наказание очень жестоко: он стреляется. Самоубийство же считается самым страшным грехом. Поэтому его душе никогда не будет успокоения.
    Не менее тяжкий грех совершила в произведении и сама Сонечка. Она, несмотря на то что старалась помочь своим близким, а не действовала по велению какой-то теории, все равно губит свою душу. Но она единственная, кто сам в себе находит силы для спасения. Значит, она не разрушила свой богатый душевный мир, она просто спряталась в свой платок и доверяла только ему все свои горести. При этом Сонечка понесла самое суровое наказание, так как пошла против собственной природы. У нее умирает отец, потом теряет рассудок и в скором времени погибает Екатерина Ивановна. Она остается одна с детьми. Писатель и ей после долгого и мучительного наказания дает шанс на спасение. И получает она его тогда, когда помогает другой заблудшей душе — Родиону Раскольникову. Они оба стараются поддержать друг друга. «Разве ты не то же сделала? Говорит Соне Раскольников. — Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной… Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!» Так именно эти две души проходят через огонь наказания, очищаются и обретают спасение.
    Роман Ф. М Достоевского, наверное, можно было бы назвать и «Спасение душ», но оно говорило бы только о двух личностях Соне и Родионе. Однако круг преступления и наказание, проходят многие герои. У каждого из них своя трагедия, каждый стремится жить по своим, можно сказать, волчьим законам. Может, для кого-то подобные преступления являются на первый взгляд и незначительными. Например, тщеславие Лужина. Но и он получает заслуженное наказание.
    Писатель дал своему бессмертному произведению очень правильно название, которое не только обозначает главную проблему, но и заставляет задуматься над тем, есть ли в нашей жизни преступления, какое за ними последует наказание, и что можно сделать, чтобы освободить душу от этого страшного гнета. Ф. М. Достоевский показывает нам один из вариантов решения проблемы: ни через силу, а через веру. А нам остается только выбирать по какому пути идти дальше, сворачивая или нет в темные закоулки страшного мира, губящего не только жизнь, но и душу.

    читать похожие:

    Особенности психологизма Ф. М. Достоевского (На примере романа «Преступление и наказание»)
    Своеобразие мастерства Ф, М. Достоевского как психолога (На примере романа «Преступление и наказание»)
    Проблема сильной личности в творчестве Ф. М. Достоевского (На примере романа «Преступление и наказание»)
    Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем ( из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», ч. 6, гл. II)

  9. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.
    “Преступление и наказание” — это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько — от Бога.
    Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке “под самой кровлей высокого пятиэтажного дома”. Главные качества изображенного в романе пространства — теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: “… он был в раздражительном и напряженном состоянии… углубился в себя и уединился от всех…” На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.
    Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой за думал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкают в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает “куриную ногу”. И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению.
    Он случайно слышит разговор студента с офицером о “глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной”. Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением:-“Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!” Эти слова врезаются в память Родиона.
    Затем в трактире Раскольников слушает исповедь пьяного Мармеладова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства. История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради “бесценного Роди”. Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: “Сонечка. Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!”
    Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию “права” новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из “Пиковой дамы” — человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее,, ради нее совершает страшный “эксперимент”. Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбрал для своего героя фамилию Раскольников.
    Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит “взять кровь на себя”. Он считает, что имеет право на это. Кумир Родиона — властелин, не знающий сомнения. Его идеал — свобода и “власть над муравейником”.
    Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства — начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смог ли он переступить черту, отделяющую человека от “твари дрожащей”. Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние.
    Сонечка Мармеладова отказывает герою в нраве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: “Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства”. Не старуху, а самого себя губит Родион.
    Теория Раскольникова рушится стремительно Он рассказывает об убийстве Свидригайлову, но тот только изумляется, почему Раскольников испытывает мучения. “Мы одного поля ягоды”, — говорит Свидригайлов, приводя бедного юношу в ужас. Свидригайлов полагает, что Раскольников взялся не за свое дело, что он не убийца по складу своего характера. Как философия Лужина, который способен растоптать, нравственно уничтожить человека, так и цинизм Свидригайлова глубоко возмущают Раскольникова. Он негодует: “…Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”. Но теория Родиона тоже разрешает проливать кровь. И тогда Раскольников окончательно осознает, что совершил преступление.
    Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только “среда” способна влиять на поступки человека, но мысль, идея. Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом. Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению.
    Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.
    Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.

  10. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.
    “Преступление и наказание” — это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько — от Бога.
    Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке “под самой кровлей высокого пятиэтажного дома”. Главные качества изображенного в романе пространства — теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: “… он был в раздражительном и напряженном состоянии… углубился в себя и уединился от всех…” На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.
    Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой за думал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкают в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает “куриную ногу”. И вот у Рас-кольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению.
    Он случайно слышит разговор студента с офицером о “глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной”. Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением:-“Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!” Эти слова врезаются в память Родиона.
    < Затем в трактире Раскольников слушает исповедь пьяного Мармела- дова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства. История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради "бесценного Роди". Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: "Сонечка. Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию “права” новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из “Пиковой дамы” — человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее,, ради нее совершает страшный “эксперимент”. Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбрал для своего героя фамилию Раскольников. Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит "взять кровь на себя". Он считает, что имеет право на это. Кумир Родиона — влас-телий, не знающий сомнения. Его идеал — свобода и “власть над муравейником”. Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства — начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смог ли он переступить черту, отделяющую человека от "твари дрожащей". Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние. Сонечка Мармеладова отказывает герою в нраве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: "Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства". Не старуху, а самого себя губит Родион. Теория Раскольникова рушится стремительно Он рассказывает об убийстве Свидригайлову, но тот только изумляется, почему Раскольников испытывает мучения. "Мы одного поля ягоды", — говорит Свидригайлов, приводя бедного юношу в ужас. Свидригайлов полагает, что Раскольников взялся не за свое дело, что он не убийца по складу своего характера. Как философия Лужина, который способен растоптать, нравственно уничтожить человека, так и цинизм Свидригайлова глубоко возмущают Раскольникова. Он негодует: "...Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать". Но теория Родиона тоже разрешает проливать кровь. И тогда Раскольников окончательно осознает, что совершил преступление. Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только “среда” способна влиять на поступки человека, но мысль, идея. Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом. Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению. Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра. Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.

  11. Смысл названия романа “Преступление и наказание”

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек &#151 это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.
    “Преступление и наказание” &#151 это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько &#151 от Бога.
    Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке “под самой кровлей высокого пятиэтажного дома”. Главные качества изображенного в романе пространства &#151 теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: “… он был в раздражительном и напряженном состоянии… углубился в себя и уединился от всех…” На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.
    Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой задумал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо &#151 подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся па чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкаю! в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает “куриную ногу”. И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению.
    Он случайно слышит разговор студента с офицером о “глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной”. Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением: “Одна смерть и сто жизней взамен &#151 да ведь тут арифметика!” Эти слова врезаются в память Родиона.
    Затем в трактире Раскольников слушает исповедь пьяного Мармеладова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства. История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради “бесценного Роди”. Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: “Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!”
    Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию “права” новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из “Пиковой дамы” &#151 человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее, ради нее совершает страшный “эксперимент”. Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбpaл для своего героя фамилию Раскольников.
    Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит “взять кровь на себя”. Он считает, что имеет право на это. Кумир Родиона &#151 властелин, не знающий сомнения. Его идеал &#151 свобода и “власть над муравейником”,
    Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства &#151 начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смогли он переступить черту, отделяющую человека от “твари дрожащей”. Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние.
    Сонечка Мармеладова отказывает герою в праве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: “Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства”. Не старуху, а самого себя губит Родион.
    Теория Раскольникова рушится стремительно. Он рассказывает об убийстве Свидригайлову, но тот только изумляется, почему Раскольников испытывает мучения. “Мы одного поля ягоды”, &#151 говорит Свидригайлов, приводя бедного юношу в ужас. Свидригайлов полагает, что Раскольников взялся не за свое дело, что он не убийца по складу своего характера. Как философия Лужина, который способен растоптать, нравственно уничтожить человека, так и цинизм Свидригайлова глубоко возмущают Раскольникова. Он негодует: “…Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”. Но теория Родиона тоже разрешает проливать кровь. И тогда Раскольников окончательно осознает, что совершил преступление.
    Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только “среда” способна влиять на поступки человека, но мысль, идея. Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом. Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению.
    Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.
    Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.

    Ф. М. Достоевский

    Теория Раскольникова и ее крушение. Сочинение
    Мир униженных м оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Сочинение
    По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Материалы к сочинению
    Смысл названия романа “Преступление и наказание”. Сочинение
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова. Сочинение
    Петербург Достоевского. Сочинение
    Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского. Сочинение

  12. 1. «Тварь или право имею».
    2. Большой драдедамовый зеленый платок.
    3. Душа, не обретшая успокоения.
    История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.
    М. Ю. Лермонтов
    Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — очень сложное философское произведение. В нем автор рассуждает не только о важных проблемах бытия, но и о значимости каждой жизни в этом мире. Поэтому главным героем романа становится Родион Раскольников, студент на практике проверяющий правдоподобность своей теории: «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Именно желание это проверить на практике приводит его к преступлению и в дальнейшем к наказанию. Но если к преступлению его подталкивают собственные сочинения, то к наказанию люди, для которых такая теория просто неприемлема.
    Нельзя сказать, что роман Ф. М. Достоевского строго разделен на две части, в одной из которых представлено преступление, а во второй — наказание. Раскольникову постоянно сопутствует наказание. Оно преследует его с самого начала, только имеет немного другой способ. Родион сам себя наказывает тем, что пытается разобраться в этой жизни. Он решает, что выход из создавшегося положения — убийство процентщицы Алены Ивановны. Ведь она все равно приносит всем только несчастья. Но Раскольников совершенно не учитывает тот факт, что, поднимая руку на человека, он в первую очередь убивает не ее, а свою душу. Она у героя словно раскалывается на две половинки. Одна старается убедить Раскольникова в том, что он поступил верно. Но другая, основанная на моральных принципах, заставляет его задумываться, что вместе с тем человеком он теряет и часть своей души. И самое печальное во всем этом — назад вернуть ничего нельзя. Нельзя воскресить человека, нельзя заставить себя не думать о том, что было совершено. У Раскольникова не получилось победно шествовать по миру, подобно Наполеону, втаптывая множество людей в грязь, только для того, чтобы овладеть всей Европой и стать ее полновластным властелином.
    Петербургский студент вслед за французским императором не смог себя, а главное окружающих, убедить в том, что цель оправдывает средства. Такое правило не может быть законом жизни. Все люди наделены душой, но никто не вправе их лишать жизни только потому, что кто-то начал разделять людей на две категории. И самой яркой фигурой в истории, которая считала, что имеет такое право, являлся Наполеон. «Наполеон его ужасно увлек, то есть, собственно, увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, — то есть был в том некоторое время уверен», — рассказывал Свидиригайлов о Родионе его сестре. Она же не хотела верить в то, что брат смог поднять руку на другого человека. Но Свидиригайлов не считает, что это большое преступление, ведь Раскольников сделал очень много хороших дел, которые ему непременно зачтутся.
    В этом диалоге важен еще один момент. Дуня не совершает никакого преступления, она пытается в какой-то степени помочь брату. Но Родион, сам того не желая, тоже наказывает ее. Так Авдотье приходится хранить в своем сердце преступление другого человека. Заметим, что те, кто соприкасается с Раскольниковым, тоже непременно получают наказание.
    Но только один человек — Соня — смог помочь ему, возможно, потому, что также грешен как он.
    Но сама девушка совершает не менее страшное преступление — это преступление против себя самой. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла… и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила… взяла только… большой драдедамовый зеленый платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…». Она убивает в себе душу ради того, чтобы прокормить свою семью. Она никому не способна причинить вреда, поэтому именно ей писатель доверяет самое дорогое на свете — жизнь. Ей удается не только вырвать Раскольникова из лап страшной теории, но и воскресить его душу для новой и окружения. «Да и что такое эти все, все муки прошлого! Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».
    Но, такой шанс автор предоставляет только Раскольникову. В конце произведения мы узнаем о том, что «преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода». Это говорит о том, что в его душе нет черствости и корысти. Ведь он так и не смог воспользоваться деньгами, что украл у процентщицы. Он просто хотел проверить свою теорию на деле. Поэтому Соня приходит на помощь именно к нему и помогает открыть душу для нового мира.
    Но такая возможность предоставляется не всем героям. Например, по вине Свидригайлова погиб ни один человек в прямом и переносном смысле. Он тоже губит души людей, но исходя не из теории, а основываясь на своих жизненных убеждениях. В конце произведения он получает шанс понести наказание, чтобы избавиться от столь тяжкого бремени. Но Свидригайлов так и не принимает его до конца. Он дарит своей невесте деньги: «…прямо сообщил ей, что на время должен по одному весьма важному обстоятельству уехать из Петербурга, а потому и принес ей пятнадцать тысяч рублей серебром, в разных билетах, прося принять их от него в виде подарка, так как он и давно собирался подарить ей эту безделку перед свадьбой». Но деньги это не то, что может спасти душу. Для этого нужен духовно богатый человек, такой как Сонечка. Но со Свидригайловым не было рядом подобного существа, способного привнести в его душу искру божественного огня. Поэтому в таком мраке душа его гибнет. ЕгЪ наказание очень жестоко: он стреляется. Самоубийство же считается самым страшным грехом. Поэтому его душе никогда не будет успокоения.
    Не менее тяжкий грех совершила в произведении и сама Сонечка. Она, несмотря на то что старалась помочь своим близким, а не действовала по велению какой-то теории, все равно губит свою душу. Но она единственная, кто сам в себе находит силы для спасения. Значит, она не разрушила свой богатый душевный мир, она просто спряталась в свой платок и доверяла только ему все свои горести. При этом Сонечка понесла самое суровое наказание, так как пошла против собственной природы. У нее умирает отец, потом теряет рассудок и в скором времени погибает Екатерина Ивановна. Она остается одна с детьми. Писатель и ей после долгого и мучительного наказания дает шанс на спасение. И получает она его тогда, когда помогает другой заблудшей душе — Родиону Раскольникову. Они оба стараются поддержать друг друга. «Разве ты не то же сделала? Говорит Соне Раскольников. — Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной… Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!» Так именно эти две души проходят через огонь наказания, очищаются и обретают спасение.
    Роман Ф. М. Достоевского, наверное, можно было бы назвать и «Спасение душ», но оно говорило бы только о двух личностях Соне и Родионе. Однако круг преступления и наказание, проходят многие герои. У каждого из них своя трагедия, каждый стремится жить по своим, можно сказать, волчьим законам. Может, для кого-то подобные преступления являются на первый взгляд и незначительными. Например, тщеславие Лужина. Но и он получает заслуженное наказание.
    Писатель дал своему бессмертному произведению очень правильно название, которое не только обозначает главную проблему, но и заставляет задуматься над тем, есть ли в нашей жизни преступления, какое за ними последует наказание, и что можно сделать, чтобы освободить душу от этого страшного гнета. Ф. М. Достоевский показывает нам один из вариантов решения проблемы: ни через силу, а через веру. А нам остается только выбирать по какому пути идти дальше, сворачивая или нет в темные закоулки страшного мира, губящего не только жизнь, но и душу.

  13. Совершено преступление. Наскоро отмыт в ведре с водой кровавый топор. Теперь бы только быстрее уйти … Словно в бреду, спускается Раскольников по лестнице. Один пролет, другой … И вдруг кто-то поднимается ему навстречу по лестнице. Хочу ли я, чтобы Раскольников ушел незамеченным? Первая мысль: не хочу. Я хочу, чтобы убийца был изобличен. Зло должно быть наказано. Но в процессе чтения отношение к герою меняется. Хочу объяснить почему.
    В романе “Преступление и наказание” Достоевский указывает на две взаимосвязанные причины преступления – социальную и теоретическую, зло жизни и зло идеи. Но избранный Раскольниковым путь для проверки теории – пролитие крови – привел не к утверждению могущества личности, а к страшным нравственным пыткам. Раскольников, стараясь перешагнуть через совесть, стал еще несчастнее.
    Все пять частей романа – это рассказ о наказании героя, самоистязании, муках совести, которые для него страшнее судебного приговора, каторги, тюрьмы. Муки Родиона изображены с таким художественным мастерством, что мы вместе с ним ощущаем страдания, отчаяние, одиночество.
    Одиночество – страшное чувство. Но герой сам себя на него обрек. Раскольников противопоставил себя всем окружающим – “твари дрожащей”. И теперь он одинок, но не из-за своего сверхчеловеческого могущества, как ему бы хотелось. Мать и сестра приехали поддержать Родиона, но и они чужды герою. Он как будто не отрекается от теории, но его поведение говорит об обратном, он мучится от сознания своей вины и в то же время отрицает ее. Постоянно боится выдать себя словом. С той неотвратимостью, с которой он шел на убийство, теперь идет к саморазоблачению.
    Таким образом, проверка теории не принесла счастья, а привела к краху. Раскольников порвал со своим окружением: сам ушел из университета (его никто не исключал) , прекратил общение с родными и друзьями. Он хотел доказать себе и другим свое исключительное право повелевать людьми, но потерпел фиаско. Он не хочет мук совести (в его теории для них нет места) , презирает себя за них, но его нравственная природа оказывается сильнее его холодного разума.
    Союз “и” в названии членит его на два понятия, указывает на два аспекта поступка: действие и его последствие, пренебрежение общечеловеческими ценностями и расплата за него. Заменив союз на тире, мы этим подчеркнули бы нерасчлененность вынесенных в заглавие понятий, сделали бы акцент на том, что само преступление уже неизбежно является наказанием, где палач – собственная совесть преступника.
    И уже нет желания, чтобы Раскольникова поймали на месте преступления, осудили и заставили искупить грех. Пусть он осудит себя сам. Приговор суда – самое легкое наказание, оно, как правило, не приносит очищения и преображения. Самое страшное, но одновременно и самое действенное наказание – это самоосуждение, это муки собственной совести. Это мучительно больно, но такие страдания исцеляют человека и приносят искупление, если вообще убийство можно чем-либо искупить.

  14. Смысл названия произведения «Преступление и наказание». «Преступление и наказание»- такое  название  дал своему гениальному   роману Ф.Достоевский. Преступление….В центре романа-убийство, двойное убийство, совершенное бедным студентом , решившим проверить свою особую теорию и доказать ее справедливость. Родион совершает зло во имя добра,  убивают во имя любви к человечеству. Но , по сути, он подменяет эту первую свою теорию, другой-«тварь ли я дрожащая  или право имею». Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Раскольников делит человечество на «…два разряда: на низший (обыкновенных), и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Именно второй разряд людей и есть сильные мира сего, которых все должны слушаться, которые вправе совершать  такое преступление. Он признается Соне, что убил, потому что хотел узнать: «имею ли я право власть иметь?» Он хочет понять: «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Несостоятельность теории Раскольникова видна сразу. Так, убив старуху, он вынужден убить и ее сестру, Лизавету.  После убийства старухи и ее сестры Лизаветы Раскольников переживает глубочайшее душевное потрясение. Достоевский  сравнивает преступление Раскольникова со смертью. Но самое страшное, что ждало Родиона, это –наказание. У Раскольникова горячка, он  даже хочет покончить с собой. Родион пытается молиться, и сам над собой смеется. Смех сменяется горьким  отчаянием. Родион  раздавлен, он не может  нести тяжесть совершенного им   преступления и признается в нем Сонечке,  потом идет в участок и признается в преступлении. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. «Я не старуху убил, я себя убил», – признается он Соне Мармеладовой. Это отчуждение  от людей мешает Раскольникову дальше жить.В  этом показано наказание для героя.  Его идея  о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Раскольников идет на каторгу. Таков его путь от преступления до наказания. Достоевский говорит, что нет никакой правды, никакой теории, способной оправдать насилие и преступление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *