Сочинение на тему спор о человеке

9 вариантов

  1. Похожие сочинения

    СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
    Пьеса «На дне» была написана в период острого промышленно-экономического кризиса, который разразился в России в начале XX века, поэтому в ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле пьеса явилась приговором…смотреть целиком
    Ложь во спасение Луки
    Правда и ложь.… Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно ставить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об отрицательном….смотреть целиком
    Что лучше для обитателей ночлежки в драме Горького “На дне”
    Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней…смотреть целиком
    Споры о человеке в пьесе М.Горького “На дне”
    Пьеса М.Горького “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают…смотреть целиком
    “На дне” как философская драма
    Мир ночлежки это мир “бывших людей”. Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы….смотреть целиком
    Люди “дна” характеры и судьбы
    В пьесе Горького «На дне» необыкновенно интересна система образов. Но, прежде чем непосредственно к ним обратиться, следует подробнее рассмотреть смысл названия произведения. Что есть это «дно»? По идее Горького, это не только жильё – «подвал, похожий…смотреть целиком
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”).
    Пьеса “На дне” — гениальное философское произведение М. Горького. В ней представлены люди, брошенные на самое дно жизни. Они брошены туда обществом, в котором одни, имея все, властвуют, счи тают себя хозяевами жизни, а другие не имеют ничего и становятся…смотреть целиком

  2. Пьеса М. Горького “На дне”, написанная в 1902 году, имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу.
    Впервые реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов в русской драматургии. Жизнь обитателей костылевской ночлежки страшна и беспросветна, заставляет читателей содрогаться. На “дне” происходит страшное — морально и физически гибнут люди, достойные лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Неудачное стечение жизненных обстоятельств — и человеку не под силу справиться с судьбой, не подняться, и тогда одна дорога — на “дно”.
    В центре пьесы не только человеческие судьбы, но и столкновение философских идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей — людей “дна”, или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот философский спор начинается задолго до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода. Еще в начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она — свободная женщина, а Настя — мечтами о великом чувстве любви, прочитав о нем в книге “Роковая любовь”. И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда.
    Герои пьесы разными путями попали в ночлежку, и судьба, страшная и неотвратимая, объединила их. Жизнь их мало чем отличается от смерти, недаром так много смертей в пьесе, а умный Сатин говорит: “Мертвецы не слышат!” Эти “живые мертвецы” — не самые худшие из людей. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные, начисто отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
    Рассмотрим образы героев пьесы – обитателей ночлежки. Так Бубнов считает, что мир подлый и грязный, здесь нет добрых людей, все лишь притворяются, раскрашивают себя, но “снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется”.
    Клещ озлоблен на людей, жесток со своей женой Анной, но верит в то, что тяжелый, изнурительный, но честный труд может вернуть его в “настоящую” жизнь: “Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу”.
    Спившийся и потерявший свое имя Актер надеется на то, что к нему вернется его дар: “…главное талант… А талант — это вера в себя, в свою силу”.
    Настя, женщина, продающая свое тело, мечтает о подлинной, возвышенной любви, которая в реальной жизни недостижима.
    Сатин — шулер-философ — имеет мнение, противоположное принципам Клеща: “Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?” Ему кажется бессмысленным всю жизнь вертеться в колесе: еда — работа. Сатину принадлежит заключительный монолог в пьесе, возвышающий человека: “Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум… Человек — вот правда!”
    В пьесе мы сталкиваемся с людьми, которые являются в обществе никому не нужными изгоями, но именно их интересуют вопросы о месте человека в окружающем мире. Герои пьесы не похожи друг на друга ни взглядами, ни мыслями, ни жизненными принципами, ни самим образом жизни. Объединяет их лишь то, что они — лишние. И в то же время почти каждый из обитателей ночлежки является носителем определенной философской концепции, на которой они и стараются построить свою жизнь.
    Пьеса Горького “На дне” около ста лет не сходит со сцен отечественных, а также крупнейших театров мира. И сегодня она волнует умы и сердца читателей и зрителей, до сегодняшнего дня возникают все новые и новые трактовки образов героев пьесы (особенно Луки). Все это говорит о том, что М. Горькому удалось не только свежим правдивым взглядом посмотреть на босяков — людей, опустившихся в самую грязь, “на дно” жизни, вычеркнутых из активной жизни общества, “бывших людей”, изгоев. Но одновременно с этим, драматург остро ставит и старается решить серьезные вопросы, которые волновали и будут волновать каждое новое мыслящее поколение: что такое человек? что такое правда и в каком виде она нужна людям? существует ли объективный мир или “во что веришь, то и есть”? и, самое главное, каков этот мир и можно ли его изменить?
    Обитатели ночлежки слышат и понимают лишь себя, сведенные в тесное помещение, в начале пьесы просто равнодушны друг к другу, даже если разговаривают — все вместе. Но появление Луки сумело растревожить и разбудить это сонное царство. Серьезные изменения во внутреннем состоянии героев начинаются с появлением старца-странника, сумевшего утешить и ободрить многих, вселить или поддержать надежду, и, вместе с тем, явившегося причиной многих трагедий. Его главное желание: “Понять хочется дела человеческие”. И это ему удается — действительно, очень скоро он понимает всех обитателей ночлежки. С одной стороны Лука, бесконечно веря в человека, считает, что жизнь изменить очень сложно, проще измениться самому и приспособиться в этой жизни. А принцип “во что веришь, то и есть” заставляет человека смириться с нищетой, невежеством, несправедливостью и не бороться за лучшую жизнь. Проблемы, затронутые М. Горьким в пьесе “На дне”, актуальны во все времена, они возникали и возникают у людей различных эпох, возрастов, вероисповеданий. Потому-то пьеса и вызывает живейший интерес у наших современников и помогает им разобраться в себе, а также в проблемах своего времени.

  3. Первые читатели и критики отмечали философский характер содержания пьесы. Философская проблематика, прежде всего, рас­крывается в спорах о человеке, добре и правде.
    Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, На­стя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со дна жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности.
    Проблема отношения к человеку связана в пьесе с образом Луки. Идеи Луки сводятся к тезису: «Человек все может лишь бы захотел» Этот герой убежден, что человека надо пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Но это сострадание обре­тает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшна подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, «обух для людей». Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить жизнь, привнести в неё сказку, красивый обман, розовую мечту, «зо­лотой сон». Лука сторонник спасительной лжи (придуманная им прит­ча о праведной земле). Любопытно, что после рассуждений Луки, его рассказов о лечебнице для людей, страдающих алкоголизмом, Актер вспоминает стихи:
    Господа, если к правде святой
    Мир дорогу найти не сумеет,
    Честь безумцу, который навеет
    Человечеству сон золотой.
    Эти стихи французского поэта Беранже, конечно же, адресуются Луке или таким, как он. Лука выступает в пьесе в роли безумца, на­вевающего «золотой сон». Он ласков с людьми, называет их «ми­лый», «голубка», «детынька». Каждому обитателю ночлежки Лука пытается «подарить» свой «золотой сон»: Анне о загробной жизни, Пеплу о золотой стороне Сибири, Актеру о лечебнице с мраморны­ми полами. На вопрос Пепла: «Зачем ты все врешь?». Лука отвечает: «И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, правда-то, мо­жет, обух для тебя».
    Оппонентом Луке в споре о человеке и отношении к нему явля­ется Сатин. С одной стороны, он продолжает идеи Луки, но считает, что человека нужно не жалеть, а учить пользоваться свободой. Воп­рос о человеке для Сатина встает, потому что человек в его нынеш­ней жизни унижен. Лука и Сатин расходятся в вопросе отношения к человеку, потому что по-разному представляют себе путь, по которо­му должен пойти человек. Путь Луки нам уже понятен: спасай, об­манывая, а Сатин призывает раскрыть глаза на жизненные противо­речия и проблемы. По мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, а мечта о будущем, должна опираться на настоящее, не отрываться от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда. Такая правда, в основе которой лежит глубокая вера в человека, в его бесконечные возможности, в его ис­ключительные потенциальные силы, является «Богом свободного человека». С поднимающимся к новой жизни и освобожденным от цепей и оков человеком связывает этот горьковский персонаж свою правду.
    Сатин размышляет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философ­ским взглядом на жизнь самого автора. Иллюстрацией такой точки зрения может служить монолог, произнесенный Сатиным: «Что та­кое человек? Это не ты, не я, не они, нет, это ты, я, они, старик, Напо­леон, Магомет… водном. Это огромно! В этом все начала и концы». Это значит, что не будет одинокого, обособленного, отчужденного человека. Настанет такое время, когда люди будут сплочены и объе­динены общими делами и идеями. Более всего в этом обществе бу­дет цениться человек. Он станет свободным, полноправным, гармо­нически развитым, прекрасным и величественным. Все будет в че­ловеке, и все для человека. Вот почему, утверждает Сатин, нужно уважать человека, не жалеть, не унижать его жалостью, а именно уважать. Это будет основой морали общества будущего, по мнению автора пьесы, поэтому имя Человека будет звучать гордо.
    Нельзя, пожалуй, согласиться с Сатиным в том, что уважение к человеку должно исключать сострадание к нему, милосердие. В то же время нельзя не отметить, что Сатину дорого то внимание к чело­веческой личности, чуткость к ней, которые проявлял Лука. Именно поэтому Сатин заявляет: «Старик не шарлатан… он подействовал на меня как кислота на старую и грязную монету», иначе говоря, Лука дал импульс для размышлений горьковского героя и для его широких обобщений, которые вобрали в себя высокую философскую прав­ду жизни. Горький здесь доверил Сатину свои собственные сокро­венные мысли.
    Идеи персонажей в пьесе «На дне» не всегда соответствуют за­нимаемому им и положению. Если взгляды Луки и его образ жизни совпадают, то идеи Сатина находятся в противоречии с его суще­ствованием. Слова о гордом человеке из монолога Сатина на самом деле принадлежат автору. В статье Н. Рыленкова «Мой Горький» есть такое рассуждение: «Знаменитые слова «человек это звучит гордо» мог сказать и кто-нибудь другой, но ни у кого они не прозву­чали бы с такой неотразимой силой внутренней убежденности, как у Горького». Автор пьесы не оставляет нам сомнения в том, что слова: «Ложь – религия рабов и хозяев», «Правда – бог свободного человека!», «Человек – вот правда!» – безусловно, принадлежат самому писателю.
    Вариант 2
    Пьеса М. Горького “На дне” написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу. Теперь же слово было предоставлено тем, кого обычно не только не слушали, но и не замечали.
    Человек и его предназначение занимают большое место в разговорах ночлежников. Спор возникает между сторонниками двух концепций – традиционной (религиозной) и новой (атеистической).
    Православное, народное понимание человека воплощено в образе Луки. Для него человек – проводник Божьей воли. От того, как он выполняет эту роль, зависит его личное счастье. Чтобы добиться успеха, человек должен верить не в себя, а в Бога.
    С точки зрения Луки, есть “люди”, а есть “человеки”, как “есть земля, неудобная для посева… и ‘есть урожайная земля…”. Все обитатели ночлежки всего лишь люди. Поэтому единственная благодать, которая будет им дарована, – смерть. Вот почему Лука убеждает Анну встретить смерть как долгожданное избавление от мучительного существования.
    Среди людей “дна” трудно встретить кого-нибудь, готового и способного не к смерти, а к жизни. Пожалуй, только Наташа и Пепел обретают смысл жизни друг в друге. Они еще молоды. Они могут вырваться из-под власти обстоятельств. Они способны обрести веру в Бога. А значит, они достойны надежды и благодати. Остальные же обитатели ночлежки заслуживают, по мнению Луки, только жалости. И он жалеет их, не заслуживших иной благодати, кроме смерти.
    Жалость – вот что отличает религиозное понимание человека от атеистического. Для Горького это имело огромное значение. По его словам, главный вопрос, который он хотел поставить в пьесе, звучит так: что лучше – жалость или истина?
    Атеистическая концепция сформулирована Сатиным. Он объявляет человека единственным законодателем, определяющим собственную судьбу. Воля каждого сильна и свободна. Человек свободен в своих поступках. Он в состоянии самостоятельно достигнуть благодати. Надо только верить в себя, а не в Бога, не в “праведную землю”, не во что-либо еще. Жалеть себя или другого бессмысленно, потому что никто, кроме самого человека, не виноват в его горестях. Разве можно жалеть того, кто осуществил свою волю? Если для верующих “блаженны нищие духом”, то для сторонников атеистических взглядов “блаженны сильные духом”. Это по-своему очень привлекательно. Пьеса Горького такова, что в ней сторонники религиозного взгляда заходят в логический тупик. Бог дает человеку закон. “Законопослушный” блажен, преступивший закон несчастен. Но ведь именно Бог, провидение, судьба делает тебя праведным или грешным! Это тоже закон. Может быть, поэтому в религиозной концепции и есть место жалости.
    Однако в критический момент утешитель Лука исчез, сбежал, дискредитировав себя и свою идею. И это не единственный сюжетный ход, позволяющий судить об авторской позиции, полагать, что сам Горький на стороне атеистов.
    Человек, замученный жизнью, может утратить всякую веру. Так и случается с Актером, который, разуверившись в милосердии Бога и не надеясь на себя, кончает жизнь самоубийством. Но самоубийство – высшее проявление свободы воли, а следовательно, отрицание религиозной жалости Луки. Смерть Актера означает для Горького победу атеистического взгляда на человека. Вот почему так спокойно реагирует на страшное известие Сатин. По его мнению, Актер обрел веру в себя.
    В пьесе “На дне” вера в человека одержала победу над верой в Бога. Это произошло потому, что автор сознательно сделал религиозную концепцию уязвимой. Вспомним хотя бы те случаи, когда Лука сам нарушает православные догматы.
    Когда Анна спрашивает его, что будет после смерти, он отвечает, что ничего не будет. И это не единственный пример.
    Горький хотел показать, что православие исчерпало себя и его надо заменять новой религией. Для “пролетарского писателя” эта религия – коммунизм. Спор о человеке в пьесе “На дне” оказывается средством, с помощью которого писатель показывает первые шаги своей новой религии, ее первые победы в умах людей. Эту тему он разовьет в романе “Мать”. Борьбе за торжество новой веры он посвятит всего себя. А уж судить о правомерности его выбора предстоит поколениям читателей.

  4. 1. Человек в условиях капиталистической действительно­сти: подавление высокой сущности человека, антигуманность общества (судьбы ночлежников в пьесе «На дне»).
    2. Разные точки зрения на человека в пьесе «На дне».
    а)  Костылев. По его мнению, человек должен приносить пользу ему, хозяину, работать на него, а значит, быть послуш­ным, привязанным к месту («Хорошие люди паспорта име­ют»). Его отношение к Луке и разговор с ним о «людях» и «человеках».
    б)  Бубнов — не верящий в человека циник. Для него лю­ди — «щепки», «все люди на земле лишние». Он не верит ни­чему хорошему в человеке («Ниточки-то гнилые!»; позиция в разговоре о правде и совести). Бубнов в самом себе утратил все человеческое, даже воспоминания о прошлом, за которые все остальные ночлежники цепляются как за последнее напо­минание о том, что и они люди.
    Позиции Костылева и Бубнова объединяет антигуманный подход к человеку.
    в)  Лука живет по принципу «ни одна блоха не плоха»; для него важен данный конкретный человек. Он по мере сил ста­рается приласкать и пожалеть всякого, кто в этом нуждается, даже помочь ему (разговоры с Анной, Настей, Пеплом, Акте­ром). Лука — гуманист, но его гуманизм действен только в среде «забитых жизнью», слабых людей; он — «как мякиш для беззубых». В то же время и у Луки есть свой романтический идеал («люди для лучшего живут»; притча о «праведной земле»).

  5. На мой взгляд, одним из самых выдающихся писателей нашего века является Алексей Максимович Пешков, более известный нам под псевдонимом Максим Горький.
    Все его творчество пропитано той искренней любовью и сочувствием к народу, которые сегодня очень редко встречаются в произведениях современных писателей. В самых ранних своих рассказах, таких, как “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Коновалов”, М. Горький был одержим одной идеей — понять психологию русского человека и показать все лучшие его стороны, не скрывая, впрочем, и недостатков. Все это, по-моему, ему прекрасно удалось.
    Долгое время творчество М. Горького рассматривалось весьма однобоко. Надо смотреть глубже. Нельзя закрывать глаза на порой очень важные вещи, например социальные причины “падения” героев пьесы “На дне” или причины их неспособности вернуться к нормальной, человеческой жизни. На это тоже надо обращать внимание, иначе понять произведение невозможно.
    Но что же все-таки основное в пьесе? Сами люди, в данном случае босяки, их психология, нравственная статичность — вот на чем заостряет внимание М. Горький.
    Что же такое человек, действительно ли это “звучит… гордо”, действительно ли “правда — бог свободного человека”? Вот о чем спорят герои пьесы. Мы же невольно втягиваемся в этот спор.
    Обсуждая эти вопросы в классе, мы так и не пришли к единому выводу. Мнения разошлись, но это и неудивительно, ведь сам М. Горький дважды менял свое отношение к Луке. Сначала он был на его стороне, затем отказался от этой идеи и принял самую правильную, на мой взгляд, позицию: ложь, какая бы она ни была, никогда не сможет возродить человека. Да, она может пробудить в нем стремление к лучшей жизни, но никогда такие люди, как обитатели костылевской ночлежки, не найдут силу подняться со “дна”.
    Для того чтобы разобраться, отчего они таковы, надо сначала ответить на все вопросы, поставленные в пьесе.
    Рассмотрим, что же привело их в ночлежку и каковы они на самом деле — герои М. Горького.
    У каждого героя была приличная работа. Актер играл в театре, наверное, хорошо играл, а главное, он любил это дело, но затем попросту спился. Это уже говорит о его слабой воле — бросить любимое дело и променять его на такую низкую потребность.
    Бубнов же “скорняк был… свое заведение имел”, а теперь ничего у него не осталось, просто выброшен из жизни на самое ее дно.
    У всех была работа, но теперь что с ними стало? В силу своей слабой воли, слабости души они все потеряли.
    И ничего, ничего не может их вернуть к прежней жизни. Даже, казалось бы, счастливое появление Луки, этого доброго старика, попытавшегося вселить в этих людей веру в себя, надежду на лучшее, никак не смогло побудить их к действию.
    Рассказом о месте, где лечат алкоголиков, Лука было растормошил Актера, тот захотел выкарабкаться со “дна”… Но так все намерения его и остались на словах. Уверяя Настю в существовании истинной любви к придуманному ею же Гастону, он пытается вселить в нее стремление действительно найти такую любовь, но и это не помогает.Вряд ли что сможет “возродить” Настю.
    Оказался неспособным к действиям и Пепел, которого будто бы разбудил рассказ Луки о праведной земле. Пепел даже собрался уехать в Сибирь с Наташей, вспомнил о совести, добре, лучшей жизни, но что из этого вышло? А попросту ничего.
    Не нужна таким людям “ложь утешительная, ложь примиряющая”. Ничего им помочь уже не может. Они пали так низко, что подняться уже не могут.
    Лука же, который верит в то, что человек изначально хорош, чист и только обстоятельства портят его, никак не виноват перед этими людьми. Нельзя его осуждать за то, что он обманывал их. Потом ведь еще неизвестно, может, и существует загробная жизнь, о которой Лука говорил умирающей Анне. Не виноват Лука и в самоубийстве Актера, ведь другой дороги у последнего и не было: либо смерть, либо дальше влачить такое жалкое, позорное для человека существование. Актер выбрал первое.
    И все-таки в этой галерее героев есть один, который пошел дальше всех, — Сатин. Конечно, это всего лишь герой слова, а не дела, но именно в его уста вложил эти замечательные слова автор: “Что такое — правда? Человек — вот правда!.. Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!”
    Да, именно правда нужна свободному человеку. Зачем ему ложь? Сильный, действительно свободный человек должен стремиться к правде, ради нее он должен бороться, всеми своими силами бороться.
    Сатин понимал это, и до глубины души обидно, что он ничего не сделал, чтобы достичь этой великой правды и выбраться с этого “дна”, притона “рабов и хозяев”, воров и шулеров.
    Все это доказывает, что абсолютно прав был М. Горький, показывая нам, что таких людей, как обитатели костылевской ночлежки, никакая ложь не может спасти. Эти люди сами виноваты в том, что с ними случилось, хотя и социальные причины сыграли не последнюю роль. То время было действительно сложным для нашей страны: заводы закрывались, люди оставались без работы, и приходилось им воровать, заниматься проституцией, чтобы хоть как-то зарабатывать себе и своей семье, если она есть, на пропитание.
    Вот такие люди, обычные босяки, жизнь и сознание которых описал в своей пьесе М. Горький, бродили по стране. И кому, как не ему, можно доверять в правдивости рассказа, ведь он сам провел несколько лет, бродяжничая, в бедности, как герои пьесы “На дне”. Ужасны и одновременно правдивы низость души, тупоумие, в конце концов, пустословие таких, как Бубнов, Клещ, Костылев, Барон, показанные в произведении. Жаль, что ничего не может вернуть этих людей к полноценной жизни…
    Ну а чем же все-таки окончился спор о человеке? А тем, чем он и должен был окончиться, когда спорили люди, которых с трудом можно назвать настоящими, — пустыми словами о правде и смысле жизни.
    Хотя не все так просто, ведь человек — это действительно “огромно”. В этом я полностью согласна с Сатиным. “Человек — это великолепно”, но только тогда, когда он честен, благороден, верит в себя, хранит чистоту души и, самое главное, остается способным к прекрасным, сильным,достойным человека поступкам.Вот к чему должен стремиться каждый, чтобы стать Человеком.

  6. Пьеса «На дне» была написана в период острого промышленно-экономического кризиса, который разразился в России в начале XX века, поэтому в ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле пьеса явилась приговором социальному строю, который сбросил на «дно жизни» и привел многих людей, наделенных умом, чувством и талантом, к трагической гибели.
    Живые картины нечеловеческих условий жизни говорили о начавшемся процессе крушения общественной системы, в которой рядом с сытой благоустроенностью «хозяев» существовал мир нищеты и страданий, втоптанных в грязь человеческих надежд и идеалов. У людей этого мира не осталось ничего, даже имени.
    Идеологическая злободневность сразу привлекла к пьесе внимание русской общественности и вызвала яростные споры между сторойниками различных идейных течений. «Свобода во что бы то ни стало! — вот ее духовная сущность» — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
    Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.
    Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а часто и физическая гибель. Умерла Анна, кончает с собой Актер, остальные изломаны и изуродованы жизнью. Но под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг торжественным гимном звучат слова о Человеке, его призвании, силе и красоте.
    Если человек по своей сути прекрасен, и только буржуазный строй низводит его до такого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для того, чтобы уничтожить этот строй и создать такие условия, при которых человек станет действительно свободным и прекрасным.
    Герои пьесы стремятся вырваться «на волю», но в то же время чувствуют собственное бессилие найти какой-либо выход из своей «тюрьмы». На этой почве у них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-нибудь надежду на будущее. Когда же иллюзорность надежд становится очевидной, эти люди гибнут. Смерть надежды вызывает смерть души.
    «Основной вопрос, который я хотел поставить, — говорил Горький о пьесе и интервью 1903 года, — это — что лучше, истина ИЛИ сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».
    Носителем идеи утешающего обмана в пьесе является Лука. Принцип его отношения к человеку — идея сострадания.
    Практическим выражением этой идеи становится утешающая иллюзия, во имя которой можно всегда пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни.
    Обращаясь к Пеплу, Лука спрашивает: «И чего тебе правда больно нужна?..» Ото — основной вопрос пьесы: что нужно человеку, правда, пусть даже самая тяжелая, или сострадание? Что есть человек творец жизни или ее раб? Этот вопрос задается каждому обитателю ночлежки, и на каждом проверяется возможный результат утешающего сострадания.
    Философия Луки разоблачается жизнью. Всем ходом пьесы Горький показывает бесчеловечность пассивного сострадательного гуманизма. Тем не менее, Лука честен, он хочет помочь людям, внушив им пусть иллюзорную, но надежду на будущее.
    Монолог Сатина звучит в связи с темой труда, в связи с развернутой картиной социального мира России. С другой стороны, Сатин способен нонять высокую мечту, но не способен бороться за нее. Отравленный «босяцким» анархизмом, социальным скепсисом, он зовет в итоге не к активности, а к ничегонеделанию.
    Да, человек достоин счастья и свободы уже потому, что он Человек. Но мало быть просто достойным великого звания. За него нужно бороться, нужно работать, нужно добиваться своей свободы и своего счастья активными действиями. Произведение Горького заостряет внимание на вечных проблемах добра, милосердия, социальной справедливости, заставляет задуматься о роли человека в его собственной жизни, о его предназначении.
    Читая пьесу «На дне», мы отчетливо видим проблемы, стоящие перед человечеством, мы задаем себе вопросы, на которые МОЖНО искать ответ на протяжении целой жизни. Потому что однозначных, приемлемых для всех ответов, наверное, до сих пор не существует. Одно ясно и определенно точно — в таком мире, который предстает перед нами со страниц произведения, жить невозможно. А значит, нужно стремиться изменить этот мир. И, может быть, начать нужно с самих себя.
    Возможно, именно в этом заключается основное предназначение человека. А вот пути реализации этого предназначения каждый выбирает для себя сам.

    Похожие сочинения

    СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”

  7. В пьесе «На дне» Горький затронул немалое количество проблем, актуальных по сей день. В пьесе рассматриваются дискуссии о смысле жизни, о человеке. Задача каждого спора рассмотреть вечное противоборство правды и лжи, проблемы восприятия жизни с точки зрения обитателя «дна».
    Длинный спор о человеке начинается до появления главного героя Луки, и продолжается после его ухода. В пьесе мы наблюдаем постоянное противоборство реальности с иллюзией: Квашня считает себя «свободной женщиной», Настя наивно мечтает о любви, знакомой из книг. Но все мечты, надежды развеиваются безжалостной правдой. Даже мнимая свобода и независимость обитателей «дна» оказывается вымыслом: они уже не могут уйти от реальности. Каждый обитатель «дна» полностью пропитан жестокостью, образовавшееся вследствие насильственного отторжения из нормального общества. Каждый обитатель, разочаровавшись в своих иллюзиях, пытается разрушить чужие надежды и мечты.
    С приходом Луки, споры о человеке приобретают особо острую форму. В отличии от остальных, Лука — мудрый проповедник, который пытается утешить своих товарищей по несчастью, а не доказывать, как остальные, свою правоту. Но слова утешения не помогают, и тогда Лука начинает лгать. Но ложь его не во имя выгоды себе, а во имя успокоения сердца и души. Своей ложью…
    Лука дает обитателям на время забыть о повседневных тяготах и заботах.
    Лука дарить каждому обитателю «дна» новую иллюзию: Актеру обещает бесплатное излечение от алкоголизма, Ваське Пеплу обещает привольную, спокойную жизнь. Анну Лука убеждает, что после смерти ее душа обретет умиротворенность и спокойствие. В ожидании этого покоя Анна решает еще немного помучаться на этой земле, но вскоре умирает без нравственных терзаний по мучающему так давно вопросу. Лука считает, что мир трудно изменить и поэтому нужно приспосабливать свои желания и потребности к нему. Нужно создать свой внутренний мир, который будет соответствовать твоим представлениям.
    Лука из жалости ко всем придумывает свое вранье. Он уверен, что спасти человека может только добро, помогающее найти свой истинный путь. Не смотря на это, автор не оправдывает своего героя. Горький говорит нам о том, что даже ложь во спасение не может никого уберечь от беды. Наоборот, человек, верующий в собственные иллюзии, поддается этому обману и перестает бороться, опускаясь тем самым на дно. Он готов терпеть все тяготя, но ничего не делать,- ведь это проще. В подтверждение этому можно привести слова Анны: «Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!».

  8. Пьеса М. Горького “На дне” написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу. Теперь же слово было предоставлено тем, кого обычно не только не слушали, но и не замечали.
    Человек и его предназначение занимают большое место в разговорах ночлежников. Спор возникает между сторонниками двух концепций — традиционной (религиозной) и новой (атеистической).
    Православное, народное понимание человека воплощено в образе Луки. Для него человек — проводник Божьей воли. От того, как он выполняет эту роль, зависит его личное счастье. Чтобы добиться успеха, человек должен верить не в себя, а в Бога.
    С точки зрения Луки, есть “люди”, а есть “человеки”, как “есть земля, неудобная для посева… и ‘есть урожайная земля…”. Все обитатели ночлежки всего лишь люди. Поэтому единственная благодать, которая будет им дарована, — смерть. Вот почему Лука убеждает Анну встретить смерть как долгожданное избавление от мучительного существования.
    Среди людей “дна” трудно встретить кого-нибудь, готового и способного не к смерти, а к жизни. Пожалуй, только Наташа и Пепел обретают смысл жизни друг в друге. Они еще молоды. Они могут вырваться из-под власти обстоятельств. Они способны обрести веру в Бога. А значит, они достойны надежды и благодати. Остальные же обитатели ночлежки заслуживают, по мнению Луки, только жалости. И он жалеет их, не заслуживших иной благодати, кроме смерти.
    Жалость — вот что отличает религиозное понимание человека от атеистического. Для Горького это имело огромное значение. По его словам, главный вопрос, который он хотел поставить в пьесе, звучит так: что лучше — жалость или истина?
    Атеистическая концепция сформулирована Сатиным. Он объявляет человека единственным законодателем, определяющим собственную судьбу. Воля каждого сильна и свободна. Человек свободен в своих поступках. Он в состоянии самостоятельно достигнуть благодати. Надо только верить в себя, а не в Бога, не в “праведную землю”, не во что-либо еще. Жалеть себя или другого бессмысленно, потому что никто, кроме самого человека, не виноват в его горестях. Разве можно жалеть того, кто осуществил свою волю? Если для верующих “блаженны нищие духом”, то для сторонников атеистических взглядов “блаженны сильные духом”. Это по-своему очень привлекательно. Пьеса Горького такова, что в ней сторонники религиозного взгляда заходят в логический тупик. Бог дает человеку закон. “Законопослушный” блажен, преступивший закон несчастен. Но ведь именно Бог, провидение, судьба делает тебя праведным или грешным! Это тоже закон. Может быть, поэтому в религиозной концепции и есть место жалости.
    Однако в критический момент утешитель Лука исчез, сбежал, дискредитировав себя и свою идею. И это не единственный сюжетный ход, позволяющий судить об авторской позиции, полагать, что сам Горький на стороне атеистов.
    Человек, замученный жизнью, может утратить всякую веру. Так и случается с Актером, который, разуверившись в милосердии Бога и не надеясь на себя, кончает жизнь самоубийством. Но самоубийство — высшее проявление свободы воли, а следовательно, отрицание религиозной жалости Луки. Смерть Актера означает для Горького победу атеистического взгляда на человека. Вот почему так спокойно реагирует на страшное известие Сатин. По его мнению, Актер обрел веру в себя.
    В пьесе “На дне” вера в человека одержала победу над верой в Бога. Это произошло потому, что автор сознательно сделал религиозную концепцию уязвимой. Вспомним хотя бы те случаи, когда Лука сам нарушает православные догматы.
    Когда Анна спрашивает его, что будет после смерти, он отвечает, что ничего не будет. И это не единственный пример.
    Горький хотел показать, что православие исчерпало себя и его надо заменять новой религией. Для “пролетарского писателя” эта религия — коммунизм. Спор о человеке в пьесе “На дне” оказывается средством, с помощью которого писатель показывает первые шаги своей новой религии, ее первые победы в умах людей. Эту тему он разовьет в романе “Мать”. Борьбе за торжество новой веры он посвятит всего себя. А уж судить о правомерности его выбора предстоит поколениям читателей.
    Беру!

  9. Текст сочинения:
    На мой взгляд, одним из самых выдающихся писателей нашего века является Алексей Максимович Пешков, более известный нам под псевдонимом Максим Горький.
    Все его ?ворчество пропитано той искренней любовью и сочувствием к народу, которые сегодня очень редко встречаю?ся в произведениях современных писателей. В самых ранних своих рассказах, таких, как Старуха Изергиль, Макар Чудра, Коновалов, М. Горький был одержим одной идеей понять психологию русского человека и показать все лучшие его стороны, не скрывая, впрочем, и недостатков. Все это, по-моему, ему прекрасно удалось.
    Долгое время ?ворчество М. Горького рассматривалось весьма однобоко. Надо смотреть глубже. Нельзя закрывать глаза на порой очень важные вещи, например социальные причины падения героев пьесы На дне или причины их неспособности вернуться к нормальной, человеческой жизни. На это тоже надо обращать внимание, иначе понять произведение невозможно.
    Но что же все-таки основное в пьесе? Сами люди, в данном случае босяки, их психология, нравственная статичность вот на чем заостряет внимание М. Горький.
    Что же такое человек, действительно ли это звучи?… гордо, действительно ли правда бог свободного человека? Вот о чем спорят герои пьесы. Мы же невольно в?ягиваемся в этот спор.
    Обсуждая э?и вопросы в классе, мы так и не пришли к единому выводу. Мнения разошлись, но это и неудивительно, ведь сам М. Горький дважды менял свое отношение к Луке. Сначала он был на его стороне, затем отказался от этой идеи и принял самую правильную, на мой взгляд, позицию: ложь, какая бы она ни была, никогда не сможет возродить человека. Да, она может пробудить в нем стремление к лучшей жизни, но никогда такие люди, как обитатели костылевской ночлежки, не найду? силу подняться со дна.
    Для того чтобы разобраться, отчего они таковы, надо сначала ответить на все вопросы, поставленные в пьесе.
    Рассмотрим, что же привело их в ночлежку и каковы они на самом деле герои М. Горького.
    У каждого героя была приличная работа. Актер играл в театре, наверное, хорошо играл, а главное, он любил это дело, но затем попросту спился. Это уже говори? о его слабой воле бросить любимое дело и променять его на такую низкую потребность.
    Бубнов же скорняк был… свое заведение имел, а теперь ничего у него не осталось, просто выброшен из жизни на самое ее дно.
    У всех была работа, но теперь что с ними стало? В силу своей слабой воли, слабости души они все потеряли.
    И ничего, ничего не может их вернуть к прежней жизни. Даже, казалось бы, счастливое появление Луки, этого доброго старика, попытавшегося вселить в э?их людей веру в себя, надежду на лучшее, никак не смогло побудить их к действию.
    Рассказом о месте, где лечат алкоголиков, Лука было растормошил Актера, тот захотел выкарабкаться со дна… Но так все намерения его и остались на словах. Уверяя Настю в существовании истинной любви к придуманному ею же Гастону, он пытается вселить в нее стремление действительно най?и такую любовь, но и это не помогает. Вряд ли что сможет возродить Настю.
    Оказался неспособным к действиям и Пепел, которого будто бы разбудил рассказ Луки о праведной земле. Пепел даже собрался уехать в Сибирь с Наташей, вспомнил о совести, добре, лучшей жизни, но что из этого вышло? А попросту ничего.
    Не нужна таким людям ложь утешительная, ложь примиряющая. Ничего им помочь уже не может. Они пали так низко, что подняться уже не могу?.
    Лука же, который вери? в то, что человек изначально хорош, чист и только обстоятельства пор?ят его, никак не виноват перед э?ими людьми. Нельзя его осуждать за то, что он обманывал их. Потом ведь еще неизвестно, может, и существует загробная жизнь, о которой Лука говорил умирающей Анне. Не виноват Лука и в самоубийстве Актера, ведь другой дороги у последнего и не было: либо смерть, либо дальше влачить такое жалкое, позорное для человека существование. Актер выбрал первое.
    И все-таки в этой галерее героев есть один, который пошел дальше всех, Сатин. Конечно, это всего лишь герой слова, а не дела, но именно в его уста вложил э?и замечательные слова автор: Что такое правда? Человек вот правда!.. Ложь религия рабов и хозяев… Правда бог свободного человека!
    Да, именно правда нужна свободному человеку. Зачем ему ложь? Сильный, действительно свободный человек должен стремиться к правде, ради нее он должен бороться, всеми своими силами бороться.
    Сатин понимал это, и до глубины души обидно, что он ничего не сделал, чтобы достичь этой великой правды и выбраться с этого дна, притона рабов и хозяев, воров и шулеров.
    Все это доказывает, что абсолю?но прав был М. Горький, показывая нам, что таких людей, как обитатели костылевской ночлежки, никакая ложь не может спасти. Э?и люди сами виноваты в том, что с ними случилось, хотя и социальные причины сыграли не последнюю роль. То время было действительно сложным для нашей страны: заводы закрывались, люди оставались без работы, и приходилось им воровать, заниматься прости?уцией, чтобы хоть как-то зарабатывать себе и своей семье, если она есть, на пропитание.
    Вот такие люди, обычные босяки, жизнь и сознание которых описал в своей пьесе М. Горький, бродили по стране. И кому, как не ему, можно доверять в правдивости рассказа, ведь он сам провел несколько лет, бродяжничая, в бедности, как герои пьесы На дне. Ужасны и одновременно правдивы низость души, ?упоумие, в конце концов, пустословие таких, как Бубнов, Клещ, Костылев, Барон, показанные в произведении. Жаль, что ничего не может вернуть э?их людей к полноценной жизни…
    Ну а чем же все-таки окончился спор о человеке? А тем, чем он и должен был окончиться, когда спорили люди, которых с трудом можно назвать настоящими, пустыми словами о правде и смысле жизни.
    Хотя не все так просто, ведь человек это действительно огромно. В этом я полностью согласна с Сатиным. Человек это великолепно, но только тогда, когда он честен, благороден, вери? в себя, храни? чистоту души и, самое главное, остается способным к прекрасным, сильным, достойным человека поступкам. Вот к чему должен стремиться каждый, чтобы стать Человеком.
    Права на сочинение “Спор о человеке в пьесе М. Горького На дне” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *